Пианист Олег Аккуратов – джазовый и академический музыкант. Ноты, гармонии и мелодии прочно вошли в его жизнь с 3-х лет, когда отец отдал его в специальную музыкальную школу в Ейске. Олег не видит с рождения, и на всех выступлениях его сопровождает папа – самый близкий ему и надежный человек.
Именно он сыграл наиболее значимую роль в воспитании будущего признанного пианиста. Олег Аккуратов тепло отзывается и о своих бабушке и дедушке – у них он перенял трудолюбие. Слава к юному Олегу пришла не сразу, но когда его стали приглашать на различные события классического и джазового формата, он стал с еще большим усердием проводить время за фортепиано.
В интервью порталу JazzPeople Олег Аккуратов признался, что самым любимым его занятием является заучивание наизусть крупных музыкальных произведений и гастролирование по миру с концертами.
О воспитании и отношениях в семье
– Олег, какое влияние оказали на ваше воспитание ваш отец и бабушка с дедушкой?
– Меня воспитывали не только бабушка и дедушка. Основная ответственность легла на плечи моего отца, с которым у нас прекрасные отношения. Он для меня не просто родной человек, но и наставник. При этом я не могу сказать, что учился у него чему-то конкретному – мы постоянно с ним находимся в контакте, мы вместе гастролировали по Индии, Китаю, Канаде, Америке, он бывает на всех моих концертах.
Академический и джазовый пианист Олег Аккуратов на репетиции
Я благодарен ему за то, что он всегда поддерживает меня. Я занимаюсь музыкой с детства, и все этим годы он рядом со мной. Его жизнь тоже связана с музыкой, и во многом благодаря его опыту, я могу развиваться глядя на него не только в музыкальном направлении, но и получать жизненный опыт.
Отец бывает на всех моих концертах
О сотрудничестве с Игорем Бутманом
– С чего началось ваше сотрудничество с Игорем Бутманом в 2013 году?
– Игорь Михайлович приехал к нам в Ростов-на-Дону на год раньше, в 2012-м. Я принимал участие в конкурсе «Мир джаза», в котором он был председателем жюри. Авторитетные судьи высоко оценили мое исполнение джазовых стандартов, в частности композицию Over the Rainbow Эрролла Гарнера и Cotton Tail , и присудили мне Гран-при.
Тогда же сделал мне предложение о сотрудничестве. Одним из первых наших совместных выступлений за рубеж было на Международном джазовом фестивале в Латвии – World Jazz Festival. Я благодарен ему за возможность гастролировать по разным городам и странам, играть потрясающую музыку с джазовыми музыкантами первой величины.
О джазе и классике
– Вы играете и джаз, и классическую музыку. Какое их этих двух направлений вам все же ближе и почему?
– Прежде всего я отмечу, что несмотря на то, что я играю классику и джаз, другие музыкальные направления меня тоже интересуют. В классике, например, музыкант должен соблюдать точность текста, динамику. В джазе тоже есть свои каноны, но он отличается большей импровизацией, главная его черта – свобода самовыражения. Ограничить ее нельзя, но и выйти за пределы стилистики тоже.
Обладая талантом, его нужно непременно демонстрировать публике
О музыке как образе жизни
– Музыка – уже неотъемлемая часть вашей жизни. Когда к вам пришла известность и как вы к ней относитесь?
Олегу Аккуратову одинаково сильно нравится играть классические и джазовые произведения
– Известность, думаю, пришла ко мне потому, что я много участвовал в конкурсах и демонстрировал свои музыкальные способности на публике. Если бы я, даже обладая талантом от рождения, не рассказывал о нем широкой аудитории, о нем бы никто не узнал, потому что никто бы так и не услышал мою музыку.
Я могу сказать, что большая сцена стала мне открываться в мои 14-15 лет. Уже тогда я стал одинаково много играть и классическую музыку, и джазовую.
Относительно того, как я отношусь к известности, интересный вопрос. По-настоящему известным артист становится тогда, когда востребован везде и всюду – его постоянно приглашают играть на концертах, вести фестивали, участвовать в шоу на телевидении и на радио.
– Что для вас важно в музыке более всего?
– Мне интересно играть обширные музыкальные произведения, например, сонаты Бетховена или Прокофьева, поэтому, как это ни странно, я очень люблю ноты. Мне нравится, и у меня получается запоминать большие сочинения на несколько листов. Я не скажу, что это очень просто, но у меня это вызывает определенный интерес, и я чувствую, что развиваюсь как инструменталист. Мне в этом помогают хорошая память и музыкальный слух.
Различать оттенки в произведении – для меня главное
Музыка для Олега Аккуратова – его особый мир, наполненные красками и эмоциями
Не менее важным я считаю необходимость соблюсти стиль композитора – нельзя играть Шопена как Моцарта, а Моцарта как Шопена. Различать оттенки в произведении – вот что я тоже считаю главным. Если говорить о джазе, то создавая музыку в латиноамериканском или этническом стиле, нужно соблюдать традиции этих музыкальных течений. Сюда же относится и техника игры – звучание меняется в зависимости от прикосновения к клавишам рояля.
О мотивации
– Почему вы изо дня в день продолжаете заниматься музыкой?
Кроме занятий музыкой Олегу нравится слушать аудиокниги с поэзией
– Я музыкант, и считаю, что в моей жизни так это и должно быть, если я хочу добиться успеха на профессиональном уровне. Я играю каждый день, занятия могут занимать у меня по 6-8 часов.
Свободное время у меня, конечно, тоже есть. Я могу послушать аудиокниги – мне в основном нравится поэзия: стихи Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Гумилева, Пушкина, Лермонтова.
Даже когда я не играю музыку, она все равно со мной. Музыка – это моя душа, мой язык, мои чувства, это мой мир. Музыкой я живу, дышу и дорожу.
Беседовала Виктория Мэлл
Фото предоставлены гостем интервью
Документальный фильм «Синкопа» об Олеге Аккуратове
(1989-10-21 ) (29 лет)
Краснодарский край ,
РСФСР , СССР
Оле́г Бори́сович Аккура́тов (21 октября (1989-10-21 ) , город Ейск , РСФСР , СССР - российский пианист , джазовый импровизатор и певец. Музыкант с рождения страдает амаврозом - полной слепотой.
Биография
Как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО принимал участие в мировой премьере международной благотворительной акции «Тысячи городов мира», выступал в резиденции Папы Римского .
Олег Аккуратов обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Виртуозно играет джаз, классические произведения. Может петь по-английски и по-немецки, самостоятельно научившись этому, слушая песни по аудиоплееру. Услышав мелодию, например по радио, может по памяти сыграть её на фортепиано. Любит поэзию и знает наизусть много стихов.
С 2013 года Олег Аккуратов тесно сотрудничает с Народным артистом России Игорем Бутманом. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра Олег совершил гастроли по Латвии, Израилю, Нидерландам, Италии, Индии, США и Канаде.
В 2013 году Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля «Триумф Джаза»
В мае того же года Олег вместе с контрабасисткой Кейт Дэвис, барабанщиком Марком Уитфилдом и саксофонистом Франческо Кафисо стал участником международного проекта Игоря Бутмана «Будущее джаза» , с которым выступил на фестивалях "Черешневый лес" в Москве и "Акваджаз. Sochi Jazz Festival" в Сочи.
В 2014 году выступал на церемонии закрытия Параолимпийских игр в Сочи.
В апреле 2015 года по приглашению Уинтона Марсалиса Олег выступил в Rose Hall нью-йоркского Линкольн-центра вместе с Jazz at Lincoln Center Orchestra.
В апреле 2016 года на лейбле Butman Music Records вышёл дебютный альбом пианиста “Golden Sunray”, записанный с Квартетом Игоря Бутмана.
1 февраля 2017 года в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки состоялся первый Большой сольный концерт Олега с участием Игоря Бутмана и специальных гостей
Конкурсы и премии
О нём
Один из лучших джазовых пианистов познакомил меня с Олегом. И это знакомство так меня поразило, что если бы он был сиротой, я бы его усыновила. Ведь это мечта иметь такого ребёнка! С тех пор у меня появилась цель: сделать всё возможное, чтобы о нём узнал весь свет. Я показывала Олега известным людям, брала с собой на концерты, вместе мы пели на творческом вечере Эльдара Рязанова , и это выступление произвело настоящий фурор в зале… Впереди было столько планов, такие перспективы открывались, и вдруг узнаю, что он не вернулся из Моревки. Олег, по сути, ещё ребенок. Он просто не понимает, что если рядом не будет настоящих учителей и наставников, он лишается будущего. А все мы лишаемся чуда его таланта. Людмила Гурченко , народная артистка СССР |
За 10 лет обучения этого гениального ребёнка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: «Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижёров и директоров концертных залов». Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймёт, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно. Владислав Тетерин , президент фонда «Мир искусства» |
Он показал отличный исполнительский класс - как в джазовом музицирова¬нии, так и в исполнении классического репертуара, а также уместно сопровождал игру ансамбля скэтом и битбоксом и прекрасно пел a capella, |
18 лет "РГ" следит за судьбой Олега Аккуратова - феноменально одаренного слепого музыканта из Краснодарского края.
Впервые мы рассказали о нем, когда Олегу было всего восемь лет и он учился в Армавирской специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей. И уже тогда убедились: необычный дар ребенка поражал всех, кто с ним соприкасался. Сотни разных людей все эти годы пестовали юный талант и радовались успехам Олега. А встреча с Людмилой Марковной Гурченко дала ему шанс стать настоящей мировой звездой. Актриса брала Олега с собой на концерты, пела вместе с ним на творческих встречах, уговорила бизнесменов купить для него дорогой концертный рояль. В 2008 году провожала его в Новосибирск на Международный конкурс пианистов. Выступление Аккуратова стало открытием конкурса - он на равных выступал со зрячими музыкантами и одержал триумфальную победу.
Осенью следующего года его ждала сцена Большого зала Московской консерватории, но он на ней так и не появился. Оказалось, по требованию родни Олег вернулся в крошечный поселок Моревка Ейского района, откуда его отправили в Армавирскую школу в шестилетнем возрасте. Теперь в доме кроме бабушки и дедушки жила вторая семья отца Олега с тремя детьми. Вот и пришлось ему становиться кормильцем большого семейства. Специально под него был создан джазовый коллектив "МИЧ-бенд", названный в честь бывшего ейчанина Михаила Ивановича Чепеля (отсюда аббревиатура). "МИЧ-бенд" стал коммерческим проектом столичного мецената, взявшегося опекать слепого музыканта. Билеты на концерты наспех сколоченного джазового коллектива, выступающего под брендом лауреата Международного конкурса пианистов Олега Аккуратова, шли нарасхват. Олег забросил учебу в Москве, по совету своих новых попечителей стал отказываться от участия в значимых культурных мероприятиях, куда его продолжали приглашать.
Не появился он и на премьере фильма Людмилы Гурченко "Пестрые сумерки", снятого с его участием и посвященного судьбе такого же одаренного слепого юноши. В титрах значится: "Рояль и вокал - Олег Аккуратов". Людмила Марковна мечтала, что выведет своего юного кумира на сцену и все увидят того, кто стал прообразом главного героя. Но этого не случилось.
"Пестрые сумерки" заканчиваются хеппи-эндом: знаменитый музыкант увозит начинающую звезду продолжать обучение за границей. В жизни все сложилось иначе. Родня Олега постаралась отсечь его от всех прежних контактов, даже от общения с великой актрисой. Но на похороны Гурченко его привезли. В интервью корреспондентам он сказал, что никогда не забудет, что сделала для него эта великая женщина. Склонив голову, шел за гробом, но сказать последнее "прости" так и не успел…
О дальнейшем развитии событий удалось узнать от директора Ейской школы искусств Елены Ивахненко.
Он попал к нам, окончив с помощью педагогов Армавирской музыкальной школы джазовый колледж и первый курс музыкального института в Москве, - поясняет она. - Забрали документы и перевели его в Ростовскую консерваторию. Его учителем и наставником здесь стал профессор по классу фортепиано Владимир Дайч. Больше года я ездила с ним в Ростов, за что родня даже спасибо не сказала. В это время Чепель вывез инструменты джазового оркестра, якобы подаренные нашему Дому культуры, чтобы в дальнейшем самостоятельно эксплуатировать талант Олега. Остается лишь изумляться, как парню все же удалось окончить консерваторию.
Связываемся с педагогом Олега, профессором Ростовской консерватории Владимиром Самуиловичем Дайчем.
Он у меня четыре года отучился по классу фортепиано, - поясняет профессор. - Феноменально одаренный музыкант, но расстались мы плохо. Уж не знаю, с чьей подачи, но поступил он бесчестно и непорядочно.
Оказалось, что прошлой осенью Аккуратов получил вторую премию одного из самых престижных музыкальных конкурсов в Москве. Договорились, что Владимир Самуилович будет готовить Олега к участию в конкурсе имени Чайковского, однако он… исчез.
У Олега был шанс стать всемирно знаменитым человеком, - сокрушается Дайч, но он его упустил. - Это крайне обидно. Слышал, что он в ресторанах играет, деньги зарабатывает. Нужное, наверное, дело. Но разве можно дорогим микроскопом гвозди забивать?! Впрочем, он сейчас занимается джазом и это, наверное, правильный выбор. Ведь тут не учитель главное, а личный талант и умение импровизировать. То есть то, чем он наделен природой в избытке.
С профессором они не виделись почти год. Олег забросил учебу в консерватории, пока однажды Елена Ивахненко не напомнила ему, что надо сдавать госэкзамены.
В мае нынешнего года он появился с вопросом: "Могу ли сдать госэкзамены", - рассказывает профессор Дайч. - День я с ним позанимался, и на следующий день он сдал экзамен. На том мы и расстались. У меня нет на него обиды, лишь сочувствие. Ведь сложись все по-другому, ему бы сейчас мир рукоплескал. Это удивительно одаренный человек. Лично я не теряю надежды, что он сумеет, превозмогая судьбу и сложившиеся обстоятельства, добиться очень многого. И, безусловно, я очень порадовался, когда узнал, что творческое шефство над Олегом взял Игорь Бутман. Возможно, с его помощью он перестанет забивать гвозди дорогим микроскопом. Олег - наше общее достояние. И его будущее должно быть небезразлично всем, кто думает о престиже страны.
Между тем
Пианист Олег Аккуратов принял участие в съемках программы "ДОстояние РЕспублики", посвященной Людмиле Гурченко. И спел в дуэте с Асланом Ахмадовым так чисто, трогательно и проникновенно, что многим в студии захотелось проголосовать именно за эту песню - знаменитую "Три года ты мне снилась". Разумеется, композиция звучала под фортепианный аккомпанемент Олега Аккуратова. Муж Гурченко - Сергей Сенин, рассказывая в программе историю знакомства Олега Аккуратова с Людмилой Марковной, подчеркнул, что иначе, как "чудом" и "ангелом", Гурченко талантливого пианиста не называла. И Олег еще раз подтвердил и свой талант, и свое предназначение на телевизионных съемках.
Программа "ДОстояние РЕспублики", посвященная Людмиле Гурченко, выйдет в эфир Первого канала в субботу, 14 ноября, в 19.00.
Олег Аккуратов - человек-сенсация и человек-праздник. Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром.
На сегодняшний день Олег Аккуратов уже одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах (только Гран-При и первые места!). У него за плечами опыт выступления на лучших сценах России, Европы, Америки, Китая, творческие работы с такими знаменитыми музыкантами как Людмила Гурченко и Монсеррат Кабалье, концерты с джазовыми звездами: знаменитым трубачом Уинтоном Марсалисом, вокалисткой Деборой Браун, международные гастроли с Оркестром Игоря Бутмана .
1 февраля 2017 года состоялся первый Большой сольный концерт Олега Аккуратова на сцене Московского Международного Дома Музыки. Накануне выступления мы поговорили с Олегом о его судьбе и творчестве.
Расскажи, пожалуйста, о годах обучения в Ростовской Консерватории. Ты попал туда после многих лет освоения музыкальных произведений с использованием системы Брайля. Сложно было адаптироваться к программе ВУЗа?
Надо сказать, что подход к обучению в консерватории оказался для меня значительно легче, чем в музыкальной школе. Нотная система Брайля отличается от обычной плоскопечатной тем, что выпуклые шеститочия, обозначающие ноты, нужно “читать” руками. То есть в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно, а потом соединять! В Консерватории я отошел от Брайля и переключился на компьютер - с помощью обычного плеера Nero ShowTime я замедлял темп и слушал каждый отрывок по 20 или по 200 раз, постепенно запоминая и воспроизводя музыкальное произведение.
Обучаться в ростовской консерватории мне было очень легко и приятно. С моим замечательным преподавателем, заслуженным артистом России Владимиром Самуиловичем Дайчем, я познакомился еще в 2002 году, то есть задолго до поступления в консерваторию. После перевода в Ростов из Московского института культуры, он стал моим профессором по классу фортепиано. Я с огромным удовольствием завершил у него курс классического фортепиано, а сейчас учусь в аспирантуре по специальности «камерный ансамбль».
Каким же музыкантом ты сам себя считаешь - академическим или джазовым?
Да, я перешел на джаз, и больше известен публике, наверное, именно благодаря джазу, но я никогда не переставал играть классику. Можно даже сказать, что джаз - это мой второй предмет, в большей степени хобби. При этом джазом я занимаюсь неустанно, также как с детства занимался классикой. И все-таки моя база, основа - это академическое фортепиано. Даже, когда я обучался по джазовой специальности в Московском Колледже эстрадного и джазового искусства, я всегда играл при этом и классику.
Буквально в конце прошлого года, 2 декабря у меня был большой сольный концерт в Филармонии Ростова-на-Дону (прекрасная акустика в зале, недавно они заменили рояли, так что играть там одно удовольствие). Я исполнил два отделения классической программы: две сонаты Бетховена - «Аврора» и «Аппассионата», ноктюрн ми-бемоль мажор и полонез Шопена, и семь пьес из цикла Чайковского "Времена года". Только классика и никакого джаза! А на бис - ми-мажорную сонату Скарлатти. Публика в конце просто неистовствовала!
Когда ты почувствовал себя уверенным джазовым исполнителем? Когда поверил в себя как в джазового пианиста?
После московского конкурса "Рояль в джазе". Я тогда учился у Михаила Моисеевича Окуня . Председателем жюри был Игорь Бриль , и Михаил Моисеевич также сидел среди судей. И тогда я почувствовал уверенность в выборе и стал отдавать джазу больше времени и сил, начал конкретно развиваться в этом направлении.
_______________
В ноябре 2006 года Олег Аккуратов получил Гран-при в номинации «Исполнитель джазовой музыки» и диплом I степени в номинации «Композиция, аранжировка и импровизация» на российском конкурсе молодых исполнителей джазовой музыки «Рояль в джазе» в Москве.
_______________
Но, наверное, еще важнее оказалась победа, которую я одержал два года спустя - на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске, моя первая весомая победа во “взрослом” музыкальном конкурсе. Там принимали участие и студенты, и выпускники, и состоявшиеся музыканты. Я сыграл три тура именно классической программы, выиграл и до сих пор помню название каждой пьесы, с которой выступал в конкурсе.
Кто из джазовых мастеров тебе близок и интересен?
Мне ближе традиция, чем contemporary jazz. Я люблю старых пианистов - Арта Тейтума , Оскара Питерсона, Дени Уилсона, Эрла Гарднера, Файнаса Ньюборна (не все, конечно, его помнят, но многие). Потом, естественно, Чик Кориа и Хэрби Хэнкок. Это уже более современные музыканты, но в их музыке именно то, что мне близко. Потом Гонсало Рубалькаба , Винтон Келли (мне он очень нравится, потому что играл именно традицию). Если говорить про вокалистов, то мне очень нравится и Фрэнк Синатра , и Элла Фицджеральд, Нэт Кинг Коул , Джулия Лондон, Дина Вашингтон, Натали Коул. Они все совершенно разные и каждый по-своему уникален. Есть очень неплохие современные джазовые певицы. Например Дэбора Браун, я с ней выступал в Ейске как пианист и вокалист. И, конечно, Ди Ди Бриджуотер. И Дайан Шур с ее огромным диапазоном - от си-бемоль большой октавы до си-бемоль второй октавы.
Сколько часов в день ты посвящаешь музыке? сколько времени занимаешься на иструменте?
Да, было время, когда в детстве я обязательно играл по два часа в день. Но я вырос и давно уже перешел на другой формат занятий - посвящаю музыке практически 24 часа в сутки. Утром я поднимаюсь, сажусь к роялю, что-нибудь учу, слушаю, занимаюсь, узнаю что-то новое и интересное в музыке. И это не только работа с инструментом, это еще и работа с голосом - я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова. Это и есть моя жизнь!
А помимо музыки я люблю слушать "говорящие книжки", люблю стихи Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, весь Серебряный век. И классику - Пушкина, Лермонтова, Тютчева...
Насколько тебе сложно работать в плотнейшем гастрольном графике, на самых разных площадках и в разных форматах?
Мне не тяжело, а наоборот очень приятно много выступать с самыми разными программами. Потому что я крайне неравнодушен к музыке - и к классике и к джазу. Музыка - это мое все, это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это трепетность, это все, чем я дорожу.
______________________________________________
Рассказывает папа Олега - Борис Игоревич Аккуратов
Наш Олег - это человек, рожденный в музыке. И об этом я могу судить объективно, а не только как его отец! Его талант оценили многие великие и уважаемые люди, музыканты. Олег учился в классе знаменитого джазового пианиста Михаила Окуня , близко общался с Людмилой Марковной Гурченко, выступал вместе с ней, участвовал в ее фильме.
Но и про свою семью и свои корни он никогда не забывал! Мы часто с Олегом поем дома, я беру в руки свою тульскую гармонь, играем ламбаду, поем казачьи песни... У нас ведь был свой казачий ансамбль "Курень" - мы выходили на курени, играли на выборах, выезжали в станицы.
Олег был с детства “зачарованным музыкой”. Вот помню - только принесли из роддома, совсем маленький, плакал в своей кроватке, но стоило включить музыку - затихал и слушал. Едва подрос, пошел, дотянулся до нашего старенького пианино "Кубань"… и начал повторять тему из Первого концерта Чайковского, который услышал по радио! Сначала одной рукой, а потом и вторую руку поставил на клавиатуру. Сам! И когда в пять лет он поехал в армавирский интернат, то один из старых, опытных преподавателей музыки сказал: "У этого мальчика руки от природы, с рождения поставлены правильно".
С пятилетнего возраста Олег учился в Армавирской специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей (мальчик родился незрячим, у него двусторонняя атрофия зрительного нерва). Закончил школу с отличием. Еще во время учебы, да и после нее Олег очень много ездил по разным конкурсам и концертам, за что огромное спасибо педагогам, придававшим большое значение его образованию и развитию.
Когда-то мне задали вопрос - не жалко ли было вам, отцу, маленького дитяку пятилетнего сдать в интернат. Да такого не может быть, чтобы я не переживал! Я же оторвал ребенка, первенца любимого от сердца. Но именно благодаря этому Олег стал жить и учиться в своей сфере, со своими ребятами, с прекрасными педагогами. Он был не просто равным среди равных, он чувствовал себя одним из лучших! Чего конечно не случилось бы в нашей простой соседской школе. В интернате он никогда не ощущал свой недостаток, прекрасно учился, развивал свой талант. И смог достичь многого! Олег не только талантливый музыкант, он владеет несколькими иностранными языками, по английски объясняется практически без акцента, о чем ему неоднократно говорили на гастролях в Америке. Понимает и может объясняться на немецком и итальянском! Олег - слухач, как и все в нашей семье, он легко воспринимает и воспроизводит чужую речь.
И еще я хочу сказать, что Олег - большой труженик, он трудился всегда, даже совсем маленьким. Буквально не отходил от рояля. И это для него была не просто игра или упражнение, музыка стала его духовной жизнью. И какие бы сложности у него не происходили, он никогда не переставал работать. А случалось очень разное... Однажды у него был травмирован палец на руке, лечили, разрабатывал руку заново. Но никогда не отступал.
VI международный фестиваль Будущее джаза в КЗ им. П.И.Чайковского
Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, Олег Аккуратов и Энтони Стронг
Концерт А Бу и Олега Аккуратова
Московский джазовый оркестр. Концерт к 100-летию Телониуса Монка
Олег Аккуратов - человек-сенсация и человек-праздник. Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром.
В свои 27 лет Олег Аккуратов одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах (только Гран-При и первые места!). И это несмотря на свой недуг - у Олега врожденная инвалидность (тотальная слепота).
Тем не менее, у него за плечами опыт выступления на лучших сценах России, Европы, Америки, Китая, творческие работы с такими знаменитыми артистами как Людмила Гурченко и Монсеррат Кабалье, концерты с джазовыми звездами: трубачом Уинтоном Марсалисом, вокалисткой Деборой Браун, международные гастроли с Игорем Бутманом и Московским Джазовым Оркестром.
1 февраля года состоится первый Большой сольный концерт Олега Аккуратова на сцене Светлановского зала Московского Международного Дома Музыки. Накануне выступления нам удалось поговорить с Олегом о его судьбе и творчестве.
Расскажи, пожалуйста, о годах обучения в Ростовской Консерватории. Ты попал туда после многих лет освоения музыкальных произведений с использованием системы Брайля. Сложно было адаптироваться к программе ВУЗа?
Надо сказать, что подход к обучению в консерватории оказался для меня значительно легче, чем в музыкальной школе. Нотная система Брайля отличается от обычной плоскопечатной тем, что выпуклые шеститочия, обозначающие ноты, нужно «читать» руками. То есть в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно, а потом соединять!
В Консерватории я отошел от Брайля и переключился на компьютер - с помощью обычного плеера Nero ShowTime я замедлял темп и слушал каждый отрывок по 20 или по 200 раз, постепенно запоминая и воспроизводя музыкальное произведение.
Обучаться в ростовской консерватории мне было очень легко и приятно. С моим замечательным преподавателем, Заслуженным артистом России Владимиром Самуиловичем Дайчем, я познакомился еще в 2002 году, то есть задолго до поступления в консерваторию.
После перевода в Ростов из Московского института культуры он стал моим профессором по классу фортепиано. Я с огромным удовольствием завершил у него курс классического фортепиано, а сейчас учусь в аспирантуре по специальности «камерный ансамбль».
- Каким же музыкантом ты сам себя считаешь - академическим или джазовым?
Да, я перешел на джаз, и больше известен публике, наверное, именно благодаря джазу, но я никогда не переставал играть классику. Можно даже сказать, что джаз - это мой второй предмет, в большей степени хобби. При этом джазом я занимаюсь неустанно, так же как с детства занимался классикой. И все-таки моя база, основа - это академическое фортепиано.
- Когда ты почувствовал себя уверенным джазовым исполнителем? Когда поверил в себя как в джазового пианиста?
После московского конкурса «Рояль в джазе». Я тогда учился у Михаила Моисеевича Окуня. Председателем жюри был Игорь Бриль, и Михаил Моисеевич также сидел среди судей. И тогда я почувствовал уверенность в выборе и стал отдавать джазу больше времени и сил, начал конкретно развиваться в этом направлении.
Но, наверное, еще важнее оказалась победа, которую я одержал два года спустя - на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске, моя первая весомая победа во «взрослом» музыкальном конкурсе. Там принимали участие и студенты, и выпускники, и состоявшиеся музыканты. Я сыграл три тура именно классической программы, выиграл и до сих пор помню название каждой пьесы, с которой выступал в конкурсе.
- Сколько часов в день ты посвящаешь музыке? Сколько времени занимаешься на инструменте?
Да, было время, когда в детстве я обязательно играл по два часа в день. Но я вырос и давно уже перешел на другой формат занятий - посвящаю музыке практически 24 часа в сутки. Утром я поднимаюсь, сажусь к роялю, что-нибудь учу, слушаю, занимаюсь, узнаю что-то новое и интересное в музыке.
И это не только работа с инструментом, это еще и работа с голосом - я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова. Это и есть моя жизнь!
А помимо музыки я люблю слушать «говорящие книжки», люблю стихи Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, весь Серебряный век. И классику - Пушкина, Лермонтова, Тютчева...
Насколько тебе сложно работать в плотнейшем гастрольном графике, на самых разных площадках и в разных форматах?
Мне не тяжело, а, наоборот, очень приятно много выступать с самыми разными программами. Потому что я крайне неравнодушен к музыке - и к классике, и к джазу. Музыка - это мое все, это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это трепетность, это все, чем я дорожу.