Описание картины Маковского «Свидание. Картина маковского "свидание"

26.04.2019

Свидание - Владимир Егорович Маковский. 1883. Холст, масло. 40 x 31,5 см

Наверное, самое пронзительное произведение на социальную тему у Владимира Маковского – это картина «Свидание», которую автор закончил писать в 1883 году. Здесь явно читается влияние художественного передвижного объединения, ставившего во главу угла проблемы современного им общества.

Герои картины – самые бедные представители русского народа, мать и сын. Юноша, из-за нехватки средств, был отдан в город в подмастерья, а это тяжёлая многочасовая и мало оплачиваемая работа. Его мать пришла его навестить, привезя из гостинцев лишь лепёшку хлеба.

Мальчик одет в грязный тёмный фартук, из-под которого видна пёстрая рубаха с закатанными рукавами. На ногах и вовсе ничего нет – босиком стоит юноша на земляном полу. Удивительно лицо героя: зритель не сразу узнаёт в нём мальчика, скорее, это лицо мужчины. Черты огрубели, взгляд сосредоточен на еде, а выражение не по-детски серьёзно.

Мать, закутанная в платок, показана Маковским в профиль. Она задумчиво глядит в пустоту, размышляя о непростой доле сына. Как болит и стонет её материнское сердце… Плечи её укрывает грубый тулуп, а простая шерстяная юбка подсказывают нам, что она пришла из деревни, и, скорее всего, пешком. На дворе стоит зима, так что путь её был не из простых.

Их встреча лишена объятий, разговоров и вообще какого-либо общения – измученные герои устали от тяжкого труда и переживаний. Декорации, на фоне которых разворачивается их безрадостное свидание, только подчёркивают крайнюю нищету. Их встреча происходит в какой-то мрачной комнате с почерневшими деревянными стенами, где из предметов обихода мы можем заметить лишь глиняный кувшин, стоящий на бочке. Кажется, что мы можем услышать, как висит в этом тесном помещении звенящая тишина.

В картине преобладает тёмный колорит, «разбавленный» лишь яркими контрастными пятнами – одеждой и лицами героев. Маковский специально высветил лица матери и сына с помощью известного приёма – на них падает естественный солнечный свет из небольшого окна, который живописец нарочно не включает в композицию.

Что касается композиционного построения, здесь Маковский остаётся верным себе – он максимально близко придвигает героев своего сюжета к зрителю, чтобы мы могли рассмотреть их лица и потухшие глаза. Этим и достигается огромный эмоциональный эффект.

Худой мальчишка с взрослым лицом не старше 13 лет, необычайно голодный, босой, одетый в бедную неопрятную одежду, и его мама, которая потчевает сына хлебом – сюжет, рисующий глубочайшую жизненную трагедию типичных представителей бедного слоя населения России. А ещё от работы веет беспомощностью и безнадёжностью.

Картину «Свидание» по силе эмоционального воздействия можно сравнить разве, что с «Маленькими шарманщиками», созданными за 15 лет до описываемого произведения.

Маковский никогда не ограничивался отображением социальных проблем, за что и был осуждаем другими передвижниками, но если он всё же обращался к данной проблеме, то делал это со свойственной ему ответственностью и душевностью, именно поэтому социальные работы художника по-прежнему находят отклик в наших сердцах.

История одного шедевра: Владимир Маковский "Свидание"

Владимир Егорович Маковский "Свидание". 1883. Холст, масло. 40 x 31,5 см, Государственная Третьяковская галерея.

Наверное, самое пронзительное произведение на социальную тему у Владимира Маковского – это картина «Свидание», которую автор закончил писать в 1883 году. Здесь явно читается влияние художественного передвижного объединения, ставившего во главу угла проблемы современного им общества.
Герои картины – самые бедные представители русского народа, мать и сын. Юноша, из-за нехватки средств, был отдан в город в подмастерья, а это тяжёлая многочасовая и мало оплачиваемая работа. Его мать пришла его навестить, привезя из гостинцев лишь лепёшку хлеба.
Мальчик одет в грязный тёмный фартук, из-под которого видна пёстрая рубаха с закатанными рукавами. На ногах и вовсе ничего нет – босиком стоит юноша на земляном полу.
Удивительно лицо героя: зритель не сразу узнаёт в нём мальчика, скорее, это лицо мужчины. Черты огрубели, взгляд сосредоточен на еде, а выражение не по-детски серьёзно.
Мать, закутанная в платок, показана Маковским в профиль. Она задумчиво глядит в пустоту, размышляя о непростой доле сына. Как болит и стонет её материнское сердце… Плечи её укрывает грубый тулуп, а простая шерстяная юбка подсказывают нам, что она пришла из деревни, и, скорее всего, пешком. На дворе стоит зима, так что путь её был не из простых.
Их встреча лишена объятий, разговоров и вообще какого-либо общения – измученные герои устали от тяжкого труда и переживаний. Декорации, на фоне которых разворачивается их безрадостное свидание, только подчёркивают крайнюю нищету.
Их встреча происходит в какой-то мрачной комнате с почерневшими деревянными стенами, где из предметов обихода мы можем заметить лишь глиняный кувшин, стоящий на бочке. Кажется, что мы можем услышать, как висит в этом тесном помещении звенящая тишина.
В картине преобладает тёмный колорит, «разбавленный» лишь яркими контрастными пятнами – одеждой и лицами героев. Маковский специально высветил лица матери и сына с помощью известного приёма – на них падает естественный солнечный свет из небольшого окна, который живописец нарочно не включает в композицию.
Что касается композиционного построения, здесь Маковский остаётся верным себе – он максимально близко придвигает героев своего сюжета к зрителю, чтобы мы могли рассмотреть их лица и потухшие глаза. Этим и достигается огромный эмоциональный эффект.
Худой мальчишка с взрослым лицом не старше 13 лет, необычайно голодный, босой, одетый в бедную неопрятную одежду, и его мама, которая потчевает сына хлебом – сюжет, рисующий глубочайшую жизненную трагедию типичных представителей бедного слоя населения России. А ещё от работы веет беспомощностью и безнадёжностью.
Картину «Свидание» по силе эмоционального воздействия можно сравнить разве, что с «Маленькими шарманщиками», созданными за 15 лет до описываемого произведения.
Маковский никогда не ограничивался отображением социальных проблем, за что и был осуждаем другими передвижниками, но если он всё же обращался к данной проблеме, то делал это со свойственной ему ответственностью и душевностью, именно поэтому социальные работы художника по-прежнему находят отклик в наших сердцах.

В доме отца - Егора Ивановича Маковского постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Не удивительно, что все дети: дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и интузиаста, стали художниками.
Александра не столь известна, как её братья. Во второй половине 19 века женщина-художник всё ещё исключение, нежели правило.
Константин избрал самостоятельный путь. Произведения, созданные им, отличаются жанровой тенденцией, его полотна отличаются поэтичностью, трогательностью образов.
Владимиру нет равных. В своих многочисленных полотнах затронул и показал жизнь всех социальных групп и слоёв России.
Николай живописец жанрист и автор исторической части Москвы.

В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ - Е И. Маковского.
С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.
Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).
В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.
После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.
В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.
В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста. Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.
Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны ^гладкой живописной манере. Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".

Задачи:

  • приобщить школьников к шедеврам живописи, познакомить с замечательным русским художником В.Е.Маковским и его картиной «Свидание», учить выделять главную мысль картины, рассмотреть выразительные возможности наречий, совершенствовать умение использовать их в своих тексте описательного характера.
  • Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание, расширять их кругозор, словарный запас, формировать речь (научиться переводить зримый образ в словесный), развивает логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к произведению искусству.

Оборудование: репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание», учебник «Русский язык» 7 кл.

Ход урока

1. Сообщение учителем темы урока.

Сегодня мы отправимся на экскурсию в Третьяковскую галерею, чтоб там познакомиться с картиной русского художника В.Е.Маковского «Свидание». Мы приступили к изучению темы «Наречие» и важно не только находить эту часть речи в тексте, но и необходимо правильно использовать ее в своей речи. А сейчас послушаем наших экскурсоводов (Запись на доске темы урока; «Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею. Художник В.Е.Маковский и его картина «Свидание». Составление рассказа по картине с использованием наречий).

2. Сообщение уч-цы о художнике (С использованием презентации.)

Эта картина относится к бытовому жанру, жанру, который изображал жизнь в ее повседневных проявлениях и занимал одно из ведущих мест в русской живописи 19 века. Свое отношение к жизни, гнев и возмущение по поводу страданий и унижений, переживаемых простыми людьми, свое уважение и сочувствие к ним передовые русские художники 60 – 80 годов выразили в своих картинах. Одной из картин, ставшей подлинной классикой нашего искусства является картина Владимира Егоровича Маковского «Свидание». Он родился в Москве в семье крупного чиновника, большого любителя живописи, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Маковский поступил в это училище, затем перешел в Академию художеств. В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей», написанной для академической выставки, получил академическую золотую медаль имени Лейбрена. В 1874 году за картину «Любители соловьев» был удостоен звания академика.

Тонкий и наблюдательный, Маковский создал картины, с тяжелым изображением сторон быта и жизни людей. В своей картине «Крах банка»(1881) художник с психологической глубиной передал отчаяние и удивление жертв краха. Правдивые жизненные сцены передал он в картинах «Посещение бедных» (1874), «В приемной доктора» (1870) и «Получение пенсии».

На картине «Посещение бедных» изображена барыня – благодетельница, посетившая бедную семью чиновника. С любопытством разглядывает она бедняков. Невольно задерживаешь взгляд на фигуре ожиревшего лакея, который с презрением смотрит на неказистую обстановку.

На второй картине притягивает к себе внимание женщина, советующаяся со священником и ожидающая от него исцеления.

В картине «Получение пенсии» очень удачно дана дама генеральша, пришедшая со своим мальчиком и лакеем за пенсией.

Картина «Вечеринка» показывает людей, готовых к борьбе за благо народа.

В картине «Осужденный» он ввел невинно осужденного революционера.

Маковского интересовала жизнь детей бедноты, и в своих картинах он раскрывает тяжелую долю. Свои сюжеты он берет из сельской и городской жизни.

С любовью рисует художник деревенских ребят, которые полны жизни, несмотря на нужду и недостатки, несмотря на нищенскую одежду и неопрятный вид. Им близка русская природа. Им он посвятил картины «Ночное», «Игра в бабки».

Тяжелая доля детей, живущих в городе, представлена в других красках и других образах. Здесь он изображает забитых, потерявших детский облик детей. В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними. Об этом в русской литературе говорилось много раз. Ярким примером является стихотворение «Плач детей» Н. А. Некрасова.

3. Чтение стихотворения «Плач детей» Н. А. Некрасова учеником.

4. Художественное чтение рассказа А. П. Чехова «Ванька» учителем наизусть.

Что объединяет все эти произведения? (Тема детства)

Ярким примером является картина «Свидание», написанная в 1883 году.

5. Рассматривание репродукции картины «Свидание»

6. Беседа по картине.

Какое впечатление производит картина?

О чем хотел рассказать нам художник? (О свидании матери со своим сыном, живущим в городе).

Какова композиция картины?

Кто является героями картины?

(В центре картины крестьянка, одетая в темно-синий деревенский полушубок, коричнево - красный платок, и красную юбку работа: незнакомые слова записываются в пестрое ситцевое платье повязанная платком).

Какие мелкие детали дополняют этот образ? (Котомка и палка, которые она положила рядом со старой, рассохшейся бочкой).

Какая деталь в облике много говорит о женщине? (Палка - путь был долгий, трудный).

Теперь поговорим о мальчике. Что мы можем сказать о нем? (Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке – принадлежность его профессии – вышел к матери в неуютные, грязные сени. Он с жадностью набросился на принесенный матерью гостинец.

Вот этот гостинец. О чем он говорит? (О бедности матери, только беспросветная нужда заставила мать расстаться с сыном, отдать его в учение. - В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними).

Проанализируем колорит картины. Какие краски преобладают? (Картина написана в мрачных темных тонах. В ней нет ничего лишнего, никаких бытовых подробностей).

Почему? (Это дает возможность художнику сосредоточить все внимание зрителей на двух фигурах: матери и сына.)

Какова главная мысль картины? (Тяжелая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния.)

Я рада тому, что вы очень внимательно рассмотрели картину. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием наречий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется наречием. (Дети дают формулировку правила).

Итак, ваша задача: как можно больше подобрать по картине наречий, которые помогли бы вам написать сочинение. Работаем (Дети проговаривают, я записываю на доске).

7. Работа по учебнику. Упр. 240. Чтение словосочетаний

8. Составление плана сочинения.

I. Слово о русском художнике К. Е. Маковском.

II. Встреча матери с сыном. (Описание картины «Свидание»).

1. Композиция картины.

2. Описание главных героев.

3. Значение цвета в пейзаже художника.

III. Мое впечатление о картине.

9. Устный рассказ по картине.

10. Домашнее задание: написать сочинение по картине В. Е. Маковского “ Свидание”.

Использованная литература: Д.Д. Зверев Беседы об искусстве на уроках рисования.

Знаменитая картина В. Маковского «Свидание» была написана в 1883 году. Она является типичным произведением «передвижников» и посвящена теме обнищания деревни и нелегкой жизни народа. Драматизм произведения, как это часто бывает у В. Маковского, смягчен лирическими нотками.

Сюжет картины прост. Мать-крестьянка пришла на свиданье к сыну, отданному в город в подмастерья. Мать и сын не смотрят друг на друга. Внимательному зрителю эта немая сцена расскажет многое.

Лицо мальчугана лет тринадцати серьезное и бледное. Он босоног, хотя на дворе зима, в грубых штанах, грязной рубахе и фартуке. Мальчик жадно набросился на принесенный матерью свежий калач.

Изможденное лицо женщины выражает нежность и умиление. Поза и весь грустный облик выдает то тяжелое чувство, которое испытывает она при редких встречах с сыном. Понятно, что отдать сына в город на обучение ремеслу ее заставила глубокая нужда.

Настроение, эмоциональный строй картины подчеркивается ее колоритом. Самыми скромными красками В. Маковский рисует убогую одежду и нищую, безрадостную обстановку: деревянные стены, потемневшие от времени, земляной пол. С глубокой проникновенностью пишет художник лица матери и сына. Тяжелая жизнь наложила на них свой отпечаток. Глядя на хмурое, не по годам серьезное лицо мальчика-подростка, вспоминаешь Ваньку из рассказа А. П. Чехова.

В.Маковский изобразил типичный случай из жизни простых людей, заставляя нас сопереживать и сочувствовать их горю и страданиям.

Помимо описания картины В. Е. Маковского «Свидание», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Владимир Егорович Маковский "Свидание". 40 x 31,5 см. холст, масло, 1883год.

Картина Маковского "Свидание" стала такой же характерной для русской живописи, как, например, "Тройка" Перова или другие некоторые картины передвижников. Драматическое содержание редко выступает в картинах Маковского в открытом виде. Чаще всего оно смягчено лирическими нотками, которые определяют общий эмоциональный строй произведения.
Сюжет картина Маковского "Свидание" прост и немногословен. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Она сидит возле босого и оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач. Они не смотрят друг на друга, но весь облик женщины, ее сосредоточенно-грустное лицо выдают глубокое горестное чувство, которое она испытывает при встрече с сыном. Только крайняя нужда заставила эту женщину разлучиться с ним и отпустить из родного дома. Созданный Маковским образ русской крестьянки глубоко правдив и национален. Его следует расценивать как большую удачу художника. Молчаливая сцена много говорит о жизни, говорит не языком бесстрастного наблюдателя, но человека, проникнутого любовью к народу. Мягкий и задушевный тон картины "Свидание" сказался и на ее колорите, на том гармоничном единстве, к которому приведены скупые и скромные краски убогой обстановки и простой крестьянской одежды. Частный эпизод показан в картине Маковского "Свидание" как явление, типичное для царской России, с характерным для эпохи капитализма обнищанием деревни, ростом крестьянской бедности, эксплуатацией детского труда. Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго. Жизнь в неволе, в чужих людях, тоска по дому наложили на него тяжелый отпечаток. По своему содержанию и задушевному тону картина Маковского "Свидание" близка к появившемуся тремя годами позже, в 1886 году, рассказу А. П. Чехова "Ванька", в котором с глубокой проникновенностью раскрыта тяжелая участь мальчика-подмастерья, попавшего из деревни в обучение к сапожнику. Изображая рядовые случаи, которые встречались на каждом шагу, художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей, заставляя горевать вместе с ними и радоваться их радостями.

Е. В. ЖУРАВЛЕВА В. Е. Маковский (М., Искусство, 1972)



Похожие статьи
 
Категории