Пальчиковый театр в детском саду. Виды театров в детском саду и атрибуты для театрализованных игр

22.02.2019

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Пальчиковый театр как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста СЛАЙД 1 В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с нарушением в речевом развитии становится всѐ актуальней. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками. Исследования показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, приобретают навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память. В XX веке такие исследователи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, М.Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что "умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной". Однако, несмотря на то, что детские педагоги и психологи отмечают эффективность пальчикового театра в развитии мелкой моторики, лишь немногие из них применяются в детских садах. Анализ программ "Истоки", "Детство", "Программа воспитания и обучения в детском саду" показал, что работа по развитию мелкой моторики не является приоритетной и ей не уделяется должного внимания. 1

2 СЛАЙД 2 Поэтому, работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатель, учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в постоянной работе. К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр. Пальчиковый театр это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.. Также пальчиковый театр это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций. Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста. СЛАЙД 3-5 Пальчиковые театры это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из клубочков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы. 2

3 СЛАЙД 6-9 На протяжении трех лет в нашем саду реализовывался проект «Театр для всех!». Его участниками были дети, их родители и педагоги. Осуществление данного проекта началось в учебном году. Работая в учебном году воспитателем подготовительной группы, мы вместе с детьми инсценировали сказку «Заюшкина избушка», принимали участие в шоу карнавальных масок, а также, участвуя в проведении «Сказочных гастролей» в детском саду демонстрировали сказку на зонте «Маша и медведь». В учебном году моими воспитанниками были дети первой младшей группы. И при проведении театральной недели они участвовали в сказочных гастролях с пальчиковым театром «Курочка Ряба», и в развлечении «Потешный фольклор» (обыгрывали этюды, потешки и мини-сценки). Пальчиковый театр проводиться как во время занятий по плану воспитателя, так и в свободное от занятий и режимных моментов время. В особенности, пальчиковый театр мной проводится как способ игровой деятельности детей. В пальчиковых театрализованных играх принимают участие все дети группы. Свою работу в этом направлении я строю следующим образом. СЛАЙД Например, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" дети сначала знакомятся со сказкой. Непосредственно во время разыгрывания пальчикового театра дети вспоминают героев сказки, ход событий в ней, старательно отвечают на поставленные вопросы по содержанию, разучивают движения кукол, тем самым способствуют развитию мелкой моторики рук. Потом уже сами в свободное время от деятельности играют без помощи воспитателя. СЛАЙД С большим удовольствием дети разыгрывают сказку "Колобок", и даже вспомнили песенки по этой сказке: "Я колобок, колобок, по амбару метѐн." 3

4 спев вместе с воспитателем. После пальчикового театра, дети во время игровой деятельности сделали успешную попытку разыграть эту сказку. СЛАЙД 14 Пальчиковый театр " Репка " вызывает интерес у детей. Вспоминая моменты из сказки, дети отвечают на поставленные воспитателем вопросы и сами разыгрывают в игровой деятельности без помощи воспитателя эту сказку. СЛАЙД В детском саду были организованы выставки «Такой разный театр» и «Необычные превращения обычных вещей». СЛАЙД Я совместно с детьми и их родителями принимала участие в создании этой выставки, в которую вошли экспонаты моего театрального уголка. Пальчиковый театр является одним из наиболее успешных средств в развитии мелкой моторики с широко проработанной теоретической базой и богатой исторической подоплекой. Особенно это важно в связи с тем, что в настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности кисти руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Таким образом, о пальчиковом театре можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл его состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребѐнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребѐнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковый театр хороший помощник для того, чтобы подготовить руку ребѐнка к письму, развить координацию. Учѐными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. СЛАЙД 19 4

5 Благодарю за внимание! 5


ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Фасхутдинова Эльвира Ринатовна музыкальный руководитель МАДОУ «Д/С 402» г. Казань, Республика Татарстан ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО

Долгосрочный проект для детей первой группы раннего возраста Тип проекта: познавательно творческий. Сроки реализации: долгосрочный проект 9 месяцев Участники проекта: дети, педагоги, родители. «Мы играем

Елкина Наталья Валерьевна, воспитатель 1 квалификационной категории «Развития мелкой моторики рук в театрализованной деятельности». Меня всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Колосок» п. Буранный Доклад На тему: Развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности Выполнила: музыкальный

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Опыт работы Арутюнян Анелии Рудольфовны воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 25 комбинированного вида Курортного района города Санкт-Петербурга «Умка» Методические разработки для педагогов ДОО групп раннего

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - «ДЕТСКИЙ САД 128» ПРОЕКТ «Рука развивает речь» Из опыта работы воспитателя Зыковой Юлии Юрьевны Актуальность Сегодня,

ТТГ «Ребенок и книга» Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Подготовила: Я.Н. Лукичева, воспитатель МБДОУ 6 «Светлячок» т. о Гаджиево 2017 год Театральная деятельность

Развитие и поддержка творческой одарённости детей 4-5 лет посредством «Пластилиновых сказок» Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей,

Проект: «Умные пальчики» Руководители проекта: Педагог-психолог: Искакова Н.Н. Учитель логопед: Зимина В.В. 2015г. В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что

Методическое объединение воспитателей старших групп детей общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет Сообщение из опыта работы по теме: «Театр как средство формирования связной речи у детей дошкольного

Обоснование темы Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ» Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании дошкольников. Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Консультация для воспитателей Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Театрализованная

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки «Репка». Тема проекта "Играем в сказку «Репка». Автор составитель: Е. А. Лаврухина, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного

Тема проекта: «Развитие речи посредством театрализованной деятельности». Авторы проекта: воспитатели 1 младшей группы: Безотечество Е. В. Чичканова Л. Ю. Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой,

Управление образования администрации г.о. Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 "Светлячок" Проект Мини музей «ЗНАКОМЬТЕСЬ ТЕАТР!» Автор проекта: Воспитатель

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игры

Театрализованная деятельность в детском саду Выполнила: воспитатель подготовительной группы Кощекова Т.А. Задачи театрализованной деятельности в подготовительной группе. Развивать самостоятельность в организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 126г. Борзи» Проект «Мы любим сказки» Выполнила: Муратова В. В. Воспитатель 1 квалификационной категории 2015 г. Проект «Мы любим сказки»

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детским садом 65 комбинированного вида Е.А.Савичева 2015г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 65 комбинированного вида ПРОГРАММА «Умные

План работы по самообразованию воспитателя 2016 2017г. г. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в жизни детей» Автор составитель: Муравьева Елена Геннадьевна Воспитатель МБДОУ детский сад 58 г. Апатиты Мурманской области Цели консультации:

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад 34 Центрального района г. Санкт- Петербурга «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего возраста» (Методическая

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

Проект «Театр для всех» Подготовила: Воспитатель МКДОУ д/сад 12 «Аленушка» Музафарова Т.Е. Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно, для этого ребенку нужно полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому в младшем дошкольном возрасте

Опыт работы во второй младшей группе воспитателя Дульцевой Ольги Петровны «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»-это тема моего самообразования. Как

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 31 г. Могоча, Забайкальский край УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ д/с 31 Кузнецова М. В. 2016 г. ПРОЕКТ «Эти прелестные сказки» для детей младшего

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ Елена Гринбаум Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенные трансформации

«Система кружковой работы по театрализованной игровой деятельности в детском саду» МБДОУ 35 «ДЕЛЬФИН» Бугульминский муниципальный район Республики Татарстан г Бугульма Руководитель: воспитатель первой

Григорян Л.Р. Роль кукольного театра в развитии детей 2-3 лет // Академия педагогических идей «Новация». 2016. 08 (август). АРТ 26-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548 РУБРИКА: ДОШКОЛЬНОЕ

«Сказка - лож, но в ней намек - по развитию речи всем урок» Развитие детей дошкольного возраста очень многогранно и индивидуально, важно не упустить ни одной грани. По этому, в нашем детском саду мы проводим

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Марина Санникова ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ Талант это степень самовыражения детей в той или иной сфере деятельности. Одаренные дети:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вид 33» Проект «В гости сказка к нам пришла» Выполнил: воспитатель Власова Е.Н Проект «В гости сказка к нам пришла»

СЕМИНАР «Театрализованная деятельность в детском саду» Цель: 1. Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников. 2. Совершенствование практических навыков, необходимых в работе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Отчет о реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном

Информационный лист ЛЭПБУК «СКАЗКИ МАЛЫШАМ» Авторы работы: Шипулина Марья Владимировна, Бехалова Наталья Юрьевна Воспитатели МАДОУ «ЦРР д/с 144», город Пермь 1. Лексическая тема «Мои любимые сказки» 2.

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Автор-составитель: Т.М.Андриевская, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Провела: Токарева Е.С воспитатель Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным художественно-эстетическим направлением Проект взаимодействия с родителями «В

Полное название Программа краткосрочной образовательной практики программы «Профессия актёр: театр теней» ФИО автора Анциферова Светлана Геннадиевна Возраст детей 4-5 Количество 4 занятий Максимальное

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 10 «Чебурашка» Мастер-класс для родителей на тему: «Читаем и играем с малышами» Подготовили: Богданова Оксана Владимировна Голобокова

Педагогический проект во второй младшей группе 5 «В игры-драматизации играя, все стороны личности мы развиваем» Воспитатели: Елисеева Т. А. Сухочева М. В. Актуальность В игре драматизации происходит совершенствование

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста. Воспитатели подготовительной группы «Смешарики» МБДОУ 379: Д. Д. Мамаджанова Л. А. Фаттахова «Ребѐнок учится мыслить, учась говорить,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида 13» Проект по театрализованной деятельности «Сказку делаем мы сами» Актуальность: Каждый

ТЕМА ПРОЕКТА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ: «Пальчики - моторчики»

БДОУ г.омска 50 «Театрализованный уголок в подготовительной к школе группы 2» Воспитатель 1 кв. категории Дмитровская Е.А. Обоснование выбора темы Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка» Подготовила: Арцыбасова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского муниципального района Республики Марий Эл «Семейный театр как средство гармонизации

Родительская академия «Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста». Цели: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; 2. обозначить взаимосвязь развития мелкой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детского сада 14 «Брусничка» План по самообразованию воспитателей: Аникиной Светланы Александровны на 2016 2017 учебный год Тема: «Развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Березка» общеобразовательного вида «Предметно-пространственная образовательная развивающая среда по художественно-эстетическому

Игровое пособие «Сказка из лукошка» для развития связной речи детей дошкольного возраста Номинация «Путешествие по сказкам, потешкам и прибауткам» ЗАЯВКА на участие в районном фестивале педагогических

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников, посредством прищепкотренажера, как условие успешного овладения навыками письма Пояснительная записка Данная методическая статья посвящена описанию развивающего

Ключникова Елена Васильевна Паслась Вера Петровна Бушуева Ольга Михайловна МБДОУ «Детский сад 61 «Семицветик» г. Старый Оскол, Белгородская область Развитие мелкой моторики пальцев рук у младших дошкольников

Пояснительная записка к учебному плану группы ЦИПР. Настоящий учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 63» г. Находка. Нормативные

Содержание: 1. Пояснительная записка 3 2. Расписание НОД на 2016 2017 учебный год 5 3. План практических занятий 6 4. Литература 7 Пояснительная записка Программа ориентирована на всестороннее развитие

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ. 1.Охрана жизни и здоровья детей 1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей 1.2 Состояние участка 1.3 Организация деятельности детей в течение дня 1.4 Организация

Педагогический проект ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ «До пяти лет ребёнок строитель самого себя из чего бы то ни было». Федосова Людмила Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед: Добрякова И. А. Воспитатель: Шарыпова А. А. МБДОУ «Детский сад 64» В настоящее время проблема развития

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский «Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной

Утвержд Заведу, Приня Педагоги Дата: 26.09.2013г. План кружковой работы «Театральная мастерская» Возрастная группа: подготовительная воспитатель: Иордан Татьяна Алексеевна Учебный год: 2013 г.- 2014г.

БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками». Анализ методики по применению комплекса игр и упражнений на развитие зрительно моторной координации с воспитанниками от

Проект по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста 1 МАДОУ «Десткий сад комбинированного вида 1 г.шебекино Белгородской области» «Умелые пальчики» Подготовили: воспитатели Якушева С.А.

Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников через использование технологии проектирования музыкальный руководитель первой квалификационной категории МАДОУ «ДС 28 г. Благовещенска» Рыбченко

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МБДОУ д/с 87 «Рассвет» г. Брянска Сообщение подготовила: воспитатель Яцкова Лариса Васильевна 1. Чтение художественной литературы

Рукан Наталья Валерьевна,

воспитатель

второй квалификационной категории

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель: развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;

Описание : вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук, декорации.

Подготовка: Установить декорации, распределить роли.

Вариативность использования:

Разучивание потешек;

Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;

Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»…;

Придумай свою сказку;

Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание);

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);

-«Назови какого цвета герой?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая).

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковый театр имеет большое значение для развития ребенка.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Пальчиковый театр:

Стимулирует развитие мелкой моторики;

Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

Развивает воображение, память, мышление и внимание;

Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

Формирует творческие способности и артистические умения;

Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Так же пальчиковый кукольный театр развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Художественная литература имеет огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Наряду с героями русских народных сказок используются и новые, полюбившиеся детям современные герои "смешарики". Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, используются разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

"Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир", - эти слова С.И. Мерзляковой.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Старшие дети вместе со взрослыми принимают участие в показе пальчикового спектакля малышам, где они учатся работать в коллективе и где воспитывается доброе отношение к малышам. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Используемая литература.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателя детского сада. М., 1999.

2. Истомина З.М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника. Изв. АПН РСФСР. 1966.

3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1982.

4. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников. М., 1941.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 2007. №1.

6. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.

7. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. 2008. №3.

Пояснительная записка

В связи с увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей.

Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д.). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности.

Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применят средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен.

Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

  • Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
  • Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
  • Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
  • В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
  • Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Основное содержание

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

1. Подготовительный этап.


б. Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2. Основной этап.


б.Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

1. Подготовительный этап.


б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
в. Введение куклы нового персонажа

2. Основной этап.


б. Придумывание детьми нового сюжета
в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

3. Заключительный этап.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Работу по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра предлагается проводить с соблюдением следующих требований:

I. Требования к организации занятий:

  1. Занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа над пересказом, второй день – работа над рассказом;
  2. На занятиях присутствует несколько детей (от 2 д о 5)
  3. Занятия проводятся с соблюдением временного регламента: 15 – 20 минут.

II. Требования к структуре занятий:

  1. Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
  2. На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
  3. В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

III. Требования к речевому материалу:

  1. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий (приложение № 1);
  2. Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ:
  3. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь;
  4. На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

IV. Требования к применению пальчикового театра:

  1. Во время апробации серии занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром;
  2. Куклы пальчикового театра являлись наглядностью при формировании связной монологической речи;
  3. Внешний вид куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем детьми;
  4. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки. (Исключение – новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу);
  5. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
  • Кукла полностью надевается на палец;
  • Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
  • Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;
  • Положение куклы – вертикальное.

6. Закреплялись основные виды действий с куклой:

  • Надевание на палец;
  • Имитация шагов куклы с передвижением руки;
  • Повороты;
  • Покачивания;
  • Поклоны.

7. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

Примеры занятий

Приведем пример занятия в соответствии с данной последовательностью.

Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

Первым этапом в работе является построение пересказа, так как пересказ – более легкий вид монологической речи, осуществляющийся с опорой на уже готовый речевой образец, который необходимо воспроизвести.

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.

В качестве речевого материала выступают адаптированные сказки с исключенными диалогами:

Адаптированная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась. Захотелось ей жить в теремке. Спросила она, кто в теремке живет. Никто не отзывается. Вот вошла она в теремок и стала в нем жить. Прискакала лягушка-квакушка. Увидела теремок и спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка — норушка жила. И стали они жить вместе …. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и тоже захотел там жить. Спросил, кто в тереме живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. И Медведь захотел с ними жить. А влезть не может и решил на крыше жить. Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Погоревали да договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

б. Уточнение понимания прочитанного: беседа.

Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Детям дается образец связного описательного рассказа, предъявляются куклы – что служит вспомогательным средством для составления описательного рассказа:

Вспомним, какие герои были в сказке. Рассмотрим их по очереди. Послушайте как я расскажу про лягушку — квакушку: это лягушка – квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами, а еще она умеет квакать. А теперь вы расскажите про любого героя.

Обсуждение сюжета.

Для закрепления знаний и составления повествовательного рассказа детям даются вопросы по содержанию сказки:

Где жили наши герои? Кто первый заметил теремок? Второй? … Кто пришел последний и разрушил теремок? Куда он забрался? Почему? Что случилось потом?

в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

На данном этапе в занятие включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

Вспомним, как правильно надевать куклу? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

Обыгрывание сказки совместно с детьми. Педагог рассказывает сказку, дети помогают.

2. Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра

Составление самостоятельного рассказа описания без образца, но с опорой на куклы:

Придумай рассказ про понравившегося тебе героя. Опиши его, а мы должны догадаться о ком ты говоришь.

б. Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

Дети обыгрывают сказку без посторонней помощи. Так как на занятии присутствует группа детей, пересказ строится по цепочке:

Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку. Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

Дети пересказываю сказку без посторонней помощи и наглядности в виде кукол. Является завершающим моментом в работе над пересказом.

Второй этап работы над связной монологической речью – формирование у детей умения составлять рассказ. Детям необходимо изменить сюжет в соответствии с изменившимися условиями.

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии

В начале работы детям предлагается вспомнить, что было пройдено на прошлом занятии, в качестве вспомогательного средства выступают куклы:

Вспомним, какую сказку мы проходили на прошлом занятии? Вот наши герои. Сегодня мы сочиним для них новую сказку.

б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

Пальчиковая гимнастика «Теремок», закрепление правил пользования куклой.

в. Введение куклы нового персонажа

Изменение сюжета осуществляется за счет введения в сказку нового персонажа:

Посмотрите, кого из героев не было в нашей сказке?

2. Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра

Дети должны составить описательный рассказ без опоры на образец рассказа, но с опорой на куклы:

Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках встречается? Из какой сказки пришел к нам и как вы думаете, зачем?

б. Придумывание детьми нового сюжета

Детям необходимо придумать, как изменится сюжет, если в нем будет фигурировать новый персонаж. При необходимости задаются наводящие вопросы. В составлении сюжета опорой служат куклы старых персонажей и нового.

в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

Обыгрывание нового сюжета детьми.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа – составление самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

Выводы

На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Пальчиковый театр, представляющий собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии.

Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета.

В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строился коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками.

На начальных этапах работы могут возникнуть определенные трудности, связанные с использованием пальчикового театра.

Например: дети совершают нецелесообразно широкие движения куклой, куклы спадает с пальцев детей и пр. При соблюдении требований данные трудности ликвидируются за счет повторения правил пользования куклой на каждом занятии и закрепления их в практической деятельности.

  • Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  • Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  • Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  • Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с.
  • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  • Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей: . методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.- 176с. +цв. вкл.
  • Режиссерская игра в детском дошкольном учреждении. [Электронный ресурс].
  • Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. }

Похожие статьи
 
Категории