Памятник от слова память. «Памятник» - от слова память

09.03.2019

Памятник – от слова "ПАМЯТЬ"

Памятники возводятся в память какого-то события, или человека, важного для общества. Памятники возвращают нас в прошлое, не дают забывать знаменательные или трагические события, воспитывают подрастающее поколение. В нашем районе тоже есть свои исторические и памятные места. Одни больше известны, другие - меньше, а о некоторых, наверное, и не все озинцы знают. У каждого из памятников своя история установления, "возраст" и облик. Но сегодня хотелось бы поговорить не столько о самих памятниках, сколько об отношении к ним.

Слава богу, в свое время мы не поддались вакханалии вандализма, оправдать которую ненавистью к советской эпохе или другими идеологическими причинами никак нельзя. Грешно и даже смешно мстить памятникам – этим безмолвным свидетелям нашей жизни. Они не могут отвечать за прошедшие этапы истории или изменить её. Разрушенные памятники восстанавливаются. Рано или поздно. Пример тому в нашем районе – восстановленный в Балашах Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сохранились у нас и памятники В.И. Ленину. Даже приезжающие в район областные журналисты то ли с удивлением, то ли с благодарностью отмечают, что в Озинках есть памятник вождю мирового пролетариата, отмечая при этом, "только его почти не видно в зарослях деревьев". Думаю, все же видно, раз разглядели. Я немного о другом. А вы, озинцы, замечаете этот памятник? Вряд ли. Основанием для такого вывода послужил небольшой эксперимент. Как-то специально опросила порядка десятка человек, помнят ли они, в каком положении запечатлен на этом памятнике Ленин? И знаете, задумались все, но правильно не ответил никто, хотя вариантов было много.

Ответственность перед историей не возникнет на пустом месте. Память нуждается в постоянной подпитке. И памятники без ложной скромности можно назвать теми самыми звеньями одной цепи, что позволяет сохранить историческую связь между поколениями.

У каждого времени свои памятные даты. И памятники тоже свои. Разве думали, уходя на фронт в сороковые роковые, новобранцы о том, что многие из них вернутся домой "в граните и бронзе"… И в бой они шли, как скажет потом о них поэт Твардовский, "не ради славы - ради жизни на земле". Ради жизни на земле пали на фронтах сражений 5363 наших земляков. И в райцентре, и в каждом большом селенье непременно есть памятник павшим землякам. Пусть они неброские, скромные. Главное – они есть. Но всегда ли мы бережно к ним относимся – вопрос другой. Да, к 9 Мая все они приводятся в порядок. Но пройдут торжественно-печальные церемонии, и к некоторым рукотворным памятникам народная тропа, к сожалению, зарастает. Нечасто вы увидите перед ними клумбы с живыми цветами. Еще реже тех, для кого и предназначены памятники – людей. Спросите сегодняшних школьников, чьи фамилии выбиты на обелиске – ответят не все. А часто ли у памятников проходят Часы памяти, Уроки мужества и другие классные и внеклассные мероприятия? А ведь памятники должны "работать". "Работать" с точки зрения патриотического воспитания. Поступки наших дедов - пример для новых поколений. Но, умолчав о подвигах предков сейчас или делая это формально, мы рискуем потом забыть о них. Мы сами делаем свою историю, память, облеченная в форму памятника, - наше воздаяние тем поколениям, которые в свое время отстояли наше Отечество для нас, ныне живущих. И разве не у памятника воину-освободителю могли родиться эти стихотворные строки:

А ветер доносит нам: "Память храните…"

Как тяжко молчанье под гнетом двойным.

И вслух я прочел имена на граните

По списку вечерней проверки войны…

"Книга Памяти" - еще один скорбный памятник погибшим, пропавшим без вести, умершим от ран. Есть эта книга во всех библиотеках, но насколько она востребована – вопрос.

Пожалуй, из всех памятников наиболее посещаем памятник Воину-освободителю и Вечный огонь на центральной площади Озинок. Здесь практически всегда живые цветы, и это, в основном, благодаря традиции молодоженов. А почему бы не зародиться еще одной хорошей традиции? Например, молодежи взять шефство над каждым памятником и сделать так, чтобы у его подножья с весны до поздней осени цвели цветы и чтобы сюда хотелось прийти с поклоном.

Практически не используется в воспитательных целях памятник участникам локальных войн и чернобыльцам. Пусть памятник этот очень скромный. Но ценность любого памятника определяется не материалом, из которого сделан, и даже не величием, а подвигом людей, в честь которых он установлен.

Согласна, саму память из человека нельзя вытравить ничем. Она дана нам на генном уровне и всегда будет совестливой и справедливой в лучшей и здоровой части общества. И все же нам нужны памятники как символы нашей истории. Говорят, что народ, который не помнит своего прошлого, это народ без будущего. Само слово памятники произошло, как не трудно догадаться, от слова память. Давайте же будем думать о своем будущем уже сейчас. Сохранить память и памятники - это должно быть свято.

Светлана КУЛИБАБИНА

В Молдове практически в каждом населённом пункте есть памятники или воинские захоронения времён Второй мировой войны, но они требуют постоянного содержания и ремонта. В бюджетах местных властей на эти цели, как правило, не хватает денег.

Однако, к счастью, у нас в стране есть неправительственные историко-патриотические молодёжные и ветеранские организации, благодаря которым память о героях не стёрта, а памятники, обелиски и мемориалы не сравнены с землёй. Недавно этот вопрос был поднят и на уровне президента.

Только б не было войны

Многие из тех, кто не жил в войну, не испытал на себе все её ужасы и трагедии, зачастую не могут понять чувств и душевного состояния ветеранов-фронтовиков. К сожалению, находятся и такие политики, которые, будь их воля, давно бы запретили празднование Дня Победы, снесли бы памятники времен Великой Отечественной, предали б забвению тех, кому мы все обязаны своими жизнями и мирным небом над головой.

Но, к счастью, всё же в Республике Молдова до сих пор 9 Мая - в День Победы, и 24 августа - в День завершения Ясско-Кишинёвской операции - чествуют ветеранов войны, и по случаю памятных дат проходят марши и торжественные мероприятия. Но есть те, кто не ограничивается лишь праздничными датами. На протяжении целого года ряд общественных организаций, представители гражданского общества, местные органы власти занимаются ремонтом памятников Второй мировой и благоустройством воинских захоронений.

В июле 2017 года парламент принял Закон о воинских памятниках и объектах, возведённых в память о военных событиях, который регламентирует этот важный вопрос. В Молдове есть памятники республиканского, районного и местного значения, которые находятся на балансе разных органов власти. Республиканские управляются центральными властями, большие памятники в сёлах - районными, а маленькие - примэриями этих населённых пунктов. Но, учитывая экономическую и политическую ситуацию в нашей стране, не всегда власти на местах спешат этим заниматься, оправдываясь дефицитом средств.

Рассыпающаяся «Вечность»

Постоянную нехватку финансов испытывает и Министерство обороны, на балансе которого, например, находится памятник республиканского значения - Мемориальный комплекс «Вечность». Этот объект, увековечивший память павших в Великую Отечественную войну освободителей Кишинёва и Молдовы, сегодня вновь требует капитального ремонта. Хотя с момента предыдущей реконструкции мемориала прошло всего 12 лет. Тогда, в 2006 году, составляющие объекты композиции ремонтировали, как выясняется, не самыми качественными материалами.

Это утверждает экс-депутат парламента, председатель Славянской правозащитной организации «Вече» Николай Гуцул. По его словам, организация договорилась и выполнила заказ по изготовлению качественных гранитных изделий на предприятии «Карельский гранит» на общую сумму в 3 млн 738,8 тыс. леев для ремонта мемориального комплекса «Вечность», но вот исполнители работ на мемориале сэкономили на… клее. Вместо дорогого, но качественного, был закуплен клей подешевле и похуже, который под воздействием влаги не выдержал кое-где тяжести плит. Была использована и не самая лучшая тротуарная плитка.

Ещё месяц назад комплекс представлял довольно неприглядное зрелище: разбитые плиты с именами героев Советского Союза; идущая «волнами», расколотая во многих местах тротуарная плитка; обветшавшее караульное помещение (протекает крыша, просели фундамент, оконные проёмы и парадная лестница; образовались трещины на стенах), разбитые и поваленные уличные фонари, повреждены и другие композиции мемориала. И что самое кощунственное - некоторые индивиды превратили отдельные участки этого мемориала в отхожее место.

Территория воинского кладбища сегодня также оказалась под угрозой, - рассказывает руководитель неправительственной организации Русский историко-патриотический клуб Алексей Петрович, активно занимающейся поиском без вести пропавших во Вторую мировую войну солдат и благоустройством воинских захоронений. - Дело в том, что верхняя часть мемориального комплекса юридически принадлежит мэрии Кишинёва, а точнее, Центральному кладбищу. Вдоль рядов солдатских захоронений продолжают хоронить заслуженных граждан нашей страны, абсолютно не считаясь с концепцией и общечеловеческим пониманием данного военно-исторического объекта. Вскоре рядом со строгими рядами воинских захоронений появятся горы свежих венков, столики, оградки… Колокольня на границе воинского кладбища также разрушается, у бронзового колокола неизвестные вандалы вырвали «язык», среди братских могил - следы выгула домашних животных. При этом никаких запрещающих табличек по периметру не наблюдается.

Слово президента!

Такая ситуация послужила поводом для того, чтобы 2 апреля памятник проинспектировали советник президента Молдовы по образованию, культуре и исследованиям Корнелиу Попович, представители Минобороны и Русского историко-патриотического клуба. Официально было зафиксировано плачевное состояние мемориала, и предварительно были высказаны предложения, как можно исправить ситуацию.

Говорилось о том, что нужно конкретно определить правовые нормы, регулирующие уход и содержание мемориального комплекса. Кроме того, важно передать «Вечность» на баланс кишинёвской мэрии, у которой есть финансовые средства для содержания и благоустройства этого объекта. У Минобороны, как было признано, таких материальных ресурсов нет. А ещё шла речь о необходимости проведения расчётов, позволяющих выяснить, во сколько обойдётся капитальный ремонт мемориального комплекса..

Некоторое время спустя Мемориальный комплекс посетил и президент страны Игорь Додон , чтобы лично ознакомиться с положением дел. Увидев плачевное состояние мемориала, глава государства пообещал обратиться к правительству и руководству Минобороны, чтобы они изыскали средства, необходимые для приведения комплекса в порядок к 9 Мая и обеспечили достойное проведение мероприятий по случаю Дня Победы. И эти работы действительно были проведены. Также обсуждался вопрос начала капитального ремонта объекта после завершения праздника, чтобы хотя бы к 75-й годовщине освобождения Молдовы от фашизма в 2019 году восстановить «Вечность». Игорь Додон сказал, что если на ремонт не найдётся достаточно финансов в бюджете, то будет объявлена социальная кампания по сбору средств на эти работы.

Гражданское общество в помощь

Таких памятников, как Мемориальный комплекс «Вечность», требующих ремонта, у нас в стране сотни. Когда на работы по их ремонту и благоустройству власти не спешат или не могу выделить деньги, в таких случаях большая надежда возлагается на профильные неправительственные организации, на их способности вести диалог с властями, убеждать их и напоминать о нашем священном долге сохранить память об освободителях, и изыскивать средства на ремонты памятников.

Увековечиванием памяти солдат, погибших на молдавской земле, занимаются в Молдове ряд НПО, самыми активными из которых являются Славянская правозащитная организация «Вече», Русский историко-патриотический клуб и организация «Август». А 6 марта 2017 года был создан Национальный координационный комитет «Победа», который призван увековечить память павших защитников Родины, воспитывать молодёжь в патриотическом духе и противодействовать фальсификации истории. В состав этого комитета вошли поисковые, молодёжные, ветеранские, научно-исследовательские и другие патриотически направленные организации Молдовы.

В марте нынешнего года, отчитываясь за работу, проделанную за минувший период, глава комитета «Победа», он же руководитель Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович, положительно оценил деятельность по многим направлениям, но в то же время посетовал, что «по ряду причин Комитет не смог уделить достаточного внимания работе по сохранению военно-исторического наследия». За 2017 год было благоустроено лишь два небольших монумента в сёлах Спея Новоаненского и Каракуй Хынчешсткого районов.

Наши волонтёры оказали посильную помощь в приведении в порядок воинского кладбища на мемориале «Вечность» после постигшей страну снежной стихии, - отметил Петрович. - Вначале текущего года Комитет «Победа» оперативно отреагировал на акты вандализма, совершённые в отношении памятников боевой славы в Хынчештском, Резинском и Унгенском районах. По заявлениям входящих в него организаций в каждом случае против злоумышленников возбуждены уголовные дела.

Вместе с тем, глава комитета «Победа» сказал в комментарии сайт, что они стараются по мере возможностей оказывать всяческую поддержку местным властям по реставрации и благоустройству памятников.

Сейчас у нас в проекте реставрация нескольких памятников, на которые были найдены финансовые средства - в сёлах Жеврены Криулянского района и Спея - Ново-Аненского, где мы принимаем участие в работах и пытаемся помочь местным органам власти привести в порядок воинские захоронения, - сказал Алексей Петрович.

24 апреля Русский историко-патриотический клуб и общественная организация «Август» в рамках подготовительных мероприятий по случаю 73-й годовщины победы в Великой Отечественной войне благоустроили братскую могилу советских воинов - защитников Кишинёва.

В 2017 году мы перезахоронили останки 62-х солдат, за минувшее время земля на могиле просела, края её заросли бурьяном, - рассказал Алексей Петрович. - Мы расчистили территорию, насыпали свежей земли, выровняли площадку. Приводили захоронение в порядок, потому что у Минобороны сегодня нет возможности сделать это своими средствами.

Чтобы помнили

Активную работу по восстановлению, сооружению, реконструкции мемориальных комплексов, музеев боевой Славы и воинских захоронений ведёт и Славянская правозащитная организация «Вече», возглавляемая экс-депутатом парламента Николаем Гуцулом. За 23 года существования под её управлением и при финансовом участии были отремонтированы более 70 памятников истории.

Благодаря существенной спонсорской помощи, поступившей в адрес организации «Вече» из различных регионов России, Украины и Республики Беларусь, а также от экономических агентов Молдовы, были реализованы десятки крупных проектов, - рассказал Николай Гуцул. - Был восстановлен Мемориальный музей Штаба 2-го Украинского фронта в селе Малиновское Рышканского района; завезли 70% стройматериалов для реконструкции мемориального комплекса «Шерпенский плацдарм» и мемориального воинского захоронения в городе Бельцы ; отремонтированы памятники героям-пограничникам на пограничных заставах в Кагуле , Котул-Морий и Стояновке , мемориальный комплекс павшим советским воинам в сёлах Стольничены и Унгурь соответственно, Единецкого и Окницкого районов; реконструирован мемориал «Виктория» у села Леушены Хынчештского района и воинское захоронение «Курган Славы» у села Шерпены Ново-Аненского района и многие другие. Были годы, когда мы восстанавливали по 5-7 объектов, сейчас, в среднем - по три. В 2018 году планируется отреставрировать пять памятников, на которые 70-80% денег вложат местные органы власти. В 2019-м - восемь и так далее. К 75-й годовщине освобождения Молдовы мы обязаны поставить памятники там, где пали сотни и тысячи советских воинов, освобождавших Молдову от фашисткой оккупации. Это часть нашей трагической истории.

Для реализации этих задач по инициативе группы примаров был создан общественно-публичный организационный комитет «Виктория-75», в который вошли 52 человека из 11 районов - примары, районные советники и экономические агенты. Возглавил его тот же Николай Гуцул. Совместными усилиями планируется капитально отремонтировать на местах воинские памятники — захоронения с останками павших советских воинов, а также увековечить имена земляков, погибших на других фронтах войны. В начале декабря на заседании оргкомитета главам примэрий было поручено в течение трёх месяцев определить источники финансирования, чтобы при долевом участии взяться за восстановительные работы памятников.

В планах оргкомитета «Виктория-75» - ремонт и реконструкция десятков мемориальных комплексов и воинских захоронений, этапы реализации которых и источники финансирования обсуждались 28 апреля на заседании. Как рассказал сайт Николай Гуцул, таким образом, будет реконструирован и благоустроен воинский памятник-захоронение в городке Яргара Леовского района. Мэрия города и местные бизнесмены согласились покрыть все 100% расходов на необходимые работы, а это 220 тыс. леев. В 320 тыс. леев обойдётся реконструкция и благоустройство воинского памятника-захоронения с останками 200 павших советских воинов в августе 1944 г. и воинов-односельчан, погибших в Первой и Второй мировых войнах в селе Ковурлуй Леовского района. Из общей суммы 80 тыс. леев из гранта выделит «Вече» на изготовление гранитных плит и гравировку.

В списке населённых пунктов, где будут восстановлены памятники, мемориальные комплексы, обновлены гранитные плиты и надписи на них, благоустроены прилегающие территории с долевым участием «Вече» значатся: сёла Колибабовка (Леовский район), Каракуй ( Хынчешты), Гура-Быкулуй, Шерпены (Новые Анены), Чокэлтень, Селиште , Бравичены (Оргеев), Жеврены (Криуляны), Хирово (Калараш), Тодирешты , Гросены (Унгены), Яблоана , Стурзовка (Глодяны), Каларашовка и Березовка (Окница), г.

Нужна поддержка государства и местных властей

Столь насыщенная деятельность - дело нелегкое, и порой, конечно же, не обходится без препятствий.. Копанка Каушанского района нерасторопны, из-за чего могут быть потеряны деньги гранта, выигранного в фонде «Русский мир». До сих пор власти примэрии не подписали с «Вече» договор на совместное участие в реконструкции и благоустройстве этого мемориального комплекса. В Копанке есть мемориал, где захоронены 1612 воинов, погибших в апреле 1944 года. Там почти полвека назад были установлены тонкие мраморные плиты, которые уже износились. Николай Гуцул говорит, что их решили заменить на гранитные. Всего понадобится 100 таких плит общей стоимостью 350 тыс. леев. На реализацию всего проекта, вместе с затратами на обновление обелиска высотой в 12 метров, на другие восстановительные работы и благоустройство, понадобится 800-900 тыс. леев. Примэрия должна взять на себя 50% расходов, а остальные добавит «Вече». Но на каждом этапе возникают какие-то сложности. То рубль падает, то власти упираются, то размеры грантов урезаются. Из пяти выигранных «Вече» грантов, в каждом бюджеты были урезаны на 30-50%.

Гуцул говорит, что в их работе не обходится без сложных моментов, но огромный опыт научил его договариваться с людьми и что важно, не вмешивать в этот вопрос политику. Вместе с тем, глава «Вече» считает, что к сохранению памяти воинов, отдавших жизни за нашу мирную жизнь, должно подключиться и государство.

По линии государства должна быть разработана комплексная программа, - убеждён он. - Нужно собрать всех представителей районов, примаров, обсудить тему, определить процентный размер участия сторон финансовыми средствами, который власти разных уровней должны вкладывать в реставрацию памятников истории, скажем, по 30% районные и центральная власть, а на оставшиеся 40% искать спонсоров за пределами страны. Надо беречь подобные святыни, как зеницу ока. Если мы сохраним их, то сохраним и будущее для детей. Как бы сегодня не перекручивали историю, нельзя забывать о том, что за наши жизни погибли десятки тысяч человек, в том числе и молдаване. Нужно помнить, какой ценой был завоеван мир.

Памятники - ответ фальсификаторам

Доктор философии, историк, член Национального координационного комитета «Победа» Борис Шаповалов говорит, что могилы погибших героев войны, братские воинские захоронения и мемориалы всегда поддерживались в должном состоянии молдавским народом. Это традиция православной христианской этики и долг памяти благодарных потомков победителей в Великой Отечественной войне. В Красной армии воевало около 400 тысяч граждан Молдовы, около 650 тысяч наших земляков, включая мирное население, погибло в годы войны.

Сохранение памяти о победе советского народа над фашизмом - это и наш нравственный долг перед отцами и дедами, и одновременно ответ на попытки современных фальсификаторов и неонацистов переписать историю Второй мировой войны, - говорит Борис Шаповалов. -- В нашей стране проходили жесточайшие сражения и в 1941-м, и в 1944-м годах. В братских могилах захоронено около 50 тысяч погибших воинов Красной армии. Слово памятник происходит от слова «память». Поэтому здесь всё очень просто: сколько будут стоять памятники погибшим, столько народ и будет помнить о них и о тех великих и трагических годах всенародный борьбы с фашистской чумой.

Недавно в Новосибирске открыли памятник Александру III. В городе, который появился благодаря тому, что Александр III решил строить Транссибирскую магистраль, память об императоре при советской власти старательно искореняли. Вернее, об императорах, ведь Новосибирск, если кто не знает, сначала назывался Новониколаевск – в честь Николая II. Коммунисты и сейчас по привычке боролись с царём, не понимая, что фактически оказываются в одном ряду с теми, кто призывает снести оставшиеся памятники Ленину и прочим коммунистическим деятелям.

В идеологических войнах XX века победители стремились как можно быстрее изменить в свою пользу историю. Сокрушение памятников входило в число задач первоочередных. Занимались этим не только в нашей стране, но у нас усердствовали особо. Сначала большевики ополчились на императоров и всех, кого можно было занести в пособники царизма, затем демократы поснимали с пьедесталов уже большевиков. В менее революционные времена политика низвержения памятников колебалась вместе с курсом партии и правительства, но всё равно из памяти неизменно пытались что-то и кого-то вытравить.

Чтобы люди помнили о прошлом своей страны, в том числе и о чекистском, руководителя ВЧК стоило оставить на прежнем месте.
В сознании власть имущих памятники уже давно неизменно ассоциируются с чем-то положительным. Наверное, это следствие советских правил, согласно которым Героям Советского Союза и Социалистического Труда полагался бюст на родине, а дважды и трижды героев отливали в бронзе или вырубали в граните на столичном уровне. В 1917 году, правда, таких правил ещё не было: тогда уничтожение статуй стало проявлением инстинктов, требовавших от победителей сокрушить и оплевать кумиров проигравших.

Убирали не просто монументы – старались убрать целые периоды истории. В России изначально памятники ставились не людям, а эпохам. «Медный всадник» – эпохе Петра I, Александрийская колонна – эпохе Александра I.

Наверное, Александр III не всем нравится, хотя я не очень понимаю, как среди его ненавистников могут быть жители Новосибирска. Но ведь дело не в том, нравится он или не нравится, а в том, что с ним связана целая эпоха. Нужно усвоить, что памятник вовсе не обязательно возвеличивает того, кому он поставлен.

Мне вот жаль, что с бывшей площади Дзержинского убрали Дзержинского. И дело не в художественной ценности работы Вучетича. Тем более что стоял он посередине проезжей части, отрезанный от людей непрерывным потоком машин. Памятник, к которому нельзя подойти и положить, скажем, цветы, без санкции соответствующих органов, – это ли не символ эпохи?

М. Швыдкой

Сегодня в мире много спорят о том, в каком виде сохранять и восстанавливать памятники культуры. Японцы, например, хранят отдельные древние камни. Это дает ощущение подлинности истории, освященной веками. Возникает совершенно особая энергетика места.

Когда сгорело под Петербургом Рождествено, фамильное поместье Набоковых, была точка зрения, что необходимо законсервировать... руины. Сейчас, однако, имение восстанавливается в прежнем своем виде. Естественно, что энергетика его будет иной, чем раньше, возможно, что мы восстанавливаем миф о Набокове, а не реальность, но я считаю, что это лучше, чем пепелище.

Практика восстановления и сохранения памятников чрезвычайно тяжела. Питеру повезло, что это город-музей. Но одновременно это огромная проблема городских и федеральных властей. При этом надо помнить, что роль архитектурной среды, в которой живет человек, чрезвычайно важна для его формирования – даже на подсознательном уровне. Человек таков, в каком мире он живет. Люди, выросшие в новостройках Тольятти, и люди, выросшие в историческом центре Тобольска, отличаются друг от друга. Люди, живущие в новостройках в окружении 5- и 9-этажных коробок, не знающие архитектурной формы храма, усадьбы или дворца, – это особый антропологический тип, способный гадить в подъездах и склонный к агрессии.

Сохранение памятников – это не самоцель. Существование внутри исторической среды влияет на формирование морального облика человека. Не буду повторять, что архитектура – это застывшая музыка, замечу только, что это застывший в камне отпечаток ценностной системы людей, передающийся потомкам. Памятники потому и важны для нас, что позволяют общаться с историей напрямую, не через книги и фильмы, а на подсознательном уровне.

Я не говорю уже о том, что использование памятников истории и культуры –это огромная статья дохода для бюджета. Однако деньги, полученные от аренды памятника, должны возвращаться на его содержание, а не исчезать в черной дыре. Мы обсуждаем сегодня с Госкомимуществом форму сотрудничества на сей счет. Либо будет договор между нами, либо постановление правительства.

Памятник культуры должен кормить себя сам. Более того, он организует вокруг себя сервисную среду. <…> Значит, торговые и сервисные структуры, созданные вокруг памятника истории и культуры, тоже должны работать на него, а не отбирать у него деньги. <…> Туризм в Ясную Поляну или в Михайловское включает сервисное обслуживание, которое должно работать на памятник. Значит, надо найти верное законодательное решение, найти точную юридическую форму поддержки памятника. И, как показывает практика, это сегодня самое тяжелое.



В наступающем ХХI веке, при взрыве новых технологий, люди, как ни странно, будут платить все больше для того, чтобы побыть в историческом пространстве. С одной стороны, оно как некая машина времени. С другой – дает гарантию психологической стабильности, что тоже важно. Ведь культура в отличие от технологии решает не только проблему души человеческой, но и проблему национальной и даже биологической идентичности. Я имею в виду человека как существо, обладающее определенными биологическими ритмами, живущее в привычной среде. Что бы ни говорили, поездка на лошадях в Тульскую губернию биологически более сродни нам, нежели перелет через океан. Новые условия жизни меняют многое вокруг нас, но сами мы, к счастью, меняемся медленнее, чем окружающий нас мир. Гармония между технологическим обновлением и психобиологическим консерватизмом в человеке очень важна для его здоровья и даже жизни. Через культуру, связанную с прошлым, мы сохраняем психическую устойчивость нации(Время МН. 2000. № 120).

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ

«НЕТ ВИНЫ БЕЗВЕСТНЫХ СОЛДАТ В ТОМ, ЧТО ИХ ЗАБЫЛИ. ВИНОВАТЫ МЫ».

Акция «Бессмертный полк» – замечательная традиция! Помню, всем очень понравился поступок нашего губернатора В.В. Якушева, когда в праздник он покинул свое место на трибуне и с портретом родственника встал в строй «Бессмертного полка»… Я стоял на трибуне и смотрел, как нескончаемым потоком шли люди с портретами своих родных, близких, умерших от ран, пропавших без вести, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Потрясающее зрелище!

В то же время мы мало что знаем о безвестных героях, участниках различных необъявленных войн и локальных военных конфликтов. А ведь это несправедливо.

Как-то перед Днем Победы в поликлинике № 6 г. Тюмени разговорился с медсестрой Халстан Татауровой. Увидев на моем пиджаке нагрудные знаки, она заметила: «Какие-то не наши награды. Наверное, иностранные?». «Да», – ответил я. И вдруг она заплакала. «Что с вами? – спросил я. И она сквозь слезы рассказала мне такую историю.

– Мой брат, Муса Халитулин, тоже служил за границей и в 1952 году погиб в Корее. Выполняя интернациональный долг, погиб как «китайский доброволец». Мне было тогда лет десять, жили с мамой в Мотушах. Вскоре мама умерла, и я осталась одна. Муса в то время был в армии, потому не смог приехать на похороны, и меня отдали в детский дом, что в Борках. Вообще-то брат служил в Чите, но потом вдруг на конверте от него появился обратный адрес – «полевая почта» № 17433 «д».

В детдоме мне было плохо, воспитатели обижали. Поэтому я часто убегала, но меня ловили и возвращали обратно. Я жаловалась Мусе на свою жизнь. Писала: «Пусть меня не отправляют в детский дом. Лето. Я потерплю, а осенью ты вернешься…». Халстан задумалась, улыбнулась и продолжила:

– Раз меня задержали в Созоново – просила милостыню, и снова отправили в детдом. А я вновь убежала. Ростиком была маленькая, вылезала через форточку. Летом спала, где придется: в бане, сарае, под амбаром. Иногда в родительском доме: двери были заколочены, и я пролезала через форточку. Зимой нанималась на работу. Меня брали водиться с детьми, стирала, ухаживала за стариками. Может, с тех лет у меня и появилась любовь к медицине. Успевала учиться, мечтала стать доктором. На моем пути всегда попадались хорошие, добрые люди, не дали умереть с голоду. Закончив пять классов, поехала в Тюмень, устроилась каменщицей и училась в вечерней школе. Потом подвернулся случай – выучилась на медсестру. Так и работаю в медицине уже более сорока лет.

Халстан тяжело вздохнула:

– Из армии брат всегда мне присылал хорошие, ласковые письма: «Не горюй, сестренка. Скоро вернусь. Все будет хорошо!». Не вернулся Муса. О его гибели мне рассказал вернувшийся из армии Керим, он служил с Мусой в Корее. Керим был из соседней деревни Новоатьялово. Муса погиб при налете американской авиации. Прямое попадание – от него нашли только ногу с сапогом. По сапогу его и опознали: на внутренней стороне обуви была написана его фамилия.

А в сельский совет пришла серая казенная бумага, в ней скупые слова: «Халитулин Мон Иванович, верный воинской присяге, погиб при исполнении воинских обязанностей. Похоронен на русском кладбище в городе Порт- Артуре». Сколько слез я пролила над этой похоронкой!

Уже взрослой начала писать в военкомат письма, чтобы узнать правду. Меня возмутило то, что в похоронке была указана татарская фамилия, китайское имя и русское отчество. Военкомат ничего не мог обьяснить, зато мной заинтересовались люди из другого ведомства. Вызывали на беседы, выясняли, откуда я знаю про Корею. Что еще знаю? Кто, мол, сообщил? Даже домой приходили люди в штатском. Керима я не выдала. А вам назвала его имя потому, что он уже умер. Я настырная, упорно стояла на своем: почему так написано в похоронке? Года полтора длились эти встречи с военными. Потом они сами признались, что у них нет данных, и сделали запрос в Москву. И вот тогда оттуда пришла правильная бумага.

Мне всегда хотелось посетить могилу брата, поклониться его праху, но не знала, как это сделать. Как поехать за границу? Денег у меня никогда не было. А теперь тем более не съезжу. Возраст уже не тот, да и денег по- прежнему не хватает.

Вот я и думаю – был бы какой-нибудь общий памятник тем, кто погиб за границей, я бы пошла, положила бы цветы к подножию, поплакала. Мне и умирать, наверное, стало бы намного легче. Ведь он у меня оставался единственным родным человеком на этом свете. Я мечтала: вот женится, пойдут дети, буду с ними водиться. Не получилось. На мне и закончится наш род…

Халстан снова заплакала. Я, потрясенный, сидел молча и ничего не мог сказать. Потом как-то неуверенно произнес:

– А вы сходите в сквер Губкина, там хороший военный мемориал. Помяните брата, вам легче станет.

Халстан ответила:

– Нет, не могу, – там пофамильно перечислены ребята, погибшие в Афганистане. Знаю, у нас есть хороший памятник ребятам, павшим на Северном Кавказе. Но почему-то нет памятника интернационалистам. Это и была бы могила моего брата.

Из поликлиники я уходил с тяжелым чувством. По пути зашел на военный мемориал афганцам. Постоял. Всё в цветах. Какая-то женщина в черном платке поправляла ленту на венке. Под впечатлением рассказа медсестры пошел на площадь Памяти. Нашел скромный знак, установленный у Материнской аллеи. На нем начертано: «Сыновьям, погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах. От матерей и жителей города Тюмени». И снова венки, цветы… Память о ребятах, погибших в горячих точках, для нас свята. Только связана она в нашем сознании с ребятами, погибшими на Кавказе. А почему бы не установить гранитную плиту с надписью: «Гражданам Российской Федерации, погибшим за рубежом при выполнении интернационального долга»? И перечислить бывшие горячие точки.

Хотя, может, и не стоит перечислять – список получится очень длинный, ведь наша страна после победного 45-го участвовала в военных конфликтах по всему миру. Перечислять все страны, где шли необъявленные войны и имелись вооруженные конфликты с участием наших воинов – камня не хватит. Просто указать бы регионы земного шара. И все. Сделать это необходимо. Это наша память. Наша история.

В Германии, например, встречал памятники, на которых выбиты имена немецких солдат, погибших еще в Первую мировую. В Чехословакии везде, где погибли советские воины, стоят памятники. В Польше в свое время в городе Болеславец (Бунцлау) видел даже памятник русским гренадерам, погибшим в войну 1812-1814 годов. Могилы ухожены. Деньги на такой символ увековечивания памяти затратятся, думаю, небольшие. Для сравнения: в рабочем поселке лесорубов Лебедевке на День Победы депутат областной Думы В. Ковин открыл памятник моим землякам, ушедшим на войну, который обошелся всего в 650 тысяч рублей. Нет вины безвестных солдат в том, что их забыли. Виноваты мы. Помните: «памятник – от слова память»!

НА СНИМКАХ: Корея, 1950–1953 гг.

Виктор ВЕСЕЛОВ, участник Пражских событий в августе 1968 года



Похожие статьи
 
Категории