Печорин признается что не любит. Cочинение «Любовь в жизни Печорина

20.03.2019

Траги-че-ская история худож-ника Чарт-кова нача-лась перед лавочкой на Щукин-ском дворе, где среди множе-ства картин, изоб-ра-жа-ющих мужичков или ланд-шаф-тики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугри-венный, принес домой. Это портрет старика в азиат-ских одеждах, каза-лось, неокон-ченный, но схва-ченный такою сильной кистью, что глаза на порт-рете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квар-тальным, требуя платы за квар-тиру. Досада Чарт-кова, уже пожалев-шего о двугри-венном и сидя-щего, по бедности, без свечи, умно-жа-ется. Он не без желч-ности размыш-ляет об участи моло-дого талант-ли-вого худож-ника, принуж-ден-ного к скром-ному учени-че-ству, тогда как заезжие живо-писцы «одной только привычной замашкой» произ-водят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им поза-бытый, — и совер-шенно живые, даже разру-ша-ющие гармонию самого порт-рета глаза пугают его, сообщая ему какое-то непри-ятное чувство. Отпра-вив-шись спать за ширмы, он видит сквозь щели осве-щенный месяцем портрет, также вперя-ющий в него взор. В страхе Чартков зана-ве-ши-вает его простыней, но то ему чудятся глаза, просве-чи-ва-ю-щиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик поше-вель-нулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и прини-ма-ется пере-счи-ты-вать деньги, что выни-мает из прине-сен-ного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» отка-ты-ва-ется в сторону, и Чартков хватает его неза-метно. Отча-янно сжима-ющий деньги, он просы-па-ется; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменя-ющих друг друга кошмаров он просы-па-ется поздно и тяжело. Пришедший с хозя-ином квар-тальный, узнав, что денег нет, пред-ла-гает распла-титься рабо-тами. Портрет старика привле-кает его внимание, и, разгля-дывая холст, он неосто-рожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарт-кову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков распла-чи-ва-ется с хозя-ином и, утешаясь исто-риями о кладах, заглушив первое движение наку-пить красок и запе-реться года на три в мастер-ской, снимает роскошную квар-тиру на Невском, одева-ется щеголем, дает объяв-ление в ходячей газете, — и уже назавтра прини-мает заказ-чицу. Важная дама, описав жела-емые детали буду-щего порт-рета своей дочери, уводит её, когда Чартков, каза-лось, только распи-сался и готов был схва-тить что-то главное в её лице. В следу-ющий раз она оста-ется недо-вольна проявив-шимся сход-ством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, прини-мает за портрет старую работу Чарт-кова, Психею, слегка поднов-ленную раздо-са-до-ванным худож-ником.

В короткое время Чартков входит в моду: схва-тывая одно общее выра-жение, он пишет множе-ство порт-ретов, удовле-творяя самые разные притя-зания. Он богат, принят в аристо-кра-ти-че-ских домах, о худож-никах изъяс-ня-ется резко и высо-ко-мерно. Многие, знавшие Чарт-кова прежде, изум-ля-ются, как мог исчез-нуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет моло-дежь в безнрав-ствен-ности, стано-вится скрягой и однажды, по пригла-шению Академии худо-жеств, придя посмот-реть на присланное из Италии полотно одного из прежних това-рищей, видит совер-шен-ство и пони-мает всю бездну своего падения. Он запи-ра-ется в мастер-ской и погру-жа-ется в работу, но принужден ежеми-нутно оста-нав-ли-ваться из-за незнания азбучных истин, изуче-нием коих прене-брег в начале своего поприща. Вскоре им овла-де-вает страшная зависть, он прини-ма-ется скупать лучшие произ-ве-дения искус-ства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соеди-нив-шейся с чахоткою, стано-вится ясно, что шедевры, на приоб-ре-тение коих употребил он все свое огромное состо-яние, были им жестоко уничто-жены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мере-ши-лись ему всюду.

История Чарт-кова имела неко-торое объяс-нение спустя небольшое время на одном из аукци-онов Петер-бурга. Среди китай-ских ваз, мебелей и картин внимание многих привле-кает удиви-тельный портрет некоего азиатца, чьи глаза выпи-саны с таким искус-ством, что кажутся живыми. Цена возрас-тает вчет-веро, и тут высту-пает художник Б., заяв-ля-ющий о своих особенных правах на это полотно. В подтвер-ждение сих слов он расска-зы-вает историю, случив-шуюся с его отцом.

Обри-совав для начала часть города, имену-емую Коломной, он описы-вает некогда жившего там ростов-щика, вели-кана азиат-ской наруж-ности, способ-ного ссудить любою суммой всякого жела-ю-щего, от нишей старухи до расто-чи-тельных вельмож. Его проценты каза-лись неболь-шими и сроки выплаты весьма выгод-ными, однако стран-ными ариф-ме-ти-че-скими выклад-ками сумма, подле-жащая возврату, возрас-тала неимо-верно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук злове-щего азиатца. История моло-дого блиста-тель-ного вель-можи, губи-тельная пере-мена в харак-тере кото-рого навлекла на него гнев импе-ра-трицы, завер-ши-лась его безу-мием и смертью. Жизнь чудной краса-вицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростов-щика (ибо роди-тели невесты видели препят-ствие браку в расстро-енном поло-жении дел жениха), жизнь, отрав-ленная в один год ядом ревности, нетер-пи-мости и капри-зами, явив-ши-мися вдруг в прежде благо-родном харак-тере мужа. Поку-сив-шись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множе-ство не столь приметных историй, поскольку случи-лись они в низших классах, также связы-ва-лось с именем ростов-щика.

Отец рассказ-чика, художник-само-учка, соби-раясь изоб-ра-зить духа тьмы, нередко поду-мывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам явля-ется к нему и требует рисо-вать с себя портрет, дабы остаться на картине «совер-шенно как живой». Отец с радо-стью берется за дело, но чем лучше ему удается схва-тить внеш-ность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овла-де-вает им тягостное чувство. Не имея уже сил выно-сить возрас-та-ющее отвра-щение к работе, он отка-зы-ва-ется продол-жать, а мольбы старика, объяс-ня-ю-щего, что после смерти жизнь его сохра-нится в порт-рете сверхъ-есте-ственною силой, пугают его окон-ча-тельно. Он убегает, неокон-ченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник заме-чает в себе пере-мены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах прояв-ля-ются глаза ростов-щика. Когда он соби-ра-ется сжечь страшный портрет, его выпра-ши-вает прия-тель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племян-нику; изба-вился от него и племянник. Художник пони-мает, что часть души ростов-щика всели-лась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и мало-лет-него сына окон-ча-тельно уверяют его в том. Он поме-щает стар-шего в Академию худо-жеств и отправ-ля-ется в мона-стырь, где ведет строгую жизнь, изыс-кивая все возможные степени само-от-вер-жения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рожде-ство Иисуса. Труд его — чудо, испол-ненное святости. Сыну же, прие-хав-шему проститься перед путе-ше-ствием в Италию, он сооб-щает множе-ство мыслей своих об искус-стве и среди неко-торых настав-лений, рассказав историю с ростов-щиком, закли-нает найти ходящий по рукам портрет и истре-бить его. И вот теперь, после пятна-дцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ним и толпа слуша-телей, пово-ра-чи-ва-ется к стене, порт-рета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.

Одним из величайших произведений русской классики 19 столетия является роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», главным героем которого является Григорий Печорин – молодой русский офицер, выходец из обеспеченной семьи, типичный собирательный образ «лишнего человека» в окружающем его обществе.

Наиболее полно образ Печорина можно проанализировать, рассмотрев все его любовные интриги и похождения, ведь именно умение или неумение любить наиболее полно характеризует каждого человека. В жизни Печорина были три женщины: Бэла, княжна Мери и Вера. К каждой у него было особое отношение, и каждой он сломал жизнь.

Молодая черкешенка Бэла была в жизни Григория всего лишь мимолетным увлечением, несмотря на то, что первое время ему казалось, что он встретил любовь всей своей жизни.

Изначально юная дикарка привлекла его своей чистотой и искренностью, однако вскоре стало ясно, что их отношения базировались лишь на страсти, но никак не на любви. Добившись от девушки интимной близости, Григорий вскоре теряет к ней интерес, совершенно не тяготясь тем, что несчастная уже не мыслит жизни без него.

Вскоре девушка умирает от рук влюбленного в нее черкеса, однако это лучший исход данных отношений, ведь она уже опустошена и опозорена. Однако Печорин объясняет свое равнодушие к девушке тем, что ему попросту надоели ее простота и непосредственность. По его мнению, это многое оправдывает.

Вторым увлечением офицера стала княжна Мери, с которой он закрутил роман лишь назло своему товарищу Грушницкому. Обаятельному юноше без труда удалось вскружить голову молодой красавице, и спустя короткий промежуток времени она уже была от него без ума. Однако после признания княжны в своих чувствах, Печорин заявляет ей, что не любит ее и никогда не любил. В итоге любовь княжны посрамлена, и последняя остается ни с чем.

Третьей женщиной в жизни Печорина стала Вера. Только ее он смог полюбить по-настоящему, однако его любовь не принесла ей ничего, кроме слез и страданий. Несмотря на все это, Вера тоже искренне любит Григория, однако их дальнейшие отношения невозможны, ведь Вера замужем, а Печорин не хочет прилагать ни малейших усилий для того, чтобы обрести свою любовь. Кроме того, Григорий испугался ответственности, ему больше импонировал статус вечного холостяка. Однако расставание с Верой принесло ему огромную боль.

Проанализировав отношения Печорина с женщинами, следует отметить, что Григорий не только не умеет, но и не хочет любить. Всем своим возлюбленным он не приносит ничего, кроме горечи и душевной боли, совершенно не задумываясь о том, что своим равнодушием и хладнокровием он сломал множество судеб.

Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…» .
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?. . Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!» .
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.» Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой» .
Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью» . И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий» . И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился. Она была для него очередной игрушкой

Тема любви в «Герое нашего времени» является одной из центральных тем, которые исследует автор. Любовных коллизий в романе действительно много. Даже главный герой – внешне холодный и эгоистичный Печорин ищет любви, он находит ее в сердцах трех женщин Веры, Мери Лиговской и Бэлы, однако любовь этих прекрасных женщин не приносит Печорину счастья.

В этом романе любовь вообще радости никому не приносит, она является испытанием для каждого из героев, и часто их любовные переживания оканчиваются трагически.

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Печорин – Мери – Грушницкий

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Печорин – Вера – муж Веры

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

Печорин – Ундина – Янко

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы. По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства. Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Наделенный умом и знанием жизни, защищенный своим скептицизмом от увлечения и иллюзий – лермонтовский Печорин (см. полный текст , краткое содержание и анализ «Героя нашего времени», а также описание образа и характеристику Печорина) знает людей, их страсти в слабости, умеет играть людьми, как пешками (ср. отношения его к Грушницкому, к Максиму Максимычу). Особенно хорошо знает он женщин. Как Онегин , он изучил в совершенстве «науку страсти нежной», и ведет свою игру наверняка, как Ловелас, – этот опытный охотник за женскими сердцами.

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

«Никому не будет принадлежать, кроме меня! – решительно говорит он о Бэле , – она будет моя!» «Женщины любят только тех, которых не знают»; «если ты над нею не приобретешь власти, то даже её первый поцелуй не дает тебе права на второй». «Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, – надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами», – вот образцы тех афоризмов, правил и наблюдений, которые вынес Печорин из знания женщин.

Он сам сознается, что «кроме них на свете ничего не любит» . Это, конечно, опять «фраза», но любопытная. Отношение Печорина к Бэле, к княжне Мери и Вере дает нам образцы различных «приемов», которые он выработал в течение своей практики. Он подкупал женщин, выставляя себя «несчастливым»; он их занимал тем, что он был загадочен и интересен, – заглянуть в его душу манило, как заглянуть в пропасть... Он покорял их силой своей души.

Сильнее всех женщин он захватил Веру, и, в письме к нему, она объяснила, что любовь её выросла из жалости к нему, из интереса к нему (она находила в нем что-то таинственное), наконец, на женском стремлении к подчинению (она нашла в нем «власть непобедимую»). «Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым, ни в ком зло не бывает так привлекательно!» – говорит Вера. Она сознает, что он – эгоист («ты любил меня, как собственность»); она убедилась, что её жалость не согреет его сердца, но это не убило её любви, – любовь её потемнела, но не угасла. В её обществе Печорин не ломается, – он ей не говорит «фраз» – напротив, он с нею прост, искренен, поскольку он может быть таким. Вера – образчик женщины, с любовью полной, самоотверженной.

Княжна Мери – романтически настроенная девица – увлеклась «загадочностью» Печорина, ведь этим даже Грушницкий сумел ей импонировать! Печорин, поняв ее, рисуется перед ней, говорит ей «фразы», сгущает тени и краски в своих автобиографических признаниях, – и княжна Мери теряется, путается, – у неё кружится голова, ее тянет в эту таинственную туманную бездну...

Бэла покорена силой Печорина; для неё, дикарки, выросшей в обстановке восточного рабства, мужчина, прежде всего, – господин, она перед ним – раба, и она сделалась рабой Печорина, который другого отношения к женщине и не признавал.

«Я никогда не делался рабом любимой женщины, – напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». «Отчего это?» – задает себе вопрос Печорин, и с интересом естествоиспытателя-наблюдателя старается разобраться в поставленной психологической загадке: «оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу, и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это магнетическое влияние сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?»



Похожие статьи
 
Категории