Пивная "Гамбринус" из одноименного рассказа А. Куприна

10.04.2019

Очень кратко Скрипач-еврей, играющий в пивной портового города, переживает русско-японскую войну и еврейские погромы. Его калечат, но тяга скрипача к музыке велика, и он продолжает играть на губной гармошке.

«Гамбринус» - пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, весёлый, вечно пьяный человек неопределённых лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам вечера он приходит в пивную со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. В той же пивной работает буфетчицей мадам Иванова, полная женщина, с бесцветным от многолетнего пребывания в подвале лицом.

В крупный порт прибывают суда из многих стран, по ночам промышляют контрабандисты, возле порта множество кофеен, притонов, ночлежек. Прибывшие в город и обитатели здешних мест непременно посещают «Гамбринус». Сашка играет без перерыва заказанные ему песни всех народов и краёв. К вечеру его карманы полны серебряных монет. Посетители берут у него в долг мелкие суммы и никогда не возвращают.

Начинается русско-японская война. Сашку забирают в солдаты. Посетители пивной приходят в ужас, один из них даже вызывается идти вместо скрипача. Сашка дарит свою скрипку одному рабочему, а собачку оставляет мадам Ивановой. Будучи сиротой, он отправляет заработанные деньги дальним родственникам. Свою последнюю зарплату он оставляет буфетчице, чтобы та отправила её родне скрипача после его отъезда.

Без Сашки и его скрипки «Гамбринус» пустеет. Хозяин приглашает различных музыкантов, но их забрасывают сосисками. Однако со временем о Сашке забывают. В пивной играет гармонист, а о скрипаче помнят лишь мадам Иванова да собачка Белочка.

Через год Сашка возвращается. Гармониста выгоняют, несмотря на заключённый с ним контракт, и «Гамбринус» снова оживает.

Вскоре в городе начинается еврейский погром, но Сашка спокойно ходит по улицам, его не трогают. Один из погромщиков, разозлившись, что не может тронуть Сашку, убивает его собачку Белочку.

В «Гамбринус» заходят сыщики, один из которых - Мотька Гундосый, крещённый еврей. Между ним и Сашкой происходит ссора. Сашка разбивает скрипку об Гундосого, и тот хочет забрать его в участок, но толпа скрывает скрипача. Арестовывают его вечером по дороге из пивной.

Три месяца спустя Сашка возвращается. Его левая рука скрючена, «приворочена локтем к боку» и не разгибается, видимо, повреждено сухожилие. «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит», - говорит Сашка, здоровой рукой берёт губную гармошку и начинает играть любимые песни посетителей «Гамбринуса».


Куприн А.И., Гамбринус.
Основные действия произведения А.И.Куприна "Гамбринус" разворачиваются в пивной с одноименным названием.
Пивная так была названа в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивного дела. Само заведение находилось в подвальном помещении. Стены пивной всегда были влажные, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Направо от входа возвышалась эстрада. На ней каждый вечер уже много лет подряд играл "для удовольствия и развлечения гостей" музыкант Сашка. Он был евреем, внешность его была неким подобием облезлой обезьяны, но его все любили и уважали. У Сашки была маленькая собачка, Белочка, которая всегда и везде его сопровождала.Кроме Сашки в Гамбринусе было другое значительное лицо - буфетчица мадам Иванова, которая "как капитан корабля из рубки" безмолвно распоряжалась прислугой и постоянно курила.
Порт города всегда был переполнен судами. Английские, японские, русские, польские, французские. Итальянские корабли стояли, плотно прижавшись боками. Моряки различных стран и государств были неизменными посетителями Гамбринуса, и они же были неизменными поклонниками Сашки. Каждый заказывал ему мелодию своей страны, своего края, и Сашка с великолепным успехом играл их. К вечеру карманы музыканта были тяжелы от серебряных монет, а сам он слегка покачивался от пива, которым его угощали. Но на следующий день он обязательно появлялся в Гамбринусе снова, и все повторялось. Своей игрой на скрипке Сашка вынуждал людей забыть о том, что существуют на свете серые будни, тоска, работа, уныние...
Сашку заслуженно ценили.
Однажды Сашка пришел в Гамбринус раньше обыкновенного. В глазах его была горечь его забирали на войну. Не помешало и то, что он был еврей. К вечеру об этом знал весь Гамбринус. Из сочувствия Сашку мертвецки напоили, но из его глаз все так же "глядели грусть и ужас". Скрипку Сашка подарил одному рабочему, а собачку Белочку буфетчице - мадам Ивановой.
Без Сашки Гамбринус "опустел и заглох". Хозяин пробовал было пригласить бродячих мандолинистов, но публика, приходящая в Гамбринус, их освистала и бросала в них огрызками сосисок. Первое время о Сашке спрашивали почти каждый вечер, интересовались, не было ли от него письма или открытки. Но так как время "все обтачивает и смывает", мандолинистов сменил и прочно укрепился Лешка - гармонист, бывший вор.
Прошел год. О Сашке уже никто не вспоминал, кроме мадам Ивановой.
Прошел еще год. И тогда вернулся Сашка. Как оказалось, он даже не был ранен. В тот день, когда Сашка вернулся, в Гамбринусе было столько народа, что негде было сесть. Сашке вернули скрипку, а собачка Белочка снова сидела у его ног. Все было прекрасно, казалось, музыкант совсем не изменился. Но мадам Иванова заметила - тоска и ужас из его глаз не исчезли.
Вскоре настали "пестрые, переменчивые, бурные времена". По улицам ходили толпы людей, иногда случались погромы. Били и евреев. Но Сашку не трогали, потому что его все знали. Однако, не смея причинить вред ему, однажды на его глазах убили Белочку. После погромов в городе наступила зловещая тишина. По городу ходили сыщики. В Гамбринус они явились также. Один из сыщиков был крещеным евреем по прозвищу Гундосый. Что-то ему не понравилось в Сашке, и он набросился на него. Но через несколько мгновений, все увидели, что Гундосый лежит на полу, а Сашка держит в руках обломок своей скрипки... Конечно, толпа скрыла Сашку от сыщиков в одно мгновение. Но вечером, когда Сашка выходил из пивной, на него набросились несколько человек. Сашку можно было считать похороненным.
Прошло три месяца. Однажды вечером Сашка вернулся. Он оброс бородой и исхудал. Но самым страшным было то, что левая рука Сашки "была проворочена локтем к боку". Было видно, что рука не разгибалась. На вопросы окруживших его людей Сашка отвечал, что "что-то с сухожилием". Играть на скрипке он больше не мог. Зрители расстроились. Но вдруг Сашка достал здоровой рукой из кармана... губную гармошку. И старые, давно известные всем мелодии раздались в Гамбринусе.
"Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит"
- такими словами завершается произведение А.И.Куприна "Гамбринус".

Сочинение

Рассказ «Гамбринус» - одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. Это мощный гимн интернационализму. Куприн всей душой отрицал национальную рознь. В своей жизни писатель общался с людьми самого разного происхождения - и со всеми находил общий язык. Особенно ему был ненавистен антисемитизм, который в дореволюционной России сопровождался волнами страшных еврейских погромов.

Погромы вспыхивали при всех общественных потрясениях. Так гнев и возмущение народа своей тяжелой, беспросветной жизнью царская «охранка» переводила в удобное для правительства русло.

Действие рассказа происходит в большом портовом городе. Хотя он и не назван, но многие сразу узнают в нем Одессу, где и сейчас есть пивная «Гамбринус».

Главный герой - скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, - прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.

Музыкант отличается смелостью: он отчаянно спорит с прислужником царской охранки, защищая свои убеждения и достоинство.


В русской литературе затрагиваются многие проблемы. Когда вспоминаешь тему творчества, общественности или взаимоотношения людей, то первым вспоминается рассказ А.И Куприна «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка, еврейской национальности. Сашка взошел в этот мир, чтобы радовать людей своим талантом – игрой на скрипке. Он всю жизнь посвятил искусству, любимому делу.

Он знал абсолютно все песни разных народов, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Тем самым, Саша заставил людей радоваться жизни, забывать обо всех проблемах и плясать под его прекрасные песни. Публика, включавшая в себя людей разных национальностей, очень полюбила Сашку. Даже люди разных стран танцевали под гимны чужих народов. Как мне кажется, А. Куприн призывает всех к интернационализму, пропагандирую равенство всех людей и дружбу наций.

В этом произведении автор противопоставляет Внешние качества с внутренними. "маленький, плешивый, человечек с наружностью облезлой обезьяны неопределенных лет".Но Сашку при этом все уважали из-за его великого мастерства и внутренних, добрых и приятных качеств человека.

Куприн так же и не оставил в тени вечную тему искусства, заявив: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» - такими словами завершается произведение «Гамбринус»

Обновлено: 2014-10-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

План - конспект открытого урока по предмету

литература для суворовцев 8 класса

по теме «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»

Составил: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература)

Симакова Т.И.

Методическое обоснование

Данная тема - «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус» - изучается в разделе «Литература ХХ века». На творчество А.И. Куприна отводится два часа. Один из них – на знакомство и анализ рассказа «Гамбринус».

Методическая цель урока: использование приёмов и методов критического мышления при анализе художественного произведения.

Учебные цели:

Развивающие цели:

Воспитательные цели:

Внутрипредметные связи: история создания рассказа; общественно-политические взгляды писателя; использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее; роль музыки в раскрытии главного образа.

Межпредметные связи: материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой, историей, музыкой, живописью, военной подготовкой, физической культурой.

Технология: «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом»

Методические приемы и методы: слово учителя, работа с текстом, приём«Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:

Образовательная: познакомить с особенностями творчества и мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»; показать исключительность таланта главного героя; выявить основные проблемы, поставленные автором в рассказе.

Развивающая: развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Воспитательная: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Материальное обеспечение урока: презентация; кадры из кинофильма; дополнительный материал по истории России; буклет, буктрейлер; репродукция картины В.В. Верещагина «Апофеоз войны»; рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»; таблица; текст статьи, с которой работают обучающиеся при определении жанра произведения.

Методы работы: слово учителя, работа с текстом, приём «Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

Формы работы: групповая, парная, общеклассная, индивидуальная, парная.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись, военная подготовка, физическая культура.

Ход урока:

Проверка подготовленности обучаемых к занятию (опрос по пройденному материалу). Мотивация к учебной деятельности (создание эмоционального настроя, пожелание успехов, соблюдение валеологического аспекта)

(стадия вызова) – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству русского писателя 19 в. Александра Ивановича Куприна. Давайте вспомним, с какими произведениями этого писателя вы познакомились на уроках литературы в начальной школе и в 5-6 классах. Опираясь на слайд презентации и буклет, ответьте на вопросы: Слайд 1, буклет.

Вопросы по изученным произведениям. Приём «Интеллектуальная разминка» (опрос)

– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)

– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)

– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)

– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)

- В 5 классе вы изучали рассказ Куприна «Тапёр». О чём этот рассказ? Какова его тема? (Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало. Композитор А.Г. Рубинштейн сделал Юру одним из своих учеников)

Рапорт дежурного

Приветствие, соблюдение валеологического аспекта

Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайд №1 презентации и буклет.

Тягостная жизнь «казённого мальчика» была изображена в повести «На переломе».

Краткий пересказ

Тапёр, -а, м. Музыкант (пианист, баянист и т. п.), игравший за плату на танцевальных вечерах.

Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим разговор об особенностях творчества и мироощущения Куприна на примере произведения «Гамбри нус».

Заполняют таблицу. Приём «Знаю – не знаю». (см. приложение)

Запись в тетрадях с соблюдением требований ЕОР.

Заполняют таблицу

Определяют цель урока самостоятельно

Изложение нового материала по вопросам. (осмысление содержания)

Сообщение о фактах биографии Куприна с использованием Видео урока, презентации (Слайд №2) и буклета.

    суворовец:

Александр Куприн родился в уездном городе НаровчА те Пензенской губернии в семье чиновника. После смерти отца мать Саши, Любовь Алексеевна, переехала с сыном в Москву.

В шесть лет мальчика определили в сиротский Московский Разумовский пансион.

В 1880 году Александр поступил во Второй Московский кадетский корпус, затем в Александровское училище, которое окончил в чине подпоручика, служил в Подольской губернии.

Уже в кадетском корпусе он увлёкся литературой. После первых публикаций Куприн ощутил в себе писательский дар. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. (См. буклет)

В буклете показаны те произведения, в которых Куприн рассказывает о военной службе. Я думаю, вам, как военным людям, будет интересно их прочитать.

2 суворовец:

Презентация. Слайд №2.

В течение десятилетия после отставки Куприн пробовал себя в разных профессиях: был репортером газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на сталелитейном заводе, спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане.

Куприн был ярым противником войны. Он всегда считал, что революция и бунт - это путь в никуда, к погибели. Но во всём своём творчестве он был правдив и честен.

История создания рассказа. Слайд №3

Рассказ Куприна «Гамбри нус» появился в журнале «Современный мир» в феврале 1907 года. Прототипом главного героя в рассказе стал скрипач Александр Певзнер, с которым писатель был близко знаком.

Слайд №4. Скульптор А. Князик посвятил ему свою работу,

Слайд №5. которая находится в Одессе.

- Определите жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. На доске вывешиваются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Слайд №6.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа?

Слайд №7.

Тема нашего урока «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус».

Как вы понимаете слово «гуманистический» ? Подберите к слову «гуманизм» синонимы.

Слайд № 8. Составление кластера на слово «гуманизм». (человечность, человеколюбие, уважение, доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, сочувствие, милосердие, взаимовыручка, достоинство, демократия, жизненная позиция)

Можно ли сказать, что все эти слова можно отнести к главному герою рассказа?

Слайд №9

Образ Сашки. Аналитическая беседа.

1. Найдите описание внешности Сашки.

2. Какую музыку играл Сашка? Приём «Чтение с остановками»

Просмотр кадра №1 из кинофильма.

3. За что все любили Сашку? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).

Просмотр кадра №2 из кинофильма.

4. Какую музыку просила сыграть Сашку мадам Иванова?

Просмотр кадра №3 из кинофильма.

5. Почемупрофессор из консерватории назвал музыку Сашки «клоунством»?

В 5 главе Куприн рассказывает о событиях, связанных с Русско-японской войной. Давайте прослушаем историческую справку об этих событиях. Слайд №10

Историческая справка. Сообщение о Русско-японской войне.

27 января 1904 г. началасьРусско-японская война. Её причиной стало противостояние России и Японии на Дальнем Востоке. Слайд №11 Японская сторона начала военные действия, напав на Порт-Артур. Слайд №12 Ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Однако русское правительство, словно не видя этих фактов, продолжала экспансию в отношении Дальнего Востока, а саму войну с Японией решила использовать как возможность отвлечения народа от серьезных социальных проблем.Экономика Японии была истощена войной. Это заставило её пойти на мирные переговоры. В августе 1905 г. в американском городе Портсмут был подписан мирный договор.

Поражение России показало слабость царской политики, что способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 годов.

Хотелось бы назвать имена тех, кто несмотря на поражение в войне, оставил о себе добрую славу. (главнокомандующий Тихоокеанским флотом С. О. Макаров) Слайд №13

Слайд №14 Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - русский живописец и литератор. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. Мы уже обращались к его картине. Слайд №15

Чем является война для человека? Что она приносит ему?

6. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?

7. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?

8. Почему котельщик хранил и не пропил Сашкину скрипку?

Какое событие, описанное в 7 главе, изменило жизнь Сашки?

Историческая справка. Еврейские погромы. Слайд №16

В октябре 1905 года в России произошло до 690 (шестисот девяноста) погромов в 102 (ста двух) населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство - евреи. Было убито около 4 тысяч евреев, ранено - 10 тыс. В Одессе погибло свыше 400 (четырёхсот) евреев. Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские.

9. Как ведёт себя Сашка во время погрома?

10. Каким мы видим Сашку в споре с Гундосым?

11. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

12. Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

Суворовец играет на флейте.

Ещё раз обратимся к названию рассказа. Почему он так назван? Кто такой Гамбринус? Слайд №17

Сообщение суворовца.

Существует легенда о том, как герцог Ян Первый стал королем Гамбринусом.

Однажды пивовары Брюсселя решили избрать своего лидера, который должен быть сильным и мужественным. Они организовали конкурс, в котором поставили большую бочку пива на землю. Тот, кто сможет донести ее к столбу - станет их главным пивоваром.

Когда подошла его очередь, он приказал слуге бить втулки в отверстие в бочки. Затем он лег под нее, открыл кран и пил, пока не опустошил бочку. Затем без усилий перенес бочку к столбу.

На основании этой остроумной идеи пивовары Брюсселя назначили его своим почетным лидером "Гамбринус, Король пива".

Какую черту характера (по легенде) проявил

Гамбринус? (смекалку)

В чем Сашка похож на этого героя?

Но почему Куприн не называет рассказ его именем? Вспомните историческую основу написания рассказа. (цензура)

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

Вернемся к эпиграфу. Слайд №18

Кому принадлежат последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства – подвал)

Слушают, делают записи в процессе рассказа.

Форма работы общеклассная.

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Работают в парах

Учащиеся отвечают на вопросы

Составляют кластер (записывают слова на слайде «пёрышком»)

Участвуют в беседе.

Рассуждают.

Сообщение суворовца

Сообщение суворовца

Суворовец играет на флейте.

Сообщение суворовца

Работа с таблицей

Самостоятельная работа обучающихся

(стадия рефлексии)

Работа в группах.

1 группа. Творческий рассказ о Сашке (от лица второстепенного героя)

2 группа. Составление синквейна

3 группа. Ответить на вопросы, опираясь на буклет. Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких? (-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит;

Добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;

Национальный вопрос)

Определите проблему и идею произведения.

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том, какую роль в жизни человека играет искусство.

Приведите факты истории, литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство всё перетерпит и всё победит». (композитор Бетховен в 26 лет начал терять слух, художник Рембрандт несмотря на свой гениальный талант, умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)

Отчёты групп.

Слайд №19 - Как будущие офицеры, как вы относитесь к событиям, происходящим в Сирии? (уничтожены исторические памятники в Пальмире)

Буктрейлер

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Работают в группах

Составляют рассказ

Индивидуальное задание, из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

Отвечают на вопросы

Просмотр буктрейлера

Задание на самоподготовку. (На выбор)

Ответьте письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.):

    Чем для меня интересен рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»?

    Творческий рассказ о Сашке от лица второстепенного героя.

Записывают в дневник

Преподаватель ________________________/ Симакова Т.И./

(подпись, и.о. фамилия)



Похожие статьи
 
Категории