Поминки мармеладова в романе преступление и наказание. Тест по роману Ф

07.03.2019

Преступление и наказание

Часть пятая

Глава первая (I)

Лужин проснулся в утро после ссоры с твёрдым намерением вернуть Дуню, а, если Раскольников встанет на пути, то он готов был его убить. Лужин всё ещё не мог поверить, что ему, такому богатому, статному мужчине отказали в браке. Вместе с Лужиным в квартире жил также и Лебезятников. Лебезятников, молодой человек, имел нигилистические наклонности и прогрессивное мышление. Они с Лужиным не дружили и из-за разницы в возрасте, и из-за расхождения взглядов.

Это было утро поминок Мармеладова. Лужин задавал много вопросов Лебезятникову про поминки, про гостей и про Соню. Лебезятников отвечал, что гости будут самые обыкновенные, и он сам не очень хочет на низ идти. В Соне Лебезятников видел свою подругу, он часто с ней общался и видел в ней скромную и целеустремлённую девушку. Когда Лужин принялся пересчитывать деньги, сидя за столом, он попросил Лебезятникова позвать к себе Соню. Когда пришла Соня, в комнате находились Лужин, она и Лебезятников, стоявший у окна. Лужин сказал Соне, чтобы она передала Катерине Ивановне соболезнования и просьбу простить его за то, что он не придёт на поминки. Соня всё время сидела неуклюже, много раз поднималась уходить, но Лужин её останавливал. Он, говоря, что хочет помочь их семье, дал Соне 10 рублей, но с условием, чтоб никто не знал об этом. Когда Соня от души поблагодарила Лужина и вышла, Лебезятников сам подошёл к Лужину и пожал ему руку, сказав, что не ожидал такого поступка от Лужина.

Глава вторая (II)

Похороны Мармеладова провели рано утром. На них присутствовали Катерина Ивановна, ее дети и поляк, которого очень полюбила в последнее время Катерина Ивановна за то, что он ей помогал. Поминальный стол был организован Амалией Карловной на деньги, подаренные семье Мармеладова Раскольниковым. Стол был не очень шикарным, однако на нём присутствовало вино и другая выпивка, также было много закуски и основных блюд. Из гостей были Катерина Ивановна, Соня, хозяйка Амалия Карловна, а также поляк, который пригласил несколько своих друзей. Катерина Ивановна была очень огорчена тем, что на поминки пришёл какой-то сброд, так как не пришли самые важные люди, которых она позвала. Не пришел Лебезятников, Лужин, а также генерал, который знал ее отца. Катерина Ивановна позвала также двух женщин, которые жили рядом с ними и которые оскорбили её, сказав, что она женщина низшего класса. Но Катерина Ивановна, как она сама утверждала, была из аристократического общества. Она их пригласила, чтоб показать им как красиво и культурно она может помянуть мужа. Весь вечер Катерина Ивановна говорила только с Раскольниковым. Она жаловалась на гостей, она говорила о нелепости этих поминок, о том, что люди на этих поминках просто напиваются. С Амалией Карловной она почти не говорила, а также обвиняла его в том, что она не очень хорошо приготовила стол и позвала какой-то сброд.

Глава третья (III)

Лужин входит в комнату и начинает обвинять Соню в том, что она украла у него со стола 100 руб. Он говорит ей, чтобы она призналась сейчас, чтобы не пришлось вызывать жандармов. Амалия Карловна, обиженная Катериной Ивановной, тоже начала подтверждать, что Соня – воровка. Соня в это время вся побледнела, она молчала и не понимала, что происходит. Катерина Ивановна, защищая Соню, набросилась на Лужина с обвинениями, что он подлец и клеветник. Она говорила, что Соня - это ангельское существо, которое никогда и ничего не может сделать плохого, и чтобы доказать это Катерина Ивановна выворачивает Сонины карманы, в которых были только 10 рублей, по мнению Сони. Но вдруг из кармана падает какая-то бумажка, сложенная в квадрат и, когда её разложили, это оказалось 100 рублей. Лужин торжествовал, он добился своего. Однако тут в комнату входит Лебезятников и говорит, что Лужин Павел Петрович сам подкинул Соне эти сложенные 100 рублей. Когда Соня выходила из его комнаты, он незаметно положил ей в карман скомканную купюру. Лебезятников думал, что этим поступком Лужин хочет обрадовать Соня и избежать благодарности. Лебезятников клялся, что готов рассказать всё жандармам, если его начнут расспрашивать. Однако теперь Лебезятников не очень понимает мотивы этого поступка. Тут в диалог вступает Раскольников. Он рассказывает всем мотивы Лужина оклеветать Соню. Он говорит, что, оклеветав Соню, Лужин хотел вернуть доверие сестры Раскольникова Дуни и снова идти к ней свататься. Когда всё разъяснилось, все поняли, что Лужин совершил нехороший поступок, все пьяные мужики начали на него кидаться, собирались его ударить, но он успел выйти из комнаты. Амалия Ивановна, хозяйка, окончательно выгоняла Катерина Иванович из своего дома. Всё это время в углу стояли и плакали дети. Катерина Ивановна выбежала из квартиры, сказав, что идёт искать справедливость, а Соня убежала домой. За Соней пошёл Родион Раскольников.

Глава четвёртая (IV)

Раскольников пошёл к Соне домой и намеками он сказал ей, что это он убил Лизавету. Соня не могла понять, зачем Родион это сделал. Он сам старался ей ответить, но он тоже не понимал зачем он убил эту старуху-процентщицу. Он сам не верил, что он делает это для пользы кому-то или что он тот самый необычный человек, о котором он писал в своей статье. Окончательной причиной убийства Раскольников считал было то, что он низкий и подлый человек, которому легче убить, чем заработать денег. Соня же почувствовала, как он страдает и сожалеет о случившемся, и обещала быть с ним всегда и везде. Этот разговор в квартире Сони, как и прошлый был подслушан Свидригайловым. Они сидели, держа друг друга за руки, как вдруг в комнату вбегает Лебезятников.

Глава пятая (V)

Лебезятников сказал, что Катерина Ивановна сошла с ума, что она пришла, взяла детей и пошла по проспекту, заставляя детей танцевать и петь. Они все побежали к проспекту, где Катерина Ивановна делала шоу. Она пела вместе с Полей, а дети танцевали. За ними шла огромная толпа, которая смотрела на них и смеялась. Соня попыталась остановить и вразумить Катерину Ивановну, но та говорила, что она так будет зарабатывать на жизнь. Испуганный состоянием матери Николенька начал убегать. Катерина Ивановна пробежал его останавливать, но споткнулась и упала лицом на бордюр. Когда к ней подбежала Соня и посмотрела неё, у неё всё лицо было в крови. Неравнодушные к беде Сони подняли Катерину Ивановну и понесли в квартиру к Соне. Катерина Ивановна умерла в бреду в квартире Сони в окружении людей с улицы. Свидригайлов, услыхавший шум, вышел посмотреть, что творится. Увидев, что несут Катерину Ивановну и что рядом идёт Раскольников, он подошёл к Родиону и сказал, что он слышал всё, что Раскольников говорил Соне в недавние дни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

ПЕРЕЧИТЫВАЯ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»


ПОМИНКИ ПО МАРМЕЛАДОВУ

Пили. Друг с балкона стал спускаться.
Э-э-э! Схватил его, держал.
Русский бред огнями плыл.
Смиряться
Чтобы, осознай, насколь ты мал.

Друг не прыгнул всё-таки с балкона,
А примстится вдруг – не удержал.
На поминках книжных нет резона
Мне сидеть, и всё же там бывал.

Сцена повторяется стократно –
Я роман сто раз читал, и вот
На щеках вдовы краснеют пятна.
Полячёк всё пьёт, и пьёт, и пьёт.

Так ли страшен русский бред? Провалы
В щели метафизики страшны.
И сквозит – и не помогут скалы –
Осознанье собственной вины.

Друг не спрыгнул всё-таки с балкона.
А Раскольников не убивал.
Я живу сейчас. Во время оно
Жил, и знаю нищеты оскал.

Жалко Мармеладова. И жалко
Всех вокруг, но только не себя.
Плачет Соня. От страданий жарко.
Свет струится, души серебря.

ПЛЯСКА КАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ

Вам пляска Катерины
Ивановны упрёк.
Вы знаете перины,
Борщи, и невдомёк,

Что где-то нищетою
С чахоткой тронут мир.
Смерть будет золотою
Тому, кто нищ и сир.

А пляска Катерины
Ивановны страшна.
Есть чёрные картины –
И вот из них одна.

Надрывно детки плачут.
И Бог дарует свет,
В котором всё иначе
И этой жизни нет.

СЛОВО О ТОПОРЕ

Варят суп из топора,
Метафизикой играя.
Сказка не идёт с утра –
Тут конкретика иная.

Перепутать явь со сном
Можно ли? Не постигаю.
А топор тяжёл притом –
Я дрова рубил, я знаю.

Как, Раскольников, тебе
Топора глухая тяжесть?
Ты живым в могилу ляжешь,
Подчинившися судьбе.

Но ведь ты не убивал –
Родя, Родион Романыч.
Перечитывая на ночь
Тот роман, тобой я стал.

Варим суп из топора,
Русский бред в умах катая.
Что ль иными стать пора?
Жить, конкретно принимая

Жизнь, где деньги и комфорт
Столь значительные силы?
Топором буфет расколот –
Вот и все вам перспективы.

Против алчности топор,
И противу лжи и лести.
Тело – будто приговор,
Смерть – известие известий.

СВИДРИГАЙЛОВ

Все двери настежь, все всё время
Заходят, говорят, шум и скандал.
А Свидригайлову примстится Бремен
Сквозь дуло пистолетное. Устал.

Да и в Америку по-русски странно едут –
Всё через выстрел, мысля – дальше свет.
А впрочем банькой с пауками не побрезгуют
И той, коль закипел такой сюжет.

Герой великолепный – Свидригайлов!
Живая рана. Двери настежь. Боль.
Шуми. Саму действительность ругай, но в
Действительности движет всем любовь.

ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ

Шут, буффон, с лицом каким-то бабьим,
Хохотун, иронией течёт.
Остроглаз, за водочкою славным
Верно был бы. Не таков расчёт.
Взгляд сродни рентгену…Иль ошибка
Всё ж возможна? Слишком русский тип:
Чревом знает всё. Попалась рыбка.
Знает всё – и боль других, и всхлип
Женский, и тоску – когда сквозная.
Шут, буффон, философ – всё в одно.
Постигая жил, а созидая
Жить такому было не дано.

БЫЛО ЛИ УБИЙСТВО

Разумихин и приятель-доктор говорят
Об убийстве той чиновницы-старухи.
А Раскольников, в душе таящий ад
Замирает, холодеет взгляд.
По стене узоры…или мухи?

И Раскольников припоминает что
Он не убивал, ему приснилось,
Или же в бреду горячечном примстилось.
Он же человек! Ничто, никто
Он – и вместе – с ним Господня милость.

Да, не убивал – от нищеты,
И не убивал от сверхидеи.
Хорошо ему, мечты густы.
А осуществится то на деле,
Что есть план небесной высоты.

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

Проведав ещё в провинции о том, что в Петербурге появились быстро прогремевшие кружки прогрессистов, нигилистов, обличителей, Лужин решил по приезде туда разузнать, в силе эти люди или нет. Нельзя ли что-нибудь подустроить в своей карьере через их посредство или уж, на худой конец, застраховаться от «обличения» ими? С этой целью он и поселился у своего молодого знакомого Лебезятникова, который связан с этими кружками.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Лебезятников – худосочный, маленький и золотушный человечек с больными глазами и большими бакенбардами. Слабовольный и вообще довольно мягкий, но глуповатый – из тех пошлых, «недоучившихся самодуров, которые мигом пристают к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат». Сейчас он «прикомандировался» к идее прогресса. Лебезятников проповедует Лужину теории Фурье и Дарвина, «гражданский протест и восстание», свободную любовь, «гражданский брак» (в смысле полного отрицания семьи), говоря, что даже покойные Белинский и Добролюбов теперь уже устарели.

Сидя у него в комнате, Лужин раскладывает на столе крупную сумму денег якобы для того, чтобы сосчитать их. Затем он просит Лебезятникова позвать Соню . Когда та приходит, Лужин извиняется за то, что «не сможет быть на поминках», даёт Соне совет похлопотать насчёт посмертного пенсиона за Мармеладова и протягивает ей десять рублей, говоря: «это – посильная сумма вашей семье от меня лично».

Соня в смущении берёт деньги и уходит.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 2 – краткое содержание

Катерина Ивановна возвращается с кладбища. Начинаются поминки, на которые «из гордости бедных» ухлопаны почти все деньги, полученные от Раскольникова . Эмоциональной Катерине Ивановне не нравится, что квартирная хозяйка Амалия Ивановна, руководившая приготовлением блюд для поминок, принарядилась в новое чёрное платье и чепец с лентами. Катерина Ивановна шепчет Раскольникову: «У моего папеньки-чиновника такую и за стол не пустили бы».

На поминки собираются лишь бедные соседи. Катерина Ивановна очень рада, что пришёл Раскольников. Она уверяет всех, что этот «образованный гость» готовится «занять в университете профессорскую кафедру», и сожалеет, что отказался прийти Лужин.

За столом начинаются подшучивания гостей друг над другом. Атмосферу разогревает выпитое вино. Шёпот Катерины Ивановны насчёт Амалии на ухо Раскольникову делается всё язвительнее. Соне кто-то с другого конца стола присылает тарелку: на ней вылеплены из черного хлеба два сердца, пронзенных стрелой – это намёк на её уличное ремесло.

Катерина Ивановна пускает по рукам гостей похвальный лист, полученный ею в гимназической молодости. Она начинает говорить о своей мечте открыть пансион для благородных девиц, где Соня станет её помощницей. За столом начинается смех по этому поводу. Разгорячённая Катерина Ивановна уже открыто бранится с Амалией Ивановной, грозя сорвать с неё чепчик. Вдруг отворяется дверь, и входит Лужин со строгим видом.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 3 – краткое содержание

Он обращается к Соне, утверждая: после её прихода с его стола в комнате Лебезятникова пропал 100-рублёвый билет. Лужин требует, чтобы Соня вернула его, иначе «пусть пеняет на себя». Посреди гробового молчания Соня слабо уверяет, что не брала денег, и пытается вернуть ему те десять рублей, который он сам ей дал. Но Лужин настаивает, чтобы она созналась в краже ещё ста: «Опомнитесь, иначе, я буду неумолим!»

Катерина Ивановна в возбуждении клянёт Лужина «судейским крючком и дураком» и сама бросается выворачивать Соне карманы для демонстрации, что там нет этих денег. Однако из кармана выпадает сторублёвка. Лужин разворачивает её, показывает всем, а потом с миной ханжеской добродетели объявляет о своей готовности «простить Софью Семёновну», «взяв в соображение общественное её положение и сопряженные с ним привычки» – и «оставить дальнейшее втуне».

Но из-за плеча Лужина выступает вошедший вместе с ним Лебезятников – и обвиняет его в «низости». Лебезятников объясняет: он видел как Лужин, провожая в их комнате Соню до двери, незаметно подсунул ей в карман сторублёвку, но тогда подумал, что его друг хочет из скромности сделать бедной девушке тайное благодеяние. Лужин обвиняет Лебезятникова в клевете, но тот настаивает на своём, задыхаясь от искреннего негодования.

Лужин требует объяснить цель, которая могла бы побудить его подсунуть деньги Соне. Её твёрдым голосом разъясняет вставший Раскольников. Он говорит, что Лужин зол из-за расстройства сватовства с его сестрой Дуней. Если бы ему удалось наклеить на Соню ярлык воровки, он доказал бы справедливость своих прежних утверждений на его, Раскольникова, счёт и мог возбудить раздор между ним и его родными.

Подпившая публика шумит, собираясь броситься на Лужина. Тот спешит ретироваться и съехать с квартиры. Соня убегает домой в истерике. Амалия Ивановна, в которую попал стакан, брошенный кем-то в Лужина, гонит с квартиры Катерину Ивановну с детьми.

Раскольников идёт к Соне.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 4 – краткое содержание

Раскольников собирается сознаться Соне в совершённом убийстве. Он, собственно, хочет не каяться, а оправдать свой поступок: доказать, что только «переступив черту», можно занять среди людей достойное положение. Но всё равно сделать признание для него невыносимо тяжело.

Придя, он говорит Соне: «Не случись меня и Лебезятникова, Лужин легко бы вас мог в острог засадить. И погибли бы и вы, и Катерина Ивановна, и дети... Вот если бы на ваше решение отдали: Лужину жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? Как бы вы решили: кому из них умереть?» – «Я Божьего промысла знать не могу, – отвечает Соня. – Кто меня судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

«А ведь ты права, Соня! – восклицает вдруг Раскольников. – Это я про Лужина и промысл... чтобы себя оправдать…» Его лицо кривится так, что Соня отшатывается.

Он признаётся ей, что убил Лизавету. Соня отстраняется с тем же детским испуганным выражением, что было и у Лизаветы в момент гибели , так же выставив руку вперёд, а потом бросается перед ним на колени: «Что вы над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

«Так не оставишь меня, Соня?» – в смятении спрашивает Раскольников. – «Нет, нет! За тобой всюду пойду! В каторгу с тобой вместе пойду!» – «Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти». – «Да как вы, такой … могли на это решиться? Ты был голоден! ты… чтобы матери помочь?» – «Если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был! Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Я задал себе вопрос, поколебался бы Наполеон, если вместо Тулона и Египта ему нужно было для начала великой карьеры убить какую-нибудь старушонку-легистраторшу и стащить у неё деньги. И понял, что ему и в голову не пришло бы коробиться!»

Но вдруг Раскольников меняет тон: «Нет, это вздор! Я убил, чтобы помочь сестре с матерью, иначе не было способа кончить университет. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную… А, впрочем, опять вру… Просто я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию… И деньги на университет я при желании мог бы раздобыть упорным трудом – находит же Разумихин ! Но я озлился и не захотел. Я, как паук, к себе в угол забился, работать не хотел, только лежал и думал. И я узнал, что кто крепок и силен умом и духом, тот и будет над людьми властелин ! Стоит только посметь! Я… я захотел осмелиться и убил…»

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..» – кричит Соня. – «Да, я знаю. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я для себя убил, а стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, из всех живые соки высасывал, мне, всё равно было!.. Не деньги, главное, нужны мне были… Я хотел узнать, смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею… Черт меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же вошь, как и все! Я себя убил, а не старушонку! Что мне теперь делать!»

«Что делать! – возбуждается Соня. – Поди, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет! Страдание принять и искупить себя им, вот что надо!»

«На каторгу? Не пойду я туда, Соня!» – «А как жить-то будешь? С матерью и сестрой говорить? Как без человека-то прожить!» – «Нет, не пойду. Они надо мной только смеяться будут. Может, я еще человек, а не вошь и поторопился себя осудить… Я еще поборюсь. Будешь ко мне в острог ходить, если посадят?» – «Буду, буду!»

Соня хочет повесить на него крест, но Раскольников отталкивает её руку. «Да, – соглашается она. – Лучше как пойдешь на страдание, тогда и наденешь».

Вдруг стучат в дверь. Входит Лебезятников.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 5 – краткое содержание

Он рассказывает Соне, что Катерина Ивановна, рассорившись с квартирной хозяйкой Амалией, побежала «за справедливостью» к генералу, начальнику Мармеладова, но была прогнана оттуда и теперь собирается на улицу, «шарманку носить, а дети будут петь и плясать за деньги». И она каждый день будет с ними под окно к генералу ходить, чтобы он видел как нищенствуют «благородные дети чиновного отца».

Соня бежит на улицу искать Катерину Ивановну. Раскольников тоже выходит с Лебезятниковым, но потом бросает того и идёт к себе домой. Дома – страшная пустота и одиночество. Сделанное признание стесняет и томит его. Он начинает чувствовать ненависть к Соне.

Вдруг входит его сестра Дуня: «Брат, Разумихин мне рассказал, что тебя преследуют и по гнусному подозрению. Я теперь поняла, почему тебе так тяжело, и не сужу за то, что ты нас бросил. Но ты приди, успокой мать, а моей жизнью можешь располагать всецело!»

Дуня поворачивается уходить, но Раскольников окликает её и советует не расставаться с прекрасным человеком Разумихиным. «Прощай Дуня!» – с тоской произносит он. – «Разве мы навеки расстаемся?» – недоумевает она. – «Всё равно, прощай!»

Раскольников выходит из дому. Навстречу ему бежит Лебезятников, рассказывая: Катерина Ивановна и правда вывела детей на улицу, заставляет их петь и плясать, а Соня бегает за ними в исступлении. Они вдвоём идут туда, где всё это происходит.

Катерина Ивановна с детьми окружена народом, то пытается петь, то кричит на детей, то бранится с насмешниками из толпы. «Пусть видит весь Петербург, как милостыни просят дети благородного отца, который, можно сказать, умер на службе», – кричит она.

К ней протискивается городовой. Мальчики, увидев его, бросаются бежать. Катерина Ивановна кидается за ними, но на бегу падает – и изо рта её ручьём течёт кровь. Её переносят в Сонину квартиру, которая находится рядом.

«Бери детей с рук на руки, Соня, – хрипит Катерина Ивановна напоследок. – А я умираю, кончен бал!» Она отказывается от священника: на него только будет потрачен лишний целковый, «а не простит Бог мои грехи – и не надо!»

Катерина Ивановна умирает. Раскольников с удивлением замечает среди собравшихся в Сонину комнату людей Свидригайлова . Тот подходит к нему, говоря: «Похороны беру на себя. Детей я помещу в сиротские заведения получше и положу на каждого, до совершеннолетия по полторы тысячи капиталу. Да и Софью Семёновну из омута вытащу. Передайте Дуне, что десять тысяч, которые хотел ей отдать , я вот так употребил». И добавляет, плутовски подмигивая: «Ведь не вошь же была Катерина Ивановна, как какая-нибудь старушонка-процентщица? И не помоги я, так ведь "Полечка туда же, по той же дороге пойдет…"».

Раскольников столбенеет, слыша от Свидригайлова собственные слова, которые раньше говорил Соне . «Да ведь я здесь, через стенку, у мадам Ресслих стою, – разъясняет Свидригайлов. – Ваш разговор с Соней весь слышал. Заинтересовали вы меня, Родион Романович. Мы с вами сойдёмся, и увидите, какой я складной человек…»

Петр Петрович Лужин - один из тех героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», чей путь совершенно не приемлет ни Родион Раскольников в своих метаниях и поисках истины, ни сам автор. Лужин - человек преуспевающий, делец новой, капиталистической формации. Он служит на государственной службе и в то же время успешно занят частным бизнесом. В Петербурге он собирается открыть адвокатскую контору, здесь же собирается жениться на сестре Раскольникова, Дуне, и устроить новую квартиру. Он благополучен, имеет средства, тщательно и по моде одет, гордится своими прогрессивными убеждениями. Но его любовь к прогрессу не скрывает его нравственного убожества - этому человеку чужды милосердие и сострадание к ближним. Он выбрал Дуню своей невестой из того расчета, что девушка благородного происхождения, красива и образованна, но бесприданница и в жизни многое претерпела, - а значит, будет всем обязана своему благодетелю. Он говорит об экономическом преуспевании общества, проповедуя открытый эгоизм и отрицая библейские заповеди, считая необходимым прежде всего «возлюбить» самого себя и заботиться только о своем благополучии. Поняв, что Родион против их с Дуней брака, Лужин начинает интриговать, стремясь поссорить Родиона с сестрой и матерью, чтобы ослабить его влияние. Наконец, чтобы скомпрометировать Соню, Петр Петрович идет на откровенно подлый поступок: подбросив ей деньги, он обвиняет Соню в краже. Соня представляется Лужину серьезной помехой, оказывающей свое влияние на Родиона, а следовательно, и на Авдотью Романовну. Для своего обвинения Лужин выбирает напряженный драматический момент: скандал Катерины Ивановны и квартирной хозяйки на поминках по отцу Сони. В присутствии множества народа Лужин рассказывает, как пригласил Соню в свою комнату, дал ей десятирублевый билет на поминовение отца, а потом обнаружил, что один из сторублевых билетов исчез. Соня страшно смущена и напугана: как верующий человек, она в жизни не брала чужого, но как доказать свою правоту, если все окружающие «глядели на нее с такими ужасными, строгими, насмешливыми, ненавистными лицами»? Она хочет отдать Лужину полученные от него десять рублей, но больше ей нечего сказать в свое оправдание. Драматизм сцены усиливается тем, что хозяйка собралась позвать полицию, как требует Лужин, а Катерина Ивановна швыряет ему в лицо его десятирублевую бумажку. Она в гневе кричит, что Соня не воровка, и предлагает обыскать ее карманы И вот тут-то из кармана Сони и вылетела сложенная сторублевая купюра. Петр Петрович торжествует, хозяйка требует полицию, Катерина Ивановна взывает к защите присутствующих. Лужин готов великодушно простить Соню, так как ему важно было ее скомпрометировать и он добился своей цели: все пожалели Соню, но подумали, что она воровка. Лишь случайность расстроила его замыслы: появившийся Лебезятников оправдал Соню. Он видел, как Лужин сам подсунул Соне злополучный билет, но думал, что Петр Петрович поступил так из благородства. Теперь Лебезятников понял, как обманулся он в этом человеке, и не боится сказать Лужину в глаза, что он лжец и клеветник. Эпизод заканчивается благополучным выяснением отношений: Катерина Ивановна рада, что есть кому защитить Соню, а Раскольников обличает Лужина в его тайных замыслах.

Значение этого эпизода в романе важно для полного завершения автором характера Лужина: тип предприимчивого дельца, эгоиста и низкого, подлого человека с нравственной стороны достоин только презрения и осуждения. Для Родиона Раскольникова это совершенно очевидно, он отвергает этот путь, считая его для себя совершенно неприемлемым. Эта сцена также передает динамику развития сюжетной линии истории семьи Мармеладовых, напряженность и драматизм той атмосферы, в которой происходят события. Трагическая судьба Сони, Катерины Ивановны вызывает сочувствие читателя, а авторское изображение психологии героев - восхищение особенностями художественного мастерства Ф.М. Достоевского.



Похожие статьи
 
Категории