Понятие архитектуры. Архитектура

22.04.2019

Архитектура... В этом слове заключается очень многое. На протяжении веков архитекторы трудились, оставляя после себя следы своих прекрасных произведений. Многие из их творений, к сожалению, утрачены в потоке времени. Но немало сохранилось до наших дней и радует ценителей различных видов архитектуры.

Определение понятия

В понятие архитектуры вложено довольно многое. Это, прежде всего, строительство. Но архитектор не просто что-то строит, сооружает. Он вкладывает в творение мастерство, стараясь создать что-то новое, уникальное. Один древний архитектор выделил три начала, на которых строится архитектура: прочность, польза и красота. Другой прибавил четвертое начало - целесообразность. Безусловно, эти качества проявляются в каждом здании, парке или фонтане, над которыми трудились их создатели.

Но архитектура - это не только просто строительство. Это еще и искусство создавать, проектировать что-то для практического применения людьми, для красоты, прочности и удобства. Она окружает нас повсюду. На протяжении истории человечества всегда были свои архитекторы, которые любили это искусство и передавали свои шедевры последующим поколениям.

Краткое рассмотрение видов и стилей архитектуры помогает видеть окружающий нас мир не просто, как массу или группу фигур, зданий, а как отдельные шедевры. Давайте ближе познакомимся с этим замечательным искусством и узнаем его особенности.

Главные виды архитектуры

Архитектура, как часть искусства, имеет свои области или направления. Градостроительство, ландшафтно-парковая и архитектура объемных, то есть, больших сооружений - основные виды архитектуры. Отдельно можно упомянуть еще дизайн внутреннего интерьера, архитектуру маленьких форм и другие. Но чаще всего остальные входят в какой-то из трех основных.

Градостроительство

Этот вид в современной архитектуре появился сравнительно недавно - в середине прошлого века. Он включает в себя проектирование и строительство новых населенных пунктов: мегаполисов, городов, поселков. Это обширная отрасль, которая охватывает разные сферы жизни человека в комплексе, то есть, не только жилье, но и все необходимое для жизни в обществе: школы, больницы, магазины и т. д. В этом виде рассматривается не только строительство, но и территория для расположения будущего населенного пункта. Стоит отметить, что градостроительство занимается также реконструкцией и сохранением старых построек, которые имеют большое значение для городов.

Архитектура сооружений

Этот вид играет большую роль в архитектуре. Сюда включаются крепостные, культовые постройки, жилые дома разных типов и размеров, общественные сооружения, такие как школы, музеи, магазины, театры, стадионы, а также промышленные здания, различные фабрики, заводы, станции. Архитекторы рассматривают, проектируют и строят различные здания, необходимые обществу, как отдельные единицы.

Ландшафтная архитектура

Среди современной архитектуры выделяют еще один, не менее значимый, вид. Он включает в себя все, что связано с благоустройством населенного пункта, его комфортабельностью, эстетикой. Парки, бульвары, улицы, площади, скверы со своими фонарями, памятниками, фонтанами, лавочками, деревьями, кустами, оградами, рекламными щитами входят в понятие ландшафтной архитектуры. Специалисты в этой области занимаются озеленением районов, территорий, находящихся рядом с домами и другими зданиями, а также оформлением садов и парков, которые являются прекрасным украшением и местом отдыха для своих посетителей.

Основные стили архитектуры

Как было отмечено, существуют разные виды архитектуры. Но не нужно забывать и о стилях, которые веками накладывали свой отпечаток на все, что нас окружает. Посещая музеи и картинные галереи, отправляясь на экскурсию по старинным городам разных стран, мы сталкиваемся с различными эпохами, проявленными в архитектуре. Каждый из стилей характеризуется своими особенностями. Стили обычно подразделяются по историческим периодам. Вот основные из них: античность, романский, готический, эпоха Возрождения или Ренессанс, барокко и рококо, классицизм, модерн, модернизм и постмодернизм. Обратим внимание на некоторые из них.

Архитектура в античности

Сперва скажем несколько слов о доантичном, то есть архаичном стиле. Он был характерен для таких древних государств, как Ассирия, Месопотамия и Древний Египет. Все сооружения, созданные до пятого века до нашей эры, принято относить именно к этому стилю. Что для них было характерно? Простота, довольно большие каменные строения, соблюдение геометрических фигур и пропорций. Однако имеются и различия в исполнении доантичного стиля. В Египте, к примеру, существовала определенная симметрия, а в Месопотамии - асимметрия.

Античность, как один из видов архитектуры, или стилей, прежде всего, относится к Древней Греции. Этот стиль проявлялся в строительстве жилых домов и храмов. Если говорить о культовых сооружениях, то их особенностями были толстые стены, отсутствие окон и наличие отверстия в потолке для попадания в здание света. Им присущи симметричность и ритмичность. В этот период была основана определенная система, названная ордерной. Она имела три направления. Первое, появившееся в пятом веке до нашей эры, это - коринфский ордер. Ему было присуще наличие колоннад. Появившийся веком ранее дорический ордер отличался чертами массивности и строгости. И последний, ионический, появился сравнительно позже остальных. Пользующийся популярностью в Малой Азии, ионический ордер имел более легкий, изящный характер строений.

Римляне сделали более богатой и роскошной ордерную систему, добавив декор и внедрив ее в строительство своих храмов и дворцов.

Архитектурное средневековье

Приблизительно в десятом веке появляется новый стиль, названный в XIX веке романским. Он просуществовал на протяжении двух-трех столетий. Этому периоду истории присуще строительство храмов и монастырей. В основе их лежали конструкции, имевшие формы простых геометрических фигур: куба, цилиндра, параллелепипеда. Постепенно эти конструкции совершенствовались, добавляя различные башни и галереи. Начало этого периода характерно своей росписью стен, а окончание - каменными рельефами на фасадах. Памятники этого самого своеобразного из видов архитектуры сохранились в Европе до наших дней.

Во второй половине XII века начинает зарождаться новый стиль - готический. Ему присущи конструкции с различными арками и сводами. Преимущественно он преобладал в строительстве церквей и соборов, которые впервые начали появляться в северной части средневековой Франции. К примеру, под Парижем в XII веке была построена церковь в этом стиле. С десятилетиями готика распространялась в других странах: в Швейцарии, Бельгии, Германии, Испании, Англии. Благодаря крестовым походам этот стиль проявился в сооружениях Сирии и Кипра. В XIV веке начали строить ратуши, применяя готический стиль для их украшений, а вместо крепостей - дворцы.

На смену готике приходит Ренессанс. В XV веке этот стиль начинает приобретать популярность. Ренессанс возвращает античный стиль, добавляя к нему нотки своих национальных традиций и взглядов, а также материалы, которые были доступны в этот период времени. Для строительства зданий архитекторы используют ордерную систему, а также характерную ей симметричность, простоту, пропорциональность, горизонтальность.

С усложнением конструкций и сооружений приходит следующий вид архитектуры - барокко, появившийся на рубеже XVI и XVII веков. Родиной стиля становится Италия. Барокко проявляется в строительстве дворцов, соборов, общественных сооружений. Основными отличительными чертами стиля становятся контрастность, динамичность, величественность, совмещение иллюзии и реальности, большое внимание уделяется декору и лепным элементам.

Наряду с барокко появляется стиль рококо, существовавший на протяжении XVIII века. Появляется легкость и приветливость в формах, исчезает строгая симметричность, практически исчезают прямые линии и плоские поверхности. Сохранившиеся до сегодняшних дней памятники стиля рококо привлекают нас своей игривостью и с легкостью переносят в ту эпоху. Виды архитектуры зданий приобретают своеобразные черты.

Классицизм, появившийся в середине XVIII века и существовавший на протяжении XIX, вновь возвращается к античным чертам: гармонии, простоте и монументальности.

Современные стили

На стыке XIX и XX веков появляется новый стиль - модерн. Он значительно расширяет возможности в строительстве с созданием новых материалов и технологий. Происходит отказ от углов и привычных линий, все направляется на естественность.

Следующим стилем становится модернизм, существовавший в XX веке. Он включает в себя различные подвиды архитектуры. Ему присуще создание всего нового и практичного, идущего в ногу со временем.

Итак, как видно из описания видов архитектуры, это искусство играло и играет огромную роль в жизни человека. Ее практичность и эстетичность помогают нам наслаждаться произведениями архитектуры и понимать, как на протяжении веков человечество развивалось, совершенствовалось, выражая это в различных деталях, чертах и фигурах.

В. Городков. Дом-музей А. Толстого в с. Красный Рог, 1993 г.

В. Городков. Дом-музей Ф.Тютчева в с. Овстуг, 1985 г

Ещё в Древнем Риме известный нам теоре­тик и архитектор Витрувий вы­вел своеобразную формулу для архитектуры, где назвал её три основных свойства: польза, прочность, красота. Таким образом, важно, для каких целей строится здание, какие функ­ции оно будет выполнять и, соответственно, какую будет приносить пользу.

Сооружение для школы отличается от зда­ния поликлиники, театра и так далее. Поэто­му назначение будущего дома независимо от воли архитектора влияет на его внешний вид и внутреннее расположение помещений.

Знаменитая триада Витрувия, древнеримского теоретика архитектуры, автора трактата «Десять книг об архитектуре», - польза , прочность , кра coma. Все свойства: польза, прочность, красота (или, иначе говоря, функциональные, конструк­тивные и эстетические качества) - в архитектуре взаимосвязаны.

Несомненно, здание должно быть проч­ным. Для этого в разные исторические пери­оды применялись различные строительные материалы и конструкции.

А третье свойство очевидно: красивое архитектурное сооружение эмоционально воздействует на нас. Мы испытываем чув­ство радости, восхищения, видя перед собой радующее глаз здание, украшенное архитек­турными деталями, нам приятно заходить в такое помещение и находиться в нём.

Пример объёмных сооружений (жилой дом в Брянске по улице Фокина, в стиле сталинского ампи­ра,1955 г. Архитектор В. Городков)

Пример объёмных сооружений (жилой дом в Брянске по улице Комсомольской, уникальное здание в стиле необарокко, подражающее дворцовым построй­кам Петербурга в духе Растрелли, начало XX в.)

Пример объёмных сооружений (промышленная архитектура. Элеватор)

Виды архитектуры :

1. Архитектура объёмных
сооружений

  • Общественная
  • Жилая
  • Промышленная

2. Ландшафтная архитектура

  • Садово - парковая
  • Архитектура малых форм | 3. Градостроительство

Формы современной архитектуры очень разнообразны. Мы можем видеть на улицах совершенно разные здания, что стало воз­можным благодаря современному уровню техники, появлению новых материалов и кон­струкций. Но формула Витрувия и сегодня яв­ляется основополагающей для архитекторов.

В изобразительном искусстве - живописи, графике, скульптуре - существует деление на жанры. Архитектуре также свойственно тематическое разграничение. Так, различают три основных вида архитектуры и её подвиды.

Первый вид -это архитектура объёмных сооружений, которая включает в себя жилые дома, общественные здания (школы, театры магазины, стадионы), промышленные соору­жения (заводы, электростанции и пр.).

Второй вид менее знаком вам, но также регулярно встречается в повседневной жизни. Это ландшафтная архитектура. К ней относят городские скверы, бульвары и парки с архи­тектурой малых форм: беседками, фонтанами, мостиками, лестницами.

Ну и третий, на первый взгляд не очень за­метный для нас, но очень важный вид архитек­туры - градостроительство, занимающееся созданием новых посёлков и городов, а также реконструкцией старых городских районов.

Пример садово-парковой ландшафтной архитектуры. Парк в усадьбе Овстуг

Беседка рядом с бывшим домом торговца пенькой Яськова (вторая половина XIX века. Сегодня в центре беседки - водопроводная колонка)

Пример ландшафтной архитектуры (элемен­ты архитектуры малых форм - беседка и мостик в парке усадьбы Овстуг)

Чтобы создать для нас красивую и удоб­ную архитектуру, зодчие используют такие средства выразительности, как симметрия, масштаб, пропорции и т. д. Но главными вы­разительными средствами и характерными только для архитектуры являются простран­ство и тектоника.

План города Брянска

Русские города, как правило, состояли из дере­вянных строений. Страшным событием на Руси всегда были пожары, когда за несколько часов от богатых поселений оставались одни головеш­ки. Пожарам способствовала необычная скучен­ность городских строений и совершенно без­алаберная планировка, точнее говоря, полное отсутствие таковой. Желая уберечь российские города «от пожарного случая», императрица Ека­терина II в 1763 году издала указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов». А в 1780 году Екатерина II резолюцией «быть по сему» утвердила «план городу Брянску». Новый план впервые создал предпосылки для постепенного превращения стихийно застроен­ного Брянска в «регулярный», то есть правильно распланированный город. Местные специалисты делали геодезическую съемку городских земель, на ее основе состав­ляли свой вариант генерального плана и от­правляли на рассмотрение в Санкт-Петербург. Известны генеральные планы для Карачева, Сев-ска, Трубчевска (1780), Мглина, Почепа (1782), Стародуба(1803).

Площадь Ленина в Клинцах (вид сверху)

Создавать для человека такую форму пространства, в которой он может жить, работать, учиться и отдыхать.

Первобытный человек, сам того не ведая, стал «архитектором», создавая себе жилье, чтобы укрыться от непогоды. Он довольствовался, в зависимости от климатических условий, или случайными жилищами (пещерами, полупещерами), или легко возводимыми и непрочными шалашами, навесами, стенками, ямами.

Кроме собственно жилья, первобытный человек строил сооружения из огромных каменных глыб, которые получили различные наименования.

Менгиры (от бретонского «мен» — камень и «хир» — длинный) — одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы высотой 20 с лишним метров.

Точное их назначение не установлено, но исследователи связывают их появление с погребальными обрядами; возможно, они служили для обозначения границ владений.

Кромлехи (от бретонского «кром» — круг, «лех» — камень) — самый сложный тип мегалитических сооружений. Они встречаются главным образом в Европе — в западной Франции и Великобритании, а также в Азии и Америке. Например, в Стоунхендже (Англия) каменные круги достигают в диаметре 30 метров. Кромлехи состоят из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри круга попарно поставленные высокие блоки с плитами образуют центр пространства. Предполагают, что кромлехи имели культовое значение.

Дольмены (от бретонского «тол» — стол, «мен» — камень) представляли собой объем из трех или четырех камней в виде стола или погребальной камеры (рис. 1.4). В сущности, у древних народов (египтян, этрусков и др.) жилой и заупокойная камера имели одинаковую форму.

Кроме камня, в качестве строительного материала первобытный человек использовал ветки, хворост, стволы деревьев, песок, глину, известняк, шкуры животных, в исключительных случаях даже лед.

С развитием общества (в зависимости от образа жизни) человеком стали создаваться более прочные жилища, например юрты для пастухов-кочевников, дома для оседлого населения. Жилища могли разрастаться до круп-пых скоплений (шумерские «города» Месопотамии, кавказские аулы, американские пуэблос). На протяжении тысячелетий назначение построек менялось, размеры их увеличивались.

В Древней Греции первое место отводилось дому для обычных горожан, а не дворцам. Человек не был принижен, он сознавал свою силу, и архитектура Греции приобрела гуманистический характер. Главные сооружения греческой архитектуры общественные. Среди них первое место отводилось храму. Храм предназначался для жизни человекоподобного бога.

Этруски, населявшие в I тысячелетии до н. э. северо-западную часть Апеннинского полуострова (современная область Тоскана, Италия), достигли совершенства в техническом отношении и ввели конструкцию свода.

Римляне, подчинившие сначала этрусков, а затем и греков, переняли у них колонну и свод, в круг возводимых зданий включили монументальные светские здания, строительство которых было вызвано потребностями жизни Рима (термы, базилики, амфитеатры и арки). Римляне оказали влияние на развитие архитектуры завоеванных территорий.

Римское наследие

Римское наследие долго использовалась в средние века. В V и VI веках византийские архитекторы, соединив элементы христианской), античного и восточного зодчества, при поддержке римской техники, руководствуясь греческим пониманием красоты, создали особую центрально-купольную постройку для христианского богослужения.

Центрально-купольная система получила распространение в архитектуре всех стран, расположенных по побережью Черного моря. Затем на ее базе стало создаваться своеобразное зодчество, отвечающее условиям климата и жизни общества. Это можно увидеть в армянских и грузинских церквах.

С VII века исламские государства пользовались архитектурными формами побежденных культурных народов, приспособляя их к своему культу. Так создавались мечети, состоящие из четырехугольного двора с фонтаном для омовения, помещения для богослужения и высокого минарета для призыва к молитве. Наряду с религиозной архитектурой, в исламских государствах развивалась дворцовая архитектура с множеством роскошных залов, тенистых и уютных покоев.

С принятием Русью христианства в X веке византийская архитектура пришла сначала в Киев и Новгород, потом во Владимир, а в XVI-XVII веках в Москву. Заимствованные из византийской архитектуры формы в сочетании со старыми традициями русского деревянного зодчества, с учетом климатических, социальных и других условий, стали основой для создания вполне самостоятельного русского архитектурного стиля XVI — XVII веков.

Во второй половине X века в Европе две главные силы — феодальное общество и церковь — определили два направления архитектуры: сооружение замков и храмов. Архитектура этой эпохи называлась романской.

Новое слово «готика» в архитектуре было сказано в середине XII века. В готических зданиях вертикальная линия преобладала над горизонтальной. Стрельчатая арка и свод на легких, тонких колоннах передавали нею нагрузку на столбы и подпорные стены при помощи легких арок. Перестали возводить массивные стены, появились громадные окна, и вместо мрака в соборах господствовал свет. Готическая архитектура зародилась во Франции и там она была самой изящной, а в Германии — самой величественной. Готика охватила все католические страны Европы и главенствовала два столетия.

С XIV века начинается новая эпоха — Возрождение. В это время личность человека выдвигается на первый план. Происходит освобождение человека от средневековых идеалов, и новое общество обращается к античному миру, проникнутому гуманистическими идеалами.

Архитектурный стиль, созданный в эту эпоху, отразил все перемены в обществе. По имени эпохи он получил название Возрождение и имел широкое распространение по всей Европе в XV-XVII веках.

В архитектуре XVII и начала XIX веков развиваются два направления — барокко; зачем классицизм. Здесь нужно отметить, что эти направления в России имели свою индивидуальность.

С 60-х годов XIX века в Западной Европе происходит постепенный переход от классицизма к античности и эклектизму (смешение различных стилей). В конце XIX — начале XX века в архитектуре складывается новый стиль — модерн.

В эти годы в архитектуре России, богатой традициями древнерусского зодчества, различаются стили: русско-византийский, эклектика, псевдорусский, модерн, неорусский и неоклассицизм. Русские архитекторы этих периодов создают интересные здания и сооружения.

Архитектура — это история развития человеческого общества, увековеченная в камне.


Архитектурные памятники помогают человеку постичь историю общества, будят его мысль и воображение.

ТРИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОДЧЕСТВУ (УДОБСТВО, КРАСОТА, ПРОЧНОСТЬ)

Многие люди, такие, как и ты, дорогой читатель, живут в больших и малых городах разных стран. Эти города состоят из разнообразных зданий и сооружений, образующих улицы, площади, парки и сады.

Все здания делятся на жилые и общественные. Жилые дома — это дома, в которых мы живем; общественные здания — детские сады, школы, различные учреждения, кинотеатры, стадионы, музеи и театры, в которых мы учимся, работаем и отдыхаем. Есть и другие сооружения. Это фабрики и заводы — промышленные предприятия, на которых люди что-либо производят

Здания и сооружения проектирует , а строит строитель. » — греческое слово, оно означает «главный строитель». В Европу это понятие пришло более 400 лет тому назад. В России до Петра I слово « » не употреблялось, и строителей называли «зодчий», «палатный мастер», «каменный и плотничный староста». Только в начале XVIII века, в эпоху Петра I, в России начали употреблять слово « », принятое в странах Западной Европы.

Перед архитектором, когда он создает здания, всегда стояла и стоит более трудная задача, чем перед художником, композитором или писателем. Художник может спрятать плохую картину в подвал музея, композитор — не играть слабо написанное музыкальное произведение, читатель оставит без внимания на книжной полке неинтересную книгу.

Но что можно сделать с плохо спроектированным и построенным архитектурным сооружением?! Великий немецкий поэт Гете сказал: «Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки».

Однако не только архитектор в ответе за плохое здание. Большую ответственность несут и строители. От того, как они все вместе построят здание, будет зависеть его красота ii прочность.

В далекие исторические времена здания проектировал и строил один и тот же человек. Он рисовал и чертил, а когда все чертежи были готовы, руководил строительством. Свои замечательные архитектурные сооружения, оставшиеся в веках, возводили многие великие зодчие. В Древнем Египте Имхотеп построил ступенчатую гробницу, в Древней Греции Мне-сикл Пропилен, в Древнем Риме Вес пасиап — Колизей, в Средние века ВО Франции Пьер де Монтро — Сен-I Цапель, в эпоху Возрождения в Италии Ф. Брунеллески — Воспитательный дом.

В России строили архитекторы Б. Растрелли — Зимний дворец, А. Захаров — Адмиралтейство, А. Воронихин — Казанский собор. При этом последний проявил себя не только как талантливый архитектор и градостроитель, но и как блестящий инженер, создав первый металлический купол собора. С именами многих зодчих связаны и другие памятники архитектуры.

Люди с глубокой древности стремились строить так, чтобы здания, для чего бы они ни предназначались, были удобными, красивыми и прочными. Эти три основных требования соблюдались с момента зарождения зодчества. Эти требования соблюдают и сегодня.

Каждое здание имеет свое назначение и бывает построено для конкретных целей. Ненужных зданий никто никогда не строил.

Рассмотрим те требования, которые необходимы для строительства зданий. Требование удобства для каждого здания понимается по-разному. В детском саду дети занимаются, отдыхают и играют, пока их папы и мамы работают и находятся в других зданиях, которые имеют свое определенное назначение. Школьное здание предназначается для получения детьми образования. Магазины необходимы для обеспечения людей нужными товарами. Театры и кинотеатры знакомят зрителей с новыми спектаклями и фильмами. Музей является хранилищем памятников истории и культуры, В нем проходят выставки произведений искусств. Каждое из этих сооружений должно иметь свой художественный образ, отвечающий своему Назначению.

В каждом из этих зданий существуют разные помещения, к которым предъявляются различные требования. Так, в квартире жилого дома комнаты должны быть светлыми и проветриваемыми, а кухни удобными. В школе классы — просторные и светлые. Для магазинов проектируют большие торговые залы. В театре и кинотеатре места располагают так, чтобы зритель хорошо слышал и видел действия на сцене и на экране. Одним из главных требований к залам музея является освещенность, необходимая для лучшего обозрения произведений искусств.

Все помещения в зданиях и сооружениях имеют свое определенное назначение и расположение. Проектируя псе необходимые помещения согласно правилам, а главное — здравому смыслу, учитывая , рельеф местности и место строительства, архитектор стремится к тому, чтобы количество, объем и планировка помещений были разумными. Все эти требования записаны в Строительных нормах и правилах (их принятое обозначение СНиП). Их должны выполнять все, кто в ответе за качество строительства.

Здание должно быть красивым. Под красотой мы понимаем и здания (цвет), и материал, из которой) оно построено, и украшение интерьеров, и самое главное — форму, пропорции.

На последнем остановимся подробнее. Архитектору трудно представить форму здания, если он не представляет, из какого материала оно будет построено, какой толщины будут стены, чтобы защитить от мороза и жары, какой конструкции будут плиты для пола и потолка, чтобы они не пропускали шума. Все эти вопросы касаются третьего требования — прочности. Они также записаны в С Н и 11.

Вдумайтесь в смысл слов «прочность», «прочно». О них говорят памятники архитектуры. Около 2000 лет стоит знаменитый Колизей в Риме, тле проходили бои гладиаторов. Поражает внутренним пространством собор в Константинополе (рис. 1.7), построенный 1400 лет тому назад. Столько же лет стоят памятники архитектуры в Закавказье: церковь Ринсиме в Эчмиадзине (Армения) (рис. 1.8) и Крестовый храм в Мцхете (Грузия) (рис. 1.10). 900 лет поражают своей красотой соборы св. Софии в Киеве (риг. 1.9) и Новгороде (рис. 1.11). Когда мы говорим «Москва», перед нашими глазами возникает ансамбль Московского Кремля, который 500 лет стоит со своими двадцатью башнями на страже города. Многие события видели старые стены Кремля.

Во вес времена здания строились на долгие годы. Они должны были быть прочными и устойчивыми, выдерживать нее природные явлении.

В XX веке здания начали строить из самых современных материалов (бетон и железобетон), использовать изделия из металла, современную строительную технику, экскаваторы, бульдозеры, башенные краны, панелевозы, самосвалы и т. д.

Но самое главное — это рабочие руки, без которых невозможно строить жилые дома, детские сады, школы, больницы и другие здания.

Градостроительство — это искусство строить большие и малые юрода и населенные пункты. Градостроительство как наука начало свое существование с последней трети XIX века. Но это не значит, что до этого никто не занимался проблемой строительства городов. Еще в IV тысячелетии до и. э. на территории нынешнего Ирана находился Сузы. Строительство жилых кварталов и посадки зеленых насаждений города осуществлялись по определенному плану.

Четкой планировке было подчинено строительство одного из древнейших городов — Вавилона («Бабилу» — «Врата бога»), расположенного вдоль реки Евфрат (территория современного Ирака). Вавилон представлял собой огромный, вытянутый в плане правильный прямоугольник, обнесенный тройной внешней стеной. Первая стена (из кирпича-сырца) достигала толщины 7 метров; вторая (из обожженного кирпича) находилась на расстоянии 12 метров от первой и имела ширину 7,8 метра; третья (каменная) стена имела толщину 3,3 метра.

Река Евфрат делила город на две части: восточную — «старый город» и западную — «новый город». Застройка имела вид прямоугольной системы. Часть прямых улиц игла параллельно Евфрату, другие улицы пересекали их под прямым углом и выходили к реке Евфрат (рис. 1.12). Примененный впервые в Вавилоне прямоугольный план застройки определил на многие века ту систему, которая будет повторяться в разнообразных вариантах и в последующие периоды градостроительства.

В античный период развития культуры основные принципы градостроительства развиваются и приобретают четкие и определенные правила. До середины V века до н. э. Афины и другие города с акрополями располагались главным образом на холмах и имели две характерные особенности. Первая заключалась в том, что акрополь, возвышенная крепость города, становился укрепленной частью города. Вторая — в том, что акрополь становился центром, вокруг которого на склонах, на сложном рельефе разрастался город. На рисунке слева показано, как выглядел один из самых знаменитых акрополей Афинский (рис. 1.13).

В Греции в V-IV веках до н. э. строительство новых городов осуществлялось но заранее намеченному плану. Так, Перикл (490-429 годы до н. э., афинский полководец и вождь демократов), объявил конкурс на постройку города на острове Сицилия. В IV веке до н. э. Платон (428-348 годы до н. э., древнегреческий философ-идеалист) в своих «Законах» высказал идею о разумной планировке города.

В эпоху эллинизма город Александрия, расположенный на северо-западе Египта, был построен Дейнократом по сложной прямоугольной планировке (рис. 1.14). План был примечателен тем, что главная улица города представляла собой абсолютно прямую магистраль длиной 6 километров п шириной 28 метров.

Города Римский империи имели планировку военных лагерей. Рим всегда славился хорошо организованными площадями: римские форумы (площади), с системой прямых и перпендикулярных к ним улиц, составляли сложное художественно-замкнутое пространство. Просторная площадь в городах Италии предназначалась не только для массовых мероприятий и собраний, она вносила разнообразие в одинаковые ряды улиц, служила местом для главных архитектурных сооружений города: памятников, соборов, дворцов.

На планировке Древнего Рима, расположенного на семи холмах, СИЛЬНО отразился рельеф местности. В 64- 68 годах, при императоре Нероне (37- 68 годы), после пожара, была полностью изменена планировка города, которая получила свое завершение в эпоху барокко.

В средние века в Европе и в Древней Руси строительство городов велось не но плану. Деревянные жилые дома возводились группами, стихийно. Улицы городов были узкими, извилистыми, большую часть года покрытыми непроходимой грязью. Особенность этих городов в том, что они выполняли роль оборонительных укреплений. Города были замкнутыми, окруженными водой, рвами, стенами.

С развитием торговли в городах появляются торгово-ремесленные центры. Эти центры строятся за пределами огороженной площади — так начинают разрастаться города.

Со временем не только меняются очертания города, но и происходя! изменения внутри города: к церковным площадям прибавляются рыночные, а в дальнейшем и дворцовые. По мере разрастания города бывшая центральная часть приобретает значение исторического памятника.

В эпоху Возрождения применяют три вида планировки площадей. Первый заключался в том, что площадь представляла собой единство Свободного пространства и архитектурных сооружений. Второй прием: площадь — замкнутое пространство. Третий прием — соединение нескольких площадей — ансамбль. Именно по такому плану построена площадь св. Петра в Риме, созданная в переходный период между Ренессансом и барокко: овальная площадь объединена с площадью, имеющей форму трапеции.

Примером отличного решения замкнутой площади является площадь св. Петра в городе Мантуе, где каждая улица заканчивается на площади. Другая особенность градостроительства в эпоху барокко — это перестройка кварталов по строго обдуманному плану.

На рубеже XVII-XVIII веков высокого уровня достигает градостроительство во Франции. Создаются открытые (площадь Согласия) и замкнутые (Вандомская) площади. Большие изменения происходят в строительстве городов Франции — Страсбурге, Бордо, Нанси и др.

В XIX веке растут города не только в Европе, но и в Америке. Градостроительство этого периода ведется в основном в столицах: архитекторы занимаются созданием отдельных ансамблей. Только во второй половине XIX века, с развитием промышленности, происходит быстрый рост городов. Примером разумного градостроительства остается, главным образом, Париж, где все работы ведутся но определенному плану.

В XX веке наблюдается быстрое развитие главнейших городов за счет создания новых районов, где в основном и решаются градостроительные проблемы. Одним из сложных вопросов является реконструкция исторической части города, где много архитектурных памятников.

Градостроительство решает огромные задачи, связанные с планировкой и застройкой городов, организацией городского наземного и подземного транспорта, размещением зон массового отдыха, созданием зон для промышленных предприятий. Все эти вопросы взаимосвязаны друг с другом и решаются одновременно.

САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА)

Садово-парковая архитектура является одной из важнейших сторон градостроительства, ставящей задачу организации свободного от зданий пространства.

Термин «ландшафтная архитектура» возник в 1861 году в США, на конгрессе, посвященном организации национальных парков в Америке. В Европе этот термин появился только в XX веке.

Возникновение парков и садов, садово-парковых ансамблей зависит от многих условий: топографических (рельеф), климатических и общественных. На разновидности садово-парковой архитектуры оказывает влияние уровень культуры общества, его быт и эпоха, в которой развивается это искусство.

Садово-парковая архитектура берет свое начало в Древнем Египте. Первые сведения о садах Египта мы находим в рисунках на папирусах, рельефах на камне. Древнеегипетские сады имели прямоугольную форму.

На территории сада, как правило, размещались небольшое жилое здание, бассейны, увитые плющом беседки — перголы.

Из легенд мы знаем о знаменитых садах Семирамиды, названных именем царицы Ассирии, которые устраивались на крышах дворцов в Вавилоне.

Но есть сады не из легенд. По приказу царя Навуходоносора были устроены сады для его жены Амитис. Во дворце устраивали сады, поднятые на высоту четырехэтажного сооружения, на насыпных террасах особой конструкции. Террасы-сады поднимались уступами и соединялись лестницами с очень маленьким наклоном. Персы, захватившие Ассирию, были в изумлении от «висячих» садов. Они переняли способ разведения садов и у себя на родине устраивали охотничьи парки, называя их парад иды. В отличие от садом Нами лона, деревья гам росли на естественной земле. Парки имели благоустроенные дороги, каналы, домики для охотников.

У древних индусов в священных рощах брамины оберегали деревья. Почитание деревьев было связано с культом Будды.

В античной Греции сады высаживали вокруг многочисленных храмов. Сады являлись местом общения, там выступали ученые, философы, поэты.

Садовое искусство в античной Греции принято называть классическим.

Оно представляло собой высокохудожественные ансамбли природы и искусства — нелепых насаждений, поды, скульптуры и архитектуры домов или храмов.

Садово-парковое искусство в Риме достигло наивысшего расцвета, а пол же получило распространение и у других европейских народов. В Риме сады устраивались при городских домах, дворцах и загородных богатых домах — виллах. При доме городского типа были небольшие садики для задушевных бесед. В загородных домах устраивали большие сады, разведенные на площадках-террасах. Сады имели прямые аллеи, украшенные балюстрадами с вазами, водоемами и скульптурой. Особое значение придавалось стрижке насаждений, а во II-IV веках стрижка имела необычные формы (корабля, птицы и т. п.). После падения Римской империи садово-парковое искусство пришло в упадок и долгие годы не восстанавливалось.

В средние века садовое искусство осуществлялось на очень малых площадях, при монастырях, а также в некоторых замках.

В XV-XVI веках садовое искусство было значительно распространено в Китае, Индии и Иране. Китайские садоводы в своей профессии добились больших результатов. Сады устраивали на больших территориях (до 40-50 километров в окружности). Садоводы стремились создать такие условия для посетителей, чтобы они чувствовали себя в саду как в настоящей природной среде.

Во второй половине XVIII века основные способы устройства китайских садов и декоративных построек (малые архитектурные формы — пагоды, мостики, ворота и др.) были переняты западноевропейскими архитекторами.

Японцы тоже переняли стиль китайских садов, но разводили сады на малых площадях, возможно, из-за отсутствия земли. В Японии получили развитие так называемые водяные сады: пруды и искусственные водоемы заполняли водяными растениями и декоративными рыбами.

В Японии в XVI-XVII веках появляется особый вид сада — чайный сад («тянива»). Поводом для появления такого сада послужил чайный павильон («тясицу»), в котором проходили чайные церемонии правительственных чиновников. Такие павильоны были отделены 01 дворцовых помещений, а территория между ними превращена в сад, украшенный дорожками из камня, каменными фонарями, которые освещали путь, сосудами с водой, служившими для ритуального омовения рук. Общий вид дорожек, фонарей и сосудов, их расположение в саду определял «шаг» — время перехода из одного помещения в другое, из внешнего мира в мир чайной церемонии.

Стиль Возрождения (XIV — конец XV века) отразился не только в архитектуре. Он затронул и садовое искусство. Итальянские сады раннего Возрождения имели строгую геометрическую разбивку с архитектурными постройками перед главным зданием. В период Высокого Возрождения и особенно в эпоху барокко устройство садов получило широкое распространение. Сады располагались террасами, что стало отличительной их чертой. Они соединялись широкими лестницами, украшенными барочной скульптурой и фонтанами. В садах возводились различные здания, павильоны, гроты — создавался новый садово-парковый ансамбль (рис. 1.17).

Во Франции, в отличие от Италии, сад размещался на ровной местности. Этот стиль получил название «французский регулярный партерный сад». Создателем стиля был знаменитый парижский архитектор Андре Ленотр (1613- 1700), мастер садово-паркового искусства, сын главного садовника Тюильри в Париже Ж. Ленотра.

Садовое искусство в Англии развивалось под влиянием китайских и японских садов. Новый стиль получил название «пейзажный». Смысл английского пейзажного стиля состоял в его копировании природы.

В XIX веке в Западной Европе, в Париже, было несколько больших городских парков, таких, например, как Булонский лес, созданный в 1853-1858 годах архитекторами Альфеном и Хаус-манном, и Тюильри (1871).

В XX веке продолжается устройство больших общественных парков. При городских особняках и виллах сады разбивались в различных стилях, а иногда наблюдалось их смешивание.

Садово-парковое искусство на Руси

Садово-парковое искусство на Руси имело свои особенности.

В Древней Руси до XVII века сады разбивали при монастырях. Они имели чисто практическое значение — там выращивали фрукты для монастырского стола. Но после XVII века сады становятся местом для развлечений. В Москве такие сады устраивались на склонах кремлевских холмов и на берегах реки Москвы.

Садово-парковое искусство получило особое развитие при Петре I. Это было связано со строительством дворцов и инородных резиденций императорского двора в Петербурге и его окрестностях. Первым садом, устроенным в Петербурге, был Летний сад (1710), получивший название от Летнего дворца (рис. 1.18).

Автором Летнего сада был французский архитектор, мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леблон (1679-1719), приглашенный Петром 1. В 1716 году Леблон расширил Летний сад и придал ему вид французского регулярного сада. В царствование Екатерины II был уничтожен декоративно подстриженный кустарник — боскет, прекращена подстрижка, и сад принял запущенный вид.

Замечательный садово-парковый ансамбль был разбит в 1713 году в Петергофе (резиденции Петра I), на берегу Финского залива (рис. 1.19). Этот изумительный сад дополняют знаменитые искусно оформленные фонтаны, павильоны Марли, Монплезир. Издавна росли на этом месте и вековые деревья.

В Царском Селе, при Большом дворце, в XVII веке был разбит парк в регулярном стиле (рис. 1.20). При правлении Екатерины II парк переделали в пейзажный. Со второй половины XVIII века Петербург был окружен садово-парковыми ансамблями. Большой парк в английском стиле был создан в Гатчине (рис. 1.21). Изумительный парк пейзажного стиля был заложен в Павловске (рис. 1.22) английским архитектором Чарльзом Камероном (1730-1812), а в начале XIX века ансамбль был улучшен и расширен итальянцем Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751 — 1831), декоратором, мастером декорационной живописи, архитектором перспективных росписей и парковой архитектуры.

Под Москвой был разбит парк в регулярном стиле при известном архитектурном ансамбле «Архангельское». Появились парки в Кусково, Кузьминках и других местах Подмосковья.

Проектировщики ландшафтной архитектуры и сегодня работают над созданием городских парков и садов, озеленением населенных мест и решают главные задачи:

— санитарно-гигиенические — оздоровление воздушного бассейна;

Сады и парки улучшают микроклимат, уменьшают поверхности, которые подвергаются запылению и перегреву; — защитно-изолирующие; зеленые насаждения снижают городской шум, защищают людей от ветра и снега, почву от разрушения;

— архитектурно-художественные; парки изолируют друг от друга различные населенные территории, создают благоприятные условия для труда и отдыха, украшают архитектурный облик районов массовой застройки.

При создании ландшафтной архитектуры используются в основном природные материалы. Проектировщики ландшафтной архитектуры создают элементы парковой архитектуры, которые принято называть «малыми архитектурными формами». К ним относятся парковые скамейки, цветники, беседки, декоративные бассейны и фонтаны, трельяж (тонкая решетка из деревянных реек для вьющихся растений) и пергола (беседка или галерея, увитая растениями), гроты (сооружения из камней в виде пещеры) и альпийские юрки, подпорные стенки для парков с холмистым рельефом. Все эти задачи решаются по проектам, которые выполняют специалисты по ландшафтной архитектуре.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям, Художественное единство должно быть присуще как композиции отдельных объектов, так и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избирают с учетом назначения здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия.

Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на гармоничном, т.е. соразмерном единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и окружающей среды, которое способствует созданию художественно завершенного целого.

Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм объема фасадов и интерьеров. Так, на приведенных на , примерах жилого и общественного здания объем и пространство согласованы: мелкоячеистому дробному внутреннему пространству современного многоэтажного жилого дома отвечает его внешний мелкочлененный объем, а общественному зданию с зальным помещением - монолитный объем с крупными членениями формы. Однако в отдельных случаях несоответствие внешней формы и внутреннего пространства может быть специально предусмотрено и композиционно оправдано.


Иногда к нему прибегают при создании композиций с большой идеологической программой в зданиях-памятниках, монументах. Таков, например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, воздвигнутый в память «Казанского взятия» в XVI в. зодчими Бармой и Посником (рис. 6.1). Храм представляет собой комплекс из десяти башенных объемов: девяти столпов храмов, посвященных святым, дни памяти которых приходились на дни удачных сражений в походе на Казань, и десятого - колокольни, Башни возведены на одном общем основании и объединены галереями . При всем разнообразии форм башен и их декора зодчие достигли удивительного единства, торжественности и монументальности композиции. Внутреннее пространство храма, играющее подчиненную роль, мелко расчленено и лишено монументальности.

Если в зданиях взаимосвязь объемной формы и внутреннего пространства, как правило, обязательна, то в инженерных сооружениях она зачастую отсутствует. Так, в подземных станциях метрополитена имеется лишь внутреннее пространство, а в мостах, эстакадах, телевизионных и водонапорных башнях преобладает внешний объем. Однако композиционные задачи при проектировании инженерных сооружений не менее ответственны. При проектировании станций метрополитена помимо решения функциональных задач - обеспечения нормальных условий движения непрерывных людских потоков - архитектор с помощью эмоционального воздействия композиционных средств исключает возможность возникновения неприятных ощущений от пребывания под землей и отсутствия естественной освещенности. При размещении в городской застройке или в природном ландшафте мостов, башен и других инженерных сооружений архитектор находит для них такие формы и пропорции, которые гармонируют с окружающей средой и способствуют ее обогащению.

Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание.

Композиции внутреннего пространства

Композиции внутреннего пространства исходит из соответствия форм, размеров и взаиморасположения помещений функциональному процессу и требованиям художественного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее пространство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами, светопрозрачными перегородками, решетчатыми ограждениями, которые выделяют отдельные функциональные зоны, но сохраняют целостность всего внутреннего пространства (операционный зал почтамта, банка); расчлененным прерывистыми ограждениями (в виде колонн или пилонов), способствующими организации движения людей в интерьере и одновременно решению конструкций перекрытий (подземный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые, учебные, административные, лечебные и другие здания). Особенностью зрительного восприятия внутреннего пространства в отличие от восприятия внешних объемов является его развитие во времени. Композиция интерьеров и выбор художественных средств служат раскрытию взаимосвязи и соподчинения помещений.

Восприятие композиции интерьеров во времени в процессе движения в глубь здания требует выявления его основной глубинной координаты, Средства выявления глубинности зависят от объемно-планировочной структуры здания, В анфиладной системе выявлению глубинности способствует размещение всех помещений и связывающих их проемов на одной оси. В нерасчлененном пространстве его глубинность выявляет сокращение в воздушной перспективе расстояний между регулярно расположенными элементами композиции интерьера - внутренними опорами, проемами, конструктивными членениями покрытия или перекрытия, рисунка пола и т.п.

Современная строительная техника значительно расширила возможности решения интерьеров, причем важнейшими для композиции новыми техническими средствами стали использование большепролетных перекрытий, мобильных внутренних ограждений и больших светопрозрачных поверхностей наружных ограждений.

Непрерывно возрастает число типов зданий, внутреннее пространство которых должно вмещать одновременно большое количество людей и не иметь внутренних опор, препятствующих движению или зрительному восприятию (вокзалы, аэропорты, выставочные залы, крытые рынки, крытые зрелищные и зрелищно-спортивные здания и т.п.). Пространственные конструкции позволяют перекрыть пролеты любой функционально необходимой величины в таких зданиях, а своеобразные геометрические формы перекрытий активно включаются архитектором в композиции интерьеров. Новые конструктивные системы освобождают наружные стены зданий от нагрузки и позволяют заменить их полностью или частично светопрозрачными ограждениями. Это дает возможность связать внутреннее пространство с ландшафтом или городской средой. Однако прием полного раскрытия внутреннего пространства в наружную среду должен использоваться в строгом соответствии с функциональным назначением здания. Он уместен в здании вокзала, аэропорта, гостиной санатория, но вступает в противоречие с функциями в зданиях, где протекают интимные процессы или занятия, требующие сосредоточенного внимания (жилые здания, парикмахерские, учебные аудитории).

Композиция внешних объемов

Композиция внешних объемов подчинена цели создания художественного узнаваемого образа здания, отражающего его функциональное назначение и условиям градостроительной среды. Для достижения этой цели применяют различные методы и средства. Различают два метода - функциональный и универсальный. Первый и базируется на выявлении внутренней функциональной структуры здания соответствующими членениями его внешнего объема, второй - на создании обобщенной (как правило элементарный) объемной формы (рис. 6.2).

Оба метода сложились в 20-е гг. Первый связан с творчеством ведущих мастеров функционализма (бр. Веснины, В. Гропиус), второй - с творчеством Мае ван дер Роэ, заключавшим в лаконичный объем стеклянной прямоугольной призмы здания любого назначения (многоквартирный жилой дом, театр, офис, учебные аудитории вуза или выставочный зал).

Массовая практика архитектурной композиции ближе к первому методу, но избегает буквального воспроизводства в членениях внешнего объема функциональной структуры, которое может нарушить художественное единство формы.

Требования композиционного единства диктуют необходимость ограничения членений объема зданий на небольшое число элементов или групп элементов. Эта необходимость определяется психофизиологическими закономерностями человеческого восприятия. Установлено, что существует определенное ограниченное количество (7+2) одновременно наблюдаемых объектов, число которых непосредственно фиксируется сознанием (правило Мюллера). Большее число объектов воспринимается лишь как некая совокупность, неопределенное множество. Применительно к восприятию архитектуры многочисленность относительно самостоятельных фрагментов композиции лишает ее единства, производит впечатление случайности, хаотичности.

Не менее важным для обеспечения единства композиции является соподчинение составляющих ее форм. Соподчинение возможно только при неравнозначности составных элементов композиции: равнозначность элементов зрительно разрушает композицию, разлагая ее на единичные объемы. Следует иметь в виду, что неравнозначными в композиционном отношении могут быть элементы, геометрические размеры которых одинаковы, но различно их положение относительно оси симметрии, различна их массивность или другие признаки. Так на рис, 6.3, а, средняя из трех равных частей преобладает благодаря ее размещению на оси симметрии, а на рис. 6.3, б - верхняя из двух равных, воспринимается резко отличной из-за различной массивности.

Виды композиций

Проектируя, помимо учета функционального назначения здания и его влияния на выбор объемной формы, учитывают и с размещение здания в застройке. При этом любая простая или сложная композиция сводима к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, высотной, глубинной - или их сочетаниям.

Объемная композиция

Объемная композиция имеет относительно равные размеры по всем трем координатам. Она присуща большинству зданий цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или выставочных павильонов. Размещение объектов объемной композиции в застройке должно обеспечивать возможность всестороннего обзора и в свою очередь требует согласование форм всех фасадов. Визуальному выявлению объемной формы способствует применение вертикальных членений фасадов благодаря их ритмичным сокращениям в перспективе (рис. 6.4).

Фронтальная композиция

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий. При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор и др.) - рис.6.5. Плоскостность фронтальной композиции обогащают включением отдельных объемных или глубинных элементов. В качестве последних используют такие функциональные элементы зданий, как сквозные проезды, галереи, лоджии или «зеленые комнаты» (в южном жилище), эркеры, выступающие объемы групп входных помещений и т.п.

Высотная композиция

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. Высотные композиции присущи древним культовым и оборонительным зданиям и сооружениям (храмы, колокольни, минареты, крепостные башни) и современным высотным офисам, гостиницам, а также инженерным сооружениям - телевизионным, водонапорным, радиобашням. В высотных сооружениях композиционно выявляется ведущая роль вертикальной координаты с помощью соответствующей системы членений и их пропорциональной согласованности. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объема служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а высоты ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиции с основных точек зрения. В современной архитектуре поярусное членение применяется сравнительно редко. Высотность башен чаще подчеркивают вертикальными членениями простых прямоугольных объемов или применением объемов пирамидной формы (рис.6.6). Последний прием усугубляет перспективное сближение граней высотного объема, создавая оптическую иллюзию увеличения высотности здания. Эта и другие оптические иллюзии сознательно используются в архитектурных композициях.

Глубинная или глубинно-пространственная композиция

Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате (рис. 6.7). Ее применяют в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа. В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект. Для усиления единства композиции фасады зданий обстраивающих улицу проектируют одинаковыми. Так решена ул. Уфицци во Флоренции, ориентированная на башню палаццо Синьории, ул. Росси в Санкт-Петербурге, ориентированная на здание Александрийского театра, или улица офисов в комплексе ЭУР в Риме, ориентированная на Дворец конгрессов (рис.6.7).

Примечания

* Первоначальный облик здания был еще лаконичнее и торжественнее. Храм состоял только из девяти кирпичных башен с белокаменными архитектурными деталями и светлыми главами из "луженого железа". Многоцветная окраска храма, пристройка колокольни и галерей относятся к XVII в.

Виды архитектуры

1. Архитектура объемных сооружений.

Архитектура объемных сооружений включает, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие) промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.)

2. Ландшафтно-парковая архитектура.

Этот вид архитектуры связан с организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

3. Градостроительство

Градостроительная деятельность - деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания

Стили в архитектуре

Архитектура всегда была тесно связана с историей развития общества, его мировоззрением и идеями, с уровнем развития строительной техники, с представлением человека о пользе и красоте. Все это влияло на архитектурный стиль, то есть исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов. Архитектурный стиль проявляется в способах организации пространства, выборе характерных для данной эпохи архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений. Знакомство с различными архитектурными стилями много может рассказать о прошлом человека. В отличие от греков, знавших только колону, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов. Римские своды поражают изобразительностью, масштабами, обилием разновидности. Едва ли не высшим достижением римской конструкторской мысли был сомкнутый феерический свод, называемый обычно куполом. Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры - Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме в 125 году нашей эры. Круглое в плане зданий перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 метров.

Только в XIX веке, с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его ровняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространства огромного зала. Пантеон поражал великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золоченными розетками, стены внутри были выложены разноцветным мрамором, а колоны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.

1. Древнеегипетский.

Древнеегипетский стиль зародился в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовал до 300 года нашей эры. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.

2. Классический.

Этот стиль зародился в Европе в XVII веке в результате влияния итальянского Возрождения. В это время искусство Ренессанса уже широко распространилось на континенте.

3. Романский.

Романский стиль -- художественный стиль, господствовавший в Западной Европе. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры X--XII веков с древнеримской архитектурой. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля -- архитектура, преимущественно церковная.

4. Готический.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше -- вплоть до XVI века.

5. Древнерусский.

Древнерусским называется искусство в историческую эпоху, условно ограниченную, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988), а с другой - рубежом XVII-ХVIII веков, началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном, и ортодоксальном вариантах.

6. Барокко.

Стиль барокко появился в XVI -- XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров.

7. Классицизм.

Классицизм зародился в европейском искусстве XVII--XIX веков. Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объемной формы. Одно из важнейших черт классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону, в котором зодчие того времени видели гармонию простаты и ясности, строгости и монументальности.

8. Модерн

Архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е 1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, использование новых технологий. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы -- художественно обрабатывались.



Похожие статьи
 
Категории