Портреты знаменитых людей разных эпох. Самые красивые портреты в мире

18.03.2019

Мы склонны воспринимать цветные фотографии как что-то более реальное и современное. Благодаря увлечению художницы Ольги Ширниной, работающей под ником Klimbim, мы можем по-новому взглянуть на исторические события и личности и представить, как они могли выглядеть в цвете. Ольга занимается колоризацией исторических снимков и мастерски оживляет прошлое, позволяя ему в прямом смысле заиграть новыми красками.

Источник: Color by Klimbim, в посте использованы материалы интервью RosPhoto.

Григорий Распутин, 1916 год.

Превращение черно-белых фотографий в цветные для Ольги не просто любимое занятие, а еще и способ иначе взглянуть на историю, которой художница активно интересуется. По профессии Ольга - переводчик с немецкого языка, а раскрашивать фотографии она научилась с помощью видеоуроков в интернете. Несмотря на популярность, ей нередко приходится выслушивать негативные комментарии от противников колоризации, которые требуют прекратить «это безобразие».

Артистка балета Мариинского театра Агриппина Ваганова.

«Критически оценивая свои раскраски, я вижу, что более-менее реалистично выглядят портреты, лица. Обычно хорошо получается то, что интересно. Среди колористов тоже есть баталисты, маринисты, портретисты. Мне интересно последнее. Хотя хотелось бы, конечно, стать универсалом», - признается Ольга.

Актриса Вера Комиссаржевская.

«Задача состоит в том, чтобы, во-первых, раскрасить отдельные детали изображения разными цветами, максимально приближенными к реальным, и, во-вторых, придать результату целостный, гармоничный вид. Сначала я выполняю техническую часть работы - выделяю фрагменты изображения. Это довольно нудно, но неизбежно. Зато потом начинается самое интересное. Раскрашивание я почти всегда начинаю с лица, затем подбираю цвета и оттенки для остального. Самое сложное для меня - красить предметы, детали, здания и прочие неодушевленные объекты. Усидчивости не хватает».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«В процессе работы есть один волшебный момент, когда фотография оживает. Иногда бывает жутковато: добавила какой-то штрих - и человек с фотографии взглянул на тебя, как живой. И внимательно следит за твоими движениями… Кто это испытал, уже не забросит это дело».

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова на костюмированном балу 1903 года.

«Меня интересует самая разная тематика, в первую очередь история России. И можно только позавидовать американским коллегам, у которых огромный выбор высококачественных изображений, опубликованных на сайте Библиотеки Конгресса и многих других. Наши архивы не так щедры».

Участник Всемирного чемпионата по французской борьбе Карл Поспешил, 1912 год.

«Klimbim - мой никнейм в интернете, в переводе с немецкого означает “безделушки, побрякушки” и даже “милый китч”. На большее не претендую».

Балерина Анна Павлова.

«Когда красишь фото определенного временного периода, интересно сделать его в стиле той эпохи, поэтому я изучаю работы Прокудина-Горского, Фридлянда, цветные съемки послевоенного Берлина и т.д.».

Царская семья, 1914 год.

«О цвете глаз Ленина, Чехова, Маяковского, Распутина, Керенского есть свидетельства современников. Если найти информацию не удается, полагаюсь на здравый смысл и воображение. Нередко меня поправляют читатели».

В.И. Ленин с котом, 1922 год.

Н.К. Крупская.

Молодой И.В. Сталин.

Революционерка Александра Коллонтай.

Поручик Л.Н. Толстой, 15 февраля 1856 года, Петербург. Фотограф - С.Л. Левицкий.

Максим Горький с женой Екатериной Пешковой.

Антон Павлович Чехов.

Композитор Сергей Прокофьев.

Марина Цветаева.

Анна Ахматова.

Владимир Маяковский, 1924 год.

Осип Мандельштам.

Михаил Булгаков.

Николай Гумилев.

Из всех самым популярным считается портрет, позволяющий запечатлеть на холсте человека или группу людей. Согласно давнему преданию, этот зародился во времена Древней Греции, когда девушка прощалась с уходящим на войну возлюбленным и, дабы навсегда увековечить его образ в своей памяти, обвела падающую от него на стене тень. С течением веков искусство живописи совершенствовалось и вершины своего мастерства оно достигло к 18 столетию. Именно в это время стали появляться портреты известных художников, на которых изображалась не только внешность героя, но и передавались его чувства, переживания, темперамент.

Особенности картин петровской эпохи

В европейском изобразительном искусстве 18 век по праву называется временем господства портретного жанра. Именно этот вид живописи становится преобладающим, ведь получить картины со своим изображением хотели все В России популярность портрету принёс Пётр I. Прогрессивные реформы императора способствовали началу тесного сотрудничества государства с европейскими странами, и русская живопись стала постепенно обогащаться элементами западного светского искусства. Однако, несмотря на влияние чужой культуры, портреты известных художников 18 века, живущих в России, не потеряли своей самобытности и выразительности.

Виды картин

Изначально портреты разделялись на парадные и камерные. К первому виду относились картины, на которых человек изображался в полный рост во время торжества (если герой был нарисован по пояс, тогда картина считалась полупарадной). Он был наряжен в пышные одежды и стоял в гордой позе в окружении роскошного фона. Такие полотна выставлялись в приёмном зале на всеобщее обозрение.

Камерные портреты были противоположностью парадных: здесь натурщик изображался в непринуждённой позе, погружённый в свои мысли и занятия. Такого вида произведения искусства предназначались для украшения стен небольших комнат, подальше от чужих глаз.

В 18 веке парадные и камерные картины всё ещё не утратили своей популярности, однако к ним добавился ещё один вид живописи - интимная. Здесь художник старался не просто изобразить человека, но и передать с помощью кисти его внутренний мир. Роскошный фон при этом игнорировался. Многие известные портреты русских художников нередко были написаны именно в интимном стиле.

Трансформация картин в 18 веке

Заметными фигурами в искусстве того времени стали такие живописцы, как И. Никитин, Ф. Рокотов, И. Аргунов, А. Антропов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Матвеев и другие. Портреты известных художников пропитаны высоким уважением к личности человека. Если ещё в первой половине 18 века картины этого жанра представляли собой парсуны (плоские, застывшие изображения знатных людей, выполненные иконописными приёмами), то постепенно мастера начинают отходить от этого, внося в свои произведения дыхание жизни, свет и эмоции. Творческое наследие живописцев 18 столетия во многом определило дальнейшую судьбу русского портрета.

Творчество И. Никитина

Художник Иван Никитин (родился в середине 1680 годов - умер около 1742 г.) был гордостью Петра Великого. Император высоко оценивал творческие умения живописца, считая его портретистом европейского уровня. Ранние работы художника выполнены в парсунной манере с присущей ей мрачностью, плоскостностью изображения, нечёткой игрой света и тени. Но, несмотря на это, портреты Никитина, написанные на начальном этапе его творчества, отличаются особой реалистичностью и психологичностью, в них совершенно отсутствует лесть к герою картины, которой злоупотребляли многие парадные живописцы того времени. Постепенно Никитин отошел от парсун и усовершенствовал своё мастерство, сохранив в нём реалистичность изображения и тонкое понимание внутреннего мира человека.

Кисти живописца принадлежит несколько полотен с изображением Петра I, а также многих других знатных персон (супруги императора, его дочерей Елизаветы, Анны и других). Самой удачной работой художника считается "Портрет напольного гетмана" (около 1725 года). Картина впечатляет трагичностью образа героя - старика, на чьём лице присутствует сила, власть, переживание и скорбь. До сегодняшнего дня точно неизвестно, кого именно написал на своём полотне Иван Никитин. Драматический эффект от картины живописец усилил умелым подбором оттенков красок. Это полотно, как и другие портреты известных художников, отображает не просто человека, а целую эпоху.

Рокотов - творец полупарадного стиля

Если Иван Никитин был особо ярким живописцем начала 18 века, тогда вторая половина столетия прославилась (1735 - 1808). Особенно хорошо у него получались портреты женщин. Известных художников, которые могли бы передать на холсте дамскую нежность и изящество, было не так много, и Рокотов оказался нарасхват. Многие свои работы он написал в полупарадном стиле.

Талант мастера покорил Екатерину II, и она в 1763 г. специально пригласила его для создания своего коронационного портрета. Живописец изобразил императрицу в профиль, удачно подчеркнув её статную фигуру и породистое лицо. Картина настолько понравилась Екатерине, что она и впредь заказывала у художников рисовать её портреты, копируя стиль Рокотова. Кисти живописца принадлежат Струйской, княжны Юсуповой, Петра III и прочих знатных особ того времени. Основное внимание он уделял лицам заказчиков, делая их мягкими, нежными, словно светящимися изнутри. Благодаря такому подходу портреты у него получались реалистичными, они передавали чувства людей, с которых писались.

В. Боровиковский - воспеватель женского образа

Рассматривая портреты девушек известных художников России, нельзя не упомянуть о Владимире Боровиковском (1757-1825). Известность к нему пришла в последнем десятилетии 18 века. Боровиковский создавал камерные портреты, подчёркивая сентиментальность и нежность своих натурщиц. Он рисовал не только богатых женщин, но и простых крестьянок, передавая на холсте всю женскую красоту той эпохи. Изображения Лопухиной, Нарышкиной, Арсеньевой, крестьянки Христиньи, двойной портрет горничных семьи Львовых Лизоньки и Дашеньки - самые мастера. С полотен трогательно смотрят женщины с мягкими волосами, нежным румянцем и светящимся взглядом. Несмотря на то, что все картины автора написаны в одном стиле, они являются настоящим произведением искусства того времени.

Д. Левицкий и его картины

Дмитрий Левицкий (1735-1822) - ещё один знаменитый портретист 18 столетия. Как и другие художники, он мастерски изображал в своих работах красоту внутреннего мира человека. Левицкий прославился как мастер парадного стиля. Он писал героев очень реалистично, без лести и приукрашивания внешности заказчика. Левицкий оставил после себя целую галерею портретов, запечатлев на них Екатерину II, Е. Воронцову, А. Кокоринова, П. Демидова, Урсулу Мнишек и многих других своих знаменитых современников.

Особенности сохранившейся живописи

18 столетие оставило на память о себе картины-портреты известных художников, которые сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском и Пушкинском музеях, частных коллекциях. Написанные полотна настолько реалистичны, что поражают поклонников искусства уровнем мастерства живописцев прошлых лет. Особенно красочно выглядят портреты женщин известных художников, от которых веет жизнью, молодостью и необычайной правдоподобностью образа.

Любой современный учебник истории - это прежде всего набор сухой информации, дат, цифр, описаний, фамилий, имен и так далее. И для молодого поколения, которое по ним обучается (ведь кроме историков знать свое прошлое взрослым совсем необязательно - они и так уже отучились в свое время), нужно хоть как-то подавать эту сухость в доступной юношескому воображению форме. Для этого в учебниках существует любимый предмет изучения всех "альтернативщиков" - это картинки. Обычно это живописные картины маслом, иллюстрирующие какое-либо событие, как правило написанные через век, а то и больше от самого события, а так же живописные портреты тех буковок и циферок, что именуются людьми, причем не обычными, а выдающимися, которые навсегда увековечены на страницах мировой истории. В каком-то роде учебник по истории очень напоминает огромную эпитафию, что-то вроде "родился - сделал что-то выдающееся - умер". С одной стороны очень мало информации про те времена, скудные отрывки хроник и описаний современников не дают в полной мере описать характер человека, был ли он добряком или часто нервничал по пустякам, как он духовно развивался и каков был уровень его духовного развития, какое было его мировоззрение и так далее. Но с другой стороны есть период античности, который отстоит от нас по временной шкале на тысячи лет дальше, чем тот же период средневековья, но про который, как это ни парадоксально, известно в разы больше информации, чем о периоде средневековья. Возникает закономерный вопрос - почему так? Разве в античность более тщательно записывали информацию? А в средние века вдруг перестали - мол не до этого было, темные века, дизентерия, чума и так далее?

Но одно дело описание жизни человека, другое дело - его портрет, который иногда может разсказать куда больше любых свидетельств. Ведь любая картинка - это образ, который прочно может засесть в голове, и его трудно уже будет оттуда достать. Сегодня мы поговорим о достоверности портретов выдающихся людей 16-17-18 веков, то есть периода, который отстоит от нас по меркам времени Земли на ничтожно малый промежуток времени, и о котором, кажется, историки должны знать практически все. Итак, поехали.

1. Адиль-Герай (Гирей), крымский хан.

Хан Крыма в 1666-1671 годах. Согласно официальным родословным, Гиреи - чингизиды, и происходят из Тугатимуридов от Джанак-оглана, младшего брата Туй Ходжи оглана, отца Тохтамыша. Старший сын Джанак оглана, Ичкиле Хасан оглан, отец Улу Мухаммеда, родоначальника династии Казанских ханов. Но, данная версия происхождения Хаджи Гирея, наталкивается на многочисленные несообразности. Более вероятно, что Хаджи Гирей не был чингизидом, а принадлежал к известному монгольско-тюркскому роду Керей (Кирей, Гирей), и лишь впоследствии успешный узурпатор был приписан к Золотому роду.



Похожие статьи
 
Категории