Повседневная жизнь в древней руси. Бегунья пожертвовала будущей медалью, чтобы помочь получившей травму сопернице

05.02.2019

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Для того чтобы делать добро, не нужны какие-то особенные способности или грандиозные возможности. Все это дело рук самых обычных людей. А значит, так может каждый.

сайт предлагает вам узнать о самых светлых поступках со всего мира, совершенных в этом году. Давайте делать добро вместе!

Чемпион мира по боксу построил тысячу домов для бедных филиппинцев

Когда-то Мэнни Пакьяо был обычным филиппинским мальчиком из бедной семьи, но теперь он единственный в мире боксер, завоевавший мировое первенство в 8-ми весовых категориях. На первый же крупный гонорар он построил дома для жителей своего родного поселка Танго. Сегодня на его деньги возведена уже тысяча домов.

Сириец остался в покинутом Алеппо, чтобы заботиться о кошках

Ала Джалил (Alaa Jaleel) из Алеппо каждый день рисковал своей жизнью, чтобы обеспечить нуждающихся едой и кровом. А когда люди покинули город, он остался, чтобы заботиться об их домашних питомцах. У него больше ста кошек, в том числе и котенок, которого оставила ему, уезжая, одна маленькая девочка. «Я сказал, что буду заботиться о нем, пока она не вернется», - рассказывает Ала.

Учитель организовал «Джентльменский клуб» для мальчиков из неполных семей

Реймонд Нельсон (Raymond Nelson) - учитель в одной из школ Южной Каролины. Ему никак не удавалось справиться с хулиганами из своего класса. И тогда он купил пиджаки и галстуки и создал «Джентльменский клуб», где мальчики раз в неделю учатся тому, что обычно рассказывают своим сыновьям отцы: как завязывать галстуки, как обращаться к старшим и как быть обходительными с мамой, бабушкой или сестрой. Строгий дресс-код, придуманный Нельсоном, служит определенной цели, ведь человек, одетый в смокинг, драться не станет. «Я понимаю, они плохо ведут себя не потому, что они плохие, а потому, что им просто не хватает внимания и любви», - говорит учитель.

Датчанка спасла двухлетнего нигерийского мальчика, от которого отказались родители

Почти год прошел с момента, как датчанка Аня Ринггрен Ловен (Anja Ringgren Loven) нашла на улице истощенного двухлетнего малыша. Она назвала его Хоуп (Hope - надежда). Собственные родители выгнали мальчика из дома, посчитав «колдуном». Тогда ему было чуть больше года, и он выживал только благодаря подачкам прохожих. Аня забрала его в свой приют, который содержит вместе со своим мужем Дэвидом Эммануэлем Умемом. В нем живут 35 спасенных детей от года до 14 лет.

Когда Аня опубликовала фото с Хоупом в Фейсбуке, пользователи со всего мира начали перечислять ей деньги. Всего был собран $ 1 млн. В планах у Ани и ее мужа - большой детский дом и клиника для детей. А Хоуп сейчас совсем не напоминает «скелетик на ножках». Это веселый малыш, который, по словам приемной мамы, «вовсю наслаждается жизнью».

Бегунья пожертвовала будущей медалью, чтобы помочь получившей травму сопернице

На Олимпиаде, в забеге на 5 000 метров, новозеландская бегунья Никки Хамбли столкнулась с американкой Эбби Д’Агостино. Никки помогла своей сопернице подняться, и дальше они бежали вместе, поддерживая друг друга. Обе спортсменки не только прошли в финал, но и были награждены медалью Пьера де Кубертена за проявление благородства и истинного духа спорта во время Олимпийских игр.

Тысячи людей поддержали девушку, на день рождения которой никто не пришел

Никто из приглашенных не пришел на день рождения к 18-летней Халле Соренсон (Hallee Sorenson). Тогда ее двоюродная сестра Ребекка попросила пользователей сети поддержать Халле открыткой с парой теплых слов. И произошло удивительное - почтовое отделение в штате Мэн затопили письма и открытки. Всего девушка получила 10 тыс. открыток и подарков.

Школьники повторили выпускной для своего одноклассника, который попал в автокатастрофу

Скотт Данн (Scott Dunn) попал в тяжелую автомобильную аварию как раз накануне выпускного. Выйдя из комы, Скотт был ужасно расстроен тем, что пропустил такой важный день. Но как только молодой человек пошел на поправку, его родителям позвонил директор школы и сказал: «Мы хотим сделать кое-что особенное для вашего сына». Оказалось, что одноклассники Скотта подготовили для него личный выпускной. Повторились и праздник, и поздравительные речи, и наряды выпускников, но на этот раз был вручен только один диплом. Скотт был поражен до глубины души: «У меня нет слов. Невероятно осознавать, скольким людям, оказывается, есть до меня дело».

Бездомный таец получил жилье и работу в благодарность за свой честный поступок

44-летний бездомный таец по имени Варалоп (Waralop) нашел на станции метро кошелек. Несмотря на то что у него совсем не было денег, а в кошельке лежали 20 тыс. бат ($ 580) и кредитные карты, он не потратил их на свои нужды, а отнес находку в полицию. Хозяином кошелька оказался 30-летний владелец фабрики Ниити Понгкрайньос (Niity Pongkriangyos), который был поражен честностью бездомного. Он признался, что если бы сам оказался в таком положении, то вряд ли вернул бы кошелек. В благодарность Ниити предоставил Варалопу служебную квартиру и дал работу на своей фабрике. Теперь бывший бездомный зарабатывает 11 тыс. бат ($ 317) в месяц и больше не ночует в подземке.

«Русь не без добрых людей!» Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. На страницах истории можно найти немало персонажей, которые на протяжении всей своей жизни старались сделать мир чуточку лучше. Среди них врачи, военные, дворяне, и даже царские особы.

Открытие университетов, специализированных типографий и школ, помощь сиротам, голодающим и бездомным далеко не полный список добрый дел этих людей, о которых пойдет речь в нашем материале.

Еще при жизни близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев получил прозвище «милостивого мужа». Ключевский писал, что Ртищев исполнял только часть заповеди Христа - любил ближнего, но не самого себя.

Он был из той редкой породы людей, которые ставили интересы других выше собственных «хочу». Именно по инициативе «светлого человека» появились первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. Для Ртищева было обычным делом подобрать на улице пьяного и отвести в организованный им же временный приют - аналог современного вытрезвителя.

Сколькие были спасены от смерти и не замерзли на улице, стоит только догадываться. В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои.

Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» - уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.

Вторая жена Павла I Мария Федоровна славилась отменным здоровьем и неутомимостью. Начиная утро с холодных обливаний, молитвы и крепкого кофе, весь оставшийся день императрица посвящала хлопотам о своих бесчисленных воспитанниках.

Она умела убедить толстосумов пожертвовать деньги на строительство учебных заведений для благородных девиц в Москве и Петербурге, Симбирске и Харькове.

При ее непосредственном участии была создана крупнейшая благотворительная организация - Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее до начала XX века. Имея 9 собственных детей, она особенно трепетно заботилась об отказных младенцах: больных выхаживали в воспитательных домах, крепких и здоровых - в благонадежных крестьянских семьях. Такой подход позволил значительно сократить детскую смертность.

При всех масштабах деятельности Мария Федоровна обращала внимание и на необязательные для жизни мелочи. Так, в Обуховской психиатрической больнице Санкт-Петербурга каждый пациент получил собственный садик. В ее завещании есть такие строки: «Животворите Дух Свой кротостью, любовью и милосердием. Будьте помощниками и благотворителями страждущим и бедным».

Потомок Рюриковичей князь Владимир Одоевский был убежден, что посеянная им мысль непременно «взойдет завтра» или «через тысячу лет». Близкий друг Грибоедова и Пушкина, писатель и философ Одоевский являлся активным сторонником отмены крепостного права, хлопотал в ущерб собственным интересам за декабристов и их семьи, неустанно вмешивался в судьбы самых обездоленных.

Он был готов броситься на помощь любому обратившемуся и в каждом видел «живую струну», которую можно заставить звучать на пользу дела. Организованное им петербургское Общество посещения бедных помогало 15 тысячам нуждающихся семей. Здесь работала женская мастерская, детская ночлежка со школой, больница, общежития для престарелых и семейных, социальный магазин.

Несмотря на происхождение и связи Одоевский не стремился занять важный пост, считая, что на «второстепенной должности» способен принести «действительную пользу». «Странный ученый» старался помочь юным изобретателям реализовать свои идеи. Главными чертами характера князя, по свидетельствам современников, были человечность и добродетель.

Врожденное чувство справедливости отличало внука Павла I от большинства сослуживцев. Он не просто нес службу в Преображенском полку во времена правления Николая I, но и обустроил по месту службы первую в истории страны школу, в которой обучались солдатские дети.

Позднее этот успешный опыт был применен и в других полках. В 1834 году принц стал свидетелем публичного наказания женщины, которую прогнали сквозь солдатский строй, после чего ходатайствовал об увольнении, заявив, что никогда не сможет выполнить подобные приказы. Дальнейшую свою жизнь Петр Георгиевич посвятил благотворительности. Он являлся попечителем и почетным членом многих заведений и обществ, в том числе Киевского дома призрения бедных.

Отставной подпоручик Сергей Скирмунт почти не известен широкой публике. Он не занимал высоких постов и не сумел прославиться добрыми поступками, зато смог построить социализм в отдельно взятом имении.

В 30 лет, когда Сергей Аполлонович мучительно размышлял над дальнейшей судьбой, на него свалились 2,5 миллиона рублей от скончавшегося дальнего родственника. Наследство не было спущено на кутежи или проиграно в карты. Одна его часть стала основой для пожертвований Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений, основателем которого стал сам Скирмунт. На остальные деньги миллионер построил в усадьбе больницу, школу, а все его крестьяне смогли переехать в новые избы.

Вся жизнь этой удивительной женщины была посвящена просветительской и педагогической работе. Она была активным участником различных благотворительных обществ, помогала во время голода в Самарской и Уфимской губерниях, по ее инициативе была открыта первая народная читальня в Стерлитамакском уезде.

Но основные ее усилия были направлены на изменение положения людей с ограниченными возможностями. На протяжении 45 лет она делала все, чтобы незрячие получили возможность стать полноценными членами общества.

Она смогла найти средства и силы, чтобы открыть первую в России специализированную типографию, где в 1885 году вышел первый тираж «Сборника статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

Чтобы выпустить книгу с использованием шрифта Брайля она работала без выходных до позднего вечера, лично набирая и корректируя страницу за страницей. Позже Анна Александровна перевела нотную систему, и слепые дети смогли обучаться игре на музыкальных инструментах.

При ее активном содействии через несколько лет была выпущена первая группа незрячих студентов из Петербургской школы слепых, а через год - из Московской.

Грамотность и профессиональная подготовка помогала выпускникам найти работу, что поменяло стереотипное представление об их недееспособности. Анна Адлер совсем чуть-чуть не дожила до открытия Первого съезда Всероссийского общества слепых.

Вся жизнь прославленного русского хирурга - это череда гениальных открытий, практическое использование которых спасло не одну жизнь. Мужики считали его волшебником, который для своих «чудес» привлекает высшие силы.

Он первым в мире стал использовать хирургию в полевых условиях, а решение применять анестезию избавило от мучений не только его пациентов, но и тех, кто лежал на столах его учеников позднее. Его же стараниями лубки были заменены на пропитанные крахмалом бинты.

Он первым стал использовать метод сортировки раненых на тяжелых и тех, кто дотянет до тыла. Это сократило смертность в разы. До Пирогова даже несерьезное ранение в руку или ногу могло закончиться ампутацией. Он лично проводил операции и неустанно контролировал, чтобы солдаты были обеспечены всем необходимым: теплыми одеялами, едой, водой.

По легенде, именно Пирогов научил российских академиков проводить пластические операции, демонстрируя успешный опыт приживления нового носа на лице своего брадобрея, которому помог избавиться от уродства. Будучи великолепным педагогом, о котором все ученики отзывались с теплотой и благодарностью, он считал, что главная задача воспитания - научить быть человеком.

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

ДАТА:

КЛАСС: 8

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о быте простых и знатных людей

ЗАДАЧИ:

    Познакомить учащихся с особенностями жизни простых и знатных людей; подчеркнуть разницу быта простых и знатных людей;

    Коррекция и развитие устной речи через описание жизни разных сословий XVI века;

    Воспитывать у учащихся уважение к людям труда.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Тулуп, тягло, слобода

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint ,

ТИП УРОКА :

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель :

Ребята, о чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о присоединении Сибири к Российскому государству.

Учитель :

Почему русским купцам было выгодно торговать с Сибирью?

Учащиеся :

Русским купцам было выгодно торговать с Сибирью потому, что сибирские земли были богаты пушным зверьем, шкурки которых стоили дорого.

Учитель :

Кто воевал с ханом Кучумом?

Учащиеся :

Хан Кучум воевал с отрядом Ермака Тимофеевича.

Учитель :

Чем закончился поход Ермака? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

    Победой хана Кучума

    Кучум стал полновластным хозяином Сибири

Учащиеся :

Сибирская земля была включена в состав Российского государства

Учитель :

При каком царе Сибирские земли были присоединены к России?

Учащиеся :

Сибирские земли были присоединены к России при Иване IV Грозном.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В XVI веке в России проживали разные слои населения. Каждое сословие имело свои обычаи и традиции, свой уклад жизни. Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с жизнью людей разных сословий. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Тема урока: «БЫТ ПРОСТЫХ И ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

Сейчас мы с вами познакомимся с новыми словами, с которыми мы встретимся сегодня при изучении новой темы.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

СОСЛОВИЕ – ГРУППА ЛЮДЕЙ, КОТОРАЯ ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ

ТУЛУП – ЗИМНЯЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОДЕЖДА ИЗ ШКУР

СЛОБОДА – МЕСТО ПОСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ОДНОГО ВИДА ЗАНЯТИЯ

ТЯГЛО – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГ

Учитель :

В XVI веке население России делилось на сословия. Ребята, что такое сословие?

Учащиеся :

Сословие – это большая группа людей, обладавшими определёнными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или законе и передаются по наследству.

Учитель :

Посмотрите на слайд и перечислите сословия, жившие в XVI веке.

Учащиеся :

В XVI веке в России жили такие сословия как – крестьяне, бояре, казаки, духовенство, дворяне, стрельцы, служилые люди, ремесленники.

Учитель :

Сейчас мы с вами будем знакомиться с жизнью каждого сословия.

Самым многочисленным сословием были крестьяне. Крестьяне – это сельские жители. Название «крестьяне» происходит от слова «христиане», т.е. верующие в Христа и его учение. Русские крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством простейшими ремёслами, но главным их делом оставалось землепашество. Крестьянин испокон веков был земледельцем, который пахал землю и сеял хлеб, пас скот, выращивал овощи, разводил домашнюю птицу, выращивал лён и хмель.

Жили крестьяне в деревнях. Слово «деревня» происходит от глагола «драть», т.е. расчищать участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Крестьяне, прежде всего, выбирали и расчищали плодородную землю и лишь после этого основывали небольшое поселение, обзаводились избами, дворами, хозяйственными постройками, домашней птицей и скотиной. Деревня обычно состояла из трёх-четырёх, реже пяти-шести жилых домов. В XVI - XVII веках появились деревни в десять-пятнадцать дворов; большее число дворов было весьма редким явлением. Наиболее крупным из крестьянских поселений было село. Сёла отличались от деревень тем, что основывались землевладельцами. Здесь находились господский двор и Церковь. Основными орудиями труда крестьян были соха (гораздо реже – плуг), серп и коса.

Выращивали крестьяне рожь и овёс, пшеницу, гречиху, ячмень и просо, горох и бобы; на огородах - репу (она считалась вторым хлебом), капусту, редьку, морковь, свёклу, лук, чеснок. В сёлах разводили сады, в которых росли яблони, сливы, вишни, малина, крыжовник, смородина. Развивалось пасечное пчеловодство.

Жили крестьяне в избах. Слово «изба» происходит от «истба», «истопка», т.е. отапливаемое помещение. Изба была небольшого размера, имела, как правило, тесовую крышу, деревянный пол, курную (без дымохода и трубы) печь. Топили «по-чёрному» – дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком, которые после топки задвигались доской. Рядом с избой на крестьянском дворе находились погреба, хлева, сарай, сенник. Сам двор был огорожен. За его пределами располагались амбары и баня. К двору прилегал огород. В крестьянской среде трудиться начинали в раннем возрасте. Семьи насчитывали от трёх-четырёх до семи-восьми человек. По обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 15 лет. Мальчиков с 7-8 лет приучали выполнять все мужские обязанности по хозяйству: ухаживать за скотом, пахать, косить, бороновать землю, ворошить и копнить сено, плотничать, заниматься несложными видами ремесла. Девочки в 10-12 лет уже делали все работы по дому. Непререкаемым авторитетом среди крестьян пользовались старики. Трудовой день у крестьян начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и осенью – задолго до рассвета. После обеда жизнь в деревнях, как и в городах, почти замирала: наступал послеобеденный сон. Большое место в быту русских людей занимала баня. В народе говорили: «коли бы ни бани, то все бы пропали». Основной пищей крестьян был хлеб, особенно ржаной и ячменный. Пшеничный хлеб был в деревне редкостью, его пекли и ели только состоятельные люди, в основном в городах. Довольно часто крестьяне ели пироги с различными начинками: с капустой, грибами, маком, кашей, сладкие с ягодами и мёдом. Весьма распространённой пищей были каши (ячменная, пшённая, овсяная, гораздо реже гречневая), а также овсяный и гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Мясо в деревне ели гораздо меньше, чем в городе; в пищу употребляли говядину, баранину, свинину, дикую и домашнюю птицу. Гораздо чаще мяса наши предки ели рыбу: солёную, вяленую, сушеную. Яйца и молочные продукты (сыр, творог, сметана, масло) не были редкостью на крестьянском столе. Много ели крестьяне грибов и ягод. Вместо сахара крестьяне использовали мёд. Самыми распространёнными напитками были квас, малиновый и клюквенный морс, брусничная вода и ячменное пиво.

Основной одеждой мужчин и женщин были рубахи из льняного или конопляного полотна либо из шерстяной ткани. Мужские рубахи доходили до колен, женские – до пят. Верхняя одежда крестьян состояла из кожухов – овчинных шуб. В основном крестьяне носили кожаную обувь. Лапти (плетённую из бересты или лыка обувь) надевали, как правило, на пашне, покосах, скотном дворе. Замужняя женщина (из любого сословия) обязана была скрывать волосы под убрусом – платком, закрывавшим голову и спадавшим на плечи поверх одежды. Обязательным элементом одежды мужчин и женщин были пояса – выйти на улицу неподпоясанным было нельзя.

Учитель :

Назвать основные занятия крестьян.

Учащиеся :

Крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

Учитель :

Рассказать о жизни крестьянина.

Учащиеся :

Крестьяне жили в деревнях, в избе. Изба была не большого размера, тёсовая крыша, деревянный пол. Топили по чёрному – дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком. Крестьяне начинали трудиться очень рано. Авторитетом среди крестьян пользовались старики. Трудовой день начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и осенью – задолго до рассвета.

Учитель :

Какую пищу ели крестьяне?

Учащиеся :

Основной пищей крестьян был хлеб, пироги с разными начинками, распространенной пищей были каши, кисели. Мясо в деревнях ели редко, чаще рыбу.

Учитель :

Как одевались крестьяне?

Учащиеся :

Основной одеждой мужчин и женщин были рубахи из льняного или конопляного полотна. Мужские рубахи доходили до колен, женские – до пят. Верхняя одежда крестьян состояла из овчинных шуб. В основном крестьяне носили кожаную одежду, лапти надевали, как правило, на пашню, покос, скотный двор.

ФИЗМИНУТКА

Учитель :

В городах около городских стен жили ремесленники и городские служилые люди. Эта часть города называлась посад . Живших здесь горожан называли посадскими людьми.

Ремесленники – это мастера – умельцы (кузнецы, сапожники, портные, гончары, столяры и др.). Ремесленники одной профессии селились вместе. Место, где жили ремесленники, называлось слободой . Ремесленники были свободными людьми. Они платили в государственную казну налог – тягло .

Стрельцы , казаки и пушкари назывались служилыми людьми.

Они служили царю, несли военную службу, защищали интересы российского государства.

Стрельцы – это постоянная русская пехота, которую начал создавать Иван Грозный в 1552 г. преимущественно из вольных людей. Жили стрельцы в особых слободах. За несение пожизненной наследственной службы они получали от царя земельные наделы, а из казны - жалованье и носили установленную для них военную форму одежды. Царское жалованье было невелико и часто задерживалось. Чтобы заработать себе на жизнь, стрельцы часто брались за ремёсла и торговлю, заводили хозяйство.

Учитель :

Какая часть города называлась посад

Учащиеся :

Посадом называлась та часть города, где жили ремесленники и городские служилые люди.

Учитель :

Кто такие ремесленники?

Учащиеся :

Ремесленники - это мастера – умельцы (кузнецы, сапожники, портные, гончары, столяры и др.).

Учитель :

Кого называли служилыми людьми?

Учащиеся :

Служилыми людьми называли стрельцов, казаков и пушкарей.

Учитель :

Казаки относились к служилым людям. Казачество – особое военное сословие. Никто точно не знает, откуда пошло само слово «казаки». Большинство учёных считают, что оно означает «вольный человек». Первое его появление в документах относится к 1444 году. Казаки, состоявшие на царской службе, несли сторожевую службу на границах Российского государства. Жили казаки по своим обычаям. Они занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, совершали набеги на соседей (татар и турок) и разбойничьи нападения на торговые караваны.

Учитель :

«Купцом» первоначально называли любого человека, совершавшего торговую сделку (дело), т.е. получавшего или продававшего тот или иной товар. Купцы, как и ремесленники, объединялись и селились вместе, смотря по тому, кто чем торговал. Жили купцы намного богаче, чем ремесленники и служилые люди. У них были большие красивые дома. В домах купцов было много дорогих вещей, золота и серебра. Купцы любили вкусно и сытно поесть. На них работали слуги.

Учитель :

Духовенство было уважаемым и привилегированным (имеющим особые права) сословием. Оно делилось на чёрное (монашество) и белое (священнослужители). Духовенство обладало огромными земельными владениями. Оно пользовалось на Руси исключительным уважением.

Учитель :

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворянство в России возникло в XII веке при дворах князей. С XIV века дворяне стали получать за службу землю: так появились помещики. Позднее им была разрешена покупка земли. При Иване Грозном началось возвышение дворянства. Царь опирался на дворян в своей борьбе с боярством.

Учитель :

Слово «бояре» не имеет окончательного определения в среде историков.

Общепринято считать, что бояре – это крупные землевладельцы, за ними стоят их собственные военные слуги. Титул боярина был наследственным, т.е. передавался от отца к сыну. Большинство бояр были служилыми людьми и находились на государственной службе.

Бояре являлись советниками государя (великого князя, позже – царя), наиболее приближёнными к нему людьми, с которыми он решал вопросы государственной Важности: начинать ли войну, заключать ли мир, строить ли новые города, вводить или отменять обязанности для своих подданных, кого казнить, а кого миловать. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «царь указал, а бояре приговорили».

Бояре постоянно находились при государе. Они служили при царском дворе, что считалось особенно почетным делом. Бояре сопровождали царя в его поездках и военных походах. Пировали вместе с государем. Вместе с царём ездили на соколиную охоту.

Бояре участвовали в войнах, которые вело российское государство. Бояре командовали полками.

Бояре управляли городами и территориями, были наместниками в различных областях страны, служили воеводами. На вверенной ему государем территории воевода обладал полной, неограниченной властью и нёс ответственность за свои действия только перед царём.

Одевались бояре в бархатные и шёлковые одежды. Одежда их была тяжёлая, поэтому они ходили медленно, важно, степенно. Ходить быстро, торопиться считалось неприличным.

Передвигались бояре верхом на породистых конях или в богато украшенных каретах.

Жили бояре в больших каменных домах – Хоромах. Боярские хоромы обычно строились в три этажа. Нижний этаж использовался для хозяйственных нужд.

Второй этаж занимала мужская половина дома, а третий - женская половина. Внутри Хоромы были богато украшены. Пол покрывали коврами. Стены обивали дорогими тканями. Мебель – лавки, сундуки - украшали резьбой, позолотой, бархатом. В каждой комнате обязательно висели иконы. Спали бояре на пуховых перинах, застеленных шёлковыми простынями, в изголовье клали подушки в нарядных наволочках, укрывались атласными одеялами, подбитыми дорогим мехом. Освещали комнаты восковыми свечами. Украшали хоромы зеркалами, драгоценной Золотой и серебряной посудой.

Пищу принимали бояре в просторной трапезной. Ели бояре дорогую и редкую еду: рис, сахар, восточные сладости, запечённую рыбу и птицу, вина, лимоны, изюм. Столы покрывались скатертями, расписанными золотом и серебром.

Ели бояре из серебряной посуды, пили из серебряных кубков.

В домах знатных и богатых людей драгоценные серебряные и позолоченные сосуды ставились в качестве украшения в поставцы, занимавшие середину парадной комнаты.

Учитель :

Кто относится к боярам?

Учащиеся :

К боярам относятся крупные землевладельцы.

Учитель :

Чем занимались бояре?

Учащиеся :

Бояре управляли городами и территориями, были наместниками в различных областях страны, служили воеводами

Учитель :

Как одевались бояре?

Учащиеся :

Одевались бояре в бархатные и шёлковые одежды. Одежда их была тяжёлая, поэтому они ходили медленно, важно, степенно

Учитель :

Как жили бояре?

Учащиеся :

Жили бояре в больших каменных домах – Хоромах. Боярские хоромы строились в три этажа. Нижний этаж использовался для хозяйственных нужд.

Второй этаж занимала мужская половина дома, а третий - женская половина. Внутри хоромы были богато украшены. Пол был покрыт коврами. Стены были обиты дорогими тканями. Мебель – лавки, сундуки - украшали резьбой, позолотой, бархатом. В каждой комнате обязательно висели иконы. Спали бояре на пуховых перинах, застеленных шёлковыми простынями, в изголовье клали подушки в нарядных наволочках, укрывались атласными одеялами, подбитыми дорогим мехом. Освещали комнаты восковыми свечами. Украшали хоромы зеркалами, драгоценной золотой и серебряной посудой.

Учитель :

Чем питались бояре?

Учащиеся :

Пищу принимали бояре в просторной трапезной. Ели бояре дорогую и редкую еду: рис, сахар, восточные сладости, запечённую рыбу и птицу, вина, лимоны, изюм.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте простых и знатных людей.

Учитель :

Сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили сегодня на уроке при помощи кроссворда.

    Как называется самое большое сословие

(КРЕСТЬЯНЕ)

    Человек с княжеского двора

( ДВОРЯНЕ )

    Как назывались мастера-умельцы?

(РЕМЕСЛЕННИКИ)

    Как называются крупные землевладельцы, за которыми стоят собственные военные слуги?

(БОЯРЕ)

    Особое, уважаемое и привилегированное сословие

(ДУХОВЕНСТВО)

    Кто служил царю, нёс военную службу, защищали интересы Российского государства? (СТРЕЛЬЦЫ, КАЗАКИ, ПУШКАРИ)

(СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ)

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

НИНА – ВЛАД – СЕРГЕЙ – ДИМА – КРИСТИНА

САША –

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА СТР. 43 - 49, ЧИТАТЬ,

II ГРУППА СТР. 43 - 49, ЧИТАТЬ,

III ГРУППА СТР. 43 - 46, ЧИТАТЬ,

Невозможно понять эпоху без обращения к условиям повседневной жизни. Историк И. Е. Забелин писал, что домашний быт человека "есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий истории".

Повседневная жизнь человека сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители.

Впрочем, не стоит преувеличивать негативного влияния жестокого воспитания. Как верно отмечено В. В. Долговым, превентивная жестокость была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе? Ответ один: запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лес с волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть и в своеобразных формах.

Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий.

"Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другим, не менее важным показателем взрослости было обзаведение собственным хозяйством. По мнению В. В. Колесова, “детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно”. Думается, что имущественный критерий был даже важнее, поскольку взрослость – это вообще самостоятельность, а оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Поэтому и в летописи случаи княжеских свадеб всегда отмечаются и описываются как весьма значимые события, но действующей политической фигурой князь становится только после того, как получает во владение волость...<...>

Все это привело к тому, что общество раннего русского Средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала правоспособности, не было четко определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Долгое время граница брачного возраста оставалась единственным институализированным рубежом, который существовал в официальной культуре".

Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине", поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин: их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.).

Отношение к слабому полу иллюстрирует хорошо известная в Средневековье притча: "Не птица в птицах сыч, ни в зверях зверь ёж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, [так] ни муж в мужах, кто жены слушает".

Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена, после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы.

Однако и для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравных браков и возрастных мезальянсов в средневековом обществе остро стояла проблема "злой жены". В законодательство даже была введена специальная статья: "Если жена мужа бьет, штраф 3 гривны" (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом наказывался случай, когда жена крадет у мужа имущество, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании погубить супруга и неоднократно подсылала к нему наемного убийцу, с ней разрешалось развестись.

Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов.

Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (у богатых). В домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали под лавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами.

Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек по данным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской.

Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх}" строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.

Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище: к избе (теплому жилому помещению) пристраивались сени и холодная клеть, служившая кладовой. У зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами, шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья, бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными. Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема), но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.

Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста, у богатых – из тонкого льняного полотна. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи. Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.

Знать одевалась богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что на плечах у него был корзно – плащ из дорогой ткани. Верхняя одежда украшалось вышивками, пушниной, золотом и драгоценными камнями у оплечья (выреза ворота), припола (полы одежды) и опястья (рукава у кистей рук). Платье шилось из дорогих тканей: аксамита (бархата), паволоки (шёлка). На ногах у князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярными являлись красный, синий, желтый цвета). Головные уборы были круглыми, мягкими, отороченными мехом. Зимние шубы делались из меха соболя, бобра, куницы.

Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась в основном деревянная, в богатых домах – железная, медная, серебряная.

Быт и нравы Древней Руси показывают нам средневековое общество, недавно принявшее христианство, с постепенно растущей социальной дифференциацией.



Похожие статьи
 
Категории