Презентация по истории на тему «Как жили люди на Руси» скачать бесплатно. Как жили в старину русские люди

13.02.2019

1 слайд

Как жили люди на Руси Как жили люди на Руси Цыгикало Наталья Васильевна МОУ «Гимназия № 2 г. Тосно»

2 слайд

3 слайд

Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России было много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее.

4 слайд

5 слайд

В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата». В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб – всему голова!» Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно любили это делать старики и дети. В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата». В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб – всему голова!» Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно любили это делать старики и дети.

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит ».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь ». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом ».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.




Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России было много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее.



В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата». В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб – всему голова!» Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно любили это делать старики и дети.



В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него – простые длинные скамейки, т.к. стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол называли «красным», то есть красивым. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него – простые длинные скамейки, т.к. стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол называли «красным», то есть красивым. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Организация: МБДОУ № 25 «Малыш»

Населенный пункт: Свердловская область, г.Карпинск

Обучающие:

Продолжать знакомить с народным творчеством через декоративно-прикладную деятельность, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок); закреплять знания детей о русской избе.

Развивающие: Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору; уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.

Словарная работа: рушник, половицы, ткачи, гончары.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Оборудование: макет русской избы с предметами быта (печь, лавка, стол, самовар, посуда, прялка, половики, ухват, кочерга, коромысло, вёдра, чугунки, люлька), плоскостные макеты русской избы, раздаточный материал для работы в мастерских: пластилин, досочки, гуашь, глиняные горшки, рушник, скатерть.

Воспитатель:

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое?

(ответы детей).

Воспитатель:

Если слово доброе, как мы будем слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите узнать как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить:

В какой стране мы с вами живем, как она называется?

(ответы детей)

А как называлась наша страна раньше, много лет назад?

(ответы детей)

Воспитатель:

А людей, которые жили на Руси? (русичи.)

(На экране слайды русской деревни)

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель:

Ребята, а что значит жилище?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как назывались дома нашего народа?

А вы знаете, почему Русь называли деревянной?

(Потому что избы строили (рубили) из деревьев)

(макет деревянной избы)

Воспитатель:

Ну а теперь пора и в избу заглянуть!

Давайте мы с вами посмотрим, как была устроена русская изба. Заглянем в гости к нашей Марьюшке.

Воспитатель:

Печь занимала большую часть комнаты. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков.

Для чего нужна, была печка в избе?

(ответы детей) (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).

Воспитатель:

Какая мебель была в избе?

(ответы детей) (посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар)

Воспитатель:

А какая посуда была у русичей?

(ответы детей) (кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы)

Воспитатель:

Вся мебель и вещи имели в избе своё место. В избе был порядок.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его»:

Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи. (Кочерга).

У этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи. (Ухват).

Деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой. (Коромысло).

одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, вращает колесо. (Прялка).

(Предметы в избе и презентация)

Воспитатель:

А теперь мы попробуем сами смоделировать русскую избу из тех предметов, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте из конвертиков картинки, рассмотрите их, положите возле себя. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее и найти соответствующую картинку:

«Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота. (Печка)

Воспитатель:

Правильно, это печка.

Ребята, давайте с вами поставим печку в нашу избу. Все поставили печку? Молодцы.

Воспитатель:

Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

Правильно, это – стол. Поставим стол в нашу избу.

Воспитатель:

Без неё не обойтись. На ней сидели, спали, отдыхали. (Лавка)

Куда поставим лавку?

Воспитатель:

Ещё одна загадка «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».

Правильно – это самовар.

Молодцы, поставьте самовар на стол.

Воспитатель:

Ребята, а про что же эта загадка: «Кузовок в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).

Правильно, это люлечка, а как еще ее называли? (зыбка, колыбель)

Куда же подвешивали люлечку? (К потолку).

Возьмите свои люлечки и прикрепите на гвоздик. Вот мы с вами и расставили все предметы на свои места.

Воспитатель:

Мы много говорили о пословицах русского народа.

Давайте вспомним пословицы о русской избе, о быте русского народа.

«Красна изба не углами, а красна изба пирогами».

« Изба детьми весела».

«Где работано, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто».

«Самовар кипит – уходить не велит»,

«Со своим самоваром в гости не ходят»,

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Воспитатель:

А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем:

Физминутка: (А у дядюшки Трифона)

«А у дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!»

Дрова рубили (взмахи руками с наклоном)

Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

Полы мыли (наклоны)

Бельё стирали (выполняем движения руками)

Ух, отдыхали!!! (утирают пот со лба)

Воспитатель:

А теперь поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: чтобы было уютно, люди вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), вязали скатерти (показ скатерти), пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы (показ половицы), делали посуду из глины(показ глиняных горшков).

Воспитатель:

Сегодня мы с вами будем мастерами.

Презентация мастерских (« Гончары», « Роспись по дереву», «Ткачи»)

Мастерская « Гончары»

Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Презентация мастерской « Роспись по дереву»

Чем в старину украшали предметы быта?

(веточками, ягодками, кустиками, цветами)

Воспитатель:

Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые узоры для досочек. Вы можете использовать образец.

Презентация мастерской «Ткачи»

В этой мастерской попробуем изготовить половицы и украсим ею нашу избу. На столах лежат заготовки картона и разноцветные полоски бумаги. Цветные полоски нужно выкладывать, поочередно меняя цвета. Начинать можно с любого цвета.

Выбирайте свою мастерскую и принимайтесь за работу

Работа детей в мастерских (кто, где пожелает)

(воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).

Вот какая замечательная выставка у нас получились.

Расскажите о своих работах, чему вы научились? (ответы детей)

Вы теперь сможете научить своих родных, друзей делать такие же красивые половички, лепить посуду из глины, расписывать досочки.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!


Татьяна Голубкова
Занятие для детей подготовительной группы «Как жили люди на Руси»

Занятие для детей подготовительной группы .

Тема : «Как жили люди на Руси »

Цель : Формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с элементами русского народного костюма.

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Обогатить словарный запас существительными : оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук,корыто,ухват; определениями : старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о костюмах.

Развивать психические процессы : внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Закреплять умение детей завязывать узелки , обереги куклам из мочала.

Подготовительная работа :

1. Экскурсия в Чайковский краеведческий музей.

2. Экскурсия в старообрядческий дом-музей «Усадьба» .

3. Разучивание игр, хороводов, песен (русский фольклор) .

4. Составление проектов о русском костюме (мужской, женский) .

5. Рисование на тему «Крестьянская изба» .

6. Чтение русских народных сказок, былин.

7. Рассматривание иллюстраций.

8. Слушание русских народных песен.

Ход занятия:

Ребята посмотрите сюда, что это? (карта)

А что на ней изображено? (государство, страны)

Как называется наша страна?

Страна это что, как выдумаете?

Что мы называем страной?

Да, страна – это леса, горы, моря, города, села; это место, где мы родились и где живут наши родные. Это наша родина.

Как вы считаете, а раньше, давным-давно, были города, деревни, села?

А такие же они были, как сейчас?

А хотите узнать, как жили люди в далеком прошлом ?

Сегодня мы будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

Кто мне ответит, кто такие предки?

Предки – это люди , которые жили много-много лет тому назад : это бабушки, дедушки; бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек.

Кто знает, как назывались наши предки? (славяне)

Славяне – это славный, хороший, добрый народ. Давным-давно на берегах больших рек и озер 1200 лет тому назад находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

Легко ли было жить в таких условиях? Почему?

Какими должны быть люди , чтобы выжить в таких условиях?

Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые, и храбрые люди . Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Мужчины

охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения и коренья. Позже они научились выращивать хлеб, разводить домашних животных, ловить рыбу.

Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья на бескрайних просторах нашей Родины. Место такое желательно было выбрать на пригорке,

Чтобы вода не затопила жилище , недалеко от леса.

Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть» .

Почему так говорят?

Несколько семей объединялись в поселения.

Как вы думаете, почему?

Так было легче вести хозяйство и помогать друг другу. Со временем жителей становилось все больше и больше, и образовались деревни. В деревне дома стояли в два ряда, это была улица. Посередине улицы ставили колодец.

Семьи раньше были не такими как теперь мама, папа и один, два ребенка раньше семьи были большие, 10 детей в одной семье ни у кого удивления не вызывали.

Все жили в одной избе , всем места хватало. Давайте заглянем в нашу избу. Мы с вами ездили на экскурсию в музей усадьбу…. ,

Давайте ещё раз посмотрим как устроена изба изнутри. В избе было темно и в светлое время суток,

Потому что окна были маленькими.

А чтоделали, чтобы было светлее?

Вечером зажигали лучину или свечи, позже стали использовать керосиновую лампу. Посередине комнаты стояла большая печь,

Для чего хозяйке нужна была печь?

Хозяйка в ней пекла хлеб и готовила еду на всю семью, у печи сверху, теплые и широкие полати. Вдоль стен лавки, только они не на ножках стоят, а прямо из бревенчатых стен выступают. Между лавками большой стол, а на столе кухонная утварь, (показ посуды)

У стен кроме лавок ещё стояли ящики большие.

Как же они назывались?

Для чего они нужны?

Это сундуки, в них хранят всякое добро, посуду, одежду, украшения.

Ой! А это что за ребята, сидят такие нарядные, да не так как мы одеты.

Рассказ об одежде : (дети рассказывают о старинной одежде – женской и мужской, как она называется)

Дети : Мы еще любили играть в разные игры, хотите с нами играть?

Р. н. игра «Сижу на стульчике»

А ещё раньше люди занимались разными ремёслами : гончарили, вышивали одежду разными красивыми узорами, ткали. А детям мамы и бабушки мастерили самодельные игрушки. В городах на площади устраивались широкие ярмарки. Туда люди везли продавать разные товары. Это был настоящий праздник для всех от мала до велика. Звучала весёлая музыка, смех.

Ребята, слышите, к нам кто-то спешит.

(Входит коробейник с коробом) .

Как у нас на улице

Ярмарка шумит,

Весёлая, раздольная

Душу веселит!

Хороша ярмарка товарами разными,

Но славится ярмарка и соревнованиями!

А давайте посмотрим, кто кого переговорит!

Кто быстрей скажет скороговорку «Три сороки- тараторки тараторили на горке» .

Ребята, вы сегодня очень много узнали про быт на Руси . Узнали много разных новых слов. А сумеете ли вы их повторить?

Коробейник называет 10 слов, дети повторяют их по памяти. (Ярмарка, ухват, печь, сарафан, чугунок, сундук, самовар, утварь, лавка, изба).

Ребята, я знаю, что у вас есть готовые куклы, которые вы сделали сами из мочала.

А давайте мы их украсим красными ниточками. Они будут оберегами. И вы их подарите нашим гостям. (Дети повязывают красные ниточки на кукол и дарят гостям) .

Тары-бары-растобары,

Есть отличные товары.

Продаю без барыша,

Зато слава хороша!

Коробейник угощает детей «петушками» .



Похожие статьи
 
Категории