Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через игровой фольклор. Чувашский фольклор: культурно - образовательные аспекты

19.04.2019

Одно из приоритетных направлений развития педагогической науки в современных условиях - воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям. Не секрет, что чем раньше ребенок соприкасается с народным бытом и обрядами, тем глубже он поймет и почувствует историю и культуру своего народа, его миропонимание, нравственные и эстетические взгляды.

Ёс тага ессыннисене юрат» - «Люби труд и людей труда» - это важнейшая заповедь чувашской народной нравственности. Такое моральное требование внушалось с малолетства. Уже в детских играх проявляется трудовой элемент: дети, подражая взрослым, копировали некоторые трудовые операции, в процессе игры они сами делали игрушки, убирали то место, где играли. Трудовой интерес в детях развивал и поддерживал также и своеобразный набор игрушек: в младшем возрасте в их числе преобладали предметы домашнего обихода, затем дети сами при участии взрослых начинали делать игрушечные орудия труда. Постепенно от игрушечных орудий труда дети переходили к настоящим.

Дети в труде и играх, копирующих трудовую деятельность взрослых, подражая взрослым, пели трудовые песни. Эти песни в сочетании с участием детей в труде содействовали одновременно и эстетическому воспитанию детей. Присутствие этого элемента, в свою очередь, усиливало представление о нравственно-эстетическом значении детского труда.

Детям внушалось, что труд - источник человеческого существования: «Вуг хумасар сакар тесмест, ёслесе тесёхмесёр сурт йёр пулмасть» - не истопив печь, хлеба не испечешь, без привычки к труду хозяйство не наживешь«, «Есле, есле, есле си, ёслемесен ан та си» - Трудись, трудись, трудись и ешь, если не трудишься - не ешь«. Чуваши стремились выработать у детей с малолетства выносливость к труду: «Ал-урле хапарать - ёсленипе мар. тесменнипе» - «На руках и ногах мозоли - не из-за работы, а из-за того, что нет привычки к труду». Чуваши трудолюбие считали настолько важной чертой нравственности, что по качеству и результату работы полагали возможным оценить моральный облик человека, для них отношение к труду -главный критерий оценки человека: «Сынни мёнле^ё те савхамкал» -«Каков человек, такова и его работа».

К моральному требованию - «Люби труд и людей труда» примыкает и другое - «Уважай старых, будь с людьми вежлив». Старых людей нужно уважать прежде всего потому, что у них огромный жизненный опыт, накопленный в процессе их трудовой деятельности. Об уважении, почтительном отношении к старым людям сказано во многих пословицах, поговорках, песнях и сказках.

В большинстве чувашских сказок освещается самоотверженная борьба народных героев со всевозможными чудовищами, от которых житья людям не было. В исторических легендах и преданиях воспеваются народные герои чувашского народа, которые в совместной борьбе с врагами защищали интересы трудящихся. Детям внушали: «Чун асапланакан - лесе тупахан» -«Находит богатство тот, кто заставляет страдать других».

Также в фольклоре ярко отражались идеи патриотизма и дружбы народов: «Таван сёршыве, таван халахна юрат, ытти халахсене хисепле» -«Люби родину, свой народ, уважай другие народы» - такова следующая заповедь. Она особенно ярко выражена в словах сказки «О барине и работнике»: «Таван сершыв этемисен нимрен те хахларах ене-ха» - «Родина для человека ведь дороже всего на свете!». Тема родины, тема патриотизма является весьма распространенной в устном народном творчестве. Весьма показательно, что почти во всех сказках главный герой, отправившийся путешествовать, искать счастье, спасать невесту, в конце концов возвращается на свою родину. Обычно его возвращением и заканчивается сказка. Родина лучше всех стран уже только потому, что она родина: там все близко к сердцу, там - родные, даже земля и вода там являются какими-то особенными, родными, недаром же чуваши родину называют «таван сёршыв», что буквально означает «родные земля и воды».

«Халхан телейлё пуласлахне шахса тар» - «Верь в светлое будущее своего народа» - так можно сформулировать следующую заповедь морали чувашей. Эта вера в светлое будущее нашла свое отражение во многом. Народ внушал молодежи, что народное горе, народное несчастье не является безысходным, вечным. Чувашская поговорка - «Хуйха хыссан саванас килет» - «После горя приходит радость» - как раз именно и выражает ту непоколебимую веру народа в счастливое будущее.

Всячески проповедовалась дружная семья, дружная жизнь на селе, дружба всех трудящихся к братскому единению.

Тема дружбы, солидарности, коллектива имеет широкое распространение в чувашском музыкальном фольклоре. Прежде всего, пропагандировалась дружная жизнь в семье, дружба между братьями и сестрами, между родственниками. Песня «Таванам, таванам, мён тавар?» -«Что же будем делать, братец мой?» и сама же отвечает: «Будем жить в вечной дружбе, будем навеки вместе!». Если все члены семьи будут жить в добром согласии, говорят чуваши, то даже палочка, без дела лежащая на улице, окажется во дворе и при деле; а если же этой дружбы в семье нет, то палочка со двора окажется на улице.

Большое значение в развитии культуры и искусства народа имеет его родной язык, который, бесспорно, является одним из важных и характерных элементов национальной формы культуры. Пренебрежение к языку и обычаям народа постепенно сменяется отчуждением от родителей, которые между собой общаются на чувашском, а детей своих учат только русскому. Поэтому задача воспитателей, родителей - научить детей говорить и мыслить на том языке, на котором говорили их предки, и через это донести до ребячьих сердец глубину народной мудрости.

Чувашский детский устно-поэтический фольклор делится на различные жанры: «Сапка сулёсен поэзийё», «Календарь поэзийё», «Чёну-йыхрав савви-юрри», «Кулленхи сава юра», «Вайа юррисем», «Витлешу такмакёсем», «Шутсем», «Хаварт самах», «Варттан чёлхе», «Юмах халап», «Калавсемпе юитарусем».

Первая песня, которую должен слышать ребенок, это колыбельная. С материнским молоком она должна проникнуть в детское сознание - ласковая, теплая, нежная, добрая. «Сапка юррисем» - небольшие песни. Герои этих песен близки детям. Эти песни желают счастья, здоровья и хорошую жизнь тем, кому они поются. Они помогают усыпить ребенка, учат быть хорошим и умным человеком. Услышав эти песни, ребенок знакомится с друзьями -птицами и животными, с близлежащими деревнями, реками, лесами. Эги же песни знакомят ребенка с трудовыми действиями, которые нужно выполнять дома.

Другой жанр - это «Календарь поэзийе». Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашей. Они помогают ознакомить детей с природными явлениями, с бытом и обычаями.

В этих песнях главную роль отводили детям, потому что с давних пор чуваши считали детскую наивность и чистоту способной воздействовать на силы природы. В семье один из детей считался самым счастливым. И в пору сева он должен был раньше всех встать и первым посеять маленький участок поля. И петь: Кайак ку9ё шаттар,

На праздниках немалую роль играли дети. Они пели песни, танцевали, соревновались. На каждом празднике пели разные песни. Зимой праздновали сурхури. Дети собирались группами и их называли «сурхури ачисем». Они ходили из дома в дом с пожеланиями хозяевам добра, здоровья, здоровья, хорошего урожая и плодовитости скота, достатка в доме. И их угощали пирогами, колобками и т. п. Но «сурхури ачисем» сначала должны были спеть песни.

Салакайан салманекён, Ула курак улманекён, Эпир хамар та савнашкал Кухальшён те йавашан.

Ситрё, 9итрё, сурхури!

Сурах ури, сурах ури терёмёр,

Сурхури ситрё, ай, куранать,

Айтар, тухар, ачасем,

Килёрел киле сурёпёр,

В праздничный вечер дети собирались на игры. Эти игры назывались «сурхури вёййисен».

А в конце зимы, на масленицу (саварли) для детей новые радости. Масленица продолжалась целую неделю. Ребята катались с горки на санках, пекли блины, пели, играли, шутили, состязались. Дети во времена этого праздника видели обряды, связанные с возделыванием земли. Кто спустится с горки первым, того называли «серей ури хуехканё». Его считали самым храбрым и трудолюбивым ребенком в деревне.

Самый распространенный жанр детского фольклора - «Чёну-йыхрав савви-юрри» (заклички и приговорки). Закличка - это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы (к солнцу, дождю), а приговорка - к животным. Раньше наши предки считали: все, что их окружает, такое же живое, как они сами. Поэтому они обращались к окружающей среде как к живому существу. Поэтому дети должны проговаривать заклички с представлением образности каждого стишка.

Хёвел, тух, хёвел, тух!

Ачу шыва каина, тет.

Турчакуна туртса ил,

Милкупелен шалса ил.

Хамач кёпе тахантарт.

Пылпа кулачё ситер

Все жанры устно-поэтического детского фольклора играют огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Труд является основой формирования человека. Трудолюбие выступает одним из ведущих идейно-нравственных качеств личности. В трудолюбии преломляются основные нравственно-волевые показатели - ответственность, исполнительность, прилежность, дисциплинированность. Потребность трудиться формируется с самого раннего детства. И поэтому большое значение играют песни в формировании трудолюбия у детей.

В детском возрасте сильно развито подражание. Ребенок должен знать, какую работу выполняли раньше люди, какие обряды и традиции у них существовали. Это все формирует у ребенка интерес к труду, к людям труда.

Традиционными средствами подражания и формирования трудовых интересов являются не только песни, но и потешки, пословицы и поговорки, загадки, сказки, намеки и другие жанры.

Большую роль играет жанр трудовых песен. Такие песни, как «Савай сапахалсен юрри» («Песня строителей мостов»), «Каска татахансен юрри» («Песня пильщиков»), «Чапта 9апахалсен юрри» («Песня кулеткачей»), песни прядильщиц, треплющих коноплю, и многие другие песни. Многими из них дети пользуются в своей среде в играх и работе.

Трудовые песни поддерживают трудовой ритм. Они привлекают внимание детей не только темой труда, но и высокой поэтичностью. Так, например, в песне строителей мостов содержится призыв, считая удары, дружно забивать сваи, считать и сами сваи, то есть все время помнить о проделанной работе и о том, сколько еще предстоит сделать, высказываются благопожелания «пусть мост будет стальным, перила медными», в самой поэтизации будущего моста - косвенный призыв к высококачественному выполнению работы. В песне есть поэтические пожелания к тем, кто будет ходить и ездить через мост - пусть пешеход будет в красивых башмаках а у всадника пусть будет конь крылатым.

Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивая маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждают у них трудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего труд, и самый маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых. «Курак, курак!» Маленькой девочке рассказывает мать: износились штанишки у любимой доченьки, а кудель остался на заборе, мать не сумела напрясть ниток, наткать и из того холста сшить штанишки, но девочка этого не хочет понять - все время около матери и мешает ей работать. Так использовалась и личная заинтересованность ребенка в работе взрослых, и внушалась им мысль о важности содействия успеху труда. Мешать работающему - самый недостойный поступок, так считалось в чувашской среде.

Таким образом, трудовой интерес поддерживался у детей непрерывно, начиная с самого маленького возраста: самым маленьким пелись колыбельные песни, дети чуть постарше слышали считалки и потешки, в которых фигурировал труд, затем дети уже сами пели песни, в которых непременно присутствовала тема труда. Дети играли в игры, в которых подражали труду взрослых, слушали обрядовые песни, воспевавшие груд, трудовые песни, облегчавшие труд.

Большое значение фольклор имеет для ознакомления детей дошкольного возраста с природными явлениями. В стихах и песнях дети впервые слышат, например, о солнце, о том, какую роль оно играет в жизни людей.

Пах, хёвел, пах, хёвел! Су чулмекпе су парап, Пыл чамекипе пыл парап, Ачу шыве кайсассан, Кавенте пусёпе туртса илёп. Сана хёрли, мана шурри. Узнают о дожде, начинают наблюдать за явлениями в природе. Су, сумар, су, сумар. Пыл каткипе ныл парап, Су каткипе су парап.

Песенное богатство народа - его духовное богатство. В песне отражены не только широта и щедрость чувашского характера, в ней тайна его неизбежности. Хочешь понять народ - пойми его песню. Она неисчерпаема, как и характер. В народных песнях - судьба народа. Наш чувашский музыкальный фольклор интересен и доступен для молодого возраста. Поэтому не только воспитатели дегских садов, но и родители должны знакомить подрастающее поколение с народными традициями, обрядами, должны изучать песни и танцы своего народа.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую систему поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются шуточными подражаниями серьезному делу взрослых, средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Пословицы и поговорки, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно важной информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое отражение в сотнях пословиц и поговорок.

В песнях - вековые предания и сокровенные мечты. Их роль в воспитании ребенка-дошкольника огромна. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в памяти.

Песни ценны музыкально-поэтическим оформлением идеи этнической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают совместно. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главная задача песен, их назначение - выработка эстетических взглядов и вкусов. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему. В процессе исполнения песни допускалось и ее улучшение - текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что ее красивому исполнению учили, и она учила прекрасному и доброму. Песней сопровождались все стороны народной жизни - труд, праздники, игры и т. п. Вся жизнь людей находила отклик в песне, она наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти.

Песни поют младенцу с колыбели, поет ее мать, хотя могут петь ее и четырех-, пятилетние дети, успокаивающие своих младших братьев и сестер. Назначение колыбельных песен - убаюкать, усыпить ребенка.

Колыбельная песня - великое достижение народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - объект воспитания. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о счастливом его будущем. Образы безбедной, счастливой жизни предрекают будущее убаюкиваемому ребенку. Эти образы сочетаются с образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых. Приходящих к колыбели. Чудесный мир животных и птиц окружают ребенка в песне. Заслуживающими внимания средствами воспитательного воздействия являются пестушки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого.

Пестушки - это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движение ребенка, или произнося их, побуждают его к движениям. Например, чувашские матери высказывают пожелание: «Будь большим, будь большим - при каждом подтягивании но пяди прибавляй в росте».

Народная педагогика еще в древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем дегстве, и все это закрепила в примитивных с точки зрения взрослого человека поэтических произведениях-потешках. Потешки -песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое наставление в трудолюбии, доброте, урок дружбы и товарищества.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств родного языка и усвоению народной поэзии.

Матерям известна особая форма прибауток, в которых непременным атрибутом является благопожелание. Они встречаются в банных прибаутках, которые обычно произносит мать, лаская ребенка веником: «Мужчину увидишь - дядей назови, женщину увидишь - тетей назови, девушку увидишь сестрой назови». Подобные благопожелания являются важным компонентом многих прибауток.

Много места в жизни детей занимали заклички и приговорки. Они преисполнены веры во всемогущие силы земли, неба и воды, исполнение их приобщало детей к жизни и труду. Дети рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых.

Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие.

Важная роль детских игр - развитие в детях ловкости, проворства, кроме того, игры - еще и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду и борьбе. Игровая деятельность, предшествующая общественной деятельности, как бы является генеральной репетицией, порой сливаясь с трудовыми праздниками и выходя, как составной элемент, в завершающую часть труда; игровой момент может быть и в процессе труда. Таким образом, имеет место определенный цикл: игры готовя! к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Как ни странно, связующим звеном, как бы согревающим началом, в этом триединстве является песня. Она в игре, она в труде, она приходит и в послетрудовые развлечения. Детство очень богато песнями. Особенгго же увлекаются мальчики богатырскими песнями, песнями воинов, разбойников и г. д. Много интересного и в то же время странного и невыясненного в детских игровых

прелюдиях. Видимо, здесь в известной мере сказалось подражание детей

взрослым, копирование их деятельности. Это проявляется даже в жеребьевке:

Лстух! Астух! Стук! Стук!

Мен кирлё ? Что надо?

Караска. Краску.

Мен тесле? Какого цвета?

Кёрен. Розового.

По-видимому, эта жеребьевка заимствована детьми из разговора взрослых с детьми, ходившими по домам и продававшими краски, тем более что каждый раз между торговцами и покупателями происходит примерно одинаковый разговор.

Весьма распространенным видом детского фольклора являются считалки. Различают заумные считалки, считалки-запинки и считалки-числовки.

Среди детей широко распространенные считалки - запинки. В считалках-запинках детское сознательное творчество проявляется более отчетливо, чем в заумных считалках. Здесь есть понятные слова и строки, лишь некоторые слова и строки заменяются непонятными словами для ритма, а иногда и в целях рифмования. Непонятные слова используют потому, что под ритм и рифму подобрать понятные слова ire всегда удается. Пример: Путь путь путеле Суть суть сутеле

Следует отмегить, что в качестве считалок нередко используются и отрывки некоторых детских песен. В ходе превращения дегских песен в считалки смысл слов часто искажается. Это объясняется, по-видимому, тем, что в считалках главное - ритм, затем рифма, а содержание и смысл слов на последнем месте. В считалках слова для детей имеют не смысловое, а по преимуществу только звуковое значение, дети считают по звукам - по неопределенным и определенным словам и по частям.

Немало песен, сопровождаемых притоптыванием, плясками или постепенно переходящих к пляске. Такие песни, сопровождаемые танцевальными движениями и плясками, пользуются любовью и вниманием детей всех народов.

У чувашей очень много интересных шуточных песен, которые наряду с показом действия характеризуют качество предмета и явления. Действия эти смешны, поведение людей, ход событий вызывают иронию.

Народная педагогика эмпирическим путем приходила к выявлению воспитательно-образовательных функций песен. Воспитатели из народа интуитивно понимали педагогическую ценность тех или иных музыкально-поэтических произведений, и сознательно не ставя конкретных целей, стихийно культивировали наиболее эффективные творения народного ума или самой детской среды.

Основными методами нравственного воспитания в народной педагогике являлись разъяснения и убеждения. Средств убеждения много: пословицы и поговорки, рассказы, сказки, легенды, предания.

Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками, связывая их друг с друтом, составляя нечто логичное целое. «Мана ним те кирлё мар вал теген. Емёр сакки сарлака, ёмёр тармёнче катак пурга та кирлё пуле тессё» - «Ты поссорился со своим товарищем и говоришь, что он тебе ни для чего не нужен. Скамья жизни широка, в жизни, говорят, топор с отбитым краем понадобится». Здесь в качестве этического вывода выступают две друг с другом взаимосвязанные поговорки. Умелое комбинирование в беседах с детьми пословиц и поговорок по значению и смыслу превращает их в своеобразный моральный кодекс. Опытные педагоги так и делали, они подбирали наиболее ценные по содержанию пословицы и поговорки, и вольно или невольно превращали их в правила благопристойного поведения молодежи в обществе.

В часы досуга или за работой, не требующей больших физических усилий, чаше всего в осеннее и зимнее время в чувашском быту принято было не только петь песни, рассказывать сказки, но и загадывать загадки и отгадывать их. Это занятие требовало известного напряжения ума и находчивости. Существовало даже шуточное наказание: не сумевших отгадать ту или иную загадку «продавали» - парню или мальчик}’ сулили в жены дряхлую старуху, девушке или девочке прочили в мужья дряхлого старика.

В народе загадка продолжает оставаться не только как средство воспитания. Воспитательно-образовательная роль загадки сделала ее средством не только домашней и школьной педагогики.

Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит дошкольников «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления.

Загадки умны, высокопоэтичны, несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании дошкольников далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых разных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Развитие памяти и мышления, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится к этому. Загадки обогащают детский ум такими знаниями, которые содействуют формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащается не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т. д., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенью в развитии его мышления.

Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность дошкольников, прививает вкус к умственной работе.

Сказки являются важным воспитательным средством дошкольников, в течение столетий выработанный народом и проверенный им.

Жизнь, народная система воспитания доказали педагогическую ценность сказок, их роль в формировании детей.

Сказка имеет и познавательное значение, и образовательное значение. Именно мастерское сочетание в сказке воспитательного и познавательного и сделало их весьма эффективными педагогическими средствами.

Многие народные сказки внушают ребенку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительно! о героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок является той их особенностью, которая особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

ЧУВАШСКИЙ ФОЛЬКЛОР: КУЛЬТУРНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

АСПЕКТЫ

Петрейкина Ирина, СОШ № 1 г. Шумерля, 8 класс

Тетеревова Екатерина, СОШ № 1 г. Шумерля, 8 класс

Научный руководитель:
Васильева Надежда Сергеевна, учитель чувашского языка и литературы СОШ № 1 г. Шумерля

Президент Чувашии Н. В. Федоров в своем Послании Государственному совету Чувашской Республики на 2010 годотметил: « Рубежи времени и круглые даты имеют скорее символическое, чем практическое значение. Ноони дают нам повод осмыслить прошлое. Оценить настоящее. Сделать выводы. Подумать о будущем».

Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности. [Некрасова М.А., 1983 год: стр.5]

Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов.

Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.

Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования: отсутствие в должном объеме возможностей развития музыкальных способностей в образовательном процессе. Дети поют в детском саду, а в начальной школе им также хочется петь, так как желание петь заложено в них генетически, следовательно, первыепесни материнские, народные.

На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора чувашского народа указывали в своих трудах известный ученый-педагог, академик Г.Н. Волков, музыковеды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие историки и исследователи прошлых лет (С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П. Павлов). Историко-педагогические аспекты включения чувашского фольклора в учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д. Кудакова, Л.В.Кузнецовой, Т.Н. Петровой.

Цель нашего исследования: доказать значимость в образовательном процессе изучения чувашского музыкально-поэтического фольклора.

Объект исследования – народное искусство в образовательном процессе.

В соответствии с целью и объектом исследования нами были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть чувашский музыкальный фольклор в общекультурном аспекте;

Выявить влияние чувашского фольклора на развитие высокохудожественных способностей у учащихся;

Определить основные направления использования чувашского музыкально-поэтического фольклора в образовательном процессе.

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

Анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

Анализ передового педагогического опыта;

Беседа;

Анкетирование.

Практическая значимость работы видна в применении данных исследований в программах учебной и воспитательной деятельности школы.

В ходе работы мы познакомились с большим количеством психолого-педагогической, искусствоведческой литературы.

Рассмотрев труды педагогов-исследователей, мы увидели, что они все считают фольклор самым эффективным средствомпривития детям любви к прекрасному.

Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк» (folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа. [Родионов В.Г., 1982 год: стр.6]

Мы часто поражаемся, как при лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться жизни: пел веселые песни, плясал, ткал яркие узоры, украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками. Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.

Чувашская народная музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения, национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни.

Песня является одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения. Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является бесценным средством этнопедагогики.

Песни создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей частью нам не известны. Они записывались, и передавались из поколения в поколение, иногда на протяжении целых столетий. «Предки передали ее», «От дедов пришла она» - говорят чуваши о песне.

Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…"

На педагогические стороны народной музыки обращал внимание В.А.Сухомлинский, когда писал: «У чувашей есть много народных песен, заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения, особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны, это - память о добре и доброте, с другой - поддержание родительского авторитета». [Петрова Т.Н., 2000 год: стр.77]

Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным чувашским народом по сей день.

Мы выявили влияние чувашского фольклора на развитие художественных способностей у учащихся. Дети уже в раннем возрасте способны эстетически воспринимать прекрасное в природе; играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр – сказки. В сказках дети слышали пословицы и поговорки, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми, но могли исполняться и отдельно.

Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. [Волков Г.Н., 1958 год: стр. 11]

У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Ее характерная особенность – в тесной связи эстетического воспитания с трудовым. Эстетика, создаваемая в труде, была одним из важнейших средств развития личности.

Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр - сказки.

Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. У многих сказочных персонажей есть постоянные эпитеты: пěр пичě хěвел, тепěр пичě - уйăх, тилě-тус, y п a -утаман, кикирик-автан, çил-урхамах, хура ěне - çěлен хÿре и др. Подобные эпитеты способствуют раскрытию эстетических образов героев сказок.

Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками.

Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим: «Ватта курсан, çěлěке хыв» , «Ват çынна хирěç ан калаç».

Друг, товарищ должен быть честным, хорошим человеком. Поэтому молодежи даются советы:

«Усал хыççăн ан кай» или «Усалăн йěрне ан пус, теççě» «Усалтан тар, ырă патне пыр».

Эстетическое восприятие сказок, загадок и пословиц, их выразительных средств, яркость языка рассказчика обогащает словарный состав воспитуемых, делает их язык выразительным.

Издавна славится чувашский народ своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодичные песни чуваш обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.

Использование чувашского музыкального фольклора как педагогическая проблема является необходимой частью общего педагогического процесса в школе: изучение национальной музыкальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитание на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства, за национальную культуру. Школа, как образовательное учреждение, выпуская из своих стен в жизнь человека, знающего и умеющего ценить культуру и искусство своего народа, на деле является образным полем искусства.

Искусство совершенствует и развивает чувство людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но осознает и утверждает себя как личность, ибо искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Все виды искусства (музыка, живопись, слово, прикладное искусство и др.) способны воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека.

Мы провели ряд мероприятий, в частности и беседу с учащимися среднего звена о чувашском фольклоре. Ученики давали определение слову фольклор, рассказывали об основных жанрах фольклора, вспоминали, изученные на уроках чувашского языка сказки, пословицы, поговорки и т.д.

В ходе беседы выяснилось, что учащиеся интересуются и желают больше узнать о чувашском устном народном творчестве.

Исследование также подразумевало анкетирование среди учащихся 6–7 классов, в котором участвовало 128 человек. Им был задан вопрос: какие формы изучения чувашского языка наиболее интересны и удобны для восприятия? Было дано три варианта ответов: а) презентация; б) фольклор; в) тексты. 10% опрошенных выбрали текст, 25% - презентацию, 65% учащихся выбрали фольклор. Из этого следует, что чувашский фольклор является приемлемым средствомв изучении языка.

Проведенное исследование позволило прийти к следующему выводу: в фольклоре запечатлены этапы развития истории народа, ее культуры, духовного и национального самосознания. Он составляет неразрывную часть истории народа, его жизни.
Чувашский фольклорный материал является значимым средством для формирования уважения и приобщения к родной чувашской культуре, к народному искусству; понимания взаимосвязи культур разных народов через знание исторического прошлого чувашского народа.

Новые образовательные стандарты нового поколения одной из главных целей подразумевают воспитательный характер в образовательной деятельности школы. «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы».

Мы предлагаем ввести фольклорный курс в школьную программу. Данный курс будет иметь огромное значение в сохранении традиций и любви к своей малой Родине.

Кроме фольклорного курса можно применить в школе такие формы работы:
1) в целях интеграции включить элементы фольклора на уроках чувашского языка,ИЗО, музыки, истории, литературы, что важно учесть при составлении учебныхпрограмм;

2) проведение школьных мероприятий с привлечением родительской

общественности, в частности, бабушек и дедушек, для сохранения народных и семейных традиций в качестве воспитательной и познавательной деятельности;

3) привлечь структуры дополнительного образования. Например: театральную

студию к выбору содержания репертуара на основе чувашского фольклора.

Литература.

1. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. – Чебоксары, 1965.

2. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары, 1958.

3. Некрасова М.А. Народное искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.

4. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. – М.: Прометей, 2000.

5. Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров. Сборник статей. - Чебоксары, 1982. - с .54-105.

6. Энциклопедический словарь юного музыканта. Для среднего и старшего школьного возраста /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика 1985.

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры, известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Среди обрядовых песен очень многие связаны со свадебным циклом. Здесь и «плач невесты», полный воспевания девичества и ужаса перед тяжелой подневольной долей замужней женщины, песни подруг невесты и дружков жениха, а также представителей старшего поколения с пожеланиями новой семье всевозможных благ.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Незадолго до революции 1905--1907 гг. чувашская литература вышла из стадии рукописной и начала распространяться гораздо шире. В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), в которой печатались и художественные произведения. Она издавалась в течение 1906 и 1907 гг. Несмотря на реакцию, наступившую после революционного подъема, число чувашских писателей возрастало.

Наиболее крупным из них был К. В. Иванов (1880--1915 гг.)--поэт, публицист, сатирик, переводчик. Писал он на родном языке и много сделал для его обогащения. Среди его произведений особенную известность получила поэма «Нарспи» с драматическим сюжетом из народной жизни. Писателями-сатириками, раскрывавшими социальные противоречия в чувашском обществе, были М. Ф. Акимов, Т. С. Семенов-Таер, Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Федоров, написавший прекрасную поэму «Ардури» («Леший»), полную картин социальной несправедливости и безотрадной жизни бедноты.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Литература на родном языке, тесно связанная с практической жизнью народа, значительно содействовала повышению культурного уровня трудовых масс, их воспитанию в духе интернационализма. Среди прозаических произведений последних лет заметно выделяются романы из быта чувашей: «Деревня в ветлах» К. Турхана, «Близ Акрамова» Ф. Уяра, «Тридцатые годы» С. Аслана, повести «На Буинском тракте» А. Талвира, «Буйные ветры» М. Ухсая и др. Из поэзии наиболее популярны поэмы «Перевал» и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, книги стихов «Песнь сердца», «Поют дубравы» и другие П. Хузангая и немало стихов молодых поэтов.

Произведения драматургов А. Калгана «Волна Октября», А. Эсхеля «Три свадьбы», В. Алагера, Н. Терентьева и других с успехом идут на сценах театров Чувашской АССР. Среди детских и юношеских книг наиболее популярны произведения Л. Агакова, В. Давыдова, Н. Евстафьева.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.

Устное народное творчество:

  • · Предания
  • · Легенды
  • · Сказки
  • · Мифы
  • · Песни
  • · Загадки

В чувашском устно-поэтическом творчестве представлены почти все жанровые виды и формы, за исключением, видимо, эпических произведений. Богат сказочный фольклор (юмах, халап), который подразделяется на три основные группы: волшебные или героические, бытовые сказки и сказки о животных. Волшебные сказки в основе имеют художественный вымысел, отличаются обильной фантазией, их главный идейный мотив - борьба со злом за правду, за счастье народа. В сказках о животных в аллегорической форме отображена жизнь людей и их взаимоотношения, а в бытовых - осмеиваются общие человеческие недостатки и пороки. И тем, и другим присуща общая для них сатирическая и юмористическая направленность.

Чувашские пословицы (ваттисен самахесем) и поговорки (каларашсем), составляющие другой жанр устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений.

Чрезвычайно богато представлен у чувашей песенный фольклор (юра). Бытовали трудовые, обрядовые, свадебные, поминальные, рекрутские, застольные, лирические, а также исторические песни. Среди молодежи широко распространенными были любовные, посиделочные, хороводные, игровые и шуточные песни и баллады. Важное место в песенном жанре принадлежит частушкам (такмак).

Вокальная музыка была в основном одноголосой. Дуэтное пение, а также двухголосие и многоголосие получили распространение в контактных зонах -под влиянием русских, мордвы, украинцев и др. По многочисленным исследованиям специалистов, в Приуралье сохранилось множество архаичных музыкально - фольклорных явлений, которые давно уже исчезли в остальных регионах, в том числе в Чувашии. Например, здесь достаточно устойчиво бытуют такие обрядовые комплексы, как вайа, уяв, нартукан, и т.д. К архаическим явлениям, законсервировавшимся в фольклоре приуральских чувашей, следует отнести также часто повторяющиеся в обрядовых песнях (свадебных, поминальных, святочных и др.) ярко выраженные дохристианские (языческие) сюжетные мотивы. Неотъемлемой частью народного творчества являются танцы (таша). Мелодии женских танцев были умеренными, мужских - быстрыми и оживленными. Движения девушек (женщин) в танце обычно плавные, мягкие и очень выразительные. Мужской же танец по сравнению с женским резко контрастен -отличается удалью и задором, темпераментностью и быстротой движений.

Исполнение большинства песен и танцев у чувашей сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Традиционными из них являлись волынка- пузырь (шапар), гусли (кесле), скрипка (сёрме купас), дуда (шахлич), барабан (параппан) и др.Однако при этом следует иметь в виду, что барабан как музыкальный инстумент применялся в основном среди верховых чувашей. Разновидностью волынки-пузыря являлась зурна - сарнай, которая обычно изготовлялась из цельной шкуры животных - козы или жеребенка - и отличалась богатством звучания. Со второй половины XIX века чувашам стали известны также русская балалайка (тамра), гармонь (хут купас), а еще позже - гитара, мандолина, баян и другие музыкальные инструменты. Примечательно, что традиция игры на волынке-пузыре (шапар) среди приуральских чувашей держалась довольно долго - вплоть до 50-60-х годов XX в., тогда как остальные инструменты рано вышли из бытования и сохранились в основном в воспоминаниях сторожилов. В настоящее время чувашские народные инструменты используются в основном фольклорными коллективами и профессиональными артистами.

Чуваши в Башкортостане
Нынешнее национальное общественное движение чувашей Башкортостана начало формироваться в середине 80-х годов. Этому способствовали демократизация общественной жизни, рост национально-культурных обществ в городе. В скором времени Общество обрело функции республиканского центра чувашской диаспоры - органа, координирующего и направляющего усилия по удовлетворению неотложных национально-культурных потребностей чувашского населения РБ в области языка, образования, печати, искусства и т.д. Филиалы и отделения Общества имеются во многих городах и районах республики, в которых компактно проживают чуваши.

О национальном возрождении чувашской диаспоры в Башкортостане свидетельствуют многие факты. Благодаря деятельности Общества чувашской культуры и при поддержке Верховного Совета РБ с 1989 г. в городе Белебее начато издание республиканской газеты на чувашском языке "Урал сасси" ("Голос Урала") . Газеты на чувашском языке способом дубляжа издаются в Аургазинском и Бижбулякском районах. В Башкортостане успешно работает республиканское литературное объединение "Шуратал" ("Агидель"). Ныне оно объединяет около 50 человек, увлеченных творчеством. Их произведения периодически публикуются в газете "Урал сасси", газетах и журналах Чувашии.

С 1994/1995 учебного года началось становление чувашского отделения при филологическом факультете Стерлитамакского государственного педагогического института, которое будет готовить преподавателей чувашского и русского языков для чувашских школ Башкортостана. В подготовке кадров для начальных школ и дошкольных учреждений большую работу проводят педагогические училища в Белебее и Стерлитамаке.

С января 1993 г. в г. Уфе начала работать чувашская народная (воскресная) школа им. П.М. Миронова, а с 1996 г. - воскресная школа в г. Стерлитамаке.

В 1997 г. сеть образовательных учреждений с углубленным изучением языка, истории и культуры чувашского народа пополнилась чувашской гимназией, которая открылась в г. Белебее.

С февраля 1993 г. начал свою деятельность Союз чувашской молодежи РБ. Союз ставит своей задачей комплексное решение вопросов консолидации и общественно-политического воспитания молодежи, обеспечения правовой и социальной защиты, организации республиканских молодежных мероприятий.

Событием огромной важности, имеющим значение для национально-культурного развития чувашей Башкортостана, можно считать приезд в республику в марте 1994 г. правительственной делегации Чувашской Республики. Итогом этого визита стал Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 24 марта 1994 г. президентами двух братских республик М.Г. Рахимовым и Н.В. Федоровым. Государственной заботой и пониманием проблем чувашской диаспоры проникнуты два правительственных документа, которые приняты в 1995 г. - это Указ Президента РБ и Постановление Кабинета Министров РБ о мерах по социально-культурному развитию д. Суук-Чишмы Кармаскалинского района.

Чуваши Башкортостана, их национально-культурные объединения и ассоциации активно участвуют в культурных и общественно-политических мероприятиях Башкортостана и Чувашской Республики.



Похожие статьи
 
Категории