Проблемный вопрос. Вопросы на парте у учащихся

27.02.2019

Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого

(В. В. Вересаев)

Писательница 60-х гг. 19 века Цебрикова в статье «Наши бабушки» упрекала Н. Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

«Сущность её жизни - любовь», - скажет Л.Н. Толстой

И.А. Гончаров

Идеал женщины

А.С. Пушкин

«Люди, как реки…» или «диалектика души»

  • Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)
  • Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)
  • Эпилог романа (т.4)

Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)

В чём прелесть героини и её обаяние?

Ей 13 лет…

Сцена ночи в Отрадном (т.2, ч.3, гл.2)

Отрывок «Князь Андрей, невесёлый…. - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»

Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном

имела несколько вариантов.

По одному из них уже здесь возникли

их чувства друг к другу. Почему Толстой отказывается впоследствии от этого?

Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев?

Близость к природе, к народу (Элен, А.П. Шерер, Жюли Карагина - в поле, в лесу?)

Эпизод «У дядюшки» (т.2, ч.4, гл.7)

«песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…»

Главное в человеке: единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым

Первый бал Наташи Ростовой (т.2, ч.3, гл.16-17)

Сцена охоты (т.2, ч.4, гл.3-6)

Что нового узнаем о Наташе, и в чём она остаётся той

Наташей, которую знали до этого?

Эпизод с Анатолем Курагиным (т.2, ч.5, гл.8-18)

Ей 17 лет…

Это «узел», по словам Толстого…

Отъезд из Москвы семьи Ростовых (т.3, ч.3, гл.12-17)

1) Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу

его распоряжения забирать раненых?

2) Толстой в этом эпизоде говорит о «восторженно – счастливом»

оживлении Наташи.

Почему именно это состояние она испытывает?

Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)

«Он слишком хорош для этого мира» - ?

Эпизод «После смерти князя Андрея» (т.4, ч.1, гл.15)

С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?

Что же возрождает Наташу к жизни?

«…Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни - любовь - ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»

Эпилог романа (т.4)

Чего добилась в жизни Наташа Ростова?

«Черты её лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души совсем не было видно... Очень редко зажигался теперь в ней прежний огонь»

«Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»

Л.Н. Толстой

Эпилог, ч.1, гл.10

«Я не жил прежде. Теперь только я живу»

(князь Андрей)

«У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»

«Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка»

«Все любовались ею…»

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, подготовить учащихся к сочинению.

Оборудование: ОСК; фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена «Лунная соната», статья Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»; статья Цебриковой – Николаевой «Наши бабушки».

Оформление: на доске число, тема. Портрет Л.Н.Толстого. Портреты девушек: Ильинская, Ларина и т.д. в центре Наташа Ростова и цитаты «Я не жил прежде. Теперь только я живу» (Андрей Болконский). «Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка». « Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать» (Пьер Безухов)

ОСК на экране – схема.

На экране лексическое значение слов:

Синтез - единство (метод единства - единое целое)

Эмансипация – освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков; отмена ограничений. Уравнивание в правах.

«Диалектика души» - (искусство) вести спор, беседу.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Среди них - и такие:

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб,
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

На экране высвечивается портрет Л.Н.Толстого

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Л.Н. Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, - «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей. И прошлых лет, и будущих»

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

На экране высвечивается портрет Н.Ростовой

Цель нашего урока: мы должны провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Наташе Ростовой, чтобы этот материал поможет вам при написании заключительного этапа работы – сочинения.

На экране высвечивается лексическое значение слова «СИНТЕЗ»

(Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «СИНТЕЗ»)

Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

А талантливая писательница 60-х готов XIX века Цебрикова - Николаева в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

На экране высвечивается лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»

(Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»)

Как вы понимаете слово проблема?

Ответ учеников: Это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Учитель: Итак, начинаем с беседы по вопросам. Давайте вспомним, с какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX века?

Ответ учеников: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская и т.д.

Учитель: Обратите внимание на доску, здесь помещены портреты тех девушек, которые были идеалами у Пушкина, Тургенева, Гончарова, Чернышевского.

А каков идеал женщин у этих писателей? Как они представляли роль в обществе?

Ответ учеников: Идеал Тургенева, Чернышевского, даже Гончарова – свободная женщина, которая умеет любить и сама любит, стремится стать соратницей своего мужа. Именно она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу, распорядиться собою наилучшим для пользы общества образом. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели. Она романтична. Для женщин писателей Тургенева и Чернышевского характерна напряженная жизнь духа, неуспокоенность сердца.

Учитель: А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

Ответ учеников: Наташа – идеал писателя.

Учитель: Почему? Почему Л.Н.Толстой больше всех героинь любил Наташу?

Чтобы правильно разобраться в этом, чтобы раскрыть образ Наташи, мы должны остановиться на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».(Мы о диалектике говорили на предыдущих уроках).

На экране высвечивается лексическое значение слова «Диалектика души»

«Диалектика души» - это:

Диалектика – искусство вести беседу, спор.

1. Метод познания действительности в её противоречивости, целостности и развитии.

2. Процесс развития чего-либо во всем многообразии её форм.

Вопрос к иллюстрации, которая находится у каждого учащегося на парте

Учитель: Скажите, удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель?

Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи у художника Шмаринова?

Ответ учеников:

Художник Шмаринов стремился показать внутренний огонь, особую духовную переполненность. Он изобразил то, что чувствовал сам Толстой. В его Наташе какая-то своя, никому не ведомая жизнь. Но свет этой внутренней жизни распространяется и на других: Соню, Бориса и остальных детей, изображенных художником Шмариновым.

На экране – тринадцатилетняя Наташа. Первый бал Наташи.

Тихо звучит вальс Наташи из оперы С.Прокофьева «Война и мир». На фоне музыки ученик читает эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III .)

Постепенно звуки вальса нарастают и обрываются.

Учитель: Итак, впервые мы встречаемся с Наташей - тринадцатилетней девчонкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Прочтите описание её поведения, портретную характеристику, внимательно посмотрите на иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых» и ответьте на вопрос: «В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?» Посмотрите, красива ли Наташа?

Ответ учеников: Внешне - нет! Л.Н.Толстой много раз это подчёркивает. Но обаяние её – в простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всем участвовать. Именно такой предстаёт перед нами Наташа при первой встрече с нею.

Учитель: А вторая встреча?

Ответ учеников: Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное – имение Ростовых. Он переживает тяжёлый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Но вдруг случается нечто. Мир словно пробуждает его ото сна. Эта встреча князя Андрея с Наташей говорит о неистребимой жажде жизни героини, которая влияла на людей, находящихся рядом с нею.

Работа с текстом:

(т. II, ч. III, гл. II.) и прокомментировать этот отрывок.

Ответ учеников: Встретив впервые Наташу, он удивлён, встревожен: «чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как берёзка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живёт и любит жизнь. Болконский был искренне убеждён: «ему начитать ничего не надо, он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Наташа помогает Андрею по-новому взглянуть на мир.

Учитель: Да! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она (ночь) обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

Давайте зачитаем отрывок «Ночь в Отрадном» (т.II, ч.III, гл.2) и послушаем «Лунную сонату».

Дети читают отрывок; звучит музыка «Лунная соната»

Учитель на фоне музыки:

Мы с вами сочувствуем князю Андрею, который огорчен, что этой девочке «нет дела до его присутствия», а умение Наташи видеть и чувствовать красоту окружающего мира помогает нам заглянуть в себя, в сокровенные уголки своей души.

Учитель: Л.Н. Толстой заметил, что люди, как реки…

Как вы понимаете эти слова? Почему как реки? Скорее всего, для Л.Н.Толстого река – это жизнь, которая течёт, меняется. Можем ли мы это определение отнести к Наташе и Андрею?

Чтение эпизода « У дядюшки»

Учитель: Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев? Заметили ли вы, что они близки к народу, к природе? Считаете ли вы, что без эпизода « У дядюшки» нельзя представить себе сущность главной героини.

Задание учащимся:

Проанализировать сцену «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7) и объяснить слова Наташи о счастье пребывания у дядюшки?

На экране сцена пляски

Проанализировать сценупляски (т.II, ч. IV, гл.6) и проследить, как проявляется характер Наташи в ее танце?

Учитель: В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя:

«В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».

«Сущность её жизни – любовь!» – пишет Л.Н. Толстой. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

Вспомните первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймёт тебя.

В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

Звучит вальс Прокофьева

На фоне музыки читается эпизод первого выхода в свет героини (т. II, ч. II, гл. 16-17)

Первый бал героини стал началом любви её князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи. Так что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Ответ учеников:

Его отец поставил жёсткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Учитель: Зрелый человек не ослушался отца или не захотел? Почему он не смог не согласиться с условием отца?

Ответ учеников: Мог, если бы был уверен в Наташе, если бы больше понимал Наташу. Чувства девушки его мало интересовали. Он не понимает, что в любви нельзя думать только о себе.

Ученик и ученица читают стихотворение

Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»

На экране эпизод «В театре» . Работа с текстом. Задание учащимся:

Проанализировать эпизод «В театре» (т.II, ч. V, гл.9-10) и ответить на вопрос:

1. Почему Наташа воспринимает оперу так, словно первый раз ее слушает?

Ответ учеников: После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла.

Учитель: В описании театрального представления Л.Н.Толстой использует особый прием отстранения – описывает знакомое явление как впервые увиденное и поэтому воспринимаемое героиней необычно, странно. Постепенно Наташа оказывается во власти того мира, который был ей так чужд, и в котором она оказалась. И опять, под влиянием Элен, то, что представлялось страшным, показалось простым и естественным. «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя» (конец 9 главы). В этом состоянии она и увлеклась Анатолем Курагиным и отказала своему жениху.

Вопросы: 1.Как вы думаете, почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?

2.Что привлекло Наташу в Анатоле?

3. Как Наташа воспринимает Анатоля?

Ответ учеников: Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой львицы, Наташа невольно поддаётся ее воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и обязательно женится на ней.

Учитель: Сейчас мы должны понять или осудить Наташу. Как вы расцениваете поступок Наташи?

Ответ учеников: Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолием произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой, и это ещё одно доказательство того, что перед нами живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой – гениальный художник слова, таковы его герои, которых он ведёт по реке жизни.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту. Поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах.

И героиня пишет записку княгине Марье, в которой пишет, то не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее её чувство, она не сможет никогда. Такова её сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и смешным силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.

Видеофильм

(эпизоды: « У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея»)

Учитель: Что мы видим на экране?

Ответ учеников: Страдания, одиночество. Милосердие было присуще русской женщине, теряющей на войне родных и близких.

Вопросы: 1. Что значила эта встреча для Наташи?

2. Что же возрождает Наташу к жизни?

Ответ учеников: Наташа знала, что свидание будет мучительно, и тем не менее она была убеждена, что оно (свидание) было необходимо. Именно любовь возрождает ее к жизни. На семью Ростовых обрушилось горе в тот момент, когда Наташа было одинока, когда страдала. Погиб брат Петя, ещё совсем мальчик. И, поддерживая мать, Наташа поняла, что сущность её жизни – любовь, что она ещё жива в ней, так как автор показывает любовь Наташи к матери. Гибель брата, как ни странно, вызвало Наташу к жизни. Наташа хочет быть рядом с людьми. Наташа – это настоящая русская душа, она старается быть полезной людям, она умеет сопереживать.

Учитель: Давайте докажем, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

Ответ учеников: К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им даёт именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните её пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поёт народ». Эта девушка умела понять всё, что было во всяком русском человеке.

Ответ учеников: Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи появляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, её слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким она лицом вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым. Нелегко решиться на это её родителям. На подводах необходимо было вывести хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но поступить граф Ростов иначе не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.

Учитель: Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди. «Люди, как реки…». Они близки к народу, к природе. Наташа Ростова проста, добра, естественна, музыка и пение – её символы, она сливалась с природой.

Но мы ни разу не увидели ни Элен, ни Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их не касается понятие «люди, как реки…» Этим они абсолютно противоположны главной героине.

Видеофильм

(эпизод: «Наташа требует отдать подводы раненым»)

Учитель: Что ж, мы с вами подошли к эпилогу романа.

Расскажите, как показана Наташа в эпилоге? К чему пришла? Чего добилась в жизни?

И именно сейчас мы сможем ответить на проблемный вопрос: кто же прав: те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н. Толстой?

Ответ учеников:

Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, появление их более сдержанными. Женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.

Л.Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего!

Ответ учеников: А её отношение к мужу? Он для неё – самый честный, самый справедливый, самый лучший. Она пойдёт за ним даже в Сибирь, на каторгу.

Учитель: Согласны ли вы с Толстым в трактовке этого образа, который был его идеалом?

Ответ учеников: Не совсем, но Наташа Ростова учит нас делать добро, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, матерью, просто жить и я, думаю, это здорово.

Опорная СХЕМА - КОНСПЕКТ «Наташа Ростова»

(прим. со схемой-конспектом вы можете ознакомиться во вложении к данной авторской работе)

Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим опорную схему и попробуем её прокомментировать.

В центре – сама Наташа, она как родник чистой воды в болоте – всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу:

Кого – сразу?

Берга, который о Наташе сказал: « У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»

Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречён…

Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё.

Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки – и не смог.

Брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь;

Княжне Марье она приятна, позже их свяжет крепкая дружба.

Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому их орбита стрелки, обозначающей её, предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми.

Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и Наташе окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Правда, путь её с Андреем не такой уж длинный, поэтому изгиб стрелки короче, по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Вопрос:

Скажите, зачем нам нужна эта схема?

Ответ учеников:

Увидеть, что с Наташей рядом хорошо тем, кто ценит её искренность, душевную открытость, что Наташа своей любовью помогает людям.

Проверочная работа

Учитель: Посмотрите внимательно на вопросы, которые находятся у вас на парте. Вам даны основные черты образа Наташа в романе. Какие из них наибольшей степени отвечают нашим впечатлениям и почему?

Вопросы на парте у учащихся:

1. «Наташе, как почти всем Ростовым свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость…»

2. «Сущность ее жизни – любовь. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей».

3. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия и горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр и мудр».

Видеофильм. Эпизод эпилога романа: «Пьер в детской»

Один учащийся кратко пересказывает эпилог романа

Учитель: Вот мы и подошли к решению вопроса, который мы с вами озвучили в начале урока. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

И кто же прав, Цебрикова – Николаева, упрекавшая Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н.Толстой?

Ответ учеников были различны: кто-то осуждал Наташу, кто-то восхищался главной героиней, кто-то уверенно заявлял, что в конце романа Наташа предстает перед нами женщиной, которая безразлична к проблеме женской эмансипации. И хотя мы не во всем, может быть, согласны с автором романа Л.Н.Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать, что многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой, ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью.

Домашнее задание

Показать, как князь Андрей и Пьер становятся полноправными героями народной эпопеи. Почему Л.Н.Толстой выделяет двух главных героев, а не одного.

Оценки за урок

Список литературы:

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

краткое содержание других презентаций

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Победа под Бородином. Бородинское сражение. Сопоставительный анализ. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бегство Наполеона. Взгляд писателя. Бородинское сражение в истории. Панорама народного сражения. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии.

«Кутузов в «Войне и мире»» - Черты характера. Количество пушек. Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проницательный ум. Война и мир. Кутузов. Кутузов был гениальным полководцем. Гениальный полководец. Наполеон Бонапарт. Толстой о смерти Кутузова. Александр I. Князь Андрей.

«Мир Наташи Ростовой» - Любимая героиня Л.Н.Толстого. Русский характер Наташи Ростовой. Женские образы романа. Падения и взлёты Наташи Ростовой. Поиски автором портрета героини. Аналитическая беседа. Образ Наташи в эпилоге. Ночь в Отрадном. Встреча с Наташей. Наташа Ростова. Творческое предварительное задание. Наташа и раненый князь Андрей. Наташа и Элен. Мужчины в жизни Наташи. Чтение эпизода «У дядюшки». Выводы по образу героини.

«Патриотизм в «Войне и мире»» - Платон Каратаев. "Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Что такое патриотизм по мнению писателя. Крепостничество. Лжепатриотизм. Мысль народная. Истинная мудрость. Что такое патриотизм. Величие и простота жизни. Лев Николаевич Толстой. Партизанские отряды. Философия Толстого о народе. Люди из народа.

«Семья Болконских» - Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Андрей Болконский. В армии князя Андрея настигает разочарование. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николенька. Болконские – люди чрезвычайно деятельные.

«Шенграбенское сражение» - Сцепление эпизодов. Создан ли Ростов для сражений. Известие о войне. Важная в стратегическом отношении победа. Николай Ростов. Первая картина войны. Слова Тушина. Обратимся к тексту. Зрелая осознанность. Русские победили при Шенграбене. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Война. Тушин. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин. Ход событий. Что думают о войне 1805 герои романа. Жерков. Итоги смотра.

Тема: «Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского»

Г. Москва 2011г.

Болконский – один из самых значимых и неразгаданных до конца персонажей романа-эпопеи «Война и мир». Он относится к числу вымышленных героев, что позволяет автору вкладывать в него свои размышления о мире, делать его глубоким, разносторонним, противоречивым человеком, содержащим в себе самые противоположные и загадочные качества, не обязывая себя перед историей. В то же время князь Андрей не оторван от реального мира и исторических событий своей эпохи, он живёт в реальной России того времени, служит реальному императору Александру и даже участвует в реальных сражениях: Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском. Эта связь вымышленного персонажа с настоящей жизнью и историей, свои неповторимые и однозначные взгляды на которую непрерывно доносит до читателя, позволяет глубоко погрузиться в понимание и непонимание мира автором, людьми того времени и самому задуматься о неразрешимых загадках вечного и преходящего.

Андрей Болконский, кроме того, относится к ищущим смысл жизни героям. Подобно Пьеру Безухову и Наташе Ростовой, он постоянно находится в поисках самого себя и истины, совершает ошибки, внутреннее развивается. О князе Андрее нельзя сказать, что он готов бескорыстно любить окружающих его людей, что открыт миру и живёт состраданием, самопожертвованием, как княжна Марья и Платон Каратаев. О нём нельзя сказать и того, что слава, положение в обществе и личная выгода стали для него целью жизни навсегда, как у Берга или Бориса Друбецкого. Андрей Болконский удивительно радикально меняется на протяжении романа. Князь Андрей сталкивается с двумя самыми противоречивыми сторонами бытия , подобными войне и миру, – жизнью и смертью. Ничья жизнь не была так наполнена поисками, ничья смерть не вызвала столь разных реакций.

Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять взгляды. События, такие как смерть жены, рождение сына, война, сражения при Шенграбене, Аустерлице и Бородине, любовь к Наташе, разговоры с Пьером и даже «встреча» со старым дубом сильно влияют на него. Князь Андрей совсем иначе рассуждал о жизни и смерти в начале романа, до того как ему пришлось впервые по-настоящему бороться за жизнь после ранения при Аустерлице. До этого ранения целью его жизни была слава, его лицо было испорчено гримасой, его взгляд был усталым и скучающим, окружающие его люди были ему неинтересны: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Мысли Андрея Болконского в этот период, отражающие его внутреннее состояние, пугают: «Никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена,- самые дорогие мне люди,- но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...». Но, наблюдая за происходящим на поле боя, он видит, что истинные герои, как Тушин, за которого вступается князь Андрей, не находят признания; незаслуженная слава достаётся хитрым, пронырливым людям, таким как Жерков и Берг. Получив ранение в голову, он смотрит на небо и в этот момент осознаёт что-то вечное, значимое, после чего понимает ничтожность своего прошлого кумира и всего остального, земного по сравнению с этим небом: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». В этот момент жизнь и смерть кажутся ему одинаково ничтожными: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

Князь Андрей считал, что, ища славы, он жил для других и этим погубил свою жизнь. Но так ли это?

Андрей Болконский не верит в бога, ему смешна вера его сестры и навещающие её странницы. Но он согласен с тем, что добродетель имеет смысл только в случае существования бога и вечной жизни. После разговора с Пьером на пароме он впервые после Аустерлицкого сражения видит небо. После он встречает Наташу и, наконец, видит дуб в сочной тёмной зелени. С этого момента Андрей Болконский вновь готов жить и искать смысл жизни. Теперь он верит в возможность повлиять на будущее, увлекается деятельностью Сперанского. Но и это ненадолго.

Кульминационная во всех смыслах - война 1812 года - положила начало концу жизни князя Андрея. Теперь война не способ добиться славы, теперь он говорит о войне: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». Теперь смерть подобралась к князю Андрею совсем близко, он видит её сразу, глядя на осколок гранаты: «Неужели это смерть?... Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь». Теперь наступает реальная борьба жизни и смерти, а не рассуждения о них, теперь они уже не ничтожны. Князь Андрей понимает, что любит жизнь и хочет жить, понимает всё то, что пытался понять всё это время, слишком поздно осознаёт то, что не мог осознать долгие годы. И христианскую любовь к людям княжны Марьи, и прощение врага. С этого момента начинается длинная, непонятная, загадочная борьба в сознании Андрея Болконского. Но он с самого начала знал, что смерть одержит в ней победу.

Каждый по-своему воспринял смерть князя Андрея, что ещё раз по-особенному характеризует этого персонажа: Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг. Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего из души перед осознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Ничья смерть в романе не описывается с такой подробностью, глазами и мыслями окружающих людей, с таким глубоким изучением затуманенного сознания умирающего. В конце концов, после долгого утомительного поглощения князя Андрея смертью он переворачивает всё с ног на голову. После своего последнего сна князь Андрей понимает, что для него смерть – пробуждение от жизни. «Да это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!».

Внутренние монологи Андрея Болконского, его поступки, отношения с окружающими и его восприятие жизни и смерти во многом помогают понять восприятие автора романа. Его неоднозначная жизнь, противоречивые мысли, простой, но и загадочный, долгий путь к смерти - всё это отражение внутреннего мира множества людей, ищущих смысл жизни и ключ к разгадке тайн человеческого разума, такого, каким его видит.

Библиография:

http://**/default. asp? trID=295

http://slovo. ws/geroi/033.html












Включить эффекты

1 из 12

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" представляет собой набор изображений с главной героиней романа "Война и мир", Наташей Ростовой. Наташе по душе русские обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске.

  1. Дети Ростовых
  2. Встреча в Отрадном
  3. На охоте
  4. У дядюшки
  5. Пляска Наташи
  6. Увлечение Курагиным
  7. После смерти князя Андрея

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"

Наташи Ростовой

в романе Л.Толстого

"Война и мир"

Слайд 2

Дети Ростовых

Дети Ростовых

Слайд 3

Встреча в Отрадном

Встреча в Отрадном

Слайд 4

Ночь в Отрадном

Ночь в Отрадном

Слайд 5

На охоте

  • Слайд 6

    У дядюшки

    У дядюшки

    Слайд 7

    Пляска Наташи

    Пляска Наташи

    Слайд 8

    Первый взрослый бал Наташи

    Первый взрослый бал Наташи

    Слайд 9

    Увлечение Курагиным

    Увлечение Курагиным

    Слайд 10

    • Так это не правда, что он женат?
    • Нет, это правда.
  • Слайд 11

    У постели умирающего князя Андрея

    У постели умирающего князя Андрея

    Слайд 12

    После смерти князя Андрея

    После смерти князя Андрея

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Конспект урока литературы

    Цель урока :

    Оборудование:

    презентация;

    ОСК «Наташа Ростова»;

    иллюстрации;

    записи на доске:

    а) темы урока;

    б) эпиграфы:

    Люди, как реки…

    Л.Н.Толстой

    Л.Н.Толстой

    Л.Н.Толстой

    Ход урока

    Оргмомент

    Слово учителя.

    ».

    см. 2-ой эпиграф .

    ?

    Итак, первая встреча с Наташей.

    )

    13-летняя девочка -R )

    Красива ли она? ()

    2) Встреча в Отрадном (

    3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II )

    («Лунная соната» Бетховена )

    !

    *

    4) Эпизод «У дядюшки»

    5) Сцена пляски Наташи ()

    *

    *

    6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17

    *

    (Кадры из х/ф С.Бондарчука )

    ()

    !

    !!!

    ?

    ?

    !

    ! Она сама себя судит!!!

    События!!! Война 1812 года

    (Видеофрагмент )

    ?

    !

    * Патриотизм (1812 - подводы)

    пилог X гл. )

    Итог: ОСК «Наташа Ростова»

    Литература:

    Приложение

    Приложение

    »

    Конспект урока литературы

    Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Цель урока :

    углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению.

    Оборудование:

    презентация;

    фрагменты х/ф С.Бондарчука «Война и мир»;

    ОСК «Наташа Ростова»;

    иллюстрации;

    записи на доске:

    а) темы урока;

    б) эпиграфы:

    Люди, как реки…

    Л.Н.Толстой

    Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.

    Л.Н.Толстой

    Сущность её жизни [Наташи] - любовь.

    Л.Н.Толстой

    требования к положительным героям Л.Н.Толстого.

    Ход урока

    Оргмомент

    Слово учителя.

    Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих ».

    Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: см. 2-ой эпиграф .

    ? - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? (критерии оценки положительных героев (по Толстому)

    Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

    Итак, первая встреча с Наташей.

    1) Зачитайте портретную характеристику героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54 )

    В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? �(13-летняя девочка -R )

    Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься… )

    2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый… - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)

    Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.

    Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.

    3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II )

    («Лунная соната» Бетховена )

    Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

    ! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.

    * Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе.

    Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»

    4) Эпизод «У дядюшки»

    Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.

    5) Сцена пляски Наташи (рассказывает наизусть ученица )

    (В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)

    * Сущность её жизни – любовь. (Л.Н. Толстой)

    * Любовь определяет её жизненный путь тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда она становится женой и матерью.

    6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17 ) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.

    * Как хорошо, когда рядом оказывается человек, который поймет тебя.

    В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

    (Кадры из х/ф С.Бондарчука )

    Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

    Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

    (Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе )

    ! Но в любви нельзя думать только о себе!

    !!! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.

    ? - Почему Наташа увлеклась Курагиным?

    ? - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?

    ! Жить полно, любить, быть любимой… Перед нами живой человек!

    ! Она сама себя судит!!!

    События!!! Война 1812 года

    (Видеофрагмент )

    7) У постели умирающего князя Андрея

    ? - Что же возрождает Наташу к жизни?

    Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну.

    Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь.

    ! Проснулась любовь и проснулась жизнь.

    * Патриотизм (1812 - подводы)

    К чему пришла Наташа? Чего добилась? (эпилог X гл. )

    Наташ много пережила; Толстой показал её в прекрасный период её жизни, когда важнее любви для неё ничего нет.

    Пьер – тайное общество – Сенатская площадь – декабристка.

    Итог: ОСК «Наташа Ростова»

    Наташа – родник чистой воды в болоте – всё гнилое отталкивается к берегу.

    Литература:

    №3, 2007. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А.П.Чехова и Наташе Ростовой Л.Н.Толстого /Капустин Н.В., кандидат филологических наук, стр.9/

    Приложение

    Критерии для положительных героев (по Л.Толстому)

    1) Каждый положительный герой важен как частица народа;

    2) Живут больше сердцем, чем разумом;

    3) Патриоты, близость к природе;

    4) Жизнь развлечениями, разочарованиями, работой мысли, презрением к общественной лжи и фальши.

    Приложение

    В эпилоге романа «Война и мир» Н.Ростов говорит об отношении Наташи к Пьеру: «Ведь она его под башмаком держит, а чуть дело до рассуждений – у ней своих слов нет – она так его словами и говорит… »

    Нет сомнений, что такая зависимость женских «рассуждений» от мужских понимается Толстым как привлекательнейшее свойство женской натуры. Речь, правда, не о всех женщинах, но о тех, с кем связано толстовское представление об идеальной женской сути и, в первую очередь, живущих не умом, а сердцем, подобно Наташе, «не удостаивающейся быть умной».

    Скачать конспект

  • Похожие статьи
     
    Категории