Психология детей 10 11 лет советы учителям. "возрастные особенности детей и подростков"

20.04.2019

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б. Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие думающим". Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии – понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.

Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая. Наиболее серьезные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.

Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности. С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.


К сожалению, социальная ситуация в современной школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда занимает достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учебы.

К 4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиям в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ
НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ

Цель работы психолога и педагогов с учащимися, переходящими в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определении готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.

Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
  2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
  3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
  4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
  5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный. Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации.

Диагностический этап в работе психолога с учащимися имеет сложное содержание и начинается уже во время окончания ими начальной школы. Основной диагностической задачей является выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу. Одновременно следует обобщить полученные показатели по каждому классу в целом. Опыт показывает, что классы отличаются друг от друга предпочтением учебных дисциплин, особенностями мотивационной и степенью сформированности интеллектуальной сферы, в том числе по отдельным мыслительным операциям, а также уровнем тревожности, степенью сформированности коллектива класса, а также ожиданиями относительно стиля взаимотноошений между учащимися и педагогами.

Сравнительный анализ результатов диагностики в классах дает возможность подготовить конкретные рекомендации преподавателям-предметникам 5-х классов, классным руководителям, а также оценить эффективность работы учителей начальной школы.

По результатам наблюдений педагога начальной школы и психодиагностических исследований готовится не только характеристика каждого класса, но и развернутая психолого-педагогическая карта на каждого ученика 4-го класса. В ней психолог, учитель класса характеризует содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Результаты психодиагностической работы психолог обсуждает с преподавателями и педагогами, которые будут работать в 5-х классах. Такое обсуждение может проходить в виде психолого-педагогического консилиума, деловой игры, "круглого стола". Итогом совместной работы является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей.

На учащихся, которые показали в психодиагностическом исследовании склонность к школьной дезадаптации (проблемы с учебной деятельностью, в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, высокий уровень тревожности и т.п.), составляется коррекционная психолого-педагогическая программа.

Коррекционный этап работы психолога с учащимися начинается в 5-м классе. Основная его задача состоит в изучении степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в средней школе.

Перед началом учебного года психологом совместно с классным руководителем разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.

24. Личностные и когнитивные новообразования в подростковом возрасте.

Физические

1. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко. 2. Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше. 3. Девочки обычно выглядят старше мальчиков. 4. Большинство обладает большим аппетитом. 5. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

Предлагаем:

1. Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит. 2. Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное христианское понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками. 3. Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость. Обеспечьте их занятость в воскресной школе. 4. Раскрыть библейское понятие о посте и молитве, говорить о теле, как Божьем сосуде. 5. Четкий режим дня, включающий чтение Библии и молитву – важнейшая часть жизни подростка.

Интеллектуальные

1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями. 2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. 3. Возрастает способность к логическому мышлению. 4. Способен к сложному восприятию времени и пространства. 5. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности. 6. Способен прогнозировать последствия своих поступков. 7. Обладает развитым навыком чтения.

Предлагаем:

1. Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится. 2. Рассказывай и свидетельствуй о жизни Иисуса Христа, о Боге, о Духе Святом. Говори о радости спасённого грешника и верующего человека. 3. Давай побольше «пищи» для размышления. 4. Постоянно утверждай авторитет и силу Слова Божьего во все времена и во всём мире. 5. Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай. 6. Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе 7. Практикуй постоянное чтение Библии, говори о важности и необходимости изучения Писания. Побуждай к качественному и вдумчивому чтению.

Эмоциональные

1. Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием. 2. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным. 3. Постепенно начинает обретать уверенность в себе. 4. Обладает энтузиазмом. 5. Обладает чувством юмора. 6. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

Предлагаем:

1. К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам. 2. Будь терпим к проявлению вспыльчивости, постепенно вводи и утверждай значимость заповеди «Возлюби ближнего своего…» 3. Старайся чаще говорить о Божьих обетованиях и условиях их выполнения; о верности и неизменности Бога, уповании на Него. 4. Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи. 5. Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами. 6. Утверждай христианские ценности: любовь к Богу, уважение ко всем людям, честность, добродетель, и т.п.

Социальные

1. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи. 2. Желает поскорее стать взрослым. 3. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны. 4. Начинает обретать навыки общения. 5. Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников. 6. Увлекает соревновательская деятельность. 7. Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста. 8. Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

Предлагаем:

1. Обязательно поднимай авторитет родителей. На примере притчи о блудном сыне и др. библейских сюжетах докажи опасность такой независимости. 2. Провозглашай привилегию быть дитём Божьим. 3. Научи подростка ориентироваться в библейских истинах и сопоставлять их с мнениями взрослых; докажи, что истинным мерилом поведения является Слово Божье, а не пример или мнения других. 4. Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия.9. Утверждай «силу в кротости», подтверди примерами из жизни Иисуса Христа. 5. Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать. 6. Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям. 7. Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет. Непрестанно напоминай, что каждый верующий – храм Божий, и важно не внешнее украшение, а его внутреннее содержание.

Духовные

1. Подросток склонен подвергать критике систему ценностей взрослых. У него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей. 2. В ровесниках и взрослых прежде всего ценит честность. 3. Начинает оценивать религиозные взгляды и принимает те из них, которые кажутся ему разумными. 4. Возникает интерес к проблеме вечности, жизни после смерти. 5. Интересуют духовные вопросы других религий. 6. Стремится к личному контакту с Богом. 7. Старается придерживаться учения Библии. 8. Знает, что хорошо и что плохо, но ему не хватает воли и способности делать то, что хорошо.

Предлагаем:

1. Последовательно и систематически учи подростков библейским истинам, рассказывай о Божьем плане спасения всего грешного мира. Показывай несостоятельность мирских взглядов и ценностей, утверждая основные христианские доктрины. Целенаправленно и настойчиво веди подростков к общению с живым Богом. 2. Развивай это качество прежде всего в себе, поощряй честные и открытые отношения. 3. Находи веские и аргументированные свидетельства проявления Божьей силы и милости. Рассказывай о себе, приводи яркие примеры из Библии. 4. Открывай подросткам истину о Боге живом и вечном, веди их к покаянию, прощению и спасению через Иисуса Христа. 5. Настойчиво отдаляй его от лжеучений, утверждай единство Бога и авторитет Слова Божьего. 6. Помоги правильно организовать «час тишины» – время личного общения с Богом. 7. Нужно учить Божьим стандартам и о том, как одержать победу над грехом. 8. Указывай, что победа над любым грехом возможна, если они всецело отдадут себя Господу и будут жить в полной зависимости от Духа Святого.

Благословение Отца

Психологические и возрастные особенности детей 10- летнего возраста

Педагогический тренинг.

Цели родительского собрания:

Образовательная: учить анализировать ошибки, которые наблюдаются в семье при воспитании и учении;

Воспитательная: оказать помощь семье при оценивании проблем общения с ребёнком с учётом возрастных особенностей;

Организационная: вооружить семью в процессе воспитания педагогическими знаниями, навыками и умениями;

Информационная: познакомить родителей возрастными особенностями детей 10-летнего возраста.

Участники родительского собрания: классный руководитель, родители учеников, психолог

Подготовительная работа:

Тематическая выставка

Подготовка тестовых вопросов, педагогических ситуации

План родительского собрания

Выступление психолога по теме «Возрастные особенности детей 10-летнего возраста»

Анализ педагогических ситуаций

Тест «Какой вы воспитатель?»

Итог. Проект решения родительского собрания

Ход родительского собрания

Выступление психолога по теме «Возрастные особенности детей 10- летнего возраста»

Возраст 10-11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.

У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.

В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.

Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)

А также происходит нарушения со стороны нервной системы: . Повышенная возбудимость,

Вспыльчивость,

Раздражительность,

Склонность к аффектам

Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.

Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Анализ педагогических ситуаций

Педагогическая задача 1.

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают это нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносили эту фразу!

Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Педагогическая задача 2.

Мы готовы всё сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Не нужны нравоучения, неудачи, неудовлетворённость - ведь в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребёнка.

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, ребёнок не чувствует себя от этого счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Педагогическая задача 3.

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка, постоянно приходится во всём ему отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

«Любовь не купить за деньги» - это звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И если разобраться, совеем не деньги делают ребёнка счастливым, а сознание того, что он для вас «самый - самый».

Педагогическая задача 4.

Неприятности на работе, плохие отношения в семье… Как часто взрослые «выпускают пар» на ребёнка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша и купить давно обещанную игрушку, и всё будет в порядке.

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что ты хочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным».

Педагогическая ситуация 5.

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кровати малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребёнку это необходимо.

3. Тест «Какой вы воспитатель?

Ответить на вопрос «Какой вы воспитатель?», возможно, поможет предложенный тест.

Ребёнок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

Сгоряча накажете ребёнка.

Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.

Прежде всего переговорите с классным руководителем.

Помогая вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?

Самая первая - подзатыльник.

Раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!».

Успокоите ребёнка - ведь он это сделал неумышленно.

Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

Извинитесь.

Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

Ребёнок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая (ший)…

Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!».

Ответите, не думая серьёзно, лишь бы ответить.

Объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

Ребёнок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

Напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».

Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

«Мамочка, умоляю, давай заведём рыбок», - просит сын или дочка. Что вы ответите?

Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

«Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».

«Прежде подумай: всё ли предусмотрел, серьёзно ли твоё стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придётся только тебе».

Если вы все шесть раз выбрали ответ под цифрой 3), значит, вы неплохой воспитатель и психолог.

Если «угадали» наполовину - вам надо в чём-то пересмотреть свои убеждения.

Если ещё меньше - придётся серьёзно задуматься над своими методами воспитания ребёнка.

4.Итог. Проект решения родительского собрания

Если ребёнка часто критикуют, он ……….

Если ребёнок живет среди взрослых, которые друг другу враги, то …………….

Если над ребёнком часто насмехаются, то…………………….

Если ребёнка часто хвалят, то………………..

Если ребёнок живет среди людей, которые друг друга уважают ……..

Если ребёнка уважают, прислушиваются к его мнению, к его желаниям, к его потребностям, то………………….



Похожие статьи
 
Категории