Рисование человека для начинающих. Как нарисовать человека карандашом поэтапно в полный рост

26.03.2019

Если у вас мало опыта в рисовании, то сегодня мы это исправим. Покажем, как ребенку нарисовать человека, так что любой начинающий осилит этот урок. Это не так сложно, как может показаться в начале. Если вы уже на более серьезном уровне, то можете попробовать урок, где показано, . А все начинающие остаются с нами, и мы продолжаем.

Все, что нам понадобится это лист бумаги и карандаши. Вперед!

Шаг 1. В верхней части листа бумаги рисуем карандашом овал. Это будет голова.

Шаг 2. Теперь рисуем прямоугольник и соединим его с овалом небольшим отрезком. В последствии это будет тело человека. Как видите все просто, это сможет нарисовать не только начинающий, но и ребенок. Переходим к следующему этапу.

Шаг 3. От углов прямоугольника проводим линии вниз. Вот и нарисовали примитивные ноги.

Шаг 4. Нарисуем теперь примитивные руки человека. Для этого проведем прямые линии от верхних углов прямоугольника. В конце линий добавим несколько небольших отрезков для пальцев.

Шаг 5. В области рук нарисуем еще по паре линий.

Шаг 6. На этом этапе рисуем более подробно ноги человека.

Шаг 7. Добавим на голове уши. Для этого нарисуем небольшие полукруги по бокам овала.

Шаг 8. Рисуем прическу нашему персонажу. Тут можно проявить фантазию, поэтому не обязательно следовать примеру.

Шаг 9. Добавим подробных деталей ушам. Рисуем внутри каждого уха по паре завитушек.

Шаг 10. Теперь уделим особое внимание лицу. Нарисуем глаза, брови, нос и рот. Это совсем не сложно, если глянете на пример. Поэтому ребенок или начинающий без труда нарисуют карандашом черты лица человека.

Шаг 11. Сейчас мы будем рисовать рубашку. Для этого внимательно смотрим на пример и делаем так же. Не забываем нарисовать шею и воротник.

Шаг 12. Давайте нарисуем ладони и пальцы на руках.

Шаг 13. На этом этапе будем рисовать брюки и ботинки. Обратите внимание, что в области колен брюки имеют складки. На ботинках не забываем показать шнуровку.

Шаг 14. Нам осталась лишь малость. Стираем все лишние линии, которые рисовали на начальных этапах, обводим основной конур. После этого раскрашиваем рисунок цветными карандашами.

Наш рисунок готов. Надеюсь, такие подробные пошаговые инструкции помогли ребенку нарисовать человека поэтапно. У начинающих тоже не должно было возникнуть проблем.

Если все-таки возникли какие-либо трудности в ходе задания, то видео-урок наглядно покажет, как надо было правильно рисовать человека карандашом поэтапно. Смотрите и сравнивайте со своими результатами

Очень тяжело говорить о пропорциях человеческой фигуры, потому что каждый человек индивидуален и отличается пропорциями от других. Тем более, что существуют значительные возрастные различия в пропорциях человеческой фигуры.

Но все же некоторые основные правила рисования человека знать необходимо.

За единицу измерения человеческого тела привыкли брать голову. У маленьких детей голова укладывается в теле 4 или 5 раз. Все зависит от возраста и развития ребенка. Чтобы точнее определиться с пропорциями необходимо использовать метод визирования.

У подростка и невысокого взрослого человека голова укладывается в теле 7 раз.

На листе бумаги, расположенном вертикально, нарисуйте тонкими линиями ось симметрии и разбейте эту линию на семь одинаковых частей.


Сначала определите, где будут находиться пояс и колени. Легкими линиями определите грудную клетку и очертите ноги.

Обратите внимание, что НЕТ круглых дырок в месте соединения рук с телом.

Руки имеют длину ниже пояса, кисти заканчиваются чуть ниже середины бедер (наблюдайте натуру).

Локти или на линии пояса или чуть-чуть выше.

Длина плеча обычно равна размеру головы, положенной набок. При построении чаще используйте метод визирования.
Линия (4), проходящая через бедра, делит фигуру человека пополам.


После окончания построения тонкими линиями (не нажимая, чтобы было легче стереть ластиком), человека необходимо одеть. Не пытайтесь с первого раза нарисовать человека в купальнике или в коротком платье. Попробуйте вначале нарисовать брюки и свитер, скрывающие детали тела. Обратите внимание в первой работе на пропорции.


У взрослого человека голова в теле укладывается семь-восемь раз. Если с помощью визирования вы определили цифру восемь, то на рисунке вверху показано, как разделяется на равные части в этом случае фигура человека.

Обратите внимания, что середина фигуры опять определяется линией бедер (4), а локти находятся на поясе или чуть-чуть выше.

11. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Последовательность в рисунке карандашом.

(часть 2).

На предыдущем уроке рисования карандашом (часть 1) мы рассказали о начальных этапах рисования фигуры человека. Школа рисования Артинтент предлагает Вам продолжение уроков рисования натуры.

РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ РИСУНКА.

Модель выбрана и поставлена, соответствующим образом освещена, вы ее как следует рассмотрели, «запечатлели» ее в своем воображении, мысленно как бы нарисовали, проделали ряд упражнений, то есть обогатились некоторыми знаниями, необходимыми художнику, начинающему рисовать фигуру человека.

Теперь ее нужно рисовать и рисовать основательно, то есть довести ваш рисунок карандашом до законченности, передав сходство со стоящей перед вами моделью, ее движение, пропорции, форму и характер. Задача серьезная, очень многое придется преодолеть в рисунке такого сложного объекта, каким является фигура человека. Можно растеряться, что нередко и случается, особенно у начинающих рисовать. Здесь, как и во всяком деле, требуется порядок, последовательность в ходе всей работы над рисунком.

Последовательность эта диктуется основной установкой в отношении рисунка, содержащей и характер смотрения на натуру, и привлечение необходимых знаний, и умение вести рисунок от начала до конца. Школа рисования Артинтент предлагает простой принцип: от общего — к частному — потом опять к общему, то есть от первоначального общего к передаче деталей и затем опять к общему, но уже включающему в себя детали и обогащенному ими.

С чего же начать наш рисунок?
Прежде всего, нужно позаботиться о компоновке фигуры в формате листа бумаги, взятого вами для рисования. Затем следует определить масштаб фигуры, ее верхнюю и нижнюю точки, и из взятого размера не выходить, намечая все части фигуры внутри заданного размера. Это очень важный момент: вы научитесь, таким образом, постоянно связывать масштаб рисунка с форматом бумаги или холста.

После того как вы задали размер и определили расположение фигуры, нужно ее поставить. Фигура не должна казаться падающей. Для этого обратите внимание на положение следков по отношению к плоскости пола или подиума и положение их по отношению ко всей массе фигуры. Если следки будут помечены неверно, то и всю фигуру невозможно нарисовать правильно — ноги получатся одна короче другой, и вот такая допущенная и не исправленная с самого начала ошибка поведет за собой капитальную переделку всего рисунка. Положение следков нужно определить на самой первоначальной стадии рисунка и непременно в их перспективном сок-ращении, конечно, с вашей точки зрения.

В первой стадии вашего рисунка (рис. 11) возьмите задачу поставить фигуру, определить ее высоту, пропорции, расположение и начать ее построение. Легким прикосновением карандаша покажите общую массу фигуры. Наметка эта отнюдь не должна иметь вид мягкой куклы. Зная костяк, уже в самом начале рисунка находите членения фигуры, пользуясь ее опорными точками, что даст возможность видеть пропорции и одновременно почувствовать связь форм, соответствие их основному движению модели. Опорные точки располагаются на фигуре следующим образом: яремная ямка (сзади — седьмой шейный позвонок), лобковое соединение, верхние края подвздошного гребня тазовых костей (две парные точки). Длину шеи можно отметить парными точками, лежащими на оси ушных раковин. В построении головы правильнее всего руководствоваться линией сечения, точнее плоскостью, проходящей через стреловидный шов теменных костей.

Пропорции бедра и голени находим, отмечая большие вертела бедренных костей, коленные чашки, лодыжки, внутренние и наружные, пяточную кость и концы пальцев.
Пропорции рук устанавливаются отметкой головок плечевых костей, локтя и нижних головок локтевых костей. В кисти руки опорными точками являются выступающие косточки суставов и концы пальцев.
Опорных точек можно было бы указать и больше, но на первых порах можно для охвата фигуры в целом ограничиться и этими (рис. 15).

Начиная рисование общей массы фигуры, нужно показать и главную линию построения, а для точного определения следка опорной ноги — линию центра тяжести, взяв ее по отвесу от яремной ямки (как это сделать, вы уже знаете).

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что на первой стадии рисования карандашом, когда намечается общая масса всей фигуры, нужно во что бы то ни стало воспитать в себе умение видеть фигуру цельно, то есть, прикасаясь карандашом к любому месту в рисунке, не терять из виду всю натуру и весь рисунок в целом. Когда будете смотреть на натуру, не упирайтесь в одно место, а ведите взгляд снизу вверх и сверху вниз, «впитывая» в себя всю фигуру.

Если на первых порах у начинающих рисовать такой способ смотрения на натуру покажется трудным, то с целью уяснения его попрактикуйтесь на более простом объекте.

Наша школа рекомендует такое упражнение. На бумаге, прикрепленной к стене, нарисуйте карандашом круг диаметром не менее полутора метров и в центре его поместите ясно видимую точку. Находясь от круга на таком расстоянии, с которого он хорошо, целиком охватывается взглядом, попытайтесь видеть круг, а точки в центре не видеть; потом, глядя на точку в центре, выключите из поля зрения линию окружности. Затем смотрите на точку в центре, но постарайтесь одновременно видеть и всю линию окружности — весь круг. Проделайте этот опыт несколько раз, до тех пор, пока не научитесь управлять своим зрением — умением смотреть на натуру. Тогда поймете, как можно, смотря на деталь и рисуя ее, видеть в то же время и всю фигуру.

Возьмите за правило все парные части намечать одновременно, определяя их величины, расстояния и направления. И с самого начала рисунка воспринимайте натуру как форму, имеющую три измерения и находящуюся в пространстве. Нужно помнить, что линия и пятно (когда вы перейдете к штриховке) суть лишь средства передачи живой формы.

В начальной стадии рисунка карандашом вы, не выходя из заданного размера, начали рисовать общую массу фигуры, нашли место следков, поставили фигуру и, руководствуясь опорными точками, наметили ее пропорции.

После этого непременно внимательно проверьте рисунок. Теперь есть возможность сравнивать возникшее на бумаге с натурой. Итак, взгляд на натуру, потом на рисунок. Смотрите критически, строго, как будто проверяете не свой, а чужой рисунок.
Особенно внимательно проверьте постановку фигуры и, пока не поздно, именно сейчас внесите необходимые изменения.
А затем можно продолжить рисование (рис. 12). Начинайте уточнять пропорции, ориентируясь на опорные точки костяка. На этой стадии к этим точкам можно прибавить еще несколько точек: соски, пупок, складки живота и, при рисунке фигуры со спины, ягодичные мышцы. Уточняя пропорции, можно воспользоваться античным каноном или каноном Микеланджело, учитывая, конечно, отклонения от него у вашего натурщика.

Деление фигуры античного канона предусматривает такой порядок:
1 — голова;
2 — от подбородка до линии сосков;
3 — от сосков до пупка;
4 — от пупка до лобкового соединения;
5 — от лобкового соединения до середины бедра;
6 — от середины бедра до нижней части колена;
7 — от нижней части колена до нижней части икроножной мышцы;
8 — от нижней части икроножной мышцы до подошвы.

За единицу измерения фигуры взята в данном случае голова, укладывающаяся по высоте фигуры восемь раз, причем деление мужской фигуры на две почти равные части будет на уровне лобкового соединения. Как видите, некоторые места деления фигуры совпадают с опорными точками ее построения (рис. 16).

Здесь уместно будет сказать о возможности точной проверки пропорций, но только как о методе контроля, так как развивать глаз необходимо, во что бы то ни стало. В школе рисования Артинтент пропорции проверяются «натуральным» масштабом, с точки отдаления рисующего от натуры. Если скульптор во время лепки фигуры может, подойдя к натурщику, измерить пропорции циркулем, то рисующий может, не сходя со своего места, взять точный размер фигуры, но уже в масштабе, продиктованном расстоянием вашего рисунка от натуры. Держа в вытянутой руке карандаш, отметьте части фигуры и точно отложите их на полях рисунка или на отдельном листке бумаги, где в результате возникает наметка пропорций всей фигуры «в натуральную величину», но с вашего места. Эта величина будет меньше намеченного размера фигуры в вашем рисунке (если вы находитесь от модели на расстоянии, не меньшем чем два-три ее роста). Увеличив соответствующим образом натуральный масштаб применительно к размеру вашего рисунка, можно точно проверить пропорции. Но поскольку этот способ будет иметь механический характер, пользоваться им можно только с целью проверки того, что в первую очередь и всегда должно быть сделано на глаз.

Продолжая рисование, переходите постепенно к частям фигуры и начинайте работать над деталями, не забывая все части относить к общему. Здесь вам придется встретиться с одним явлением, которое может оказаться своеобразным тормозом, задержкой в работе. Возможно, что после определения общего облика фигуры, вами овладеет робость или удовлетворение сделанным, или сознательное нежелание разрушить то общее, что наметилось в рисунке в характерной для первоначального наброска «свежести». Возникает как бы порог, но переступить его непременно нужно. Задерживаться на рисовании общего, задерживаться искусственно никоим образом нельзя. Нужно помнить, что если общее диктует величину и расположение детали, то равно и деталь помогает уточнить общее. Все взаимосвязано между собой.
«Частное вечно подлежит общему; общее вечно должно сообразоваться с частным», как говорил Гете.

Не бойтесь переходить к деталям. Не страшно, если в рисунке на какое-то время утратится полученное вами общее, появится пестрота. Это естественно в период обучения рисованию. Это, если можно так выразиться, болезнь роста, и она пройдет по мере приобретения опыта, в данном случае — в рисунке фигуры. Потом вы научитесь и обобщать, было бы что обобщать. В дальнейшей разработке рисунка, уточняя формы фигуры от больших до малых, нужно обратить особое внимание на оси различных частей фигуры. Для примера возьмем опорную ногу натурщика. Общее ее направление от вертела до подошвы следка будет такое, как на рис. 17. Но это направление не будет общей осью для всех частей ноги. Всмотритесь внимательнее, и тогда увидите, что оси частей ноги хотя и будут связаны с общим ее направлением, но сохранят свойственное каждой части свое положение. Бедро имеет свою ось, своя ось будет и у колена, и у голени, и у ступни своя ось, и у каждого пальца. И так будет у всех частей фигуры. Передать это разнообразие осей и направлений в пределах единства общего — значит еще более приблизиться в рисунке к передаче живой формы.

И в этой стадии урока необходимо рисовать легкими линиями, не допуская в рисунке нажима и черноты. Это обеспечит возможность видеть ошибки и легче их исправлять.
В общем ходе работы над рисунком фигуры карандашом встает очень серьезный вопрос о штриховке (тушевке), о моделировке формы средствами пятна, или, как говорят, средствами тона.

Правда, рисунок фигуры карандашом, может быть выполнен одними линиями без тушевки (штриховки), и в руках опытного и талантливого мастера рельеф фигуры (формы ее) будет выражен и линией. Таких рисунков мы знаем много, любуемся их свежестью и легкостью выполнения. Но ведь это рисунки мастеров, много и постоянно изучавших натуру, прошедших школу рисования, понявших форму, в результате чего только и возможна такая вот как бы легкая передача фигуры в рисунке скупыми линиями. Не нужно забывать, что эта выразительная линия в рисунках мастеров могла появиться лишь в результате верно увиденной, изученной и понятой формы, творческого обобщения ее, свойственного индивидуальному характеру каждого дарования. Иногда мы узнаем и способ выполнения таких рисунков. Имеются достоверные сведения, что В. А. Серов для рисунков к басням И. А. Крылова делал очень детальные, подробно отработанные рисунки животных с натуры, а затем, перенося их с помощью кальки на новые листы, отбрасывал «лишнее», достигая, таким образом, подкупающей выразительности предельно минимальными средствами.

Но на первых порах учебного рисования для начинающих решение такой задачи будет преждевременно и непосильно. Поэтому изучайте и передавайте форму средствами и линий и штриховки. Но при этом нужно заметить, что штриховка неотделима от линии в рисунке.
Нельзя рисовать сначала законченный контур, а потом его растушевать. Как только определятся в вашем рисунке постановка, пропорции и построение фигуры, начинайте попутно вводить штриховку (тушевку) — пусть линия и тон объединятся вместе и поведут рисунок по пути приближения к передаче живой формы и характера модели. Но свет, полутон, тень и рефлекс, которые видим в натуре, не бесформенные пятна; они неразрывно связаны с планами, гранями формы. Поэтому, прокладывая их и тушуя, нужно, если так можно сказать, штриховкой рисовать, то есть лепить форму, как бы чеканя ее.
Школа рисования Артинтент использует подобный прием, преследующий цель воспитания объемного видения, заставит смотреть не на линии, между которыми заключена та или иная форма, а «держать в глазу» всю форму целиком.

При переходе к моделировке формы обычно встречаешься у учащихся и начинающих рисовать с двумя ошибочными положениями.

Во-первых, рисуя на плоскости листа, забывают о необходимости эту плоскость как бы разрушить и нарисовать фигуру в пространстве. В результате получается, будто это барельеф фигуры, приклеенной к поверхности листа, и вглубь листа формы фигуры не продолжаются. Происходит это потому, что, не воспитав в себе объемного видения (о важности которого неоднократно уже говорилось), учащийся срисовывает, переносит на бумагу видимые пятна света, полутона и тени в пределах плоскости обращенного к нему фасада фигуры. В результате фигура «прилипает» к бумаге. Дело здесь не в том, что неверно могут быть взяты отношения света, полутона и тени. Основная ошибка заключается, как сказано выше, в неумении правильно представлять себе форму в пространстве, в первую очередь, и от неумения связывать эту форму с фоном на самом рисунке. Вторая серьезная ошибка заключается в том, что, моделируя формы фигуры, начинающий рисовать, недостаточно изучив их, придает им излишне закругленный вид. Форма получается как бы выточенной на токарном станке.

Поэтому, моделируя форму, рассматривая ее внимательно и подкрепляя эту работу знанием анатомического устройства формы, смотрите и помечайте в рисунке ее планы, обращенные к вам под различными углами (по отношению к вашей точке зрения).
Ребра этих планов — «граней» формы — нужно рисовать, отмечая, не теряя их из вида в течение всего времени работы над рисунком, вплоть до его окончания.

Когда мы говорим на уроках рисования, что все формы фигуры можно свести к формам простейшим, это не значит, что голову нужно моделировать, как шар, руку, как цилиндр и т. д. Голова имеет определенные грани, обусловленные ее строением (это вы уже знаете), также и рука, и любая другая часть фигуры. Это грани смягченные, но все же грани, планы, обращенные по-разному, расположенные в различных направлениях. Если вы представите ту или иную часть фигуры, скажем, руку или ногу в поперечном ее сечении, то «граненность» их будет совершенно очевидна.
Допустим, вы начинаете рисовать торс фигуры и постепенно уточняете его моделировку. На первый взгляд, вроде как бы у торса нет никаких граней; но начните обходить фигуру, и вы увидите, что часть торса будет принадлежать переднему фасаду фигуры, другая часть обращается к боку, образуя боковую поверхность, какая-то часть принадлежит заднему фасаду фигуры и т. д. И где-то ведь будут границы этих переходов, как бы ребра граней (планов) торса, обращенных в различные стороны. (На уроках рисунка в нашей школе рисования мы настойчиво рекомендуем рассмотреть, обходя, натуру полностью.) Значит, намечая торс с определенного места, нужно эти планы — грани — сразу и рисовать, начиная с больших, основных, и при детальной моделировке не терять их из вида.

На одном рисунке Дюрера, сделанном, несомненно, с пояснительной целью, мы видим, что торс в верхней его части как бы заключен в контуры «ящика» с четким обозначением его граней (рис. 18).

Посмотрите внимательно на пальцы руки, и вам будет ясно, что каждый палец имеет грани, иногда смягченные, неясно выраженные, но все же грани, и моделировать пальцы как цилиндрики будет неграмотно.
И так — необходимо научиться рисовать каждую форму от большой до маленькой.

Увидеть грани формы, планы ее — это и есть, в сущности, видеть форму, объем, а линия «окраения» будет с определенного места не чем иным, как сильно сократившейся гранью формы.
Если передана граненность формы, нарисованы ее планы, ваш рисунок в какой-то период будет выглядеть несколько угловатым. Потом, от рисунка к рисунку, вы найдете меру этой «угловатости», разные степени ее в передаче различных форм, научитесь видеть и передавать разнообразие форм, обогащающих то общее, сохранить которое нужно при окончании рисунка.
Продвигая работу по пути дальнейшего уточнения рисунка и детальной отработки формы, нужно взять за правило постоянную проверку рисунка целиком и во все моменты его выполнения. Нельзя думать, что, проделав те или иные уроки рисования, можно считать обучение рисунку законченным, верно решенным и к уточнению его не возвращаться.

Постановка фигуры, определившаяся в самом начале, должна проверяться до конца рисунка; точно так же и пропорции, и движение фигуры и т. д.
Рисование деталей и подробной характеристики формы немыслима без связи их с фигурой в целом, и должна способствовать более верной передаче именно цельного, общего во всей фигуре: в поставленной позе, ее движении, ее характере. Поэтому замеченные ошибки необходимо исправлять в процессе всей работы над рисунком. Задача рисования заключается не в том, чтобы «изготовить» рисунок, а в том, чтобы путем постоянного сравнения, сделанного с натурой, научиться видеть ошибки и уметь их исправлять, приобретая, таким образом, возможность двигаться дальше и от рисунка к рисунку совершенствовать свое мастерство.

Приближаясь к окончанию рисунка, нужно будет с особенной внимательностью отнестись к моменту передачи общего, но общего, обогащенного целым рядом подробностей, характерных для фигуры человека, то есть ваш рисунок как бы вступает в последнюю стадию рисования. И этой стадией будет, то необходимое обобщение, которое предполагает естественную гармонию, художественную согласованность всех частностей в рисунке фигуры так, как это есть в самой натуре. Скажем, в вашем рисунке появились планы света, полутона, тени, рефлексов, которыми вы лепите форму. Возможно, появились пестрота, дробность формы, и это у вас вызовет чувство беспокойства. К примеру: вы моделируете торс фигуры, передали грудные мышцы, нарисовали впадины на местах окончания грудной клетки, пометили проступающие ребра, мышцы живота. Вы очень старались внимательно это рисовать, и каждую из этих деталей сопоставляли с общим, а вышло пестро. Но в натуре нет этой пестроты, все на месте. Тут нужно, отойдя от рисунка, быстро переводить взгляд с рисунка на модель, потом с модели на рисунок. И увидите: что-то в рисунке не добрали, что-то перехватили. А может быть, какие-то места «выскакивают» из рисунка, какие-то наоборот, «провалились» — значит, следует проверить, не нарушилась ли форма торса. На это и необходимо обратить внимание и замеченную пестроту устранить; где нужно, что-то усилить, кое-что ослабить или исправить величину и направление планов некоторых форм.

Итак, нужно просмотреть весь рисунок. Проверка поможет в передаче общего тона рисунка, в его тональном масштабе (в данном случае тональный масштаб берется по отношению к условному фону листа белой бумаги). Заканчивая рисование, стараясь не упустить из виду передачу цельности фигуры, нужно помнить о связи форм, их подчинении основному движению фигуры в данной постановке.

О подчинении деталей фигуры ее основному движению будут посвящены следующие уроки рисования.
Но мы считаем необходимым уже сейчас обратить внимание на этот важный момент, поскольку его обязательно надо учитывать и при передаче фигуры в любой, самой простой позе.
Вполне возможно, что некоторые из частей фигуры будут выглядеть на рисунке как бы изолированно, от вашего взгляда может ускользнуть связь их между собой, нарушится внутренний ритм, ощутимый в движении живой фигуры. Ведь в фигуре человека при разнообразии частей все проникнуто единством, а у нас в рисунке может оказаться разнообразие, но без единства. Значит, в какой-то момент было потеряно чувство общего. И это вполне естественно на первых порах обучения рисованию, так как нужно много поработать, рисовать, а главное при этом — все время следить за собой, контролировать себя в течение всего выполнения рисунка, чтобы и детали были отработаны и вместе с тем не разрушено общее. Ошибки в этом отношении должны быть немедленно исправлены, а в особенности при окончании рисунка, когда встанет вопрос о рисунке обобщенном, гармоничном. Тогда нужно строго, без жалости к своей работе, сравнивать рисунок с натурой и, не смазывая подробности, включить их в общий ритм движения фигуры человека.

В период завершения рисования, когда рисунок из целого ряда моментов как бы собирается в единое целое, нужно обратить внимание на возможность более точного выражения формы фигуры. Это относится к рисованию любых объектов. И лучше, если понимание того, о чем пойдет речь, уже усвоено на более простых предметах (смотрите вышеизложенные уроки рисования карандашом). И опять это связано со способом смотрения на натуру. Вы уже знаете, что фигура воспринимается как объект в пространстве, и внешний контур ее получится в результате правильной передачи формы, то есть сократившийся план, грань формы и будет ее «окраением».
Следовательно, рассматривая фигуру как совокупность различных форм, мы видим не линии, а формы, находящиеся на разном от нас удалении, как бы входящие одна в другую. Обусловлено это анатомическим строением фигуры и положением ее по отношению к точке зрения рисующего (анатомия и перспектива). Школа рисования Артинтент проводит цикл занятий по перспективе, где подробно разбираются вопросы с перспективными сокращениями натуры.
Поэтому, приближаясь в рисунке к уточнению внешнего контура на основе проработки формы, обратите внимание, как одна форма входит в другую, какая-то форма к нам ближе, следующая подальше, некоторые повернулись так, другие иначе — все живет, переливается, и мы ощущаем красоту пластики живого организма. Во всяком случае, должны ощущать (рис. 19).

Нужно научиться видеть это и, рисовать, подкрепляя виденное знаниями анатомии. Тогда в вашем рисунке (конечно, не сразу) появится правильное понимание внешнего контура, он станет живым, где-то почти незаметным, где-то более четким, контур не будет безразлично одинаковой линией, обводящей границы формы.

На уроках рисунка в нашей школе рисования было подмечено следующее явление. В стремлении приблизиться к передаче в рисунке единства многообразных форм фигуры, начинающие художники, решая задачу подробной моделировки форм, упускают из виду, что по массе своей различные формы, и моделироваться должны различно. У начинающих рисовать есть тенденция одинаково внимательно все разглядеть и одинаково тщательно все разделать. Между тем, внимательно разглядеть — значит увидеть и передать контраст различных форм. Например, бедро не может быть моделировано так, как коленный сустав, ступня должна быть отработана иначе, чем голень; бедро как большая форма потребует более свободной широкой лепки; ступня как форма с целым рядом мелких детальных членений должна прорабатываться более сухо, мелкими планами.
Разнообразные моделировки различных по характеру своего устройства форм фигуры, при сохранении единства целого, также будут способствовать появлению в рисунке жизненных и правдивых черт живой натуры.
Весь ход работы над рисунком фигуры, как обнаженной, так и одетой: постановка, пропорции, построение, моделировка формы и прочее — отнюдь не означает, что в рисунке должна отсутствовать забота о передаче характера модели и ее сходства. Нельзя рисовать какую-то фигуру вообще. Перед нами каждый раз живой человек с присущими именно ему и только ему характерными особенностями, о чем уже и говорилось ранее. Поэтому стремление передать в рисунке сходство с моделью, передать характерные особенности именно этой модели должно быть заботой начинающего художника от начала до конца. Заканчивая рисование, непременно нужно поглядеть, не утерялось ли это сходство, не получилась ли на рисунке какая-то фигура вообще, проверить, что же послужило причиной потери сходства, почему утратились черты характера человека. И, если возможно что-то поправить, это нужно сделать.

Такая оговорка: «если возможно» — приводится потому, что решить одинаково успешно целый ряд задач в одном рисунке на первых порах будет затруднительно, а для начинающего рисовать фигуру, пожалуй, и очень трудно. Поэтому, будете ли вы рисовать в группе или в одиночку, составьте определенную программу, курсы рисования с последовательностью постановок, с включением в него ряда как бы вспомогательных, краткосрочных рисунков, которые помогут укрепиться в понимании и умении решать определенные задачи, связанные с рисунком всей фигуры. Так, например, ряд быстрых рисунков можно посвятить постановке фигуры, то есть упор сделать на передачу постановки. Также можно сделать ряд рисунков, чтобы попрактиковаться в передаче пропорций. Такого рода вспомогательные рисунки, в которых внимание сосредоточивается на определенных моментах рисования, на отдельных слагаемых из общей суммы задач рисунка фигуры в целом, окажут существенную помощь в ведении рисунка длительного, куда и будет перенесен опыт, полученный во вспомогательных заданиях. Разумеется, эти упражнения должны идти попутно, параллельно длительным урокам рисования натуры.
Очень важно, чтобы занятия карандашного рисунка проводились систематически, лучше всего ежедневно. И как было бы хорошо, если бы постоянное желание рисовать с натуры сопровождало всю жизнь художника, какую бы область изобразительного искусства он себе ни избрал.
Составляя для себя программу по рисунку, разбейте ее на несколько разделов, в которые внесите уже более подробное перечисление постановок.

Школа рисования Артинтент проводит в программе по курсу рисунка фигуры следующие занятия:
1. Уроки рисования - Стоящая фигура.
2. Уроки рисования - Фигура в сильном движении.
3. Уроки рисования - Сидящая фигура.
4. Уроки рисования - Фигура в ракурсе.
5. Уроки рисования - Группа из двух фигур.

В каждый из таких разделов можно включить несколько постановок. Скажем, в разделе «Стоящая фигура» первой постановкой будет фигура в классической позе с упором на одну ногу. Следующую постановку можно усложнить, введя дополнительную точку опоры, затем поставить модель в несложном движении и т. д. Так нужно разнообразить постановки в каждом разделе программы при том непременном условии, что позы будут естественными, пластичными, о чем уже говорилось выше и что хотелось бы особенно подчеркнуть.

Различными могут быть и фоны постановок; если в первых упражнениях лучше пользоваться светлым нейтральным фоном, то в следующих поста-новках фон можно взять по отношению к фигуре более темным; интересно использовать и драпировку и, наконец, поставить модель в пространстве на фоне комнаты. При всем разнообразии постановок нужно помнить, что главным здесь будет фигура человека, на ней и нужно сосредоточить все внимание, ее и выделить всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами: освещением, драпировками, фоном.

Можно привести большое число учебных постановок различных времен и школ, рисунков, разнообразных по характеру и задачам. Многие из них опубликованы в соответствующих изданиях. Часть учебных рисунков, выполненных художниками, ставшими впоследствии выдающимися, находится в экспозициях картинных галерей и музеев.

После рисунка с натурщика в простой классической позе с упором на одну ногу можно несколько усложнить постановку примерно так, как это видно на рисунках А. А. Иванова.

На одном из них фигура с небольшим разворотом торса (рис. 20), на другом — слегка опирается согнутой рукой на подставку (рис. 21),

на рисунке А. П. Лосенко обе руки натурщика лежат на подставке, всю тяжесть торса держит одна нога (рис. 22).

И. Е. Репин в «Натурщике с мечом» увидел и передал связь форм, сопряженных с характером основного движения всей фигуры (рис. 23).

Приемы исполнения этих рисунков различны. А. А. Иванов моделирует формы штрихами; у А. П. Лосенко — скупая, но энергичная лепка; рисунок И. Е. Репина отличается мягкой моделировкой. По-разному решается и связь фигуры с фоном. На двух рисунках А. А. Иванова: «Молодой натурщик с палкой в протянутой правой руке» и «Молодой натурщик с поднятой правой рукой и палкой в левой» — фон темный. У А. П. Лосенко фон тронут лишь местами. В рисунке «Натурщик с мечом» И. Е. Репина фигуры «привязаны» к фону бумаги.

В заключение хочется сказать еще раз, что умение рисовать карандашом фигуры человека приобретается только в процессе изучения натуры. Школа рисования Артинтент постоянно соблюдает этот принцип в программе обучения рисованию.

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса .

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Данный метод ни в коем случае не является лучшим и тем более быстрым, но с точки зрения большинства художников он является правильным. Он медленно, но верно помагает нарисовать карандашом поэтапно человека.
В конце статьи можно посмотреть видео о том,
Данный способ рисования направлен на стимуляцию воображения и формирование представления о человеческом теле в трехмерном пространстве, хорошо подходит для начинающих и для людей усидчивых и терпеливых.
Почти все начинающие рисовальщики начинают рисунок человеческой фигуры с головы, допуская тем самым грубую ошибку. И бывают весьма удивлены, когда в результате оказывается, что для ступней ног на бумаге совсем не осталось места - данный метод избавит вас от такой неприятной ситуации.

Рассмотрим идеальные пропорции тела человека:

Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз , у людей среднего роста – 7,5 раз , у людей низкого роста – 6-7 раз .
Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза , в длину ног – 3-4 раза .
Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра .
Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер.
Длина бедра соответствует длине голени со стопой , а голень - двум длинам стопы .
Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности.
Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч.
Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины.

Схематическое изображение человека:

Песенку из мультфильма "Осьминожки": "Палка, палка, огуречик, получился человечек..." знает каждый ребенок!
И не стоит недооценивать эту фразу.
Схематические человечки отображаю очень важную характеристику - пропорции частей тела. И чтобы избежать логического разлада в наших палочкообразных человечках, необходимо соблюдать так называемый «художественный канон».
А теперь давайте повнимательнее присмотримся к нашим схематическим человечкам :

Схематический Человечек №1
Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый.
Это так называемый базовый человечек.
Но с ним мало что можно сделать.
Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног.



Схематический Человечек №2

Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни.


Схематический человечек №3

Совершенный палочкообразный человечек!
Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так.
Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.

Задание:
Для того чтобы понять насколько точно в своих работах вы соблюдаете пропорции – нарисуйте несколько схематических человечков.
Таким образом, просто и быстро, не отвлекаясь на детали (одежду, волосы и т.п.), вы сможете оценить то, насколько хорошо вы знаете пропорции человеческого тела.
Кроме того, вы сразу сможете определить: поместится ли фигура на листе.

Думаю, теперь вы понимаете насколько важно освоить пропорции. И какую немаловажную роль в будущей картине играют схематические человечки.

Поза человека:

Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Так прежде чем начинать работу над персонажем, с помощью схематических рисунков вы можете перепробовать множество поз и выбрать одну.
Ниже представлены некоторые примеры схематических человечков в действии.

На рисунке – человек идущий.
Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Как правило, плечи движутся в противоположном направлении.

Человек лежит на боку с опорой на одну руку. Таким образом, грудная клетка «висит» на плече и позвоночник, прогибаясь, рисует изогнутую линию.

Для того чтобы нарисовать человеческое тело необходимо знать особенности его строения.

Скелет является основой

голова
грудная клетка
позвоночник
таз

суставы
руки
кисти
ноги
стопы

Обратите внимание на изгиб позвоночника
(чтобы его было лучше видно, не будем рисовать руку).

Скелет можно рисовать в упрощенном виде:

Имея представления об особенностях строения скелета, переходим к мышцам и/или жиру , как повезет…).
Для отображения частей тела мы будем использовать всевозможные формы: цилиндры, эллипсы и т.п.

Вот теперь Вы наглядно можете оценить

Весь процесс от наброска (создания схематического человечка) до объемной прорисовки на основе схематического рисунка :














Также данный способ поможет вам в работе с деталями. Например, в прорисовке кистей рук и ступней:

Вот и всё!
Главная идея этого урока – для рисунка важна правильная основа.
А для достижения этой цели необходимо отбросить все лишнее и представить в схематическом виде.
И схематические человечки помогут вам в этом!
Основное преимущество этого способа заключается в том, что вы легко и быстро можете примерить множество поз для вашего героя.
Выбрать наиболее подходящую позу и уже на первом этапе определиться с композицией.
Данная статья подходит для тех, кто желает узнать как нарисовать человека в полный рост или вообще как нарисовать карандашом поэтапно
Спасибо за внимание.



Похожие статьи
 
Категории