Сценарий праздника семьи "Мой край – мой дом родной". Сценарий "день родины"

06.04.2019

Классный час:

«Моя малая Родина

Разработала:

учитель

Корюкина Л.Н.

2017 г.

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки (фотографии) учащихся.

Слайд-шоу: «село Полва»

Музыкальное оформление

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

II. Родная улица моя.
Учитель: Ребята, назовите улицы, на которых вы живете и улицы нашего села Полва

Выступление учащихся.

Учитель: Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у реки. Здесь вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Ученик читает стихотворение « Поляна детства».

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Ученик читает стихотворение «Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

Чистый воздух

Прозрачные реки

Цветущие поляны

Колосящиеся луга

Вековые леса

Птиц и зверей

Родники и озёра

Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет

Людям досаждать;

Дом и село обижать;

В квартире прыгать и скакать;

Дверь ногою открывать

В лифте кнопками играть;

И на стенах рисовать;

Сор на улице бросать;

Правила движенья выполнять.

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Расскажите, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам

хотелось побывать в каникулы? Почему?

Проводится конкурс «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

(Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
а) Знаю все о своих родителях
б) Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
в) Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
г) Затрудняюсь ответить
д) Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
а) Не знаю
б) Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего села, края (области)?
а) Особенности речи
б) Традиции праздников
в) Особенности местного костюма
г) Легенды, сказки, предания
д) Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить , а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог:

Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем.

Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

А сейчас мы предлагаем послушать стихотворения, написанные к юбилею нашего села.

Учащиеся читают стихи

Итог:

Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик читает стихотворение:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Рефлексия : ребята, пожалуйста, выскажите свои мысли вслух по поводу

проведенного кл. часа: мне запомнилось…

мне захотелось…

меня удивило…

я почувствовал(а)…

я буду помнить…

я благодарю…

Возраст детей 5 – 7 лет

Под музыку дети входят в зал. (Музыка.)

Здравствуйте. (По коми.) Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок. А родился ты на прекрасной Коми- земле, в далёком Коми - крае.

1. Что может быть родней родного

Отчизны, края, где живешь?

И дома отчего, святого,

Где жизнь по смыслу узнаешь.

2. Где снег особенный зимою,

И летний дождь душе милей.

Не зря зовем все то, родное

Мы малой родиной своей.

Сегодня мы вас пригласили

на праздник к нам неспроста

Все мы живём в Коми- крае

Здесь Родина наша и наша судьба.

И сегодня мы будем с вами говорить о крае родном,

О крае, в котором мы с вами живем.

Что мы родиной зовем?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Только в родимых краях бывает такое:

Солнце – самое яркое,

Небо – самое голубое,

Вода – самая чистая,

Звезды – самые лучистые.

Березки – самые тонкие,

Песни – самые звонкие!

Коми песня (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущая: У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные (слайд) Народные танцы Коми довольно оригинальны и неопределенны в своей направленности. Они состоят из необычайной красоты движений, чарующей музыки и слов. Особый шарм этому действию придают национальные костюмы, имеющие отношение к происходящему ведь, как правило, в танцах отражается жизнь народа, его обычаи, строй.

У народа Коми много интересных игр. Давайте сейчас поиграем в игру «Воробей». (Пышкай.)

Ведущий: Попробуйте, ребятки, отгадать загадки.

  1. В Коми - крае мы живём, где суровы зимы,

Не страшны нам холода, мы наденем…(Пимы.)

  1. На шалаш он похож, только ростом выше,

Если дождь, не беда, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь полы и стены

Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (Чум.)

  1. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень.)

  1. Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

Называется...

  1. Сине – зелёный мерцающий свет,

В северном небе - природный эффект. (Северное сияние.)

  1. В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень.)

  1. Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится. (Оленье стадо.)
  1. Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы.)
  1. Олень от них убегает - а они не отстают. (Нарты.)

10. Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (Полярное сияние.)

Ведущая: Игра «Я еду на Север и беру с собой…» Предлагаю собрать вещи для поездки на север. Возьмите по одной картинке и объясните, для чего нужны эти предметы на Севере, со словами "для того, чтобы". Например, «Я возьму на Север…

Чемодан для того, чтобы сложить вещи;

Шубу для того, чтобы не замерзнуть;

Варежки для того, чтобы не замерзнуть;

Фонарь для того, чтобы осветить путь полярной ночью;

Лыжи для того, чтобы передвигаться по снегу

Очки с тёмными стеклами для того, чтобы снег не слепил глаза

Рюкзак для того, чтобы сложить в него продукты и т.д.

Ведущий: Коми край – богатый край.

Это всем известно.

И о нашем Коми крае

Есть немало песен.

К нам в гости пришли ребята из группы «Кэрпи» со своей песней, поприветствуем их!

Коми песня на усмотрение музыкального работника.

Ребёнок: Родилась я в Коми крае.

Это Родина моя.

Лучше края я не знаю,

Он всех дороже для меня.

Ребёнок: Что такое Родина?

Коми-край земля.

Что такое Родина?

Республика моя.

Поезда на север,

Поезда на юг.

Всюду дали светлые

Зовут меня вокруг.

Ведущий: А дети из группы « Кэрпи» расскажут нам стихи на коми языке, послушаем их?

(1-2 ребёнка читают стихи на коми языке.)

Ведущий: Игра «Исправь ошибки».

Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть.)

Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги.)

В чуме живут олени. (Оленеводы.)

Нарты нужны, чтобы на них спать. (Кататься.)

Ведущий: Мы живём с вами в северном, крае. Наш край богат нефтью, углём, лесом. В обширных северных лесах водится много зверей, в реках – рыбы, в тундре разводят оленей. Издавна здесь жили сильные и смелые люди, они занимались охотой, рыбалкой, заготовкой ягод и грибов. А после тяжёлого, трудового дня собирались в избе, у тёплой печки, чтобы заняться рукоделием, поговорить, попеть песни. Кажется, я уже слышу песню, давайте послушаем песню на коми языке и посмотрим видео ролик о коми земле, ее природе, животном мире. (Дети смотрят ролик.)

Ведущий: А давайте ещё поиграем, хотите?

Коми игра «Медведь-бабушка»

Ведущий: Вот так на коми земле мы живем

Танцуем, играем и песни поем.

И наш Коми край самый лучший на свете,

Об этом скажут все наши дети!!!

Под музыку на коми языке дети выходят из зала.

Урок знаний "Моя малая Родина"

Цели: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям православной культуры, традициям российского общества, воспитание у подрастающего поколения уважения к истории русского народа, формирование чувства любви к Родине, показать значение родины в жизни каждого человека. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города, села. Воспитание чувства любви к своей малой родине и гордости за нее.
Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание, развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Воспитательная: научить ребят видеть и ощущать красоту родного края,
воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных и православных памятников родной земли.
Оформление: мультимедийные презентации, видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга), видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса “С чего начинается Родина?”, видеоролик с песней «Что может быть лучше России», рисунки учащихся.
Форма проведения: час общения.

Ход занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Вся наша огромная страна сегодня радуется самому главному школьному празднику – Дню Знаний. Для кого-то такое важное событие происходит впервые, для кого-то в последний раз, а для вас уже шестой раз звонок в нашей родной православной гимназии «Умиление» возвещает начало нового учебного года.

День знаний – это праздник всей страны,
Когда все школы двери открывают,
И всюду смех счастливый детворы,
И клёны в красном в школах всех встречают,
Я поздравляю каждого из вас
С прекрасным праздником осенним и желаю,
Чтоб стал успешным стартом в жизни класс,
В котором осенью учиться начинаем.

А наша сегодняшняя встреча будет посвящена дорогой для каждого русского и православного человека теме. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение:

Горелов Андрей: Я встаю с постели рано,
Чтоб Творца благодаря,
Посмотреть как из тумана
Зарождается заря.
Диянова Катя: От травинки и до стога -
Все как будто бы поет.
Все встают, чтоб славить Бога, -
Люди птицы и восход.
Вихлянцев Дима: Вот щебечет птичек стая:
«Как светло в России жить!»
И я тоже, Русь святая,
Буду век тебя любить.
Лемякина Лиза: Я со свечкою лучистой
На колени становлюсь,
Богу с Матерью Пречистой
О России помолюсь
Просвиров Вадим: Русь моя, любимая Русь! Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную, Смотрю и не насмотрюсь.
Давыдова Полина: Величаю тебя опять, Дорогая земля былинная, Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
Руслина Жанна: Славлю каждую тропку твою, Славлю раннюю зорьку каждую, С неустанной душевной жаждою Светлый стих из ромашек вью
Учитель: Так какой же теме посвятим мы наш классный час?
Ученики: Сегодня мы будем говорить о России и малой родине.
Учитель: Правильно. Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. И все это святое, Божий дар нам, россиянам.
Учитель:
Путь наш - полями, лесами...
Все наше милое - здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.
Что же, нам скажут, за диво
Сосны, да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоет:
«Все здесь святое, все Божье –
Небо, природа, народ!..»
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
Учитель: Испокон веков Русь называют святой. Святая Русь - не безгрешная Русь, Святая Русь - это народ, чувствующий в своем сердце святыню и в любых испытаниях стремящийся к чистоте и святости.

Видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга).

Учитель: За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? Об этом нам расскажет Просвиров Вадим.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Учитель: С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на этот
вопрос. Для каждого, наверное, с чего-то своего, личного
Видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса
“С чего начинается Родина?”
Учитель: Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомнится
Свой московский родной двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (читают Давыдова Полина и Капранова Виолетта)
Учитель: Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Конкурс «Родня» (можно привлечь родителей) .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа или учеба, служение Богу и Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине и к вере Православной, говорится в пословицах.

Игра «Составь пословицу» (составляют вместе с родителями)
Родина – мать, Родине служить.
Жить – умей за неё постоять.
Человек без Родины вся под Богом.
Земля русская что соловей без песни.

Учитель: Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя! (читает Горелов Андрей)

Учитель: А сейчас о своей малой родине нам расскажут сами ребята.
Диянова Катя – г. Волжский,
Козьмина Вика – с. Заплавное.
(Творческое индивидуальное задание – рассказ с презентацией)- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?- Что из истории своего края вы можете рассказать?
- Какие православные храмы есть в вашем городе или селе?

Учитель: Наша Родина – Россия славится обилием православных храмов и церквей. По всей стране (даже в самом маленьком городке) можно встретить православную церковь или небольшой храм. Город Волжский, Волгоград и село Заплавное не стали исключением.

Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное,
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Он и песнь поет - колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
Моё село Заплавное
В лучах рассвета славное,
Тишь необозримое,
Село моё Заплавное,
Ни с чем ты не сравнимое.
Синью небес объятое
Да солнцем так палящим,
Историей богатое
В прошлом и в настоящем.
Здесь доброта всегда была
Преемственностью свята,
Стала традицией села
И им село богато.
Богато буйной красотой
И пойменным простором,
Блескучей Ахтубой-рекой –
Всё не окинуть взором.
Травы целебной тут не счесть
И глины у дороги.
Источник первородный есть,
Как и угодно Богу.
Стоит село Заплавное
Как символ жизни нашей,
В лучах рассвета славное,
С годами ещё краше.
Л.Н. Зиневич
(читают и Вихлянцев Дима и Руслина Жанна)

Учитель: Прошли века, десятилетия, но и сегодня защитить родную землю, выдержать суровые испытания времени, не дрогнуть, помогает нам
сила православной веры

Любите Россию, как мать - В болезни любите, во здравииИ сердцем её ПравославиеПытайтесь понять и принять.
Мы в центре духовной войныЖестокое время и нервноеИ только единою верою Еще быть мы можем сильны.
Пусть громкие эти слова,Но их повторять очень хочется!Поверьте, Россия не кончится,Пока будет вера жива.
Пока будут храмы стоять -Высокие и златоглавые!Пусть время меняется. Главное -Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)

Итог:
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:
О родине – негромко говорю:Ведь о большой любви кричать не надо.Она – моя отрада и награда,Скажу о ней – молитву сотворю:“Будь вечно в благоденствии и славе,Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,Дай сил нам жить, не мудрствуя лукавоИ пред тобой себя не уронить!” (читает Диянова Катя)

Видеоролик с песней «Что может быть лучше России».
Вручение памятных подарков (Икона Божией матери «Прибавление ума», расписание уроков).

НОУ «ПЕК гимназия «Умиление»

Урок знаний "Моя малая Родина"
для обучающихся 6 класса

Подготовила
классный руководитель
6 класса
Прохорова Т. Д.

с. Заплавное
2014 год

13PAGE 14815

Заголовок 1Заголовок 315

Сценарий праздника

(посвящённого Дню рождения

города Павловского Посада).

Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

Цели:

1.Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного города.

2.Воспитание чувства любви и

гордости за свою малую родину.

Задачи:

1.Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.Содействовать моральному развитию детей.

Ход мероприятия

Ведущий: 06.06.15 исполнился 171 год Павловскому Посаду, и этот праздник мы посвящаем нашему любимому городу.

Ребята исполняют песню:

Музыка П. Аедоницкого
Слова А. Поперечного

Вдоль берегов нашей речки Клязьмы
Травам цвести и шуметь ветрам.
Из-за лесов, словно в русской сказке,
Выплывает город навстречу вам.

Павловский Посад,
Павловский Посад,
Городок задумчивый, старинный.
Тихий палисад, чей-то нежный взгляд
И такой родной огонь рябины.

Если б меня вы о нем спросили,
Я бы ответил, что город мой
Рядом с Москвой, посреди России,
Словно озаренный самой Москвой.

Краски земли и ее узоры
Вспыхнут в платках расписных твоих.
У мастериц свет зарниц во взорах,
Просто не влюбиться нельзя в таких!

Вот он стоит над рекою Клязьмой,
Город, в который я так влюблен.
Как хорошо был по-русски назван,
Павловским Посадом был назван он.

Припев.

Ведущий:

Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

1 Конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, реке. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. А что для вас «малая родина»?

Участник праздника читает стихотворение:

Малая Родина, малая Родина,
Наша весна и любовь,
Горечь рябины и сладость смородины,
Осени хмурая бровь…
Сколько бы ни было читано - пройдено
Лет, километров и строк,
С нами всегда наша малая Родина-
Наш благодатный исток.

Конкурс «Составь пословицы».

Родину, как и родителей

своя сторона

Любовь к Родине

и в горсти мила

На чужой стороне Родина

тот и герой

Одна у человека родная мать

авось, небось да как-нибудь

Всякому мила

чужая насупротив

За морем теплее

дороже всякого богатства

Кто за Родину горой

того обычая держись

Своя земля

чем страна наша

Скучно Афонюшке

и весна не красна

Где сосна взросла

сильнее смерти

Русский крепок на трех сваях

и полынь не растёт

Своя сторона по шерстке гладит

каменных стен

На родной стороне

свой дым глаз не ест

Жить

которой гнездо свое немило

В каком народе живёшь

будь и сыном своего народа

Народная дружба и братство

что своего гнезда нет

Наша сила

и камешек знаком

С родной сторонки

милей вдвойне

Нет земли краше

семья едина

На чужой стороне

там она и красна

Без корня

а у нас светлее

Своя ноша не тянет

на чужбине не найдёшь

Согласие крепче

Родине служить

О том кукушка и кукует

и ворона мила

Глупа та птица

на чужой сторонушке

Будь не только сыном своего отца

одна у него и Родина

Конкурс «Поединок». Ребята делятся на 2 команды и называют пословицы о Родине.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

· Любовь к Родине сильнее смерти.

· На чужой стороне Родина милей вдвойне.

· Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

· Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

· Береги землю родимую, как мать любимую.

· Всякому мила своя сторона.

· Где жить, тем и слыть.

· За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

· Где кто родится, там и пригодится.

· Если народ един, он непобедим.

· Кто за Родину горой, тот и герой.

· Прилетел гусь на Русь - погостит да улетит.

· Худая та птица, которая гнездо своё марает.

· Своя земля и в горсти мила.

· В чужом доме побывать - в своем гнилое бревно увидать.

· Чего не знаешь, туда и тянет.

· Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

· На одном месте и камень мохом обрастает.

· Земля русская вся под богом.

· И лес шумит дружней, когда деревьев много.

· Своя печаль чужой радости дороже.

· Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.

· Горе в чужой земле безъязыкому.

· Чужая сторона прибавит ума.

· Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

· На родной стороне и камешек знаком.

· Где сосна взросла, там она и красна.

· Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

· Если вздохнуть всем миром - ветер будет.

· Жить - Родине служить.

· В каком народе живёшь, того обычая держись.

· Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

· Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

· На родной стороне и кумушек знаком.

· Наша сила - семья едина.

· Что русскому здорово, то немцу смерть.

· Зачем далеко и здесь хорошо.

· С родной сторонки и ворона мила.

· Чужая сторона дремуч бор.

· Нет земли краше, чем страна наша.

· На чужой стороне и весна не красна.

· Без корня и полынь не растёт.

· В каком народе живешь, того и обычая держись.

· Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

· Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.

· О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

· Согласие крепче каменных стен.

· С родной земли - умри, не сходи.

· Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

· На Руси не все караси - есть и ерши.

· За морем теплее, а у нас светлее.

· Чужая сторона - мачеха.

· Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.

· Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

· Полетели за море гуси, прилетели тоже не лебеди.

· Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа.

· За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да своё.

Конкурс презентаций

«Достопримечательности Павловского Посада».

Музей «Истории русского платка и шали».

Стоит отметить, что в городе есть музей «Истории русского платка и шали». Здесь собраны лучшие платки с разных мануфактур Московской области, по которым можно смело изучать историю развития российской текстильной промышленности. Особой гордостью экспозиции являются платки, шитые золотом, набивные платки из шерсти и всевозможные шали.

Покровско-Васильевский мужской монастырь

Покровско-Васильевский мужской монастырь до 1917 года был женским. Он был построен по инициативе одного из основателей платочной фабрики Яковом Лабзином в честь своего компаньона - Василия Грязнова, человека очень набожного, который всю жизнь искупал грехи своей юности многочисленными добрыми делами. Изначально Лабзин инициировал строительство двухэтажного храма на месте, где были похоронены супруги Грязновы. После освящения всех трех пределов этого храма, при нем была организована женская богадельня, которая в будущем и должна был стать монастырем.

В революционные годы монастырский комплекс был сильно поврежден, но в 90-х годах прошлого столетия начались работы по его восстановлению, которые были успешно завершены к 2002 году. За это время было отреставрировано множество уникальных фресок и икон, из Киево-Печерской лавры и горы Афон были привезены частички мощь святых, построена еще одна церковь и восстановлено довольно богатое подсобное хозяйство. Теперь монастырь утопает в зеленее фруктовых садов и цветах.

Воскресенский собор

Одной из самых древних архитектурных достопримечательностей Павловского Посада считается Воскресенский собор, который был возведен в начале 18 века на месте одного из первых еще деревянных православных храмов в этом регионе в честь Георгия Победоносца. Спустя сто лет после его возведения храмовый комплекс был дополнен колокольней и трапезной. К сожалению, до наших дней сохранилась только 58-метровая колокольня. В начале 21 столетия она была полностью отреставрирована и теперь является одним из главных украшений города, возвышаясь на зеленом холме.

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Важное место в архитектурном ансамбле города занимает также храм Казанской иконы Божьей Матери, возведенный на заре 20 века на средства купца-мецената Федора Манаева. Здание этого храма имеет два этажа, и вроде бы неприметно, но облик его очень своеобразный.

Дом купца первой гильдии Дмитрия Ширкова

Еще одним интересным памятником в Павловском Посаде можно назвать дом, в котором когда-то жил купец первой гильдии Дмитрий Ширков. Это очень красивое здание с щедро декорированным фасадом и не менее богатым внутренним убранством Ширков завещал городу, теперь здесь находиться своеобразная галерея, где размещены экспонаты, посвященные городу.

Конкурс стенгазет «Из истории Павловского Посада» и рисунков «Мой город».

Конкурс «Знаменитые люди нашего города».

Ведущий показывает фотографии, ребята рассказывают о знаменитых людях Павловского Посада.

Тихонов Вячеслав Васильевич

(р. 8.2.1928, Павловский Посад Московской области), советский киноактёр, народный артист СССР (1974). В 1950 окончил актёрский факультет ВГИКа. Дебютировал в фильме "Молодая гвардия" (1948, по А. А. Фадееву, роль Володи Осьмухина). Получил известность в острохарактерных ролях Матвея Морозова ("Дело было в Пенькове", 1958) и Виктора Райского ("Чрезвычайное происшествие", 1959). Создал ряд лирических и героических образов; наиболее значительны: Алексей ("Оптимистическая трагедия", 1963), Князь Андрей ("Война и мир", 1966-67), Мельников ("Доживём до понедельника", 1968). Крупнейшей работой Тихонова стал образ советского разведчика полковника Исаева (Штирлица) в многосерийном телефильме "Семнадцать мгновений весны" (1972). В лучших ролях актёр глубоко раскрывает внутреннюю жизнь героя - его психологическую, эмоциональную, интеллектуальную сущность. Государственная премия СССР (1970).

Быковский Валерий Федорович

(р. 2.8.1934, Павловский Посад Московской области), лётчик-космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза (1963). Член КПСС с 1963. Окончил школу московского аэроклуба, в 1955 - Качинское военно- авиационное училище лётчиков. Был военным лётчиком. В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского (Москва). 14-19 июня 1963 на космическом корабле "Восток-5" совершил за 119 ч 81 виток вокруг Земли, пролетел свыше 3,3 млн. км. С 16 июня полёт Быковского происходил одновременно с полётом космического корабля "Восток-6", пилотируемого В. В. Николаевой-Терешковой. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями и иностранными орденами.

Курин Герасим Матвеевич

Организатор и руководитель крупного крестьянского партизанского отряда во время Отечественной войны 1812; крепостной крестьянин. После захвата г. Богородска наполеоновскими войсками (23 сентября) создал из крестьян Вохновской волости отряд (5300 пеших и 500 конных), привлек к командованию вохновского голову Е. С. Стулова и сотенного И. Я. Чушкина и установил связь с начальником Владимирского народного ополчения князем Б. А. Голицыным. С 23 сентября по 2 октября отряд имел семь столкновений с наполеоновскими войсками, на его счету было большое количество пленных и 3 французских орудия. Курин был награжден знаком Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом). Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник. Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место- это наша малая Родина.
Это место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной город.

Танец девочек в Павлово- Посадских платках.

Подведение итогов конкурсов. Поздравление и награждение победителей.

Главный приз для всех участников-экскурсия в краеведческий музей.


СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ПЕНЗА»

начальные классы

Кл.руководитель: Пчелинцева Ирина Вячеславовна

Цель:

способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Задачи:

    Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

    Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

    Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

    Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

    Содействовать моральному развитию детей.

Ведущий:

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Ведущий:

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик:

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

(так писала о пензенском крае наша поэтесса Матрёна Смирнова)

Звучит гимн города...

2.

Ведущий:

Пензенская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее.

Было это в семнадцатом веке. Пришёл сюда человек. Вышел к крутому обрыву. И встал очарованный красотой. Перед ним за извилистой лентой реки простерлась зелёная долина. По – хозяйски осмотрел человек местность, прикинул и сказал:

- Здесь стоять крепости государства Московского.

Так на юго-восточной границе Московского государства в 1663 году возникла Пенза. Более трёхсот лет стоит она здесь на берегах Суры. А вокруг на сотни километров – её земля. И её люди.

Ученик:

Стук топоров из тьмы столетий

Мне часто слышится во сне,

Как возводились стены эти, -

Рождался город на Суре.

Рубили лес, он пах смолою,

Смола катилась, как слеза.

Горели удалью младою

Градостроителей глаза.

Издалека они скакали,

Чтоб выполнить царёв наказ.

Для града место выбирали

И холм высокий повстречали –

Он выше всех в краю у нас.

И по душе пришлось им место

У двух красивых тихих рек.

Цвела черёмуха – невеста,

Как будто падал первый снег.

И холм лесистою макушкой

Шумел под вешним ветерком.

И спорил соловей с кукушкой

О чём-то близком, дорогом.

Вот здесь мы новый град построим, -

Решили воины тогда.

Ученик:

Был много – много лет назад

На сей земле основан град,

Стеной высокой обнесён.

Был град тот Пензой наречён.

Ученик:

Здесь над сурской волной

Вырос город родной,

И людьми

И делами красивый.

Здесь мы все рождены,

В середине страны,

Возле самого сердца России.

Ведущий:

Многое повидала Пензенская земля за свою историю! Из уст в уста, из поколения в поколение передаёт народ, славные были Пензенского края.

О чём они? Одна повествует, как из-под Симбирска от Степана Разина пришёл сюда отряд донского казака Харитонова, как посадские и служилые люди, видя в нём своего избавителя, открыли ему в 1670 году крепостные ворота Пензы.

Другая – о том, как в семи километрах от Пензы в небольшой деревеньке Ухтинке раскинул свой лагерь Емельян Иванович Пугачёв. Три августовских дня 1774 года провёл он здесь. Сюда пензенские крестьяне приводили к нему на суд своих мучителей – помещиков.

Ведущий:

А сколькими славными именами гордится земля пензенская! Известные всему миру учёные: создатель «русского солнца» - электрической свечи – П. Н. Яблочков, ботаник А. Н. Бекетов и его брат – пионер физической химии – Н. Н. Бекетов, выдающийся хирург Н. Н. Бурденко, историк В. О. Ключевский. Писатели: основоположник русского исторического романа М. Н. Огарёв, А. И. Куприн, Александр Малышкин, Фёдор Гладков. Художники: академик живописи К. А. Горбунов, И. С. Горюшкин – Сорокопудов; видные военачальники: комиссар Волжской флотилии периода гражданской войны Н. Г. Маркин, маршалы Советского Союза М. Н. Тухачевский и Н. И. Крылов, дважды герой Советского Союза генерал – лейтенант В. А. Глазунов.

И ещё два великих имени: Белинский и Лермонтов… Они оставили нам неугасимый свет разума и таланта.

Ученик:

И если как – нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

(Так писал М.Ю. Лермонтов о малой Родине)

Ведущий:

Пензенская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Пенза не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым городом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Пензенская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин, оставив на колонне дымного поверженного рейхстага надпись: «А мы из Пензы!»

Вот такие строчки написала пензенская поэтесса Лариса Яшины о суровых военных годах.

Ученик:

А суровой порой

Город встал в общий строй,

Хоть и был тыловой городишко.

И снаряды – на фронт,

И «катюши» - на фронт,

И на фронт за отцами мальчишки.

Ой, родная земля!

Раны, госпиталя…

Люди горе в избытке узнали.

Вот ещё самолёт,

На Берлин танк пойдёт,

Против ворога миром восстали!

А салютов огни!

Так похожи они

На горящую в сердце отвагу.

И как вечности знак,

Начертил наш земляк:

«Мы из Пензы!» - на стенах рейхстага.

Ведущий:

В любое время года Пензенская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.

Ученик:

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Звучит песня в исполнении анс. « Домисольки» (Город мой родной)

Ведущий:

Сегодня Пенза – дом почти для полумиллиона человек…

Мирное небо голубеет над городом. Здесь играют веселые свадьбы и дают красивые имена детям, слушают их смех, дарят любимым цветы…В этом – молодость воспетого в песнях города на Суре. Она - в его людях, которые творят замечательную новь, строят светлое будущее, приумножают славу отцов и дедов, украшают и преображают свой родной край. Именами славных земляков благодарные потомки назвали улицы города и села области, соорудили памятники.

Звучит песня В. Огарёва « О Пензе»



Похожие статьи
 
Категории