Серебрякова зинаида биография и описание картин. Запретная любовь гениальной художницы (Зинаида Серебрякова)

15.02.2019

Самые лучшие книги - понятие относительное. Хорошее печатное издание в данный момент - это произведение, приносящее человеку утешение, совет, знания, мудрость, яркие впечатления. Таким образом, определяющим моментом является удовлетворение книгой спроса определенного читателя.

Для некоторых людей ценна исключительно специализированная литература: документальная, научная, техническая, медицинская, отраслевая. Но это, скорее, пища для ума. Однако все-таки большинство читателей интересуется книгами художественными. Именно они способствуют формированию духовного облика. О них и пойдет речь в данной статье.

Художественная книга - уникальное изобретение. Плеяды мыслителей разных времен и эпох доверяли бумаге свои надежды, наблюдения, понимание истины, жизни, человечности. Замечательно, когда созданные этими авторами яркие образы вместе с глубокими и уникальными цитатами (порой - десятилетия назад, а порой - века) озаряют жизнь нашим современникам!

Роль российского конкурса «Книга года»

Текущий в России необычайно плодотворен и имеет характерные черты, присущие декадансу:

Направить литературный процесс в конструктивное русло, избежать размывания национального и стимулировать в нем действительно талантливые начала - архиважная задача современной русской культуры. Индикатором успешности книг, которые пишут наши современники, являются ежегодные национальные конкурсы по типу «Книга года». Они организуются с целью стимулирования как писателей, так и издательств.

Например, в российском конкурсе 2014 года, традиционно проходящем в середине сентября месяца, участвовало 150 издательств, представивших на конкурс более полутысячи книг. Были объявлены победители в 8 номинациях:

  • прозаические произведения - роман «Обитель» (Захар Прилепин);
  • поэтическое произведение - перевод шекспировского «Короля Лира» (Гигорий Кружков);
  • художественная литература для детей - повесть «Куда скачет петушиная лошадь?» (Светлана Лавова);
  • арт-книга - «Каргопольское путешествие» (подготовлено местным архитектурно-художественным музеем);
  • номинация Humanitas - художественно-документальный альбом «Лермонтов» (госархив искусств и литературы);
  • электронная книга - медийный проект «Ясная Поляна» и «Ярославские храмы» (бюро проектов «Спутник»);
  • номинация «Напечатано в России» - альбом «Ветка. Книжная культура»;
  • главная премия конкурса «Книга года 2014» - трехтомник «Россия в I Мировой войне» (коллектив из 190 исследователей университетов, музеев, архивов).

Резюмируем: задачами вышеупомянутого конкурса является повышение статуса книги в текущей общественной жизни; стимулирование лучших авторов и издательств. За шестнадцать лет своего существования это мероприятие на практике доказало свою мотивирующую роль в развитии российской литературы.

По крайней мере, им номинировались российские писатели, которых можно по праву назвать классиками:

  • 2004 год, номинация «Проза» - «Искренне ваш, Шурик» (Людмила Улицкая); номинация «Бестселлер» - «Ночной дозор» (Сергей Лукьяненко);
  • 2005 год, номинация «Проза» - «Волтерьянцы и Вольтерьянки» (Василий Аксенов);
  • 2011 год, номинация «Проза» - «Мой лейтенант» (Даниил Ганин).

Международные книжные рейтинги

Как мы уже упоминали, самые лучшие, самые востребованные книги, благодаря закристаллизованной в них мысли, становятся для своих читателей настоящими друзьями, советчиками, отрадой. А написавших их авторов называют классиками.

Созданные талантом самые лучшие книги изучают в школах и высших учебных заведениях, их широко цитируют и в повседневной жизни.

По крайней мере, навигация в Интернете обнаруживает десятки вариантов «Ста лучших книг».

Подобные списки имеют определенную ценность. Благодаря им читателю-новичку становится значительно проще отыскать для прочтения действительно самые лучшие книги среди десятков и сотен тысяч произведений. Если человек ощущает свои пробелы в познании мировой культуры (неотъемлемой частью которой является отечественная и зарубежная литература), то подобный рейтинг сможет стать маршрутной картой.

Какое же направление выбрать для такого ориентира? Если вы действительно интересуетесь мировой литературой, то мы бы рекомендовали воспользоваться одним из рейтингов по версиям:

  • английской вещательной компании (BBC);
  • The Observer;
  • союза писателей России;
  • французской газеты Le Monde;
  • американского издательства Modern Library;
  • норвежского книжного клуба.

Конечно, информационное агентство каждой страны, перечисляя самые лучшие книги, пытается в составленных списках ведущие места уделить авторам-землякам. И это оправдано. Ведь таланты признанных классиков, создававших свои шедевры со времен древнего мира и до наших дней, в действительности несопоставимы. Каждый из них по-своему находит тропу к сердцу читателей.

Феномен, дошедший до нас спустя тысячелетия: литература древнего мира

Список книг, дошедших к нам сквозь тысячелетия и доставшихся в наследство от других эпох, достаточно ограничен. Однако они фигурируют и в современных рейтингах. Поэтому мы о них пишем. К сожалению, история не сохранила древние библиотеки: иноверцы воевали с книгами так же, как и с врагами. Так, например, была уничтожена богатейшая Александрийская библиотека, насчитывающая до 700 000 свитков папируса.

Какие книги наших предков-классиков следует упомянуть в первую очередь, говоря о древнем мире? Безусловно, славы в латинском языке заслуживает Публий Вергилий Марон, автор «Энеиды», а в древнегреческом - Гомер, автор «Одиссеи» и «Илиады». Руководствуясь теорией Вергилия, русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов разрабатывал силлабо-тоническую систему стихосложения, которая послужила стартовой площадкой для дальнейшего развития отечественной поэзии.

Впрочем, не только Вергилий и Гомер считаются древними классиками. На латинском творили также Гораций, Цицерон, Цезарь, а на древнегреческом - Аристотель, Платон, Аристофан. Однако именно два упомянутых ранее имени в наибольшей мере презентуют литературу древнего мира.

Книги Европы эпохи становления капитализма

Зарубежная литература, конечно же, представлена гораздо более насыщенным перечнем авторов, чем Греция и Древний Рим. Этому способствовало бурное развитие европейских государств.

Франция своей Великой революцией пробудила к жизни романтические человеческие стремления к свободе, равенству, братству. В литературе Германии, приступившей к созданию своей государственности, в унисон французскому также превалировал романтизм.

В противовес этому индустриальная, урбанизированная и политически стабильная Британия - повелительница морей - демонстрировала наиболее мощный и зрелый литературный процесс, склоняющийся к реализму.

Общепризнано, что самые известные писатели, творившие на французском языке в то время, - это Виктор Гюго («Отверженные», «Собор Парижской Богоматери») и Жорж Санд («Консуэло»).

Впрочем, говоря о французском вкладе в мировую литературу, следует упомянуть имена Александра Дюма-отца («Железная маска», «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»), Вольтера (поэма «Агафокл»), Шарля Бодлера (сборники стихов «Парижский сплин», «Цветы зла»), Мольера («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Скупой»), Стендаля («Пермская обитель», «Красное и черное»), Бальзака («Гобсек», «Евгения Ганде», «Годис-сар»), Проспера Мериме («Хроники времен Карла IX», «Таманго»).

Список книг романтических, характерных для раннебуржуазной Европы, продолжим, упомянув произведения испанцев и немцев. Блестящим представителем испанской классической литературы является Сервантес («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»). Из немецких классиков прославились Иоганн Вольфганг Гете («Фауст», «Дикая роза»), Генрих Гейне («Путешествие по Гарцу»), Фридрих Шиллер («Заговор Фиеско в Генуе», «Разбойники»), Франц Кафка («Пропавший без вести», «Процесс»).

Романтические книги-приключения отбрасывали антураж реальной жизни, их сюжет основывался на действиях исключительных героев в необычных условиях.

Расцвет британской литературы

В XIX веке законодателями «книжной моды» на европейском континенте по праву считались британские писатели. Французских авторов, инициированных Великой революцией, после краха Наполеона Бонапарта жаловали меньше.

Англичане же имели свою литературную традицию. Еще в XIV веке весь мир признал гений Уильяма Шекспира и инновационные социальные идеи Томаса Мора. Развивая свою литературу в условиях стабильного индустриального общества, британские авторы уже в XVIII веке начали эволюционный переход от классического рыцарского романа (романтизма) к произведениям социальным, психологическим.

Они более прагматично, чем французы, попытались ответить на философский вопрос: «Что такое Человек, и что такое Общество?» Такими новыми мыслителями стали Даниэль Дефо («Робинзон Крузо») и Джонатан Свифт («Гулливер»). Впрочем, одновременно Британия обозначила новое направление романтизма, что продемонстрировал Джордж Гордон Байрон, автор произведений «Дон Жуан» и «Паломничество Чайльда Гарольда».

Литературную традицию реализма в первой половине XIX века мощно развили следующие известные писатели:

Гениально талантливый (которого позже Ф. М. Достоевский назвал своим учителем);

Интеллектуальная до уникальности, стоически переносящая голод и бедность, Шарлотта Бронте, известная по роману «Джейн Эйр»;

Творец всемирно известного Шерлока Холмса - Артур Конан Дойл;

Коленонепреклоненный и преследуемый продажной прессой («Тэсс из рода Дэбервилей»).

Русская золотая литература XIX века. Самые громкие имена

Классика русской литературы ассоциируется в мире в первую очередь с именами Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова. Хотя в целом в XIX веке (что общепризнано) русская литература превратилась в наиболее яркое культурное явление общемирового уровня.

Проиллюстрируем вышесказанное. Непререкаемой классикой стал толстовский стиль написания романов. Так, американская писательница Маргарет Митчелл писала свою знаменитую эпопею «Унесенные ветром», подражая стилю Льва Николаевича.

Был также общепризнан в мире пронзительный психологизм высшей пробы, присущий творчеству Достоевского. В частности, известный ученый Фрейд утверждал, что никто в мире не сможет ему сказать ничего нового о внутреннем мире человека, никто, кроме Федора Михайловича.

А новаторство Чехова вдохновило авторов начать писать произведения, исходя из мира чувств человека. В частности, маститый британский драматург Бернард Шоу признавал себя его учеником. Таким образом, зарубежная литература в XIX веке получила и мощную идейную подпитку, и новый вектор развития от литературы русской.

Замечание о литературных рейтингах

Факт остается фактом: среди сотен лучших произведений значительную часть занимают книги, написанные в XIX веке. Именно этих писателей принято изучать в школах, для чего разработаны инерционные и неоправданно стабильные учебные программы.

Справедливо ли это? Отнюдь. Целесообразнее менять учебную программу, считаясь со вкусами реальной передовой читательской аудитории. По нашему убеждению, не меньшую долю, чем произведения XIX века, в учебной программе должны занимать работы писателей XX и XXI века.

Классика русской литературы сегодня - это уже не только произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, но и книги Михаила Булгакова, Виктора Пелевина. Мы намеренно выражаем мысль фигурально, упоминая лишь отдельные имена знаменитых поэтов и писателей.

Поднимая тему: «Какие книги - самые лучшие?», разумно подробней рассказать о произведениях классиков нынешнего и прошлого веков.

Лучшая книга по версии ВВС. Критический взгляд

Первое место в по версии BBC, занимает роман-трилогия Джона Рональда Толкиена «Властелин колец». Уделим особое внимание в данной статье этому произведению-фэнтези. Книги с подобной глубиной проработки сюжета, основанного на древних сказаниях, являются большой редкостью.

Что послужило экспертам рейтинга мотивом для столь высокой оценки? Действительно, профессор Оксфордского университета своим увлекательнейшим произведением сослужил Британии великую службу. Он, глубоко и всесторонне изучив фольклор Туманного Альбиона (дотоле разрозненный и фрагментарный), образно говоря, расплел его по ниточке и сплел в единой концепции борьбы Добра со Злом. Мало сказать, что проделал он это талантливо. Об уникальности трилогии свидетельствует любопытный факт. Однажды к автору «Властелина колец» после его лекции пришел разгневанный ученый-коллега и обвинил писателя в плагиате.

Современная художественная литература, пожалуй, доселе не имела подобных ассоциаций. Оппонент писателя оказался доказательным, он принес растерянному автору «Кольца» неведомые последнему копии рисунков из древних британских летописей, которые словно иллюстрировали произведение Толкиена.

Бывает же такое! Одному человеку удалось невозможное - объединить, систематизировать и, что немаловажно, презентабельно представить древний фольклор своей родины. Не зря королева Елизавета II наградила писателя почетным титулом кавалера Британии.

Некоторые другие рейтинговые книги по версии BBC

  • Детская фантастическая трилогия «Темные начала» (Филип Пулман).
  • «Убить пересмешника» (Харпер Ли).
  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Ребекка» (Дафна Дюморье).
  • «Над пропастью во ржи» (Сэлинджер Джером).
  • «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Фицджеральд).

Мнение российских читателей

Какая оценка дается справедливости британского рейтинга на российских форумах любителей книг? Ответ краткий: неоднозначная.

Достаточно высокая оценка дается произведению писателя Джорджа Оруэлла. Для многих читателей любимой книгой стал захватывающий роман с непредсказуемым сюжетом - «Ребекка». К прочтению детям можно рекомендовать историю путешествия девочки Лиры Белаквы из Оксфорда по фантастическим мирам от Филипа Пулмана.

Однако есть и достаточно мотивированные замечания. Например, для отечественного искушенного читателя, полюбившего такие книги-романы, как реалистично-мистический булгаковский роман «Мастер и Маргарита», произведение «Доктор Живаго» от Бориса Пастернака, а также «Пикник у дороги» и «Град обреченный» от братьев Стругацких, мягко говоря, не совсем понятен критерий приоритетности рейтинга BBC.

Поймите правильно: мы отнюдь не пытаемся понизить художественную ценность ряда талантливых романов по типу «Уловка 22», «Великий Гэтсби», «Над пропастью во ржи», когда констатируем факт: их жанр - идейный роман. Разве, говоря объективно, они могут быть конкурентами объемному и многопроблемному произведению «Мастер и Маргарита»?

Такие книги-романы, последовательно раскрывающие лишь одну мысль автора, должны быть рейтингом ниже! Ведь их глубина смысла изначально ограничена замыслом, лишена объемности, многомерности. Поэтому, по мнению наших читателей, совершенно абсурдным является сомнительное позиционирование романов-идей в списке книг на позициях, превышающих по рейтингу «Войну и мир» или «Мастера и Маргариту».

Современные книги постмодерна

Постмодернистские книги сегодня находятся, пожалуй, на пике популярности, поскольку представляют собой идейную антитезу стагнирующему обществу массового потребления. Современные писатели-постмодернисты препарируют окружающий их потребительский образ жизни, наполненный бездушной рекламой и примитивным глянцевым гламуром.

Такие идейные авторы есть даже в сытой Америке. Признан у себя на родине как подлинный знаток проблем потребительского общества писатель итальянского происхождения Дон Делилло (романы Underworld, «Белый шум»). Другой итальянский ученый, профессор семиотики Болонского университета Умберто Эко, погружает читателя в настолько интеллектуально-насыщенную канву произведения («Маятник Фуко», «Имя розы»), что его творения востребованы интеллектуальной аудиторией.

Более мягкий постмодерн демонстрирует другой автор. Одним из представителей русской современной литературы этого течения является Борис Акунин. Книги этого современного классика («Приключения Эраста Фандорина», «Азазель», «Приключения сестры Пелагеи») востребованы массовым читателем и даже экранизированы. Многие отмечают силу таланта автора, его мастерский слог, умение создавать увлекательные сюжеты. В своих рассуждениях он демонстрирует особую личную философию восточного характера.

Последнее особо заметно в его «Нефритовых четках» и «Алмазной колеснице».

Примечательно, что, увлекая читателя детективными сюжетами, происходящими в общей канве исторических событий России, не обходит проблем нищеты, коррупции и воровства современный классик Акунин. Книги его, впрочем, не выдержаны в строгих рамках исторического сюжета. На Западе этот жанр прозы называют folk-history.

Хронологической точкой, определяющей старт понятия «современная российская литература» является 1991 год. Начиная с этого времени, достоянием широких масс читателей стали закрытые дотоле произведения авторов-шестидесятников:

  • «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера.
  • «Остров Крым» Василия Аксенова.
  • «Живи и помни» Валентина Распутина.

Вслед за ними в литературу пришли современные писатели, мировоззрение которых было инициировано перестройкой. Кроме упомянутого выше Бориса Акунина, ярко зажглись и другие российские литературные звезды первой величины: Виктор Пелевин («Числа», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота», «Т», «Ампир В») и Людмила Улицкая («Казус Кукоцкого», «Искренне ваш, Шурик», «Медея и ее дети»).

Современные фэнтези-книги

Возможно, признаком эпохи декаданса стал ремейк романтического жанра, возродившегося в форме фэнтези. Чего стоит только феномен популярности цикла романов о Гарри Потере от Джоан Роулинг! Это действительно так: все возвращается на круги своя, романтизм отвоевывает утраченные позиции у реализма!

Сколько бы ни говорили, что реализм когда-то (в 30-х годах XX века) насмерть задавил романтизм, сколько бы ни скрывали его кризис, а он вновь на коне! Это трудно не заметить. Вспомним лишь одно из классических определений данного литературного стиля: «Исключительные герои действуют в необычных ситуациях». Разве последнее утверждение не соответствует духу фэнтези?! Что тут еще добавить...

  • «Ночной дозор», «Дневной дозор» (Сергей Лукьяненко).
  • «Запрещенная реальность», «Евангелие от зверя», «Катарсис» (Василий Головачев).
  • Цикл романов «Тайный город», цикл «Анклавы» (Вадим Панов).

Напомним также о популярности в России фэнтези-цикла «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского. Одним словом, книги-приключения нынче опять в фаворе у читателей.

Просматривая форумы отечественных читателей, мы обнаружили, что среди выдающихся писателей XX века гораздо реже упоминаются неевропейские и неамериканские книги. Однако среди них встречаются весьма яркие и талантливые произведения:

  • «Сто лет одиночества» (колумбиец Маркес).
  • «Женщина в песках» (японец Абэ Кобо).
  • «В ожидании варваров» (южноафриканец Джон Кутзее).

Заключение

Бездонна художественная литература! Книги ее авторов (имеется в виду - лучшие) среднестатистический человек, к сожалению, априори не сможет прочесть в течение всей своей жизни. Поэтому чрезвычайно важна навигация в безграничном книжном «море». «Зачем это нужно - целенаправленно читать?» - спросит непосвященный человек...

Мы ответим: «Да чтобы украсить свою жизнь, чтобы приобрести настоящих друзей! Ведь книги - это и советчики, и вдохновители, и утешители.

Заканчивая, отметим, что если вам в дальнейшем посчастливится найти хотя бы десяток книг, каждая из которых, как камертон, идеально подойдет вам, вашей душе в определенной жизненной ситуации, то мы будем считать, что не зря работали над этой статьей. Приятного вам чтения!

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Творчество З.Е.Серебряковой в контексте произведения

Зинаида Евгеньевна Серебрякова... Это имя связано для меня с картиной, находящейся в Третьяковской галерее: молодая женщина перед зеркалом... В памяти остается ощущение удивительной чистоты и ясности образа, редкое сочетание душевной и физической красоты...

Иван Антонович Ефремов в романе "Лезвие бритвы" вспоминает о Зинаиде Серебряковой как о замечательной русской художнице, "одной из самых выдающихся русских мастеров, незаслуженно забытых". Всю свою жизнь художница посвятила собиранию красоты, запечатлевая ее на своих полотнах.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в 1884 году, в семье Лансере-Бенуа, прославленной художественной династии России. Отец её, Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, он умер когда Зине было всего 2 года и она знала о нем только по рассказам родных. Ее мать - Екатерина Николаевна Лансере была родом из знаменитой семьи художников и архитекторов Бенуа.

Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все. Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда - Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев. В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова:Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.

В 1905 году она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, соседа по имению. Они были знакомы с детства и хотели соединить свои жизни, несмотря на то, что являлись двоюродными братом и сестрой. Пришлось преодолеть множество препятствий, так как они были разного вероисповедания и довольно близкими родственниками. После поездок в Белгород и Харьков к духовным властям разрешение было, наконец, получено и молодые люди смогли пожениться. Борис Анатольевич был студентом Института путей сообщения и относился к той части русской интеллигенции, которая считала, что у человека должен быть "ум с сердцем в ладу" и что супруги при всей разности интересов должны быть единомышленниками. Молодые уехали сначала в Париж, а затем, вернувшись, поселились в родовом имении "Нескучное" на границе Курской области и Украины.


Зинаида Евгеньевна всей душой любила русскую деревню. А когда что-то любишь, то видишь в этом только хорошее и светлое. Художница писала, что "влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц". В ее альбомах появляются этюды из сельской жизни.

Ее пейзажи и зарисовки близки к импрессионизму своей чистотой и звучанием красок, таким способом отображения действительности, когда мир видится наполненным чистым вдохновением и радостью жизни.

Многие свои самые лучшие работы Серебрякова напишет, вдохновленная образами русских крестьянок. Крестьянские девушки, гармония их чистых душ и сильных тел, закаленных физическим трудом и жизнью близкой к природе, станут для художницы эталоном той безусловной красоты, о которой Иван Антонович Ефремов говорит в "Лезвии бритвы" устами Ивана Гирина: "...Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя. Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон - наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее - чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты... Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами, как безусловная красота".

(1884-1967) русский живописец, график

Зинаида Серебрякова родилась в семье, где искусством занимались все. Прадед художницы А. Кавос, ее дед Н. Бе-нуа были известными архитекторами. Отец, Е. Лансере, занимался скульптурой, его работы хранятся в ведущих музеях страны и мира. Мать, Е. Лансере (урожденная Бенуа), училась живописи у П. Чистякова, у которого учились все знаменитые живописцы России семидесятых-восьмидесятых годов XIX века. Правда, она не стала профессионалом, считала себя художником-любителем. Брат, Е. Лансере, стал живописцем, графиком, членом общества «Мир искусства». Дядя Зинаиды Серебряковой, А. Бенуа считался признанным авторитетом в истории искусства и сам был незаурядным живописцем.

Зинаида родилась в имении Нескучное, принадлежавшем ее отцу. После его внезапной смерти, мать художницы с детьми переехала в Петербург и поселилась в доме своего отца Н. Бенуа. С этого времени Зинаида Серебрякова росла в атмосфере преклонения перед искусством. Способности девочки к рисованию были замечены рано, сама художница писала, что рисует столько, сколько себя помнит.

С 1901 г. Серебрякова посещала школу меценатки княгини М. Тенишевой, где преподавал И. Репин. Особое влияние на становление ее творческой манеры оказало путешествие по Италии вместе с матерью и сестрами.

Вернувшись в Россию, Зинаида продолжала брать уроки, занималась в 1903-1905 гг. в частной художественной мастерской О. Браза, живописца и графика, входившего в группу «Мир искусства». В 1905 г. она отправилась во Францию, где поступила в Академию де ля Гранд Шомьер, которой руководили художники Симон и Дошен. Вскоре к ней присоединился ее двоюродный брат Б. Серебряков. Она много занималась техникой рисунка, во время путешествий по стране постоянно делала различные зарисовки.

Первыми произведениями художницы становятся наброски, сделанные в родовом имении Нескучное, расположенном под Харьковом, где она родилась и впоследствии постоянно проводила лето. В архиве художницы сохранилось множество рисунков и акварелей: она рисовала практически все, что видела: крестьян во время сельскохозяйственных и домашних работ, животных, птиц, цветы. Интересны и ее пейзажные зарисовки. Полагают, что особое влияние на художницу оказало творчество А. Венецианова, его изображения русских крестьян.

Со временем оказалось, что большую часть творческого наследия Зинаиды Серебряковой составляют портреты добровольных натурщиков - друзей и близких, а также автопортреты. В последнем жанре последовательно зафиксированы разные состояния ее жизни: от радостного миросозерцания до тихой грусти, вызванной сложными жизненными перипетиями. Она постепенно отойдет от тщательной прописанности вещей, окружающих ее автобиографическую героиню, больше сосредоточившись на передаче собственного внутреннего состояния. Исследователи отмечали, что близкие люди не стареют на картинах Серебряковой (портреты Кати), потому что, один раз увидев их индивидуальность, Зинаида Серебрякова и отражает ее на своих полотнах.

В 1905 г. Зинаида выходит замуж за своего двоюродного брата Б. Серебрякова, в 1908 году получившего диплом инженера. Отцу пришлось испрашивать специальное разрешение церковных властей на брак. Он оказался удачным, хотя семейная жизнь Серебряковой продолжалась недолго. В революционные годы Б. Серебряков умер, и его жене пришлось одной поднимать четверых детей. Все они проявили себя в художественной сфере. Александр много работал для кино и театра, писал в технике акварели, рисуя интерьеры частных дворцов во Франции и Англии, Катя стала живописцем.

Дочь смогла сохранить последнюю квартиру матери, где находятся большинство произведений Зинаиды Серебряковой, созданных в эмиграции. Даже внук художницы, сын ее дочери Татьяны, Иван Николаев, известен своими работами в области монументального искусства: в частности, он оформлял московскую станцию метро «Боровицкая».

С 1909 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова начинает постоянно выставляться, она участвует в седьмой выставке «Союза русских художников» (1910) и экспозиции «Современный женский портрет», устроенной в редакции журнала «Аполлон» в Петербурге. Тогда же к ней приходит профессиональная известность, а «Автопортрет» (1910) и одну из крестьянских композиций приобретает Третьяковская галерея. Исследователи отмечают, что созданные в 1914-1917 гг. картины уже представляют собой монументальные полотна, в которых последовательно раскрывается жизнь крестьян.

С 1911 года Зинаида Серебрякова является постоянным экспонентом выставок общества «Мир искусства». Она много путешествует: по Крыму в летние месяцы (1911-13), по Италии и Швейцарии (1914).

В 1914 году А. Бенуа по просьбе архитектора А. Щусева, автора проекта Казанского вокзала, возглавил работы по монументальным росписям вокзала, он привлек к работе М. Добужинского, Н. Лансере, Н. Рериха и Зинаиду Серебрякову, которая сделала целый ряд эскизов и рисунков панно на темы «Индия», «Сиам», «Турция», «Япония». Осуществляя задуманное, она многие часы провела в библиотеках, изучая искусство и историю стран Востока.

В 1917 г. Зинаида Серебрякова была выдвинута в академики наряду с А. Остроумовой-Лебедевой и другими женщинами-художницами, но из-за революционных событий выборы не состоялись.

В первые послереволюционные годы Серебрякова жила в Нескучном с семьей, там она пережила смерть мужа от тифа и пожар, в котором чуть не сгорели ее картины. В 1919 г. она работала в Харькове, участвовала в 1-й выставке подотдела искусств Харьковского Совета, а в следующем году переехала в Петроград, где продолжила работу в музеях. Несколько месяцев Зинаида Серебрякова работала в качестве художника Археологического музея, оформляла залы, проявляя поразительную силу воли и мужество. Ведь зарплата была такой мизерной, что ее хватало только на фунт масла. В залах не топили, от голода и холода опухали пальцы. Бенуа неоднократно продавал ее работы в частные коллекции и пересылал художнице деньги. Мать художницы помогала вести хозяйство.

Несмотря на сложные бытовые условия, Серебрякова продолжала работать: она покупала на барахолках краски у барышень, когда-то занимавшихся изящными искусствами, а теперь продававших свое имущество, чтобы прокормиться, писала сценки из жизни артистов балета, городские пейзажи.

Зинаида Серебрякова стремилась, чтобы ее дети получили образование. Дочь Таня обучалась в Петроградском хореографическом училище, и художница часто рисовала прямо в театре, создав целую серию картин, посвященных танцу (пастели 1922-1923 гг.). Даже в конце ее творческого пути Серебрякова оставалась верна увлечениям молодости; интересна ее лирическая зарисовка-портрет известной балерины Иветт Шовире (1962).

Дети всегда оставались самой любимой натурой Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, она рисовала их в любой обстановке: за столом, во время игр, чтения, когда они спали или одевались. Художница могла сделать набросок во время беседы, а потом на его основе создавала портрет, Удивительна ее зарисовка младшего С. Прокофьева (сына композитора) 1927 года: фигура, выполненная в голубовато-золотистых тонах, вписана в красно-коричневую мебель, которая становится своеобразным обрамлением.

Работы художницы были представлены на выставках членов Дома искусств и «Мира искусства» (в 1922 и 1924 годах). В частности, на выставку 1922 года Серебрякова представила 16 портретов, выполненных пастелью. В том же году вышла монография критика Н. Эрнста о художнице.

Любопытно, что практически всю свою жизнь Зинаида Серебрякова рисовала обнаженную натуру, не только добиваясь большего самовыражения, но и выражая свое жизненное кредо. Она всегда верила в человека, в его красоту. Поэтому нередко ее картины, написанные в разной технике (маслом, сангиной и пастелью), так богаты цветовыми переходами. Художница всегда композиционно точно выверяла расположение натуры на холсте, одновременно добиваясь и особой декоративности изображения. Своеобразной прелюдией к «ню» стали портреты «Банщиц», над которыми работала еще начинающая художница.

Заметна и эволюция творческой манеры в ее автопортретах: иногда, за неимением другой натуры, ей приходилось рисовать саму себя. От наивного кокетства девушки, только познающей мир, она приходит к изображению матери, наполняя собственное изображение мягкими лирическими и отчасти грустными тонами.

В 1924 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова выехала в Париж для устройства выставки, А. Бенуа предполагал, что она сможет подработать и финансово поддержать свою семью. Художница считала, что уезжает ненадолго, поэтому она взяла с собой только сына Александра. В 1928 году к ней приезжает дочь Катя. Семья оказалась разрезанной пополам: еще один сын и дочь остались с матерью художницы. Более того, закончив архитектурный институт и уехав работать во Владивосток, сын Евгений был взят на действительную военную службу и не смог вступать с матерью в переписку. Татьяна навестила близких только после войны, она стала хранительницей архива Серебряковой, устроительницей ее выставок в России. Позже она стала совершать поездки к матери вместе с братом.

Время Зинаиды Серебряковой распределялось между творчеством для себя и заказными работами. Она оставалась главой семьи, должна была зарабатывать, но не писать Серебрякова не могла. Екатерина вспоминала, что мама всегда носила с собой карандаш, пастели и акварели, постоянно во время прогулок делала наброски.

В двадцатые годы Зинаида Серебрякова участвовала в ряде выставок, проходивших по всему земному шару: работы выставлялись в Америке (1923-1924) и в Японии (1926-27). Первоначально они не пользовались спросом, хотя обычно художница выставляла до дюжины работ. Но один из покупателей, барон Броуэр, не только заказал портреты членов своей семьи, но и финансировал поездку Серебряковой в Марокко в 1928 и 1932 годах. А. Бенуа так охарактеризовал портреты и натюрморты своей племянницы: «Такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!» За полтора месяца Зинаида Серебрякова написала пастелью 60 этюдов, мастерски передав различные типы людей. Позже она написала декоративные панно для особняка барона Броуэра под Брюсселем (разработку интерьеров осуществил ее сын Александр). На панно отразились мотивы четырех времен года.

Хотя материальный успех от марокканской выставки Серебряковой оказался невелик, все же владельцы частных галерей решились выставлять работы художницы: в парижской галерее Шарпантье (в 1927, 1930/31, 1932, 1938 годах), в парижских галереях В. Гиршмана и Бернхейма (1929). С 1927 по 1938 годы состоялось пять персональных выставок художницы.

Известность приносила заказы, правда немного, потому что Серебрякова не любила писать парадные или кабинетные портреты. Таков, в частности, созданный в Париже портрет Г. Гиршман (1925), жены известного предпринимателя, запечатленной в свое время и В. Серовым. Но портрет Зинаиды Серебряковой более камерный. В нем парадность соединена с особой утонченностью, мы видим прежде всего элегантную светскую красавицу, а не надменную владелицу особняка, как на картине Серова.

Серебрякова всегда стремилась рассказать о человеке, его интересах, вкусах, привычках. Она тщательно фиксировала внутренний мир портретируемых, стремясь передать определенное душевное состояние. Поэтому позы ее героев естественны и непринужденны; кажется, что люди оторвались на некоторое время от своих дел, чтобы попозировать для художницы («Портрет Михаила Гринберга», 1936).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова постоянно участвовала в совместных проектах, на которых представлялось русское искусство (в Париже, в Брюсселе в 1928 г.), в выставках русских художников в Берлине и Белграде (1930), в совместной с Д. Буше-ном выставке в Брюсселе и Антверпене (1931), в выставках русского искусства в Париже и Риге (1932), Праге (1935).

Весной 1932 г. Зинаида Серебрякова вновь работала в Марокко по предложению Броуэра и А. Лебёфа. В галерее Шарпан-тье были представлены 63 работы художницы, 40 из которых были созданы в Марокко. Уникальными можно считать несколько ню, потому что Серебрякова стала первой европейской художницей, сумевшей уговорить марокканок позировать обнаженными.

Она пользовалась любой возможностью, чтобы выехать на натуру. По приглашению своих родственников Зинаида Серебрякова несколько раз побывала в Лондоне, несколько раз ездила в Бретань, откуда привезла удивительные зарисовки бретонок, сохранились и пейзажные зарисовки юга Франции. Серебрякова нарисовала и виды Италии, где побывала в 1929 и 1932 годах, ей удалось посетить Бельгию и Швейцарию.

Важной составляющей ее творчества стали натюрморты. Когда она писала автопортреты, то просто забавлялась, стремясь изобразить каждую мелочь на туалете. Позже из составляющих, отдельных предметов стали складываться самостоятельные композиции. Они по-прежнему отражали многообразие жизни и рассказывали о красоте природы («Картина с виноградом», 1934; «Натюрморт с овощами», 1936).

После войны широко распространилось абстрактное искусство. Зинаида Серебрякова же всегда тяготела к реалистической манере письма и не могла рассчитывать на продаваемость своих картин, тем не менее в 1954 г. состоялась персональная выставка художницы в ее собственной мастерской в Париже, а в 1965-66 гг. - персональная ретроспективная выставка в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске.

Зинаида Серебрякова весьма требовательно относилась к своему творчеству, даже картину «Купальщица» (1911), хранящуюся в Русском музее, она называла этюдом, хотя картина имеет большой размер и весьма содержательна по художественному решению.

Она работала в самой разной технике: использовала масло, пастель, темперу, графитный карандаш. Только смерть смогла остановить неутомимый творческий поиск, который художница вела всю свою жизнь. Серебрякова похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

28 декабря 2015, 15:39

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.






Похожие статьи
 
Категории