Шаховской Александр Александрович (1777–1846). Александр Александрович Шаховской: биография

13.02.2019

Шаховской Александр Александрович (1777-1846), князь, драматург, член Российской Академии и литературного общества «Беседа любителей русского слова». В лицейский период Пушкин разделял отрицательное отношение к Шаховскому литературного общества «Арзамас», что отразилось в эпиграмме «Угрюмых тройка есть певцов» (1815) и критической заметке «Мои мысли о Шаховском» (1815).
В 1818 году Пушкин - частый посетитель салона А. А. Шаховского, где встречался с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным, И. А. Крыловым, Н. И. Гнедичем. Поэт читал ему главы «Руслана и Людмилы» и лирику. Шаховскому принадлежит сценарное воплощение пушкинских произведений.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Шаховской Александр Александрович (24.04. 1777-22.01.1846), князь, писатель, театральный деятель. Родился в поместье Беззаботы Смоленской губ. Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). Служил в Преображенском полку (1793-1802). С 1810 - член Российской Академии наук. В 1811-15 - член «Беседы любителей русского слова». Руководил драматической труппой и театральным училищем в Петербурге (1802-26; с перерывами); среди его учеников - Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин и др. Шаховской написал более 100 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Прозаическая пьеса Шаховского «Новый Стерн» (пост. 1805, опубл. 1807), направленная против сентиментализма, сыграла значительную роль в обновлении русской литературы в н. XIX в. В основе сюжетов его более поздних произведений - эпизоды русской истории («Казак-стихотворец», пост. 1812; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», опубл. 1816; «Иван Сусанин», 1815; «Крестьяне, или Встреча незваных», опубл. 1815, посвящена Отечественной войне 1812), жизни дворянства (трилогия «Полубарские затеи, или Домашний театр», пост. 1808; «Пустодомы», опубл. 1820, и др.). Особым успехом пользовалась пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) - панорама жизни современного дворянства; в образе одного из героев - сочинителя плаксивых баллад - легко угадывался В. А. Жуковский, что вызвало бурю полемических откликов (в т. ч. А. С. Пушкина), но вместе с тем и одностороннюю оценку всего творчества Шаховского. В 20-е Шаховской сблизился с кругом А. С. Грибоедова, П. А. Катенина. К этому времени относятся его переделки в романтическом духе романов В. Скотта, драм У. Шекспира. Шаховскому принадлежит также драма «Хризомания» (пост. 1836) - переделка «Пиковой дамы» Пушкина. Пьесы Шаховского, отмеченные занимательностью интриги, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии. Меткий афористичный стих Шаховского (с применением разностопного ямба) предвещал творческие достижения Грибоедова, который учел опыт Шаховского не только в написанном вместе с ним и Н. И. Хмельницким водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818), но и в комедии «Горе от ума».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Соч. СПб., 1898;

Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

Здесь читайте:

Шаховские , русский княжеский род, происходит от смоленских князей (Рюриковичей).

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт.

Расстановка ударений: ШАХОВСКО`Й Александр Александрович

ШАХОВСКОЙ, Александр Александрович , князь, - рус. писатель, драматург, театр. педагог, режиссёр. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те. В 1802 назначен членом Театр. к-та при Дирекции имп. т-ров. В 1803 был послан за границу для ознакомления с европ. т-рами (гл. обр. французскими). До 1826 (с небольшими перерывами) руководил петерб. драм. труппой и театр. уч-щем. Член Российской академии (1810), лит. об-ва "Беседа любителей русского слова" (1811 - 16).

Ш. написал св. 100 драм. произв. (среди них мн. вольных переводов и переделок для сцены). В 1810 - 20-х гг. пьесы Ш. и особенно его комедии занимали значительное место в репертуаре т-ров Москвы и Петербурга. Первая комедия Ш. "Женская шутка" (шла в 1795 в Петербурге) не сохранилась. Известность ему принесла комедия "Новый Стерн" (1805), полемически направленная против писателей-сентименталистов. Родоначальник русского водевиля, Ш. стремился насытить этот жанр патриотическими идеями, сюжетами и образами, взятыми из рус. истории ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", 1814), большое внимание уделял совр. тематике. Так в водевиле "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814) показано изгнание французов из России во время войны 1812. В комедии "Урок кокеткам, или Липецкие воды" (1815) автор дал картину рус. дворянского об-ва после Отечеств. войны 1812, сатирически изобразил галломанию. Пустое и тщеславное увлечение крепостным т-ром обрисовал Ш. в трилогии "Полу-барские затеи, или Домашний театр" (1808, роль Транжирина позднее стала одной из лучших ролей Щепкина), "Чванство Транжирина, или Следствие полу-барских затей" (1822), "Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина" (1832). Мотовство дворянства осмеяно в комедии "Пустодомы" (1819). Однако сатира Ш., его борьба с франц. влиянием, патриотизм носили монархически-охранительный характер. В своих переводных водевилях Ш. часто прибегал к наивной русификации, псевдонародности (против этих тенденций выступали А. С. Грибоедов и Н. И. Хмельницкий).

В период обществ. подъема конца 10-х - нач. 20-х гг. 19 в., связанного с преддекабристскими настроениями, Ш. сблизился с Грибоедовым, П. А. Катениным, В. К. Кюхельбекером. В 1818 совм. с Грибоедовым и Хмельницким написал комедию "Своя семья, или Замужняя невеста" (Ш. принадлежит замысел, осн. канва развития сюжета и общая ред.). Если раньше Ш. защищал позиции классицизма, то в этот период он стремится приобщиться к новому лит. движению эпохи - романтизму; он переделывает для сцены романы В. Скотта, поэмы Пушкина, пьесы Шекспира. В 20 - 30-е гг. Ш. написал пьесу в стиле романтич. представлений тех лет - "романтическое зрелище с воинскими потехами, танцами, играми, борьбой и большим спектаклем" - "Сокол князя Ярослава, или Суженый на белом коне" (1823), драму "Двумужница" (1830), переделал для сцены "Пиковую даму" Пушкина ("Хризомания", 1836).

Из пёстрого, неравноценного в художеств. отношении лит. наследия Ш. наибольший интерес представляют его комедии. Ш. преодолел однообразие распространённого в то время александрийского стиха, ввёл разностопный ямб, простую "грубую" речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Ш. в области языка были развиты Грибоедовым.

Как режиссёр и театр. педагог Ш. добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за исполнение своей роли, но и внимание к игре партнёров. В романтич. "волшебные представления" он широко вводил музыку, танцы, разл. зрелищные эффекты. Среди учеников Ш. - Е. С. Семёнова, В. А. Каратыгин. Особенно велики заслуги Ш. в деле подготовки актёров комедии. В 1811 он организовал т. н. "Молодую труппу", выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили воспитанники Ш. - И. И. Сосницкий, Я. Г. Брянский, Е. П. Бобров, М. И. Валберхова, Л. О. Дюрова, А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов и др.

Соч.: Сочинения, СПБ, 1899; Комедии. Стихотворения, Л., 1961 (вступ. ст. А. Гозенпуда); Водевили, в кн.: Русский водевиль, Л.-М., 1959 (вступ. ст. В. В. Успенского); Театральные воспоминания, "Репертуар и Пантеон", 1842, № 5.

Лит.: Слонимский А. Л ., Комедии первой четверти XIX в., в кн.: История русской литературы, т. 5, М.-Л., 1941.

Н. Лит.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Александр Александрович Фридман Мир не до конца досоздан: небеса всегда в обновах, астрономы к старым звездам вечно добавляют новых. Если бы открыл звезду я – я ее назвал бы Фридман – лучше средства не найду я сделать все яснее видным.Фридман! До сих пор он житель лишь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Александр Александрович Любищев Биолог, генетик.Родился 5 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге в семье крупного лесопромышленника.С ранних лет вполне сознательно отказался от религии. Учась в Реальном училище поделил все области человеческого знания и культуры на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Крон Александр Александрович Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович [р. 30.6(13.7).1909, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1939. Окончил историко-философский факультет МГУ в 1930. В том же году дебютировал пьесой «Винтовка № 492116», в которой

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Из книги автора

Блок Александр Александрович 1880–1921русский поэтБлок родился в Петербурге в 1880 г. Его отец преподавал философию в Варшавском университете, а мать была дочерью известного ботаника. Писать стихи маленький Блок начал ещё в детстве под руководством бабушки и тёти, которые

Из книги автора

МАКАРОВ, Александр Александрович (1857–1919), в 1911–1912 гг. министр внутренних дел, шеф Корпуса жандармов 29 Когда потерявшая рассудок под влиянием злостных агитаторов толпа набрасывается на войско, тогда войску ничего не остается делать, как стрелять. Так было и так будет

Из книги автора

МОРОЗ, Александр Александрович (р. 1944), в 1994–1998 гг. председатель Верховной Рады Украины 815 Тот, кто не жалеет о бывшем [Советском] Союзе, не имеет сердца; тот, кто считает, что его можно сейчас восстановить, не имеет головы. (1994?) Фраза, с вариантами, часто приписывалась другим

Из книги автора

НАВРОЦКИЙ, Александр Александрович (1839–1914), поэт 5 * Есть на Волге утес, диким мохом порос. «Утес Стеньки Разина» (1864?; опубл. в 1870), автор мелодии неизвестен? Песни рус. поэтов, 2:413 В авторском тексте: «…диким мохом оброс». ? Песни рус. поэтов,

ШАХОВСКОЙ, Александр Александрович (1777–1846), князь, драматург 48 Да на чужой манер хлеб русский не родится. «Сатиры», I (1807) ? Шаховской А. А. Комедии. – Л., 1961, с.

ШАХОВСКОЙ Александр Александрович в дворянской семье - драматург.

Образование получил в Московском бла­городном пансионе, по окончании кото­рого поступил на службу в Преобра­женский полк.

С 1810 - член Россий­ской академии в Петербурге.

В 1811 - 15 Александр Александрович состоял в обществе «Беседа люби­телей русского слова».

В войну 1812 всту­пил в Тверское ополчение, был назначен командиром казачьего полка, преследо­вавшего отступавшую французскую ар­мию до Смоленска.

С 1795 начал драматурги­ческую деятельность. Первым про­изведением Шаховского была комедия в стихах «Женская шутка» . Ее постановка в Эрми­таже вызвала интерес зрителей.

В 1800 он причислен к столичному театральному ведомству.

С 1802 по 1803 он находился в Париже и Германии, изучал сценическую жизнь и режиссуру. По возвращении из-за границы работал режиссером в сто­личном театре. С 1802 - 1826 (с небольшими перерывами) фактически возглавлял петербургскую драматическую труппу. В числе учеников Шаховского были Е. С. Семенова, Я. Г. Брянский, И. И. Сосницкий.

В 1805 была впервые поставлена на сце­не Малого театра в Петербурге прозаиче­ская комедия Александра Александровича «Новый Стерн» (опубликованная в 1807), в которой едко высмеивалась сла­щавая слезливость сентименталистов. На­писана она в жанре драматической пародии на целое литературное направле­ние, на чувствительные повести и сенти­ментальные путешествия. Драматург называл сентиментальные произведения «маленькими книжонками... из университетской лавки» (журналы сентиментального направления печатались в Московской университетской типографии). Удар, нанесенный Шаховским, был настолько сильным, что сентименталисты, особенно Шаликов, не могли уже опра­виться. Шаликов с горечью сетовал: «Критика Стерна в книгах сноснее, чем Стерн на сцене» («Аглая», 1808, № 1, с. 110). Пьеса сыграла огромную роль в литера­турной борьбе начала XIX в. и вызвала яростные, долго не умолкавшие споры в печати. Большой успех на сцене имела комическая опера Шаховского «Беглец от своей невесты» и написанная в это же время пьеса «Полубарские затеи, или Домашний театр».

В 1811 печатает значительную часть (без 4-й песни) поэмы «Расхищенные шубы» . Это насквозь полемическое про­изведение, направленное против много­численных врагов Шаховского. В нем содержались резкие полемические выпады против Ка­рамзина . Драматург искусно пародирует стихи последнего (в печатный текст они не во­шли). В этом же году публикует и оперу-водевиль «Казак-стихотворец» .

В 1814 по­ставил на сцене свои новые пьесы:

«Кресть­яне, или Встречи незваных» (опубликованная в 1815),

В 1815 он создает пьесы:

«Желтый Карло» ,

«Урок кокеткам, или Липецкие воды» ,

«Иван Сусанин» (одна из лучших пьес драматурга),

«Карачун» и другие.

В пьесе «Урок кокеткам» нарисована широкая картина жизни русского дво­рянского общества в год окончания Оте­чественной войны. Верность обычаям ис­конной русской старины, неприятие всего нового, проникающего с Запада,- таковы идеи, исповедуемые положительными ге­роями комедии. В пьесе нарисована кари­катурная фигура сентиментального поэта- балладника Фиалкина, в котором зрители без труда узнали В. А. Жуковского . Пьеса вызвала целую бурю. На нее от­кликнулись многие поэты и критики, в том числе А. Пушкин и В. Жуковский, А. Бестужев , К. Рылеев и многие другие. В 1818 написал (совместно с А. С. Грибоедовым и Н. И. Хмельницким) водевиль «Своя семья, или Замужняя невеста» .

В 1820 Шаховской А.А. поставил пьесы:

«Какаду, или След­ствие урока кокеткам» ,

«Актер на родине» ,

«Игнаша-дурачок» ,

«Адвокат» ,

«Новая сума­тоха» ,

«Ворожея» .

В 1821 буквально на­воднил сцену своими пьесами:

«Ивангой...» ,

«Женщина-лунатик» ,

«Бакалавр Саламанкский» ,

«Буря» ,

«Феникс» ,

«Женщина-пол­ковник» ,

«Живые картины» ,

«Тетушка» .

В последующие годы пьесы Александра Александровича появля­лись одна за другой, но успеха среди зрителей не имели. К числу лучших его пьес этой поры относится комедия «Аристо­фан, или Представление комедии «Всад­ники» (поставленная в 1825, издана в 1828).

В 1826 недо­вольный взыскательной петербургской публикой, Шаховской переехал в Москву, где и провел последние двадцать лет жиз­ни, принимая активное участие в постанов­ках новых пьес на сцене Московского теат­ра, давая актерам полезные советы.

Шаховским Александром Александровичем всего создано и переделано свыше 100 пьес.

Перевел много пьес западноевропейских драматургов, среди них трагедию Воль­тера «Китайский сирота». Шаховской- автор «По­становлений и правил внутреннего управ­ления императорской театральной дирек­цией» (1825). Этот устав действовал в своих отдельных частях до 1917.

Изображая в пьесах дворянский быт своего времени, он выступал против мотовства, безделья, безалаберности в быту, галломании, кос­мополитизма русского консервативного дворянства. Он писал также басни, стихи, повести.

Пьесы Александра Александровича отличались занима­тельностью интриги, памфлетной остротой, непринужденностью и легкостью языка. Деятельность Шаховского А.А. в области театра сыгра­ла значительную роль в развитии русской режиссуры. Он содействовал подъему об­щей культуры спектакля, воспитывая в актерах умение, заботиться не об отдель­ных эффектах своей роли, а об общем ходе действия, об успехе всей пьесы, о прави­лах и нормах сценического искусства. Многие его пьесы до сих пор не опуб­ликованы. Неизвестна и судьба архива, завещанного им П. М. Бакуниной.

Умер - , Москве.

. Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине »:

Его родители - Александр Иванович Шаховской (камергер польского короля Станислава Августа) и Анастасия Федоровна Пассек . Отец по неизвестным причинам оставил придворную карьеру и прожил жизнь небогатым провинциальным помещиком . Мать была племянницей Петра Богдановича Пассека . Именно от неё, как свидетельствует сам Шаховской в своем письме П. М. Бакуниной, он «наследовал дар авторства» . Именно она заронила в его душу искру «творческого огня» и лелеяла мечту видеть в своем сыне поэта.

А. А. Шаховской родился в имении своего отца в селе Беззаботы (Ельницкий уезд, Смоленская губерния), где провел своё детство. Информации о том, как Шаховской провел своё детство, крайне мало. В автобиографическом письме Бакуниной он называет себя «сельским баричем» . Примерно в 1784 году Шаховской был привезен в Москву и отдан в Благородный Пансион , где пробыл около 8 лет и окончил полный курс . В 1786 году Шаховского записали сержантом в гвардию, в Преображенский полк , и после окончания пансиона, в возрасте 16 лет, Шаховской был отправлен в Петербург «пробивать себе дорогу» . Сам Шаховской описывает этот период так:

Шестнадцати лет
Я в кружащийся свет
Брошен горькой долей
И, как челн, сам не свой,
Мчался в путь роковой
He своею волей.

Поэтический дар Шаховского проявился в ранней юности . Этот дар он взял с собой при переезде в Петербург. Свои стихи (мадригалы и послания) он показывал писателю Н. Эмину , который нашел в Шаховском талант .

В полку Шаховской нашёл дружбу с поэтом С.Мариным , Ф.Толстым и др. Жил в семье балетмейстера и переводчика И. И. Валберха , вскоре познакомился с драматургом А. Я. Княжниным и И.Дмитревским . Поощряемый новыми друзьями, дебютировал в 1795 году не сохранившейся до наших дней комедией «Женская шутка» .

С этого времени Шаховской сделался посетителем аристократических гостиных, он имел своеобразный успех. Как писал сам Шаховской «мадригалы мои красовались в богатых альбомах, романсы мои пелись милыми голосами за дорогими фортепианами» . Вскоре он начал играть в светских любительских спектаклях. Пьеса «Женская шутка» ввела Шаховского в еще больший круг выдающихся театральных деятелей. Вскоре произошло знакомство и с директором театров А. Л. Нарышкиным , который предложил князю занять место члена репертуарной части театра . Так, в 1802 году в чине штабс-капитана Шаховской вышел в отставку из гвардии и был принят на службу в дирекцию императорских театров .

В 1802 году Шаховской был отправлен во Францию с целью ангажировать актеров из французской труппы. Во Франции он проводит больше года. Известий об этой поездке сохранилось крайне мало, многое поросло легендами . Во многом это произошло благодаря самому Шаховскому.

В 1808 году Шаховской ставит свою лучшую прозаическую комедию «Полубарские затеи, или Домашний театр». Эта пьеса долго держалась на сцене, ей подражали многие драматурги. Приближающаяся война с Наполеоном вызвала появление пьес, наполненных политическими аллюзиями. Шаховской создает водевиль «Казак-стихотворец», который имел огромный успех, который держался на сцене до 1830-х гг .

Портрет Александра Александровича Шаховского, 1820-е гг. Гравюра. «Русская Талия». СПб, 1825 г.

А 1811-1815 годах Шаховской принимал живое участие в деятельности «Беседы любителей русского слова» . В это время Шаховской пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до «Горя от ума ». Ни одна из пьес Шаховского не вызывала таких яростных споров, как эта. Резкость нападок на Шаховского была обусловлена личным характером его сатиры. Он прямо метил в определенных лиц. Наибольшее возмущение вызвала карикатурная фигура сентиментального поэта-балладника Фиалкина, в котором зрители угадали В. А. Жуковского . Среди первых обвинителей был В. Л. Пушкин . На Шаховского обрушился поток эпиграмм и сатир. За ним прочно закрепилась кличка «Шутовской» . После этого Шаховской пишет несколько водевилей и текстов волшебных опер и осенью 1817 года обращается к высокой комедии. Он пишет две пьесы - «Своя семья, или Замужняя невеста» (привлекая к работе А. С. Грибоедова и Н. И. Хмельницкого) и «Пустодомы». Первая не сходит со цены более 130 лет .

Создавая комедии, Шаховской думал и о их сценическом воплощении. Он умел открыть дарования в новичке, а зрелому актеру указать на его истинное призвание. Среди артистов, воспитанных Шаховским, можно назвать: Е. С. Семенову , В. А. Каратыгина , А. М. Каратыгина-Колосова , И. И. Сосницкого , Я. Г. Брянского , М. И. Вальберхову , Н. О. Дюр , его сестру Л. О. Дюрову , А. Е. Асенкову , А. Н. Рамазанова, сестер Надежду Аполлоновну и Марию Аполлоновну Азаревич и др .

В 1818 году Шаховской оставляет свой пост и в 1821 году снова возвращается в дирекцию императорских театров. За это время он успевает написать две значительные стихотворные пьесы «Не любо - не слушай, а лгать не мешай» (1818) и «Какаду» (1820). В первой комедии Шаховской впервые применяет разностопный ямб для передачи разговорной речи .

Неизвестный художник, Портрет князя А. А. Шаховского 1820 г. Всероссийский музей А. С. Пушкина

В 1820-х годах Шаховской сближается с Жуковским и начинает поиски новых форм и тем для своих произведений. Торжество романтизма в русской литературе побудило его к аналогичны исканиям в театре. Так возникают переработки поэм Пушкина («Керим-Гирей, Крымский хан»), романов Вальтера Скотта («Иваной, или Возвращение Ричарда Львиное сердце») и пьес Шекспира («Буря и кораблекрушение») .

В 1825 году Шаховской пишет пьесу «Аристофан», которая свидетельствовала о росте поэтического мастерства Шаховского. Её постановка, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского. После восстания 14 декабря в глазах Николая I он был скомпрометирован своими связями с писателями декабристского лагеря. При реорганизации управления императорских театров, Шаховской был устранен и больше никогда не возвращался на административный пост .

Однако на этом литературная деятельность Шаховского не остановилась. Он продолжал писать пьесы разных жаров. В конце 1820-х - середине 30-х годов Шаховской сближается с различными литераторами - С. Т. Аксаковым , и («Олинд и Софрония»). Примерно с 40-х годов Шаховской начинает работать над мемуарами, стихами и статьями по истории русского театра вплоть до своей смерти в 1846 году .

«Пушкин слышал отзывы о князе Шаховском и его внешности, но увиденное поразило его, хотя он сумел ничем не проявить этого удивления. Он увидел перед собой огромного и очень тучного человека, с огромной же, но очень безобразной головой, увенчанной большой лысиной и торчащими по бокам кустиками волос. Еще более удивительной оказалась речь хозяина дома: толстый князь имел очень тонкий и даже писклявый голос; он все время торопился высказать свои мысли и суждения, и его шепелявой скороговорке часто пропадали окончания слов» .

Когда войска Наполеона вторглись в Россию, Шаховской принял участие в Отечественной войне . Он был назначен командиром дружины, сформированной из ратников тверского ополчения. 30 августа отряд вышел из Твери . Когда Шаховской вместе с ополченцами прибыл в Клин, то узнал о вступлении врага в Москву и увидел пожар столицы. Под начальством Шаховского дружина вошла в Москву, только что оставленную французами. Его отряд участвовал в тушении пожаров. После этого Шаховской очень часто возвращался к этой теме в своих произведениях .

Его двоюродная племянница княжна Екатерина Александровна (ум. 1848) также сумела получить известность на литературном поприще



Похожие статьи
 
Категории