Шаховской александр. Шаховской Александр Александрович (1777–1846)

17.02.2019

Значение в Краткой биографической энциклопедии

ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Шаховской (князь Александр Александрович) - драматург (1777 - 1846). Учился в благородном пансионе при Московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г., познакомившись с Дмитревским, Ш. поставил на сцену первую свою одноактную комедию: "Женская шутка". Это произведение, до нас не сохранившееся, и, по отзыву самого автора, очень слабое, имело, однако, выдающийся успех, так как было наполнено нравившимися тогда двусмысленными шутками. Ш. вошел в большой свет, стал "цеховым забавником" и, если бы не встреча с Ксавье де Местром (см.), он, может быть, совсем отстал бы от литературы. Под влиянием де Местра он решился посвятить себя театру. В 1802 г. он был назначен "репертуарным членом". Командированный театральной дирекцией за границу, Ш. побывал во Франции и Германии, видел некоторых известных актеров и писателей, а затем уже выступил как руководитель театра и как драматург. Первый его дебют (комедия "Коварный") в 1804 г. оказался совсем не удачным: пьесу ошикали. Зато второе произведение этого периода - комедия "Новый Стерн", направленная против Карамзина и его последователей - имело громадный, хотя и очень недолговечный успех, так как этой комедией (1804) Ш. заявил себя противником чрезмерного подражания иностранцам. Он примкнул к А.С. Шишкову и в 1811 г. вступил в "Беседу любителей Русского слова", в которой читал свою "ироикомическую" поэму: "Расхищенные шубы". За это время им написаны оперы "Любовное зелье", "Беглец от своей невесты" (1806), "Русалка", оперетка "Все дело в окошках" (1807), комедии "Полубарская затея" и "Ссора, или Два соседа" (1808), переведены трагедии Вольтера "Заира" и "Китайский сирота" (1809). Благодаря известности, доставленной ему этими пьесами, а также и близости к шишковцам, Ш. был выбран в 1810 г. в члены российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъема, большой успех имела комедия Ш. "Казак-стихотворец", не лишенная вообще некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814). Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии "Липецкие воды" (1815), в которой, под именем Фиалкина, "молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью", представлен, может быть, Жуковский. Арзамазцы отомстили Ш. рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов "Беседы", поддерживавших Ш. В 1818 г. Ш., вследствие несогласий с директором театров, вышел в отставку, но для театра продолжал работать, и в 1821 г., при новом директоре, опять поступил на службу, от которой окончательно уволен в 1826 г. И позже, однако, Ш. остался постоянным поставщиком комедий, водевилей, пословиц, опер, драм, трагедий, интермедий и т. п. Всего за период 1820-х - 1840-х годов им написано около 60 пьес, пользовавшихся порой очень выдающимся, хотя и непрочным, успехом. Под конец жизни Ш. принялся за свои мемуары, которые представляют немало интересных данных для русской истории первых десятилетий XIX века. См. Р. Зотов "Князь А.А. Шаховской" ("Репертуар и Пантеон", 1846, том IV); П. Смирнов "Воспоминания о князе А.А. Шаховском" (там же, 1847, том I), Е.М. Гаршин "Один из забытых писателей" ("Исторический Вестник", 1883, ¦ 7); А.А. Ярцев "Князь А.А. Шаховской" ("Ежегодник Императорских Театров", 1894 - 95). А. Б-ин.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • (князь, 1777-1846) - драматург. Учился в благородном пансионе при московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский …
  • ШАХОВСКОЙ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (князь, 1777-1846) ? драматург. Учился в благородном пансионе при московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский …
  • ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    (1777-1846) князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской …
  • ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Александрович , князь, русский писатель, театральный деятель. Академик Российской академии (1810). …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • ШАХОВСКОЙ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Фамилия эта, как и Шахов, имеет персидские корни. Слово шах (‘государь’) попало к нам через тюркские языки, причем, не …
  • ШАХОВСКОЙ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия эта, как и Шахов, имеет персидские корни. Слово шах (‘государь’) попало к нам через тюркские языки, причем, не только …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • ШАХОВСКОЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Д. И. (1861-1939) - князь, русский государственный деятель, внук декабриста. Один из основателей сотрудников журнала "Освобождение", с 1905 г. - …
  • АЛЕКСАНДРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Андрей — белорусский поэт. Р. в г. Минске, на Переспе, в семье сапожника. Условия жизни были очень тяжелые, …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Шаховской-Харя) Семен Иванович (? - 1654 или 1655) князь, писатель. Участник политической борьбы нач. 17 в. (известен с 1606), русско-польской …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ШАХОВСКОЙ
    ШАХОВСЌОЙ Як. Петр. (1705-77), князь, рос. гос. деятель. С 1742 обер-прокурор Синода, с 1753 ген.-кригс-комиссар, в 1760-61 ген.-прокурор Сената, конференц-министр. …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Фёд. Петр. (1796-1829), князь, декабрист, отставной майор (1822). Участник загран. походов. Один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ (Шаховской-Харя) Сем. Ив. (?- 1654 или 1655), князь, писатель. Участник полит. борьбы нач. 17 в. (изв. с 1606), Смоленской …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Дм. Ив. (1861-1939), князь, земский деятель, публицист, один из лидеров Конституц.-демокр. партии (чл. её ЦК). Деп. 1-й Гос. думы, …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Григ. Петр. (? - после 1612), князь и воевода. В 1606 в Путивле распространял слухи о спасении Лжедмитрия I. …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Ал-др Ал-др. (1777-1846), князь, драматург, театральный деятель, чл. Рос. академии (1810), поч. ч. Петерб. АН (1841). Пьесы Ш. (особенно …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …

Шаховской (князь Александр Александрович) - драматург (1777 - 1846). Учился в благородном пансионе при Московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г., познакомившись с Дмитревским, Ш. поставил на сцену первую свою одноактную комедию: "Женская шутка". Это произведение, до нас не сохранившееся, и, по отзыву самого автора, очень слабое, имело, однако, выдающийся успех, так как было наполнено нравившимися тогда двусмысленными шутками. Ш. вошел в большой свет, стал "цеховым забавником" и, если бы не встреча с Ксавье де Местром (см.), он, может быть, совсем отстал бы от литературы. Под влиянием де Местра он решился посвятить себя театру. В 1802 г. он был назначен "репертуарным членом". Командированный театральной дирекцией за границу, Ш. побывал во Франции и Германии, видел некоторых известных актеров и писателей, а затем уже выступил как руководитель театра и как драматург. Первый его дебют (комедия "Коварный") в 1804 г. оказался совсем не удачным: пьесу ошикали. Зато второе произведение этого периода - комедия "Новый Стерн", направленная против Карамзина и его последователей - имело громадный, хотя и очень недолговечный успех, так как этой комедией (1804) Ш. заявил себя противником чрезмерного подражания иностранцам. Он примкнул к А.С. Шишкову и в 1811 г. вступил в "Беседу любителей Русского слова", в которой читал свою "ироикомическую" поэму: "Расхищенные шубы". За это время им написаны оперы "Любовное зелье", "Беглец от своей невесты" (1806), "Русалка", оперетка "Все дело в окошках" (1807), комедии "Полубарская затея" и "Ссора, или Два соседа" (1808), переведены трагедии Вольтера "Заира" и "Китайский сирота" (1809). Благодаря известности, доставленной ему этими пьесами, а также и близости к шишковцам, Ш. был выбран в 1810 г. в члены российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъема, большой успех имела комедия Ш. "Казак-стихотворец", не лишенная вообще некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814). Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии "Липецкие воды" (1815), в которой, под именем Фиалкина, "молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью", представлен, может быть, Жуковский. Арзамазцы отомстили Ш. рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов "Беседы", поддерживавших Ш. В 1818 г. Ш., вследствие несогласий с директором театров, вышел в отставку, но для театра продолжал работать, и в 1821 г., при новом директоре, опять поступил на службу, от которой окончательно уволен в 1826 г. И позже, однако, Ш. остался постоянным поставщиком комедий, водевилей, пословиц, опер, драм, трагедий, интермедий и т. п. Всего за период 1820-х - 1840-х годов им написано около 60 пьес, пользовавшихся порой очень выдающимся, хотя и непрочным, успехом. Под конец жизни Ш. принялся за свои мемуары, которые представляют немало интересных данных для русской истории первых десятилетий XIX века. См. Р. Зотов "Князь А.А. Шаховской" ("Репертуар и Пантеон", 1846, том IV); П. Смирнов "Воспоминания о князе А.А. Шаховском" (там же, 1847, том I), Е.М. Гаршин "Один из забытых писателей" ("Исторический Вестник", 1883, Љ 7); А.А. Ярцев "Князь А.А. Шаховской" ("Ежегодник Императорских Театров", 1894 - 95). А. Б-ин.

Шаховской Александр Александрович (24.04. 1777-22.01.1846), князь, писатель, театральный деятель. Родился в поместье Беззаботы Смоленской губ. Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). Служил в Преображенском полку (1793-1802). С 1810 - член Российской Академии наук. В 1811-15 - член «Беседы любителей русского слова». Руководил драматической труппой и театральным училищем в Петербурге (1802-26; с перерывами); среди его учеников - Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин и др. Шаховской написал более 100 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Прозаическая пьеса Шаховского «Новый Стерн» (пост. 1805, опубл. 1807), направленная против сентиментализма, сыграла значительную роль в обновлении русской литературы в н. XIX в. В основе сюжетов его более поздних произведений - эпизоды русской истории («Казак-стихотворец», пост. 1812; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», опубл. 1816; «Иван Сусанин», 1815; «Крестьяне, или Встреча незваных», опубл. 1815, посвящена Отечественной войне 1812), жизни дворянства (трилогия «Полубарские затеи, или Домашний театр», пост. 1808; «Пустодомы», опубл. 1820, и др.). Особым успехом пользовалась пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) - панорама жизни современного дворянства; в образе одного из героев - сочинителя плаксивых баллад - легко угадывался В. А. Жуковский, что вызвало бурю полемических откликов (в т. ч. А. С. Пушкина), но вместе с тем и одностороннюю оценку всего творчества Шаховского. В 20-е Шаховской сблизился с кругом А. С. Грибоедова, П. А. Катенина. К этому времени относятся его переделки в романтическом духе романов В. Скотта, драм У. Шекспира. Шаховскому принадлежит также драма «Хризомания» (пост. 1836) - переделка «Пиковой дамы» Пушкина. Пьесы Шаховского, отмеченные занимательностью интриги, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии. Меткий афористичный стих Шаховского (с применением разностопного ямба) предвещал творческие достижения Грибоедова, который учел опыт Шаховского не только в написанном вместе с ним и Н. И. Хмельницким водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818), но и в комедии «Горе от ума».

Соч.: Соч. СПб., 1898; Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

Князь Александр Александрович Шаховской (1777-1846) - русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который почти четверть века (в 1802-26 гг.) фактически руководил театрами Петербурга. Член репертуарной комиссии императорских театров, режиссер, педагог, критик. Член литературного общества «Беседа любителей русского слова» с 1811 года. Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Творческий путь
Князь А. Шаховской был весьма образованным человеком своего времени. Учился в Благородном пансионе при Московском университете, который окончил в 1792 году. С 1802 по 1826 год фактически руководил театрами Петербурга. Своей главной задачей считал помощь «мудрому правительству» в борьбе с «безрассудными нововведениями».
За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.), большинство из которых до сих пор не опубликовано.
С 1810 года член Российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъёма, большой успех имела комедия Шаховского «Казак-стихотворец», не лишенная некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля «Крестьяне или встреча незваных» (1814).
Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии «Липецкие воды» (1815), в которой, под именем Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», представлен, может быть, Жуковский. Арзамасцы отомстили Шаховскому рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов «Беседы», поддерживавших Шаховского.
В 1818 году в первый раз вышел в отставку в связи с конфликтом с директором Императорских театров. В 1821 году, при новом директоре, вернулся на службу и окончательно покинул ее в 1826 году. Выйдя на пенсию, принялся за написание мемуаров. Был также выдающимся театральным педагогом. Среди учеников: Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин.А. М. Каратыгина-Колосова, И. И. Сосницкий, Я. Г. Брянский, М. И. Вальберхова, Н. О. Дюр, его сестра Л. О. Дюрова, А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов, сёстры Надежда Аполлоновна и Мария Аполлоновна из артистической семьи Азаревичей и др.
В 1811 он организовал «Молодую труппу», выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили его воспитанники. Среди наиболее известных пьес Шаховского - «Новый Стерн» (1805), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), «Пустодомы» (1819) - одни из самых репертуарных пьес первой четверти XIX века.
Как отмечала «Театральная энциклопедия»,
Из пёстрого, неравноценного в художественном отношении литературного наследия Шаховского наибольший интерес представляют его комедии. Шаховской преодолел однообразие распространённого в то время александрийского стиха, ввел разностопный ямб, простую «грубую» речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Шаховского в области языка были развиты Грибоедовым. Как режиссёр и театральный педагог Шаховской добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за исполнение своей роли, но и внимание к игре партнёров. В романтические «волшебные представления» он широко вводил музыку, танцы, различные зрелищные эффекты.

Семья
Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой. В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней» .

Творческое наследие
Наследие огромно: более 110 пьес, переводы Буало, Юнга, Т. Тассо, Вольтера; совместный с П. А. Катениным, А. А. Жандром и А. И. Чепеговым перевод «Горациев» (1817), переделки для сцены произведений А. С. Пушкина, Шекспира, В.Скотта.
Стихотворения:
«Расхищенные шубы» - поэма (1811)
«Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.» поэма, Спб., 1830)
Пьесы:
«Женская шутка» (1795), первая комедия, позже уничтоженная
«Коварный» (1804) - комедия, провалилась
«Новый Стерн» (1805),
«Любовное зелье» (опера, 1806)
«Беглец от своей невесты» (опера, 1806),
«Русалка» (либретто к опере Катерино Кавоса), 1807
«Все дело в окошках» (оперетта, 1807)
«Домашний театр, или Полубарские затеи» (комедия, 1808); продолжение - пьесы: «Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей» (1822), «Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина» (1832); роль Транжирина исполнял М. С. Щепкин.
«Ссора, или Два соседа» (комедия, 1808)
«Заира» - перевод трагедии Вольтера и (1809).
«Китайский сирота» - перевод трагедии Вольтера и (1809).
«Дебора, или Торжество веры» (1810; совместно с Л. Н. Неваховичем),
«Казак-стихотворец» - признается первым русским водевилем
«Крестьяне, или Встреча незваных» - патриотический водевиль (1814), музыка С. Титова
«Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» (1814)
«Иван Сусанин» - либретто оперы, музыка К. Кавоса
«Урок кокеткам, или Липецкие воды» - (1815, Ольгин - И. И. Сосницкий)
Положительные герои оказываются и патриотами, а приверженцы иностранного, модного, нового - лицемерами и злословами. Рассчитывая на сильный театральный эффект, Ш. вводит в проходных ролях, известных современников (В. А. Жуковского, С. С. Уварова, В. Л. Пушкина). Скандал вокруг комедии привел к Образованию «Арзамаса», который, борясь с Шаховским, предопределил довольно одностороннее восприятие его позиций (активно участвовали в борьбе Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин).
«Фин» - трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
«Керим-Гирей, крымский хан» - трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
«Не любо - не слушай, а лгать не мешай» (1818)
«Пустодомы» (1819, Радугин - И. И. Сосницкий)
«Какаду, или Следствие урока кокеткам» (1820) - комедия
«Тетушка, или Она не так глупа» (1821)
«Иванго» (переделка В. Скотта «Айвенго»), 1821;
«Буря», переделка Шекспира (1821)
«Таинственный Карло», переделка В. Скотта (1822)
«Король и пастух» - перевод, 1822
«Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» (1822/1823, в роли Ренальд - П. С. Мочалов
«Урок женатым» (1823)
«Своя семья, или Замужняя невеста» совместно с А.Грибоедовым и Н.Хмельницким
«Благородный театр»
«Аристофан, или Представление комедии „Всадники“» (1825), постановка в Малом театре 1826 г., Аристофан - П. С. Мочалов
«Ворожея»
«Бенефициант» - водевиль
«Любовная почта»
«Откупщик Бражкин, или Продажа села»
комедия «Ты и Вы»
«Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», переделка В. Скотта (1824)
«Сокол кн. Ярослава Тверского. Русская историческая быль» (1823). Мнение Грибоедова о пьесе:
«…у Ш.[аховского] прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики» .
«Сицилиец» - переделка пьесы Мольера
«Фальстаф», переделка Шекспира (1825).
«Юрий Милославский» (по одноименному роману М. Н Загоскина, 1832/1834)
«Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень» (1826/1827, в роли Неизвестного - Мочалов)
«Фингал и Роксана» (Фингал - П. С. Мочалов)
«Меркурий на часах» (1827),
«Девкалионов потоп, или Меркурий предъявитель» (1829)
«Романный маскарад» (1829),
«Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» (1830)
«Каламбурист и журналист» (1832)
«Женихи чужих невест»
«Смольяне в 1611 г.» - драма, переделка для сцены романов М. Н. Загоскина (1830, 1832)
«Хризомания» (переделка для театра «Пиковой дамы» А. С. Пушкина 1836).
Проза:
роман «в духе В. Скотта» «Жизнь Александра Пронского»,
цикл повестей «Русский Декамерон» (некоторые переделаны в пьесы),
автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку»,
повесть «Маруся, Малороссийская Сафо»,
статьи по истории и теории театра

Шаховской Александр Александрович (1777-1846), князь, драматург, член Российской Академии и литературного общества «Беседа любителей русского слова». В лицейский период Пушкин разделял отрицательное отношение к Шаховскому литературного общества «Арзамас», что отразилось в эпиграмме «Угрюмых тройка есть певцов» (1815) и критической заметке «Мои мысли о Шаховском» (1815).
В 1818 году Пушкин - частый посетитель салона А. А. Шаховского, где встречался с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным, И. А. Крыловым, Н. И. Гнедичем. Поэт читал ему главы «Руслана и Людмилы» и лирику. Шаховскому принадлежит сценарное воплощение пушкинских произведений.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Шаховской Александр Александрович (24.04. 1777-22.01.1846), князь, писатель, театральный деятель. Родился в поместье Беззаботы Смоленской губ. Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). Служил в Преображенском полку (1793-1802). С 1810 - член Российской Академии наук. В 1811-15 - член «Беседы любителей русского слова». Руководил драматической труппой и театральным училищем в Петербурге (1802-26; с перерывами); среди его учеников - Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин и др. Шаховской написал более 100 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Прозаическая пьеса Шаховского «Новый Стерн» (пост. 1805, опубл. 1807), направленная против сентиментализма, сыграла значительную роль в обновлении русской литературы в н. XIX в. В основе сюжетов его более поздних произведений - эпизоды русской истории («Казак-стихотворец», пост. 1812; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», опубл. 1816; «Иван Сусанин», 1815; «Крестьяне, или Встреча незваных», опубл. 1815, посвящена Отечественной войне 1812), жизни дворянства (трилогия «Полубарские затеи, или Домашний театр», пост. 1808; «Пустодомы», опубл. 1820, и др.). Особым успехом пользовалась пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) - панорама жизни современного дворянства; в образе одного из героев - сочинителя плаксивых баллад - легко угадывался В. А. Жуковский, что вызвало бурю полемических откликов (в т. ч. А. С. Пушкина), но вместе с тем и одностороннюю оценку всего творчества Шаховского. В 20-е Шаховской сблизился с кругом А. С. Грибоедова, П. А. Катенина. К этому времени относятся его переделки в романтическом духе романов В. Скотта, драм У. Шекспира. Шаховскому принадлежит также драма «Хризомания» (пост. 1836) - переделка «Пиковой дамы» Пушкина. Пьесы Шаховского, отмеченные занимательностью интриги, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии. Меткий афористичный стих Шаховского (с применением разностопного ямба) предвещал творческие достижения Грибоедова, который учел опыт Шаховского не только в написанном вместе с ним и Н. И. Хмельницким водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818), но и в комедии «Горе от ума».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Соч. СПб., 1898;

Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

Здесь читайте:

Шаховские , русский княжеский род, происходит от смоленских князей (Рюриковичей).

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт.



Похожие статьи
 
Категории