Синодальный отдел по делам молодежи упц. Человек рассеянный

02.03.2019

Вы бываете рассеянными? Некоторые люди, например, пытаются включить телевизор ключом от машины, а в метро пройти по кредитной карте. Или ставят сахарницу в холодильник, а масло в микроволновку. Или хотят позвонить маме, а звоните начальнику. И так далее. Я это называю "синдромом Пьера Ришара", в честь актера, который часто играл рассеянных людей. Рассеянность - это бесконечный источник смешных историй, конечно. Я, например, однажды перепутал даты, приехал в аэропорт на месяц раньше и очень расстроился, что нет моего рейса. С другой стороны, рассеянность может быть опасна, в том числе и для жизни - хорошо, что я перепутал даты, не будучи авиадиспетчером. Какие психические процессы стоят за рассеянностью?

Рассеянность можно трактовать по-разному. Наиболее известен подход Фрейда. Он усматривал в ошибках рассеянности тайные знаки, при помощи которых вытесненные в бессознательное влечения и конфликты дают о себе знать сознанию. Это, конечно, увлекательный подход. Но есть и когнитивный подход к рассеянности. В рамках этого подхода не исключается, что некоторые ошибки могут что-то сообщать о глубинных личностных конфликтах. Но большинство ошибок рассеянности все же объясняются более операционально - как последствия сбоев в когнитивных процессах.

Исследования психолога Джеймса Ризона, одного из главных в мире спецов по рассеянности, показали, что чаще всего люди совершают ошибки, когда выполняют привычные до автоматизма действия в привычных условиях. Ризон называет ошибками рассеянности ситуации, когда запланированная последовательность действий не достигает поставленной цели - где-то происходит сбой. Вероятность такого сбоя всегда есть, потому что в автоматизированные алгоритмы всегда может что-то вмешаться - какие-нибудь параллельные процессы, намерения, непредвиденные события. В психических процессах, как и в физических, тоже бывает интерференция.

Как правило, мозг привычные действия воспринимает как рутину, и выделяет малый объем внимания на них. Максимум внимания уделяется новой деятельности или чему-то субъективно очень важному. Конечно, люди особо ответственных профессий обучены произвольно управлять вниманием и удерживать его даже во время выполнения привычных профессиональных действий. Но, внимание не может быть полностью произвольным - оно сочетает в себе активность и реактивность. Активность - это сознательное управление, а реактивность - это когда возникает что-то незапланированное и отвлекает внимание. Наши намерения и непредвиденные обстоятельства перетягивают наше внимание как одеяло каждый себя. А объем внимания ограничен.

Более того, внимание может быть подвижным и фиксированным - быстро переключаться или медленно. Когда внимание переключается слишком быстро, оно словно бы скачет, как мячик для пинг-понга. И нас многое может отвлечь, бывает сложно сосредоточиться. А если оно слишком на чем-то фиксировано, то происходит застревание на одном предмете, и мы залипаем, многое упускаем. В принципе, в лихую минуту и то, и другое бывает опасно. Но, если усилить произвольность, то можно усилием воли сконцентироваться, либо же наоборот отвлечься от зависания. Главное - включиться.

Когнитивные психологи выделяют два уровня управления деятельностью:

1) Уровень знаний и правил. На нем происходит планирование новых действий и управление ими. Это ручной режим управления, когда мы сознательно всё контролируем. Самое важное на этом уровне - проверка результатов действия, соответствует ли оно поставленным задачам. Короче говоря, сделал - проверил.

2) Уровень навыков. Это уровень привычных действий, которые мы выполняем по жесткой автоматизированной схеме. Это режим автопилота, и в нем мы делаем большую часть повседневных дел. Как правило, мы все эти дела делаем успешно, но вероятность ошибок тоже есть. Это те самые ошибки рассеянности, из серии "шел в комнату, попал в другую". Самое опасное в автоматизме - мы часто не проверяем результаты действий. По схеме, сделал - забыл. Сложность в том, что когда мы делаем что-то совсем привычное, то этап проверки отпадает - зачем проверять действия, полностью автоматизированные? А иногда все-таки надо.

В повседневной жизни важно получше понимать типичные ошибки рассеянности, чтобы они не заставали совсем уж врасплох, чтоб соломку подстелить. Можно выделить схемы этих ошибок, найти слабые места этих схем и обращать на них особое внимание, произвольно - знать, где тонко. На 100% это вряд ли возможно, из-за той же самой рутинизации. Но хоть каких-то ошибок можно избежать. А вдруг мы избежим фатальной ошибки? Работу по классификации ошибок произвел тот самый Джеймс Ризон, за что человечество должно бы его благодарить, будь оно внимательнее к психологии.

Ризон разделил ошибки на три вида:

1) Собственно, ошибки - mistakes. Они возникают на этапе намерения - это ошибки планирования. Они основаны на неверных расчетах, ложных допущениях, недооценке разных факторов. Недорасчет или неверный расчет, короче. Один клиент мне жаловался, что у него срывается всё, что он запланировал. Он даже вывел из этого теорию о том, что его преследует злой рок. Мы проанализировали, как у него происходят эти срывы планов и стало видно, что при планировании он не учитывает изменчивость обстоятельств. В его внутренней картинке обстоятельства статичны - только и ждут, когда он придет и ими воспользуется. А в реальности обстоятельства меняются, и если это не учитывать, обломы будут происходит так часто, что можно и поверить в злой рок.

2) Пробелы - lapses. Чтобы выполнить план, нужно хорошо его помнить - что нужно сделать, какие средства для этого нужны,какова последовательность действий, какой должен быть результат. Пробелы - это ошибки фиксациии, хранения и восстановления плана в памяти. У одной моей знакомой часто так бывает с магазинами: шла купить зелень, а купила торт. Получается, образ торта стер первоначальный план. Я её понимаю - шоколад и бисквит более сильные стимулы, чем кинза и укроп. Вот другое дело базилик) Бывает еще, что план изменился под влиянием обстоятельств, но старый план запомнился лучше, и поэтому мы продолжаем его выполнять, хотя нужно уже действовать по-другому.

3) Оплошности - slips. Эти ошибки, которые происходят во время выполнения запланированных действий. Чаще всего они связаны как раз с ошибками внимания - когда оно зафиксировалось на чем-то другом, не соответствующем плану. Особенно я люблю, когда вместо сохранения нажимаешь на кнопку закрыть, аааа! Вполне возможно, что у таких ошибок могут быть и глубокие бессознательные причины, внутренние конфликты. Например, я мог удалить текст, потому что в глубине души с ним не согласен. Но часто бывает и без особого смысла - просто внимание куда-то не туда перескочило, если оно слишком подвижное. Или недоскочило, если слишком инертное. Здесь и психофизиологические состояния играет большую роль - перевозбуждение, волнение. Или недостаток возбуждения, усталость.

Как можно использовать эту классификацию в реальной жизни? На этапе планирования можно более точно формулировать цели, более подробно узнать о обстоятельствах, в которых вы собираетесь выполнять свои действия. Проверять истинность своих допущений. На этапе сохранения плана важно перепроверять себя - все ли я запомнил, ничего ли не упустил. А на этапе выполнения более тщательно следить за своими действиями - не нажимать слишком торопливо на кнопочки, например. Короче говоря, сохранять чуть больше произвольности.

Особо важно понимать свое текущее состояние - что со мной сейчас, о чем думаю, какие эмоции испытываю. Чем лучше понимаешь, тем лучше управляешь. Также важно помнить, что от ошибок никто не застрахован. Ведь если вы себе поставите задачу полностью избегать ошибок, то вполне возможно, что невыполнимость этой задачи вызовет ступор - сделает внимание липким и застревающим. Или, наоборот, скачущим от волнения. Более реалистичная задача - минимизировать ошибки, по возможности. А от некоторых действий можно на время и отказаться, если состояние не располагает. Например, не садиться за руль в истерическом состоянии или в сонном.

Продолжение следует.

Это они забывают снять бахилы, когда выходят из поликлиники, и шлёпают синими полиэтиленовыми ногами на радость прохожим. Это они, два часа проискав очки и кипя от досады, обнаруживают их у себя на лбу. Это они переходят дорогу на красный свет, считая перелётных уток в небе. Они – люди из удивительного племени - рассеянных.

Общие факты

Рассеянный человек решительно ничего не может поделать со своим поведением! Голова уж у него так устроена. Мысли витают где-то далеко, поэтому он очень удивляется, обнаружив себя на незнакомой улице или на лекции по физике. Ведь только что рассеянный сражался в уме с королём Артуром и даже почти победил его…

У рассеянного человека очень много мыслей в голове одновременно, а внимание рассредоточено. Именно рассеянные забывают в магазине сдачу – 4 тысячи 523 рубля «на чай». Или же, наоборот, забрав сдачу, через пару часов возвращаются и пытаются доказать, что им ничего не сдавали, для верности вывернув кошелёк и карманы пиджака. В кармане непременно обнаруживается дырка, а потерянная сдача спокойненько шуршит и бренчит в подкладе. Рассеянный страшно смущается, долго извиняется и убегает за шоколадкой.

Рассеянный может весь день проходить в майке задом наперёд и в шапке шиворот-навыворот, при этом даже не заметив, что вслед ему хихикают. Потому что именно сейчас рассеянный изобретает вечный двигатель, мало того – почти изобрел! Но, вот досада, возле дома проехался на банановой кожуре, набил шишку и напрочь забыл, о чём думал!

Кстати, о шишках. Рассеянные часто забывают посмотреться в зеркало, поэтому часто становятся объектом насмешек. Именно у рассеянного на лбу пишут зубной пастой в пионерском лагере «дурак», а он наивно ходит с этим украшением до отбоя. Потому что, умываясь, случайно три раза почистил зубы, но забыл помыть лоб.

Рассеянный никогда не помнит, куда положил паспорт или полис, хотя сто раз клялся себе завести под них отдельную папочку. Папочку-то он завёл, но вот где она? Или, хотя бы, как выглядит? После многочасового поиска заветная «папочка» находится в старом валенке на антресолях, за банкой огурцов, под сломанным зонтиком. Рассеянный облегчённо вздыхает, вытаскивает паспорт и перекладывает папку в более удобное место – под кровать, в чемодан с гвоздями.

Как избавиться от рассеянности?

Рассеянность – это неумение сосредоточиться на чём-то одном и «витание в облаках». Причины могут быть разными. Человек может быть от природы мечтателем и романтиком, которого вообще мало волнуют житейские вопросы. Вторая причина – усталость и постоянные стрессы. Если вы недосыпаете, не любите свою работу, вынуждены в день воспринимать огромное количество информации, то немудрено, что организм дает сбой. Такова защитная реакция – уставший, перегруженный мозг впадает в спячку и вывешивает на двери грозную табличку «Не будить!».

В любом случае, стоит соблюдать несколько правил:

1. Хорошо высыпаться и побольше отдыхать. Сходите в отпуск, причём проведите его не у телевизора, нагружая мозг ненужными новостями и ток-шоу. Лучше смените обстановку, съездите к морю или хотя бы почаще выбирайтесь на природу. Нервная система непременно скажет «спасибо!», а вы вернётесь к работе свеженьким, как огурчик.

2. Развивайтесь интеллектуально. Но чтение книг, даже очень хороших, может даже усугубить рассеянность и окончательно утопить разум в «мире грёз». Лучше порешайте кроссворды и сканворды, пособирайте кубик Рубика, сыграйте в нарды или в шахматы. Еще можно помочь младшему брату решить задачки по алгебре и геометрии. В общем, занимайтесь тем, что улучшит логическое мышление.

3. Принимайте витамины! Хотя бы время от времени стоит пропить полный курс любых поливитаминных препаратов. Для мозга очень полезны такие вещи, как Гинкго билоба, женьшень, витамины группы В, лецитин и старый добрый «Глицин». Можно посоветоваться с врачом, и он назначит специальные препараты для концентрации внимания и памяти.

4. Правильно питайтесь. Мозг любит орехи и сухофрукты (особенно финики), свежие овощи (лидер – брюссельская капуста), апельсины, ананасы, мюсли, рыбу, кефир. Можно даже дополнительно попринимать рыбий жир. А не любит наша память фаст-фуд во всех его проявлениях.

5. Придумайте себе правила. Хотя бы какие-то пункты выполняйте обязательно: «перед уходом проверить утюг, плиту и посмотреться в зеркало», «пересчитывать сдачу, не отходя от кассы», «ключ носить строго в правом кармане сумке» (а то он у вас валяется, где ни попадя!). Для особо рассеянных правила рекомендуется повесить на входную дверь.

Идея этой статьи пришла ко мне вчера, когда я вышла из поликлиники в бахилах (не в первый раз, между прочим…). Так что, она и про меня немножко. А может быть, и про вас. Удачи всем рассеянным!

P.S. Между прочим, Альберт Эйнштейн тоже был жутко рассеянным. Однажды Эйнштейн в задумчивости шёл по улице и встретил своего приятеля. Он пригласил его к себе домой:

Приходите ко мне вечером, у меня будет профессор Стимсон".

Приятель удивился:

Но я ведь и есть Стимсон!

Эйнштейн возразил:

Это не важно - всё равно приходите.

Ну и кто вспомнит профессора Стимосона? А кто помнит Эйнштейна? То-то же.

Анна Глянченко

Мне нравится

Как мы представляем себе «типичного ученого»? Взъерошенные волосы, одержимый взгляд и обязательно что-то нелепое: в поведении, во внешнем виде. Такой образ складывался веками за счет известной рассеянности великих умов и их способностью попадать в курьезные ситуации. Перед вами наш топ-10 гениев со странностями.

Фалес Милетский - философ, математик и астроном, чье имя открывало список «семи мудрецов», наиболее уважаемых греческих мыслителей и деятелей. В Древней Греции люди почтительно относились к философам и к философии как науке, однако фразу «если ты такой умный, то почему такой бедный» доводилось слышать в свой адрес и великому Фалесу. В качестве ответа на эти упреки (а это упреки в бесполезности философии), Фалес воспользовался своими знаниями в астрономии и, выражаясь современным языком, монетизировал их. Так, ученый сделал благодаря звездам вывод о грядущем хорошем урожае, скупил зимой за бесценок все маслодавильни в Милете и на этом разбогател. Таким образом Фалес доказал: философы без труда могут сделать себе состояние, но это их ни мало не заботит. А заботит их одна страсть - наука. Эта всепоглощенность наукой сделала Фалеса символом рассеянного ученого. Характерную историю рассказывал о Фалесе Платон. Однажды мудрец, идя по улице, изучая при этом ночное небо, так загляделся на звезды, что упал в яму. И в ответ на громкие стенания служанка, которая сопровождала его на прогулке, сказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?».

Профессор Уильям Арчибальд Спунер был очень примечательной фигурой в Оксфордском университете. Профессор был альбиносом, но прославился среди коллег и студентов он не этим. О рассеянности Спунера слагали легенды. Так, поговаривают, что однажды он написал письмо другому профессору с просьбой прийти и оказать какую-то помощь, но в конце письма добавил, что вопрос уже решился, помощь не нужна и приходить не надо. Но самое главное - это его рассеянность в речи, благодаря которой появился даже отдельный термин, «спунеризм». Так называют нечаянную или намеренную оговорку, когда меняются слоги или звуки в двух соседствующих в предложении словах, что сказывается на смысле. Знаменитый пример из русской литературы - в стихотворении С. Маршака «Вот какой рассеянный»: «вагоноуважаемый глубокоуважатый». Среди легендарных спунеризмов самого сэра Спунера, например, такой: The Lord is a shoving leopard (Господь наш толкающийся леопард) вместо a loving shepherd (любящий пастырь).

Исаак Ньютон. Невозможно быть таким гениальным ученым и одновременно внимательным и адекватным человеком. Рассказывают, что Ньютон мог заблудиться в своем доме, направляясь к обеду, а обнаружив себя на улице, вернуться в комнату, но забыть поесть. Однажды, выйдя из гостиной за бутылкой вина, чтобы угостить друзей, он забыл, за чем шел, и на автомате возвратился в рабочий кабинет и сел за работу (представьте разочарование друзей, безуспешно ожидавших и Ньютона, и вин). Поговаривают, что в своей рассеянности Ньютон мог выйти из дома не совсем одетым, и только явные смешки окружающих заставляли его оценить ситуацию и вернуться домой.

Андре-Мари Ампер стал персонажем многих исторических анекдотов благодаря своей рассеянности. Например, прогуливаясь возле Парижской Академии наук, Ампер остановился на мосту, с интересом разглядывая небольшой камушек, который заметил он на своем пути. Достав из кармана часы, он понял, что опаздывает, и стремительно двинулся вперед, выкинув в воду дорогие часы, положив камешек в карман. В другой раз, находясь в Академии наук, Ампер пожаловался председателю, что некий господин занял его место. Ему с удивлением ответили, что то место, на которое он указывает, действительно принадлежит «тому господину»: Ампер, забыв, где он только что сидел, по ошибке претендовал на место самого императора Наполеона. Но самая забавная история другая. Выйдя из дома, ученый оставил на дверях записку: «Ампер будет дома к вечеру». Освободившись значительно раньше, он вернулся домой днем, но обнаружив записку, разочарованно ушел бродить до вечера. Ученый забыл, что он, собственно, и есть сам Ампер.

Адам Смит - еще один выдающийся ученый, чья рассеянность срослась с его славой. Как-то во время завтрака, оживленно беседуя с посетителем, Адам Смит положил бутерброд, который держал в руке, в чайник. Не заметив этого, он тут же налил себе чай, сделал глоток и с неудовольствием воскликнул, что это худший чай, который он когда-либо пробовал. В другой раз рассеянность привела его, как и Фалеса, к падению. Курьез в том, что ученый задумался во время осмотра кожевенного завода и умудрился упасть в яму с отходами.

Архимед. Всем известен его знаменитый возглас «Эврика!». Дополняем эпизод подробностями. Создание великого труда «О плавающих телах» связано с просьбой царя Гиерона. Царь заказал корону из чистого золота, но когда получил ее, обеспокоился, не подменил ли мастер часть золота на менее ценный металл. И попросил Архимеда выяснить, из чего сделана корона. Мысль о том, что проверить это можно с помощи погружения короны в воду, пришла Архимеду во время банных процедур. Не медля, он радостно выскочил из бани с криками «Эврика! Эврика!», совершенно не обратив внимания на собственную наготу. Такая преданность науке, возможно, сыграла для него фатальную роль: по одной из версий, римский воин убил Архимеда, потому что тот был занят своими чертежами, что крайне разозлило римлянина.

Александр Бородин - прекрасный пример того, как талантливый человек талантлив во всем. Выдающийся русский композитор, химик и медик Бородин искусно попадал в неловкие ситуации по причине рассеянности. То на пограничном пункте он не мог ответить на вопрос чиновника, как зовут свою жену, и отчаянно спрашивал у нее «Катенька, ради Бога, как тебя зовут?». То постоянно забывал, что он не в гостях, начиная посреди званного вечера судорожно собираться «домой». То, облачившись в военную форму со всеми регалиями, выходил из дома, забыв при этом надеть штаны. А еще рассказывают, что Александр Бородин потерял большую часть своей симфонии практически перед премьерой - и вынужден был ее переписать.

Пал Эрдешь, один из самых знаменитых и плодовитых математиков ХХ века: по количеству написанных им научных статей ему нет равных среди современников. Пал Эрдеш прослыл не столько рассеянным человеком, сколько взбалмошным ученым с особенным образом жизни. Математика прозвали «странствующим ученым»: всю жизнь он провел в пути, перемещаясь с одного научного мероприятия на другое. Он появлялся на пороге со словами «мой мозг открыт» и после плодотворного научного сотрудничества снова отправлялся в путь. Не секрет, что он употреблял наркотики. Стиль жизни и привязанность к амфетамину добавляли его образу странности. Говорят, что он мог заснуть посреди шумной вечеринки, а еще будто не мог самостоятельно приготовить себе еду или заплатить по счетам: в общем, не был приспособлен к бытовой жизни. Зато обладал прекрасным чувством юмора. Так, на вопрос о собственном возрасте, он ответил, что ему 2,5 млрд лет, аргументировав это так: «Когда я был совсем юным, ученые думали, что возраст Земли равен 2 млрд лет, а теперь считается, что он уже равен 4,5 млрд лет».

Норберт Винер, американский математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта, был вундеркиндом: докторскую степень в Гарвардском университете он защитил уже в 18 лет. О его забывчивости в Массачусетском университете ходили мифы. Как-то ученый позвонил в полицию, чтобы сообщить об угоне своего автомобиля, только лишь потому, что не помнил, где он припарковался. Встретив человека в университете и разговорившись, он мог потом уточнить у собеседника, в какую сторону направлялся, чтобы понять: если из столовой, то он уже пообедал. Одной из привычек Винера была манера ходить, постоянно касаясь стены рукой. По словам Винера, благодаря этому вы всегда сможете найти выход из лабиринта.

Жак Адамар, французский математик и механик, был полностью погружен в науку, что сказывалось на его отношениях с реальностью. Вот типичная история: «Месье Адамар, я вижу, мадам Адамар уже уехала за город». - «Но как вы догадались?!» - «У вас галстук под правым ухом…». Отрешенность от мирских забот чуть не сыграла злую шутку с семьей ученого. Во время немецкой оккупации Франции ему посчастливилось эмигрировать со всей семьей в США. Но по рассеянности Адамар забыл визы. По прибытию на территорию США им пришлось провести некоторое время в тюрьме, пока через суд не были восстановлены их права как эмигрантов. Правда, после благополучного решения суда Адамар вдруг отказался покидать тюрьму: в тюремной библиотеке он нашел интереснейшую книгу по истории Америки и очень хотел дочитать.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.
С. Я. Маршак

Забавное детское стихотворение Самуила Маршака рассказывает нам о несуразном поведении мужчины, которыйто надевает сковороду на голову вместо шляпы, то садится в отцепленный вагон, отправляясь в путешествие…

Безобидная, казалось бы, черта, вызывающая иронию и смех, грозит нешуточными последствиями для сохранности души. Что же такое рассеянность? И кто он такой – человек рассеянный?

«Если бы меня попросили охарактеризовать одним словом мою жизнь, это было бы слово «усталость». И хотя никакого физического труда, сверхъестественных нагрузок или проблем со здоровьем нет, я все равно смертельно устаю. Такое чувство, что уже само утро приносит не бодрость, а усталость. Но чашка кофе, душ, пара звонков и любимые мелодии по радио приводят меня в чувство, и я начинаю свой день. День, который вновь окончится усталостью и пониманием, что я ничего не успел сделать, ровным счетом ничего…»

Если бы наши потомки снимали фильм о нас сегодняшних, то портрет современного человека был бы примерно следующим: средних лет мужчина, постоянно куда-то спешащий. Он старается объехать пробки в городе, выбрать кратчайший путь к намеченному месту, он всегда полубежит, спешит, ведь у него много дел. В руках у него непременно телефон, этот новый орган современного человека, который порой важнее руки или даже головы. Человек возбужденно говорит или быстрыми привычными движениями пальцев набирает короткие сообщения. Он всегда не успевает, суетится. Все проблемы он старается уладить одновременно, и этот ритм жизни делает его крайне напряженным.

Юлий Цезарь?

«Я порой ненавижу свой телефон и все эти гаджеты. Там всегда есть что-то для меня. В телефон загружены всевозможные приложения, и то и дело мне кто-то звонит, пишет, выходит на связь. Я в прямом смысле слова сплю с телефоном. В наше время никого не удивить способностями Юлия Цезаря, сейчас многие могут делать одновременно несколько дел».

Отчего маршаковский человек рассеянный делает такие странные вещи? Ну, например, зачем он натягивает на пятки вместо валенок перчатки или почему отправляется в кассу покупать бутылку квасу?

Если в реальной жизни спросить у человека рассеянного, почему так вышло, то ответ чаще всего будет таким: «Голова забита делами». Рассеянный человек не способен сосредоточиться на том, что он делает. Выполняя какую-то сверхважную работу, он отвлечется на попутно возникающие вопросы. Станет решать их, а сам будет думать о заброшенной работе. Разговаривая о «важном», он то и дело будет отвлекаться на звонки, смс и послания в социальных сетях. Вернувшись после работы домой, он примется думать о проблемах на работе, раздражаясь на близких. Придя на работу, станет корить себя, что так мало времени проводит с семьей и совсем не знает, чем живут его родные. Суть в том, что его мысли редко заняты тем, что он непосредственно в данный момент делает. Вопреки словам известного психиатра Карла Ясперса, который сказал, что «человек становится тем, кем он есть, благодаря делу, которое он делает своим», человек рассеянный одновременно везде и нигде. «Отдаться делу» требует сосредоточенности ума, воли и душевных сил, отсутствия суеты и наличия твердости. Именно этого и не хватает человеку рассеянному.

В его телефоне висит множество пропущенных вызовов, смс, писем. Он ужасается объему обрушившихся дел и информации, но в глубине души сам отчаянно жаждет этого. Ведь это создает образ самого себя как человека востребованного, нужного, значимого. Сколько бы ни негодовал человек рассеянный на «кучу дел» и на то, что «все от него чего-то хотят», в действительности он ищет этого. Это можно понять, если оставить его без телефона и возможности «решать дела». Состояние беспомощности быстро сменится раздражением, которое в свою очередь превратится в уныние и даже рискует перерасти в депрессию.

Кто такой рассеянный?

Может создаться обманчивое впечатление, что рассеянный человек – это исключительно занятой, деловой человек. В действительности это не совсем так. Рассеянность – это личностная особенность человека, не внимающего себе и живущего нерадиво, отдаваясь сиюминутным импульсам. Поэтому рассеянным может быть и тот, кто не имеет всех благ цивилизации, живет ограниченной социальной жизнью. От него часто можно услышать жалобы на то, что «время летит» и уходит неизвестно куда. И если быстротечность времени всегда волновала ум и душу человека думающего, то вопрос о том, куда оно уходит и почему дни однообразны и наполнены суетой, чаще озвучивает именно человек рассеянный. Он станет отвлекаться на каждую мелочь, встав с постели. Список важных дел может так и остаться «мертвым» листком бумаги, потому что до дела-то никак не добраться по причине разных незапланированных остановок на пути к списку. Проблема в том, что поставленная цель остается только внешним фактором, душа рассеянного не отдана ничему конкретно.

Рассеянность как порок, безусловно, относится и к мужчине, и к женщине – грех не имеет половых отличий. Хотя, если вспомнить, изначально мужчина-охотник ориентирован на добычу, должен иметь быструю реакцию и смотреть по сторонам, спасаясь от опасностей и идя по следу «мамонта». Женщина же как хранительница очага имеет иную задачу: она сидит дома и, углубившись в себя, свои мысли, занята тем, что видит перед собой: очаг, дитя, насущные бытовые задачи. Возможно, это отличие играет свою роль в том, что женщина по природе своей более склонна к самоанализу и самокопанию, мужчина же в определенной степени должен «смотреть по сторонам», и углубиться в себя ему, возможно, по этой причине сложнее.

Не тратить время даром

«Отдыхать я не умею и даже не люблю. Точнее, я за активный отдых, так будет правильнее. Хотя иногда со мной происходят странные вещи. Бывает, что я могу проспать выходные. В прямом смысле слова. Встану выпить чаю или съесть что-то – и снова спать. Видимо, организм требует такого отдыха. Но, признаюсь честно, я вовсе не чувствую себя отдохнувшим. Наоборот, после таких спячек меня одолевает уныние, и я не могу сразу войти в привычную колею. Но жизнь берет свое, и через короткое время я снова на коне, и жизнь бурлит…».

Человек рассеянный не умеет отдыхать. Не зря один известный врач сказал: «Кто не умеет отдыхать, тот не умеет и работать». Отдыху, как и своей работе, нужно уметь отдаться. Человек рассеянный поедет в тур, но там первым делом станет искать wi-fi, узнавать, есть ли спутниковое ТВ, листать журналы, просто ходить по магазинам или же пить спиртное. Даже на отдыхе он будет привычно суетиться, создавая вокруг себя ореол занятости, важности и исключительности. Как бы ни говорил он о том, что для него удовольствие – полежать с книгой среди природы, долго пролежать так он не сможет. Скорее всего, снова и снова будет находиться что-то, отвлекающее его. Так же будет и с «домашним» рассеянным. Он будет открывать книгу, включать телевизор, отвечать на звонки, словом, делать что угодно, лишь бы не отдаться хотя бы на короткое время отдыху.

Иногда, впрочем, человека рассеянного сбивает с ног болезнь. Болеть он тоже не умеет. Любая хворь требует от человека сосредоточения на своем физическом состоянии, лечении, на самом себе. Для рассеянного это наказание. Он скажет, что ему некогда болеть, и, оправдавшись неотложными делами, станет привычно «что-то делать». Наверное, именно для него были созданы все быстродействующие препараты. У рассеянного нет времени на боль! Всем известно губительное действие «эффективных» быстрых таблеток на систему органов и организм в целом. Так происходит и с душой рассеянного, не умеющего переносить тяготы и скорби. Отдаться какому-то одному переживанию для него попросту невозможно.

Движение – жизнь?

«Меня очень устраивает моя должность. С одной стороны, я руководитель и в моем подчинении люди. С другой стороны, я не тот начальник, от которого что-то реально зависит. Моя функция – это держать под контролем все, что происходит в нашем отделе. Это забирает немало сил – человеческий фактор, понимаете ли...»
Несмотря на то что человек рассеянный, казалось бы, постоянно находится в движении, он мало способен на реальное действие, поступок.

Он станет обходить ситуации, где от него требуется выбор, принятие решения с последующим несением ответственности за него. В таких случаях он станет говорить: «Время покажет», «Все самой собой образуется». Это может выглядеть как философия успешного человека, в действительности же это страх перед сосредоточенным взвешенным решением, за которое придется отвечать как в случае удачи, так и в случае провала. Каким бы оригинальным и неординарным ни слыл человек рассеянный, он по сути своей живет, как большинство или как положено. У него попросту нет душевных и духовных сил что-либо искать, а затем отстаивать найденное, пусть даже перед самим собой. Именно поэтому он легко соглашается с мнением начальника или любого авторитета. У него есть прочный запас «авторитетных мнений» на все случаи жизни. Именно о нем, человеке рассеянном, сказано, что он хозяин своего слова: «захотел – дал, захотел – взял обратно». Причина тому – отсутствие ценностного фундамента, а в таком случае жизнь будет идти «по ветру».

Мелочи жизни

«Я люблю свою жену. Конечно, с годами накал чувств поутих, и мне определенно не хватает того, что было раньше. Но она внимательный друг, заботливая хозяйка. Мне комфортно с ней. Но, приходя на работу, я вижу милую улыбку нашей секретарши. Никаких терзаний и мук совести, я улыбаюсь ей и будто приглашаю к легкому флирту. После она обижается, что я становлюсь холодным. Пытался объяснить несколько раз, что мои улыбки, комплименты и «разговоры за жизнь» – это лишь такая ни к чему не обязывающая игра, но увидел в ее глазах слезы. Жена в том же духе. Может обидеться, что я не подал стакан воды или не помог открыть дверь. А я только удивляюсь, как это она все помнит! Но ведь главное, что есть чувство, что я люблю ее. А все эти мелочи, упреки только портят жизнь…»

Все свои невыполненные обещания, пробелы в памяти, невнимательность он объяснит занятостью. Он говорит, что любит, но при этом забудет то, что может быть важно другому. Именно забудет. Потом станет извиняться и скажет, что голова его была забита очередным важным заданием, что он мысленно планировал трудный разговор с начальником или подсчитывал бюджет месяца. Не о рассеянном ли писал Клайв Льюис от лица Баламута, давая советы молодому бесу Гнусику по совращению человека: «Чем чаще он погружен в чувства, не связанные с действием, тем меньше он способен к действию и в конечном итоге тем меньше он способен к чувству». Наравне со словом «усталость» от рассеянного все чаще слышишь слово «пустота», и это кажется странным, видя такую его активную жизнь. Но пустота – это переживание внутреннее, вовсе не связанное с образом жизни или родом деятельности.

Истоки

Рассеянность, на первый взгляд, выглядит как безволие, атрофия воли. В то время как в действительности мы имеем дело с тем, что швейцарский психиатр Р. Лэйнг назвал «расколотым я». Личность человека словно распадается на множество субличностей, человек не имеет целостности и бежит в суету, спасаясь от встречи с чем-то важным в себе. Субличности этого «расколотого я» никак не могут найти между собой общего языка. Так, одна его часть может хотеть одного, а другая – прямо противоположного. Именно поэтому, совершая какой-то поступок, он способен и каяться в нем, и оправдывать себя одновременно. В нем словно идет спор, и невозможно сказать, что в нем есть «истинное я», поскольку он давно перестал быть хозяином самого себя. Таким образом, при кажущейся активности рассеянного человека, в сущности, личностно он остается совершенно пассивным, инертным, его просто несет водоворот жизни, в котором он не успевает задать себе главные вопросы. Но думать об этом он не может, так как жизнь его наполнена псевдосмыслами и огромным количеством дел, звонков, контактов.

Сложно сказать, или рассеянность, как червоточина первородного греха, заставила человека все дальше и дальше отходить от Бога, или же отпадение от Бога привело к убеганию человека от того места, где он рискует встретиться с подлинным собой и осознанно выбрать свой Путь.

Стоит вспомнить о том, что, как выразился философ, «в каждом из нас пустота размером с Бога». Чтобы всмотреться в эту пустоту, нужны сосредоточенность, мужество и вера в то, что пустота эта не поглотит, не растворит. От пустоты можно спастись бегством в суету своих дел и радоваться, что тревога отступила. В сущности же черная бездна пустоты разрослась до таких размеров, что поглотила, и человек рассеянный бегает в темноте, пытаясь внушить себе, что вокруг него прекрасная насыщенная жизнь.

Можно завести десяток ежедневников, скрупулезно планировать день, месяц, жизнь. Можно пройти курсы по тайм-менеджменту, но все это будет подобно наведению порядка в доме, в котором рушится фундамент.
«Когда тревога и нежелание разобраться в сути этой тревоги уведут его от подлинной радости, когда привычка лишит приятности суетливые удовольствия, а возбужденность чувств накрепко привяжет к ним (к счастью, именно так привычка действует на удовольствие), ты увидишь, что его блуждающее внимание можно привлечь чем угодно. Тебе даже не нужно будет использовать хорошую книгу, которую он действительно любит, чтобы удержать его от молитв, работы и сна; вполне достаточно колонки объявлений из вечерней газеты. Ты заставишь его терять время не только в интересных для него разговорах с приятными ему людьми, но в разговорах с теми, кто ему безразличен, на совершенно скучные темы. Он у тебя временами вообще ничего не будет делать. Ты его продержишь до поздней ночи не в шумной компании, а в холодной комнате, у потухшего камина. Всю его здоровую внешнюю активность можно подавить, а взамен дать ничто, чтобы под конец он мог сказать, как сказал один мой пациент, прибыв сюда: «Теперь я вижу, что большую часть своей жизни я не делал ни того, что я должен был делать, ни того, что мне хотелось», – читаем у Льюиса все те же наставления бывалого беса Баламута по совращению человека от Истины.

Послесловие

Однажды мне довелось побывать на семинаре своего коллеги в качестве ассистента в группе психологической помощи для людей, страдающих эмоциональным выгоранием и хронической усталостью. Коллега мой человек не церковный, однако ищущий. На вопрос одного из участников, как найти себя и «своё» в жизни, к моему удивлению, он достал молитву Оптинских старцев. В молитве, по его мнению, заключается ответ на этот вопрос. Последние слова молитвы «руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить всех» родили в группе тишину. И чувствовалось, что в тишине этой нет никакой суеты, тревога отступила, и что-то важное рождалось в душе.

Анна Лелик


О рассеянной и внимательной жизни

Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые Отцы признают ее началом всех зол.

Человек, преданный рассеянности, имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие.

Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловременны. Как мотылек порхает с цветка на цветок, так и рассеянный человек переходит от одного земного удовольствия к другому, от одного суетного попечения к другому. Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков и легко возлагает на них бремена неудобоносимые.

Скорби сильно действуют на рассеянного именно потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей. Если скорбь сильна, но скоропреходяща, то рассеянный скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокрушает его.

Рассеянность сама карает преданного ей: временем все прискучивает ему, и он как нестяжавший никаких основательных познаний и впечатлений предается томительному, бесконечному унынию.

Ведущий жизнь рассеянную прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа жизнью своею.

Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца и направляя их по завещанию Евангелия.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Журнал "Фамилия"

Самый рассеянный герой? Легендарной поэме "о человеке рассеянном с улицы Бассейной"стукнуло 78 лет.Строки о нелепых выходках чудак

Кто из нас не знает стихов С.Я. Маршака про удивительного Рассеянного с улицы Бассейной? А откуда он взялся? Сам Маршак рассказывал об этом так:
Цитирую - "Очень многие мои читатели спрашивали меня, не изобразил ли я в своем "Рассеянном" профессора И.А. Каблукова. Тот же вопрос задал моему брату - писателю М. Ильину - и сам И.А. Каблуков. Когда же брат ответил ему, что мой "Рассеянный" представляет собой собирательный образ , профессор лукаво погрозил ему пальцем и сказал:
"Э, нет, батенька! Ваш брат, конечно, метил в меня!"
В этом была доля правды. Когда я писал свою шутливую поэму, я отчасти имел в виду обаятельного и - неподражаемого в своей рассеянности - замечательного ученого и превосходного человека - И.А. Каблукова . Вот все, что я могу сообщить Вам по этому вопросу".
В черновиках Маршака его герой часто назывался Иваном Башмаковым, но в одном из набросков прямо написано:
"В Ленинграде проживает
Иван Каблуков,
Сам себя он называет
Каблук Иванов".
Отличие заключается только в том, что реальный профессор Каблуков проживал в Москве.
Подробней всех запечатлел облик Каблукова в своих воспоминаниях Андрей Белый. Но и он приводит уже не подлинные речевые оплошности рассеянного ученого, а пародии на них, сочиненные Эллисом (Л. Кобылинским) . Андрей Белый пишет: "По московским гостиным зациркулировал бесподобнейший номер, разыгрываемый Эллисом; под названием "Иван Алексеевич Каблуков"... и большинство анекдотов о путанице слов и букв Каблукова, теперь уже классических, имеют источником НЕ Каблукова, а импровизацию Эллиса; который импровизировал на основании скрупулезнейшего изучения модели; и шарж его был реален в своей художественности; я утверждаю: знаменитая "каблуковская" фраза НЕ принадлежит профессору:
"Знаменитый химик Лавуазье - я, то есть не я: совсем не то... Делал опыты: лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло"
(вместо "колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз");
выражения "совсем не то" и "я, то есть не я" -
обычные словечки Каблукова; эта фраза - цитата из блестящей импровизации Эллиса, как и приписываемое Каблукову "Мендельшуткин" вместо "Менделеев и Меньшуткин" - тоже цитата из той же пародии (!!!)...
...он [Каблуков] потерял способность произнести внятно простую фразу, впадая в...звуковые и этимологические чудовищности, которыми он себя обессмертил в Москве; и желая произнести сочетание слов "химия и физика", произносил "химика и физия"; и тут же, спохватываясь, - "совсем не то", - начинал разъяснять новыми чудовищностями, в которых "я", то есть совсем не "я" фигурировало то и дело".
...Интересно, что в повести Вельтмана "Чудодей" действуют сразу два рассеянных чудака: Дьяков и Даянов. Даянов воспроизводит черты Рассеянного за много десятков лет до Маршака. Лакей там спрашивает у Даянова:
"Что изволите одеть?"
Даянов отвечает: "Что, что, что, что! Черт тебя возьми, что! Пальто на ноги, штаны на плеча!"
Немногие знают, что еще до Рассеянного, в 1926 году, вышла детская книжка Владимира Пяста "Лев Петрович". Герой этого стихотворения такой же рассеянный чудак, который
"...каждый день
Надевал живую кошку
Вместо шапки набекрень...
....За дровами у сарая
На дворе он ждал трамвая..."
Сам Пяст тоже был одним из прототипов Рассеянного.
В. Шкловский писал: "Однажды... Пяст проглотил несколько раскаленных углей и от нестерпимой боли выпил чернил... Я приходил к Пясту в больницу. Он объяснял, ..что действовал правильно, потому что в чернилах есть танин, танин связывает и поэтому должен помогать при ожогах. Чернила были анилиновые - они не связывали".
А в черновиках "Рассеянного" мы находим строки об именно этом случае:
"Вместо чая он налил
В чашку чайную чернил..."
Вот и получается, что у человека "Рассеянного"прототипов все таки было несколько (как минимум - И.Каблуков, В.Пяст и 2 литпредшественника -Даянов и Лев Петрович), т.е как говорил и сам Маршак - ОБРАЗ СОБИРАТЕЛЬНЫЙ :-)



Похожие статьи
 
Категории