В чем проявляется скромность. Скромный

08.02.2019


Скромный

Скро́мный

прил. , употр. очень часто

Морфология: скро́мен , скромна́ , скро́мно , скро́мны и скромны́ ; скромне́е ; нар. скро́мно

1. Скромным называют человека, который не хвастается своими достоинствами, заслугами и, когда общается с другими людьми, не любит привлекать к себе большого внимания, что считается признаком хорошего воспитания.

Вся научная общественность была хорошо знакома с его трудами, но сам профессор был человек скромный и на конференциях появлялся крайне редко.

2. Скромным называют человека, который не тратит на себя денег больше, чем это необходимо в повседневной жизни.

Скромный в своих потребностях.

Неприхотливый

3. Скромным называют то, что не привлекает особенного внимания.

Скромная внешность. | Скромные краски северной природы. | Он неизменно одевался в скромный серый костюм.

Неброский

4. Скромным называют то, что состоит из самого необходимого, не имеет излишеств.

Скромный обед. | Скромная свадьба. | Скромная мебель. | Скромная квартира. | За годы фермерства скромный дом бывшего председателя колхоза превратился в трехэтажный коттедж.

Простой, обычный, небогатый

5. Скромным называют работника, который занимает рядовую, малозначительную должность.

Скромный сотрудник в министерстве внутренних дел, но какое тщеславие!

Рядовой

6. Скромными называют чьи-либо доходы, если они невелики, незначительны.

Скромная зарплата. | Скромные доходы.

7. Скромным называют то, что охватывает малую часть чего-либо общего.

Иметь скромные знания. | Поставить перед собой скромную задачу. | То, что мы видим в музеях, это лишь скромная частица богатого искусства прошлого.

Умеренный, ограниченный

8. Скромным называют то, что не является известным, популярным.

Спортсмен теперь выступает за скромный итальянский клуб.

скро́мность сущ. , ж.

скро́мненький прил.

скромнёхонький прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "скромный" в других словарях:

    Воздержанный, воздержный, умеренный, непритязательный, невзыскате льный, скудный, благонравный, благопристойный, чинный. Прот. бесстыдный Ср. . См. благонравный, воздержный, кроткий, малый, посредственный, приличный, стыдливый, тихий... Словарь… … Словарь синонимов

    СКРОМНЫЙ, умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении; ·противоп. самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, себялюбивый; гордый … Толковый словарь Даля

    СКРОМНЫЙ, скромная, скромное; скромен, скромна, скромно, скромны и (редк.) скромны. 1. Такой, что не стремится выказывать свои качества, достоинства, заслуги, лишенный высокомерия и заносчивости. Скромный человек. Скромно (нареч.) говорить о… … Толковый словарь Ушакова

    Скромный, Василий Михайлович Василий Михайлович Скромный (26 августа 1964, Одесса, УССР, СССР) советский актер, сыгравший Макара Гусева в фильме «Приключения Электроника». Пятнадцатилетний одесский парень, которого на роль Макара Гусева… … Википедия

    СКРОМНЫЙ, ая, ое; мен, мна, мно, мны и мны. 1. Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Учёный скромен. 2. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный. Скромное поведение. Скромная внешность. Скромно (нареч.) одеваться.… … Толковый словарь Ожегова

    скромный - скромный, кратк. ф. скромен, скромна, скромно, скромны и допустимо скромны; сравн. ст. скромнее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    скромный - ая, ое; скро/мен, скромна/, скро/мны 1) Не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Скромный человек. Художник должен быть скромен, потому что свет его, как лунный, только исходит от солнца, но сам он не солнце (Пришвин). 2)… … Популярный словарь русского языка

    скромный - исключительно скромный на редкость скромный поразительно скромный удивительно скромный … Словарь русской идиоматики

    скромный - Древневерхненемецкое – (h)rama (рама, граница). Общеславянское – krom (рама, кромка, грань). Чешское – skrovny (скромный, умеренный). Польское – skromny. Слово «скромный» известно в русском языке с XVII в. Слово заимствовано из польского, где… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    Скромен, скромна, скромно, блр. скромiць успокаивать, чеш., слвц. skromny скромный, польск. skromny – то же. Производное от *krom ; ср. кромы мн. ткацкий станок, которое связано с д. в. н. (h)rama рама, станина, первонач. тот, кто держится в… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Скромность – это приобретенное вследствие интериоризации поведенческих паттернов и ценностей окружающих качество личности. Отражается оно в умении держать собственные эмоциональные и поведенческие проявления в определенных рамках, соблюдать спокойствие, умеренность и сдержанность, предъявлять минимальную требовательность к другим людям и своему материально-бытовому устройству. Скромность меняет жизненный стиль человека, предусматривающий порядочность в общении, соблюдение приличий, ведение жизни без роскоши.

Считается, что скромность украшает человека, представляя его без лишнего хвастовства, когда достоинства человека проступают в поступках, а награды приходят без выпрашивания и требования. Проявления возможны в поведении через послушание старшим и смирение перед опытными, в одежде недорогих марок, сдержанных цветов и моделей. Часто скромность используют синонимично стеснительности и робости, но это ошибочно, даже при сходстве проявлений, поскольку скромность сознательный акт, выбор, а остальные проявления являются неосознанными и движимыми подсознательными или травмами.

Что такое скромность

Значение скромности разнообразно и в зависимости от сферы обсуждения она будет свои коррективы, из общих останется невзыскательность и отсутствие стремления поставить себя на первое место. В плане обустройства своей жизни характеризуется отсутствием стремления к роскоши и пониманием, что для комфортного самоощущения нужны незначительные ресурсы. В плане межличностного взаимодействия для скромности характерен искренний интерес к окружающим, причем больший, чем к себе, такой человек больше спрашивает и слушает, чем рассказывает и хвастается. Помимо этого, при общении признается достоинство всех людей, проявляется и соблюдаются принятые в обществе правила.

Скромность считается чертой характера, которая позволяет человеку соответствовать среде без привлечения излишнего внимания, в принципе считающая привлечение внимания к собственной персоне (действием или словом, одеждой или покупкой) недостойным поведением.

Во многих сводах правил (этикета, приличного социального поведения, церковного одобряемого) говорится о том, что скромность украшает человека и является наиболее ценной чертой, дающей возможности для и видения окружающих, чтобы учиться у них, способствует развитию доброты и как следствия установлению хороших взаимоотношений. Но скромность может оказывать не всегда положительное влияние в обществе, где часть людей живут по иным законам, корысти и хитрости, пользующиеся скромностью других для собственной выгоды.

Скромность не черта характера или , она проявляется в поведении и отражает его определенную линию, и мотивы подобного поведения также могут быть различны. Скромен человек может быть от благородства или от того, что искренне не считает свои заслуги выдающими, а может от или неумения себя преподнести прятаться за маску скромности, ожидая пока его презентуют другие. Многие, зная насколько другие ценят скромные проявления, могут изображать необходимое поведение лишь частично в присутствии необходимого человека, на которого есть произвести соответствующее впечатление, при этом все остальное время вести нагло и распущенно. Это не является истинной скромностью, как и доброта, преследующая свои эгоистичные цели, не является истинной добротой.

Скромность и стеснительность, в чем разница

Скромность и стеснительность часто путают, а некоторые считают данные понятия синонимами, при этом глубоко заблуждаясь. Скромность отвечает за сознательную линию поведения, а стеснительность относится к эмоциональным переживаниям, не подвластным контролю . Человек может быть скромен и не обладать стеснением, также как и быть стеснительным, но не скромным – эти две вещи не идут рука об руку и не являются взаимозаменяемыми понятиями. Если при ведении скромного образа жизни человек не показывает своей хорошести и достижений из нежелания, включая сознательную сферу, то в случае стеснения это будет вызвано страхом (привлечь внимание, не выдержать критику или и пр.).

Стеснительность возникает из неуверенности и такой человек скорее промолчит и внимательно выслушает собеседника, чтобы откорректировать свои высказывания в соответствии с чужой точкой зрения.

Скромность всегда уверенна и выслушивает скромный человек другого из искреннего интереса, а свое мнение меняет лишь после фактов, а не из желания нравиться. Скромный человек при взаимодействии остается открытым, хотя и ставит свою личность не в приоритете, стеснительность же может заставить человека избегать социальных контактов и нового опыта. Первое про развитие и постоянное научение у окружающего мира, второе – про страх перед новым и закрытые двери возможностей.

Скромности можно научиться или разучиться, можно контролировать ее уровень и сферы проявления, тогда как стеснительность является чертой характера и для таких изменений понадобится значительно более глубокая внутренняя работа, чем подстраивание линии поведения. Чтобы человек начал стесняться или перестал, необходим ряд корректирующих событий, либо фрустрирующих и травмирующих, заставляющих прятаться, либо коррекционных и стабилизирующих, помогающих начать активно проявляться во внешней среде.

Недостатки скромности

Много где скромность представляют в выгодном свете и как одно из самых желательных качеств, но, как и в любом понятии существуют недостатки и сложности, порой мешающие человеку.

Задумайтесь, кто превозносит скромность как положительную черту – обычно это люди, которым выгодно ваше послушание (родители, учителя, церковь), те, кто сам плохо воспринимает отличия других и стремится к созданию серого не выделяющегося общества. Когда-то такая стратегия поведения помогала выжить, ведь даже во времена социалистической власти (а это поколение наших бабушек) выделяться было опасно, а все блага и умения прятались, поскольку могли повлечь за собой наказания, несовместимые с жизнью.

Но скромность не способствует собственному продвижению и реализации – посмотрите на всех известных личностей, почитайте их биографии – все они громко заявляли о себе и своих умениях, на каждом углу, пока, наконец, не были услышаны, а когда стали заметны, то хватали представившийся шанс, а скромно отказывались. Излишняя скромность губит карьеру, пока такой человек помогает другим, молчит о своих успехах, менее эффективный и менее скромный сотрудник получает очередное повышение и прибавку к зарплате. Их проекты признаются лучшими просто на том основании, что часто об идеях скромников никто не знает или узнают от нескромных друзей, кричащих о наличии гениальной идеи у их знакомого.

Как избавиться от скромности

Проанализировав собственную жизнь можно столкнуться, что именно негативных аспектов проявления скромности большинство и тогда становится актуальным вопрос как от этого избавиться, но естественнее будет не полное искоренение, а уменьшение количества проявления или определение наиболее страдающих областей и работа именно с ними. Подход снижения влияния менее травматичен для психики, поскольку при полной и резкой перестройке есть большой шанс быстрого возвращения к прежнему состоянию. Лучше всего изначально докопаться до причин возникновения излишней скромности, понять, чьи именно слова запали в душу из раннего детства и соотнести данные требования поведения с актуальной ситуацией в жизни. Если бабушка говорила о скромности, как о лучшей черте девушки, чтобы выйти замуж, и вы ее развили в общении с мужчинами до такой степени, что стали незаметной или холодной стеной, то задумайтесь, такой ли уровень имела ввиду ваша бабушка и те ли требования у мужчин сейчас, что и тогда.

Старайтесь чаще проявлять себя, высказывать свое мнение – пускай вы ошибетесь, с вами будут все не согласны, придется долго отстаивать свою позицию, все равно говорите. Можно пробовать разговаривать с незнакомыми людьми, а если знаете, что всегда уступаете ведущую роль в разговоре, то специально начинайте общение первым. Боязнь потерять расположение людей легко нивелируется вашей улыбкой и прямым заявлением, что вам приятно общаться или интересно выслушать отличное от вашего мнение. Так же как и при общении старайтесь проявлять именно свою – в одежде и выборе мест, прослушивании музыки и эмоциональных реакциях. Нет криминала в том, чтобы выйти в короткой юбке или желтом шарфе, засмеяться на важном совещании или громко радоваться в тихом месте – возможно, своим примером вы раскрепостите еще нескольких людей рядом, а благодаря проявлению своей индивидуальности на вас обратят внимание. И вот, что важно – обратят внимание те, кому интересны, такие как вы, настоящие, а не притворные, что может открыть новые возможности.

В себе маленькими преодолениями каждый день – не нужно сразу лезть на сцену и рассказывать многосотенному залу, какой вы прекрасный человек, но вот познакомиться первым с несколькими людьми, сообщить на работе, что вы придумали новый проект, рассказать случайным знакомым на вечеринке о вашем роде деятельности и о себе, как отличном профессионале – те вещи, практика которых каждый день поможет побороть, как излишнюю скромность, так и проблемы связанные с вашей незаметностью.

Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках,

что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей

просвещенностью, он не считает себя выше других.

Почти всегда скромность прямо пропорциональна талантливости.

Скромность — это не только орнамент, но и страж добродетели.

Скромность как качество личности – склонность проявлять отсутствие стремления к почестям .

Сверх скромный парень в аптеке, ужасно стесняясь очереди, едва шепчет: — Мне бы это… презерватив. Аптекарь: — Что, что? Говори громче! — Ну в общем, Полина, Роза, Елена, Зина, Евдокия, Руслана, Валя, Аксинья, Тоня, Ира, Вера. Аптекарь с удивлением: — И куда же ты с одним презервативом на такую ораву?

Девушка,а у вас есть парень? -Нет. -Вы очень скромны. У такой красивой и милой девушки должен быть парень? — Да я не против, муж против…

Человек иногда не может уклониться от почестей, но это ни в коей мере не говорит о его нескромности. Мария Склодовская-Кюри первый в истории дважды лауреат Нобелевской премии. В 1910 году ей удалось выделить чистый металлический радий. Таким образом, был завершён 12-летний цикл каторжных опасных для жизни работ. Из скромности она даже не запатентовала результаты своего исследования. Мария утверждала: «Радий не должен никого обогатить. Этот элемент принадлежит всему миру». Во время первой мировой война Мария возглавила радиологическую службу общества Красного Креста и сама выезжала в прифронтовые госпитали. Она научилась водить автомобиль, а при необходимости становилась автомехаником. В юности она с мужеством переносила холод мансард, затем в неприспособленном для лаборатории сарае она проводила трудоемкие эксперименты, а во время первой мировой, с присущей ей спокойствием и скромностью, превратилась в солдата. Ее почитал весь мир, но у нее никогда не было стремления к почестям и славе.

Как выглядит нескромность, то есть человек, стремящийся к почестям? Он акцентирует внимание на себе, манерно себя ведет, громко разговаривает, с пафосом и командными нотками в голосе, броско одет, проявляет зависть и пр. Нескромность как проявление гордыни постоянно вступает в антагонизм с окружающими, а это ведет к страданию и боли. Когда человек разговаривает не искренне, с пафосом, люди сознательно или бессознательно противятся его нескромности. Возрастает риск конфликта, а это боль и страдания. Эго нескромности наталкивается на массовое эго окружающих.

В отличие от нескромности скромность всегда находится в состоянии умиротворения, то есть ум ее спокоен. Умиротворение – это спокойствие ума, то есть ум умиротворенного человека не возбуждается своим эго, он постоянно находится в покое. Скромный человек – прежде всего, умиротворенный человек . Не тихий, а именно умиротворенный. Тихий человек может быть далеко не скромным: в тихом омуте черти водятся.

Нескромный человек, лишившись «конфетки» почестей, испытывает зависть. Нескромность без почестей гримасничает и исходит от зависти. Скромность ведет себя спокойно, непритязательно, всегда хорошо выполняет свой долг и с почестями и без них. Нескромность, если ее поманят почестями, будет выполнять свои обязанности, ей и в голову не придет бескорыстно исполнять свой долг. Отсутствие скромности – это жгучее желание почестей. Нескромность не стабильна, без вознаграждения, привилегий и почестей она неработоспособна. Иными словами, с нескромным человеком возникает масса проблем: работает он не стабильно, конфликтует с людьми, его не уважают. Если коллектив был здоров, то с появлением нескромности его будет разъедать зависть.

Скромность – это качество личности, которое проявляется относительно себя, а не относительно других людей . Она отличается от смиренности. Смиренность означает победу над гневом, человек воспринимает всю входящую информацию смиренно, ругают или хвалят его – он будет одинаково смиренно реагировать. Смиренность – высшее качество святой личности, она автоматически предполагает наличие скромности. Скромность не обязательно должна быть смиренной. Если скромность ругать, оскорблять, доводить до «белого каления», она может не выдержать и разразиться гневом. Она равнодушна к прославлениям, почестям, подаркам, но, когда оскорбляют ее человеческое достоинство, она тоже может «встать на дыбы». Иными словами, смиренность – это отсутствие гнева, а скромность – это отсутствие желания почестей. Скромность – это обязательная ступенька к смиренности.

Скромность в отличие от нескромности умеет слушать, воспринимать новое . Нескромность не способна слушать. Активное слушание предполагает смиренность. Это качество личности противоположно гордыни, поэтому нескромность не может на него претендовать. К примеру, молодой провинциал приехал в Москву покорять научный мир. Основной его мотивацией становится, к примеру, получение научных званий и степеней, достижение материального благополучия, почета и славы. Наука для него не цель, а средство обогащения. Злой и голодный он неистово грызет гранит науки. Постепенно, накопив знания, он «остепеняется» — становится кандидатом, затем доктором наук. С хвостом годов гордыня, что он знает больше других, растет, активизируется его эгоизм. Постепенно эго человека подбирается к разуму, и он начинает чувствовать себя всезнающим, самым умным и незаменимым. Это означает, что скромность потеряна, способность дальше развиваться, совершенствоваться, прогрессировать – утрачена. Когда он был скромен, он мог слушать других людей, учиться у них. Именно тогда он и был счастлив. Но поскольку мотивы его познания были исключительно корыстными и к познанию истины имели самое дальнее отношение, он сам «перекрыл себе кислород». Выезжая на багаже прошлых заслуг, он пыжится перед всеми, пытаясь подтвердить свою важность. Даже своих «домашних» он достает своим эгоизмом. Раздраженная жена говорит ему: «Можешь корчить из себя гения перед студентами, а в семье веди себя естественно. Марш выносить мусор, пока не получил по глупой лысине». Иными словами, человек, утративший скромность, терпит жизненное фиаско.

Примером скромности и в то же время истинного ученого был Майкл Фарадей. Он никогда не стремился ни к богатству, ни к почестям, но за свои заслуги был избран почетным членом более семидесяти научных обществ и академий. Его труды ознаменовали наступление новой эры в физике, а он не брал патента на свои изобретения, неоднократно отказываясь от выгодных должностей, сулящих ему баснословные доходы. Отказался он и от дворянства, сказав при этом: «Благодарю, но я хочу называться просто – Майкл Фарадей».

Когда у человека разум осквернен эгоизмом, он не в силах передать свои мысли и знания другим людям. Как говорил великий режиссер К. С. Станиславский: «Не верю!» Когда человек в гордыне, он ничего не может объяснить людям. Его не понимают. Парадокс, знаний много, а толку никакого. Скромность смиренна, она ничего не добавляет от себя к усвоенной истине. Если она сделала научное открытие – это будет «добавленной стоимостью» к прежним знаниям. Знание скромности будет усвоено людьми, ибо оно идет от чистого неэгоистичного разума. Скромность умеет объяснять, ведь она не нервничает, когда человек не понимает, а продолжает терпеливо в приветливой форме излагать свою точку зрения.

Истинный ученый скромен и лишен гордыни, ему не нужны почести и слава. Например, Пьер Кюри и Мария Кюри, когда к ним пришло мировое признание, и не думали наслаждаться славой, их больше волновало, что предоставление государством лаборатории оттягивалось из года в год из-за нехватки денег и бюрократических проволочек. Когда декан факультета естественных наук сообщил Пьеру, что хочет представить его к ордену, ученый ответил: «Прошу Вас, будьте любезны передать министру, что я не имею никакой нужды в ордене, но весьма нуждаюсь в лаборатории». А когда в 1903 году Кюри получили от Королевского общества золотую медаль, то отдали ее маленькой дочке, как игрушку. Ученые даже не запатентовали свой метод получения радия, считая, что подобный коммерческий подход к открытию противоречит духу науки.

Способность скромности слушать и слышать другого человека, необычайно важна для взаимоотношений. Если супруги слушают мнение друг друга, значит, семья представляет собой единое целое, значит, она базируется на взаимном уважении. Эгоист никого не слушает, и его никто не хочет слушать. А как важно для политика слушать чужие мнения, понимать и принимать точку зрения своих советников.

Тестом на скромность служит похвала. Нескромность, ожидающая почестей, расплывается от похвалы, становится на постамент, бронзовеет на глазах. Она не в состоянии скрыть свою реакцию на похвалу, ведь так хотелось потешить свою гордыню. Льстец всегда отыщет уголок в душе нескромности. Скромность, наоборот, равнодушна к похвале.

Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси — наоборот. Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал…»

Скромность противоположна наглости. Вам приходилось слышать о скромном наглеце или о наглой скромности? Конечно, нет, ибо это два разных полюса. Эти два качества образуют шкалу «Скромность – Наглость», на которой человек находится в конкретной точке. Когда проявленной стороной личности становится скромность, мы считаем такого человека скромным. Скромность, несомненно, является качеством святой личности. Обычный человек – это дробь, в числители которой находится скромность, а в знаменателе – наглость. Анатоль Франс сказал: «Во всем надобно соблюдать меру, даже в скромности». Люди прислушались к его совету, уменьшив до минимума числитель дроби. К скромности человек идет последовательно: «Я нескромный человек. Я, наверное, скромный человек. Я очень скромный человек. Я, несомненно, самый скромный человек. Я обыкновенный человек». Джузеппе Верди однажды сказал: «Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я». Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: «Я и Моцарт».
Когда мне стукнуло сорок, я говорил: «Моцарт и я». Теперь же я говорю: «Моцарт». Вот таким путем мы идем к скромности.

Настоящая, а не показная скромность привлекает к себе разумность . Например, скромная девушка хочет выйти замуж. Она не будет броско одеваться и вести себя нагло. Ей нужен ответственный, разумный парень, которому нужна не наглая размалеванная кукла, а скромная жена. Подобное притягивает подобное. Наглая девушка будет привлекать внимание мужчин, которые интересуются ее телом, а не внутренним миром. Тот, кто интересуется ее разумом – это разумный человек, а тот, кого привлекло только ее тело – не будем давать ему точное определение, и так понятно. Цена такого брака – рубль за пучок в базарный день. Если девушка демонстративно отказывается от внимания (почестей) к себе со стороны другого пола, это скромность или нет? Нет. Если она с радостью принимает внимание, это скромность или нет? Тоже, нет. Если она не обращает внимания на мужские взгляды, это скромность или нет? Да, это скромность, она проявляется внутри человека, а не извне. Скромность внутри себя – это внутренняя чистота и умение хранить и защищать эту чистоту. Скромность – самое мощное оружие женщины.

Между разумностью и скромностью существует прямо пропорциональная зависимость . Разум скромного человека не отягощен гордыней, поэтому он видит объекты внешнего мира без предвзятости и эгоизма. Нескромность имеет «грязный» разум. Ее амбициозное эго превращает истинные знания в ложные, приправив их изрядной долей эгоизма. Разум нескромности находится в невежестве, он всецело подчинен прихотям раздутого эго.

Скромность не склонна находить в других людях недостатки . Это принципиальное свойство этого качества. Скромность оправдывает человека, думая: «Это хороший человек». Если недостаток на поверхности, скромность говорит: «Ничего страшного. Мелочи жизни. Все равно тебя не брошу, потому что ты хороший». Отчего так происходит? От того, что у скромности отсутствует зависть к этому человеку. Можно завидовать положению другого человека, тому, что тот меня не почитает. Зависть вызывает раздражение и злобу на другого человека, заставляя говорить о нем в черных тонах. Если меня другой человек не почитает, нескромность начинает его осуждать, сплетничать. Она хочет почитания, а ее не уважают. Тогда она начинает выискивать в другом человеке недостатки. Одним словом, зависть – признак отсутствия скромности.

Скромность живет в гармонии со своими желаниями и возможностями, она не притязательна и сдержанна . Ей претят излишества, роскошь и пагубное вожделение. Скромность, зайдя в магазин, купит только то, что планировала. Ее не отвлечешь какой-либо приманкой. Нескромность, полная вожделения, будет покупать и то, что нужно и что не нужно. Поэтому скромность быстрее нескромности дойдет до материальной цели.

Внешняя цель достигается посредством реализации внутренней цели. Как это понимать? Внутренняя цель означает воспитать в себе хорошие качества личности и тогда внешние цели реализуются автоматически. Например, муж хочет, чтобы жена и дети его уважали. Это внешняя цель. Заставлять себя уважать, дарить подарки, упрекать – все это бесперспективные пути. В «Евгении Онегине» дядя «уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». В наши времена сказали бы «дал дуба», «сыграл в ящик», «склеил ласты» или «коньки откинул». Понятно, что и этот вариант ему не подходит. Если он поставит внутреннюю цель – стать ответственным человеком и будет стремиться к этой цели, результат не заставит себя ждать. Женщины уважают в мужчине ответственность. Почувствовав изменения в поведении отца и мужа, его близкие изменят к нему отношение в лучшую сторону.

Скромность не культивирует в себе желание как можно быстрее овладеть чем-то в материальном мире. Ее принцип – всему свое время. Непритязательность скромности означает уважать ход времени. Она знает, что у нее все будет со временем. «Не надо выпрыгивать из штанов, так цели не достигнешь, я получу все, что заслуживаю», — уверена скромность. Делай доброкачественно свое дело из чувства долга, и результат придет. Поэтому скромность испытывает умиротворение. Она осознает, что внешние покупки ей необходимы как средство для достижения цели. Если они в данный момент ей не по карману, значит, и цель у нее другая. Спокойно воспринимая эту данность, скромность, в то же время, осознает, что у нее и другое предназначение, у Бога на нее другие планы. Она понимает, что у нее другое счастье, его не нужно предвосхищать, оно идет изнутри, а не снаружи. Она не придает избыточной значимости объектам внешнего мира, поэтому ее цели достигаются легко и просто. Нескромность, стремясь к исполнению своих желаний, истратит все свои нервные ресурсы, получит десять раз инфаркт, испортит отношения с близкими людьми, но цели так и не достигнет. Жадность торопит нескромность: «Какое всему свое время? Хватай быстрее».

Скромность искренне интересуется окружающими, уважает принятые в обществе нормы морали и нравственности. Она дает свободу от тщеславия, предоставляет возможность учиться у окружающих, перенимая их достоинства.

Для скромного человека характерно еще одно положительное качество — он не навязчив в общении . Если он видит, что кто-то, общаясь с ним, не доволен, то будет стараться уйти от контакта. Скромность не причиняет беспокойства другим людям свои поведением. Скромность нельзя путать с забитостью и мягкотелостью. На скромности «не поездишь», «не сядешь ей на голову». Скромность – это, прежде всего, развитое чувство собственного достоинства. Забитость возникает от страха потерять мужа, работу, что окружающие будут плохо к ней относиться. Скромность нельзя ни за что подцепить, ей не сядешь на шею, у нее есть своя цель и поэтому она всегда может вежливо отказать. Она не будет делать то, что нарушает ее движение к цели. В достижении цели скромность проявляет чувство собственного достоинства.

Петр Ковалев 2013 год


Часто можно услышать фразы: «Надо быть скромнее» или «Скромность украшает человека» . Что же они означают? Что такое скромность? Скромность – это достоинство или недостаток? Быть скромным необходимость или выбор? Прежде чем ответить на все эти вопросы, давайте разберемся с вопросом: «Что такое скромность?» .

Не существует одного точного определения этого слова. Скромность – это черта характера, совокупность личных качеств человека, которые выражаются в умеренности: в требованиях к окружающим людям и к жизни; к роскоши и богатству; к тщеславию; к высокомерию, сохраняя при этом человеческое достоинство и правила приличия.

Отвечая на следующие вопросы, нужно учитывать индивидуальные особенности характера каждого человека в отдельности. Живя и воспитываясь в социуме, люди не становятся похожими друг на друга, в каждом человеке сохраняются характерные привычки, черты, присущие только ему.

Скромность – это достоинство или недостаток?

В обществе в целом и в каждом отдельно взятом сообществе обычно устанавливаются определенные правила. Можно ли считать человека, соблюдающего все эти правила скромным? В определенном смысле – можно. Но как же тогда с проявлением лидерских качеств, заложенных в саму природу этого человека? Есть мнение, что для лидеров скромность скорее недостаток, а не достоинство. Для «лидеров по жизни» как раз необходимо быть очень внимательным к себе, проявление лидерских качеств ни в коей мере не должны переходить в наглость, высокомерие, заносчивость и тщеславие. Проявляя себя как лидер, человек может переступить ту грань, которая отделяет уверенность в своей правоте от наглости, заносчивости и высокомерия. В общении людей между собой необходимо быть предельно корректным, чтобы вольно или не вольно не обидеть, не унизить достоинство другого человека. И как приятно общаться с человеком, который не выставляет напоказ свои знания, свое превосходство над другими. Такого человека можно назвать вежливым, учтивым воспитанным, а скромность «идет рука об руку» со всеми этими качествами.

Таким образом, можно сделать вывод, что скромность – это скорее достоинство для всех людей. Быть лидерами и при этом оставаться скромными – это жизненная позиция людей, которые, прежде всего, уважают самих себя. Ни один уважающий себя человек не позволит себе и другим унижать, кого бы то ни было.

Скромность и застенчивость – это одно и тоже?

Со определением «скромность» мы определились, а тихих, незаметных людей тоже можно назвать скромными? Про таких говорят: «Он и мухи не обидит» . Может это врожденная скромность? Или это от неуверенности в себе? Скорее всего, второе. Такое поведение называют застенчивость. Чем же эти два понятия отличаются одно от другого?

Застенчивость проявляется от неуверенности в себе, человек боится высказывать свою точку зрения, боится быть не правым, боится быть высмеянным другими. Ничего общего застенчивость не имеет со скромностью.

Скромный же человек уверен в себе, знает о своих достоинствах и недостатках. Воспитание не позволят ему громко заявлять, демонстрировать свои познания, сравнивать себя с другими. Поэтому застенчивому человеку, чтобы стать скромным нужно воспитать в себе уверенность, чувство собственного достоинства, избавиться от комплекса неполноценности.

Религия и скромность

Во всех мировых религиях скромность восхваляется, к скромности призывают все канонические тексты. Считается что скромным поведением можно очистить душу и помыслы от грехов. Все религии практикуют посты, во время которых человек осознанно проявляет скромность, воздержанность, умеренность в еде, питье, в это время не позволительно ругаться, гневаться, поощряется сострадание, отказ от излишеств, идет призыв к всепрощению и смирению. И это не случайно, ведь очищая душу, человек очищает тело. Он становится более уравновешенным, спокойным, если проявляет раздражение, учится просить прощение у Всевышнего, а потом и у людей к кому отнесся с раздражением. Религия помогает учиться быть скромным.

Быть скромным необходимость или выбор?

Подведем итоги, чтобы к человеку относились с уважением, ценили, нужно быть не только знающим, умным, необходимо быть скромным, воспитанным, иметь чувство собственного достоинства. А быть скромным или нет – это выбор каждого.

Похожие статьи
 
Категории