Сочинение на тему революция в романе доктор живаго, пастернак читать бесплатно. Тема интеллигенции и революции в романе Б

31.03.2019

Как сказал сам Борис Пастернак, закончив работу над романом: «В нем все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально... Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному: земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти». Этот роман, ставший для писателя делом почти всей жизни, является, по сути, эпопеей, произведением, охватывающим значительнейшие исторические события: Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. По словам Дмитрия Лихачева, «Доктор Живаго» — это не просто роман-эпопея, а лирическая эпопея, показывающая все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности».

Главная тема романа — духовная драма российской интеллигенции, прошедшей через войны и революции. Главный герой — Юрий Живаго, в котором скрыто все самое сокровенное, прекрасное. Как говорил сам автор, «Юрий Живаго должен представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий — яркий представитель русской интеллигенции дворянского происхождения. С детства он остался сиротой, и его дядя, бывший священник, отдал его на воспитание в семью Громыко, профессора университета, в прекрасную семью интеллигентов. Атмосфера доброты, взаимопонимания, любви и уважения, в которой рос юный Юра, помогла развиться в его душе поэтичности, тонкости, глубине чувств и переживаний. В нем с самого детства можно было заметить напряженную работу ума и души, стремление все постичь и понять.

Ведь для Пастернака интеллигентность не заключается в одном лишь интеллекте, высшее образование еще не делает человека интеллигентом. Интеллигент — это тонкий, культурный человек, наделенный порядочностью и добротой. Образование развивает ум, культура же есть область духовная, которая прививается в семье. Интеллигентность — это и порядочность, и доброта, и стремление помогать людям, и высокая духовность. Само слово «интеллигент» образовано от слова «интеллект», означающего определенный уровень мышления, который дается образованием. Но интеллигентность заключается не только в интеллекте, это еще и честность, благородство, неравнодушие к людям. И раскрытие смысла трагедии, произошедшей с российской интеллигенцией, дается Пастернаком на основе сравнения судеб двух людей — Живаго и Стрельникова.

Павел Антипов, у которого не было взаимопонимания с любимой им Ларой, уехал на войну, попал в плен, затем вернулся и встал на службу революции. Он полностью «развернул» свою жизнь; бывший учитель стал Стрельниковым, беззаветным слугой революции. Он привлекателен, даже на Юрия он произвел положительное впечатление благодаря своей внутренней силе, уверенности и четкой постановке цели. Но в нем настораживает жестокость во имя идеи, во имя революции. Стрельников не способен творить добро; для этого нужно уметь разглядеть отдельного человека, увидеть личность и суметь помочь. А Стрельников ради общего блага и свершившейся революции уничтожает многих. За высокопарными лозунгами он потерял человека. И в Стрельникове отталкивает именно его фанатизм, слепая вера в идею, которая и порождает его отрицательные качества.

Эпиграфом к роману, по моему мнению, можно было бы взять стихотворение Максимилиана Волошина «Гражданская война», где о характере Стрельникова и ему подобных фанатиков восторжествовавшей революции есть точные строки:

И там, и здесь, между рядами

Звучит один и тот же глас:

— Кто не за нас — тот против нас!

Нет безразличных; правда с нами!

Такой ни в чем не сомневающийся человек страшен тем, что в сложной и многообразной жизни, не укладывающейся ни в какие рамки, его фанатизм исключает поступки, продиктованные сердцем. Слепая вера во что-либо оборачивается неспособностью сделать добро, помочь одному человеку. Самое страшное в фанатизме — уверенность в том, что истина в последней инстанции остается только за тобой, прав только ты. Это порождает неспособность и нежелание понять другого человека.

Живаго же «буйный ветер» революции занес вместе с его семьей на Урал. Жизнь его была нелегка, ему грозил арест как родственнику высланных из страны Советов и как сыну буржуа. Он работал в поте лица, ему все приходилось делать самому, трудиться и умственно, и физически. Но Юрий был удовлетворен тем, что он сам кормит семью. Этот человек всегда умел видеть красоту жизни и восхищаться ею.

Но все же его отношение к революции меняется. На место первым восторгам приходит неприятие творящихся вокруг насилия и жестокости. Живаго постепенно отторгает революцию, превратившуюся на его глазах в бессмысленную братоубийственную войну. Высшая ценность для него — это человек, а законы этой схватки обрекают человека на гибель и страдание.

В то время, когда его силой держали в партизанском отряде, он всячески старался выполнять свой долг врача, спасать человеческие жизни независимо от того, на чьей стороне они в этой войне. И когда его вынуждают участвовать в схватке, он старается стрелять мимо, но все же, как ему кажется, убивает одного белогвардейца. И у этого убитого юноши в ладанке он находит текст девяностого псалма; этот же девяностый псалом лежит и у партизана. И Живаго не может понять, зачем же все эти люди убивают друг друга. Юрий не пытается стать подобным Ливерию Микулицыну и Стрельникову, он не принимает эту кровавую схватку. Этот «мягкий» интеллигент оказывается человеком твердых убеждений, он смотрит на человека как на высшую ценность в жизни. И выполняя свой долг врача, он лечит всех — и партизан, и колчаковцев; для него все они —просто страдающие люди. В своем стремлении не примыкать ни к одной из враждующих сторон, отказаться от классовых оценок Живаго смог встать над схваткой, взглянуть на людей с позиции надчеловеческой. В этом, по мнению Живаго и по мнению Бориса Пастернака, заключается истинный гуманизм.

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

В сопоставлении Живаго и Стрельникова автор показывает истоки трагедии русской интеллигенции. Во имя светлых идеалов, провозглашенных революцией, совершались насилие и жестокость. Пастернак тонко показывает роковой переход через рубеж добра и зла, оправдываемый верностью идее.

Наиболее ярко характеры двух героев раскрываются в их любви к Ларе. В любви, по мысли Пастернака, человек раскрывается полностью, показывает все прекрасное и уродливое, доброе и гадкое, что таится в его душе. У Стрельникова любовь показывает его фанатизм и амбициозность, неспособность принести счастье любимой женщине. Он считал, что должен уйти на войну, совершить подвиг и принести его к ногам Лары; а ей нужен был он сам, и это несоответствие их желаний обрекло обоих, и прежде всего Лару, на несчастье.

У Живаго же любовь высвечивает всю красоту и богатство его души, его высокую духовность и человечность. Он согласен на отъезд Лары с Комаровым, хотя и понимает, что потеряет ее на всю жизнь; но Юрий, в котором нет и следа личных амбиций, гордыни, согласен даже на это, лишь бы спасти любимую.

С отъездом Лары жизнь Живаго теряет смысл и наполненность, он медленно угасает, опускается. Независимо от своей воли он женится, живя без интереса, чувствуя себя ненужным в этой жизни. Юрий окончательно разочаровывается в революции. Хотя кровавая бойня давно уже прекратилась, но даже революционную повседневность он не в силах принять, его отталкивает господствующий дух трескучей фразы. За этими высокопарными лозунгами потерялся человек, самое важное в жизни. В этом и заключается трагедия — в том, что счастливая жизнь отдельного человека оказалась разбитой, искусственно переделанной и опустошенной. Для Живаго оказалось потерянным главное — способность любить и приносить пользу другим людям. Ведь по мысли Пастернака, определяет наполненность и смысл этой жизни именно сама эта жизнь, просто счастливая жизнь отдельного человека, и это есть именно то, что никогда нельзя приносить в жертву ради высоких целей.

В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.

В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения. Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома. на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”. Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

(No Ratings Yet)

Революция в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”

Другие сочинения по теме:

  1. Это проза поэта, насыщенная образам, философскими мотивами. Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который...
  2. Написав в 1922 году книгу стихов “Сестра моя – жизнь” и взяв за основу сюжета любовный роман, Пастернак проводит своих...
  3. Над романом “Доктор Живаго” художник работал на протяжении 10-ти лет. Действие в романе разворачивается на фоне событий революции, гражданской войны,...
  4. У романі “Доктор Живаго” Борис Пастернак передає своє світовідчування, своє бачення подій, потрясших нашу країну на початку XX сторіччя. Відомо,...
  5. У своєму знаменитому романі “Доктор Живаго” Борис Пастернак торкнути важливу для своєї епохи проблему ролі революційних подій у долі російської...
  6. В 1956 р. Пастернак закінчив роботу над романом “Доктор Живаго”. Задум роману “Доктор Живаго”, по визнанню самого автора, виник у...
  7. Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нем, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники –...
  8. Твір по літературі: Художня своєрідність роману Б. Пастернаку “Доктор живаго” Є книги, які треба читати повільно, як можна повільніше, тому...
  9. Юрій Андрійович – стихійна, творча людина, і під стать йому його дядько – Микола Миколайович. Хоча можливо я не зовсім...
  10. “…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас” – так понимал природу искусства Борис...
  11. Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...

Борис Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой собственный неповторимый мир и увлекал в него своих читателей, раскрывая перед ними лабиринты мыслей и образов. Он показывает читателю сложность человеческих переживаний. Я считаю этого писателя одним из величайших русский писателей и поэтов XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы".

Роман "Доктор Живаго" занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и, действительно, создал шедевр, равного которому нет.

Этот роман - лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравниться.

Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но хотелось бы остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции.

Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем "Доктор Живаго" даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а, следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И, в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: "...откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины..."

Революция - это и есть откровение "ахнутое", "данное", и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, - лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в "Двенадцати", основным образом - символом революционной стихии - является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства.

Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям.

Прямая противоположность Живаго - жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников - воплощение воли, воплощение стремления действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и сопоставлены, они, как говорится в романе, "в книге рока на одной строке".

Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: "...весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями. Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) - любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося.

Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы - дождь, грозу, метель, весенний лес, - никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой "контрприроды".

В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: "...Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть - верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения - верное расстройство его иннервации. Сознание - яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание - свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание - это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!"

В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: "Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен".

Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго - Пастернака, действительно, только "приправа". В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

В этом отношении очень важно рассуждение Живаго - Пастернака об истории: "За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном. Как всегда с ним бывало и прежде, множество мыслей о жизни личной и жизни общества налетало на него за этой работой одновременно и попутно".

Мы видим философию истории, помогающую не только осмыслить события, но и построить ткань романа: романа-эпопеи, романа - лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности.

Да, бесспорно, "Доктор Живаго" - величайшее произведение XX века. Недаром оно признано шедевром мировой литературы. И в наше время читателя интригует сюжет романа. Я прочитала его с большим удовольствием и мои взгляды на многие вещи поменялись.

­Революция

Многие сходятся в том, что роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творчестве Б. Л. Пастернака . Этот человек был величайшим русским писателем и поэтом своего времени. К тому же в 1958 году он был номинирован на Нобелевскую премию за ощутимый вклад в сферу русской прозы. Работая над «Доктором Живаго», Пастернак хотел, как можно более правдоподобно передать события, захлестнувшие Россию в начале XX столетия. Произведение писалось уже через много лет после Первой мировой войны и Октябрьской революции, но по оценкам критиков реалистичность событий от этого не пострадала.

Автор достаточно эмоционально подошел к вопросу людских страданий и на примере своих героев показал, как смута может повлиять на жизнь обычных людей. Главный герой романа, Юрий Живаго , словно создан для того, чтобы воспринимать эпоху такой, какая она есть, нисколько в нее не вмешиваясь. Основной движущей силой произведения является революция. Она устанавливает законы в обществе, она же обрекает многие любящие пары на расставание. Поначалу может показаться, что Живаго человек слабохарактерный, безвольный. Он все время в стороне от революции и не берется влиять на ход событий. Фактически, он служит тем, к кому попадает.

На самом деле, его восприятие происходящего было очень понятным. Живаго был врачом, к тому же врачом от Бога. Для него не было «красных» и «белых». Все они были для него раненными людьми, которым нужна была экстренная помощь. Ему одинаково неприятна жестокость белогвардейцев и красных партизан, его ужасает равнодушие новой власти к культуре. В глубине души Юрий Андреевич знает, что никак не может повлиять на ход событий. По сути, он один из миллионов россиян, вовлеченных в круговорот гражданской войны. Самое страшное, что это была братоубийственная война, как автор правильно замечает «кровавая колошматина и человекоубоина, которой не предвиделось конца».

Примечательно то, что Борис Пастернак походит к описанию революции не с классовой точки зрения, а с общечеловеческой и гуманистической. Всем известно, что этот роман отчасти автобиографический, поэтому в действия главного героя вложены мотивы писателя. Очень скоро становится ясно, что доктор Живаго был прав, когда отказывался делить людей на своих и чужих, когда говорил о бессмысленности братоубийственной войны. Так у одного убитого «белого» находят тот же псалом с молитвой, что и у убитого «красного». Все они были юнцами, чьими-то сыновьями, мужьями, братьями и отцами.

Двойственность восприятия у доктора Живаго проявляется во всех аспектах жизни. Он – личность сомневающаяся, вечно колеблющаяся, что ведет и к личной драме. Этот герой постоянно пребывает в поисках правды. Казалось бы, он нежно привязан к своей жене Тоне , с которой рос и воспитывался с самого детства. С другой стороны, его влечет Лариса Гишар (Антипова) – человек из другого круга. Данную героиню он отождествляет с образом России, так как эта любовь не могла победить душевное смятение. Таким образом, революция, во имя своих идеалов, скомкала и искалечила судьбы обычных людей. Близких Юрия выслали за пределы страны, а любимую женщину забрал у него человек низкий и подлый – «русский министр в Беломонголии», В. И. Комаровский .

Несмотря ни на что, автор заканчивает свой роман на оптимистичной ноте. После смерти Юры Живаго его сводный брат находит Таньку Безочередову – дочь Лары и Юры. Он берет на себя полную ответственность за благополучие племянницы, которой в жизни пришлось совсем несладко. А друзья Юры через много лет находят его тетрадь со стихами и перечитывают ее. Такой поворот символизирует веру писателя в светлое будущее и лучшие свершения. Стихи, которые звучат в финале, навевают чувство «свободы души» и «счастливое, умиленное спокойствие» за всех участников истории.

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Б. Пастернак
Борис Пастернак – величайший русский писатель и поэт XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”.
Роман “Доктор Живаго” занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и действительно создал шедевр, равного которому нет.
Этот роман – лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравниться.
Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но я бы хотел остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции.
Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем “Доктор Живаго” даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.
Как уже было сказано выше, я бы хотел остановиться на проблеме интеллигенции и революции, ибо, как мне кажется, именно в ней наиболее полно раскрываются интереснейшие моменты романа.
В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий.
“Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали”.
В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого… Главное, это гениально! Если бы перед кем-нибудь поставили задачу создать новый мир, начать новое летосчисление, он бы обязательно нуждался в том, чтобы ему сперва очистили соответствующее место. Он бы ждал, чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступил к постройке новых, ему нужно было бы круглое число, красная строка, неисписанная страница.
“А тут нате, пожалуйста. Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее. Так неуместно и несвоевременно только самое великое”.
Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: “…откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины…”
Революция – это и есть откровение (“ахнутое”, “данное”, и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, – лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в. “Двенадцати”, основным образом – символом революционной стихии – является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства.
Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям.
Прямая противоположность Живаго – жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников – воплощение воли, воплощение стремления активно действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и сопоставлены, они, как говорится в романе, “в книге рока на одной строке”.
Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: “…весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и
Как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями. Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) – любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося.
Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы – дождь, грозу, метель, весенний лес, – никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой “контрприроды”.
В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: “…Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть – верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения – верное расстройство его иннервации. Сознание – яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание – свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание – это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!”
В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: “Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен”.
Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго – Пастернака действительно только “приправа” . В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.
В этом отношении очень важно рассуждение Живаго – Пастернака об истории: “За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном. Как всегда с ним бывало и прежде, множество мыслей о жизни личной и жизни общества налетало на него за этой работой одновременно и попутно.
Он снова думал, что историю, то, что называется ходом истории, он представляет себе совсем не так, как принято, ему она рисуется наподобие жизни растительного царства. Зимою под снегом оголенные прутья лиственного леса тощи и жалки, как волоски на старческой бородавке. Весной в несколько дней лес преображается, подымается до облаков, в его покрытых листьями дебрях можно заблудиться, спрятаться. Это превращение достигается движением, по стремительности превосходящим движение животных, потому что животное не растет так быстро, как растение, и которого никогда нельзя подсмотреть. Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою мест. Мы всегда застаем его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества – историю.
Толстой не довел своей мысли до конца, когда отрицал роль зачинателей за Наполеоном, правителями, полководцами. Он думал именно то же самое, но не договорил этого со всею Ясностью. Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как растет трава. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действительные односторонние фанатики, гении самоорганизования. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне”.
Перед нами философия истории, помогающая не только осмыслить события, но и построить живую ткань романа: романа-эпопеи, романа – лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности.
Да, бесспорно, “Доктор Живаго” – величайшее произведение. Недаром оно признано шедевром мировой литературы.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Борис Пастернак – величайший русский писатель и поэт XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Роман “Доктор Живаго” занимает, Read More ......
  2. В своем знаменитом романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом. Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного жизненного Read More ......
  3. Сейчас в наше время неоднозначно оценивается как и сама революция 1917 г.. так и ее итоги. Старшее поколение считает положительными ее заслуги. Люди среднего возраста относятся к этому событию по-разному. А мы, молодые, порой не знаем чему верить, а чему Read More ......
  4. Роман “Доктор Живаго” был начат Б. Пастернаком в конце 1945 года и закончен в 1955 году. Поэт писал: “Эта вещь будет выражением моих взгядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое”. Роман не был Read More ......
  5. При написании романа “Доктор Живаго” Пастернаку, в первую очередь, хотелось передать эпоху того времени, события, свидетелем и описателем которых он являлся. В романе писатель выражает свой необычный, отличающийся от других, взгляд на мир, на происходящее. Перед нами развертывается жизненная история Read More ......
  6. Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе – это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную Read More ......
  7. Как сказал сам Борис Пастернак, закончив работу над романом: “В нем все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально… Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному: земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти”. Этот Read More ......
  8. Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнется духовное пробуждение общества: “Если Богу угодно будет и я не Read More ......
Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”

Похожие статьи
 
Категории