Сочинение по картине И. Попова «Первый снег

14.04.2019

Передо мной находится прекрасная картина не малоизвестного живописца И.Попова. Полотно носит очень верное и красноречивое название «Первый снег». Это замечательное творение способно пробудить в человеке самые светлые мысли и эмоции. Картина выделяется из множества других своей потрясающей правдоподобностью. Смотришь на неё, как будто выглядываешь из окна своего дома. Небо на картине изображено тяжёлое, оно словно налито свинцом – так бывает перед сильными снегопадами. Создаётся впечатление, что весь пока ещё не выпавший снег тянет облака к земле. Куда не посмотришь – повсюду виден снег, при этом он не везде одинаково белый. Если приглядеться, то можно заметить, что в некоторых местах он имеет и голубые, и даже желтоватые тона. Похоже, что снегопад окутывал землю на протяжении всей ночи и люди спали, даже не подозревая о происходящем за окном волшебстве.

Первый снег изменил до неузнаваемости пейзаж города. Белое сияние делает дома особенно нарядными, праздничными. Снег украсил их, начиная с фундамента и до самой крыши. Дома оказались в холодной снежной пучине, тротуары изменились до неузнаваемости – они совсем не видны под толщей снега. На деревьях видны ещё не опавшие листочки, видно, что зима только началась. Природа пытается сохранить тепло, но эти попытки не приводят ни к чему, зима берёт своё, скрывая все природные напоминания о летнем солнце.

На поверхности снега видны петляющие следы маленького порезвившегося щенка, вероятно, это животное ещё никогда не видело снега. Щенок стоит в растерянности, не понимая, что представляет собой этот странный покров под ногами и чего от него ждать. Нельзя не заметить и человеческие следы, которые оставили три девочки, искренне и беззаветно радующиеся погодным переменам. Немного пофантазировав, можно представить как эти девочки, увидев в окно выпавший снег, спешно одеваются и выбегают на улицу.

В будке по телефону разговаривает мужчина, возможно, он тоже в эту минуту делится с близким человеком новостью о выпавшем снеге. За окном дома, находящегося слева, стоит девушка, задумчиво смотрящая на падающие снежинки. Жаль, что мы не можем угадать её мысли, ведь первый снег способен вызывать у каждого человека свои эмоции и ассоциации.

Для меня первый снег – это всегда совершенно неожиданный, но настоящий праздник. Снег – это своеобразный подарок от природы, сюрприз, точное наступление которого предугадать непросто. Снег может подарить нам ощущение настоящей сказки и вызвать у нас эмоции, связанные со скорым наступлением Нового года и Рождества. И я надеюсь, что эти праздники будут наполнены только самыми положительными моментами, и мы будем безгранично счастливы как девочки, изображённые на полотне художника Попова.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Попова «Первый снег» читают:

Игорь Попов - художник - живописец. Он любил писать русскую природу. Одна из его картин - "Первый снег".

На картине изображена улица города, встречающая первый снег. Все покрыто снегом - дорога и тротуары, крыши домов и ветви деревьев. А снег идет! Дома желто-серого цвета. Улица длинная. На фоне желтых домов, снег особенно белый как молоко.

Три девочки искренне рады первому снегу в городе. Они выбежали на середину улицы и веселятся, прыгают, ловят снежинки в ладошки.

В телефонной будке стоит человек. Он словно спрятался от снегопада и не торопится выходить из временного укрытия. Прохожих почти нет, только одинокая фигура вдалеке, проследовавшая по узкой протоптанной дорожке справа.

На снежном покрывале мы видим узкие протоптанные тропинки вдоль домов: слева и справа. Короткие тропки от домов и многочисленные следы радостных девочек. Они не смогли усидеть дома, в отличие от взрослых, которые наблюдают снег из окон и снежных туч, на улице пасмурно, дети рады первому снегу. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Первый снег (рассказ по картине И. Попова «Первый снег»)

Белый, пушистый, чистый снег. Первый снег - это всегда радостное событие! Зима словно намекает, что еще немного и она вступает в свои права.

Я тоже люблю, когда город покрывает первым снегом. Ты идешь по снежному покрывалу, как первопроходец. И под ногами звонко поскрипывает немножко липкий, белоснежный первый снег!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Передо мной картина Попова «Первый снег», мы видим улицу свысока, возникает ощущение, что художник рисует картину откуда-то сверху. Перед взором зрителя предстают высокие желтые дома, старинного типа, вся улица хорошо просматривается, на снеге видны и следы от обуви. Можно догадаться, что снег выпал совсем недавно потому что, снег лежит пушистый и чистый, его еще никто не трогал, снежинки еще продолжают падать на землю, кружась в танце. В центре мы видим три девчонки, которые очень радуются снегу, они кружатся в хороводе, их руки подняты вверх, на лицах улыбки и смех. Под их ногами множество следов, девочки давно прыгают, наверное, они давно ждали снега и с радостью выбежали на улицу, чтобы поймать снежинки, поиграть в снежки. Недалеко от них бегает собачка, которая тоже рада тому, что вышла на улицу, идет снег, одна из ее хозяек счастлива, а значит весело и собачке.

Погода на улице пасмурная, небо тяжелое, ее освежает идущий снег и веселые ребятишки. Среди огромного количества домов растут деревья, на которых еще висят листья, в некоторых местах даже зеленые. Осень не хочет уступать зиме, а люди скорее хотят, чтобы осеннюю грязь спрятал свежий снег, дети хотят кататься на лыжах и санах, лепить снеговиков, поэтому так радуются снегу. Если рассмотреть лучше дома, можно отметить, что в каждом доме много окон, но они очень маленькие, из каждой квартиры выступают балконы, которые полностью закрыты, в них можно разглядеть взрослых людей, они тоже вышли, чтобы полюбоваться красотой первого снега.

При написании картины художник не использует много цветов, основные цвета - белый, желтый и серый. Конечно, белый цвет олицетворяет чистоту и красоту, свежесть зимы и снег, поэтому его больше не картине, желтый цвет - это в основном дома, серый цвет помогает определить, что на улице пасмурная погода. Ярким цветом художник нарисовал некоторые элементы одежды девчат, чтобы подчеркнуть их молодость, живость и эмоциональность.

Когда смотришь на картину, возникают противоречивые чувства, вроде бы и грустно, потому что на улице пусто, собачка бродит одна, а с другой стороны чувствуешь радость, восхищаешься снегом, любуешься радостными девочками. Этим картина и завораживает, каждый зритель находит в ней что-то свое.

Сочинение по картине И.Г. Попова «Первый снег»

План
1. Жанр картины И. Попова «Первый снег».
2. Описание картины:
а) изображение города;
б) центральные образы картины;
в) значимые детали картины
3. Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?

И стало вдруг белым – бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.
И. Кравченко

Картина И. Попова «Первый снег» относится к жанровой живописи. Этот вид живописи предусматривает изображение сцен повседневной жизни. Сюжет картины простой и емкий: в городе выпал первый снег. Люди и звери, каждый по-своему, встречают его.

На полотне изображен городской пейзаж. Город покрыт снегом. Снег лежит везде: на домах, на асфальте, на деревьях. Совсем мало следов на дороге, только девочек, мужчины, который стоит в телефонной будке, и собачки. Так художник подчеркивает, что снег свежий. Он еще идет. Крупные пушистые белые хлопья падают и падают.
Небо серое низкое, погода пасмурная. Наверное, это поздний ноябрь или декабрь. Старые не многоэтажные дома достаточно мрачно написаны художником. Они служат фоном для отображения центральных образов.

На первом плане картины – три девочки. Они радуются первому снегу. Весело играют, взявшись за руки прыгают, смеются. Девочки легко одеты, потому что спешили выбежать на улицу, когда пошел снег. Радость детей понятна: после слякотной дождливой осени наступает снежная зима. Можно наслаждаться зимними забавами: играть в снежки, строить снеговые замки, лепить снежную бабу, кататься на коньках исанках.

Выпадение первого снега – удивительная картина! Весь город преображается. Даже дома в снежном покрывале кажутся не такими мрачными. Не оставляет равнодушным это явление и мужчину в телефонной будке, он отвлекается от разговора и наблюдает за снегопадом. Собачка, видя под лапами что-то непонятное, растерянно остановилась и осматривается.

Художнику И. Попову удалось создать радостную, почти праздничную атмосферу начала зимы. Глядя на картину, самому хочется выбежать на улицу и поймать пушистые снежинки, попрыгать по снегу. Как мало нужно человеку, чтобы получить удовольствие!

Цели урока:

образовательные

  • формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;

воспитательные

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;

развивающие

Методическое обеспечение урока:

  • компьютер, проектор,
  • диск “Мировая Художественная литература”,
  • репродукции картин: И.И. Шишкин “Зима”, В.Д. Поленов “Ранний снег”, А.А. Пластов “Первый снег”, И. Попов “Первый снег”,
  • сборники стихов о природе.

Эпиграф:

И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.

И. Кравченко

Ход урока

1 этап урока. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине И. Попова “Первый снег” передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это всегда праздник!

На дом вам было дано задание подобрать стихи о первом снеге. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими находками. Итак, кто из русских поэтов обращался к этой теме?

(Звучат стихи о первом снеге: А.С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”, Е. Баратынский “Первый снег”, В. Соколов “Первый иней”, Н. Рубцов “Первый снег”, В. Брюсов “Первый снег”, И. Никитин “Встреча зимы”, И. Кравченко “Какая странная пора”, Н. Морова “Просыпалась снегом Вселенная” и др.)

Учитель: Кроме поэтов к теме первого снега обращались и художники.

Следующий этап нашего урока – знакомство с картинами великих русских пейзажистов И.И. Шишкина “Зима” и В.Д. Поленова “Ранний снег”. Давайте внимательно рассмотрим эти два полотна. Какой изображена природа на этих картинах?

(на экране высвечиваются картины с диска “Мировая художественная литература”)

Ученик: На картине В.Д.Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено.

Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины.

Учитель: А что вы можете сказать о картине И.И.Шишкина “Зима”? Что общего между этими двумя полотнами?

Ученик: Картина Шишкина называется “Зима”. Художник, наверное, изобразил не первый снег. Можно говорить о том, что природа погрузилась в глубокий сон. Общее с картиной В.Д.Поленова – настроение: и здесь тоже ощущение покоя и умиротворения.

Учитель: Обратите внимание на следующие картины. Они написаны во второй половине XX века. Это картина А.А. Пластова “Первый снег” и картина И.Попова “Первый снег”. Что общего в них?

Ученики: Они посвящены первому снегу.

Учитель: Из чего это видно?

Ученик: Прежде всего из названия картин. Авторы сами указывают нам на это. “Первый снег” - так названы обе картины. А также из изображённого на них.

Учитель: Чем отличаются полотна Поленова и Шишкина от картин Пластова и Попова?

Ученик: У Поленова и Шишкина изображен зимний пейзаж, только природа, а у Пластова и Попова присутствуют еще и люди.

Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художникам Изображать людей на своих картинах?

Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада. Учитель: И какие же это чувства? Какое настроение?

Ученик: На картине А.А. Пластова мы видим первый снегопад. Легкие снежинки кружатся в воздухе и падают на землю, покрывая ее первым пушистым снежком. За снегопадом наблюдают дети, выбежавшие на крыльцо. Девочка так обрадовалась снегу, что выбежала на улицу не одевшись, лишь только накинув на голову платок. А мальчик застыл на месте, подняв голову к небу, наблюдая за снежинками, падающими на землю. А на лицах детей – изумление, радость, восторг. И на картине И. Попова тоже запечатлено выражение радости и восторга при виде первого снега. Его героини ещё с большей силой выражают свою радость, связанную с первым снегопадом. Они очень бурно выражают свои чувства: бегают, прыгают, взявшись за руки, ловят снежинки, подняв головы к небу.

Учитель: Что же следует из всего сказанного вами?

Ученик: Первый снег – уникальное явление природы. Его долго ждут. И вот, после слякотной, серой поздней осени приходит к нам чудо - первый снег! И поэтому все так радуются ему, той чистоте, тому простору, которые приходят вместе с ним.

Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. Первый снег эстетически воздействует на человека.

Мы познакомились со стихами, посвященными первому снегу, рассмотрели репродукции картин. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строчки с тем, что изображено на картинах.

(ученики соотносят стихи с представленными картинами)

Учитель: Переходим к третьему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению №211 (стр.98).

Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

Каково лексическое значение слова дневник?

Многозначно оно или однозначное?

Давайте познакомимся с его лексическим значением.

На экране высвечивается словарная статья:

Дневник

1. Записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.

Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

Ученик: В первом значении.

Учитель: Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.

Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?

Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он – верный друг.

Учитель: А для кого вы пишите?

Ученик: Для самих себя.

Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег.

Какие чувства вызвала эта картина?

Какие чувства вас переполняют

Ученик: Чувства радости, восторга, желание громко смеяться, прыгать, очень эмоционально выражать свои чувства.

Как можно передать свои чувства на бумаге? О чем следует рассказать в первую очередь? Как выразить свою радость и восхищение?

Вы знаете о существовании различных средств художественной выразительности. Назовите известные вам.

Ученик: Это эпитет - красочные определения, сравнения, олицетворения, метафоры.

Учитель: Используя их в своих работах, вы сумеете передать главную мысль своего сочинения, свои чувства, мысли, настроение.

Итак, мы приступаем к следующему, 4-у этапу в нашей работе.

Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.

Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”.

Каким может быть снег?

Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу.

Итак, вам было дано задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в свою таблицу.

Заполняется таблица, вычерченная на доске.

Учитель: - Каким может быть первый снег?

Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его.

Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах, о тротуаре?

Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору картины?

О чем говорят следы во дворе?

Кто ещё изображен на картине? (Девушка у окна, человек в телефонной будке, щенок).

Почему так много героев? Кому звонит молодой человек?

О чём он говорит своему собеседнику? О чём думает девушка, глядя в окно на первый снег?

Почему замер щенок?

Как сумел художник передать радостное настроение?

А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник).

Учитель: Город ещё только просыпается. А что будет через час? Днём?

Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своём дневнике? Сколько частей может быть в вашем сочинении? Какой тип изложения вы выберете? О чем напишете в первую очередь? А затем?

Для написания сочинения необходимо самостоятельно составить план.

(Можно дать примерный план-схему:

Раннее утро.

Описание увиденного из окна.

Настроение, вызванное первым снегом.)

Учитель: После того, как будет составлен план, можете приступать к написанию черновика сочинения.

Удачи вам в работе!

Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи (упр.211).

Приложение 1. Таблица к картине И.Попова “Первый снег”.

небо снег дома тротуар люди деревья собака
  • пасмурное
  • серое
  • низкое
  • затянутое снеговыми облаками
  • белый
  • пушистый
  • лёгкий
  • обильный
  • крупные снежинки, летящие по ветру
  • розоватый
  • голубоватый
  • покрытый следами
  • крыши домов покрыты снегом,
  • снег на подоконниках,
  • на оконных рамах,
  • старый городской дворик
  • широкий,
  • занесённый глубоким снегом,
  • усеянный следами
  • три девочки на улице,
  • радуются первому снегу;
  • молодой человек в телефонной будке;
  • девушка у окна наблюдает за падающими снежинками
  • старые
  • ветвистые с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом
  • замерзший
  • щенок, впервые увидевший снег

Приложение №2. Сочинение по картине И.Попова “Первый снег” (дневниковая запись) ученицы 7 “Б” класса Батрак Вероники.

Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом. И когда же он успел так нападать?

Скорее всего, снег шёл всю ночь. А на утро улица полностью изменилась. Вместо тёмного и пасмурного утра я вижу светлое и весёлое. Настроение очень радостное! Я так рада первому снегу! И не только я. Вон и соседки уже проснулись, выбежали на улицу и радуются первому снежку! Даже щенок Филя вприпрыжку прибежал за девочками. Прибежал и вдруг замер: он впервые увидел снег и может понять, что это такое.

Стоит на месте и внимательно наблюдает за снежинками, летящими с неба.

В телефонной будке какой-то парень разговаривает по телефону. Наверное, он с кем-то делится своим хорошим настроением, рассказывая о первом снеге.

Снег везде: на крышах домов, на деревьях, на подоконниках. Крупные, лёгкие и пушистые снежинки всё падают и падают и устилают улицу. От снега на улице очень светло, даже режет глаза. Но вот что интересно: он не везде белый. Он то сероватый, то розоватый, а около домов с желтоватым оттенком. Это потому, что на него падает отблеск света из окон.

Как хорошо! Как легко и радостно! Первый снег – это всегда для меня маленький праздник.

Сегодняшнее утро было светлым и радостным. Надеюсь, что и весь день будет таким же!

Наверное, у каждого есть свое любимое время года. Прежде всего нам вспоминается теплое лето или радостная весна. А вот на картине известного русского художника Попова один из первых дней зимы изображен настолько светло и с любовью, что начинает хотеться, чтобы это холодное время пришло поскорее.

Простое описание картины «Первый снег» Попова может и не заинтересовать зрителя, потому что здесь нет ярких красок или каких-нибудь экзотических пейзажей. На картине изображена самая обычная улица небольшого городка. Только что выпал первый снег, он еще продолжает идти крупными, пушистыми хлопьями. Видны старинные одноэтажные и двухэтажные дома, покрашенные желтой и серой краской, возле одного из них растет невысокое дерево. Виднеются уютные полукруглые балкончики. Наверное, жизнь здесь очень спокойная и размеренная. Это понятно уже по тому, что на свежевыпавшем снеге на дороге мы не видим никаких следов - с утра здесь почти никто не проходил. Только три девочки-подружки выбежали из ближнего дома и, взявшись за руки, кружатся на пустынной улице.

Я думаю, что Попов нашел для своей картины удачное цветовое решение, потому что приглушенные серо-бело-желтые тона передают ощущение покоя и неизменности жизни на городских окраинах. Кроме того, подобные краски позволяют зрителю сосредоточиться на главном элементе картины. Это фигуры трех девушек, которые на фоне белого снега смотрятся ярким пятном, привлекающим внимание. Их розоватые шапки и чулки служат дополнительным цветовым контрастом.

Кто эти девушки? Мы ничего не знаем о них, но зато можем увидеть их искреннюю радость. Они даже не успели одеться по-зимнему, так спешили выскочить на улицу к снежному чуду. Легкое белое платье девочки слева развевается от танца, и она сама напоминает летящую снежинку. Смотришь на них и сразу вспоминаешь о том, сколько всего хорошего приносит с собой зима. Игра в снежки, катание на коньках и санках, а главное - сказочные новогодние праздники. В это время точно не будет скучно! И танцующие девочки, закружившиеся в хороводе, кажется, приближают этот праздник.
Весело и собачке, выбежавшей вслед за своей хозяйкой. Она стоит чуть поодаль от девочек и внимательно за ними наблюдает. Пока что она не решилась присоединиться к их веселой игре, но можно не сомневаться, что через несколько минут подружки обратят на нее внимание. Тогда тихая улица наполнится веселым собачьим лаем и звонким смехом. А пока что снег безмолвно падает на дома, на дерево и на девушек, одевая всех поровну пушистым зимним покровом.

Очень интересным выглядит ракурс, выбранный художником для своей картины. Зритель смотрит на улицу как бы сверху, из окна одного из домов. Отсюда улица видна, словно на ладони, она лежит перед взглядом как чистый, еще не исписанный лист. И если посмотреть на снег подольше, можно будет увидеть проходящих мимо, увидеть, кто напишет на белых листах новую уличную повесть. Это пробуждает фантазию, дает возможность представить себя в роли наблюдателя из окошка. А какой может быть комната в доме на такой тихой улочке?

Как она обставлена, есть ли в ней старинная мебель и какие-нибудь вещи, с которыми дом сразу становится уютным, как в сказке? Может быть, это еще одна подружка этих девочек выглядывает из окошка, чтобы уже через минуту сбежать к ним вниз? Или это их добрая бабушка поглядывает на проказниц - не замерзли ли они еще, не пора ли позвать их пить чай и отогреваться?

Вот такая сказка может придуматься, пока ты пишешь сочинение по картине «Первый снег» Попова. И, я думаю, это главный показатель того, что картина удалась художнику, раз при взгляде на нее просыпается воображение.

Самые популярные материалы марта для 7 класса.



Похожие статьи
 
Категории