Павел андреевич федотов сватовство майора описание. Он знаком больше с армяком

28.02.2019

Проснуться знаменитым

Осенью 1849 г., после первого показа «Сватовства» на выставке Императорской Академии художеств, Павел Федотов проснулся знаменитым. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации. К картине было не протолкнуться!

Она оставалась «хитом» ещё очень долго. Есть воспоминания о первом представлении публике «Осады Пскова» прославленного Карла Брюллова (через одиннадцать лет, в 1860-м). Монументальное произведение, возвышенная патриотическая тема, кисть мастера - и никакого успеха! А у маленького «Сватовства» по-прежнему толпились улыбающиеся зрители.


…В купеческий дом пришёл «с серьёзными намерениями» немолодой, но бравый офицер. Крутит ус у дверей, а испуганная невеста убегает в соседнюю комнату. Домашние решают, как быть. Всё? Не всё. «Сватовство» для современного зрителя как бы зашифровано, нам непонятны намёки, так потешавшие современников художника.

Автопортрет


«Бурбоны»

Простой вопрос: почему к купеческой дочери сватается именно майор? Не молодой поручик, не полковник… Иногда пишут, что вот, мол, обедневший дворянин решил женитьбой поправить дела. Не совсем так.

Обратите внимание: майор пришёл без букета. Цветы при подобных визитах полагаются и сейчас. Тем более тогда, в эпоху подчёркнутого внимания к этикету. Пожадничал? Или просто о букете не подумал? Поскольку к таким тонкостям не приучен?

Будь жених «из благородных» - он наверняка невесту искал бы из своей среды, не купеческую дочку. Но человек федотовской эпохи понимал: изображён «бурбон». Так, посмеиваясь, звали офицеров не из потомственного дворянства, а из выслужившихся нижних чинов.

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала - с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами… И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Только наверняка он «происхождения тёмного». А дальше можно предполагать. В юности «забрили лоб». Муштра, унижения, зуботычины… Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин. А дальше - ступеньки служебной лестницы: прапорщик - подпоручик - поручик - штабс-капитан - капитан - майор. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Хотя, как правило, майорство - пик карьеры. Для большего не хватало грамотности, связей.

И здесь - важный момент. Армейский майор - это, как правило, командир батальона. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов - не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т.д.). Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. А вот если ты чином ниже - тут и дело подсудное, и вообще грубейшее нарушение служебной этики.


Свежий кавалер


Купеческая сделка

У майоров-«бурбонов» доступа к «безгрешным доходам» не было. Соответственно - ни денег, ни влиятельных покровителей (иначе в майорах не застрял бы). И зачем такой зять богатому купцу?

Не скажите. Майор - это уже «густые» штаб-офицерские эполеты, все права потомственного дворянства.

Деньги не защищали человека купеческого звания от чиновничьего произвола. Его могли штрафовать за что угодно, могли в участок забрать, а там и бока намять, и на позор перед соседями отправить улицы мести. Какой-никакой статус давала принадлежность к гильдии (купец первой гильдии, второй, третьей - помните по классике такое выражение?). Но её надо было регулярно подтверждать, внося немалый взнос.

А вот зять штаб-офицер - это по всем статьям решение проблем! Теперь никто не посмеет третировать родню почтенного человека. И внуки уже родятся «благородными».

«Сватовство майора» - рассказ о выгодной сделке. Серьёзные люди с помощью посредницы-свахи (она тоже на картине) ударили по рукам. Старый служака своё штаб-офицерское достоинство конвертирует в обеспеченное будущее, в спокойную сытую старость. Папаша-толстосум «вкладывает в проект» деньги и прелесть юной дочери.

А кстати - что же она?

Разборчивая невеста


Женская доля

Дочь-невеста - конечно, «существо страдательное». Никто её не спрашивал, без неё решили её судьбу. Сейчас ей представят незнакомого пожилого мужчину. Наверняка - не предмет мечтаний! Но понравится, не понравится - с ним дальше жить, спать, зависеть во всём. В последний момент у девушки сдали нервы - растерялась, убегает из комнаты.

Впрочем, давайте чуть спокойнее. Не стоит преувеличивать ни степень терзаний подобных барышень, ни вообще ширину их кругозора.

В те времена не было ни Интернета, ни телевидения, ни просто электричества. Даже чтение (если федотовская героиня вообще грамотна) - развлечение относительное: темнеет в России рано, и в купеческом доме наверняка свечи зазря не жгли. Девице надлежало не всякими умствованиями голову захламлять, а расти благонравной, в положенный срок выйти замуж - таково её назначение, и иного купеческие дочки себе не представляли. Конечно, жених мог бы пригласить будущую супругу в театр, как-то поухаживать, но федотовские герои, похоже, люди конкретные: договорились, решили - чего тратиться и время терять?

Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи - «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809-1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев - но не знатен! Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» - да сильно стар! Однако Александра Осиповна - фрейлина императрицы, знаменитая красавица и умница, собеседница Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова. А купеческая дочка… Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Благо майор наш ещё крепок, пара-тройка детишек родится быстро, будет она их растить, дом держать. Стерпится - слюбится. Браки по расчёту вообще самые крепкие.

Завтрак аристократа


Событие

И всё же - торжественное событие. Ради которого в доме нарушено привычное существование. И вот здесь начинаются детали, так потешавшие тогдашнюю публику.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Платье дочери - роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят), и вообще пока формально - лишь смотрины: наряд не подобает поводу. При этом стол застелили красивой цветной скатертью - хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10-12 рублей бутылка, безумные деньги!) - селёдка, кулебяка… Кто-то скажет - мелочи, условности. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке - и обвислых штанах-«трениках». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

Впрочем, похоже, и гость, и хозяева плохо разбираются в подобных нюансах.

Вдовушка


Из легенд

Жениха отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Федотов рисовал с одного из бывших сослуживцев. Купца подходящей наружности искал почти год, встретил случайно, нашёл повод познакомиться. Купец уже стал подумывать, что художник и впрямь неплохая партия для его дочери, - и для закрепления отношений согласился попозировать.

А вскоре после выставки на дом к Федотову заявился незнакомый седой майор:

Батюшка! - вскричал он. - Только что видел вашу картину! Понять не могу, как вам удалось так правдиво всё отобразить. Ведь это я, чтобы поправить дела, женился на купеческой дочке. И живём счастливо!

«Человеческая комедия»

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) сам был сыном «бурбона». Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Сын был гордостью и надеждой семьи. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Он пел, играл на гитаре, сочинял песни и романсы.

Занявшись всерьёз живописью, сначала готовился в баталисты, но известный баснописец И. Крылов и поддерживавший молодого коллегу К. Брюллов убедили заняться бытовыми сюжетами. Что ж… «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» - Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840‑х.

Увы, напряжённая работа, вечная тревога за семью (после отставки отца она впала в нужду), постоянная бедность спровоцировали обострение душевной болезни. Федотов умер в психлечебнице, забытый почти всеми, на руках старого верного денщика.

На днях случайно услышала по радио финальные сцены из "Последней жертвы" Островского.
Загадка гения: банальный сюжет, незамысловатые диалоги - простенькая пьеска без претензий - низкий жанр, коммерческая поделка - то, за что авторов третируют и сейчас. Но, как у Пушкина в его "Барышне крестьянке", так и у Островского во многих его пьесах, сюжет лишенный правдоподобных деталей, характеры сведенные к символам, каким-то неведомым, "магическим" образом складываются в нечто большее, способное задевать и ум, и сердце.
<<Очень много буковок и картинок>>

В тысячах книг сотни авторов пытаются рассказать нам о том, что такое душевная пустота, и вот у Островского всего пара деталей рисуют точнее и полнее - с рефреном:
Флор Федулыч: У него ничего нет-с.
- вроде речь про деньги, но "ничего" - это и непроизнесенное вслух "ничего за душой" - и в контексте встроенной мизансцены это уже о душе.
Впрочем, и за диалогами Дульчина и Ирина о "страстной любви" угадываются постоянные претензии критиков к самому Островскому в том, что храм муз, драматический театр, он превращает в балаган, в котором играют комедии из жизни мещан и купечества - сословийне не способных чувствовать утонченно, не способных на возвышенные порывы, - в отличие от аристократов голубых кровей.

Ирина. Скажите пожалуйста! Человек, ничего не имеющий, требует какой-то бешеной, африканской страсти. Да после этого всякий приказчик, всякий ничтожный человек... Нет, уж это извините-с. Только люди с большим состоянием могут позволять себе такие фантазии, а у вас ничего нет, и я вас презираю.
Дульчин. На ваше презрение я желал бы вам ответить самой страстной любовью, но... что вы сказали о мужчинах, то же следует сказать и о женщинах: на страстную любовь имеют право только женщины с большим состоянием.
Ирина. Вы невежа, и больше ничего.

Дульчин. Что вы сердитесь? Оба мы ошибались одинаково, и нам друг на друга претендовать нельзя. Мы люди с возвышенными чувствами и, чтобы удивлять мир своим благородством, нам недостает пустяков - презренного металла. Так ведь это не порок, а только несчастие. И потому дайте руку и расстанемся друзьями.

Действующие лица:

Флор Федулыч Прибытков, очень богатый купец, румяный старик, лет 60, гладко выбрит, тщательно причёсан и одет очень чисто.
Юлия Павловна Тугина, молодая вдова.

Режиссеры очень по разному трактуют образ Флора Федулыча - и мужчина средних лет, романтично влюблённый в Юлию, и неприятный, расчетливый старик, заранее просчитавший ситуацию и покупающий себе молодую красивую жену. Вот и в постановке, которую я слушала Флор Федулыч - благородный рыцарь, но мне кажется более органичным образ созданный Петренко в "Бесприданнице", поднявшейся уже до подлинной драмы.

Может, в том Островский предвосхитил свою эпоху, что о трагедии, о страшном, рассказывает банальностями, сниженным разговорным языком, мешая его с явно неуместными пафостностями и доходя до гротеска.
Впрочем нам, в наше время, уже очень трудно в полной мере воспринимать всю смысловую многослойность творчества Островского: какая культурная пропасть разделяла два сословия - дворян и купечество, что означало для девушки, женщины остаться без накоплений и поддержки близких...

Не так давно читала в сети пепепост статьи о картине Павла Федотова "Сватовство майора" - хороший пример того, насколько непонятны нам приметы того времени, того быта и тех нравов:

Картина "Сватовство майора" («Поправка обстоятельств, или Женитьба майора») существует в двух вариантах, написанных в 1848 и 1851 годах . Первый вариант, прославивший художника более известен широкой публике.

Оригинал взят у parashutov в ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ ("СВАТОВСТВО МАЙОРА". ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ.)

Увы, журнал "Вокруг света" редко печатает статьи о живописи и художниках, но те материалы, которые публикуются, всегда очень интересны и познавательны. В июле прошлого года в журнале появилась статья Павла Синичкина "Майор на фейсконтроле", посвященная известной картине Павла Андреевича Федотова (1815-1852) «Сватовство майора».
Автор статьи пишет, что на первом показе картины публика смеялась от души. Вместе с ведущим научным сотрудником Института искусствознания, искусствоведом Раисой Кирсановой, Павел Синичкин объясняет "шутки" живописца, из-за которых картину принято считать "сатирой на общество", а не отображением драматической истории в среде мещанства XIX века.
С радостью цитирую статью, предварительно поместив еще раз иллюстрацию с "подсказками".


Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851. Холст, масло. 56 х 76. Государственный Русский музей , Санкт-Петербург / Pavel Fedotov. The Major Makes a Proposal (Inspecting a Bride in a Merchant"s House). Oil on canvas. Height: 560 mm. Width: 760 mm. State Russian Museum.



Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov. Matchmaking of the major. 1848. The State Tretyakov Gallery.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Сватовство майора. 1848 г. Третьяковская галерея

1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ.
Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу - постные дни.
2. СВЕТИЛЬНИКИ.
На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.
3 МАЙОР.
Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.
4. СВАХА.
На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.
5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
6. ПЛАТОК.
Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете.
7. СЮРТУК.
Купец впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.
8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье.
9. КОМНАТА.
Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».
10. КУЛЕБЯКА.
Кухарка вносит кулебяку - продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.
11. СКАТЕРТЬ.
По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».
12. СИДЕЛЕЦ несет вино.
Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.
13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах.
Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин».
14. КАРТИНЫ.
Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.

Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение "Рацея". (Рацея - длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.)

Рацея
(Объяснение картины "Сватовство майора")

Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.

Начинается,
Починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.

Вот извольте-ко посмотреть:
Вот купецкий дом, -
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
А другое харчевней.
Тут зато один толк,
Что всё взято не в долг,
Как у вас иногда,
Честные господа!

А вот извольте посмотреть:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец;
Есть что пить и что есть...
Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь
"Не хочу, вишь, зятька с бородою!
И своя борода -
Мне лихая беда.
На улице всякий толкает,
А чуть-чуть под хмельком,
Да пойди-ка пешком вечерком,
Глядь! - очутишься в будке,
Прометешь потом улицу сутки.
А в густых-то будь зять -
Не посмеют нас взять...
Мне, по крайности, дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь!.."
А жених - тут как тут, и по чину - точь-в-точь.

А вот извольте посмотреть,
Как жениха ждут,
Кулебяку несут
И заморские вина первейших сортов
К столу подают.
А вот и самое панское,
Сиречь шампанское,
На подносе на стуле стоит.

А вот извольте посмотреть,
Как в параде весь дом:
Всё с иголочки в нем;
Только хозяйка купца
Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному - в сизом платочке.
Остальной же наряд
У француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки.
Дочка в жизнь в первый раз,
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Плечи выставила напоказ. -
Шейка чиста,
Да без креста.

Вот извольте посмотреть,
Как в левом углу старуха,
Тугая на ухо,
Хозяйкина сватья, беззубый рот,
К сидельцу пристает:
Для чего, дескать, столько бутылок несет,
В доме ей до всего!
Ей скажи: отчего,
Для чего, кто идет, -
Любопытный народ!

А вот извольте посмотреть,
Как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Пришла с докладом:
Жених, мол, изволил пожаловать.
И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком;
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять - неучтиво.

А извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
"Мужчина чужой!
Ой, срам-то какой!
Никогда с ними я не бывала,
Коль и придут, бывало, -
Мать тотчас на ушко:
"Тебе, девушке, здесь не пристало!"
Век в светличке своей я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам,
И все в доме меня чтут младенцем!
Гость замолвит, чай, речь...
Ай, ай, ай! - стыд какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой -
Всё насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду!"

И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать
За платье ее хвать!

И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!"

Теперь извольте посмотреть:
Разные висят по стенам картины.
Начинаем с середины:
На средине висит
Высокопреосвященный митрополит;
Хозяин христианскую в нем добродетель чтит.
Налево - Угрешская обитель
И во облацех над нею - святитель...
Православные, извольте перекреститься,
А немцы,
Иноземцы,
На нашу святыню не глумиться;
Не то - русский народ
Силой рот вам зажмет.

И вот извольте посмотреть:
По сторонам митрополита - двое
Наши знаменитые герои:
Один - батюшка Кутузов,
Что первый открыл пятки у французов,
А Европа сначала
Их не замечала.
Другой
Герой -
Кульнев, которому в славу и честь
Даже у немцев крест железный есть.

И вот извольте посмотреть:
Там же, на правой стороне, -
Елавайский на коне,
Казацкий хлопчик
Французов топчет.
А на правой стене хозяйский портрет
В золоченую раму вдет;
Хоть не его рожа,
Да книжка похожа:
Значит - грамотный!

И вот извольте посмотреть:
Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.
У нее бы не худо немножко
Деревенским барышням поучиться
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.

А что, господа, чай устали глаза?
А вот, налево, - святые образа...
Извольте перекреститься
Да по домам расходиться.

Искусствоведческий анализ картины можно еще почитать и .

**************************************** **************************************** *************************************

Оригинал взят у gorbutovich в Георгиевская лента и Сватовство майора

На картине "Сватовство майора" Павла Федотова есть такая деталь:

На столе лежит большая просфора и священная книга: Библия или Псалтырь, заложенная георгиевской лентой. А рядом, прямо на просфору, бежит таракан. Возможно, закладка вложена между страницами, с которых надо будет прочесть текст при столь радостном событии. Рядом - бутылка шампанского и четыре бокала: для родителей невесты, свахи и жениха.
Не знаю описывал ли кто-либо из искусствоведов значение этой детали-закладки - мне не встречалось, но однозначно, что все мелочи в картинах Федотова важны. И таракан тоже.

На подлиннике край картины выглядит так:


Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. Фрагмент. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея. Здесь и далее - изображение кликабельно, откроется в том же окне: можно рассмотреть таракана

К визиту жениха-дворянина купцы выставили напоказ всё самое лучшее и ценное в доме, в том числе, видимо, и ленту. Дочери предстоит через этот брак повысить свой статус - стать дворянкой, и дети ее будут дворянами. Шутка ли - ответственный момент!

Откуда в купеческом доме георгиевская лента? Почему она выполняет роль закладки? Что этим говорит нам художник?
Лента была в свободной продаже? Кто знает ответ - напишите, пожалуйста.
Хозяин-купец причастен к производству или поставкам георгиевской ленты?
Или к награде? Очень сомнительно, так как лица, не состоявшие на государственной службе, само собой, не имели права получить награду, учрежденную исключительно для поощрения чинов армии.

Но все-таки, а вдруг? Тогда лента здесь - принадлежность солдатского Георгия - Знака отличия Военного ордена.

Новоиспеченный кавалер нацепил своего Святослава на халат. Орденская лента у Святослава - белая с красной. А на стуле лежат подтяжки с точно такими же бело-красными полосками. Из-за этих подтяжек и ордена на полосатом халате цензура не разрешила картину к литографированию.

То есть, георгиевская лента, использованная не по назначению, в "Сватовстве майора" может служить подобной карикатурой на орденскую ленту. Может быть ленты в георгиевских цветах в середине 19 века свободно изготавливались и служили для чего-то помимо ношения государственных наград? В частности, как видим, закладкой.

Таким образом, получились гипотезы о происхождении предмета:

1. Просто лента или какое-либо изделие в георгиевских цветах.
2. Купец - изготовитель, поставщик, продавец георгиевской ленты.
3. Кто-либо из купеческой семьи заслужил Георгиевскую награду в (?)1812 году.

Предположения о поучительном значении детали:

1. Карикатура на георгиевскую награду.
2. Символ перехода в дворянское сословие.
3. Дополнительное высмеивание купеческих нравов - у них атрибут высшей награды государства становится закладкой. Относятся с уважением - лежит в Священном Писании, но назначение-то ленты совсем другое.

Иными словами, требуются комментарии специалистов. Всё что тут написано - мои дилетантские измышления.

Мое мнение: в дом георгиевская лента попала простым путем - куплена в лавке. Иначе Федотов, при его страсти всё подробно разъяснять, объяснил бы. А морализаторский смысл детали примерно такой: то что для бравого военного, кутилы и гуляки, знак высшей ратной доблести; для купцов тоже свято, но в своем, прямом смысле - лежит в священной книге. Т.е. - это дополнительная иллюстрация, что в купеческом жилище "толку нет ни в чем".

Интересно, что на варианте "Сватовства" 1851 года Священной Книги с закладкой нет. Вместо этого - блюдо с фруктами.

Роль георгиевской ленты в Сватовстве майора осталась невыясненной, только гипотезы.

**************************************** **************************************** ***********************************

**************************************** **************************************** ************************************

К середине 19-го века почитателям живописи стали надоедать заезженные темы, раскрывающие жизнь элиты общества и показывающие почти идеальных внешне людей.

Именно в это время стали появляться уникальные на то время картины Федотова Павла Андреевича с незамысловатыми сюжетами обыденной жизни русского человека. Художнику удавалось раскрывать как достоинства, так и недостатки подобной жизни.

Одним из самых известных художников стал Федотов. "Сватовство майора" - картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне.

Сюжет картины

Картина "Сватовство майора" показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.

Описание картины "Сватовство майора" было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Известно, что Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. По неизвестной причине картина так и осталась незавершенной.

Невеста

В центре полотна - молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.

Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.

Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.

Купчиха

Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее от псевдо-побега. Что можно сказать про этого персонажа? На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв.

Купец

Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.

Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор - будущий жених.

Майор

Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события - всего лишь негласный договор, выгодная сделка.

Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты - звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени. Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное.

Остальные персонажи

Знаменитая картина "Сватовство майора" выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Так, в противоположном углу обосновались глухая старушка-приживалка, которая расспрашивает у помощника купца о происходящих событиях, и повариха, хлопотавшая у обеденного стола. Без этих, казалось бы, второстепенных героев картина потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.

Троица дополняет сюжет в купеческом доме, да и еще при таком важном событии обязательно должны были присутствовать приближенные и прислуга, как и другие домочадцы.

Вся картина "Сватовство майора" пронизана легким, но незлобным сарказмом и иронией. Примечательно, что сам художник вполне положительно относится к своим персонажам, как и к реальным людям, оказавшимся в такой же ситуации. Они не виноваты в повсеместном падении морали российского общества и законах, действующих в народе, где материальные ценности превозносятся над человеческой свободой.

Ведь так, если подумать, никто из них не совершает ничего аморального. Как можно винить купца за то, что он не родился в знатной семье, а сейчас за счет майора хочет подняться по социальной лестнице? Невеста выходит замуж не по любви, но по расчету. Но за такую жертву она и ее будущие дети станут дворянами.

Что касается самого майора, то тут и придраться не к чему. Женитьба из-за денег была повседневным явлением в то время, которое никого не удивляло. И все получали то, что хотели, становились счастливыми.

Поэтому и смеяться над ними со злобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

Как создавалась картина

История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Павел Андреевич Федотов в поисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил.

А вот идеальное место он углядел в одном из трактиров. Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратил несколько недель на их поиск. Майор, например, был срисован с одного знакомого художника.

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Автору удалось передать настрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнего общества.

Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как раз и сумел передать Федотов. "Сватовство майора" - картина, получившая высокую оценку критиков, она была положительно встречена современниками. Про нее писали в газетах. И отныне указывали на браки по расчету как на какое-то позорное явление своего времени.

В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.

«Сватовство майора» - центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. За него Федотов удостоился звания академика.

Сюжет картины может быть выражен первой фразой из описания, сделанного самим художником: " В купеческий дом сваха приводит жениха-майора".

Однако из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме.
Остальные персонажа картины разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. В центре композиции - убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать.
Взаимодействие этих персонажей - одна из главных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой.

Таким образом создается своего рода "композиция движения". Сам метод группировки действующих лиц является новым для русской жанровой живописи приемом. Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме.

«Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Ещё один вариант находится в Третьяковской галерее Федотов переработал повторение своей картины. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке.

Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написана стихотворное произведение - знаменитая "Рацея".

Картина говорит: "О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет живут,
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся".

СВАТОВСТВО МАЙОРА

Павел Федотов

Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола - горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни.

К концу 1840-х годов П. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер». И художник начал подбирать сюжет новой картины. Каждой свободной минутой он пользовался для того, чтобы покопаться в зарисовках, поворошить в памяти виденное и слышанное, кое-что набросать на бумаге.

Постепенно сюжет сложился. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием... Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит, и выход один - жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое... Совершив необходимую рекогносцировку при посредстве неизбежной свахи и удостоверясь в благоприятных для атаки обстоятельствах, наш Майор приходит в дом с официальным предложением руки и сердца».

Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность. Имя П. Федотова было на устах целого Петербурга, гремело по всему городу, друзья и бывшие сослуживцы были в полном восхищении. Зрители, равнодушно бродившие по другим залам выставки, спешили в предпоследний, в котором их настигал неумолкающий гул.

С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Да и названия у них были совершенно необычными для того времени - «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»... Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» - большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.

Начинается, начинается рассказ

О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся.

Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и только что сделанная прическа. Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!

Ой, стыд-то какой!

К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье - хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова - просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она

По-старинному, в сизом, платочке

Остальной же наряд

У француженки взят

Лишь вечор для нее и для дочки...

Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,

Невестин отец,

Не сладит с сюртуком;

Он знаком больше с армяком.

Как он бьется, пыхтит,

Застегнуться спешит:

«Нараспашку принять - неучтиво!»

Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених -

Майор толстый, бравый,

Карман дырявый.

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек

Доберусь...»

Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...

Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи... Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. И зачем? Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают».

С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены.

Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям - сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как-никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей... Да, они лицемерят, хитрят, плутуют - но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»

П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта! А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка! Ах, уж эта кулебяка?! Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом.

А седобородый батюшка-купец? Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее... Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир - огромный, живой и настоящий». Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, что он, сидя как-то у знакомых, набросал продолжение картины - визит новобрачных к старикам-родителям, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену.

Из книги Повседневная жизнь восточного гарема автора Казиев Шапи Магомедович

Сватовство Просить руки избранницы жених отправлял делегацию, снабдив послов дорогими подарками для невесты и ее родителей. Наличие у жениха других жен никого особенно не смущало, потому что в доме, куда посылалась делегация, как правило, был свой гарем.Делегация обычно

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

Сватовство. Брак. Развод Во второй половине XIX века Л. Толстой в «Анне Карениной» писал о трудностях, с которыми была связана такая простая и естественная вещь, как замужество дворянской девушки.«„Нынче уж так не выдают замуж, как прежде“, - думали и говорили все эти

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Портрет генерал-майора И. О. Витта Г. Доу с оригинала Д. Доу. Гравюра резцом. 1823.До того, как стать начальником военных поселений на юге России, Иван Осипович Витт (1781–1840) во время войны 1812 г. командовал бригадой казачьих регулярных полков, сформированных под его командой

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

«Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20» Неизвестный гравер. Офорт (иллюстрация из кн. «Жизнь… Я. П. Кульнева, писанная А. Н. Н-м». СПб.,

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Портрет генерал-майора П. Г. Лихачева Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.В 1812 г. Петр Гаврилович Лихачев (1758–1812) командовал 24-й пехотной дивизией в корпусе Д. С. Дохтурова. Изображен в парадном общегенеральском мундире со знаками орденов св. Георгия 3-й степени (крест белой эмали

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Портрет генерал-майора А. А. Тучкова IV Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.Александр Алексеевич Тучков (1778–1812), младший из четырех братьев Тучковых, находившихся к 1812 г. на действительной службе в генеральском чине. Погиб в Бородинской битве у Семеновских флешей, когда со знаменем

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

XVIII. П. А. Федотов Отметив в начале нашего изложения первые проблески истинного, живого искусства в России - в творчестве Левицких, Боровиковских, Кипренских и Венециановых, мы затем проследили ложное, официальное, так называемое академическое направление, которое

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Героическое сватовство В рунах о сватовстве в Похьеле Вяйнямёйнен и Ильмаринен - соперники. Вяйнямёйнен хочет опередить кузнеца, взять в жены красавицу, которую уже сосватал Ильмаринен. Тайно Вяйнямёйнен отправляется в ладье свататься, но девушка, стирающая на берегу,

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (род. 04.07.1815 г. – ум. 26.02.1852 г.) Известный русский живописец и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре. Академик живописи (1849 г.). Автор поэмы «Женитьба майора» (1847 г.). П. А. Федотов – одинокая и трагическая фигура в русском

Из книги Бухарские обряды автора Саидов Голиб

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Сватовство состоялось Парень из Кази-Кумуха засматривался на соседку-красавицу. Но о женитьбе не было и речи, пока парень не станет подмастерьем, затем мастером и так до тех пор, пока не заработает на приданое, начиная от платья и туфель на высоких каблуках и до иголки с



Похожие статьи
 
Категории