Составление рассказа по картине Саврасова А. К

30.04.2019

Наталия Матвеева
Конспект НОД по ОО «Коммуникация» «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект непосредственнной образовательной деятельности детей по образовательной области «Коммуникация » в группе старшего дошкольного возраста.

Тема : «Рассматривание картины А . К. Саврасова «Грачи прилетели » .

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация » , «Музыка» , «Познание» , «Художественное творчество» .

Цель : учить составлять описательный рассказ на тему «Грачи прилетели » .

Задачи :

«Познание» . Продолжать знакомить с творчеством А. К. саврвсова . Учить видеть в картине средства выразительности : цвет и форму предметов, особенности композиции.

«Коммуникация » . Учить связно высказывать свои впечатления о картине ; закрепить умение образно рассказывать о русской природе .

«Музыка» . Воспитывать желание слушать и понимать классическую музыку.

«Художественное творчество» . Развивать навыки конструирования из бумаги .

Материал : репродукция картины А . Саврасова «Грачи прилетели » , ножницы, клей, квадратная бумага черного цвета, диск с произведением К. И. Чайковского, портрет А. Саврасова .

Ход непосредственной образовательной деятельности :

– Дети, сейчас вы закроете глаза и будете слушать и представлять то, о чем рассказывается в стихотворении Ивана Бунина (включается диск с голосами грачей ) :

«Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

… Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи, каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш».

– Откройте, пожалуйста, глаза и расскажите , что вы представили себе, слушая стихотворение?

– А теперь взгляните на доску. Дети, перед вами картина А . Саврасова «Грачи прилетели » . Чем она вас привлекает? Чем вам она нравится? (на картине художник нарисовал деревню с колокольней посередине и много-много грачей на деревьях .)

– Что вы знаете и можете рассказать о грачах ? (Живут на старых деревьях и вьют гнезда из веточек и палочек на толстых ветках. Место, где они живут, называют грачовником . Грачи прилетают весной . И тогда там, где они живут, раздается грачиный гомон .)

Расскажите о деревьях на картине . (Это березы. Они внизу черные, а вверху белые и очень старые и кривые. Березы стоят на картине впереди , около пруда.)

– О чем еще хотел рассказать А . Саврасов ? (за березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег. Небо голубое с белыми, серыми, желто-белыми облаками. На картине еще виден снег – серый, талый.)

– Как бы вы назвали картину ? («Грачи » , «Весна» , «Весна-красна» .)

– Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Летает не летает» . (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит : «Птица летает, дерево летает, шар летает» . Дети должны поднять руки вверх, если называется летающий предмет.)

– Молодцы, ребята. Мне очень хочется узнать, кто из вас самый внимательный. Я указкой буду показывать отдельные элементы картины , а вы постарайтесь подбирать наиболее точные определения при описании пейзажа.

– Ребята, вы очень внимательные, у нас с вами получился замечательный рассказ . А кто-нибудь из вас сможет сам рассказать весь текст полностью.

Воспитатель приглашает всех желающих к репродукции.

– Молодцы, ребята. Как называется картина , которую мы сегодня рассмотрели ?

О чем картина А . Саврасова ?

А вы видели грачей ? Где?

Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Девочки и мальчики сейчас я предлагаю вам сделать из бумаги грачей . Под музыку Чайковского дети конструируют грачей . Затем грачей заселяют в уголок природы. Воспитатель оценивает деятельность детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ "ЩКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по программе "Путешествие по миру искусства"

во 2 классе на тему:

" Беседа по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели""

Разработала: Рупас Оксана Анатольевна

Воспитатель

Подольск 2016

Беседа по картине А.К Саврасова "Грачи прилетели" "

Цель:

1. Познакомить детей с картиной А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

2. Воспитывать и нтерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

3. Формировать умения детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности

Материалы для занятия: репродукция картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели", компьютер, проектор, звуковая запись «Звуки леса», «Голоса грачей», картинки с изображением птиц: грача на пашне, грачи в роще; листы бумаги по количеству детей, лист ватмана на котором нарисована береза.

Ход занятия

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговорим с вами о первых вестниках весны грачах. (Звучит фонограмма «Птичьи голоса») .

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова, но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине.

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину.

Какое время года изобразил художник на картине? (ранняя весна)

А как вы определили, что это именно ранняя весна?(Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи)

Расскажите о грачах, что они делают? (поправляют, ремонтируют гнезда )

Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи? (березу )

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное .)

Ребята, а каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим )

Что еще мы видим на картине?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине. А теперь мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физкультминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат.

(Дети шагают на месте, руки на поясе.)

Клювы маленьких скворчат.

(Выполняют наклоны в стороны)

Клювик раз, клювик два,

(Выполняют наклоны вперед.)

Лапки, лапки, голова.

(Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.)

Птички в гнездышках сидят

(дети присели)

на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели,

(Дети бегают на месте.)

Птички в гнездышки.

(Дети занимают свои места.)

Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Анна Пономарева.

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы -

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут.

Вам понравилось стихотворение?

А каких птицах идет речь в стихотворении?

Ребята, а что мы можем сказать о грачах?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Демонстрируются фотографии грачей: грач на пашне, грачи в березовой аллее.

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели» из бумаги методом оригами.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник».

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так, что бы она «встала на ножки».

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач!

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

Подведение итогов занятия.

Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали?

А, что нового вы узнали из жизни птиц?

Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы. Занятие закончено.


Художественное творчество: знакомство с искусством в старшей группе

Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасов «Грачи прилетели».

Цель: развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи: Познакомить детей с творчеством А.К. Саврасова. Учить детей понимать основную мысль произведения, углубить впечатления, связанные с приходом весны. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит). Учить подбирать палитру красок к цветовой гамме репродукций картин. Создать эмоциональный настрой через стихотворную рифму. Формировать эстетические чувства от восприятия произведений искусства. Воспитывать интерес к живописи, собственные эстетические суждения.

Предварительная работа:

· Беседы о весне и её периодах, её признаках.

· Наблюдение на прогулке за изменениями в природе

· Рассматривание деревьев в уголке леса детского сада

· Рассматривание репродукций картин известных художников о ранней весне

· Рисование «Ветки вербы в вазе», «Нежные подснежники»

· Заучивание стихотворений о весне, чтение произведений, пение песен

· Слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года»

· Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Март»

Оборудование и материалы:

ü Репродукции картин: Левитан И.И. «Март», Саврасов А.К. «Грачи прилетели»

ü Магнитофон, музыкальное произведение П.И. Чайковского «Март»

ü Проектор, экран

ü Презентация картин: портрет А.К. Саврасова, И.И. Левитана; и их репродукции картин о весне «Март», «Грачи прилетели»

ХОД

Дети входят в музыкальный зал под музыку П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Времена года»

Воспитатель читает стихотворение Алексея Плещеева «Уж тает снег…»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

В. – О чём я прочитала стихотворение? (о весне). Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному.

В. –Одну из таких картин мы с вами уже рассмотрели. Вы её узнали? Как она называется?

Д. – «Март»

В. – И кто её нарисовал?

Д – Исаак Левитан

В. – Молодцы! Давайте ещё раз полюбуемся ею. (Показ репродукции картины И.И. Левитана «Март»), а Ксюша прочтёт для нас стихотворение Ирины Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

В. - А сейчас поиграем в игру «Экскурсовод». Давайте расскажем об этой картине. А в экскурсоводов сейчас превратится Денис и Рита.

На экране появляется слайд с картиной И.И. Левитана «Март»

В . – Расскажи о композиции картины. Что нарисовано на этой картине.

Д . – На переднем плане художник нарисовал дорогу, дом с приоткрытой дверью. У дома стоит лошадка, запряжённая в сани, греется на солнышке. Чуть подальше деревья, освещённые солнцем. На дальнем плане сосновый лес и берёзки.

В . – Что можно сказать о красах картины?

Д . – художник рисовал и холодными красками, и тёплыми. Для дорожки он взял желтовато-коричневый цвет, тёплый. Такой же тёплый цвет – это дом. Даже зелёный цвет сосен тоже тёплый. Есть в картине и холодные цвета. Это ярко-голубое небо, синие, фиолетовые тени от деревьев и серо-голубой снег.

В . – А какая погода? Настроение картины?

Д . – Яркий солнечный день. По-весеннему тепло. Картина радостная, солнечная светлая, она полна воздуха и свежести.

В . – Замечательные экскурсоводы из вас получились! Весна не стоит на месте. Что происходит в природе дальше?

Д – Прилетают птицы, распускаются почки на деревьях….

В . – Давайте посмотрим, как другой художник смог передать этот момент весны на своей картине, а я сейчас тоже превращусь в экскурсовода, познакомлю вас с творчеством художника А.К. Саврасова и его картиной.

Показ слайда с портретом художника

Алексей Кондратьевич Саврасов - художник, выдающийся пейзажист. Родился в Москве, он очень любил русскую природу во все времена года и уже подростком писал пейзажные картинки на продажу. Затем поступил художественное училище, написал очень много картин и все они были посвящены родной природе. Через много лет он побывал в Англии и Швейцарии, писал пейзажи тех стран, но всё же его любимым оставалась русская природа. Возвратившись на родину, он написал одну из своих знаменитых картин «Грачи прилетели», с которой мы с вами сейчас и познакомимся.

Показ слайдов с его картинами

В . – Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Художник в своём произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белостволые берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «посёлка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном.

На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись поля, потемневшие от залежалого снега.

Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на берёзах, поблёскивает синевой освободившийся ото льда пруд, на снегу ясно выделяются следы грачей.

Лёгкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо.

Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато-коричневые тона с бело-голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.

В . – А теперь проверим – насколько внимательно вы слушали меня. Скажите, какое время года изображено на картине?

Д . – На картине изображена весна.

В . – Почему вы так решили?

Д . – Потому что снег уже темнее и грачи прилетели.

В . – Что изображено в центре картины?

Д . – В центре картины изображены берёзы с гнёздами и грачами.

В . – Где сидят грачи?

Д. – Грачи сидят на самой большой берёзе.

В . – О чём они заботятся, когда возвращаются к нам из тёплых краёв?

Д . – Чтобы построить гнезда и вырастить птенцов.

В . – А как художнику удалось передать движение в картине?

Д . – Птицы летают….

В . – Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей

В. – Вы молодцы! А вот Даша даже знает стихотворение о грачах, которое так и называется «Грачи»

В. – Я хочу предложить вам ещё немного поиграть. Художники рисовали картины, вот они перед вами, разводили на палитре краски. Давайте попробуем подобрать палитры красок к картинам этих художников.

Дети берут палитры и кладут возле картин

В . – Почему вы так решили?

Д . – Потому что на этой палитре такие же цвета, как и на этой картине.

В. – Вы замечательно справились! И на этом наше с вами занятие заканчивается.

Конспект составила преподаватель по изобразительной деятельности, первой квалификационной категории Шпак Ольга Вячеславовна

Ольга Стукалова
Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель : уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах .

Задачи :

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением – перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые) ;

Познакомить с перелётными птицами : грачом , скворцом;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность , внимание, мышление.

Материал : репродукция картины А . Н. Саврасова «Грачи прилетели » , звуковая запись «Звуки леса» , «Голоса грачей » , картинки с изображением птиц : грача на пашне , грачи в роще .

Предварительная работа : беседы на темы : «Пришла весна» , «Перелетные птицы» , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций , картин на весеннюю тему ; чтение художественной литературы : Г. Ладонщиков «Весна» , С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы» , «Звуки окружающего мира» ; дидактические и подвижные игры : «Перелет птиц» , «День -ночь» , «Зимующие и перелётные» .

Словарная работа : сосулька, капель, грач , грачата , вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение :

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговарим с вами о первых вестниках весны грачах , им посвящено наше сегодняшнее занятие . (Звучит фонограмма «Птичьи голоса» ).

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова , но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине , но и рассказать нашим гостям про эту картину .

Но чтоб посетителям было интересно,вы должкы хорошо изучить и рассмотреть картину .

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину . Какое время года изобразил художник на картине ?

Ответы детей. Ранняя весна.

Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи .

Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим.

Что еще мы видем на картине ?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине . А теперь самые смелые могут самостоятельно провести экскурсию по этому художественному произведению, но перед этим мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе .

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

А теперь мои дорогие, кто нам может рассказать об этой замечательной картине . (2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит, весна не за горами.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины .

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи !

Удивительные птицы -

Прилетели , гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут . (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой : "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Ребята, а что мы можем сказать о грачах ?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова , туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран , строят гнезда и выводят птенцов – грачат . Гнезда грачи строят на деревьях , где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле , они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку , они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Фотографии грачей : грач на пашне , грачи в березовой алллеи .

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели » из бумаги методом аоигами, но сначала нам надо подготовить ручки .

Пальчиковая гимнастика.

Птички прилетели , Пальцы расставлены ,ладони перекрещены. Большие пальцы

Крыльями мохали. Соединяют,остальными машут,как крыльями.

Сели, посидели. Кисти рук соединили в замок.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник» .

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так , что бы она «встала на ножки» .

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач !

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

II. Итог занятия . - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

ЦЕЛИ: учить связно высказывать свои впечатления о картине; воспитывать умение образно рассказывать о русской приро­де.

ХОДЗАНЯТИЯ

Детям предлагается внимательно всмотреться в репродук­цию. В это время воспитатель читает отрывок из стихотворе­ния И. Бунина:

Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковее греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Дети, перед вами картина художника А. Саврасова. Чем она вас привлекает? Чем вам она нравится? (На картине ху­дожник нарисовал деревню с колокольней посередине и мно­го-много грачей на деревьях.)

Что вы знаете и можете рассказать о грачах? (Живут на старых деревьях и вьют гнезда из веточек и палочек на тол­стых ветках. Место, где они живут, называют грачовником. Грачи прилетают весной. И тогда там, где они живут, разда­ется грачиный гомон.)

Расскажите о деревьях на картине. (Это березы. Они внизу черные, а вверху белые и очень старые и кривые. Бере­зы стоят на картине впереди, около пруда.)

О чем еще хотел рассказать А. Саврасов? (За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на кото­рых уже почти растаял снег. Небо голубое с белыми, серыми, желто-белыми облаками. На картине еще виден снег - се­рый, талый.)

Как бы вы назвали картину? («Весна», «Грачи», «Грачи на грачовнике», «Весна-красна», «Весенняя картина», «Зима кончается».)

Далее следует рассказ воспитателя о картине: «Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи при­летели». Она производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сель­ский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих доми­шек. На втором плане виден освещенный весенним солн­цем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается коло­коленка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскину­лись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега.

Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете сол­нца. В воздухе пахнет весной».

Рассказ на тему картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

ЦЕЛИ: учить составлять описательный рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании при­роды на картине; активизировать применение в речи сравне­ний и эпитетов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На стенде выставлена репродукция картины. Под музыку П. Чайковского «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года» дети рассматривают картину. Воспитатель предлагает вспомнить автора и название картины, придумать свое назва­ние картины, но пока не говорить о нем вслух.

О чем картина А. Саврасова? С чем можно сравнить весну, небо на картине, крик грачей, снег? Какими словами можно рассказать о красоте неба, о полях на картине?

Что вы видите в центре картины, а что вокруг?

Расскажите, что вам нравится в картине. Почему?

Как можно закончить рассказ о картине? Воспитатель предлагает детям составить рассказы на тему



Похожие статьи
 
Категории