Спектакль гамлет в театре ермоловой. "Гамлет" в Театре Ермоловой: точка силы

09.03.2019

Вера Копылова

Новый спектакль "Гамлет" в Театре имени Ермоловой, где год назад безболезненно сменилось руководство, и которым теперь заведует Олег Меньшиков, — это настоящая удача, несомненная и очевидная. Спектакль заслуживает внимательного зрителя, грохота аплодисментов и театральных премий. И хотя в роли Гамлета — совсем юный и неизвестный пока актер Александр Петров, о спектакле обязательно заговорят, как о важном событии.

Режиссер Валерий Саркисов (тоже, кстати, не сказать, что звезда, хотя уже много лет работает в крупных московских театрах) продемонстрировал удивительное чувство вкуса, гармонии, соразмерности — да просто-напросто умение сделать хороший спектакль. Весь его "Гамлет" — это крепко сбитый, ладный, энергетически наполненный клубок без единого провисания, без "воды", без "мямленья". Актеры, за редким исключением, работают и чувствуют себя до того активно, собранно, свежо, что спектакль становится точкой силы и (удивительно!) наполняет одухотворенной энергией, несмотря на обилие смертей. Вот такое оно, волшебство искусства.

В "Гамлете" Саркисова все настоящее и без всякого осовременивания — что очень непривычно. Ведь Шекспир в классическом виде на российской сцене сегодня — явление специфическое. Он всегда требует очень много труда от публики — и виноват в этом совсем не зритель. Слова о том, что Шекспир современен и актуален всегда, в Великобритании куда более правомерны, чем в России. Ведь Шекспир на языке оригинала — совсем не то же самое, что Шекспир в наших переводах, прекрасных, но тяжеловесных и неестественных на слух для неподготовленного зрителя. Как часто самые хорошие спектакли по Шекспиру кажутся выдуманной конструкцией, вычурной мелодекламацией…

Свежайший перевод "Гамлета" Андрея Чернова 2003 года, использованный Саркисовым, уже ставился на сцене (например, Дмитрием Крымовым). Здесь — новая возможность услышать Шекспира живым, понятным, простым и в то же время таким поэтичным и страстным.

Живая музыка — целый оркестр с самыми необычными инструментами, играющий то бравый марш, то похоронный, а то староанглийские мелодии, напоминающие кельтскую музыку. Костюмы артистов — в меру исторические: артистам в них удобно, и скроены они так, чтобы не устраивать парад средневековых мод, а создать достоверность (художник по костюмам — Андрей Климов). Сценическое пространство — ничего лишнего: покрытые средневековыми живописными сюжетами колонны, способные подниматься и опускаться, скрывая под собой, например, труп (автор декораций — Александр Орлов). Все сделано так, чтобы не мешать артистам — и они работают вволю.

Александр Петров оказался идеальным Гамлетом. Но не Гамлетом-нюней, которому только бы ныть, страдать и рефлексировать, а Гамлетом — человеком действия, способным оценивать свои и чужие поступки. Тоска по отцу, обида на дядю-короля и мать Гертруду почти поглотила его волю, но восставший из могилы отец рассказал ему план мести — и Гамлет снова воспрял духом. Кстати, тень отца Гамлета предстает перед нами в виде рыцарских доспехов, говорящих "железным" голосом. Теперь юноша снова в силах бороться. От своей любви к Офелии он уже отказался — никаких романтических соплей. В сцене объяснения орет на нее: "Слушай, иди в монастырь!" Персонаж Петрова весь спектакль непредсказуем, не знаешь, чего от него ждать, и следишь с напряжением.

Одна из самых сильных сцен — не финал, а разговор с матерью и случайное убийство Полония. Гертруда (Татьяна Аргунова, в другом составе Агриппина Стеклова) — полная дама в летах, накрашенная, в пышном платье; глядя на нее глазами Гамлета, так и хочешь в нее плюнуть. Гамлет хватает кинжал и приставляет к горлу собственной матери, обвиняя ее в порочности… Происходило бы дело в наши дни, юноша обязательно добавил бы пару крепких словечек, мы даже знаем, каких, — но здесь сцена и без того впечатляет. Гертруду трясет от страха и стыда, она просит пощады — настоящий семейный скандал… Партнерство Петрова и Аргуновой в течение всего спектакля — выше всяких похвал.

Еще один великолепный, сочный образ — Полоний в исполнении Сергея Бадичкина. Хлопотливый, заботливый, соблюдающий видимость строгости отец для Лаэрта и Офелии, суетливый, услужливый вельможа, — пожалуй, самый комичный персонаж здесь, причем комизм этот не написан Шекспиром, но сыгран актером.

Интересна работа Бориса Миронова в роли короля (во втором составе Андрей Ильин) — здесь получился классический Клавдий, коварный, злобный, строящий из себя любящего отчима. Страстный, романтичный, порывистый Лаэрт (Сергей Кемпо). Наконец, двое из ларца, одинаковых с лица — Розенкранц и Гильденстерн (Андрей Попов и Павел Галич). Два самых загадочных шекспировских персонажа, давших в новое время ход целому направлению театра абсурда. Здесь они поданы интересно, по-кафкиански, но словно усеченно: кажется, они могли бы запомниться зрителю чем-то еще.

Два персонажа провалились полностью. Друг Гамлета Горацио в исполнении Евгения Шляпина — персонаж-дублер, дублирующий непонятно кого, невыразительный и словно бы ненужный даже самому Гамлету.

Наконец, Офелия. На эту роль явно специально выбирались актрисы-звезды: Маргарита Толстоганова и в другом составе Кристина Асмус. В случае с Толстогановой, которая играла Офелию на премьерном спектакле, ошибка, кажется, кроется в самом распределении ролей. Думается, амплуа Толстогановой никакого отношения к образу Офелии не имеет. Она неубедительна в той самой сцене объяснения с Гамлетом: партнерство не удалось, зритель не понимает, как молодуха-веселуха Офелия с алыми губами относится к Гамлету, что в ней творится, и творится ли хоть что-нибудь. Вторая большая сцена с участием Офелии — эпизод умопомешательства после убийства ее отца Полония. Это еще одна неудача: это и не сумасшествие, и не горе, и не загадочное поведение, а прыжки и выкрики, на которые актерам приходится реагировать как на настоящее безумие.

Финальную дуэль Гамлета и Лаэрта мы не видим — она проходит за сценой. Зато Офелия умирает от яда в вине на наших глазах — и мы верим. Гамлет закалывает Клавдия, мстя за все эти смерти, — и мы верим. Лаэрт падает, раненный отравленной шпагой, — мы верим. Герой Александра Петрова один, тоже с раной от ядовитой шпаги, среди трупов, в луче света, в ожидании смерти, с последним словом на губах: "Молчание…" И горестный смех Гамлета.

"Трагическая история о Гамлете, принце датском", широко известная под коротким названием "Гамлет", - произведение поистине культовое. Драма стала основой множества театральных постановок. Не обошел стороной сюжет великого Шекспира и московский театр Ермоловой.

"Гамлет" У. Шекспира

Нет смысла пересказывать краткое содержание шекспировского "Гамлета". Каждый из активных (и не очень) пользователей Сети может открыть "Брифли" и ознакомиться с сюжетной линией трагедии легендарного британца. Или сходить все в тот же театр Ермоловой и вспомнить вечное произведение о датском принце. Пойдем по иному пути и раскроем главный посыл Уильяма Шекспира.

Так что же, как принято говорить в школах, хотел донести до читателя автор? Во время анализа данного вопроса открывается целый спектр проблем и вечных для литературы споров: любовь и предательство, честь и бесчестье, совесть и ее отсутствие. Во главу угла Шекспир ставит воспевание истинных семейных ценностей. Гамлет в его интерпретации - это справедливый мститель за неправедную гибель отца. Месть - это всегда нечто страшное, противоречащее нормам морали, но английский гений берет на себя право оправдать датского принца. Соглашаться с ним или нет - личный выбор каждого. Возможность именно этого выбора дает нам спектакль "Гамлет" в театре Ермоловой.

"Гамлет" с Сашей Петровым

Всем заядлым театралам известно, что недавно взошедшая на театральный Олимп российская звезда - одна из ключевых фигур трупы театра Ермоловой. Режиссер "Гамлета" в театре Ермоловой Валерий Саркисов связывает идею постановки спектакля по трагедии Уильяма Шекспира именно со знакомством с Александром Петровым. В нем сам Саркисов и художественный руководитель театра Олег Меньшиков и увидели того самого датского принца Гамлета. Саша, по мнению признанных в мире театра личностей, по всем аспектам соответствовал виденному ими образу, а спектакль, если можно так выразиться, возник именно вокруг молодого артиста.

В интерпретации Саркисова шекспировский Гамлет предстает перед зрителями как молодой человек, зажатый в тиски обстоятельств и всячески терзаемый ими, его слово бы бросили "в плавильную топку". Герой Петрова - яркая индивидуальность, личность с большой буквы, которую плотной пеленой смрада окружили ложь, предательство и смерть. Каждый шаг, сделанный Гамлетом, - его попытка ответить на вопрос: "Быть или не быть?" или "Зачем я пришел в этот мир?". Вместе со своим персонажем Саша Петров на наших глазах растет и развивается на театральной сцене как личность. Восторженные отзывы о "Гамлете" театра Ермоловой подтверждают этот факт. Главный герой становится настоящим мужчиной, человеком, который силой воли способен решиться на достойный поступок.

Информация о спектакле

Премьера спектакля "Гамлет" в театре Ермоловой состоялась еще зимой 2013 года. Вот уже пять лет живой интерес к постановке зрительской аудитории не утихает. Театралы ходят на "Гамлета" сами и приводят детей. Возрастная категория спектакля - от двенадцати лет и выше. Правда, неусидчивых маленьких зрителей может несколько смутить продолжительность - два часа пятьдесят минут (с антрактом). Однако интерес, который загорится в их глазах с первых же минут, скорее всего, победит все сомнения.

Кроме Саши Петрова, в спектакле задействованы такие известные актеры, как заслуженный артист России Борис Миронов, а также молодые и талантливые Екатерина Любимова и Кристина Асмус. Цена одного билета на "Гамелета" в театре Ермоловой варьируется от двухсот до двух тысяч рублей.

Гастроли

В 2018 году спектакль "Гамлет" был включен в гастрольный план театра Ермоловой. 15 июня он был показан в Оренбургском государственном областном драматическом театре М. Горького. Ранее постановку удалось оценить зрителям Орска, Воронежа, Краснодара, Ростова-на-Дону, Ярославля, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и других городов нашей необъятной родины.

Возможность увидеть спектакль на дневном прогоне настраивает на лад еще более лояльный, чем даже фуршет после официальной премьеры, но до какого-то предела. Правда, после "Гамлета" Давида Бобе в "Гоголь-центре" к ермоловскому относишься заведомо спокойнее, да и режиссер Саркисов, в основном специализирующийся на антрепризных комедиях, много не обещал. Кроме того, у этого "Гамлета" есть одно объективное, неоспоримое достоинство - поэтический и отчасти рифмованный перевод Андрея Чернова. В "Гамлете" Бобе тоже был использована нехрестоматийная русскоязычная версия пьесы (прозаический перевод Риммы Генкиной с французского перевода шекспировских времен), но именно в спектакле Саркисова, как ни странно, звучит наконец-то текст, который одновременно ощущается и как свежий, сегодняший, и вместе с тем как классический, а отдельные стихотворные строки врезаются в память сходу. К сожалению, главный плюс постановки оказывается едва ли не единственным.

Саркисовский "Гамлет" и внешне слишком похож на антрепризу с пышными костюмами (Андрея Климова) в убогих декорациях (Александр Орлов), и с актерами, которые не понимают, что им делать. А я для начала не понимаю, что нашел режиссер для себя в этой пьесе - по тому, что происходит на сцене, уяснить этого невозможно. Помимо неспособности выстраивать ансамблевые мизансцены (исполнители по большей части тупо стоят на "точках" и говорят прямо в зал, что можно было бы считать "решением", но судя по его непоследовательности, тут лишь отсутствие всякого решения, полная беспомощность), постановщик ничего не предлагает концептуально. Ну Гамлет, ну призрак, ну дядя женился на матери - вообще-то, все давно в курсе. Что нового-то? Пусть Гамлет читает "быть или не быть", приобнимая сзади Офелию - но зачем, с какой стати?

Про уровень вкуса, с каким спектакль оформлен, можно сказать отдельно и не вдаваясь в детали: нависающие над сценой четырехгранные тряпочные конструкции, расписанные "под гобелен", источают нездешний свет и, опускаясь, "втягивают" в себя умирающих персонажей - кроме Гамлета, правда, что может быть, символично, а может просто трос заел под занавес. Спектакль бродячих актеров и дуэль Гамлета с Лаэртом разыгрываются за кулисами - конечно, так режиссеру меньше проблем, не надо думать, как то и другое преподнести. Самое феерическое, не считая закрытого цинкового сундука, в котором хоронят Офелию (и которым могильщики себе все ноги отдавили) - безусловно, Призрак: задвинутые в дальний угол рыцарские доспехи с лампочкой под забралом - много я видел всяких "теней отца Гамлета", от пародийных до виртуальных, но чтоб вот так - пожалуй, это единственное, что меня в спектакле удивило, показалось неожиданным.

Участвуют в постановке также "духовой оркестр Олега Меньшикова" и вдобавок к нему хор в черных беретах - зачем хор, не знаю (на руках они передают друг другу утонувшую Офелию, это как бы метафорично), а оркестр - явно из необходимости побольше его занимать и не только в собственном меньшиковском шоу. Такими же организационными соображениями, в отсутствие творческих, объясняется, скорее всего, и распределение шести эпизодических ролей между двумя молодыми артистами: Егор Харламов и Александр Лобанов играют Бернардо и Марцелла, Актера-корля и Актера-королеву, а заодно и могильщиков. В обоих составах занята прежде всего труппа театра им. Ермоловой, хотя неожиданно Сергею Кемпо, которого после "Дориана Грея" пытались тянуть на "звезду" или по крайней мере "красавца", досталась роль Лаэрта (да еще в очередь с Никитой Татаренковым), а Гамлета без всяких очередей играет Александр Петров и благодаря ему принц Датский находится в постоянной истерике. Но в одном из составов Клавдий и Гертруда - приглашенные со стороны Андрей Ильин и Агриппина Стеклова. За Стеклову лично мне обидно чрезвычайно - выдающихся возможностей актриса, переигравшая немало важнейших шекспировских героинь, тут она выглядит аляповато раскрашеным манекеном в дурацких шляпках. А вот с персонажем Андрея Ильина, как ни странно, связан один из крайне немногих проблесков мысли в спектакле - во всяком случае, мне показалось, что в эпизоде молитвы короля-убийцы дуракаваляние, кривляние Клавдие наедине с собой и перед Богом, а не перед "миром", несет какое-то содержание, способное придать осмысленности и спектаклю в целом - наверное, мне только показалось.

Но все-таки уже сам факт обращения к переводу Чернова (первый на моей памяти) делает спектакль заслуживающим внимания - хотя, пожалуй, легче оценить текст глазами. Мне безумно, безумно понравился монолог Гамлета, в спектакле звучащий аккурат перед антрактом и частично разложенный на диалог с Горацио:

Унылую пришпоривают месть
Все обстоятельства, какие есть.
Чтó – человек, когда лишь ест да пьет?
Домашнее животное, не боле.
Я загнан в угол, как последний скот,
И не гожусь для отведенной роли.
Но Тот, который нас и наградил
Уменьем мыслить и стремиться к цели,
Не для того потратил столько сил,
Чтобы дары его заплесневели.
Животное беспамятство мое…
А, может, трусость – с самого начала
Стальное отточила острие
И смысл отмщения четвертовала.
Я сам не знаю, для чего живу –
Такой расчетливый, такой умелый! –
Твержу себе во сне и наяву
«Ты должен это сделать!»… Ну так делай!
Примеров – тьма. Они вполне грубы
И зримы. Вот вослед за юным принцем
Под звуки барабана и трубы
Пехота тащится к чужим границам.
Ее ведет изящный мальчуган.
Что впереди? Победа? Пораженье?
Божественным тщеславьем обуян,
Мятежный дух не ведает сомненья.
Ну и пойдет до самого конца
За-ради выеденного яйца.
Достоинство, должно быть, в том и есть,
Чтоб попусту не ввязываться в ссору,
Но если уж задета наша честь –
Достойно из соринки сделать гору.
Отец убит. Живет в постыдстве мать.
А я всё продолжаю рассуждать.
Что смерть? Всего лишь смерть. В конце концов
Каким стыдом за этот стыд заплатим?
Идут за славой двадцать тыщ самцов
К своим могилам, как к чужим кроватям.
На тот клочок земли идут войной,
Где негде разлететься двум картечам.
Прильнут могилы их одна к одной,
Однако и засыпать будет нечем.
Не для пустой потехи, не для славы –
Да будут мои помыслы кровавы,
Или вообще не будет никаких.

Владимир Ворчун отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 5

Спектакль угнетает и дело не только в декорациях морга, игра актеров не поддается критике, сюжет произведения извращен и осквернен. Начинается спектакль с выхода на сцену непонятного укурка (который и впрямь курит на сцене) с дредами, босиком и характерными смешками (сей персонаж проходит через всё действо). Гамлет вместо величественного Датского принца представлен маленьким ребенком - психопатом, который весь спектакль кричит, выпрыгивает из штанишек и машет кулачками на всех и вся вокруг, а примерно по середине действа облачается в костюм бэтмэна. Эмоции актеров выражаются лишь криком, страх, ненависть, ужас, всё это одинаково. В довершении ко всему актеры ругаются матом, что на мой взгляд не с лучшей стороны характеризует спектакль (а также, если не ошибаюсь нарушает законодательство). Искренне советую всем пройти мимо данного творения и не терять 3 часа на столь незрелую работу.

Ulrih отзывы: 275 оценок: 348 рейтинг: 412

Неровный, но интересный Гамлет получился. Бесспорная победа- работа Филиппа Авдеева! Выразительный и витальный актер, кому веришь сразу. И голос и интонации и пластика, все прекрасно! Надо ему какую-нибудь золотую маску присудить. Нельзя не отметить Гертруду Ирины Выборновой - отличная работа. Есть очень удачные находки в сценографии. Отличные номера с бродячими актерами. Разговорный текст, скорее, помогает поверить в происходящее. Сцена с рапирами, когда искры сыплются от ударов, опасные трюки (где волнуешься за актеров) тоже добавляют честности спектаклю.

Что не получилось? Прежде всего, ужасная сцена с кратким пересказом сюжета актрисой в микрофон, где все умерли. Прямо заноза какая-то. Во-вторых, затянута игра с водой. Художественная идея хорошая, но половина спектакля про купание это многовато, теряются на этом фоне прекрасные сцены с Бетменом и дуэль. Еще проступало местами желание авторов сделать красивое и современное видео и поиграть звуком без понимания, для чего. И, конечно, перебор с некрофилией...

Но в целом, достойный Гамлет, стоит смотреть!

Eugenia Leontyeva отзывы: 3 оценок: 85 рейтинг: 14

Постановка "Гамлет" в Гоголь-центре потрясла меня до глубины души! Сейчас испытываю целый шквал эмоций, который постараюсь облечь в слова. Хочется сказать прежде всего о невероятно живой и динамичной игре, вся труппа обладает потрясающим талантом, особенно главный герой - он действительно великолепен! Весь накал его чувств неустанно передается залу на протяжении 3 часов, что длится спектакль.

Также поражает визуальная подача - видео-проекции и декорации создают волшебную, запредельную атмосферу, другую реальность, в которую погружаешься с головой и забываешь обо всем постороннем. Когда сцену заполняет вода, повсюду летят брызги от мокрой одежды актеров, падают белые лепестки - это поистине прекрасное зрелище!

И конечно же не могу не отметить безупречно подобранное музыкальное сопровождение: вся музыка стократно усиливала впечатление, пробирая до глубины всего существа!

Браво! Брависсимо!

Vladislavs отзывы: 74 оценок: 711 рейтинг: 193

Не «Быть или не быть?», а «Действовать или не действовать?». Пуститься в бой, рискуя умереть и «не быть» - или же ничего не делать, сохранить мир в его положении, пропустить собственную жизнь и в итоге всё равно «не быть».
Такая сверхзадача Дэвида Бобе.
Я бы на самом деле поменял название.
Назвал бы "Гамлет. Версия", так бы себя оправдал. Все таки соответствовать сложно при той безумной куче современных версий, что существуют.
Да даже если и не соответствовать.
Просто для подстраховки.
Гамлет же - это всегда думать, медлить, анализировать, и только потом, может быть, действовать. А тут сразу, смело. Единственное, что ограничивает в этом действии, сама пьеса. Рамки королевства ограничивают - принц датский, задвинутый наследник престола, последний из могикан, за которым только Фортенбрас и остается для всей нации. И чем раньше Фортенбрас придет, тем лучше.
У Бобе получилась отлично форма. Все таки адаптировать дуэль на рапирах в современном театре это надо постараться. Сценография гениальная. Ну да, переборщили с водой, но это купание красных коней красиво, что тут не переборщить. Так бы в ней плескались.
Из содержания мы не извлекаем ничего нового.
В качестве Гамлета мы получили неврастеника, пятилетнего ребенка, который в магазине игрушек устраивает истерику по поводу понравившейся матрешки. И всем при этом неловко, неловко все три часа от начала до конца.
Собственно, новая форма не подразумевает нового содержания, то есть непонятно зачем все это было.
После трех мучительных часов (а антракт самой пьесой напрашивается) единственное ощущение которое остается - неловкость.
Я так и не понял зачем Фортенбрас пришел (обычно Фортенбрасы с целью появляются).
Но есть и плюсы - Девотченко и Мамрешева получили и использовали гениально свои возможности.
Никогда не обращал внимание на такое буквальное присутствие Горацио, его словами описано все, но настолько буквально впихивать персонаж, увольте.
Собственно, было ли чего все эти огороды городить (пьесу переводить - новый перевод не хуже старых и не лучше их же)?

Все начинается с могильщика (Саша Горчилин - молодец!), им же почти и заканчивается, возможно это его сон всего лишь, и не надо думать и описывать. И с наркотиками мне не все понятно. Лучше бы это был он.

Филипп Авдеев – Гамлет. Ах, этот Гамлет - он совсем не сложный, простоватый, нелепо скроенный парень, истеричный и малоинтересный. Не принц. Эффектная сцена в костюме бэтмена с плесканием в воде – вполне клубный эпизод, и под коктейль пошел бы.
Понятно, что современное, где-то грубое – это может быть верно, может быть по-шекспировски, и может передавать значительное.
Но в данном случае не передает. В чем-то кроется тотальная ошибка. Раз послание не доходит, а адресат (зритель) только зевает и раздражается.
Вот Дания как морг – наверное, вполне себе неплохая постановочная идея. В самом начале на сцене – стол, на столе – мертвое тело.
Такое резкое начало, и постепенное сдутие к финалу.

Вообще-то: трупы, целлофан, вся эта макабрическая тема, намеки прямые на мертвечину, и неизбежный финал любого бытия – системообразующее в «Гамлете» Бобе. Но мне понравилось другое - в обстановке морга появлялся вдруг настоящий профессионал - хороший актер, в роли Могильщика. Несмотря на излишнюю очевидность облика неформала, внезапно возникало то чудо театра, из-за которого так интересно в него ходить. А. Горчаков - фамилия этого актера.
Розенкранц и Гильденстерн здесь – влюбленные, нетрудно предположить заранее такую интерпретацию для режиссера Бобе. Не мог удержаться, и не удержался.

И все не так страшно, но из-за этого спектакля я перестала посещать это прекрасное место - Гоголь-центр.
Пора, наверное, взять себя в руки, перестать бояться скучного, или неудачного. Бывает..



Похожие статьи
 
Категории