Стрит-арт. Уличное искусство в России и мире

23.03.2019
Стрит-арт – это искусство вызова. Муралы и граффити оживляют города, восхищают или раздражают публику. Многие творцы стрит-арта прошли путь от нелегального разрисовывания стен – до всемирной славы. Вашему вниманию предлагаются лучшие работы мастеров уличного искусства.

1. Nevercrew

Nevercrew – это проект двух художников из Швейцарии. Кристиан Ребеччи и Пабло Тогни создают композиции, которые не только захватывают своей красотой, но и заставляют задуматься. Тема их творчества – экология.

Пабло и Кристиан сначала ходили в одну школу, а потом – академию живописи. До того, как художники решили создать общий проект, каждый занимался скульптурой, иллюстрацией и граффити. Такая разноплановость заметна и на муралах – изображения выглядят объемными, а значит, художники умеют применить приемы, выработанные для скульптуры и других жанров. Каждая картина поражает палитрой оттенков. И на каждом изображении обязательно присутствуют тени. Именно эта незаметная мелочь и создает ощущение реальности.

Некоторые картины выглядят фантастическими, ломают всякую логику. Но за каждой из них – одна и та же идея: природа. Художники напоминают, что на земле есть животные, которые нуждаются в нашей защите. Чаще всего на рисунках красуются большие звери – киты или медведи.

Размер картин тоже имеет смысл. Это огромные рисунки, рядом с которыми человек должен почувствовать себя маленьким. Таким образом художники напоминают, что человек – часть природы.

2. Эдуардо Кобра

Бразилия – страна, в которой стрит-арт ценится даже городскими властями. Эдуардо Кобра – бразильский художник, чьи работы восхищают яркостью.

В творчестве он использует множество техник, и это заметно. Каждая картина проработана до мельчайших деталей. Его муралы часто называют «фотограффити». Ведь на некоторых с фотографической точностью изображены знаменитые люди, например: Дали, Эйнштейн и Леннон.

Эдуардо создает объемные картины. Но не простые – их объем виден только под каким-то одним ракурсом. Так интересней: можно ходить мимо изображения и рассматривать, как картина меняется на глазах.

3. Swoon

Swoon в переводе с английского означает «обморок». Это псевдоним американской художницы, которая создает принты с изображением людей – и украшает ими улицы. Чаще всего художница работает с заброшенными местами – старыми зданиями, мостами, пожарными лестницами... Почему так? Swoon получила художественное образование и почувствовала, что не хочет «сдерживать» свое творчество. Не хочет писать картины, которые останутся закрытыми в музеях или галереях. Она поняла, что хочет стать частью мира. И выход нашелся: приклеивание картин к стенам. Само действие – символическое. Это соединение с миром, его изменение.

Люди на картинах – друзья и родственники художницы. Выбор портретов тоже не случайный. Swoon говорит, что каждый человек – носитель чувств. И именно портрет отражает переживания. Можно поймать яркий момент – и перенести его на картину.

4. Этам Крю

Этам Крю – псевдоним двух польских художников. Их муралы поражают размерами. Огромные рисунки от Этам Крю украшают дома по всей Восточной Европе. Художники не собираются останавливаться на достигнутом и планируют объездить всю Европу и посетить Америку.

Польские власти по достоинству оценили художников – и сами заказывают им роспись очередного дома. Так дом превращается в объект искусства. Многие туристы, приезжая в Польшу, идут на экскурсию, чтобы увидеть все картины художников.

Такая работа забирает много сил и времени, но результат оправдывает ожидания. В своем творчестве Этам Крю обращаются к фольклорным мотивам, а также стилю сюрреализм.

5. Арон де ла Круз

Арон де ла Круз – художник и дизайнер из Калифорнии. Арон – настоящий реформатор в искусстве граффити. Его стиль – минимализм. Оказывается, минимализм возможен и в уличном искусстве.

Художник заинтересовался граффити с самого детства – с 7 лет. А с 12 уже стал пробовать себя в этом деле. То, что Арон создает сейчас – не совсем граффити. Его искусство можно назвать «уличным» только по одной причине – это рисунки на стенах. Сам художник не считает, что рисует граффити. При этом признает: каждый зритель может сам решать, как называется такое искусство. Любое название его устроит.

Что такое искусство? Арон говорит, что искусство – это вызов. Прежде всего – вызов себе. Каждый раз художник проверяет – сможет ли он создать такое произведение, которое найдет отклик в сердцах людей. Арон использует минимум материалов в своем творчестве. А еще – работает без эскизов. Рисует сразу. Спонтанное творчество он называет работой с эмоциями. Сами чувства ведут его. И процесс творчества становится увлекательным путешествием, ведь идущий не знает, куда заведет дорога.

Сейчас Арон живет и работает в Сан-Франциско. Его не пугают большие стены – за роспись огромных пространств художник берется с удовольствием. Более того – он мечтает о целой улице, украшенной его работами. И верит, что в будущем обязательно осуществит эту мечту.

Творчество Арона становится все более популярным. Его рисунки уже украшают не только стены, но и одежду. Минималистический орнамент на футболке смотрится стильно и необычно.

6. Bordalo II

И еще один экологический проект. Bordalo – португальский художник, который использует в творчестве... мусор. Зачем? Художник родился в 1987 году. Свою эпоху он называет «временем потребителей». В развитых странах производится больше товаров, чем нужно человеку, при этом остается огромное количество отходов.

Художник говорит:

«То, что для одного мусор – для другого сокровище».


И использует отходы производства для создания муралов, которые напоминают людям о состоянии планеты.

7. Ос Жемеос

Ос Жемеос – это псевдоним, за которым стоят два художника. Братья Пандольфо – Отавио и Густаво. Братья-близнецы родились в Бразилии. Именно бразильская культура и народное творчество сформировали стиль художников.

Братья считают, что стиль – это индивидуальность человека. Каждый из нас – особенный. Главное понять, в чем же твоя уникальность – и развивать ее. При этом, стиль не должен ограничивать творца. Не стоит бояться выйти за рамки. Любое отклонения от стиля – это поиск. Важно не стоять на месте, а развиваться и экспериментировать.

Творческий путь братьев начался с росписей улиц недалеко от дома. Сначала они просто копировали своих любимых граффити-мастеров, а со временем начали творить собственное искусство. Чаще всего они рисуют желтолицых людей. Почему желтый? Желтый, по мнению братьев, это цвет мечты. Плюс влияние бразильской культуры – с ее яркими солнечными красками.

Теперь дуэт Ос Жемеос популярен по всему миру. Братья много путешествуют и стараются разукрасить как можно больше городов. Они рисуют не только на стенах, но и на поездах. Любовь к поездам у художников с детства. В начале карьеры они рисовали на вагонах тайком, а теперь их приглашают поучаствовать в проектах дизайна вагонов.

В 2007 году братья расписали шотландский средневековый замок. На самом видном месте – типичный желтый персонаж. Публика восприняла этот проект неоднозначно: одни люди были в восторге, другие называли роспись не творчеством, а надругательством над древним замком. Но это и показывает суть искусства – оно не должно оставлять людей равнодушными. Отавио и Густаво считают, что задача граффити, как и любого искусства – заставить человека чувствовать.

Художники часто принимают участия в выставках. Но каждый раз они напоминают: то, что зритель видит в галерее – уже нельзя назвать уличным искусством. Это живопись, дизайн, все что угодно – только не граффити. Даже если картина на выставке точно повторяет изображение на уличной стене. Таким образом братья отстаивают «чистоту» жанра граффити.

8. Гея

Гея – талантливый художник из города Балтимор, США. Гея – богиня земли в греческой мифологии. Она – покровительница всего живого на планете. Это имя и подсказало художнику тематику творчества. Гея рисует животных. Таким образом он хочет добавить природу в серый городской пейзаж. Вдохнуть жизнь в каменные города.

Художник серьезно относится к выбору животного, которое будет красоваться на стене. Каждая картина имеет свой смысл. Иногда – традиционный. Например, голубь – символ мира. Но чаще всего Гея совмещает несколько животных в одной картине: тигр с ушами зайца или жираф с рыбьим хвостом.

Художник постоянно в работе. Его режим дня – это подъем в 9 утра, несколько свободных часов, которые уходят на проверку соцсетей, а дальше – работа до самого вечера. Каждый день Гея работает над новыми проектами. И про граффити художник не собирается забывать. Уличное искусство для него – это способ познавать мир вокруг.

9. OakOak

Французский художник, который создает веселый и креативный стрит-арт. Себя называет то «малевателем», то «марателем улиц», но за такой скромностью прячется талант. Любую мелочь он умеет превратить в искусство. Лестницы, трубы, столбы, неровный асфальт, решетки, тени от деревьев... Абсолютно все.

Понятие "стрит-арт" переводится на русский язык как "искусство улицы" и в широком смысле обозначает создание арт-объектов прямо на улицах городов.

улиц?

Многие художники считают, что такому явлению, как уличное искусство, дать определение в принципе нельзя. Слишком сложно и многогранно это явление. И тем не менее выделить общее представляется возможным. Во-первых, стрит-арт - это плод труда уличного художника, а во-вторых, существовать он может только на улице. У уличного искусства существует четыре стороны: идея и место, ориентир на внешнее или внутреннее, претензия на вечность или ее отсутствие, интимность. Для каждой работы эти составляющие важны настолько же, насколько дому необходимы окна. Среди художников популярна фраза о том, что законченная тобой работа до рассвета останется только твоей, а потом станет общей. В этом и смысл стрит-арта. Но свой отпечаток эта откровенность накладывает - художнику нередко приходится открыть душу, оголить собственные чувства перед чужими людьми.

Искусство в действии

Как работает стрит-арт? Фото, аниме, комиксы, портреты знаменитостей, актуальные события в мире - всё это не остается без внимания уличных художников. Сюжеты арт-объектов, локализованных на улицах во всех концах Земли, необычайно разнообразны. Объединяет их одно - это возможность донести идею до широчайшего круга людей. Поэтому на художнике лежит такая ответственность, ведь он творит искусство для масс. И оно находит отклик в сердцах горожан. Сегодня по всему миру открываются музеи, проводятся фестивали, встречи лучших мастеров и простых любителей урбанистической красоты.

Как делается стрит-арт?

Художники знают, что рано или поздно идея овладеет сердцем и помыслами полностью, настолько, что бездействовать невыносимо. Это значит, что пришла пора брать в руки краски и идти на улицу. Даже те, кто давно перестал считать себя новичком, знают, что любому здоровому человеку бывает страшно начинать. Страх этот нормален. А в чем-то даже необходим. Главное - преодолеть его вовремя и решиться на исполнение задумки. Одним из самых главных инструментов уличного художника является не пульверизатор и не кисть, а щедрая доза здоровой иронии и сарказма, лишенная навязчивости и наглости. Именно юмор позволяет добиться того эффекта, когда все видят и обсуждают саму работу, а не то, можно ли было что-то малевать на этой стенке. Не менее, чем правильный настрой, важны и технические средства. У художников есть правило: брать с собой вдвое больше, чем нужно. Тогда их хватит. А еще профессионалы шутят, что лучшим лекарством от взглядов и отвлекающих вопросов любопытных является фраза: "Мы снимаем кино". Как правило, после такого зеваки оставляют художников в покое.

Немного об уличных художниках

А теперь о тех, кто, благодаря таланту, доле авантюризма, чувству юмора, приобрел мировую известность. Впрочем, "известность" - не совсем то слово. Ведь часто бывает так, что творение мастера видят милионы людей, слава о нем разносится по всему миру, а о самом художнике толком никто ничего не знает. Примерно так произошло с Бэнкси из Лондона. Его знаменитый "Обнаженный" (на фото) прославлен на весь мир. А все, что было известно про мастера - короткий псевдоним. Сейчас Бэнкси выходит из тени, участвует в международных проектах, ездит по миру. Одной из поклонниц его таланта является Анджелина Джоли.

Португалец Александр Фарто (Vhils) поражает воображение публики невероятными сюжетами, огромными размерами работ, затейливыми переплетениями множества мельчайших деталей. Своеобразной фишкой художника является частичное механическое воздействие на поверхность. Один из его "автографов" есть и в Москве.

Калифорниец Above творит на тему политики, социума, культуры. Его работы можно встретить более чем в полусотне стран мира. На фото - работа "Первая любовь".

Португальский художник Питер Роа тоже любит путешествовать. Он рисует черно-белые изображения животных. На одной из московских стен красуются написанные им белки. А вот такой жираф поселился в Африке.

Наш современник и соотечественник из Симферополя буквально за несколько месяцев приобрел мировую славу. Некто с псевдонимом Шарик пишет свои уличные полотна, осуждающие войну и убийства, показывающие всю нелицеприятную сторону украинского конфликта. Работы Шарика можно увидеть во многих городах Крыма.

Никита Номерз создает интересные образы из зданий и сооружений. Его работы шокируют, удивляют и вызывают неизменную улыбку у жителей нескольких городов России.

Философия стрит-арт

Уличные художники делают черно-белый мир цветным, безликие стены жилмассивов превращают в предметы искусства. Но главная ценность стрит-арта не в его эстетической стороне, а в том, что благодаря ему люди задумываются об современности, о вечных ценностях и своей роли в этом мире.


Стрит-арт в последние годы стал неотъемлемой частью современного искусства. Правда, и сегодня многие считают, что граффити на стенах балансирует на тонкой грани между искусством и вандализмом. В нашем обзоре мы расскажем о самых известных и узнаваемых художниках, работающих в этом жанре.

1. Stinkfish

Stinkfish – самый известный представитель колумбийского стрит-арта. В столице Колумбии Боготе чуть ли не в каждом районе можно встретить его рисунки на стенах. Источником вдохновения для Stinkfish являются случайные прохожие, которых он фотографирует на улице. После этого он превращает эти снимки в произведения искусства, перенося их на стены в городе. Изначально художник работал только в Южной Америке, но потом начал путешествовать по всему миру, оставляя свои произведения во всех уголках земного шара.

2. Gaia

Gaia стал известным в мире уличного искусства еще до того, как окончил среднюю школу. Парень из Нью-Йорка появился на уличной сцене в 2007 году. К тому времени он окончил среднюю школу и сразу основал фестиваль уличного искусства «Открытые стены Балтимора». Для этого фестиваля он пожертвовал городу более десятка новых граффити, созданных с помощью различных известных уличных художников со всего мира. Хотя Гайя еще очень молод, его стиль оказал влияние на многих художников в области стрит-арта.

3. Invader

Invader буквально ворвался в мир уличного искусства в 1998 году, в одночасье обретя известность благодаря своей плиточной мозаике. Парижский художник стал известен тем, что ему удается находить уникальные и интересные места для своих работ. Его граффити расположены либо необычайно высоко, либо очень низко, что создает элемент неожиданности. Invader также помог своему двоюродному брату Тьерри Гетта обрести успех в мире искусства под псевдонимом Mr. Brainwash.

4. Guerilla Girls


Guerilla Girls расширяют границы мира искусства с 1985 года. Девушки своими работами подчеркивают проблему сексизма в мире. К примеру, в 1989 году на одном из их плакатов звучал щекотливый вопрос «Женщине нужно быть голой, чтобы попасть в музей?». Этим они указывали на несоответствие между количеством работ женщин-художников в музеях, по сравнению с количеством обнаженных женщин, изображенных на картинах. Хотя Guerilla Girls не всегда ассоциируют с движением уличного искусства, талантливый коллектив из Нью-Йорка зачастую выступает со своими сообщениями на улицах.

5. Ron English


Уроженец Далласа стал известен в мире искусства в конце 1970-х. Он считается пионером движения стрит-арта, а также известен созданием термина «POPaganda». В начале 80-х годов Ron English прославился рядом сатирических произведений, в которых демонстрировал то, как крупные корпорации влияют на общество.

6. COST и REVS


COST и REVS стали известны как два наиболее креативных создателя граффити в Нью-Йорке всех времен. Между 1993 и 1995 годами их работы можно было встретить в любом уголке города. Художники вывели свои работы на новый уровень, по сравнению с большинством художников граффити того времени, поскольку добавляли в свои произведения искусства номер телефона. При звонке на этот номер включался автоответчик, на который можно было надиктовать свои предложения. В итоге COST был арестован, а REVS сумел остаться анонимным. Они считаются легендами в истории уличного искусства.

7. Шепард Фейри


Шепард Фейри родился и вырос в Южной Каролине, а на сцене стрит-арта появился в 1989 году. Мнения о нем очень различаются: одни люди считают его великим, а другие – худшим уличным художником из всех. В любом случае, он был чрезвычайно популярным - бесчисленные художники подражали его работам, а большинству людей его произведения пришлись по вкусу.

8. Futura 2000


Futura 2000, который известен своим друзьям и семье, как Ленни Макгерр, является на сегодняшний день одним из самых узнаваемых уличных художников на планете. Макгерр начал интересоваться искусством в 1970-е годы, а в 80-е годы покорил нью-йоркское метро, создавая на станциях красивые и уникальные произведения искусства. Сейчас художник, который считается живой легендой, продолжает черпать вдохновение на улицах Бруклина, где он вырос и до сих пор проживает.

9. Бэнкси


Бэнкси пришел в мир уличного искусства гораздо позже, чем большинство из художников в этом списке. Тем не менее, он оказал несомненное влияние на весь жанр уличного искусства. Многие уличные художники, которые начали свою карьеру в последние несколько лет, обязаны своим успехом Бэнкси. Сообщество стрит-арта должно благодарить Бэнкси за то, что ему удалось донести это искусство не только до ценителей, но и до широких масс. Бэнкси вызвал большой резонанс в соцмедиа, и даже был номинирован на Оскар.

10. Кит Харинг

С 1981 по 1990 год Кит Харинг был знаковой фигурой в мире искусства. Хотя он скончался в возрасте всего 31 года из-за осложнений, связанных со СПИДом, его творчество оказало влияние не только на уличное искусство, но и на весь мир искусства в целом. Его успех начался с анимационных рисунков на пустых рекламных щитах, стоящих на станциях метро Нью-Йорка. После смерти работы Харинга стали демонстрироваться на многих международных выставках.

11. Жан-Мишель Баския


Прежде чем Баския стал знаменитостью, сравнимой с такими артистами, как Futura 2000, Уорхол и Харинга, он был бездомным, который создавал граффити под псевдонимом «SAMO» в Нью-Йорке. Основная активность Баския приходится на период между 1976 и 1988 годами. На протяжении своей короткой жизни Баския удалось добиться многого. Он покорил известные галереи, но продолжил при этом работать на улице. На работах Баския выросло целое новое поколение художников, которые пытались копировать его стиль. К сожалению, художник страдал паранойей и злоупотреблял тяжелыми наркотиками. Его нашли мертвым в возрасте 27 лет. Причиной смерти стала передозировка смеси героина и кокаина.

Уж если ковырять стены, то с умом и талантом. В этом уверены авторы своеобразных

Стрит-арт (уличное искусство ) – направление в современном искусстве, особенностью которого является использование внутригородских территорий для различного рода арт-проектов.

Сложно назвать точную дату основания стрит-арта как направления в искусстве. Исторически сам термин стал популярен в начале 80-х годов, в то же время он стал входить в лексикон различного рода искусствоведов, но, разумеется, сам жанр возник намного раньше.

Т.к. у уличного искусства нет четких концептуальных или технических границ, невозможно выделить конкретных идейных предшественников для стрит-арта как такового. В данном жанре можно наблюдать огромное количество различных поджанров и каждый из них зачастую имеет свою историю. Так, например, в настоящее время, когда стрит-арт уже признан как направление искусства, существует точка зрения, которая «легализует» его в глазах широкой общественности, указывая на то, что уличные художники зачастую придают невзрачным промышленным городам статус новых культурных центров, создают новые эстетические пространства, что повышает качество жизни местного населения. Ярким примером такого преображения может считаться город Бристоль , предположительно родина Бэнкси , где сейчас его работы не только сохраняются, но по ним даже устраивают экскурсии. Кроме того, в этот город приезжает много других уличных художников и их работы также сохраняются. С этой точки зрения идейными предшественниками стрит-арта можно считать футуристов (в том числе и российских), которые призывали раскрасить стены домов, «облагораживая глаз (вкус) прохожего».

Одновременно с этим следует заметить, что не для всех представителей стрит-арта концептуальной основой служила идея облагораживания городской среды. Одним из заметных проявлений стрит-арта являются граффити. Здесь (если говорить о современном периоде истории, т.к. о граффити вообще можно говорить применительно к самым разным эпохам) история берет свое начало в 1920-х годах, когда рисунки и надписи начали появляться на товарных поездах, курсирующих по США. Позднее данное направление превратилось в способ распространения политический и других идей, а также методом закрепления территории различного рода группами лиц. В начале 70-х годов движение стало крайне популярным, появилось множество райтеров, целью которых было разместить свой тег (свою подпись) везде, где только возможно. В условиях конкуренции со стороны других райтеров появлялось стремление сделать свою работу наиболее заметной, подписи становились все более и более сложными. При этом зачастую, вне зависимости от первоначальной задумки автора знак или надпись получали дополнительный смысл уже после того, как были созданы. Иначе говоря, чем чаще человек видит то или иное изображение, тем больше вероятность, что у него возникнет вопрос: что это значит? Люди начинаю спрашивать друг у друга, знак становится частью культурной среды, постепенно получая все новые интерпретации.

Развитие граффити было связано в первую очередь с США, а конкретней с Нью-Йорком. Там основной площадкой для различного рода уличных художников стал местным метрополитен. Вызвано это было тем, что метрополитен в то время представлял из себя наиболее незащищенную часть города, в которой при этом было очень много людей. Т.е. нарисовать что-либо в метро было относительно безопасно и аудитория у работы была значительной. Т.о. данное проявление стрит-арта развивалось в условиях внешнего давления со стороны властей и это, разумеется, оказывало на него влияние. В последующие годы началась активная компания по борьбе с граффити в метро и это привело к тому, что многие художники начали работать на улицах. Чуть позже начал набирать популярность трафарет, т.к. так создать свой рисунок художник может быстрее, что снижает вероятность возможного ареста.

При этом необходимо отметить, что трафарет сам по себе тоже является отдельным направлением в стрит-арте. Считается, что популярность он набрал на волне граффити и под влиянием неблагоприятной для долгой и кропотливой работы атмосферы, но при этом сказать, что трафарет является исключительно продолжением традиции нью-йоркских граффити было бы неверно. Данный способ интересен не только тем, что позволяет быстро создать изображение, но и тем, что позволяет повторять один и то же рисунок множество раз, а т.к. для непосредственно нанесение краски поверх трафарета не надо быть выдающимся художником, тег выполненный в такой манере быстрее распространяется по условной территории. Возможно первый примером здесь может считаться т.н. «Здесь был Килрой» (англ. Kilroy was here ). Тег получил огромную популярность в послевоенное время в США и Европе. Сама фраза принадлежит Джеймсу Килрою, который инспектировал верфи и на проверенных кораблях оставлял такую надпись. Постепенно фразу начали замечать и интерпретировать. Солдаты стали воспроизводить её в различных городах Европы, а в послевоенные годы типичное изображение человечка с длинным носом, выглядывающего из-за некой плоскости и соответствующая надпись «Kilroy was here» стали появляться по всей Америки.

В 90-е годы XX века трафаретом стали пользоваться художники, которые позднее получили широкую известность. Здесь можно отметить компанию Шепарда Фейри "Andre the Giant Has a Posse", которая позже трансформировалась в компанию «Obey», в ходе которой автор распространил около миллиона изображений Гиганта Андре с соответствующей надписью, пользуясь при этом различными методами, в том числе и трафаретом. Многократное повторение одного и того же изображения влияет на интерпретацию этого изображения зрителем. Отчасти здесь можно найти некое сходство с идеями поп-арта , но надо понимать, что если понятие симулякра предполагает создание копии без оригинала, символа без смысла, то в данном случае речь идет о символе, который приобретает смысл после, а вернее по ходу многократного копирования. Впрочем, ряд художников, ставших известными в рамках стрит-арта, в определенный момент начинали работать в жанре именно поп-арта, зачастую используя образы придуманные ранее для улицы.

Еще одним направлением стрит-арта можно считать различного рода инсталляции. Здесь можно выделить работы Марка Дженкинса, который создает скульптуры из пленки и скотча, размещая их позднее в городах по всему миру. Впрочем, к стрит-арту можно отнести любые арт-работы выполненные в пределах того или иного города, что делает данный жанр фактически безграничным по количеству произведений, художников, идей и т.д.



Похожие статьи
 
Категории