Сюжет композиция рассказа после бала таблица. Сочинение Толстой Л.Н

18.03.2019

На вопрос композиция и её роль в рассказе после бала заданный автором Ольга Орищенко лучший ответ это Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Ответ от Невропатолог [новичек]
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала». Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения «После бала» - прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа. В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л. Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

    Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». П.В. красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка…в...

    Антитеза - это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле - любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко...

    Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» - это рассказ в рассказе по своей композиции. Рассказчик Иван Васильевич повествует в 40-е годы 19 века о том, что с ним произошло в 30-е годы, когда он был ещё молодым человеком. Он любил Вареньку. Кульминации...

    Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя - Ивана Васильевича. Мы узнаем,...

    Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После...

Пушиной Д.В.

Конспект урока литературы в 8 классе.

Тема : Рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа.

Цели:

Образовательная – познакомить учеников с новым произведением, расширить их представление о биографии писателя, его жизненной позиции.

Развивающая – развивать навыки анализа текста, пересказа; работа над навыком выделения художественных средств, особенностей композиции.

Воспитательная - формировать нравственную позицию учащихся через раскрытие гуманистического пафоса рассказа.

Оборудование: проектор, раздаточный материал: шаблоны таблицы для заполнения учениками.

Ход урока:

Слайд 1.

Ранее вы уже знакомились с творчеством Л.Н.Толстого. Вспомните, какие произведения писателя вы читали?

Ответ: Басни, рассказы «Лев и собачка», «Косточка», «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы».

Назовите главную особенность «Севастопольских рассказов», повестей «Детство», «Отрочество».

Ответ: Автобиографичность.

История написания рассказа «После бала» косвенно относится к биографии писателя. В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого - Сергеем. Упоминаемый в рассказе «девический институт» - это (теперь Суворовское училище), располагавшийся тогда на окраине города. Вы будете немало удивлены, узнав, что место, где «гоняли татарина за побег», сегодня является улицей Льва Толстого. Таким образом, можно сказать, что поздний рассказ Толстого, наряду с его автобиографической трилогией, во многом связан с казанскими воспоминаниями писателя.

Прежде чем мы перейти к анализу рассказа, прослушаем два музыкальных отрывка. Слушайте внимательно, затем я дам вам задание. Слайд 2.

1. (Звучит марш). Запишите, пожалуйста, в тетрадях, какие чувства у вас вызывает эта музыка.

Заполните таблицу. Опишите настроение музыки и то, в какие цвета она окрашена. Запишите в соответствующий первый столбик таблицы. Слайд 3. Опрос учеников.

2. (Звучит мазурка). Ученики заполняют вторую колонку. Слайд 4 (таблица, обозначено, какой столбик заполнять), 5 (муз.отрывок). Опрос учеников.

Слайд 6 – изображение общей заполненной талицы.

Понаблюдаем, что у нас получилось? Что вы можете сказать о содержании первой и второй колонок?

Ответ: 1 и 2 колонка противопоставлены друг другу.

Как называется подобный приём в художественном произведении?

Ответ: антитеза.

Дайте определение антитезы.

Ответ: Антитеза – это противопоставление.

Ответ: рассказ состоит из двух частей: «Бал» и «После бала».

Да, предлагаю озаглавить шапку таблицы. Первый столбик – «После бала», второй – «На балу».

Давайте рассмотрим название. В чем его смысл? Почему Толстой назвал свой рассказ именно так, а не иначе?

Ответ: он хотел подчеркнуть события, произошедшие именно после бала.

Ответ: герой-резонер // композиция рассказа // прием антитезы.

Что такое композиция? Дайте определение.

Композиция – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Толстой в рассказе использует кольцевую композицию. Запишем определение.

Кольцевая композиция – это такое построение текста произведения, при котором последний эпизод обращается к первому или повторяет его. Т.о. текст как бы «закольцовывается».

Теперь с помощью текста рассказа докажем что композиция действительно кольцевая. Давайте вместе зачитаем начало рассказа и его финал. Ученики зачитывают отрывки. Что вы заметили?

Ответ: Рассказ начинается и заканчивается одной и той же фразой: «А вы говорите…» / «Вот вы говорите…»

Слайд 7. Проблемный вопрос: Как вы думаете, может ли случай изменить жизнь человека?

Ответы учащихся.

Действительно, это достаточно спорный вопрос и сегодня мы с вами рассмотрим, с помощью каких средств и приемов на него отвечает Л.Н. Толстой.

Слайд 8. Тема урока.

Итак, ранее мы сказали о двух частях рассказа. Какие основные события в этих частях вы выделите?

Ответ: танец полковника с дочерью и сцена наказания татарина.

Противопоставляются ли два эти события друг другу?

Ответ: да.

Хорошо, предлагаю доказать это с помощью работы с текстом. Слайд 9.

Групповая работа: разделить класс на 3 варианта.

1 вариант ищет слова и словосочетания, описывающие чувства героя на балу, в первой части рассказа и после него, во второй части.

2 вариант ищет характерные эпитеты в 1 и 2 частях.

3 вариант ищет детали (вещи персонажей, характерные атрибуты) там и там.

4 вариант ищет звуки. Это будет не только звуки музыки, но и может звуки голосов, интонация, возгласы.

Слайд 10. (показано, как заполнять таблицу)

На это задание вам дается 4 минуты.

Проверка задания: устные ответы с места.

Слайд 11.

Теперь сравните данные двух таблиц, которые мы составили. Что вы видите?

Ответ: они совпадают / почти совпадают / по сути своей одинаковые. Каждая из таблиц основана на противопоставлении, контрасте, антитезе.

С помощью чего Толстой создает свой прием антитезы (контраста)? (Что в рассказе передает настроение героя, выражает авторскую точку зрения, противопоставляется?)

Ответ: музыка, цвет; какие-то значимые детали.

Доп.вопросы по схожим деталям:

Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа.

Ответ: в первой части это цвет радости, а вот во второй он скорее оттеняет ужас происходящего, контрастирует с ним, контрастно подчеркивает красный и черный цвета.

Здесь есть деталь, которая присутствует в обоих частях рассказа.

Ответ: замшевая перчатка полковника.

Какова ее роль в рассказе?

Ответ: эта деталь связывает между собой две части. В первой части полковник надевает замшевую перчатку перед танцем с дочерью и говорит: «Надо все по закону». Во второй части рукой в это же перчатке бьет по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Таким образом, фраза, сказанная на балу, приобретает зловещий смысл.

Также мы с вами поставили в начале урока проблемный вопрос: может ли случай изменить жизнь человека? Как отвечает на него писатель?

Ответ: Толстой думает, что случай может изменить жизнь человека. Об этом прямо говорит его герой. Доказывает это и кольцевая композиция рассказа.

Есть ли еще что-то в композиции, доказывающее это?

Ответ: название рассказа. После бала – это не только события с избиением татарина, но и вообще вся жизнь героя, полностью изменившаяся после этого случая.

Итак, в завершение нашего урока снова обратимся к таблице, сделаем вывод, опираясь на следующие вопросы:

Сравните, пожалуйста, 2 столбца: на балу и после бала. Представляют ли они контраст? Противопоставляются ли друг другу? Какой вывод о композиции рассказа мы можем сделать?

Вывод (делает ученик, затем учитель повторяет) Слайд 12 : два эпизода в рассказе противопоставлены друг другу с помощью приема антитезы и это отражается сразу на нескольких уровнях произведения. Толстой для достижения нужного эффекта не только констатирует полярные чувства своего героя, не только использует изобразительные средства, но и использует детали, цвет, музыкальные мотивы в произведении.

Д/з: Слайд 13 . Задание также комментируется и поясняется учителем.

Приложение.

Образец раздаточного материала – шаблона таблицы.

Список литературы:

    Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1985. Т. 14. С. 7-16.

    Шпилевая Г.А. «Язык бала» и «музыка жизни» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 2 (28). С. 142-150.

    Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд. – М.: 2010. – 384 с.

    Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф., Беленького Г.И. М.: 2012. - 508 с.

    Поурочные разработки по литературе. 8 кл.: методические рекомендации / И. В. Золотарева, Т. А. Крысова. - М. : ВАКО, 2003. - 335 с.

  1. . Методическая разработка урока литературы в 8-м классе «Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Л.А. Мальцева. – Режим доступа:

  2. Фокина Т.Н. Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Т.Н.Фокина. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 06.03.15.

  3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: свободная универсальная интернет-энциклопедия. – Электрон. данные. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 15.05.12.

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90?е гг. XIX в., изображаются 1840?е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что?то большое, черное,…

это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот?вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где?то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.

Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая - «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».

Сцена бала - завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.

Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.

Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него - единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению. Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», - скажет он, распространяя свою любовь на весь мир. На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.

«Я увидел... что-то большое, черное»

Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу - чёрный. На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя. На балу - прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».

«На балу» и «На плацу» - разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»... В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б. Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска...» И ещё было очень «стыдно».

Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.

«Если бы я знал...»

Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.

Невозможность понять ту, другую правду, а значит и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно... как будто я был уличён в самом постыдном поступке...» Ему было стыдно за действия другого.

Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое — эта служба.

Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.

Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.

Основные особенности рассказа «После бала»:

  • жанр - рассказ;
  • в основе — реальные события;
  • сюжет: один случай из жизни героя;
  • повествование: от лица главного героя;
  • контраст как композиционный приём;
  • деталь как способ раскрытия событий и героев;
  • внимание к внутреннему миру героя;
  • история духовного прозрения героя.

​ ​



Похожие статьи
 
Категории