Танк по прозвищу «Ярость». Блог Джерри Миллера

22.04.2019

В выходящем на экраны фильме о Второй мировой войне под названием «Ярость» в центре событий оказалась танковая война, разыгравшаяся в 1945 году, когда союзники вели наступление на Германию.

В этой картине сержант армии США (его играет Брэд Питт) командует средним танком «Шерман», участвуя в боях с фашистскими войсками, обладающими превосходящей огневой мощью. «Шерманам», среди прочего, противостоят хорошо вооруженные тяжелые танки «Тигр I». В «Ярости», премьера которой состоится в кинотеатрах страны 17 октября, показан последний в мире работающий танк «Тигр».

Танк «Шерман» (его официальное название «средний танк» М4) был самым многочисленным на фронтах Второй мировой войны. Как сообщает Энциклопедия Британника, эту рабочую лошадку использовали американские сухопутные войска, американский корпус морской пехоты, а также Британия, Канада и «Свободная Франция». Этот танк был сконструирован и производился в США, и в период с 1942 по 1946 год было выпущено всего 49324 машины «Шерман».

М4 был надежным танком, однако тяжелый немецкий «Тигр» превосходил его. «Тигр I» (официальное название Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H) использовался на всех германских фронтах во время Второй мировой войны. Эта грозная машина весила 50 тонн и имела мощную броню. В целом в период с августа 1942 по август 1944 года было изготовлено около 1350 танков «Тигр».

В одной из сцен в «Ярости» четыре танка М4 вступают в ближний бой с одним «Тигром I», из которого выходит только один «Шерман».

Тот танк М4, что показан в картине, мог пробить лобовую броню башни «Тигра I» с расстояния от 500 до 1000 метров, в то время как немецкая машина имела возможность уничтожать «Шерманы» в лобовой атаке на дистанции 800 метров, о чем говорится в наставлении для экипажа «Тигра».

Оба танка, показанные в фильме — «Шерман M4E8» и «Тигр 131» — самые настоящие, и взяли их на съемки из танкового музея в английском Бовингтоне.

«Тигр 131» был построен в немецком Касселе в феврале 1943 года, после чего его отправили в Тунис в состав германского 504-го тяжелого танкового батальона, о чем сообщается на вебсайте танкового музея. 21 апреля 1943 года этот «Тигр» был выведен из строя танком «Черчилль» из состава британского 48-го королевского танкового полка, захвачен и отремонтирован. 25 сентября 1951 года машину передали в танковый музей.

«Тигр» был «одной из самых грозных боевых машин, применявшихся нацистами», обладая возможностью уничтожать танки противника с расстояния более чем в 2 километра, рассказал Би-Би-Си директор музея Ричард Смит (Richard Smith).

Но несмотря на свой грозный вид и устрашающие характеристики, «Тигр» не был непобедимым. Зимой его гусеницы замерзали в грязи и снегу, и этим преимуществом в бою часто пользовались русские войска. Двигательная установка танка имела низкую мощность, из-за чего им было трудно управлять. У этих машин возникали проблемы и из-за их крупных размеров. Вес «Тигра» могли выдержать далеко не все мосты, в связи с чем у его первых версий была воздухозаборная труба, позволявшая танку переправляться через реки глубиной до 4 метров. В более поздних модификациях эта труба исчезла.

Хочу немного рассказать о только что вышедшем на британские экраны фильме - но так, чтобы не отбить интереса у нашего бесценного читателя, если он захочет сам его посмотреть. Пленка эта о последних днях Второй мировой войны. Называется она «Ярость», в главной роли — Брэд Питт. Меня соблазнил на поход в кино совсем не Брэд Питт и не война, а то, что фильм шел на самом большом экране Лондона — в Empire на Лестер-сквер, в том самом, где обычно вручают премию BAFTA (британский эквивалент голливудского «Оскара»).

В «Ярости» речь идет об экипаже танка, на дуле которого белой краской выведено слово Fury — «Ярость». Командир экипажа - сержант по кличке Wardaddy (“Боевой папа”), воевавший с нацистскими войсками сначала в Африке, а потом в Европе, преследует одну цель - выжить на войне и сохранить жизнь своим людям. Питту, кстати, недавно исполнилось 50 лет, в таком возрасте он вряд ли в те времена был бы на активной военной службе. Стоит апрель 1945 года, и победа над немцами уже близка: союзники, американцы и британцы уверенно продвигаются вглубь германской территории, и оказываемое им сопротивление становится слабее день ото дня. Вермахт мобилизует на бой детей и женщин. Тех, кто пытается уклониться от верной смерти, эсэсовцы вешают на столбах с табличкой на груди: «Я трус». Это эндшпиль, но и немцам, и союзникам ясно, что на пути к окончанию войны еще много человеческих жертв. Фильм снимался на юге Англии на военном аэродроме Бовингтон, бывшей базе бомбардировщиков в графстве Хартфортшир к северу от Лондона. Кстати, в Бовингтоне находится Танковый музей , некоторые экспонаты которого принимали участие в съемках - в том числе единственный в мире на ходу немецкий «Тигр».

Режиссер Дэвид Эйр при создании «Ярости» определенно оглядывался на «Спасти рядового Райана». Но в отличие от фильма Спилберга, здесь нет и намека на мелодраму, сентиментальность и героизм. Лента Эйра – это суровый сверхреализм о мрачном ужасе войны, который колечит душу и чувства, как людей загрубевших (вроде «Боевого папы»), так и зеленого новобранца - Нормана Эллисона, ставшего частью экипажа. Нет в фильме нравоучительной патетики, мол, мы победили, потому что были лучше и благороднее. Американцы показаны не менее жестокими, чем немцы. Эллисону очень быстро приходится научится убивать людей быстро и без оглядки.

Визуальные эффекты на гигантском экране, а еще больше всеокружающий звук заставляли весь зал пригибаться при налетах немецкой авиации и чуть не прятаться под сидения когда дуло танка медленно поворачивалось в направлении зрителей. В такие моменты содержание фильма было в общем-то вторичным, не важно кто из героев погибнет, главное, самому зрителю уцелеть. Представляю себе, что было бы, если бы фильм был еще и трехмерным.

После просмотра «Ярости» в голову приходит тема, которую мы уже когда-то затрагивали: вечный вопрос, кто же победил в войне. С голливудским размахом (фильм американо-британо-китайский!) показано, что на западном фронте британцы и американцы бились не жалея себя, войска союзников СССР - столь же усталые от войны, озверевшие, грязные, с заживающими на ходу ранами - стремились довести дело до конца. Любопытно, что в самом начале фильма говорится, что немецкие танки технически превосходили боевые машины союзников - даже такие, как «Шерман» (самый популярный и американский, и британский танк, поставлявшийся по лендлизу и в Советский Союз, он носил среди советских танкистов прозвище «эмча».) Мы это наглядно видим в эпизоде битвы трех «Шерманов» с одним «Тигром», где снаряды, пущенные «Тигром» срывают башни двух «Шерманов».

Любопытно, что на премьеру фильма в Лондоне Брэд Питт пришел с британским ветераном танковых войск Питером Камфортом, которому 91 год и который консультировал Питта во время работы над фильмом. Как признался ветеран журналистам, до того, как его пригласили в качестве эксперта на съемки, он никогда о Брэде Питте не слышал, но загуглив его имя, понял, что Питт – человек известный.

Фильм «Ярость» — очередное свидетельство продолжающейся в последнее время популярности блокбастеров о Второй мировой войне, начиная со «Сталинграда» Бондарчука, «Охотниками за сокровищами» Джорджа Клуни и «Возмездием» Джонотана Теплицки, и заканчивая скоро выходящим на экраны фильмом «Несломленный» (Unbroken), где режиссером выступает супруга Питта Анджелина Джолли.

Я поймал себя на мысли во время сеанса: а ведь в те дни у людей выходных-то не было, не было и отпусков. Техника безопасности просто жуткая. Бейся, пока не уложишь врага или сам не падешь. Как говорят французы, a la guerre comme a la guerre, в чуть вольном переводе — «такое может быть только на войне».

30 октября в прокат вышел один из самых сильных фильмов этой осени, потенциальный номинант на премию "Оскар" - "Ярость". Главную роль в военном "экшне" - сержанта Дона Колиера - сыграл Брэд Питт. Оператор в этой картине - русский. Роман Васьянов более всего известен по своему первому фильму "Стиляги", хотя на его счету уже немало картин, в том числе и в Голливуде. Обозреватель "РГ" расспросила Романа работе над "Яростью".

Роман, вы же не в первый раз работали с режиссером Дэвидом Эйром?

Роман Васьянов: Это наша вторая картина. Еще мы сняли фильм "Патруль", где снимались Джейк Джилленхолл и Майкл Пенья. Это был маленький независимый проект - мы сняли его за 22 съемочных дня. Он был в российском прокате и прошел очень хорошо. В общем итоге - фильм стал небольшим хитом, заработал много денег по миру, и был высоко оценен критиками.

За сколько дней сняли "Ярость"?

Роман Васьянов: Было порядка 60 съемочных дней. Мы снимали "Ярость" в Европе: в дождь, в грязи - при плохой погоде.

Но снимали не в Германии, о которой речь в фильме?

Роман Васьянов: Нет. В Германии сейчас, в принципе, никакие фильмы не снимаются. Там все дорого. Мы снимали в Британии.

Как вас нашел Дэвид Эйр?

Роман Васьянов: После того, как я снял "Стиляги", сделал еще небольшую работу "The Gift" ("Подарок") - фильм с роботом. Мы выиграли Гран-при фестиваля "Каннские львы". После этого мне позвонили из одного из ведущих мировых операторских агентств и пригласили на интервью. Дэвид в этот момент как раз интервьюировал операторов для фильма "Патруль". Через полтора месяца после собеседования он мне позвонил и пригласил на работу.

В процессе съемок "Ярости" на вас влияли другие фильмы о войне? Что вы смотрели?

Роман Васьянов: Мы пересмотрели много, в том числе и американское классическое кино. Я Дэвиду показал наши фильмы "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин", "Иди и смотри". На мой взгляд, "Ярость" тем и замечательное кино, что это - не американская пропаганда про Вторую мировую войну, а чувственный правдивый фильм. Здесь собрано все лучшее из военного кино - европейского, советского и голливудского. Сильная драма, хороший актерский ансамбль, захватывающий сюжет, который два с половиной часа держит зрителя. Также есть большие батальные сцены, которые в Голливуде умеют делать так хорошо, как нигде больше.

Сравнения с "Белым тигром" Карена Шахназарова и со "Сталинградом" Федора Бондарчука вас не смущают?

Роман Васьянов: У нас получилось кино ни на что не похожее. Фильм "Белый тигр" - это притча про танк, метафора. А в "Ярости" - история пятерых солдат из танка, которые проходят войну, при этом меняются. По сути, показана жизнь семьи - этих пяти танкистов. Брэд Питт - главный, Дон Колиер, Шайя Лабаф - Святоша, Логан Лерман - мальчишка-новобранец Норман Эллисон, Майкл Пенья - Толстяк Гордо, Джон Бернтал - Грэйди Трэвис. Показаны человеческие истории. Танки - это фон. А в фильме Шахназарова танки - главные герои.

Танк "Тигр" у вас настоящий?

Роман Васьянов: Мы снимали настоящий единственный в мире оставшийся на ходу "Тигр", который находится в Англии, недалеко от Лондона, в Бовингтоне, в единственном в мире танковом музее. "Тигр" был взят англичанами в 1943 году в Северной Африке и привезен в Лондон абсолютно сохранившимся. Он отличается от остальных "Тигров", которые есть в мире, тем, что в нем ничего не переделано, все - от двигателя до затычек - реально. И на нашей съемке он был заведен первый раз с 1945 года. На съемки этой сцены приехали серьезные коллекционеры со всего мира и просто смотрели, потому что такого "шоу" нигде нет. Прилетел даже знаменитый режиссер Питер Джексон из Новой Зеландии, потому что он - большой коллекционер.

Наш фильм отличается тем, что в нем нет ни костюмов, ни реквизита - а есть кропотливо собранные со всего мира детали. Все, что вы видите в кадре - вплоть до одежды на Брэде Питте и его команде - абсолютные подлинники, которые либо одалживались для съемок, либо специально собирались. Потому что Дэвид Эйр - сам военный человек. Он служил на подводной лодке 8 лет. И он фанатик всего военного. Поэтому в картине, помимо художника по костюмам Анны Шепард (она работала также в фильме "Спасти рядового Райана"), формой, военной атрибутикой и интерьерами занимался специальный человек, который хорошо знает историю и весь этот рынок.

Все свозилось со всего мира. В том числе и пять американских танков - "Шерманов". На одном из них и воюют главные герои.

Вы интересно начали рассказывать про танковый музей в Бовингтоне…

Роман Васьянов: В нем есть и наш Т-34, и "Шерман", и другие танки. В том числе и "Тигр", о котором мы говорили. Он - звезда коллекции. При этом сотрудники музея официально признают, что российский Т-34 - это "танк №1" Второй мировой войны. По многим факторам, вплоть до скорости сборки.

"Тигр" делал Фердинанд Порше - конструктор, который известен дорогими автомобилями. Американский танк "Шерман" создавал Крайслер. Известно, что "Шерманы" делались так, чтобы как можно больше этих танков можно было погрузить на корабли. Поэтому они продолговатые и узкие. При этом ухудшались их боевые качества. Например, они были выше, и "Тигр" их мог подбить с километра. А чтобы "Шерман" подбил "Тигра", он должен был приблизиться на расстояние 200 метров. В итоге, в первую неделю военной кампании союзников в Нормандии было потеряно 750 танков. Это очень много.

В фильме "Ярость" все танки настоящие?

Роман Васьянов: Да. И это должно быть интересно всем, кто изучает историю, коллекционирует… Есть такая игра в интернете - World of Tanks. В нее играет 90 миллионов человек по всему миру. Разработчики из Белоруссии приезжали к нам на съемки, были консультантами по некоторым вопросам. У них сейчас в игре даже есть наш танк "Шерман". Я понимаю, что для старшего поколения такие вещи звучат странно, но они должны понять, что огромное количество людей играет в эту игру. Я сам играл в нее пару раз. Я не какой-то мега-игроман, но сам факт говорит о тщательности деталей. Мы консультировались и собирали информацию отовсюду. Общались и с нашими ветеранами, которые прошли битву на Курской дуге, и с американцами, которые высаживались в Нормандии в 1944-м. Была проведена огромная работа, чтобы получился честный фильм о войне.

Как работать с Брэдом Питтом? Я, глядя на него в этом фильме, время от времени вспоминала "Бесславных ублюдков". И еще у Питта очень современная модная прическа - действительно такие носили во время войны?

Роман Васьянов: Конечно. Если вы посмотрите фотографии того времени, именно такие прически и были. Особенно в последние два месяца войны. На самом деле, в "Бесславных ублюдках" у Питта такая же прическа. Просто у него там волосы не сальные, не грязные, как положено по сюжету в "Ярости", а зализанные.

Какой Брэд Питт на площадке? Капризный? Требовательный?

Роман Васьянов: Замечательный. Все критики оценили как раз его работу в фильме. Потому что "Бесславные ублюдки" - хорошее кино, но это - кино-поп-арт и, в принципе, китч. Смешной и идеальный Тарантино. В нашем же кино у Питта серьезная драматическая роль. Он - человек, который очень любит кино, киноман. И когда люди вокруг одержимы целью и хорошо работают, от него кроме поддержки ничего не получишь. К нему на площадку даже дети приезжали и смотрели, как мы снимаем.

Жена приезжала?

Роман Васьянов: Анджелина Джоли в это время в Австралии снимала свой новый фильм - "Несломленный".

Нет у Питта такого: с этой стороны меня снимайте, потому что я так лучше выгляжу?

Роман Васьянов: Это - миф. Я уже снимал многих голливудских звезд. Американская актерская школа отличается тем, что три с половиной месяца пять актеров сидят в Лондоне, никуда не выезжают, подыгрывают друг другу - даже если у них нет сцен в этот день. И, поверьте мне, не за самые большие деньги - это же не блокбастер с бюджетом 300 миллионов долларов.

Полное погружение! Шайя Лабаф вырвал у себя настоящий зуб. Надрезал себе щеку. Он сделал это для роли. Брэд Питт при подготовке к съемкам, вместе с остальными ребятами, спал в холодном танке, специально, чтобы вжиться в роль. У них самопожертвование для кино фантастическое. Именно поэтому они - мировые звезды. А не потому что приходят и говорят: тут снимайте - там не снимайте. Они все - адские трудоголики.

В фильме много кровавых сцен. Как оператор это снимает? Вы испытываете при этом какие-то чувства?

Роман Васьянов: Но вы все-таки не забывайте, что не настоящие люди "вмазаны" в танки. Это просто очень хорошая работа департамента, который занимается спецэффектами и художественным гримом. Все, что вы видите в фильме - от стоптанных сапог до дохлых лошадей - муляжи. Поэтому снимать несложно.

Тем более в фильме нет пафоса. Это кино без пропаганды. В нем показаны простые парни, которые воевали. Такие же, как и у нас - в Калуге, в Рязани… Кино о том, что у нас много общего, что в войне мы были вместе, что у нас одни цели. А не о том, что нас постоянно разъединяет. Поэтому мне кажется, "Ярость" пройдет у нас очень хорошо.

А что касается Брэда Питта, то со времен "Бойцовского клуба" - это одна из его лучших ролей. Для него, человека "со статусом", который может сниматься в любом американском фильме, в каком захочет, участие в нашем кино было вызовом самому себе. Чтобы быть не "бесславным ублюдком" Брэдом Питтом - лощеным, с блестящими зубами, которого все любят, а вот таким сумасшедшим капитаном, который ведет этот танк и своих людей, и воюет с абсолютной одержимостью.

В выходящем на экраны фильме о Второй мировой войне под названием «Ярость» в центре событий оказалась танковая война, разыгравшаяся в 1945 году, когда союзники вели наступление на Германию.

В этой картине сержант армии США (его играет Брэд Питт) командует средним танком «Шерман», участвуя в боях с фашистскими войсками, обладающими превосходящей огневой мощью. «Шерманам», среди прочего, противостоят хорошо вооруженные тяжелые танки «Тигр I». В «Ярости», премьера которой состоится в кинотеатрах страны 17 октября, показан последний в мире работающий танк «Тигр».

Танк «Шерман» (его официальное название «средний танк» М4) был самым многочисленным на фронтах Второй мировой войны. Как сообщает Энциклопедия Британника, эту рабочую лошадку использовали американские сухопутные войска, американский корпус морской пехоты, а также Британия, Канада и «Свободная Франция». Этот танк был сконструирован и производился в США, и в период с 1942 по 1946 год было выпущено всего 49324 машины «Шерман».

М4 был надежным танком, однако тяжелый немецкий «Тигр» превосходил его. «Тигр I» (официальное название Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H) использовался на всех германских фронтах во время Второй мировой войны. Эта грозная машина весила 50 тонн и имела мощную броню. В целом в период с августа 1942 по август 1944 года было изготовлено около 1350 танков «Тигр».

В одной из сцен в «Ярости» четыре танка М4 вступают в ближний бой с одним «Тигром I», из которого выходит только один «Шерман».

Тот танк М4, что показан в картине, мог пробить лобовую броню башни «Тигра I» с расстояния от 500 до 1000 метров, в то время как немецкая машина имела возможность уничтожать «Шерманы» в лобовой атаке на дистанции 800 метров, о чем говорится в наставлении для экипажа «Тигра».

Оба танка, показанные в фильме - «Шерман M4E8» и «Тигр 131» - самые настоящие, и взяли их на съемки из танкового музея в английском Бовингтоне.

«Тигр 131» был построен в немецком Касселе в феврале 1943 года, после чего его отправили в Тунис в состав германского 504-го тяжелого танкового батальона, о чем сообщается на вебсайте танкового музея. 21 апреля 1943 года этот «Тигр» был выведен из строя танком «Черчилль» из состава британского 48-го королевского танкового полка, захвачен и отремонтирован. 25 сентября 1951 года машину передали в танковый музей.

«Тигр» был «одной из самых грозных боевых машин, применявшихся нацистами», обладая возможностью уничтожать танки противника с расстояния более чем в 2 километра, рассказал Би-Би-Си директор музея Ричард Смит (Richard Smith).

Но несмотря на свой грозный вид и устрашающие характеристики, «Тигр» не был непобедимым. Зимой его гусеницы замерзали в грязи и снегу, и этим преимуществом в бою часто пользовались русские войска. Двигательная установка танка имела низкую мощность, из-за чего им было трудно управлять. У этих машин возникали проблемы и из-за их крупных размеров. Вес «Тигра» могли выдержать далеко не все мосты, в связи с чем у его первых версий была воздухозаборная труба, позволявшая танку переправляться через реки глубиной до 4 метров. В более поздних модификациях эта труба исчезла.

— ...И каковы общие впечатления? — осведомился Ганс Шмульке, выйдя на крыльцо офицерского клуба. Нынешним вечером крутили кино и весь свободный от боевого дежурства состав базы собрался взглянуть, что же такого наснимали американцы про танк M4A3E8 «Шерман».

— Впечатления позитивные, — отозвался Парамон Нилыч Котятко. — Особенно у коллег из США, что неудивительно, — вон они, развлекаются с новой игрушкой...

На плацу перед ангарами стоял новенький танк «Fury», только сегодня доставленный на базу.

— Однако у нас, большевиков, — продолжил товарищ комиссар, — к истории принят диалектический подход, то есть принцип комплексности изучения проблемы. Шмульке, вам что-нибудь говорит имя Белтона Янгблада Купера?

— Никак нет, герр комиссар! А должно говорить?

— Разумеется. Белтон Купер является, пожалуй единственным американским мемуаристом, написавшем подробнейшую книгу о применении танков «Шерман» после высадки в Нормандии и вплоть до конца войны. Герой фильма «Fury», Дон «Wardaddy» Колльер и его экипаж по сценарию служили в 66-м танковом полку 2-й бронетанковой дивизии. Дивизия высаживалась на Омаха-бич, воевала в Бельгии, участвовала в Арденнской операции и закончила бои на Эльбе, юго-западнее Берлина. Белтон Купер был их непосредственным «соседом» — офицером связи 18-го ремонтного батальона 3-й танковой дивизии.

— Слышал, — согласился унтер-офицер. — Всего в армии США тогда было шестнадцать бронетанковых дивизий, но «тяжёлыми» считались столько 2-я и 3-я, поэтому их использовали в самых крупных войсковых операциях, и действовали обе дивизии фактически бок о бок, от операции «Оверлорд» до сражений на Рейне и Эльбе...

— Именно поэтому воспоминания Белтона Купера имеют для нас особенную ценность; «Fury» — лишь красивая иллюстрация к его книге, но не более. Между прочим, в США мемуары Купера «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» не имели большого успеха по довольно странной причине: критике не понравилось то обстоятельство, что Купер описывал не героические подвиги и не создал историю лёгких побед несокрушимого американского оружия, а предпочёл говорить неприятную правду. О просчётах командования, технических недостатках своих танков, тактических ошибках. О смерти, грязи и крови — то есть о войне. И наоборот, в Европе и России книга получила признание специалистов как уникальный документ своего времени, написанный профессионалом.

— Предположим, — осторожно сказал Ганс Шмульке, — M4A3E8 действительно не был шедевром танкостроительной мысли. И конкуренции с германскими танками зачастую не выдерживал.

— Не только с танками! — воскликнул комиссар. — После сражения у Сен-Ло, когда на рембазу дивизии Купера начали поступать повреждённые машины, эвакуированные с линии фронта, выяснилось множество пренеприятнейших вещей. Для начала, большинство «Шерманов» были подбиты вовсе не «Тиграми» или «Пантерами», и не противотанковой артиллерией. Знаменитые «панцерфаусты», ручные гранатомёты, наносили самый большой ущерб — «фауст» легко пробивал броню «Шерманов», невзирая на её усиление напротив сиденья водителя и снарядных полок по бокам...

— Тоже известный факт, — согласился унтер-офицер. — «Панцерфаусты» были эффективнее американских «базук».

— Но и это далеко не всё, — продолжил товарищ Котятко. — В случае пробития осколки перерубали электропроводку, броневая оплётка проводов не спасала. От короткого замыкания «Шерман» очень часто загорался, и, если уцелевшие члены экипажа не успевали рвануть скобу огнетушителя, танк выгорал изнутри полностью. Под воздействием высокой температуры броня «отпускалась», теряла закалку, и восстановить машину было уже невозможно. Добавим сюда бензиновый двигатель, горевший куда чаще, чем дизели на советских танках.

— «Пантера», основной конкурент «Шермана» на Западном фронте, тоже была пожароопасна, — заметил Ганс Шмульке. — Но её спасала лучшая броневая защита и возможность вести танковую дуэль с большего расстояния. 76-миллиметровае орудия M4A3E8 никак не могли конкурировать с KwK42 «Пантеры».

— Купер говорит прямо: «Миф о том, что наши танки хотя бы отдалённо сравнимы с немецкими, был развеян полностью. Мы осознали, что сражаемся с немецкой бронетехникой, которая намного превосходит всё, что мы можем ей противопоставить. В результате множество молодых американцев погибнет на поле боя …» Достаточно вспомнить о том, что за 11 месяцев боёв в Европе 3-я бронетанковая дивизия потеряла 580% танкового парка. Пятьсот восемьдесят процентов! Выходит, парк полностью обновлялся без малого шесть раз! Эта цифра — отличный повод задуматься как сторонникам точки зрения, что американцы якобы вообще не воевали, так и тем, кто склонен обвинять советское командование в «заваливании врага мясом».

— Ужас, — вздохнул унтер-офицер. — Показатели действительно удручающие.

— Тут следует вспомнить о ещё одной критической ошибке, допущенной американскими штабистами, — сказал Парамон Нилыч. — Предполагалось, что после высадки в Нормандии и первых дней боёв потери в бронетехнике резко сократятся, а они, наоборот, увеличивались. Соответственно, боевые части снабжались запчастями по первоначальному плану, то есть совершенно недостаточно! А инструкция гласила: свинчивать запчасти с повреждённых танков нельзя, следует пользоваться только резервами рембаз дивизии. В итоге все предписания были позабыты, любой сильно повреждённый «Шерман» моментально списывали и разбирали, а не отправляли в тыл на капитальный ремонт. Это, кстати, тоже сильно сказывалось на статистике потерь.

— Как это по-русски? Шапкозакидательство? Ведь можно было изучить данные советских союзников по потерям бронетехники во время наступления! В 1944 году СССР уже научился танковым прорывам и глубокому охвату!

— Видимо, просто не обратили внимания или излишне рассчитывали на поддержку авиации, — развёл руками товарищ Котятко. — Ну и, наконец, перейдём к центральному вопросу — «Fury» и его аналоги против «Тигров». И не только «Тигров». Купер безжалостен: «Самая, пожалуй, мощная из собранных когда-либо сухопутных армий, поддержанная мощными группировками стратегической и тактической авиации, теряла темп и несла чудовищные потери… Происходило это потому, что её главное наступательное оружие, средний танк М4, в значительной степени уступал аналогичным типам боевых машин противника ». Ладно бы «Шерманы», но Белтон Купер утверждает, — и у нас есть все основания ему доверять! — что лобовую броню «Тигра-II» не пробивала даже 155-миллиметровая нарезная пушка самоходки М12. Что уж говорить о танках M4!

— Зато у американцев были другие преимущества, — возразил унтер-офицер. — Высокоподвижные оперативные группы с пехотой, вооружённые 81-миллиметровыми миномётами и самоходными гаубицами М7, способными поддержать в бою танки!

— Но танковая дуэль один на один проигрывалась почти всегда. Описан случай, произошедший во время Арденнской операции. «Шерман» столкнулся нос к носу с «Пантерой», причём у германского танка башня была повёрнута на 90 градусов относительно противника. Пока немцы медленно разворачивали башню, американские танкисты успели произвести по лобовой броне три выстрела, получив три рикошета! Когда «Пантера» ответила, «Шерман» превратился в решето, выжил только командир... А в связи с крайне высокими потерями создалась острая нехватка танковых экипажей.

— Это у американцев-то? — усмехнулся Ганс Шмульке. — С их почти неограниченными людскими резервами? Отсутствие в Германии обученных танкистов вполне объяснимо: конец войны, множество танкистов погибло, новых просто не успевали обучать...

— Такая история кажется невероятной, но она была печальной реальностью. На пополнение в 3-ю танковую дивизию пришло 17 танков. «Из кадрового отдела прислали ещё 35 парней, лишь несколько часов тому назад сошедших в Антверпене с парохода и до сих пор не получивших никакого инструктажа. Мы спросили, сколько из них прежде имело дело с танками, оказалось, что никто. Большинство не то что никогда не были в танке — они даже не видели танка вблизи

— И что же?

— За несколько часов новичкам попытались объяснить, «что такое танк и как им пользоваться». Дали произвести по три выстрела. И отправили в бой. Было около трёх часов дня. В семь вечера Белтон Купер вернулся с рембазы в расположение 33-го танкового полка, куда были распределены новоприбывшие, и узнал, что из 17 новых машин подбиты 15. Узнать, выжил ли кто-нибудь из пополнения, Куперу не удалось... При всех недостатках кадровой политики в Красной армии, у нас такого не допускалось.

— М-да, — покачал головой унтер-офицер. — Я и раньше-то знал, что путь американских танкистов от Омаха-бич до Эльбы вовсе не был лёгкой прогулкой, но никак не предполагал, что они сталкивались с такими невероятными трудностями и несли настолько катастрофические потери!

— Было место и личному подвигу, причём некоторые случаи — ну просто из реалий Восточного фронта! — сказал Парамон Нилыч. — В районе Гастенрата единственный оставшийся в живых танкист обездвиженного «Шермана» целую ночь отбивался от немецкой пехоты, расстрелял все снаряды — причём сделал хитро: башня была заклинена, орудие направлено на покрытие шоссе. Как только к танку попытались подобраться немецкие пехотинцы, он выстреливал фугасом в землю, снаряд рикошетил и взрывался в воздухе, поражая солдат противника. До утра он отстреливался из всех видов оружия: сначала из пулемётов, потом из автомата и пистолета — а когда боеприпасы кончились, заперся в танке. По счастью, его успели спасти: к рассвету подоспела американская моторизованная пехота...

— На войне как на войне, — философски заключил Ганс Шмульке. — Выходит, что приключения «Fury» — это вовсе не художественное преувеличение реальности, а скорее преуменьшение? Бывали истории пострашнее и похуже?

— Выходит, так, — подтвердил комиссар. — Война вообще очень тяжёлая работа.

Любой интересующийся историей применения танков «Шерман» в армии США в период 1944-1945 годов может подробно ознакомиться с описанными здесь событиями в книге Белтона Я. Купера ««Смертельные ловушки. Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне», перевод на русский язык, изд. «Эксмо», 2007 г.



Похожие статьи
 
Категории