Татьяны милый идеал. Сочинение на тему татьяна милый идеал в романе евгений онегин, пушкин читать бесплатно

01.05.2019

В истории русской литературы важная роль Пушкина состоит в том, что он первый дал художественные образцы поэтического воспроизведения русской действительности, находя в ней богатый и разнообразный материал.

Пушкин явил миру роман «Евгений Онегин». Ни в одном произведении до Пушкина русская жизнь не была представлена столь полномасштабно, как в романе «Евгений Онегин».

План к сочинению «Татьяны милый идеал»

I. Вступление
Роман «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в стихах о русской жизни

II. Татьяна Ларина – лучший образ романа
1. Воспитание, образование Татьяны
2. Черты характера
3. Любовь к Онегину
4. Почему Татьяна — «милый идеал» поэта?
5. Моё отношение к Татьяне

III. Заключение
Обобщающие положения, выводы

Сочинение «Татьяны милый идеал»
В истории русской литературы важная роль Пушкина состоит в том, что он первый дал художественные образцы поэтического воспроизведения русской действительности, находя в ней богатый и разнообразный материал.

Пушкин явил миру роман «Евгений Онегин». Ни в одном произведении до Пушкина русская жизнь не была представлена столь полномасштабно, как в романе «Евгений Онегин». Автор показал нам высший свет, крестьянскую деревню, быт и нравы своих современников. В романе он соприкоснулся с судьбами молодых людей эпохи декабризма, он показал взаимоотношения мужчины и женщины, общества и индивида. На всё он откликнулся, как звучное эхо.

Пушкин написал роман в стихах – и в этом его большая заслуга. В прозе написать о жизни проще. Пушкин же замахнулся на создание произведения, «в котором отразился век и современный человек» — в стихах, что гораздо сложнее.

При чтении любого романа зачастую делается акцент на женские образы. В романе «Евгений Онегин» наиболее полно, цельно, с любовью выписан образ Татьяны Лариной.

Знакомство с семнадцатилетней провинциальной барышней Татьяной, дочерью помещиков Лариных, происходит во второй главе романа. Мы сразу же замечаем, насколько тепло автор отзывается о Татьяне. Он рассказывает о ней милым и простым языком.

Какая она Татьяна? Задумчивая, молчаливая, спокойная, мечтательная, радующаяся картинкам природы:

«Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…»

Родители воспитанием Татьяны не занимались. Мать девушки – простодушная помещица Ларина. В ней много наивного и грубого, но злобы нет. Отец Татьяны – не глуп, но и не совсем умен. Он сам «не читая никогда» ровно ничего, не заботился и о том, «какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой».

Надо сказать, что Татьяне «рано нравились романы, они ей заменяли всё». Одним из излюбленных авторов Татьяны был английский писатель Ричардсон, родоначальник «чувствительной» литературы. Настоящая жизнь в его романах была представлена крайне однобоко. Либо идеал – привлекательный характер добродетельного человека, либо, в пику ему — мрачный злодей. И тот и другой образы далеки от реалий жизни. При чтении романов подобного рода у Татьяны сформировался некий стереотип — жизненный идеал, совершенно не похожий на типаж реальной действительности. Татьяна, видя, что её представления (почерпнутые в книгах), не совпадают с реальной жизнью, замыкается в себе, отворачивается от действительности. В дальнейшем за свой идеал Татьяна принимает Онегина. Именно он показался ей совершеннее, умнее, добрее других.

Но пока Татьяна с Онегиным не знакома, а мы вернёмся к вопросам её воспитания. Няня Татьяны (вот чья душа была истинно хорошей) — добрая и простая. К образу няни Филипьевны автор обращается в третьей и в финальной, восьмой главе. Именно няня для Татьяны – родная душа. Хотя она – не её сословия, обычная крепостная крестьянка. Образ няни — настоящий, он наделён народной житейской мудростью.

Вообще мотивы всего настоящего, русского привносятся в роман именно с образом Татьяны. В отображении характера Татьяны Пушкин впервые художественно применил принцип всестороннего реалистического обобщения.

Черты народности, свойственные типажу Татьяны, донесены до нас не только посредством прямых описаний и оценок, но и с помощью специальных задумок автора, для чего введены создающие особое настроение пейзажные зарисовки, своеобразные мотивы. Всё это располагает к более правильному восприятию образа Татьяны, приближенному ко всему родному, к национальным корням.

Умела Татьяна любить. И уж если такая целостная натура, как Татьяна полюбит, то всей душой. Её любовь — Евгений Онегин, человек серьёзный и умный. Но, к сожалению, не обладающий достаточной силой воли, чтобы решительно покончить с прежней жизнью (пустой и бесцельной), и твёрдо взяться за свою нравственную переработку. И не на словах, а на деле показать себя стоящим человеком.

Почему Татьяна обратила внимание на Онегина? Дело в том, что она сразу же заметила его превосходство над людьми того круга, в котором она вращалась. Для молодой, не искушенной в любовных завязках и развязках провинциальной девушки, этого оказалось достаточно, чтобы разглядеть в Онегине человека, похожего на героев романов Ричардсона. Такой герой подсознательно давно уже завоевал её сердце.

Татьяна пишет Онегину письмо, в котором признаётся в своих чувствах. Это письмо «свело с ума всех русских читателей». Но только не Онегина. Он не впечатлился. Он даже и представить не мог, чтобы найти в себе ответные чувства к наивной, провинциальной барышне. Он отверг любовь Татьяны.

Онегин исчез на время из её жизни.

Но, как это часто бывает, ситуации в жизни повторяются, только с точностью до наоборот. Проходит время, и вот уже Татьяна – жена старого бравого генерала. Онегин встречается с ней и поражается произошедшим в ней переменам. Да, Татьяну не узнать. Ей кланяются ниже, ловят взор её очей, проходят мимо тише. Онегин видит, что ей поклоняется свет. Он влюбляется в неё.

Когда-то Онегин преподал ей урок на тему любви, теперь пришла очередь Татьяны дать ему ответный урок.

«Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Ни с чем остался Онегин. Многосложна его судьба, как, впрочем, и судьба Татьяны. Лучшие умы романа, лучшие люди своего времени Татьяна и Онегин – не обретают счастья.

«А счастье было так возможно,
Так близко…»

Для Татьяны счастье, построенное на несчастии других, неприемлемо. Её понятия о чести не дают ей права переступить сомнительную черту.

Какие бы события не происходили с Татьяной в романе, ничто не ломает её духовного склада, её внутреннего мира. Она имеет прочный внутренний стержень, что выделяет её среди других героев романа. Она – «милый идеал» поэта от начала и до конца романа.

В романе идеал человека воплощён автором в женщине, в «русской душой» Татьяне. Почему именно в ней? Потому что именно она оказалось ответственнее и мудрее, взрослее и серьёзнее, чем другие персонажи романа. Она способна сохранить верность своему чувству, искреннему и чистому, не поддаться искушению. У Татьяны близкие народу представления о жизни. Ей свойственны реалистическая трезвость, высокие моральные устои. Такое понимание жизни по нраву Пушкину. Они соответствуют его представлению об идеале.

Кроме того, Татьяна – женщина. А женщина для поэта, как впрочем, и для любой великой творческой личности – это непостижимое счастье, это таинственная, чудная загадка. Это недосягаемый идеал. Создание и раскрытие образа Татьяны стало ключевым на творческом пути поэта.

Чем привлекает меня образ Татьяны? Меня привлекает духовная чистота, простота, скромность героини. Мне импонирует её правильное, уходящее в народное миропонимание, представление о нравственности, морали, долге, чести. Я так же, как и она, люблю встречать восход солнца, читать книги.

Заключение

Правильное отношение к русской действительности Пушкин воплотил во многих своих произведениях. Но ни в одном из них он не показал так полновесно свою эпоху, своих современников. Люди зачастую находятся в поисках идеалов. И великие поэты тоже. Для Пушкина «милым идеалом» стала Татьяна Ларина. Ей отдана любовь поэта от начала и до конца произведения.

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило в ее душе, ум ее спал.
В.Г. Белинский

В романе «Евгений Онегин» Пушкин демонстрирует не только дворянский уклад жизни, но и вторую менее освещаемую культуру простонародья. Пушкин освещает его быт, нравы, обычаи и фольклор, показывая семью Лариных, а точнее Татьяну.

Образ юной девушки, созданный Александром Сергеевичем, не менее важен, чем образ самого Онегина. Становление Татьяны, ее характера и души, происходило под воздействием мира окружающего ее: простонародной культуры, обычаев, быта, преданий и нравов. Из этого следует, что Пушкин хотел воплотить в ней самые яркие и одновременно самые лучшие черты русской женщины. Татьяна любит природу, но это не обычное поклонение и вознесение природы, в ее чувствах есть отголосок чего-то личного и индивидуального. Все относились к ней по-иному, но Таня - необычная.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Татьяна любит зиму безотчетно. Пушкин отмечает, что его «милый идеал» не похож на «красавиц недоступных, холодных, чистых как зима». Для нее характерны такие черты, как сдержанность в проявлении чувств, строгость, но ясность и искренность души и взгляда на мир. Кроме того, она способна на «безумные страданья» любви, и, как обнаружится в VIII главе, она склонна к тайной, спрятанной, но не умершей любви. Все эти черты помогают Пушкину показать на почему героине так близка зима. В любви Татьяны к природе нет привычности: каждый раз она воспринимается ей по-новому и оценивается в зависимости от сердечного, душевного состояния. Однако у Татьяны есть вечный неизменный спутник - луна, которая сопровождает ее на всем протяжении романа. Луна озаряет весь путь Татьяны, всю ее жизнь сопутствует ей.

В мире существовали, существуют и будут существовать люди «дневные» и «лунные». «Лунных» делят на 2 категории:

Люди, у которых существует «естественная» близость с луной;
Люди, которые «намеренно» поклоняются, боготворят луну.

Татьяна относится к первой группе, так как помимо естественной любви к ночному светило, она также бледна, как луна. Это подчеркивается тем, что Пушкин часто показывает бледность лица своей героини.

Татьяна погружена в свет своей покровительницы целиком, полностью, привязана к «хладной красе» зимы. Это совместимость всех черт Татьяны создает впечатление гармонии, хоть и печальной, и позволяет автору назвать героиню своим «милым идеалом».

Татьяна росла, воспитывалась в усадьбе своих родителей - помещиков Лариных. Она рано пыталась узнать побольше об окружающем мире, но, видимо, родители и люди старше ее не могли ответить на многочисленные вопросы девочки. И тогда она обратилась к книгам, которым доверяла полностью. У нее просыпается небывалый интерес к романам, которые читает с жадностью, представляя себя героиней то одного, то другого произведения.

Ей рано нравились романы.
Они ей заменяли все:
Она влюблялась в обманы…

Жизнь, которой жила Татьяна, стала не удовлетворять ее требовательную душу. Читая французские романы, мечтала встретить человека, похожего на Ромео, Дон Жуана. И вот ее мечта сбылась, она встретила Онегина - светлого молодого человека, приехавшего из Петербурга, умного и благородного. Девушка влюбляется в него, но сначала видит в нем только героя романа.

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем…

Татьяна решается на смелый шаг и пишет Онегину любовное послание. Резкий отказ Евгения - неожиданный для Татьяны поворот событий. Но именно этот шоковый отказ, помогает Татьяне понять, что объект ее желаний - не герой ее романа, и далеко не романтический персонаж. По-прежнему питая к Евгению нежные чувства, Ларина не может понять ни одно из его действий.

До глубины души своей
Она проникнута: не может
Никак понять его.

Татьяна находится на распутье: она не может разлюбить естественного Онегина, и в то же время убеждена, что была раньше влюблена в вымышленный образ.

После того, как Евгений отверг любовь Татьяны и на дуэли убил Ленского , девушка, посещая дом любимого, понимает, что человек, которого любила был совсем другим, чем она его себе представляла. Татьяна понимает, что любимый ею образ Онегина был ей самой и придуман. Именно тогда Таня соглашается ехать на «ярмарку невест», но после этого героиня спешит к природе, ищет понимания среди ее красот и естественности:

Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…

В Москве Татьяна выходит замуж. Став княгиней, вместе с титулом она получает уважение и преклонение перед ней «высшего света».

К сожалению, социальные изменения и отказ во взаимных чувствах от горячо любимого человека, не могли не сказаться на Татьяне. Она, как и раньше прелестна, как и раньше в ней жива любовь к Онегину, природе, книгам, родным местам, няне…

… Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

Вновь представшая перед нами Татьяна - княгиня, которой на балах восхищаются все. Она становится образом безупречного вкуса, «верным снимком du comme il faut». Она слишком много и умело играет на публику.

«Беспечная прелесть» - такую роль для себя определила Татьяна. Исполняла она ее безукоризненно, поразительно естественно.

Мы понимаем, что подлинная целостность уже потерянна, прямое и доверчивое проявление чувств исчезло.

Изменения Ззатронули не только душу девушки, но и ее внешность, не зря Онегин едва разглядел в Татьяне «забытые черты».

Но что мы видим? Едва увидев Онегина, Татьяна встрепенулась, хотя виду не подала:

Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило…
Чувства есть, но они спрятаны глубоко в душе девушки.

Душа раскрывается только при личном разговоре с Онегины. Она сказала ему все, что накипело в ее сердце, но даже эти «все» было заключено в рамки светских приличий. Но она не скована приемами «утеснительного сана», почти свободна и преодолевает неловкость неожиданной встречи, которой смущен Евгений. Эта свобода в ограничивающих рамках совершенно поразила Онегина, привела его в оцепенение.

Мы видим, что чувственность и пылкое проявление чувств, характерное для прежней Татьяны, сменилось достаточно холодным самообладанием. Это самообладание не покидает ее и во время визита Онегина. Теперь она, хоть и не полностью, но зависит от мнения света, опасается его. Татьяна - «неприступная богиня» не показывает, что прежние чувства по-прежнему пылают в ее сердце. Но никто, кроме автора и нас, читателей, не видит и не понимает каких внутренних усилий ей это стоит. Одно только появление Онегина заставляет ее меняться. Ее беспечность, наигранная перед обществом, улетучивается, едва она видит Евгения:

Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон…
И недвижим остался он.

Татьяна по-прежнему любит Евгения, она просто перестала ждать его, разочаровалась в нем.

Последний монолог Татьяны - последний шаг в изучении характеров романа в целом. Первые слова Татьяны очень важны для дальнейшего толкования разговора. Кажется, что раз мы слышим их в обыденной жизни, то они обыкновенные, но, нет, здесь несут определенную символику. Это «довольно» звучит, как призыв очнуться от забытья чувств. Татьяна не скажет: «Я хочу объясниться с вами», - как это сделал Евгений в саду:

Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу.
Татьяна говорит сурово, жестоко:
Довольно: встаньте! Я должна
Вам объясниться откровенно.

Теперь Татьяна стала «равнодушною княгиней», так как свет, видимо, все-таки повлиял на ее характер, ожесточил его. Она говорит: «Я должна вам объясниться откровенно». «Должна», а не «хочу». А все потому, что Татьяна хоть и любит Евгения, но лишена возможности следовать своим чувствам. Теперь в ней есть то, что не подчиненно Онегину - семья, положение в обществе. В Татьяне любовь жива, но она «другому отдана»:

Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…

Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

Это вовсе не риторический вопрос. С недоумением произносит эти слова Татьяна. С недоумение, так как она уже поверила, решила, что Онегин не создан для блаженства. Еще в деревне девушка поняла: «Не может он мне счастье дать». И теперь она судит Онегина по представлениям, которые сложились еще тогда несколько лет назад. В этом ее заблуждении, эта запоздалость «отзыва», ставшая виной Онегина, заставляет Татьяну отвергнуть его.

Начиная объясняться, Татьяна с горечью говорит: «Сегодня очередь моя». Лавры холодного, бессердечного проповедника ее не прельщают. Но ведь она исполняет долг не только перед мужем, обществом, самой собой - перед Онегиным. Ее первое движение в монологе - желание заставить Онегина очнуться от «обидной страсти» вдохновлено любовью. Нет, Татьяна не забыла время, когда она была «влюбленной, бедной и простой», ей дороги «места, где в первый раз» увидела Онегина. Воспоминания живы, Татьяна живет ими, и, может быть, они позволяют ей выжить в «вихре света», а на языке самого поэта - «в мертвящем упоенье света».

Зачем в объяснении Татьяна так сурова с покорным ей Евгением? Зачем отвергает его любовь? Первая причина, наверное, заключается в том, что сердце Татьяны боль от холодного отказа Онегина еще не забыта. Вторая - свет, который Татьяна знает и не сомневается, что общество истолкует его страсть в тонах далеких от благородства. «Высший свет» судит низко, и в вопросах, обращенных к Онегину, звучит возможное мнение «суетной молвы».

Что же ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?..

Эти слова оскорбительны. И не будь они выражены в форме вопроса, Татьяна, по-моему, уже не смогла бы сказать: «я вас люблю» …

Третья причина: Татьяной руководит ошибочное мнение об Онегине. Она ценит его прежнюю холодность больше, чем нынешнее состояние. Складывается ощущение, что Татьяна не видит, что он полностью изменился. Она сама забыла, какой была та Таня, милая Таня. Татьяна теперь далека от себя прежней. Эта отчужденность, отвержение от себя прежней - еще одной препятствие любви. И, наконец, последнее и самое важное:

Я вышла замуж…
… я другому отдана
И буду век ему верна.

Еще в письме Онегину она мечтала стать «верной супругой и добродетельной матерью». Татьяна подчинила свою жизнь дому, обманувшись в счастье. Это подчинение дому делает Татьяну «смиренной» перед судьбой.

Онегин «погребен» под стеной, которую в своей исповеди возводила Татьяна между ними и в конце разрушила одной фразой:

«Я вас люблю (к чему лукавить?) …»

Добившись взаимной любви, Евгений остается одиноким «чудаком», чужим и обществу и самому себе. Он этими последними словами Татьяны поднят на вершину и сброшен в бездну. Его душевные потрясения даны как образы стихийных сил природы:

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен,
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!

Теперь он поставлен на место Татьяны. Он отвержен. Татьяна Ларина - это первооткрыватель в галерее прекрасных образов русских женщин, созданных писательской мыслью. Она нравственно безупречна и стремится к высоконравственным жизненным целям. Наряду с ней стоят Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обрыв»; героини романов И.С. Тургенева: Наталья из «Руднева», Елена из «Накануне».

Является роман в стихах «Евгений Онегин». На его создание писатель потратил более семи лет. В результате «Евгений Онегин» стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Главных героев автор изобразил яркими, запоминающимися и необычайно живыми. Это и молодой повеса Онегин , и романтичный мечтатель Ленский , и легкомысленная Ольга , и погруженная в свой мир Татьяна . Повышенный интерес у критиков вызывали женские образы в этом романе. Как известно, каждый писатель стремился изобразить тот идеал, в котором видел лучшие народные черты. Таким идеалом у Пушкина стала Татьяна.

Она стала эталоном и образцом подражания для множества других женских персонажей в произведениях русских классиков. Главные черты Татьяны - пылкость, искренность, прямодушие, мечтательность. Она всегда задумчива, печальна, полна необъяснимой глубины. В романе она проявила себя, как преданная дочь, сестра, друг и жена. Такое имя для своей героини Пушкин выбрал неслучайно. В первой половине 19-го века оно не было особо популярным и считалось простонародным, даже немного старомодным. Как он сам отмечает: «Впервые именем таким/ страницы нежные романа/ мы своевольно освятим». Он хотел, чтобы она отличалась от жеманных столичных красавиц, поэтому имя Татьяна оказалось самым подходящим для его героини.

Внешность Татьяны довольно заурядна и даже не так красива, как многие могли себе представить. По сравнению со своей младшей сестрой, розовощекой, белокурой красавицей Ольгой, Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью, но Онегин замечает в ней что-то неординарное, как раз то, что ему нравится в людях. Эта застенчивая барышня-подросток даже дома чувствовала себя лишней и чужой. Она всех сторонилась, проводила много времени за чтением иностранных романов и изучением народных приданий. Описывая Татьяну, нужно отметить, что она безумно любила русскую зиму, катания на санях и святочные гадания. Неслучайно ее именины проходят в этот период года. Она любит ворожить, верит в приметы, гаданья и сбыточные сны.

Сон, увиденный ею в период святок, сбывается со всей реалистичностью. Она видит, как Онегин в гневе убивает Ленского и с ужасом просыпается, не найдя объяснения картинам, возникшим в ее воображении. В результате так и получается. Ленский, ревнуя Ольгу к Онегину, вызывает его на дуэль и умирает от руки друга. Тот факт, что Татьяна предвидела это событие, свидетельствует о том, что она обладала чутким сознанием и обостренной интуицией. Не случайно она выбирает Онегина героем своих надежд и мечтаний. Она видит в нем недюжинный ум и способности, скрытые под маской отстраненности. Даже понимая, что он, скорее всего, не умеет любить, девушка продолжает им восхищаться.

Для Татьяны, как и для Ленского, любовь - это основа всего, великое счастье и единственный путь к благополучию. К Онегину это понимание приходит позже, когда он понимает, что Татьяна его единственный идеал. Встретив ее через несколько лет, уже в качестве жены какого-то новомодного князя, он думает, что наверняка она изменилась, стала фальшивой и жеманной, как все дамы света. Но как же его удивляет ее прежняя простота, которая осталась неизменной. Одна строка в романе удивительным образом описывает Татьяну - «без подражательных затей». Героиня действительно настолько прямодушна и прекрасна на фоне светской фальши, что Онегин вдруг отчетливо понимает, что упустил самое важное в своей жизни. Это любовь его идеальной женщины.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал образ своей современницы - Татьяны и назвал её «милый идеал», то есть, Татьяна является носительницей всех тех качеств, которые, по мнению поэта, делают женщину совершенной. Что это за качества и почему Татьяна идеал Пушкина, мы постараемся разобраться.

Татьяна Ларина - идеал Пушкина

Откуда же появились те душевные качества, которые сделали Татьяну милым идеалом Пушкина? Уже с первых страниц романа, посвященных Татьяне, мы замечаем, что Пушкин особо выделяет её среди других дворянок, которые в то время были носителям скорее французской культуры, нежели русской. Татьяна же, несмотря на то, что «выражалася с трудом на языке своём родном», описывается поэтом как «русская душой». Она любит природу, снежную русскую зиму, народные песни. Очевидно, что этому способствовало соблюдение русских обычаев в семье Татьяны, нянины сказки. Татьяна - очень впечатлительная девушка, она верит в предания старины, в карточные гадания, в вещие сны. Но ведь в это верят большинство девушек её возраста, да и её сестра - Ольга, выросла в той же семье, однако не Ольга, а именно Татьяна - любимый идеал Пушкина.

Так что же было в ней такого, что выделяло её среди других, и делало, по словам поэта, чужой в родной семье? Прежде всего, мы видим, что Татьяна по своей природе совсем не кокетлива, не умеет льстить и притворяться. В детстве она мало играла с детьми, не ластилась к родителям, не занималась рукоделием. Зато она много читала, что сделало ее внутренний мир богатым, а ум - пытливым. Ответы на возникающие вопросы она ищет в книгах, судит по романам о любви и о жизни. Она мечтательна и несколько оторвана от реальной жизни, поскольку верит, что герои книг жили на самом деле, а не придуманы авторами. Поскольку Татьяна - натура романтичная, то уверена, что когда-нибудь и она встретит похожих людей. Именно поэтому, встретив Онегина, она наделяет его чертами героев из прочитанных романов и влюбляется в него.

Лучшие качества Татьяны Лариной

Мы уже говорили о том, что Татьяна Ларина - натура мечтательная и поэтическая, открытая и искренняя. Поэтому она и делает то, что считается неприемлемым и даже неприличным среди её современников - первая признается в любви. Пушкин поставил Татьяну на такой уровень духовного развития, что даже Онегин оказался намного ниже. При этом характер Татьяны на удивление постоянный. Ведь даже спустя много лет, став знатной дамой, она почти не изменилась. Конечно, с такими редкими душевными качествами она очень одинока внутренне, особенно оказавшись в столице, в центре чуждой ей светской жизни. Однако своим нравственным убеждениям она все равно не изменяет. Благородство её натуры проявляется и в словах о муже, которого она не любит, но будет «век ему верна». Можно сказать, что Татьяна - нравственный идеал Пушкина.

Теперь вы знаете, почему Татьяна - идеал Пушкина. Те душевные качества, которыми обладает Татьяна, будут в чести всегда. Татьяна может послужить образцом женственности, верности, нравственной красоты и для современных девушек.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин не только со-здал образ своего современника, в поэтической форме дал отражение своего века. В каждой строч-ке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев — сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красо-те — красоте не только внешней, но и внутренней, душевной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщи-ны воспеты особенно утонченно. «Милый идеал» Пушкина — его Татьяна — и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или по-вторяешь про себя любимые строчки, всегда не-вольно забываешь о том, что Татьяна Ларина — всего лишь мечта, Пушкинское представление о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, поэта, «одного из самый ум-нейших мужей России». Кажется, что Татьяна — живой реальный человек. И даже в Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина, сохранилась ска-мья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она — мечта самого Пушкина?

Чувствительность, сентиментальность, духов-ная возвышенность, чистота, способность сопе-реживать и понимать то, чего не видят другие, — вот наиболее привлекательные черты Татьяны. Именно тонкий внутренний мир делает Татьяну особенной, неповторимой. Пушкин искусно пи-шет портрет своей любимой героини. В нем нет четкого описания внешнего облика, но зато во всей полноте отражается ее душа:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива...

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Можно цитировать Пушкина дальше, но образ Татьяны все равно останется непостижимым, ма-ло уловимым и таинственным. Душа ее тесно свя-зана с природой. Пейзажи, на фоне которых про-текают события романа, дополняют состояние, чувства героини, прекрасно выражая то, что труд-но передать словами.

Пушкин выделяет Татьяну из окружающего ее дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше многих его предста-вительниц. Красота природы, постоянное уедине-ние, привычка мыслить самостоятельно, природ-ный ум сформировали внутренний мир ее.

Татьяна романтична и сентиментальна. Ее вле-кут романы, заменяющие ей недостаток духовно-го общения, дают пищу для ее ума и воображе-ния; представление о жизни у Татьяны складыва-ется также под влиянием романов. Для себя она мысленно уже создала своего героя, свой идеал. У него черты Вольмара, Вертера, Грандисона. Он (как и сама Татьяна) неповторим, своеобразен, благороден. Когда пришла пора любви, этому идеалу суждено было воплотиться в Онегине. Что влечет к нему Татьяну? Может быть, независи-мость, непохожесть на всех, кого она знала рань-ше? Трудно сказать, что именно.

Постепенно Онегин, рыцарь в глазах Татьяны, от-крывает лицо человека-скептика, реалиста, не спо-собного к любви (в тот момент). Это мучает ее, она пытается понять своего кумира — и не может.

Письмо Лариной поражает силой чувства, тон-костью ума, полно скромности и искренности. Онегин не разглядел главного в Татьяне: она — одна из тех цельных натур, которые могут любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас».

Дуэль с ее трагическим исходом перевернула жизнь всех героев романа. Евгений, Ольга поки-дают деревню. Все случившееся оставило глубо-кий след в душе Татьяны, повлияло на ее харак-тер и изменило судьбу. Однако любовь ее к Оне-гину не угасла — она жива, но теперь Татьяна поняла, что жить одними чувствами нельзя, не всегда их надо проявлять открыто. Время летит. Татьяна уже «не дитя», и, по настоянию матери, она едет в Москву, где ее сватают за генерала. И Татьяна из «нежной девчонки» превращается в безупречную, изысканную «законодательницу зал». Его гордость, благородство, утонченный вкус — подлинны. А неприступность, равноду-шие и беспечность — это маска, которую вы-нуждена носить пушкинская героиня под давле-нием суровых законов света. Но ее чувства жи-вут, наполняют сердце, хотя глубоко спрятаны, крепко заперты. А в душе она остается прежней Татьяной. Ее сердце рвется назад: в старый дом, в поля, леса, в мир, где она жила, не скры-вая своих чувств, где ей не нужна была маска. Но даже в блестящем и строгом светском окру-жении она до конца не может сдержать свои чувства к Онегину:

Она его не подымает

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей...

И все же Татьяна не может освободиться от све-та, несмотря на глубину своих чувств, когда ей «внятно все», когда она разделяет любовь Онеги-на. Она отказывает Онегину. В этом ее трагедия. Трагедия всех героев романа. Они не понимают друг друга, находясь под властью общественных предрассудков.

В чем привлекательность Татьяны? Чем может она нравится? Может быть, тем, что в ней можно найти общие черты с собою? В ней есть неодоли-мая потребность чувствовать, любить, которая встречается теперь все реже и реже. Во многом с ней, наверное, можно не согласиться, но ее чис-тота, неординарность, способность преображать-ся, ее духовность поражают. У нее многому можно научиться, пройдя вместе с ней весь сложный, не-понятный, в чем-то горький путь. Она достойна того, чтобы стать настоящей подругой, с которой всегда жаль расставаться.

Татьяна — решительная русская женщина, кото-рая могла бы последовать за любимым даже в Си-бирь, как это сделали декабристки. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лари-ной Пушкин воплотил черты независимого женско-го характера, но только в области личных, семей-ных, светских отношений. Впоследствии многие русские писатели — Тургенев, Чернышевский, Не-красов — в своих произведениях поставят вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политиче-ской деятельности. У каждого писателя свое пред-ставление о женском идеале. Для Льва Толстого — это Наташа Ростова, для Лермонтова — Вера из «Героя нашего времени», у Пушкина — это Татьяна Ларина.

В нашей действительности облик «милой жен-ственности» приобрел несколько другую канву. Современная женщина более деловая, энергич-ная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность — все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.



Похожие статьи
 
Категории