Темы творчества леонардо да винчи. Ранний период творчества

02.03.2019

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.


История человечества, на самом деле, знает не так много гениев, опережавших ту или иную эпоху каждым своим действием. Кое-что из сотворённого ими прочно вошло в жизнь современников, а что-то так и осталось на чертежах и манускриптах: уж слишком далеко вперед смотрел мастер. Последнее в полной мере может быть применимо к Леонардо да Винчи , гениальному художнику, ученому, математику, инженеру, изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю – истинному человеку эпохи Возрождения. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения.

Сфера его деятельности охватывает не только пространство (Италия-Франция), но и время. Разве не удивительно то, что картины Леонардо да Винчи вызывают сейчас такие же жаркие споры, восхищение, как и в годы его жизни? Подобная «формула бессмертия» может по праву считаться величайшим открытием в истории. Каковы же ее составляющие? Ответ на этот вопрос хотел бы получить практически каждый человек на планете. Кое-кто даже решил, что лучше всего спросить об этом самого Леонардо, «воскресив» мастера при помощи современных научных разработок. Однако основные компоненты «формулы» видны невооруженным глазом: потенциальная гениальность, помноженная на невероятное любопытство и большую долю гуманизма. А еще, любой гений есть мечтатель-практик. Судите сами, все творчество Леонардо да Винчи (сюда мы относим не только наброски, картины, фрески, но и все научные изыскания Мастера), можно представить, как шаги к реализации долгих мечтаний человечества о совершенстве. Вы хотели, чтобы человек летал, как птица? Значит надо сделать ему подобие крыльев! Христос ходил по воде, так почему бы и простым смертным не иметь такой возможности? Давайте сконструируем водные лыжи!

Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Ведь, не забывайте, что человек Ренессанса – это, прежде всего, великий гуманист.

Биография Леонардо да Винчи – это, образно говоря, история нескольких душ, заключенных в тело одного человека. Действительно, в каждой из исследуемых областей, он проявляет совершенно особенные качества, которые в понимании обычных людей, вряд ли могут принадлежать одной единственной личности. Может быть, именно поэтому кое-кто пытался доказать, что Леонардо да Винчи – всего лишь псевдоним, взятый группой людей. Однако теория была обречена на провал чуть ли не до своего рождения.

Сегодня да Винчи известен нам в большей степени, как непревзойденный художник. К сожалению, до нас дошло не более 15 его работ, остальные же либо просто не выдержали испытание временем из-за постоянных экспериментов мастера с техникой и материалами, либо считаются еще не найденными. Однако те работы, которые дошли до нас, остаются самыми известными и самыми копируемыми шедеврами искусства в мире.

Биография Леонардо да Винчи

Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. О матери же известно наверняка только то, что она официально вышла замуж за мужчину из крестьянской семьи и подарила ему еще 7 детей. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры.

Вся дальнейшая биография да Винчи тесно завязана с его творчеством, события жизни мастера, встреченные им люди, естественно, оставляли свои следы развитии его мировоззрения. Так, встреча с Андреа Вероккио определила начало его пути в искусстве. В 16 лет, Леонардо становится учеником студии прославленного мастера Вероккио. Именно в мастерской Вероккио, Леонардо получает возможность проявить себя в качестве художника: учитель позволяет ему написать лицо ангела для знаменитого «Крещения Христа».

В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Здесь находят широкое применение таланты Леонардо не только как художника, но и как скульптора, декоратора, организатора всевозможных маскарадов и турниров, человека, создавшего поразительные механические устройства. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».

Подобно большинству мастеров Ренессанса, да Винчи много путешествует, оставляя память о себе в каждом посещенном городе. К концу жизни он становится « первым королевским художником, инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Ныне в замке Клу от первоначально задуманного великим Леонардо плана осталась только двойная винтовая лестница, остальная же архитектура замка многократно переделывалась последующими династиями французских королей.

Творчество Леонардо да Винчи

Несмотря на многочисленные научные исследования Леонардо, его слава ученого и изобретателя несколько меркнет перед славой Леонардо-художника, чьи немногие сохранившиеся работы завораживают и будоражат разум и воображение человечества уже почти 400 лет. Именно в области живописи нашли свое применение многие из трудов да Винчи, посвященные природе света, химии, биологии, физиологии и анатомии.

Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства, их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души… Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Да Винчи не только сумел сам понять это, но и нашел приемы, позволяющие с фотографической точностью перенести эти знания на холст. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».

Леонардо считал, что лучшим персонажем для изображения на холсте является человек, чьи движения тела наиболее соответствуют движениям его души. Это убеждение можно считать творческим кредо да Винчи. В его работах оно воплотилось в том факте, что за всю свою жизнь он написал всего один портрет мужчины, предпочитая женщин в качестве моделей, как личностей более эмоциональных.

Ранний период творчества

Периодизация творческой биографии Леонардо да Винчи довольно условна: некоторые из его работ не датированы, да и хронология жизни мастера так же не всегда точна. Самым началом творческого пути да Винчи можно считать тот день, когда его отец, сер Пьеро, показал некоторые наброски 14-летнего сына своему другу Андреа дель Вероккио.

Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры. Здесь же Леонардо получил знания основ химии, металлургии, освоил деревообработку и даже начала механики. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В этот период Леонардо не создает собственных работ, но жадно впитывает все, что связано с выбранной профессией. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Игра света и тени, черты лица маленького ангела, написать которого было доверено да Винчи, настолько поразили Вероккио, что он счел себя превзойденным собственным учеником и решил больше никогда не браться за кисть. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила.

В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Теперь легкая дымка – сфумато – не просто тонкий слой размытой краски, но действительно легкая пелена живого тумана. Не смотря на то, что к 1476г. да Винчи открывает собственную мастерскую и получает собственные заказы, он все еще тесно сотрудничает с Вероккио, относясь с глубоким почтением и уважением к своему учителю. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.

Зрелый период творчества

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Поздний период творчества

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.
Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Год спустя Леонардо начинает серию «Потом», которая является своеобразным ответом на версию, предложенную Микеланджело в Сикстинской капелле. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи.

Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику – Франческо Мельци.

Изобретения Леонардо да Винчи

Это может показаться невероятным, но некоторые изобретения, сделанные в конце 18 — начале 19 вв. на самом деле уже были описаны в трудах да Винчи, как и кое-что из привычных нам вещей. Кажется, того, о чем не упоминал бы мастер в своих рукописях, вообще не существует. Там описан даже будильник! Конечно, конструкция его значительно отличается от того, что мы видим сегодня, тем не менее, изобретение заслуживает внимания хотя бы из-за своей конструкции: весы, чаши которых наполнены жидкостью. Переливаясь из одной чаши в другую, вода приводит в действие механизм, который толкает или поднимает ноги задремавшего человека. Трудно не проснуться в таких условиях!

Однако подлинная гениальность Леонардо-инженера проявляется в его механических и архитектурных инновациях. Последние ему удалось воплотить в жизнь почти полностью (за исключение проекта идеального города). Но вот относительно механики, применение ей нашлось далеко не сразу. Известно, что да Винчи готовился сам опробовать свой летательный аппарат, однако он так и не был сконструирован, не смотря на детальный план, составленный на бумаге. Да и велосипед, созданный мастером из дерева, тоже вошел в обиход на несколько столетий позже, как, впрочем, и механическая самоходная повозка, приводимая в действие двумя рычагами. Однако сам принцип работы повозки был применен для усовершенствования ткацкого станка еще при жизни да Винчи.
Будучи еще при жизни признан гением живописи, Леонардо да Винчи всю жизнь мечтал о карьере военного инженера, и потому особое место в его деятельности отводилось изучением укреплений, военных машин, защитных сооружений. Так, именно он разработал прекрасные методы отражения турецких атак в Венеции, и даже создал подобие защитного скафандра. Но поскольку турки так и не напали, изобретение не было опробовано в действии. Точно так же осталась лишь в чертежах боевая машина, напоминающая танк.

Вообще, в отличие от произведений живописи, рукописи и чертежи Леонардо дошли до наших дней в большей сохранности и продолжают исследоваться в наши дни. По некоторым чертежам даже были воссозданы машины, которым не суждено было появиться при жизни да Винчи.

Живопись Леонардо да Винчи

Большинство произведений кисти да Винчи не дошло до наших дней из-за постоянных экспериментов мастера не только с техникой живописи, но и с инструментарием: красками, холстами, грунтовкой. В результате таких экспериментов состав красок на некоторых фресках и полотнах не выдержал испытания временем, светом, влагой.

В рукописи, посвященной изобразительному искусству да Винчи, в основном, делает упор не столько на технику письма, сколько на подробное изложение придуманных им нововведений, которые, кстати, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Так, Леонардо советует покрывать холст тонким слое клея, вместо белой грунтовой смеси, которую было принято использовать до этого. Изображение, нанесенное на подготовленный таким образом холст, закрепляется гораздо лучше, чем на грунте, особенно если писать темперой, которая была широко распространена в то время. Масло вошло в обиход несколько позже, и да Винчи предпочитал использовать его как раз для письма на грунтованном холсте.

Так же одной из особенностей живописной манеры да Винчи является предварительный набросок задуманной картины прозрачными темными (коричневыми) тонами, эти же тона использовались и как верхний, завершающий, слой всего произведения. И в том и в другом случае завершенная работа наделялась мрачным оттенком. Вполне возможно, что со временем цвета еще больше темнели именно из-за этой особенности.

Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Известен даже случай, когда Леонардо решил экспериментальным путем проверить свои догадки о том, как двигаются лицевые мышцы во время смеха и плача. Пригласив компанию друзей на ужин, он начал рассказывать забавные истории, рассмешив своих гостей, да Винчи внимательно наблюдал за движением мышц, выражением лица. Обладая уникальной памятью, он перенес увиденное им на наброски с такой точностью, что, по словам очевидцев, людям хотелось смеяться вместе с портретами.

Мона Лиза.

«Мона Лиза» она же «Джоконда», полное название - портрет госпожи Лизы дель Джокондо, пожалуй, самое известное произведение живописи в мире. Леонардо писал знаменитый портрет с 1503 по 1506г., но даже в этот период портрет не был полностью завершен. Да Винчи не захотел расставаться со своим произведением, поэтому заказчику оно так и не досталось, зато сопровождало мастера во всех его путешествиях до самого последнего дня. После смерти художника портрет был перевезен в замок Фонтенбло.

Джоконда стала самой мистической картиной всех эпох. Она стала предметом исследований художественной техники для мастеров 15в. В эпоху романтизма художники и критики восхищались ее загадочностью. Кстати, именно деятелям этой эпохи мы обязаны таким великолепным ореолом таинственности, сопровождающим Мону Лизу. Эпоха романтизма в искусстве просто не могла обойтись без мистического антуража, присущего всем гениальным мастерам и их произведениям.

Сюжет картины сегодня известен всем: загадочно улыбающаяся женщина на фоне горного пейзажа. Однако многочисленные исследования выявляют все больше деталей, ранее не замеченных. Так, при ближайшем рассмотрении видно, что дама на портрете одета в полном соответствии с модой своего времени, на ее голову накинута темная прозрачная вуаль. Казалось бы, в этом нет ничего особенного.

Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Но проведенный в 2006г. канадскими учеными более подробный анализ с применением современного лазерного оборудования показал, что эта вуаль, на самом деле, окутывает весь стан модели. Именно этот тончайший материал создает эффект тумана, что ранее было отнесено на счет знаменитого сфумато да Винчи. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т.е. счастье, умиротворение. Не объясняет ли это и глубину взгляда, и нежную полуулыбку, да и всю атмосферу картины, где царит полумрак? Вполне возможно. Это не просто портрет женщины. Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Может быть, именно этим она была столь дорога автору.

Сейчас картина Мона Лиза находится в Лувре, относится к стилю «Возрождение». Размеры картины 77 см x 53 см.

«Тайная вечеря» — фреска созданная да Винчи в 1494-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грези, Милан. На фреске изображена библейская сцена последнего вечера, проведенного Иисусом из Назарета в окружении двенадцати своих учеников.

В этой фреске да Винчи постарался воплотить все свои знания о законах перспективы. Зал, в котором сидят Иисус и апостолы, написан с исключительной точностью в плане пропорций и удаленности объектов. Задний план комнаты, тем не менее, виден настолько ясно, что представляет собой практически вторую картину, а не просто фон.

Естественно, центром всего произведения является сам Христос, именно относительно его фигуры спланирована и вся остальная композиция фрески. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. Являясь центром фрески, фигурой, вокруг которой, кажется, вращается весь мир, Иисус все же остается один: все остальные фигуры как бы отделены от него. Все произведение заключено в строгие прямолинейные рамки, ограничивающиеся стенами и потолком комнаты, столом, за которым сидят участники тайной вечери. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо.

В аббатстве Тонгерло, Бельгия, хранится удивительно точная копия “Тайной вечери”, сделанная мастерами школы да Винчи по его собственной инициативе, поскольку художник боялся, что фреска в миланском монастыре не выдержит испытания временем. Именно эту копию реставраторы использовали при воссоздании оригинала.

Картина находится в Санта-Мария-делле-Грацие, размеры 4,6 м x 8,8 м.

Витрувианский человек

«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Рисунок сделан чернилами. Размеры рисунка 34 см x 26 см. Жанр: Абстракционизм. Направление: Высокое Возрождение.

Судьба манускриптов.

После смерти да Винчи в 1519г. все рукописи великого ученого и живописца отошли в наследство любимому ученику Леонардо, Франческо Мельци. К счастью, до наших дней дошла основная часть оставленных да Винчи рисунков и записей, сделанных его знаменитым способом зеркального письма, т.е. справа на лево. Без сомнения, Леонардо оставил после себя самое большое собрание сочинений эпохи Возрождения, однако после его смерти, рукописи ожидала не легкая судьба. Даже удивительно, что после стольких перипетий манускрипты все-таки дожили до наших дней.
Сегодня научные труды да Винчи имеют далеко не тот вид, который придал им Мастер, с особой тщательностью группировавший их по одному ему ведомым принципам. После смерти Мальзи, наследника и хранителя рукописей, его потомки начали нещадно транжирить доставшееся им наследие великого ученого, очевидно, даже не ведая о его истинной ценности. Первоначально, рукописи просто хранились на чердаке, позднее семейство Мальзи раздало часть манускриптов и продало отдельные листы друзьями коллекционерам за смехотворную цену. Таким образом, все записи да Винчи обрели новых хозяев. Счастье, что ни одного листа при этом не было потеряно!

Однако власть злого рока на этом не закончилась. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации, и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. хранилась в библиотеке Милана. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде.

На сегодняшний день собраны все известные рукописи да Винчи, и почти все они находятся в государственных музеях стран Европы, за исключением одной, чудесным образом до сих пор остающейся в частной коллекции. С середины 19в. исследователями-искусствоведами ведется работа по восстановлению первоначальной классификации манускриптов.

Вывод.

Согласно последней воле да Винчи, его похоронный кортеж сопровождали шестьдесят нищих. Похоронен великий мастер эпохи Ренессанса в часовне Сен-Юбер, в окрестностях замка Амбуаз.
Да Винчи оставался одиноким всю свою жизнь. Не имея ни жены, ни детей, ни даже собственного дома, он посвятил всего себя научным изысканиям и искусству. Так уж складывается судьба гениев, что при жизни и после смерти их работы, в каждую из которых была вложена частица души, остаются единственной «семьей» своего создателя. Так произошло и в случае с Леонардо. Однако все, что сделал этот человек, сумевший полностью познать и воплотить в своих творениях дух эпохи Возрождения, стало сегодня достоянием всего человечества. Сама судьба расставила все так, что не имея собственной семьи, да Винчи передал огромное наследство всему человечеству. Причем сюда входят не только уникальные записи и восхитительные работы, но и та таинственность, которая сегодня окружает их. Не было ни одного столетия, в которое не пробовали бы разгадать тот или иной замысел да Винчи, искать то, что считалось утерянным. Даже в наш век, когда многое неведомое ранее стало повседневным, рукописи, рисунки и картины великого Леонардо не оставляют безучастными ни посетителей музеев, ни искусствоведов, ни даже писателей. Они до сих пор служат неисчерпаемым источником вдохновения. Не в этом ли заключается истинный секрет бессмертия?

Витрувианский человек

Мадонна Бенуа

Мадонна Литта

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Творчество Леонардо да Винчи".

План

1. Введение.

2. Биография.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

С каждым годом личность Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci , 1452 - 1519) вызывает всё больше интереса у исследователей, искусствоведов и любителей искусства. Издаются новые книги, снимаются фильмы - документальные и художественные. Даже представители различных мистических течений представляют свои версии относительно жизни и творчества этого художника, действительно оставившего немало загадок. Более того, в науке ответвилось даже отдельное направление, занимающееся исключительно наследием Леонардо да Винчи.

Продолжают открываться новые музеи Леонардо, в разных точках мира организовываются специальные тематические выставки, а к «Моне Лизе», находящейся в Лувре, каждый день выстраиваются толпы желающих увидеть шедевр вживую.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что вокруг личности универсального человека, известного всему миру под именем Леонардо да Винчи - живописца, архитектора, скульптора, музыканта, естествоиспытателя, учёного и изобретателя - перемешались исторические факты, научные открытия и вымышленные истории с налётом мистицизма.

Нераскрытость, нераспознанность, неоднозначность данной темы делают её актуальной, и эта актуальность со временем увеличивается. Кроме того, художественная притягательность творчества да Винчи заставляет обращаться к нему снова и снова.

2. Биография.

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано, расположенном недалеко от городка да Винчи, в 1452 году. Анкиано - затерянное место у подножия Альп, но отмеченное великолепными и в чём-то таинственными пейзажами, которые будут будоражить душу будущего гения.

Леонардо был внебрачным сыном Пьеро да Винчи - потомственного нотариуса, проявлявшего, несмотря на обстоятельства рождения, заботу о мальчике. Уже в самом раннем возрасте Леонардо продемонстрировал исключительные способности. Это касалось и арифметики (своими вопросами он ставил в тупик умудрённых преподавателей), и рисования, и музыки, где он проявил себя как импровизатор, а импровизация, как известно, - высшая форма творчества. Но в наибольшей степени маленького Леонардо влекло рисование. И когда отец показал опыты сына в этой области своему другу - художнику Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio, 1435 - 1488), тот испытал настоящее потрясение. Его совет был таков: мальчик должен стать живописцем, посвятить себя исключительно этому занятию.

В 1646 году Леонардо становится учеником Вероккьо в его мастерской во Флоренции. В скором времени он затмевает своего учителя. В дальнейшем Леонардо суждено неоднократно потрясать людей своим мастерством. Пример тому - щит Медузы, который один из друзей отца попросил украсить его. Щит получился таким, будто действительно принадлежал мифическому персонажу. Этот эпизод очень подробно описан Дж. Вазари.

Возвращаясь к занятиям в мастерской Вероккьо, необходимо отметить, что наставник Леонардо был прогрессивным человеком. Он не признавал плоскостного изображения, присущего Средневековью, и стремился к возрождению традиций Древнего Рима и Древней Греции.

Мастера, подобные Вероккьо, следовали концепции подражания природе, что требовало владения перспективой - воздушной и линейной, знаний светотехники. Постичь это не представлялось возможным без начальных знаний точных наук. Всему этому и учился Леонардо в мастерской Вероккьо параллельно с рисовальной техникой, обучением скульптуре, получением навыков работы с металлом, гипсом и кожей.

В 1472 году Леонардо, которому на этот момент было всего двенадцать лет, стал членом Гильдии художников Флоренции. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк.

Художник был вынужден искать покровителей, выполнять заказы, и все эти трудоёмкие заказы приходилось совмещать с творческими исканиями, потому прошло десять лет, прежде чем Леонардо удалось занять место придворного скульптора у герцога Сфорца в Милане. В этом городе да Винчи провёл семнадцать лет, где усовершенствовал свой талант изобретателя и скульптора. Милан славился своими оружейными мастерскими, был передовым городом в этом отношении, и именно здесь да Винчи придумал свои многочисленные станки, вертолётный винт, подъёмный кран, металлургические печи и т.д. Многие технические изобретения, которыми мы сейчас пользуемся, первым придумал именно да Винчи, но по каким-то причинам не смог воплотить в жизнь. Но они остались на его бесчисленных чертежах.

В 1499 году художник уехал из Милана. В это время шла война, и Милан оказался захваченным французами. Сфорц сбежал за границу, и Леонардо пришлось скитаться, переходя с одного места на другое. Так продолжалось вплоть до 1503 года, пока он вновь не вернулся во Флоренцию.

В этом городе он начинал свою карьеру как обычный подмастерье, а вернулся зрелым мастером, уже начавшим писать «Джоконду». Однако через несколько лет Леонардо вновь уехал в Милан, получив место придворного живописца короля Людовика XII (Louis XII, 1462 - 1515), который сумел получить власть над всеми северными регионами Италии.

Некоторое время да Винчи вёл странствующий образ жизни, переезжая из Милана во Флоренцию и обратно. Но в 1513 году он попадает в Рим в связи с возникновением в его жизни нового важного покровителя - Джулиано Медичи, который приходился братом Льву Х (Leo PP. X, 1475 - 1521). Три года, проведённые в Риме, да Винчи большей частью посвятил науке, различным экспериментам, выполнял инженерные заказы.

Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции. Туда он приехал по приглашению Франциска I (François Ier, 1494 - 1547), который стал новым французским королём. Прославленный художник, ставший обитателем замка Кло-Люсе, был серьёзно болен (паралич правой руки и другие заболевания), но, тем не менее, продолжал занятия рисованием и работу с многочисленными учениками. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года. Смерть мастера, как и его жизнь, оказалась связанной с легендами, подтвердить или опровергнуть которые ещё предстоит.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

Если измерять художественное наследие да Винчи в количественном отношении, то оно не очень велико. По мнению исследователей, причина этому послужила не занятость другими науками и искусствами, а очень большая строгость к самому себе. Мастер попросту не был доволен своими живописными творениями, и в каждом полотне стремился к совершенству.

Первый флорентийский период деятельности да Винчи отмечен стремлением попробовать свои многочисленные дарования в различных областях - архитектуре, проектировании, инженерии. В этот же период он написал и одну из самых замечательных своих полотен - «Мадонна с цветком» (1478 - 1480, Эрмитаж).

Атмосфера картины скорее скромная, камерная, чем торжественная. Леонардо обращается к теме, которая волновала и его предшественников и современников, неоднократно перерабатывалась ими. Эпоха Ренессанса внесла в эту тему особый нюанс: в образе Богородицы художники Возрождения видели не Царицу Небесную, не олицетворение высших сил, а утончённое, лирическое воплощение материнства и расцветшей женской красоты.

На протяжении семнадцати лет (с 1483 по 1500 гг.), т.е. в миланский период, да Винчи активно творил. Это был самое плодотворное время в его жизни. Именно в Милане художник создал свои шедевры - «Мадонну в гроте» для монахов-францисканцев и «Тайную вечерю» для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие.

Впервые в живописи XV - XVI вв., благодаря да Винчи, пейзаж утверждается как одушевлённое начало, способное органически переходить в идейно-художественный замысел картины. В нём запечатлеваются эмоционально значимые элементы природной среды. Этот приём мы наблюдаем и в «Джоконде», где необычный - «лунный» пейзаж выступает не в качестве фона, декорации, а вступает в сложные сюжетно-психологические взаимоотношения с объектом, изображённым на полотне.

«Мадонна в гроте» (1485, Лувр) - одна из первых алтарных композиций, по которой можно судить о зрелом мастерстве её автора. Сюжет составляет библейская история об Иоанне, который встретил в пустыне Богоматерь с младенцем Христом, возвращающихся из Египта. В мрачном, образованном нависающими скалами гроте сидит среди цветов печальная Дева Мария с Христом, ангелом и младенцем Иоанном. Через просветы в скалах открывается голубое небо, проплывают кучевые облака. Средствами живописи Леонардо удалось воплотить фантастическое впечатление таинственности, многозначительности единства природы и человека.

В трапезной миланского монастыря в 1495 - 1498 гг. да Винчи написал фреску «Тайная вечеря». Благодаря этому реальное пространство трапезной иллюзорно расширилось, посредством правдиво выписанных окон соединилось с окружающим миром.

Секрет обаяния «Тайной вечери» в сдержанной благородной простоте, в ней нет ничего случайного, детали внимательно продуманы, частности служат выполнению смысла целого. Апостолы за трапезным столом в волнении, источник которого - неподвижная фигура Христа в центре композиции. Учитывая усовершенствованный им принцип золотого сечения, мастер с математической точки зрения просчитал положение каждого из учеников. В этой фреске жизненная правда сочетается с предельной степенью образного обобщения.

Мастер создал ещё ряд замечательных работ: «Мадонна Бенуа» (1478, Эрмитаж), «Св. Анна» (1508 - 1510, Лувр), которую современники признали истинным чудом; «Иоанн Креститель» (1513, Лувр), на которой святой изображён со странной лукавой и даже грешной улыбкой. Всё это - тайное и непостижимое пространство Леонардо.

Следует отметить, что он был прекрасным рисовальщиком, делающий тысячи набросков с натуры и по памяти. Он рисовал людей, животных и странных чудовищ, создавая порой фантасмагорические сюжеты. Сохранился и автопортрет мастера, написанный в 1512 - 1515 гг. Лицо художника практически не сохранило следы красоты, о которой с восторгом сообщали современники. Опущенные углы рта, горестный взгляд, длинные седые волосы свидетельствуют об усталости и даже некоторой разочарованности.

Подлинная слава пришла к Леонардо, когда он выполнил статую Франческо Сфорца, сидящего на коне. Однако даже тогда изобилия заказов не случилось. Как и раньше, сорокалетний мастер искал место, в котором он мог бы применить все свои многочисленные умения и таланты. К сожалению, да Винчи так и умер в статусе придворного художника, над которым всегда возвышалась тень монаршей особы.

4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

«Тайная вечеря» принадлежит к числу величайших творений мировой живописи. К сожалению, она не дошла до современного зрителя в своём первозданном виде - полотно на сегодняшний день полуразрушено. Виной тому послужил неудачный эксперимент художника с красками. Его стремление к максимальной выразительности привело к тому, что покрытие быстро повредилось. Ускорили процесс разрушения некачественные реставрации и наполеоновские солдаты, которые в 1796 году устроили из монастырской трапезной конюшню. От навозных испарений композиция заплесневела. Кульминацией вандализма стало варварское и кощунственное развлечение французских солдат - швыряние в головы героев «Тайной вечери» камнями.

Подобная жестокость была проявлена не к одной картине Леонардо, который вложил в свои творения гениальную одухотворённость и гигантский труд. Эти слова можно отнести и к «Тайной вечери».

Из воспоминаний современников можно узнать, что Леонардо призывал всех зрителей свободно выражать свои впечатления от картины. Он любил вечером, когда заходит солнце, подниматься на леса (поскольку картина находилась довольно высоко над полом) и совершенствовать своё произведение. Он писал вплоть до самого наступления темноты, не выпуская кисти из рук. Впрочем, случалось и такое, что в течение нескольких дней мастер вообще не писал, но тогда работа над «Вечерей» продолжалась мысленно, в воображении. А иногда, словно неведомая сила влекла его к картине, и, схватив кисть, он начинал наносить мазки. Заканчивать работу мастер не торопился, чем вызывал раздражение настоятеля, который не мог постичь сути таинственного творческого процесса Леонардо да Винчи.

Тем печальнее и трагичнее кажется судьба «Тайной вечери», подвергшейся столь грубому вандализму. Но даже в таком виде она способна поражать и впечатлять своих зрителей.

В 1489 - 1490 Леонардо создал свой очередной шедевр - «Даму с горностаем» (Музей Чарторыйских, Краков). Есть предположение, что на портрете изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей герцога Миланского. Были найдены фрагменты переписки между Чечилией и Леонардо, в которой он обращался к ней как к возлюбленной, но больше доказательств по этому поводу не было обнаружено.

«Дама с горностаем» - удивительное творение. От прекрасного образа Чечилии будто исходит сияние, а линии и краски просто совершенны. Однако, несмотря на свою безупречность, «Дама с горностаем» ещё не являлась высшим достижением мастера. Ею стала «Джоконда» (ок. 1503, Лувр).

«Мона Лиза», возможно, самая загадочная картина в мире. Главная загадка полотна заключается в том, кто изображён на картине. Не меньше вопросов вызывает и выражение лица модели - её таинственная полуулыбка, влажный блеск глаз, нежный нос - все черты выдают в ней живого человека, а не нарисованное изображение. Дж. Вазари писал: «…Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной» [Вазари; 275].

Леонардо да Винчи и сам придавал этой картине огромное значение. С одной стороны, он не расставался с ней до конца жизни, начиная с того момента, как приступил к написанию. С другой стороны, в его многочисленных записях нет никаких упоминаний о работе над «Джокондой».

Эта неизвестность дала искусствоведам возможность предположить, что на портрете изображены герцогиня Мантуи Изабелла д’Эсте, Пачифика Брандано и даже мужчина - Джакомо Капроти. Некоторые полагают, что под женским образом скрывается сам художник. Часть исследователей утверждает, что Джоконда - образ собирательный и искать в ней конкретную личность не стоит. Основная версия состоит в том, что это Франческо дель Джокондо Лиза Герардини, на что указывает и имя в названии портрета. Работа над «Джокондой» велась в период с 1500 по 1513 гг., однако точными датами не учёные не располагают. Как и не могут они добиться точной разгадки того, в чём состоит необыкновенная притягательная сила этого полотна.

5. Ученики Леонардо да Винчи.

Одним из самых известных учеников Л. да Винчи был Салаи (Salai, 1480 - 1524). Салаи являлся также натурщиком у великого художника, и именно он позировал для полотна «Иоанн Креститель». Кроме того, искусствоведы полагают, что кисти Салаи принадлежит образ Петра и Павла в галерее Брера в Милане и некоторые копии с работ да Винчи, в частности, того же «Иоанна Крестителя».

Среди других учеников Леонардо да Винчи самым крупным живописцем традиционно считается Франческо Мельци (Francesco Melzi, пр. 1491 - 1570). Мельци пришёл в мастерскую Леонардо в пятнадцать лет. Он не только показывал большие способности, но и сопровождал своего учителя в важных поездках. Да Винчи был очень доволен успехами Мельци, мастерство которого достигло такого уровня, что его кисть практически невозможно было отличить от кисти маэстро. Поэтому да Винчи очень доверял Мельци и совместно с ним работал над рядом полотен. Некоторые из них, например, «Коломбина», теперь признаны как полотна, принадлежавшие именно Мельци, а не да Винчи. Мельци создавал картины под руководством учителя, когда тот уже не мог писать из-за паралича руки. Да Винчи назначил Мельци наследником и хранителем своего живописного наследия.

Джованни Пьетро Риццоли, или Джампетрино (Giampietrino, 1495 - 1549) также принадлежит к числу последователей и учеников великого живописца. Он относится к самым загадочным фигурам, связанных с личностью Леонардо да Винчи, сведений о нём очень мало. Полотна, подписанные его именем, отличаются высочайшим художественным качеством.

В число леонардесок (leonardeschi, ученики и последователи да Винчи) входит и Джова́нни Амбро́джо де Пре́дис (Giovanni Ambrogio de Predis, пр. 1455 - 1508). Его отличительной чертой считаются профильные портреты (например, портрет Массимилиано Сфорца), а также женские изображения.

Часть произведений Леонардо да Винчи довольно продолжительное время причислялись ещё одному его ученику - Бернардино Луини (Bernardino Luini, пр. 1485 - 1532). Этот художник был очень талантлив, однако ни он, ни кто- либо другой из леорнадесок не смог превзойти да Винчи, как он в своё время превзошёл Вероккьо.

Итак, Леонардо да Винчи охотно занимался с учениками, передавал им тайны своего мастерства, свои знания и опыт. Но его мастерство вышло за пределы его личной школой, и леорнадесками стали называть не только непосредственных учеников да Винчи, но и тех художников, которые просто переняли его стиль. Такова была сила художественного таланта Леонардо да Винчи - бесконечно одинокого и до сих пор не понятого до конца.

6. Заключение.

Итак, гений Леонардо да Винчи - явление непревзойдённое. В своём творчестве он органично соединил искусство и науку. Этот великий художник эпохи Возрождения оказался олицетворением поистине безграничных возможностей человеческой личности. Его практически сверхъестественные возможности восходили к провидению, к пересечению границ привычного.

Искусство Леонардо да Винчи даёт возможность современному человеку прикоснуться к высшему проявлению искусства, к его действительно божественным истокам.

7. Список литературы.

1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII - XX вв/В.Н. Березина, Н.А. Лившиц. - Л.: Из-во Гос. Эрмитажа, 1963. - 380 с.

2. Богат Е. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I/Е. Богатко. - М.: Детская литература, 1989. - 254 с.

3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3./Дж. Вазари - М.: Искусство, 1970. - 650 с.

4. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. - М.: МГУК. 1995. - 288 с.

5. Варшавский А.С. Улыбка Джоконды/А.С. Варшавский// Варшавский А.С. Пелика с ласточкой. - М.: Детская литература, 1971. - 225 с.

6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII - XVI веков/Б.Р. Виппер. - М., 1977. - 235с.

7. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. - М.: МГУК, 1995. - 288 с.

8. Гастев А. Леонардо да Винчи/А. Гастев. - М.: Молодая Гвардия, 1982. - 397 с.

9. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. 4-е изд./А.К. Дживелегов - М. Искусство, 1998. - 159 с.

10. Егорова К. Леонардо да Винчи/К. Егорова. - М.: Директ-Медиа, 2009. - 48 с.

Леонардо да Винчи (1452-1519) Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год - 2 мая 1519 год) - был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальным художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, Мона Лиза и Тайная вечеря. Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать - обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Самые известные картины Леонардо

Благовещение (1475-1480) - Уффици, Флоренция, Италия

Джиневра де Бенчи (~1475) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.


Мадонна Бенуа (1478-1480) - Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия


Поклонение волхвов (1481) - Уффици, Флоренция, Италия


Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) - Музей Чарторыйских, Краков, Польша


Музыкант (~1490) - Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия


Мадонна Литта, (1490-91) - Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Ла Белл Феррониер, (1495-1498) - Лувр, Париж, Франция

Тайная вечеря (1498) - Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия


Мадонна в гроте (1483-86) - Лувр, Париж, Франция


Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) - Национальная галерея, Лондон, Англия


Леда и Лебедь (1508) - Галерея Боргезе, Рим, Италия


Мона Лиза или Джоконда - Лувр, Париж, Франция


Мадонна с младенцем со Св.Анной (~1510) - Лувр, Париж, Франция

Иоанн Креститель (~1514) - Лувр, Париж, Франция

Вакх, (1515) - Лувр, Париж, Франция.

Мадонна с гвоздикой

Аноним 17 век (на базе утерянного оригинала) - Портрет Леонардо да Винчи

Гениальный художник Италии – Леонардо да Винчи создал целую серию шедевров в своей жизни.Таким образом, он воспринимал реальность, познавая ее через свои зарисовки и картины.

Произведения искусства, которые он сотворил в течение своей жизни, привлекают знатоков и в настоящее время. Благодаря его работам – искусство живописи перешло на новый этап.

В списке произведений Леонардо да Винчи есть особо значимые работы, которые затронули души многих людей. Например, картина «Мадонна Литта», завершенная в 1491 году. Молодая мать, которая кормит своего ребенка. Сам художник словно отождествляет процесс кормления с постижением души человека. В руках у ребенка мы видим маленькую птичку – красного щегла. Образ птицы – это пролитая кровь, жертвенность и страдания, жизнь во славу Веры. Картина воспевает материнство, а также скромность матери. В настоящее время это произведение искусства находится в Эрмитаже.

Картину «Мадонна с гвоздикой» окружает множество загадок. Датируется она примерно 1478 годом и изображает одухотворенную мать с улыбкой на лице и гвоздикой в руках и активный ребенок, который пытается дотянуться до цветка. Уже в этой картине виден авторский почерк Леонардо.

Изображенная поэтесса с грустным выражением лица – это «Портрет Джиневры де Бенчи».

Художник часто писал женские портреты, полностью передавая психологизм переживаний.

Поговорим об избранных произведениях великого итальянского живописца. Самые известные его произведения: «Тайная Вечеря», «Мона Лиза», «Дама с горностаем», "Витрувианский человек", «Крещение Христа».

«Тайная вечеря» раскрывает глубинные человеческие переживания в религиозной тематике. Иисус и его 12 учеников детально были расписаны Леонардо. Шедевр начал разрушаться сразу же, и реставраторы уже несколько столетий борются с тем, чтобы «заморозить» работу.


Картина «Крещение Христа» создана Леонардо да Винчи совместно с Андреа дель Верроккио.Считается, что ученик писал на этой картине ангел, и сделал это настолько точно, что Андреа перестал обращаться к кисти. Ангел действительно отличается по технике написания.


«Дама с горностаем» относится к числу самых красивых полотен в мире. Красивое лицо дамы, одетой по моде, с хорошо прорисованными руками. Она изящно придерживает зверька, совершенно не стесняя его движений. Считается, что на полотне изображена одна из любовниц герцога Сфорца Чечилия Галлерани, но документальных подтверждений не существует.

«Витрувианский человек» создавался как иллюстрация к учебному изданию, который посвящался трудам Витрувия. Рисунок, которые показывает идеальные человеческие формы, разделяя фигуры мужчины на две равных части. Это произведения является одновременно и шедевром искусства, и научным трудом. «Золотое сечение», которым мы пользуемся сейчас, был придуман именно Леонардо да Винчи. Есть версия, что автор изобразил самого себя, а чтобы понять саму картину - нужно внимательно прочитать описание к ней.


И, наконец, самая загадочная и мистическая картина Леонардо – «Мона Лиза» (Джоконда). До сих пор неизвестно, кто изображен на этой картине, хотя имеется множество догадок. Сейчас это полотно висит в Лувре. Ее загадочная улыбка завораживает, вызывая многочисленные споры.

Говорят, что в произведениях искусства Леонардо да Винчи скрыты тайные знаки и зашифрованы эзотерические коды, не разгаданные на протяжении нескольких столетий. Но по всему миру в музеях мы можем найти его картины и восхищаться тем, как итальянский мастер писал их!



Похожие статьи
 
Категории