Тестирование по фольклору 1 2 год обучения. На какие виды делятся сказки? Поговорка – это

31.01.2019

Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество­вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин­ного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы­мышленных происшествиях с историче­скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на­родные песни используют обычные для былин приемы: повторы (“Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…”), по­стоянные эпитеты (красное золото), вос­клицания-обращения (“Ой вы гой еси…” или “Ах ты гой еси…”).

Былинный герой-богатырь создан на­родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз­можны некоторые вольности и неточнос­ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ­никами.

Изложите сюжет выбранной вами историче­ской песни. Какое событие стало в ней централь­ным,

кульминационным? Как вы это определили?

Песня “Правеж” рассказывает о спра­ведливом суде Ивана Грозного; песня “Петра I узнают в шведском городе” опи­сывает “разведку” царя в столице враж­дебного ему государства.

Можно пересказать каждую из них, обя­зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. “Пра­веж” воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель­ная для пересказа история: есть завяз­ка - описание сборов для тайной поезд­ки в чужие земли, сами странствия по “Стекольному государству”, узнавание царя, успешное его бегство от преследова­телей.

Все эти этапы нужно передать как мож­но ближе к тексту песни. Кульминация - успешная разведка Петра I: “Не купчинушка по городу гуляет”. Здесь использо­ван характерный для фольклора оборот - отрицательное сравнение.

Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Для выразительного чтения можно под­готовить не всю песню, а один из ее фраг­ментов.

Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю­щий бегство Петра I от преследователей.

Можно начать со слов: “Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…” - и до кон­ца песни.

В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья­нину, к матросам и солдатам на судне и “погони” к царю. Весь эпизод должен чи­таться стремительно, а обращения рассе­кают его на части и при этом только уси­ливают темп повествования.

Глоссарий:

  • Сравните текст одной из исторических песен с былиной Какие элементы
  • изложите сюжет выбранной вами исторической песни
  • Золотая карета
  • Художественные особенности русских былин
  • правеж песня сюжет

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным моти­вам и сюжетам? Почему эти чувства столь...
  2. Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Прочи­тайте стихотворение наизусть. Каждый выбирает стихотворение по своему вкусу. Часто это “Стансы” Пушки­на и “Вечерний...

Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. В каком веке было введено в русскую литературу понятие "фольклор"?

А) в XIV веке б) в XIX веке в) в XVIII веке г) в XVI веке

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

5. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь

г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. Какое из данных высказываний является поговоркой?

а) Друзья познаются в беде. Б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В) Чудеса в решете. Г) Век живи - век учись.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) бытовые; е) о животных.

11. Как называется эта часть сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь"?

А) зачин б) концовка в) присказка г) закличка

12. В волшебных сказках каждый персонаж играет определен­ную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

13. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные; 1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке .

Вариант 1

  1. Дайте определение фольклора.
  1. К жанрам фольклора относится:

А. Былина Б. Рассказ В. Частушка Г. Роман

  1. Дайте определение былине.
  1. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Алёша Попович В. Иван – царевич Г. Илья Муромец

  1. К художественным приемам былины относятся:

А. Постоянные эпитеты Б. Метафора В. Гипербола Г. Мораль

  1. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

С горы на гору конь поскакивает,

С холма на холм добрый конь попрыгивает.

Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,

Он синие моря-то кругом обскакивал…

  1. Дайте определение жанра сказки.
  1. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Кай Б. Кощей Бессмертный В. Аленушка Г. Дюймовочка

  1. Какое первое задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»
  1. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Синдбад В. Царь Г. Кощей Бессмертный

  1. Дайте определение пословицы.
  1. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.
  1. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит - и что ж?

Не мёрзнет толстокожий...

Сначала как солнце - оранжево-яркий.
Становится пухом - пушистым и мягким.
Как облачко белый, и лишь дуновенье,
Развеется сразу в одно лишь мгновенье

  1. Перечислите признаки пьесы.

Итоговый тест по литературе за 1 четверть.

Вариант 2

1. Дайте определение фольклора.

2. К жанрам фольклора относится:

А. Стихотворение Б. Народная драма В. Сказка Г. Очерк

3. Дайте определение былине.

4. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Иван – царевич В. Добрыня Никитич Г. Илья Муромец

5. К художественным приемам былины относятся:

А. Троекратные повторы Б. Ирония В. Гипербола Г. Олицетворение

6. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

Как в сторону махнет – так тут улица,

А в другую отмахнет - переулочек

А. Постоянный эпитет Б. Зачин В. Троекратный повтор Г. Гипербола

7. Дайте определение жанра сказки.

8. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Снежная Королева Б. Кощей Бессмертный В. Василиса Премудрая Г. Белоснежка

9. Какое второе задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»

А. сшить скатерть Б. испечь хлеб В. Приехать на пир Г. Соткать ковер

10. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Иван-царевич В. Царь Г. Морозка

11. Дайте определение песни.

12. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.

13. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Первый слог простой предлог.
Слог второй звериный рот.
Если слово ты прочтёшь
Быстро в бездну упадёшь!

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат

14. Перечислите признаки пьесы.


1. Приемами былинной поэтики являются

а) рифма, иносказательность, синтаксический параллелизм

б) ирония, ритмизация, достоверное изображение действительности

в) ретардация, гиперболизация, «общее место»

2. К жанрам зимней обрядовой поэзии относятся

а) волочебные песни, жнивные песни, заклички

б) коляда, виноградье, подблюдные песни

в) русальные песни, троицкие песни, масленичные песни

3. К жанрам весенней обрядности относятся

а) вьюнишные песни, заклички, веснянки

б) щедровки, троицкие песни, жнивные песни

в) купальские песни, волочебные песни, овсень

4. К былинам Новгородского цикла относятся

а) «Михайло Казаренин», «Женитьба Добрыни»

б) «Садко», «Василий Буслаев»

в) «Вольга и Микула», «Скопин»

5. «Старшими» богатырями в русских былинах являются

а) Вольга (Волх Всеславьевич), Святогор, Микула Селянинович

б) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

в) Михайло Потык, Садко, Дюк Степанович

6. К жанрам несказочной прозы относятся

а) докучная сказка, побывальщина, сказ

б) бывальщина, кумулятивная сказка, анекдот

в) леганда, предание, быличка

7. К жанрам свадебного обряда относятся

а) докучные сказки, заклички, овсень

б) волочебные песни, игровые припевки, частушки

в) песни типа монолога-императива, причитания, величания

8. К жанрам свадебного обряда относятся

а) корильные песни, приговор дружки, причитания

б) колыбельные песни, заговор, потешка

в) пестушка, быличка, хороводные песни

9. К жанрам свадебного обряда относятся

а) байки, виноградья, припевки

б) величания, песни, комментирующие акты обряда, причитания

в) прибаутка, вьюнишные песни, небылицы-перевертыши

10. Сюжетами народной баллады являются

а) «Сестра и братья разбойники», «Муж губит жену»,

б) «Голубиная книга», «Смерть Чурилы»,

в) «Сон Богородицы», «Вавило и скоморохи»

11. Сюжетами народной баллады являются

а) «Агафонушка», «Об Аракчееве»,

б) «Рябинка», «Молодец и королевна»

в) «Полтавская битва», «Татарский полон»

12. Сюжетами народной баллады являются

а) «Петровы новобранцы на Воробьевых горах», «Поп Емеля»

б) «О воцне 1812 года», «Стрельцы и крестьяние»

в) «Ванька-ключник», «Оклеветанная жена»

13. Сюжетами исторических песен являются

а) «Взятие Казани», «Михайло Скопин».

б) «Сорок калик со каликою», «Семь загадок».

в) «Старый орел», «Конь и сокол».

14. Сюжетами исторических песен являются

а) «Князь Роман жену терял», «Дети вдовы».

б) «Молодец и Королевна», «Василий и Софья».

в) «Авдотья Рязаночка», «Сынок Стеньки Разина».

15. Сюжетами исторических песен являются

а) «Щелкан Дюдентьевич», «Казнь стрелецкого атамана».

Б) «Оклеветанная жена», «Девица-мудреница».

В) «Дмитрий и Домна», «Индрик-зверь».

16. К жанрам детского фольклора относятся

а) страшилки, дразнилки, потешки

б) пестушки, докучные сказки, предание

в) заклички, былины, считалки

17. К жанрам детского фольклора, созданным самими детьми, относятся

18. К жанрам детского фольклора, созданными взрослыми, относятся

а) дразнилки, жеребьевые сговорки, поддевки

б) колыбельные песни, небылицы-перевертыши, пестушки

в) заклички, игровые припевки, считалки

19. К сказкам о животных относятся:

а) «Крочешка-хаврошечка», «Жихарко», «Гуси-лебеди», «Собака и волк»

б) «Лиса-плачея», «Скалочку за гусочку», «Кот и петух»

в) «Иван-собачий сын», «Снегурочка», «Попова жена»

20. Куммулятивными сказками являются

а) «Баба хуже черта», «Мужик и барин», «Клад»

б) «Волк и семеро козлят», «Сивка-Бурка», «Царевна лягушка»

в) «Теремок», «Колобок», «Репка»

21. К волшебным сказкам относятся:

а) «Ледяная и лубяная хата», «Курочка-ряба», «Звери в яме»

б) «Каша из топора», «Морозко», «Машенька и медведь»

в) «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Жар-птица»

22. Поговоркой является

а) «В стрельцы ставка добра, да лиха выставка»

б) «Солдат-горемыка хуже лапотного лыка»

в) «Береги честь смолоду»

23. Пословицей является

а) «Дорога ложка к обеду, а яичко – ко Христову Дню»

б) «Когда рак на горе свистнет»

в) «Куда Макар телят не гонял»

24. Поговоркой является

а) «Голод не тетка – пирожка не подсунет»

б) «Работа не волк»

в) «Голодный француз и вороне рад»

25. К какому жанру фольклора относится следующий текст:

Золотая камка развивается. Лады!

Кто-то в путь собирается. Лады!

Кому поем, тому с добром. Лады!

Кому вынется, тому сбудется, не минуется! Лады!

а) свадебное величание

б) закличка

в) подблюдная песня

26. К какому жанру фольклора относится следующий текст:

Стоит куча не молочена, Илия!

Вершиночка позолочена. Илия!

Кому поем, тому с добром, Илия!

Кому сбудется, не минуётся. Илия!

Тому жить бы богато, Илия!

Ходить хорошо да не делать ничего, Илия!

На пече сидеть, поперёк толстеть. Илия!

а) загадка

б) подблюдная песня

в) заговор

27. К какому жанру фольклора относится следующий текст:

За дежой сижу, пятерней вожу. Слава!

Еще посижу, еще повожу. Слава!

Кому же эта песёнка достанется,

Тому вынётся, тому сбудётся, не минуется. Слава!

а) свадебное величание

б) закличка

в) подблюдная песня

28. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:

А дорогой ты мой, да ладо милое,

А дорогой ты мой, гора высокое,

Уж ты куды у мня, горе, сряжаишьсе?

Уж ты куды, мое, да отправляишьсе?

а) свадебное причитание

б) рекрутское причитание

в) похоронное причитание

29. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:

Господаревы подруженьки,

Господаревы сполюбовные,

Да истопите парну баенку

Да на моем веку не первую,

Да на роду да не последнюю,

Уж вы только последнюю

При честной девьей красоте,

Да при вольной-то волюшке

На родимой сторонушке…

а) свадебное причитание

б) рекрутское причитание

в) похоронное причитание

30. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:

Уж оболокли ведь тебя да в белы саваны,

А тебе построили дак нову ведь горницу,

Нову горницу а без дверей тебе,

Без дверей ведь тебе, моя, без окошечек…

а) похоронное причитание

б) свадебное причитание

в) рекрутское причитание

31. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:

Пили-то, пили бояра вино.

Вили-то, вили соколья гнездо.

Кличёт-то, кличёт Васильюшка жену,

Кличёт-то, кличёт Иванович свою.

а) свадебная песня

б) свадебное причитание

в) приговор

32. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:

"... У окианского моря стоит престол,

На престоле сидит Пресвятая Божья Матерь,

Перед ней стоит золотая метелка.

Я ее попрошу: "Пойдем ко мне на помощь,

Возьми метелку, смети и убери уроки, призоры..."

а) заговор

б) легенда

в) причитание

33. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:

"Чирий-вырей,

Нет тебе места на белом теле,

Есть тебе место на дереве.

Как оно сохнет, так и чирий сохни"

а) хороводная песня

б) дразнилка

в) заговор

34. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела;

Ай, по той ли дорожке прямоезжей

Да пехотою никто да не прохаживал,

На добром коне никто да не проезживал.

а) былина

б) необрядовая лирическая песня

в) плясовая песня

35. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:

Ехели мы чистыми полями, зелеными лугами.

Ехали, попоехали, до росстаней доехали,

Наши кони встали – есть захотели.

а) считалка

б) лирическая необрядовая песня

в) приговор дружки

36. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:

Кто у нас во лавице сидит?…

Да нет уса, да нет и бороды,

Да волоса его шелковые,

Да в три ряда да розымаются,

Да в три кольца да завиваются...

а) корильная песня

б) игровая песня

в) величальная песня

37. К какому былинному сюжету относится следующий фрагмент текста?:

А похвастать не похвастать бессчетной золотой казной:

На свою бессчетну золоту казну

Повыкуплю товары новгородские,

Худые товары и добрые!»

Не успел он слова вымолвить,

Как настоятели новгородские

Ударили о велик заклад,

О бессчетной золотой казны…

а) «Василий Буслаев»

б) «Михайло Потык»

в) «Садко»

38. К какому былинному сюжету относится следующий фрагмент текста?:

Повыехали в раздольице чисто поле,

Услыхали во чистом поле оратая.

Как орет в поле оратай посвистывает,

Сошка у оратая поскрипывает,

Омешики по камешкам почиркивают.

Ехали-то день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

а) «Святогор»

б) «Микула Селянинович»

в) «Три поездки Ильи Муромца»

39. К какому былинному сюжету относится следующий фрагмент текста?:

Подломились ее ноженьки резвые;

Втапоры Соловей он догадлив был,

Бросил свои звончатые гусли,

Подхватил девицу за белые руки,

Клал на кровать слоновых костей,

Да на те ли перины пуховые:

«Чего-де ты, Запава, испужалася?

Мы-де оба на возрасте».

«А и я-де девица на выданье,

Пришла-де сама за тебя свататься».

а) «Соловей Будимирович»

б) «Илья Муромец и Соловей разбойник»

в) «Садко»

40. К «переходным» обрядам относятся

а) строительство дома, тушение пожара

б) колядование, первый выгон скота

в) свадьба, родины

41. К «переходным» обрядам относятся

а) похороны, свадьба

б) переход в новый дом, опахивание

в) троицкие обряды, ряжение

42. К «переходным» обрядам относятся

а) изготовление обыденного предмета, сжигание чучела

б) похороны клопа, завивание бороды

в) родины, похороны

а) А.Н. Веселовский

б) В.Я. Пропп

а) А.Н. Веселовский

б) В.Я. Пропп

а) А.Н. Веселовский

б) В.Я. Пропп

Тест. Фольклор. 5 класс. 1 вариант

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

3
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

4
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6.
а) в меткости и образности высказывания;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) легенда

в) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

г) правдивая история

8.

б) бытовые, волшебные, о животных, героические

9.

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники. Выберите их из списка:

Тест. Фольклор. 5 класс. 2 вариант

1. Фольклор - это:

а) набор произведений на различные темы.

б) устное народное творчество;

в) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

г) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

3 . Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) поговорка; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) прибаутка; и) считалка.

4 . Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) метафора; в)отрицательное сравнение; г) эпитет, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; б) образное сочетание слов; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чем различие пословиц и поговорок?
а) поговорка – это часть суждения, а пословица – законченное суждение;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;
в) в меткости и образности высказывания.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) правдивая история

в) легенда

г) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

8. Верно укажите основные группы сказок:

а) фантастические, бытовые, о трех братьях.

б) бытовые, героические, волшебные, о животных

в) чудесные, о животных, литературные

9. Ведущая идея волшебной сказки:

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть вредители. Выберите их из списка:

Конь, заяц, Змей Горыныч, гуси-лебеди, щука, Баба Яга, медведь, Кощей Бессмертный, серый волк.



Похожие статьи
 
Категории