Основные способы прыжка в высоту с разбега. Элемент "перекидной прыжок" - основы фигурного катания

07.05.2019

Что всегда вызывает восторг зрителей? + Прыжки - даже сложные - доступны всем! + Вначале попробуем прыгнуть на полу + Три силы, помогающие улететь высоко

О дин из элементов фигурного катания неизменно вызывает восторг у всех зрителей, естественно, при безукоризненном исполнении. Более того, многие зрители считают именно эту группу элементов главной в фигурном катании и о мастерстве спортсмена судят только по ней. Вы, наверное, уже начинаете догадываться, о чем идет речь. Ну конечно же о прыжках, без которых фигурное катание теряет свою остроту, без которых выступления фигуристов были бы менее эффектны.

Прыжки сегодня занимают большое место в программе любого мастера фигурного катания. Вообще по своим характеристикам прыжки фигуристов резко отличаются от остальных элементов этого вида спорта. Отрыв ото льда, полеты и вращения в воздухе придают яркую эмоциональную окраску выступлениям фигуристов.

В далекое прошлое ушли времена, когда считалось, что сложные прыжки под силу только особо одаренным спортсменам. Ныне практически любой фигурист может в принципе освоить самый сложный прыжок - ведь постановка их изучена до малейших деталей. Еще лет десять назад прыжки в три оборота показывались лишь несколькими ведущими спортсменами. А сегодня на чемпионатах мира, на первенствах Европы и нашей страны прыжки в три оборота исполняют десятки спортсменов, и даже женщины делают вполне успешные попытки показать их на состязаниях.

Словом, прыжки сегодня - удел не избранных, они принадлежат всем фигуристам. И мы тоже приступим к их изучению. Конечно, на наших тренировках сложными прыжками мы заниматься не будем, но азы техники, сам принцип исполнения того или иного прыжка мы изучим. И это поможет вам в дальнейшем, если вы захотите продолжать занятия уже в настоящей спортивной группе под руководством опытных тренеров.

Итак, приступаем к прыжкам фигурного катания.

Прежде чем начать прыгать на льду, ребята, выучим простейший перекидной прыжок на полу. Это, как и раньше, при изучении других элементов, позволит нам быстрее понять характер прыжка, избежать лишних падений.

Одежда для занятий - простой спортивный костюм, тапочки.

Поскольку все в нашей группе «левые», то и прыжки мы будем изучать исходя из этого.

После хорошей разминки, разогревающей все тело, приступаем к прыжкам. Стоим на правой ноге, в колене слегка согнутой. Правая рука впереди, левая сзади. Назад отведено и левое плечо. Запомните: это момент подхода к прыжку. В этом положении вы будете скользить назад.

А теперь шаг на левую ногу вперед. Ставим ее развернутой пяткой к пятке правой ноги, но не слишком близко - на расстоянии примерно ступни. Шаг делается на согнутую в колене левую ногу. Лицо при этом поворачивается в сторону движения.

При переходе на левую ногу впереди оказывается левая рука, правая отведена назад. Свободная правая нога совершает мах вперед-вверх мимо опорной ноги, но ни в коем случае не вокруг нее (движение, противоположное замаху на вращение, где свободная нога описывала круг). В момент окончания маха левая, опорная, нога резко отталкивается от пола с помощью выпрямления в колене и движения голеностопного сустава.

В воздухе толчковая нога подтягивается к маховой. Фигурист должен сделать пол-оборота влево в воздухе и выехать назад на правую ногу. Левая нога, после того как была подтянута к правой, к моменту выезда отводится назад. Правая рука чуть-чуть впереди левой, выезд происходит спиной к направлению движения.

На льду мы начнем с того, что сделаем несколько подсечек назад против часовой стрелки. Скользим назад на наружном ребре правого конька. Примем положение, которое уже выучено на, полу. После этого переходим на левую ногу на скольжение вперед. Оставьте правую ногу сзади и сделайте мах, который вам уже известен. Не забудьте о работе плеч и рук.

Хочу попутно добавить, что отрыв ото льда делается с передней части конька. Исполнив пол-оборота в воздухе, приземлитесь на зубец правого конька и сразу переходите на центр лезвия. Этим вы смягчите приземление, не будет жесткого удара о лед. Помните, что выезд из перекидного прыжка совершается на наружном ребре правого конька. Голова повернута в сторону правой руки. Плечи и руки фигуриста, а также свободная нога должны быть очень жесткими, чтобы предотвратить дальнейшее «скручивание» туловища и чтобы сделать правильный, четкий выезд. Поскольку этот прыжок является прыжком «тройкой» (если вы заметили, мы сделали как бы троечный шаг, только «тройку» перепрыгнули в воздухе и сразу приземлились на правую ногу), линия въезда в прыжок и линия выезда были продолжением одна другой по окружности.

Высота прыжка зависит от силы толчка опорной ноги и от маха свободной. Это две равноценные составные. Есть еще третья сила, которая помогает фигуристу подняться надо льдом. Это движение рук, направленное вперед-вверх, помогающее телу в полете.

В дальнейшем, когда прыжок будет освоен, попытайтесь сделать подряд несколько перекидных прыжков. После выезда из первого перекидного прыжка (выезд должен быть продолжительным) делается точно такой же переход ко второму перекидному, какой делали при первоначальном подходе. Сделав второй прыжок и выехав из него, можно исполнять третий, четвертый, пятый и т. д. В серии перекидных тоже есть соревновательный элемент. И каждый в группе может состязаться со своими товарищами: оценивать здесь можно количество хорошо выполненных прыжков.

Сегодня спортсменами-профессионалами применяется целый арсенал прыжковых трюков, разделенных на две отдельные группы. Реберный получил свое название благодаря технике отталкивания ребром конька. К реберным прыжкам относится аксель, петля и сальхов.

Следующая группа - носковый прыжок в фигурном катании - требует отталкивания носком конька, на котором располагается ряд специальных зубцов. В данной группе прыжков спортсменами наиболее часто выполняются полюбившийся всем тулуп, лутц и флип.

Аксель

Аксель - прыжок в фигурном катании, который рассматривается фигуристами как наиболее сложный элемент в исполнения. Прыжок является единственным, выход на который осуществляется при движении вперед. Правильное выполнение акселя требует от фигуриста скольжения наружу и совершения выпада на правой ноге с разворотом вперед. Во время прыжка фигурист одновременно выбрасывает одну свободную ногу и слегка притормаживает другой.

Вращение в воздухе при выполнении акселя нуждается в быстрой перегруппировке, что обеспечивает гладкий упор на маховую ногу. Несмотря на отталкивание при разгоне вперед, спортсмен приземляется спиной к направлению движения. Поэтому данный прыжок в фигурном катании является уникальным элементом, где количество вращений вычисляется исключительно с половинами.

На протяжении длительного времени аксель считался мужским Лишь в середине прошлого века американка Кэрол Хейсс закрепила за собой титул первой женщины, которой покорился двойной аксель. Позже, в 1988 году, тройное вращение при выполнении элемента удалось японке Мидори Ито. С того времени достижение спортсменки на официальных соревнованиях удалось повторить лишь пяти девушкам. Впрочем, аксель для женщин не считается абсолютно обязательным элементом программы.

Сальхов

Наверное, для фигуриста-профессионала не существует более легкого прыжка по сравнению с сальховом. Этот одинарный реберный прыжок впервые исполнил Ульрих Сальхов в 1909 году. Через какое-то десятилетие спортсмены принялись демонстрировать двойные и тройные сальховы. Ну а четверной прыжок покорился юному фигуристу Тимоти Гейблу в 1998 году.

Если говорить о технике выполнения прыжка, то заключается она в следующем. Заход на вращение осуществляется дугой по направлению назад-внутрь. Параллельно с этим выполняется мах свободной ногой вокруг корпуса. Приземляется спортсмен на наружное ребро, после чего маховая нога опускается на площадку и продолжает движение.

Петля

Петля - реберный прыжок в фигурном катании, широко известный также как «луп». Впервые на международных соревнованиях элемент выполнен немецким фигуристом Вернером Риттербергером в далеком 1910 году.

Техника исполнения петли требует скольжения в направлении назад-наружу с опорой на правую ногу. При этом свободная нога заходит накрест по отношению к опорной, разворачивая корпус против часовой стрелки. Одновременно выполняется отталкивание с правой ноги.

Тулуп

Наиболее распространенный прыжок в фигурном катании называется тулуп. Именно с него многие спортсмены начинают знакомство с техническими элементами спортивной дисциплины. Впервые с единственным оборотом прыжок был выполнен в 1920 году американским спортсменом Брюсом Мейпом. Позже к сложности элемента были добавлены еще три вращения.

Сегодня фигуристы рассматривают тулуп как достаточно легкий прыжок в фигурном катании. Для технически верного выполнения элемента требуется отталкивание с носка левого конька, вращение назад и приземление на наружное ребро опорной ноги. Фигуристы, выполняющие прыжок в движении за часовой стрелкой, соответственно, меняют ногу для отталкивания и приземления.

Перекидной прыжок вполоборота

По сравнению с тулупом в три или четыре вращения перекидной прыжок в фигурном катании считается относительно несложным элементом. Выполняется он с подсечки по направлению против часовой стрелки. Далее осуществляется прокат на чуть согнутой в колене правой ноге. При движении на внешней поверхности лезвия конька с руками, разведенными во фронтальном направлении, происходит заход на прыжок.

Резко перемещая правую ногу впереди левой и распрямляя согнутое колено, можно выполнить довольно простое вращение вполоборота. При этом руки выступают в качестве выталкивающей силы.

Чтобы перекидной прыжок не сорвался, начиная с момента смены ног при отталкивании, нужно постараться зависнуть на мгновение в подвешенном состоянии. Полностью левая нога распрямляется лишь в прыжке.

Флип

Вторым по сложности элементом среди группы носковых прыжков в фигурном катании является флип. Свое название элемент получил благодаря характерному щелчку, который слышат спортсмены во время его исполнения. Тройной флип впервые выполнен в середине 70-х. К сожалению, четверной прыжок в фигурном катании пока так никому и не покорился.

Выполнение флипа требует захода по направлению назад, с упором на внутреннее ребро опорной ноги. Далее носок свободной ноги ударяется о площадку, после чего происходит отталкивание с вращением и выкат назад-наружу.

Лутц

Профессиональные фигуристы рассматривают лутц как самый сложный в техническом плане носковый прыжок. Впервые элемент был продемонстрирован австрийским спортсменом Алоизом Лутцом на международных соревнованиях в 1913 году. Потребовался какой-то десяток лет, чтобы фигуристы научились исполнять двойные и тройные лутцы. Примечательно, но четверной прыжок покорился американцу Брэндону Мрозу лишь век спустя после появления элемента в соревновательной практике.

Техника исполнения элемента заключается в прокате на левой ноге с упором носка свободной ноги в лед. Оборот происходит одновременно с касанием передней части конька площадки за счет резкого движения рук и туловища. Осуществляя несколько вращений по направлению против часовой стрелки, спортсмен опирается на правую ногу с выходом назад-наружу.

В итоге

Прыжки - наиболее захватывающий элемент фигурного катания. Именно вращение в полете составляет основную часть современной программы соревнований. Головокружительные прыжковые трюки не только заставляют аудиторию вскрикивать от страха, но и ощущать радость от всплеска адреналина.

Разобравшись в технике выполнения основных прыжковых элементов, спортсмен открывает для себя совершенно иную грань спортивной дисциплины, изменяет свое видение существующих программ и собственный взгляд на систему судейской оценки.

-11

Прыжки – самые зрелищные фигурные элементы. При выполнении прыжка спортсмен не просто отталкивается от поверхности льда, но и крутится над ним с невероятной скоростью, что смотрится очень эффектно и завораживающе.

В фигурном катании прыжки различают по числу оборотов, также существуют зубцовые и реберные прыжки. Самый навороченный прыжок – это прыжок в четыре оборота, в частности «сальхов» или «тулуп». Ну и куда же без «акселя» в 3,5 оборота. Наиболее легкий в плане выполнения «перекидной» прыжок в пол-оборота. С него и начнем.

Выполнение элемента нужно начинать с подсечек назад против часовой стрелки. Катитесь назад на правой ноге на внешнем ребре лезвия. Колено чуть присогнуто. Правую руку вынесите вперед, а левую держите позади корпуса. Так вы выполняете заход на прыжок. Затем перенесите тяжесть тела на другую ногу, тоже на наружное ребро, катитесь вперед. Нога опять согнута, свободная нога позади. Далее переместите быстро правую ногу вперед левой ноги. Левой ногой сделайте толчок, разогните колено и совершите 0,5 оборота в воздухе. При выполнении элемента руки помогают вам совершать выталкивание при движении вперед и вверх.

Закончив полоборота, на лед встаньте зубцами правого лезвия и сразу переместитесь на центральную часть лезвия. Катитесь на наружном ребре и совершите эффектный выезд по дуге назад.

На что нужно обратить внимание. На вашу высоту в воздухе и пролет прыжка влияют три компонента: движение правой ноги вперед левой, расправление левой опорной ноги, а также работа рук, помогающих выкатить тело. Следите, чтобы прыжок не сорвался в переступание. Для этого нужно постараться застыть на пару мгновений в висячем состоянии. Левую толчковую необходимо распрямить в прыжке. Элемент исполняется по одной траектории: заходить на прыжок и выходить из него нужно по линии одной окружности.

См. также:

Комментарии

Авторизация через сервис Loginza:

Успехи в фигурном катании зависят от знания техники и практической подготовки. Основу составляет умение выполнять простейшие движения и прыжки, их изучение входит в программу подготовки любой ледовой школы. Опытные тренеры прекрасно знают, как выполнять прыжки в фигурном катании и уделяют им много времени.

Как научиться прыжкам в фигурном катании

В фигурном катании существует 6 видов основных прыжков, три из которых рёберные, три - зубцовые. Каждый из них имеет свою технику исполнения и требует практической отработки.

  • Аксель . Выполняется в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота, бывает одинарный, двойной, тройной и перекидной. Как делать перекидной прыжок в фигурном катании, должен знать каждый фигурист. Выполняется после разбега, с переходом к скольжению назад-наружу. В этом положении важно сохранять равновесие, следить за осанкой, не выпячивать таз, не сутулиться и не опускать голову.
  • Сальхов . Прыжок выполняется в положительном направлении с переменой ноги, наиболее распространённым считается тройка вперёд-наружу/назад-внутрь. Может выполняться переступанием, например, назад-наружу/вперёд-внутрь с переходом назад-внутрь к толчковой дуге. Создаёт эффект неожиданности, отличается динамичностью.
  • Лутц . Один из самых сложных и эффектных прыжков, выполняется в отрицательном направлении без перемены ноги, при скольжении по дуге назад-наружу. Свободная нога впереди, рука отведена назад. Перед прыжком опорная нога отводится назад, плечи поворачиваются в сторону, противоположную вращению. Толчковая нога ставится в двух-трёх коньках от опорной, прыжок выполняется после энергичного отталкивания обеими ногами.
  • Флип . Чаще всего выполняется после тройки вперёд-наружу/назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на зубцы. После поворота перед толчком свободная нога и рука отводятся назад. После толчка и начального вращения, получаемого поворотом верхней части туловища, ускорение придаётся стопорящим движением зубцами толчкового конька.
  • Тулуп . Выполняется в положительном направлении с переменой ноги после поворота тройкой вперёд-внутрь/назад-наружу и постановки носка толчкового конька назад в направлении движения. Для прыжка можно использовать и другой способ: тройной переход вперёд-наружу. Первый подходит для выполнения максимального числа оборотов, второй - для начинающих, поскольку обеспечивает наиболее устойчивое положение.

Как правильно прыгать прыжки в фигурном катании, тренер объясняет после того, как освоены главные навыки. При разучивании в первую очередь добиваются устойчивого скольжения, потом переходят к изучению прыжков, в которых между разбегом и толчком нет большой паузы.



Похожие статьи
 
Категории