Тихон, Борис, Кулигин, Катерина - представители молодого поколения в драме А.Н. Островского «Гроза

24.04.2019

Пьеса “Гроза” была написана А.Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами.

Старый мир “темного царства” представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. “Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”, - пишет Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”.

Представителями молодого поколения в “Грозе” являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны дать отпор тиранству самодуров?

Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не желающий “рабствовать” перед хозяином? “Я его не боюсь, а пущай же он меня боится”, - хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, “Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований”.

Дочь Кабановой, Варвара, тоже легко приспосабливается к морали “темного царства”. Не желая жить в неволе, терпеть власть матери, она легко становится на путь обмана, который делается для нее привычным. Она утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”, - оправдывается девушка. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, - учит она Катерину. Однако Варвара хитрила, пока была возможность, когда же ее стали на замок запирать, убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти Кабанихи.

Сын Кабановой, Тихон, от природы простодушен и незлобив. Он по-своему любит и жалеет жену, по мнению Добролюбова, “в нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери”. Этот слабохарактерный человек настолько измучен бесконечными попреками, наставлениями и нравоучениями своей деспотичной матери, что готов очертя голову удариться в разгул, оставив в отчаянном состоянии жену, не умея и не желая понимать ее мятущейся души.

Но задавленные под гнетом Кабанихи лучшие качества Тихона не погибли окончательно. Смерть жены пробуждает их ото сна. Освободившись наконец от вечного страха и трепета перед матерью, Тихон впервые в жизни осмеливается обвинять ее. “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...” - в отчаянии кричит он и в ответ на ее грозный оклик снова повторяет: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” Перед лицом трагедии в нем родилось страшное понимание, что жизнь в “темном царстве” хуже смерти. Бросаясь на труп жены, он кричит в исступлении: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Из молодого поколения более всех слаб и жалок Борис, племянник Дикого. По своему характеру он очень похож на Тихона. “Борис - такой же в сущности, только “образованный”. Образование отняло у него силу делать пакости... но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие”, - отмечает критик. Борис не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Сознавая свое бессилие, он только беспомощно мечется и причитает: “Ах, кабы знали эт.и люди, каково мне прощаться с тобой!.. Эх, кабы сила!”

Этот бессильный, слабохарактерный человек становится предметом великой страсти Катерины, натуры чистой, возвышенной, поэтической. Как отличается она от других молодых людей Калинова! Всем им в тягость кабала патриархальных устоев “темного царства”, но они стоят на позиции житейских компромиссов, они научились обходить гнет старших, каждый сообразно своему характеру. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.

Проснувшееся внезапно чувство любви воспринимается ею как страшный непростительный грех. Молодая женщина всеми силами противится своей “грешной” страсти, но не находит опоры в этой борьбе: “Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что”. Чуждая малейшей лжи и фальши, Катерина не способна на обман и притворство. “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” - говорит она Борису. Катерина не хочет и не может хитрить, притворяться. Это подтверждает сцена признания в измене. Ни гроза, ни пугающее пророчество сумасшедшей барыни, ни страх перед “геенной огненной” не помешали героине сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит для нее быть самой собой. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души. Но после прилюдного покаяния в своем грехе Катерине оставалось только покориться свекрови, стать кроткой рабой своего мужа. Не могла эта вольнолюбивая натура смириться с такой участью. Выход из невыносимого положения она находит в смерти.

Катерина - человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера! Ее смерть- вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Как ни трагичен такой исход, Добролюбов отмечает, что “конец этот кажется нам отрадным...: в нем дан страшный вызов самодурной силе... с ее насильственными, мертвящими началами”. По мнению критика, в образе Катерины воплотилась “великая народная идея” - идея освобождения.

Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего, создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные идеи «стариков» и, таким образом, определяющим, что найдет воплощение в общественной жизни через несколько десятилетий, а что умрет вместе с последними представителями старшего поколения. По состоянию молодежи можно определить и состояние всего общества, ведь общественные пороки прежде всего отражаются на его самой чувствительной и уязвимой части, коей и является молодежь. И страшнее всего то, что молодое поколение может утратить способность к анализу и оценке реальности и из судьи-преобразователя превратиться в точное отражение старшего поколения - тогда ни о каком развитии общества не может идти и речи.

Именно такую ситуацию и показал в драме « », изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что «у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом». называет Кулигина «татарином» за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что «гроза-то нам в наказанье посылается», молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается способности к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, «тузов» этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле «сокрушают ребра» своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка приспосабливаться и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.

Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: «Нет… своего-то ума. И, значит, живи век чужим». Всю жизнь они находятся под пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а способны лишь жалеть себя. Они не способны совершить сколько-нибудь значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных частей своей «неволи»: «Недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Расставаясь с Катериной, он просит Бога, «чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!» Борис и Тихон - марионетки в руках «темного царства», безвольные куклы, неспособные ни на поступок, ни на истинное чувство.

Особняком от них стоит Кудряш. На первый взгляд кажется, что Кудряш и есть тот «революционер», способный бросить вызов окружающему миру, но, оказывается, и на нем лежит уродующая печать «темного царства». Кудряш относится к типу людей, приспособившихся к тяжелым условиям жизни, он заключил негласный договор с Диким: Кудряш нужен Дикому, поэтому Дикой ничего не может сделать с Кудряшом. Кудряш удовлетворен таким положением вещей и не задумывается ни над проблемами общества, ни над положением других людей. Его интересы эгоистичны, они лежат в сфере «погулять -побраниться с Диким (то есть еще раз насладиться чувством собственной «неприкосновенности»)», он, может быть, даже способен любить (о чем свидетельствуют его отношения с Варварой), но он не может и не хочет бороться с «темным царством», его деятельность похожа, по определению , на «беганье белки в колесе». Также и Варвара: она научилась игнорировать брань Кабанихи, научилась лгать. («И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».) Так она приобретает ограниченную свободу действий и следует основному принципу: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». В действиях Варвары нет протеста против порядков «темного царства», она лишь хочет «нагуляться» до свадьбы. И с Кудряшом Варвара убегает не из-за любви к нему (она зевает на свиданье), а скорее от материнской тирании. Такие два типа людей и составляют основу калиновской молодежи. В них нет ничего прогрессивного; приспособившиеся или сломавшиеся, они не осознают даже своего бессилия что-либо изменить в обществе, своей никчемности, не понимают всего ужаса своего положения. Но Островский все же оставляет молодому поколению надежду, показывая тип людей/» которые могут вывести общество из плачевного положения. К этому типу молодежи относится Катерина. Она не ломается под нажимом домостроевских порядков, но и не может приспособиться к ним. («Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».) Катерина открыто протестует против всего того, что ей навязывают, протестует «по зову натуры»; протестует, потому что физически не способна жить в «темном царстве». Но ее протест не находит отклика, поэтому ей остается лишь мечтать о «лучшем мире», а когда гнет «темного царства» становится невыносимым, да к тому же и Борис покидает ее, Катерине ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством.

В «темном царстве» нет условий для появления таких людей, как или Лопухов, да и всякий протест разума будет подавлен, и протестующий либо полностью покорится, либо направит свой ум на поиск «лазеек» в морали общества. Здесь на помощь приходит сама природа, порождая людей типа Катерины. Это единственный тип молодежи, способный выжить и сохранить свои положительные качества неизменными, сохранить способность совершенствовать общество. Их протест бессознателен, он идет из глубин души, но это все же протест. Их сила - в единстве, судьба одиночек - это судьба Катерины. Катерина - исключение, которое должно перерасти в правило, первый «луч света», предвестник нового типа молодежи, который едиными силами своей натуры сможет разрушить «темное царство» и создать новый мир.

Пьеса «Гроза» была написана А. Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами.

Старый мир «темного царства» представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров», – пишет Н. А. в статье «Луч света в темном царстве».

Представителями молодого поколения в «Грозе» являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны дать отпор тиранству самодуров?

Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не желающий «рабствовать» перед хозяином? «Я его не боюсь, а пущай же он меня боится», – хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, «Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований».

Пьеса "Гроза" была написана А.Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами.

Старый мир "темного царства" представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их верх над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. "Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя вдали она, ещё и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров", - описывает Н. А. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве".
Представителями молодого поколения в "Грозе" являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны вручить отпор тиранству самодуров?

Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не хотящий "рабствовать" перед хозяином? "Я его не боюсь, а пущай же он меня боится", - хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, "Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны приятель другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не надобно особенного героизма для предъявления своих требований".

Дочь Кабановой, Варвара, тоже легко приспосабливается к морали "темного царства". Не желая существовать в неволе, терпеть верх матери, она легко становится на путь обмана, который делается для нее привычным. Она утверждает, что по-другому и существовать нельзя: весь жилье у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда надобно стало", - оправдывается барышня. "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было", - учит она Катерину. Однако Варвара хитрила, пока была вероятность, когда же ее стали на замок запирать, убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти Кабанихи.

Сын Кабановой, Тихон, от природы простодушен и незлобив. Он по-своему любит и жалеет жену, по мнению Добролюбова, "в нем есть совесть, есть стремление добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери". Этот слабохарактерный человек настолько измучен бесконечными попреками, наставлениями и нравоучениями своей деспотичной матери, что готов очертя голову удариться в разгул, оставив в отчаянном состоянии жену, не умея и не желая понимать ее мятущейся души.

Но задавленные под гнетом Кабанихи лучшие качества Тихона не погибли окончательно. Смерть жены пробуждает их ото сна. Освободившись наконец от вечного страха и трепета перед матерью, Тихон в первый раз в жизни осмеливается обвинять ее. "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы..." - в отчаянии кричит он и в ответ на ее мрачный оклик снова повторяет: "Вы ее погубили! Вы! Вы!" Перед лицом трагедии в нем родилось страшное понимание, что жизнь в "темном царстве" хуже смерти. Бросаясь на труп жены, он кричит в исступлении: "Хорошо тебе, Катя! А я-то к чему остался существовать на свете да мучиться!"

Из молодого поколения более всех слаб и жалок Борис, племянник Дикого. По своему характеру он очень похож на Тихона. "Борис - такой же в сущности, только "образованный". Образование отняло у него силу работать пакости... но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие", - отмечает критик. Борис не способен не дать в обиду ни себя, ни любимую женщину. Сознавая свое бессилие, он только беспомощно мечется и причитает: "Ах, кабы знали эт.и люди, каково мне прощаться с тобой!.. Эх, кабы сила!"

Этот бессильный, слабохарактерный человек становится предметом великой страсти Катерины, натуры чистой, возвышенной, поэтической. Как отличается она от других молодых людей Калинова! Всем им в тягость кабала патриархальных устоев "темного царства", но они стоят на позиции житейских компромиссов, они научились обходить гнет старших, любой сообразно своему характеру. Но аккурат на фоне их бессознательной и компромиссной позиции нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.

Проснувшееся неожиданно чувство любви воспринимается ею как страшный непростительный грешок. Молодая леди всеми силами противится своей "грешной" страсти, но не находит опоры в этой борьбе: "Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что". Чуждая малейшей лжи и фальши, Катерина не способна на обман и притворство. "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - говорит она Борису. Катерина не хочет и не может хитрить, притворяться. Это подтверждает сцена признания в измене. Ни гроза, ни пугающее пророчество сумасшедшей барыни, ни страх перед "геенной огненной" не помешали героине сообщить правду. "Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!" - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы существовать - не для нее. Жить - это значит для нее быть самой собой. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души. Но после прилюдного покаяния в своем грехе Катерине оставалось только покориться свекрови, стать кроткой рабой своего мужа. Не могла эта вольнолюбивая натура смириться с такой участью. Выход из невыносимого положения она находит в смерти.

Катерина - человек сильно религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то обдуманно совершив его, она показала не слабость, а силу характера! Ее смерть- вызов "темной силе", стремление существовать в "светлом царстве" любви, радости и счастья.

Как ни трагичен такой исход, Добролюбов отмечает, что "конец тот самый кажется нам отрадным...: в нем дан страшный вызов самодурной силе... с ее насильственными, мертвящими началами". По мнению критика, в образе Катерины воплотилась "великая народная идея" - мысль освобождения.

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».

В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.

К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» - говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона – вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» - говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется – уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис – добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.

Таким образом, оба они – и Тихон, и Борис – не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.

К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.

Катерина – центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! – говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.

Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».


Тихон, Борис, Кулигин, Катерина - представители молодого поколения в драме А.Н. Островского «Гроза»

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».

В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.

К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» - говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона – вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» - говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется – уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис – добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.

Таким образом, оба они – и Тихон, и Борис – не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.

К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.

Катерина – центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! – говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.

Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».



Похожие статьи
 
Категории