Томас гейнсборо картины. Гейнсборо томастворчество, картины и биография

25.04.2019

February 10th, 2016

Thomas Gainsborough; (1727 - 1788) -

английский живописец, график,портретист и пейзажист.

Томас Гейнсборо. Автопортрет, 1758−1759.

«Даю вам право сварить из меня лак для картин и распилить мои кости на карандаши», -
писал Гейнсборо своему заказчику, когда больше года никак не мог закончить его портрет.

Причин тому было несколько:
во-первых, Гейнсборо был крайне придирчив к себе,
а во-вторых, вечно отвлекался на что-нибудь постороннее.

Великий английский актёр XVIII века Дэвид Гаррик говорил о своём друге:
«Голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность,
что она взорвётся,как перегретый паровой котёл».

Томас Гейнсборо Семейство Бейли 1784

Томас Гейнсборо c юности и до самой смерти был невысокого мнения о своих способностях.
Это сейчас мы знаем, что в XVIII веке лучше и тоньше художника в Британии не было.
Но сам Гейнсборо до такой степени не верил в свои силы, что решил: в Лондоне ему
точно никогда не добиться успеха. А раз так - надо ехать в провинцию. Гейнсборо
рассуждал так: люди там простые, неприхотливые. Заказчики не будут привередничать,
как избалованная столичная публика.
А значит, Гейнсборо сумеет прокормить жену и двух дочек.

Пейзаж с дояркой. 1754-1756. Центр британского искусства. Йель.

Скоро помещик из пригорода прослышал, что в Ипсуиче поселился художник, и прислал за
ним своего слугу. Окрылённый перспективой хорошего заработка Гейнсборо поспешил к нему.
Всю дорогу он радостно гадал, что именно закажет ему богатый эсквайр. Вид своего
поместья? Сцену охоты с чистокровными лошадьми и породистыми собаками? Семейный портрет?

В поместье Гейнсборо ожидали жбаны с краской и щётки. Оказалось, хозяин желал,чтобы ему
покрасили двери и окна. Как ни низко Гейнсборо оценивал свой талант, это оказалось
чересчур. Он резко развернулся на каблуках и удалился без объяснений.

Томас Гейнсборо Прогулка в Сент-Джеймском парке 1783.

В работе Гейнсборо использовал необычные вещи, а обычные превращал в необычные. Чтобы
добиться тонкого и плавного («текучего») мазка, он пользовался жидкими красками и
очень длинными кистями. Длина их составляла до 6-ти футов - около 180 см. Работать
такими кистями можно было только стоя. Так Гейнсборо и стоял за мольбертом с
полутораметровой кистью по 5−6 часов в день. Ближе к старости это стало чудовищно
тяжело: просто удержать такую кисть требовало усилий.

Много нужного для работы художник находил на кухне. К возмущению кухарки, утаскивал
оттуда кастрюли, чтобы разводить в них краски и химичить с лаками. Тени на полотне он
намечал кусочком губки, притороченным к палочке, блики - маленьким кусочком белил,
зажатым щипчиками для сахара. Шутили, что после того, как на них положил глаз
Гейнсборо, щипчики в городе сразу подорожали.

Возвращение с жатвы. 1774. Художественная галерея Онтарио. Торонто, Канада.

Если Гейнсборо задумывал писать пейзаж, он сооружал модель ландшафта прямо у себя в
мастерской. В ход пускалось всё, что попадалось в кладовой или просто во дворе под
окнами. Гейнсборо приказывал слуге тащить из кухни простой дубовый стол и начинал
колдовать над композицией. В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки,песок.
Тёмный передний план он сооружал из пробки, средний - из глины; скалы выкладывал из
кусков угля, кусты - из мха и лишайников, дальние леса на горизонте - из цветной
капусты. Рисовать просто по памяти Гейнсборо не любил.

Томас Гейнсборо Джон Плампин 1750-е.

Популярность Гейнсборо не радовала. Дело в том, что он искренне считал своим призванием
пейзажи. Но их никто не хотел покупать: в Англии это еще не вошло в моду. Вместо этого
окружающие осаждали его, чтобы Гейнсборо написал их портрет. У художника была
феноменальная способность передавать сходство. А еще он удачно оказался «в нужное время
в нужном месте», когда переехал в курортный городок Бат,кишащий праздными и богатыми
бездельниками. Любимым развлечением в Бате были купания - в воду погружались одетыми,
прямо в камзолах и треуголках.

Томас Гейнсборо Виконт Лигонье 1771.

Вторым модным развлечением стало позирование обаятельному чудаку Гейнсборо. Но череда
сменявших друг друга самодовольных физиономий угнетала портретиста. «К чертям всех
джентльменов! - жаловался он в письме молодому коллеге, - для художника нет злейших
врагов, чем они, если не уметь их держать на приличном расстоянии. Они думают, а может
быть иногда и вы тоже, что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и вниманием».

Томас Гейнсборо Виконтесса Лигонье 1771.

Однако, несмотря на брюзжание Гейнсборо, ажиотаж только рос. Заказчики записывались
заранее, закупали огромные роскошные рамы для своих гостиных, а потом долго ждали,
когда у художника дойдут до них руки. Ожидание могло длиться и год, и два. «Природа
портретной живописи такова, что происходит постоянная гонка, - философствовал Гейнбсоро,
- один дурак возникает вслед за другим, точно их блоха укусила, и этого достаточно,
чтобы свести меня с ума».

Томас Гейнсборо Ричард Хёрд, епископ Вустерский 1781.

Иногда Гейнсборо не выдерживал и бросал начатую работу. Так было, когда некий аристократ
всё время переспрашивал, сумел ли Гейнсборо запечатлеть его породистую ямку на подбородке.
Или когда другой стал требовать, чтобы Гейнсборо перед каждым сеансом портретирования
являлся на утреннюю молитву. В конце концов, не выдержав перенапряжения, Гейнсборо слёг.
Положение было настолько серьёзно, что местная газета поспешила раструбить о смерти
всеми любимого живописца - это казалось неминуемым.

Однако Гейнсборо выжил.

Томас Гейнсборо Портрет четы Эндрюс 1749

Гейнсборо обожал музыку и сам был превосходным музыкантом. Дружил с музыкантами больше,
чем с художниками. Играл практически на всех музыкальных инструментах, какие только
существовали в Англии XVIII века - от цитры до виолы да гамба (прообраза современной
виолончели). Переезжая в новый город, Гейнсборо тут же вступал в местное музыкальное
сообщество. В таких кружках профессионалы и любители, вроде него, музицировали и
весело проводили время.

Томас Гейнсборо Иоаганн Кристиан Бах, сын Иоаганна Себастьяна Баха 1776

В музыке тогда чрезвычайно ценилась импровизация, а в импровизации Гейнсборо, обладавший
хорошим слухом, был очень силён. Мог исполнить на слух любую мелодию на гитаре или
скрипке, клавесине или флейте. А также на гобое, фаготе, арфе и лютне. Правда, как
говорил его приятель, Гейнсборо «никогда не хватало прилежания выучить ноты».

Томас Гейнсборо Портрет композитора Карла Фридриха Абеля с его виолой да гамба 1765.

Часто заседание музыкального кружка заканчивалось тем, что друзья-музыканты стаскивали
с головы Гейнсборо парик и начинали перебрасывать его другу другу под аккомпанемент
всеобщего хохота.

«Меня тошнит от портретов»,
- жаловался Гейнсборо. Но тут же утешался:
«Зато у меня есть пять виол да гамба!»

Томас Гейнсборо Преподобный Джон Чафи, играющий на виолончели на фоне пейзажа 1752.

Томас Гейнсборо Портрет композитора Иоаганна Кристиана Фишера 1780

Томас Гейнсборо Карл Фридрих Абель 1777

Томас Гейнсборо Анна Форд (будущая миссис Филипп Тикнесс) 1760.

Друзья у Гейнсборо были под стать ему самому - беспокойные, но весёлые и изобретательные.
Например, он дружил с человеком по имени Генри Бейт. Генри имел сан священника, но
решил посвятить себя публицистике. Журналист из него получился отменный - талантливый
и зубастый. Со многими из тех, кого задевали его статьи, Генри Бейт дрался на дуэли.
А когда решил переключиться на дела поспокойнее - музыку и сельское хозяйство, -
за ним всё равно следовало прозвище«драчливый пастор».

Томас Гейнсборо Питер Дарнелл Уилмен, Чарльз Крокатт и Уильям Кибл на фоне пейзажа 1750.

Когда Генри Бейт получил неожиданное наследство (с непременным условием, что прибавит
к своей фамилии «Дадли»), он стал издавать газету Morning Post,чуть позже основал
Morning Gerald. О Гейнсборо в его газетах писали только хорошее.

Томас Гейнсборо Уильям Уоллестоун 1750.

Еще одним другом Гейнсборо был моряк и торговый агент по имени Джеймс Кристи. Этот тоже
решил взяться за совсем новое дело - начал торговать картинами с аукциона. Происходило
всё в пыльных помещениях печатного склада на Пэлл Мэлл. Гейнсборо жил неподалёку и
иногда забегал к другу развеяться. Обычно Кристи стоял за кафедрой с молоточком и,
блистая красноречием, нахваливал очередной товар, который хотел сбыть публике.

Джеймс Кристи. 1778. Музей Пола Гетти. Лос-Анджелес

Остроумный Гейнсборо подшучивал над ним и над всей этой новой для всех ситуацией.
Кристи не обижался. Очень скоро он стал просить Гейнсборо заглядывать к нему почаще:
в дни его посещений продажи возрастали на треть. Секрет был прост: в лёгкой и веселой
атмосфере люди легче расстаются с деньгами. Так что успех аукционного дома
Christie`s начался с шуточек Гейнсборо.

Генри Бейт-Дадли. 1780. Частное собрание.

Однажды Гейнсборо не на шутку увлёкся эйдофузиконом. Так называлась штука,которую в
начале 80-х годов XVIII века сконструировал театральный художник Лоутербург.
Это было что-то вроде современного проектора слайдов - с поправкой на то, что
электричество заменяли свечи.

Проектор Томаса Гейнсборо. 1780-е. Музей

Лондонцы приняли изобретение «на ура»: уж очень им нравилось смотреть, как на стене
тёмной комнаты возникают в потоке света картины природы - леса и горы, грозы и закаты,
наводнения и пожары. Как только Гейнсборо увидел всё это - потерял покой и сон.
Мог думать только об эйдофузиконе. Немного успокоился только когда собственноручно
сконструировал копию и изготовил несколько«слайдов» - вот где пригодилось его
искусство пейзажиста. Особенно удачным вышел лунный пейзаж.

Слайд для эйдофузикона, изготовленный Томасом Гейнсборо. 1780-е. Музей Виктории и Альберта.

Хороша была и гроза. Когда во время показа за окном разразилась гроза взаправдашняя,
Гейнсборо полез на крышу, чтобы сравнить зрелище в природе с тем,которое нарисовал
сам. И с чердака, счастливый, кричал: «Лоутербург, наш гром лучше!»

Томас Гейнсборо Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мэри 1751.

К собакам Гейнсборо относился с нежностью. Даже его первая сохранившаяся подписанная
работа - это портрет бультерьера Бампера. На обороте рукой Гейнсборо написано
«замечательно умный пёс». Собаки позировали Гейнсборо наравне с хозяевами и нередко
выходили на холсте более симпатичными, чем их владельцы. Однако не все разделяли
добрые чувства художника к «друзьям человека».

Томас Гейнсборо Тристан и Фокс 1780-е.

В 1770-м году Гейнсборо написал портрет герцога Баклёя. На нём молодой аристократ
обнимает любимую собачку. Королевское общество Эдинбурга, которому портрет был
подарен, его с возмущением отвергло: это же так неприлично!

Герцог Генри Баклёй. 1770.

Под конец жизни Гейнсборо часто ссорился со своей женой Маргарет Барр. С возрастом
она становилась всё более скупой и ворчливой. Гейнсборо быстро вспыхивал, ругался.
Но мириться шёл всегда первым: писал жене трогательную записку от имени своего пса
Фокса. А адресовалось письмецо любимому спаниелю жены Тристраму.

Томас Гейнсборо Портрет Маргарет Гейнсборо, жены художника
1778 Лондон, Галерея института искусства Курто

На Маргарет запрещённый приём действовал безотказно. Она тут же садилась сочинять
ответ собаке Гейнборо: «Мой дорогой Фокс! Ты такой добрый и любящий, а я, маленькая
несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся и не будем больше об
этом вспоминать. Всегда твоя любящая Трис».

Из книги Е. А. Некрасовой «Томас Гейнсборо»

Томас Гейнсборо - английский художник XVIII века. Модный художник, рисовавший портреты аристократии, изумительно выписывающий и драпировки, и ткани платьев и камзолов, и кружева, более всего любил английский пейзаж, который изучал всю жизнь. Его картины близки и нам, людям XXI века, как были близки людям XVIII столетия.

Лондон и время учебы

Томас Гейнсборо родился в 1727 г., учился в Лондоне у французского гравера и художника и постепенно выработал свою собственную рисования, которая приближается к рококо. Он предпочитал пейзажи. Но они продавались плохо, и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.

Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. В это же время он женился, и у него родилось две дочери.

Бат - модный курорт

Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Лучше всего у него получаются портреты. Этим он и начинает заниматься. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Он очень хорошо передавал портретное сходство, а также блеск шелка, мягкость бархата, воздушность шарфиков и плюмажей. Все основные заработки художник получал от написания портретов. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.

Портретная живопись

Технически живописец очень вырос, и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Техника его легка и виртуозна. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, - «Портрет мальчика в голубом».

По колориту это живописное произведение симфонично. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани, изображен в полный рост. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.

В столице

К 47 годам Томас был уже членом Королевской академии искусств в Лондоне, но так плохо выполнял свои обязанности, что его исключили. Но это не омрачило жизнь художника. Он выставлял свои картины в собственной мастерской. Утонченность и свобода исполнения - одна из главных особенностей манеры работы художника.

Пейзажная живопись

Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен.

В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Реализм Рубенса, перед которым он преклонялся, и французскую живописную легкость, стилистику рококо с его извилистыми прихотливыми линиями. Его картина написана не плотным, но текучим слоем краски, поэтому манера письма становится легкой. В кронах деревьев играет, переливается свет, то накладывая глубокие тени, то сверкая на солнце. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Описание картиныподводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.

Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Высокий напудренный парик завершает образ. Весь облик дамы утонченно-благородный. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне, играющем тенями. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Через его руки прошла масса портретов, в которых он старается добиться максимального сходства, а не передачи общественного положения человека. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется, и в с перьями. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Осанка подчеркивает величие актрисы.

Томас Гейнсборо умер в Лондоне, когда ему исполнился 61 год. Он работал много, до самой смерти. В его жизни не было драматических коллизий. Она была наполнена любимой работой. Удивительна точность мазка, сочные насыщенные краски, коими пользовался Томас Гейнсборо, биография которого составлена из его картин, передающих все прекрасное.

Томас Гейнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.

В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля, который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

В Ипсвиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ.)русск. - оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель»

В 1763 – 1764 годах был создан портрет графини Мери Хау. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.

Большое значение для Гейнсборо оказало знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал.

«С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо, не удававшихся мастеру прежде. Манера письма Гейнсборо в корне меняется. Примером этих новшеств можно считать «Пейзаж» (ныне в музее Уорчестера), показанный на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Он написан при искусственном свете и драматически построен на мощных кривых. Постепенно фигуры в пейзажах делаются крупнее и начинают играть все большую роль в композиционных решениях. Может быть, лучший пейзаж этого периода «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. 1767), просветленный и щедрый по краскам: удивительно написаны утреннее небо, листва, пронизанная желто-розовыми лучами солнца.»

В ноябре 1768 года Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской Академии. Она была основана 10 декабря 1768 года.

Наиболее знаменитыми портретами начала 1770-х годов являются портрет миссис Грэм и «Мальчик в голубом», на котором изображён Джонатан Баттл.

Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника.

В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон.

В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» - ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Один из лучших пейзажей - «Возвращение с жатвы» (1784). «Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.»

В 1781 году театральный художник Лоутербург придумал эйдофузикон - своеобразный волшебный фонарь. На подсвеченном сзади экране демонстрировались картины, нарисованные на стеклянных пластинах. Гейнсборо очень заинтересовался этим изобретением и в 1781–1782 годах создал цикл пейзажей для собственного эйдофузикона, в музее Виктории и Альберта хранятся 10 таких пластин, расписанных художником.

Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием Ван Дейка.

Гейнсборо писал портреты итальянской танцовщицы Джованны Баччелли, знаменитых куртизанок - миссис Эллиот по прозвищу Длинная Долли и Фрэнсис Данкомб, но, в основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву. Особое внимание привлекают необыкновенно лиричный портрет «Дамы в голубом», портреты леди Горации Уолдгрейв и герцогини Девонширской.

В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем.

В 1784 году у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. Ему не понравилось, как были развешаны на выставке Академии его картины, он попросил перевесить их пониже. Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников. В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.

В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс - своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.

К 1785–1788 годам относится единственное полотно Гейнсборо, посвящённое античной мифологии - «Диана и Актеон».

Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).

В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата.

В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл.

Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея).

Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни.

Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.

Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.


Lady Georgiana Cavendish

Conversation in a Park
Landscap e

Wooded Landscape with Cattle by a Pool and a Cottage
The Cottage Door

The market cart

Cottage Girl with dog and Pitcher
The Harvest Wagon
woodcutter courting a milkmaid

Evening Landscape-Peasants and Mounted Figures
River landscape

The Watering Place
Landscape with Cattle
Charity relieving Distress
Fen Bridge Lane
The Woodcutters Return
Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.

Open Landscape with Mounted Peasants
The Mall
John Plampin
Portrait Of Colonel John Bullock
Elizabeth Wrottesley
King George III
John and Henry Trueman Villebois
Artists daughters with a cat

The Blue Boy (Jonathan Buttall).
Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.

Shepherd Boys with Dogs Fighting
Master John Heathcote
John, Fourth Duke of Argyll
Mrs Sheridan.
В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния женщины.

Mrs Siddons .
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс актриса скрывает от зрителя Сиддонс женщину.

pomeranian bitch and puppy

Mrs Graham

George, Lord Vernon
The Linley Sisters
Mrs Graham

Ann Ford (Mrs Philip Thicknesse)
Queen Charlotte
Mary, Countess Howe
The Morning Walk
The Honourable Charles Wolfran Cornwall
William Wollaston
The Marsham children

Portrait of a lady in blue

James Christie

Portrait of Louisa, Lady Clarges (1760 - 1809).

Gainsborough`s Daughter Mary (1777)

«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727–1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.

Герцогиня де Бофор, 1770-е
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Портрет Сары Бакстон, 1777
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати.

Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).


Утренняя прогулка, 1785
Национальная галерея, Лондон


Портрет актрисы Сары Сиддонс, 1785
Национальная галерея, Лондон


Сэр Эндрью с женой, 1749
Национальная галерея, Лондон

Картина Томаса Гейнсборо «Сэр Эндрью с женой».
Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять, что он только что возвратился с охоты. Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрью – на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Роберт Эндрью и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом, истинным его призванием было изображение английской природы. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа – пейзаж старинного парка или лесной опушки,– становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.

В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784–1785, Лондон, Национальная галерея). Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.

Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (?) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика.

В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни; его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.

Помимо портретов в рост, поясных, погрудных, Гейнсборо писал парные и групповые портреты, иногда сближающиеся с жанровыми сценами. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени. В мастерски исполненных, композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, связывающих людей, их близость к природе, их мечтательность, и это роднит его образы с героями литературных произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины. Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи. Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», около 1775–1777, Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 века и прежде всего искусство Констебля.

Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734–1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне все же малозначительных. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.



Похожие статьи
 
Категории