Творчество В.Г. Распутина в контексте «деревенской прозы

09.04.2019

В 1966. На Читинском семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока (1965) отмечен талант Распутина, он рекомендован в Союз писателей СССР. Большой успех у читателей получила первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Критика отметила ее как переход Распутина от «таёжной романтики и поэтизации сильных характеров в их таинственном единстве с природой» к глубокому психологизму, который будет затем сопутствовать всему дальнейшему творчеству писателя. Распутин будет испытывать своих героев, подвергая их в каждой повести проверке совестью, деньгами, любовью к матери, верностью к дому и стране, отношением к миру и природе. Повесть «Последний срок» (1970) принесла Распутину всемирную известность. С начала 1970-х повести и рассказы Распутина выходят в многочисленных издательствах страны, переводятся на языки всех республик (ныне – «ближнего зарубежья»), выходят во многих европейских странах, в Японии, США. В 1977 за повесть «Живи и помни» Распутину присуждена Государственная премия СССР, в 1987 Государственная премия присуждена за повесть «Пожар». Распутин – член Правления Союза писателей СССР и РСФСР (с 1985), неоднократно избирался секретарём того и другого союзов, с 1994 – сопредседатель Правления Союза писателей России. В 1980-1990-е много работает в жанре публицистики, пишет очерки-размышления о судьбе заветных уголков Сибири. Его книга «Сибирь, Сибирь...» (1991), иллюстрированная снимками иркутянина Б. В. Дмитриева, стала тотчас же по выходе в свет библиографической редкостью. Избирался депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, был советником в Президентском совете при М. С. Горбачеве. Член редколлегий многих газет и журналов, входил в руководящие органы общественных движений, деятельность которых посвящена возрождению России. Инициатор и вдохновитель проведения в Иркутске ежегодных Дней русской духовности и культуры « » с 1994.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

Жил и работал в Иркутске и Москве. 12 марта 2015 был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015.

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990 год|1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».

2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР.

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

В Иркутске Распутин содействует изданию газеты «Литературный Иркутск».

В 2007 Распутин выступил в поддержку Зюганова.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913–1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911–1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939–2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского , родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа. Умерла 1 мая 2012 в возрасте 72 лет.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 – 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла 9 июля 2006 в результате авиакатастрофы , произошедшей в аэропорту , в возрасте 35-ти лет.

Сын - Сергей Распутин (1961), преподаватель английского языка.

Сочинения

Повести

  1. Деньги для Марии (1967)
  2. Последний срок (1970)
  3. Живи и помни (1974)
  4. Прощание с Матёрой (1976)
  5. Пожар (1985)
  6. Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  1. Я забыл спросить у Алёшки... (1965)
  2. Край возле самого неба (1966)
  3. Костровые новых городов (1966)
  4. Вверх и вниз по течению (1972)
  5. Уроки французского (1973)
  6. Век живи – век люби (1982)
  7. Сибирь, Сибирь (1991)
  8. Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова

1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео

1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков

1980 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько b Элем Климов.

1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов.

1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская

2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин

Награды

Герой Социалистического Труда (1987), два ордена Ленина (1984, 1987), орден Трудового Красного Знамени (1981), орден Знак Почета (1971), орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007), орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002). Лауреат (1977, 1987) международной премии имени Фёдора Достоевского, премии Александра Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал », литературной премии имени Сергея Аксакова (2005). премии Правительства РФ (2010), Государственной премии России (2012). Почётный гражданин Иркутска (1986).

Память

Имя Валентина Распутина присвоено Научной библиотеке ИГУ .

В 2015 имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».

В 2015 имя Валентина Распутина присвоено школе №12 в г. (Иркутская область), в марте 2016 на фасаде здания школы установлена мемориальная доска в честь писателя.

19 марта 2015 имя Валентина Распутина присвоено средней школе № 5 в г. Урюпинске (Волгоградская область).

Приложение. Валентин Распутин. Биографический очерк

«Родился я в трехстах километрах от ,- рассказывает писатель,- в , что на . Так что я - коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало» (Вопросы литературы. 1976. №9).

Детство Распутина прошло в низовьях , в небольшой деревне Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег . С 1944 по 1948 учился в Аталанской начальной школе, с 1948 по 1954 в Усть-Удинской средней школе.

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета .

«В Москве откровенно говорят о том, что не знают, как поступить с Восточной Сибирью. Об этом говорилось на недавнем форуме в Иркутске. Похоже, что нас собираются передать каким-то государствам: продают карту наших полезных ископаемых, чтобы те знали, где и что у нас добывать. Это не сказки, это точно. Тысячи китайцев переходят сюда, селятся, работают, обживаются. В Благовещенске уже не знают, куда от них деваться. Перспективы очень безрадостные... Игры в справедливость, разговоры о правах человека... Какие права человека - здесь людей с родной земли, с родных могил гонят!»

Литература

  1. Русское Устье // Распутин В. Сибирь… Сибирь… : очерки. - М., 1991. - С.221-264
  2. Распутин В. На Индигирке, рядом с океаном // Розовая чайка . - 1991. - № 1. - С.195-201.
  3. Распутин В. Писатель и время : Сб. документ. прозы. - М., 1989. - С.4-50.
  4. Распутин В. Русское Устье: Из книги «Сибирь, Сибирь…» // Наш современник . - 1989. - № 5. - С.3-40.
  5. Валентин Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана. Повесть // статья из журнала «Наш современник». - 2003. - № 11.
  6. Чупринин С. Русская литература сегодня. Новый путеводитель. - М., 2009.
  1. У нас - Поле Куликово, у них - «поле чудес» : Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко //

Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.

Е.Ю. Сидоров: «Валентин Распутин, один из самых талантливых наших прозаиков, написал повесть “Прощание с Матёрой”, которая вызвала сложные, противоречивые чувства. Никогда, пожалуй, писатель не был так тенденциозен, так страстно активен, как в этом произведении. Никогда ещё он так густо не насыщал буквально каждую страницу книги своим темпераментом, нравственной проповедью, желанием вынести поэтический приговор жизни. Реквием уходящей сибирской деревне, прощание с родительскими и дедовскими святынями, смываемыми безжалостным временем, не только на земле, но даже в памяти будущих поколений не оставляющими прочных следов, узелков, спасительных для непрерывности нити духовного и нравственного развития, - вот что такое новая повесть Распутина, вот его боль и нежность, гнев и сила, пафос и сострадание.

Мне уже приходилось писать о том, что прозу Распутина нельзя судить по законам “прямого”, бытового правдоподобия, она противится этому. Распутин не “бытописатель”, в его повестях всегда ощущается поэтический подтекст, многозначность художественной идеи. Можно сказать, что он каждый раз строит “поэтическую модель” деревенской жизни с определенной этической целью. Отсюда и принципы типизации характеров, особенно главных, женских, наиболее полно выражающих образную мысль произведения. Они, будь то старуха Анна в “Последнем сроке”, Настёна в “Живи и помни” или Дарья из “Прощания с Матёрой”, непременно включают в свой духовный мир и авторскую точку зрения, его голос, его мироощущение. <...>

Напрасно было бы искать в повести реалистические и психологические объяснения такого напряжённого и сложного внутреннего мира, какой несёт в себе старуха Дарья. Он, этот мир, спроецирован Распутиным из своего сердца. Это его боль за людское беспамятство, его тревога за современного человека, который часто, слишком часто живёт беспечной минутой, не оглядываясь назад и потому плохо различая, что впереди, не считаясь с нравственными и духовными корнями своего бытия. Именно так поступает сорокалетний шалопут Петруха, который сам тайно поджигает родную избу, чтобы до срока получить от государства деньги на новое обзаведение да и пропить их в городе. Именно так рассуждает Клавка, обращаясь к старикам: “Кругом давно новая жисть настала, а вы всё, как жуки навозные, за старую хватаетесь, всё каку-то сладость в ей роете... Давно пора сковырнуть вашу Матёру и по Ангаре отправить”, на что Дарья роняет резонно и горько: “Тут не приросли и нигде не прирастёте, ничё вам не жалко будет. Такие уж вы есть... обсевки”.

Спасти Матёру нельзя, как нельзя остановить жизнь, обмануть смерть. <...> Где же выход, как совместить, условно говоря, технический прогресс с сохранением всего лучшего, что есть в традициях нашего деревенского уклада?

Для Распутина выход только один: его писательство. Он неумолчно призывает: живи и помни! Он пишет своих старух Анну, Дарью и, подробно запечатлевая их последний срок, как бы даёт урок нам, живущим, в надежде, что правдивое слово само по себе есть тоже жизнь и преодоление забвения».

М.М. Дунаев: «В старухе Дарье (“Прощание с Матёрой”) совершается естественное внутреннее побуждение: обращение к Богу при всяком неправедном, пусть и малом, действии окружающих. И она же в простоте души своей молитвенно обращается к Богу, ощущая собственную и всеобщую виновность во всем и свою чуждость идущему неведомому новому укладу.

А у молодых того уже нет. Уже внук Дарьи, Андрей, скептически воспринимает разговор о душе. <...>

Вот что, по сути, изобразил писатель в своих повестях: суеверие, идолопоклонство, беспутье, наваждение. Но и то, что источники-то где-то таятся, пусть и в душах, уходящих из жизни.

Распутин видит прямую связь между началом такого оскудения жизни и разорением земли: лес ли без ума вырубали или затопляли всё без разбору, дома и могилы родные уничтожали. Землю разорили, воду замутили - чего хорошего от того ожидать? И нравственность во всём истрепалась, куда ни глянь. Даже когда как будто пытаются обходить землю - всё равно корежат.

Распутин жестоко судит переустроителей земли, уничтоживших лучшее, сгоняющих людей на худшее (это общая проблема всего советского переустройства жизни, включая и всевозможные стройки века, воспетые безбожными поэтами). Но ведь корёжить землю стали люди с душой покореженной. Когда и кто её так? И почему допускал человек душу свою так испоганить, что и не понял, сам не заметил, как жизнь истощается?»

В.Н. Крупин: «Но вот “Изба”. Если суждено быть русской литературе наступившего века, то она выйдет не из “Шинели” Гоголя, не с Матрёниного двора, а из распутинской избы. Вспомним, как в “Прощании с Матёрой” Дарья убирает свою избу перед тем, как отдать её на сожжение. Пересказывать не нужно, надо перечитать и представить, что такое изба для нас - это всё. В ней всё такое живое, такое кровно родное, и вот всё это должно погибнуть. Я когда первый раз читал, то вспомнил рассказ из средневековой литературы. Сына приговаривают к смерти. Мать просит за него правителя. Правитель непреклонен - сына должны казнить. А мать накануне сказала сыну: “Если буду стоять в белом платье, когда тебя повезут на казнь, то значит, тебя помилуют, а если в чёрном - казнят”. И мать надела белое платье. И со спокойной душой восходил её сын на эшафот. Так и изба Дарьи, обманутая приборкой, прихорашиванием, думала ещё жить долго-долго, пока не поднесли к ней горящий факел поджигатели.

И вот изба Агафьи. “Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось”. Но изба крепкая, мощные её стены выдержат морозы, крепкая крыша не пропустит влаги, огород около избы даст картошку и овощи, можно жить. И можно, и нужно. Примечательно, что автор проводит избу Агафьи сквозь пожар. Его устраивают приблудшие безвольные люди Катя с Ваней. Добрые люди спасают и их, и избу.

“Агафьина изба встречала и провожала зимы и лета, прокалялась под жгучей низовкой с севера стужею, стонала и обмирала до бездыханности и опять отеплялась солнышком... Тут, в Агафьиной ограде, было над чем подумать... Здесь можно было вволюшку повздыхать, и столько здесь копилось невыразимых воздыханий, что тучки в небе задерживались над этим местом и полнились ими, унося с собою жатву людских сердец”.

Уносили, добавим, к престолу Небесному. Старуха, похоронившая мать в рассказе “В ту же землю”, после похорон идёт в церковь. Больше некуда. В мире воцарился дьявол - деньги. У старухи, у таких, как она, денег никогда не бывало и не будет, она свободна от зависимости золотому Тельцу. Она идёт к Господу. И ещё неумело своими загрубевшими от работы пальцами “возжигает” и ставит перед святыми иконами свечи.

Впервые, но пришла в храм, неумело, но поставила свечи. И увидела, как “в высокое окно косым снопом било солнце, чисто разносилось восторженное ангельское пение”.

Все последние работы Валентина Распутина говорят одно: спасение России в возрождении традиционных духовных и культурных ценностей. Все остальные пути перепробованы. Неужели мы не прислушаемся к голосу крупнейшего писателя XX и начавшегося XXI века? Или опять обойдёмся без пророка в своём (в своём!) Отечестве?»

Жизнь и творчество писателя В. Распутина

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец - Распутин Григорий Никитич (1913-1974). Мать - Распутина Нина Ивановна (1911-1995). Супруга - Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын - Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь - Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка - Антонина (1986 г. рожд.).

В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо - деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался - в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет - уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом -у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял -видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее - строительство железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...

В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах - маленьком народе, живущем в Саянах.

Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она - неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.

Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она - в доме, он - в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств - ревность, обиду, злость, а позже - принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез - его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература. В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы - дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми - самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное - менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина - особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы - из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.

Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков - погибель. А по сути, - судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков - Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.

Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана «иванами, родства не помнящими». Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев - особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей - это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью. Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, - тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. ...К Настене вернулся муж с фронта. Не героем - днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он - дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем - захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви - будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же - позор! Считается, что муж на войне, а жена - гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу - указать место, где он скрывается. Не пойти - уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.

Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе - всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное - есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.

Он мог бы писать многотомные романы - их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка - кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера - мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом - та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения - политика не его удел.

Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам. Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена - верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Валентин Григорьевич - верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб - с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина - незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

творческий распутин писатель повесть


Валентин Григорьевич Распутин – один из наиболее ярких представителей классической советской и русской прозы ХХ века. Его перу принадлежат такие знаковые повести, как “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Он был членом Союза писателей СССР, лауреатом высших государственных наград, активным общественным деятелем. Он вдохновлял режиссеров на создание гениальных кинофильмов, а своих читателей на то, чтобы жить по чести и совести. Ранее мы публиковали , это вариант более полной биографии.

Меню статьи:

Деревенское детство и первые творческие шаги

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда (ныне Иркутская область). Его родители были простыми крестьянами, а он – самым обыкновенным крестьянским ребенком, с раннего детства знавшим и видевшим труд, не привыкшим к излишкам, прекрасно чувствующим народную душу и русскую природу. В младшую школу он ходил в родном селе, а вот средней там не было, поэтому маленькому Валентину пришлось переехать за 50 км, чтобы посещать учебное заведение. Если читали его “Уроки французского”, то сразу проведете параллели. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им или кем-то из его окружения.

Получать высшее образование будущий писатель отправился в Иркутск, где поступил в городской университет на историко-филологический факультет. Уже в студенческие годы он стал проявлять интерес к писательству и журналистике. Площадкой для проб пера стала местная молодежная газета. Его очерк “Я забыл спросить у Лешки” привлек внимание главного редактора. На юного Распутина обратили внимание, а он сам уяснил – будет писать, это у него получается неплохо.

После окончания университета юноша продолжает работать в газетах Иркутска и Красноярска и пишет первые рассказы, но пока что не публикуется. В 65-м на совещании молодых писателей в Чите оказался известный советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин. Ему очень понравились произведения начинающего литератора и он решил их протежировать, став “крестным отцом” Распутина-литератора.

Взлет Валентина Григорьевича произошел стремительно – уже два года спустя после встречи с Чивилихиным он стал членом Союза писателей СССР, что являлось официальным признанием литератора на государственном уровне.

Ключевые произведения автора

Дебютная книга Распутина была опубликована в 1966 году под названием “Край возле самого неба”. В следующем году вышла повесть “Деньги для Марии”, принесшая популярность новой звезде советской прозы. В своем произведении автор рассказывает историю Марии и Кузьмы, которые живут в глухой сибирской деревеньке. У супругов четверо детей и долг в семьсот рублей, который они взяли в колхозе на строительство дома. Чтобы улучшить материальное положение семейства, Мария устраивается в магазин. Перед ней уже несколько продавцом засадили за растрату, потому женщина очень переживает. Спустя длительное время в магазине проводят ревизию и обнаруживают недостачу в 1 000 рублей! Марии нужно собрать эти деньги за неделю, иначе ее посадят в тюрьму. Сумма неподъемная, но Кузьма и Мария решают бороться до конца, они начинают одалживать деньги у односельчан… и вот тут многие, с кем они жили плечом к плечу, проявляются с новой стороны.

Справка. Валентина Распутина называют одним из значительных представителей “деревенской прозы”. Это направление в русской литературе сформировалось к середине 60-х и объединило произведения, изображающие современную деревенскую жизнь и традиционные народные ценности. Флагманами деревенской прозы являются Александр Солженицын (“Матренин двор”), Василий Шукшин (“Любавины”), Виктор Астафьев (“Царь-рыба”), Валентин Распутин (“Прощание с Матерой”, “Деньги для Марии”) и другие.

Золотой эпохой творчества Распутина стали 70-е. В это десятилетие были написаны его самые узнаваемые произведения – рассказ “Уроки французского”, повести “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. В каждом произведении центральными персонажами были простые люди и их нелегкие судьбы.

Так, в “Уроках французского” главным героем является 11-летний Лешка, смышленый паренек из деревни. На его родине нет средней школы, поэтому мама собирает деньги, чтобы отправить сына на учебу в райцентр. В городе мальчику несладко – если в деревне случались голодные дни, то здесь они практически всегда, ведь еду в городе достать намного сложнее, все приходится покупать. Из-за молокровия мальчику нужно каждый день покупать молоко на рубль, нередко оно становится его единственной “едой” на целый день. Старшие мальчики показали Лешке, как заработать быстрые деньги, играя в “чику”. Он всякий раз выигрывал свой заветный рубль и уходил, но однажды азарт взял верх над принципом…

В повести “Живи и помни” остро поднимается проблема дезертирства. Советский читатель привык видеть дезертира исключительно в темном цвете – это человек без моральных принципов, порочный, трусливый, способный предать и спрятаться за спинами других. А что если такое черно-белое разделение несправедливо? Главный герой Распутина Андрей однажды в 44-м не вернулся в армию, просто захотел на денек заглянуть домой, к любимой жене Настене, а потом возврата уже не было и на нем зазияло пекучее клеймо “дезертир”.

В повести “Прощание с Матерой” показана жизнь целой сибирской деревни Матеры. Местные вынуждены покинуть свои дома, потому что на их месте будут строить ГЭС. Поселение в скором времени затопят, а жителей отправят в города. Каждый воспринимает это известие по-разному. Молодежь преимущественно радуется, для них город – это невероятное приключение и новые возможности. Взрослые настроены скептично, скрипя сердцем расстаются с налаженым бытом и понимают – в городе их никто не ждет. Тяжелее всего старикам, для которых Матера – вся их жизнь и другой они не представляют. Именно старшее поколение становятся центральным персонажем повести, ее духом, болью и душой.

В 80-х и 90-х Распутин продолжает много трудиться, из под его пера выходят повесть “ ”, рассказы “Наташа”, “Что передать вороне?”, “Век живи – век люби” и многое другое. Перестройку и вынужденное забвение “деревенской прозы” и деревенской жизни Распутин воспринял болезненно. Но писать он не прекратил. Большой резонанс имело произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”, изданное в 2003 году. В нем отразилось упадническое настроение писателя, связанное с крахом большой страны, морали, ценностей. Главную героиню повести, юную девочку-подростка, насилует компания отморозков. Ее на протяжении нескольких дней не выпускают из мужского общежития, а потом всю побитую, запуганную, морально сломленную вышвыривают на улицу. Они с матерью отправляются к следователю, но правосудие не торопится наказывать насильников. Утратив надежду, мама решается на самосуд. Она делает обрез и поджидает обидчиков в подъезде.

Последняя книга Распутина была создана в тандеме с публицистом Виктором Кожемяко и представляет своеобразную автобиографию в беседах и воспоминаниях. Труд вышел в свет в 2013 году под названием “Эти двадцать убийственных лет”.

Идеология и общественно-политическая деятельность

Несправедливо говорить о жизни Валентина Распутина, не упоминая его активную общественно-политическую деятельность. Занимался он этим не ради выгоды, а лишь потому что не был молчуном и не мог наблюдать за жизнью своей горячо любимой страны и народа со стороны.

Очень огорчило Валентина Григорьевича известие о “перестройке”. При поддержке единомышленников Распутин писал коллективные антиперестроечные письма, надеясь сохранить “великую страну”. В дальнейшем он стал не так критичен, но окончательно новый строй и новую власть принять не смог. И никогда власти не кланялся, несмотря на щедрые подарки от нее.

“Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно… Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы”

Много внимания Распутин уделял вопросам охраны природы. Писатель видел сбережение народа не только в обеспечении его работой и прожиточным минимумом, но и в сохранении его нравственного и духовного облика, сердцем которого является мать-природа. Особенно его беспокоил вопрос Байкала, по этому поводу Распутин даже встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.

Смерть и память

Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года, за день до своего 78-летия. На этот момент он уже похоронил жену и дочь, последняя была успешной органисткой и погибла в авиакатастрофе. На следующий день после смерти великого писателя по всей Иркутской области был объявлен траур.

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

4.7 (93.33%) 3 votes

Тема: В. Г. Распутин. Жизнь и творчество.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством В. Г. Распутина

Образовательные: Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.

Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; культуру речи, память, мышление, творческие способности;умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы.

Воспитательные: Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическая цель:

1. Методика организации и проведения урока изучения нового материала в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Методы и приемы: наглядный, словесный, работа с текстом, с книгой, создание проблемной ситуации, слово преподавателя, исследовательский , частично-поисковый, аналитическое чтение, эвристический.

Технологические приемы: мозговая атака (мозговой штурм), метод «ИНСЕРТ», кластер, таблица «ЗХУ», «Чтение с остановками», синквейн.

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметные связи: история, русский язык

Наглядные пособия и технические средства: учебная доска, дидактический материал, презентация.

Оборудование: текст рассказа «Уроки французского», листы бумаги, фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги для кластеров.

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1) Стадия- Вызов.

2) Стадия Осмысления

а) Литературно-критическая деятельность учащихся

б) Анализ смысла названия рассказа «Уроки французского» Работа с кластером.

в) Работа с текстом. Чтение с остановками.

III. Стадия- Рефлексии Составление синквейна.

IV. Домашнее задание

V. Подведение итогов урока

Ход урока:

Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы. Желательно не более пяти рабочих групп по четыре-пять человек.

I Организационный момент

Психологический настрой.

Составление плана урока.

II. Изучение нового материала

Для записи темы нового урока место должно быть оставлено, т.к. тему нового урока обучающиеся узнают немного позже.

1) Стадия Вызов

Перед вами портрет человека. Опираясь на ключевые слова, дайте предположения о жизни этого человека.

Война

Сибирь

Детство

Иркутский государственный университет

Добро

Нравственность

Задание: запишите в тетрадь свои предположения, озвучьте результат своей работы и прикрепите на доску. Время на выполнение этого задания 3-5 минут. Время выступления-2-3 мин.

В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем. Возвращаемся к предположениям и анализируем их.

Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской. Эпиграфом урока я предлагаю взять слова Л.Н. Толстого:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Творчество В.Г.Распутина. (слайды)

2) Фаза Осмысления. Метод «ИНСЕРТ».

а) Работа с информацией.

Детские годы. В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

Творчество . Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт в Иркутске и продолжает писать.

2. Работа с текстом

Задание: выпишите из текста словосочетания, характеризующие особенности творчества писателя

Обучающиеся работают индивидуально, выписывают словосочетания:

а) Слово учителя.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе.

Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.

Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.

. Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен.

Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни).

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

    Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.

И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.

Рассказ учителя о времени и месте действия

А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» 11-летний мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.

Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха! И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту.
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости.

Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

2. Работа с кластером

Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
Почему статью назвали «Уроки доброты»?
Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

Доброта Щедрость Бескорыстие Отзывчивость Расположение к людям.

На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»?

Вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна

Знакомство с кратким содержанием текста

в) Работа с текстом. Чтение с остановками (вопрос – остановка – обсуждение - вопрос).

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Как бы вы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказ

«Образы, имеющие в рассказе символическое значение».

Рефлексия.

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста

Какие знания подтвердились?

Какие не подтвердились?

Синквейн

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Доброта»



Похожие статьи
 
Категории