В чем заключается смысл названия гроза. Смысл названия драмы А.Н

23.03.2019

В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.

Образ грозы-угрозы - тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» - стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», - хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза - знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.

Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», - говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)

Смысл названия драмы «Гроза»

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “... вон никак гроза заходит...”
В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...”
А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить...”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”
Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...”
Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...”
Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

Так что же это за символ, который Островский выводит в заглавие - гроза?

Для людей XIX века, не знающих об электричестве и физических законах, гроза представляла собой ужасное, пугающее действие. На небе сверкали молнии, иногда они долетали до земли и убивали людей, жгли постройки и деревья. Повсюду стоял неописуемый грохот. Впрочем, и сейчас грозы на земле точно такие же, как и 150 лет назад. Только они уже не так страшны, потому что мы знаем, как они происходят. Но наши предки наделяли это природное явление таинственным смыслом.

Итак, с одной стороны, с грозой было связано поверье о гневе господнем. Она обрушивается на людей, чтобы испугать и напомнить о дне страшного суда, на котором грешники поплатятся за совершенные против Бога преступления. С другой стороны, грозы – это вестник обновления, так как в основном они связаны с наступлением весны. Проливные с громом дожди очищают воздух, моют землю, листву. Перед грозой обычно душно, а после неё становится легко и весело дышать. Страх проходит, и наступает радостное обновление. Природа и люди вновь начинают жить, но только уже в чистом мире.

Таким образом, гроза в сознании человека связана как с положительным началом, становясь символом новой жизни, так и с отрицательным. Во втором случае гроза становится воплощением справедливого, заслуженного и страшного наказания.

В своей пьесе Островский виртуозно использует оба эти значения. Он вводит в текст повествования и саму грозу как часть природы, и её символическое выражение – Катерину, которая играет роль очищающей силы в жизни обитателей города Калинова.

Но почему Катерину можно назвать грозой? Что такого сделала эта хрупкая девушка, чтобы можно было сопоставить её с сильным природным явлением?

Полное соответствие со своим символическим звучанием этот образ получает в конце пьесы. Смерть, а точнее, самоубийство героини стало поистине ужасным для города событием. Оно всколыхнуло сердца людей, перевернуло их привычный мир и заставило задуматься. Недаром Тихон, муж Катерины, стоя над бездыханным телом жены, упрекнет мать в том, что это она виновна в этой ужасной смерти. Он упрекнет мать, которой ранее не мог сказать ни слова поперёк. Это действительно прорыв. И начало этому прорыву дала именно смерть Катерины, её самопожертвование и освобождение.

Неслучайно критик Добролюбов назвал Катерину Кабанову «лучом света в темном царстве». А ведь луч света – это, может быть, и есть молния?..

Но, как было сказано, есть и другое значение этого символа – заслуженное наказание. Вот здесь уже Катерина не при чем. Она не орудие, а причина. Значит, сама гроза как природное явление выступила здесь действующим лицом, которое напомнило героине об её преступлении – измене мужу.

Также необходимо сказать, что Катерина и гроза имеют еще одно сходство. По задумке автора, они играют роль антитезы по отношению к окружающей их действительности. Героиня противостоит душному обществу города Калинова, а гроза разрушает собой духоту воздуха.

В тексте произведения гроза как дождь с молниями и громом и грозовое значение самоубийства Катерины совпадают в сильнейшей кульминации. Островский ставит жирную точку в конфликте пьесы. Он одним движением пера разрешает проблему противостояния Катерины и Кабанихи, мгновенно делает из девушки победительницу и наказывает повинных в происшедшем.

Вот так название пьесы Островского вместило в себя и проблематику, и тему, и идею произведения, а также пояснило значение образа главной героини.

Гроза присутствует и в жизни других жителей города. Для Кабановой и Дикого гроза появляется в лице Кулигина и Катерины. Эти герои свидетельствуют о том, что близятся перемены, которые косные люди Калинова отказываются принимать.

А.Н. Островский - не просто писатель-драматург. Его по праву считают отцом русской драмы. Ведь до него в литературе 19 века театральное искусство развивалось очень слабо. Пьесы Островского были новыми, свежими и интересными. Именно благодаря этому автору люди снова потянулись в театры. Одна из самых известных пьес - "Гроза".

История создания

А.Н. Островский был отправлен с особой миссией по центральной России. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой литератор, в первую очередь Островский обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал характеры и сюжеты. По итогам путешествия была написана пьеса "Гроза". И немного времени спустя в одном из произошел подобный случай. Островский смог предугать события, произошедшие в будущем. Характеристика пьесы "Гроза" как целостного произведения показывает, что автор - не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

Художественное своеобразие драмы

Пьеса обладает рядом художественных особенностей. Следует сказать, что Островский был одновременно и новаром драматургии, и поддерживал традицию. Чтобы разобраться, необходимо проанализировать жанр, главных героев, конфликт и смысл названия пьесы "Гроза".

Жанр

Существует три драматургических трагедия и драма. Из них самый древний - затем следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 веке. Основателем ее в России стал А.Н. Островский. Пьеса "Гроза" полностью соответствует его канонам. В центре изображения - обычные люди, не исторические деятели, не Это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация также обыденная. Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) попадает в такую жизненную ситуацию, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы "Гроза" многопланов (речь об этом пойдет ниже), один из вариантов толкования - неизбежность чего-либо, предопределенность и трагичность ситуации.

Главные герои

Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.

Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов - пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее - это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой - Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

Смысл названия пьесы "Гроза"

Символическое название - один из способов выразить идейный замысел произведения. В одном слове заключено огромное значение, оно многослойно.

Во-первых, гроза дважды случается в городе Калинове. Каждый из героев реагирует по-разному. Кулигин, например, видит в грозе явления физическое, поэтому особого страха она у него не вызывает. Безусловно, смысл названия пьесы "Гроза" не только в том, что это явление присуствует в тексте. Символ грозы тесно связан с главной героиней - Катериной. Впервые это явление природы застает героиню на улице, когда она разговаривает с Варварой. Катерина очень испугалась, но не смерти. Ее ужас обоснован тем, что молния может убить внезапно, и она предстанет вдруг пред Богом со всеми своими грехами. Но самый тяжкий грех у нее один - влюбленность в Бориса. Воспитание, совесть не позволяют Катерине полностью отдаться этому чувству. Сходив на свидание, она начинает испытывать огромные муки. Признание героиня также совершает во время грозы. Услышав громовой раскат, она не выдерживает.

Зависит от уровня истолкования. На формальном уровне это завязка и кульминация драмы. А вот на символическом уровне это боязнь кары господней, расплаты.

Можно сказать, что "гроза" нависла над всеми обитателями города. Чисто внешне это нападки Кабанихи и Дикого, а на бытийном уровне - это страх ответить за свои грехи. Возможно, поэтому она вызывает ужас не только у Катерины. Даже само слово "гроза" произносится в тексте не только как название природного явления. Тихон уезжает из дому, радуясь, что ему больше не будет докучать мать, что она больше не будет приказывать ему. Катерина же от этой "грозы" уйти не в состоянии. Она оказалась загнанной в угол.

Образ Катерины

Героиня совершает самойбийство, и из-за этого ее образ получается очень противоречивым. Она набожна, боится "геены огненной", но при этом идет на такой тяжкий грех. Почему? Видимо, моральное страдание, нравственные муки сильнее, чем ее мысли об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве, как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Некоторые из критиков видят в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, "темному царству" (Добролюбов). Другие же считают, что добровольная смерть - это не вызов, а, напротив, признак слабости.

Как расценивать этот поступок героини, одназначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы "Гроза" подчеркивает, что в обществе, которое сложилось в Калинове, такие случаи не удивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, в нем правят самодуры, такие как Дикой и Кабаниха. В итоге натуры чувствительные (Катерина) страдают, не ощущая поддержки ни с чьей стороны.

Выводы. Особенности и смысл названия пьесы "Гроза" (кратко)

1. Драма стала ярким примером жизни провинциальных городов, обнажив одну из главных проблем России - самодурство.

2. Драма соответствует канонам жанра (присутствует герой-резонер, есть отрицательные персонажи), но при этом является новаторской (она символична).

3. "Гроза", вынесенная в заглавие пьесы, - это не просто композиционный элемент, это символ божьей кары, раскаяния. Смысл названия пьесы "Гроза" Островского выводит пьесу на символический уровень.

"Гроза" явилась вершиной творчества А.Н. Островского. В плане художественной выразительности "Грозу" можно сравнить с другими крупными и значительными произведениями русской и мировой литературы.
У больших художников порой возникает желание при создании своего основного произведения как бы выйти за рамки обозначенной темы. Так, например, когда Гоголь работал над "Мертвыми душами", ему хотелось изобразить "всю Русь, хотя бы с одного боку". Это ни что иное, как попытка выйти за границы узкой темы. Точно также и в "Грозе" Островский, быть может, невольно обратился к вопросу, который по своей сути выходит далеко за рамки изображаемых событий.
Драматург обратился к вопросу о том, как вести себя человеку в "грозовых" условиях, как ему быть, если он чувствует в себе присутствие ярких душевных сил, если ему хочется приобщиться к чему-то чистому, совершенному, тем более, когда он наделен характером и не терпит унижения. Как ему жить в этом мире, где господствуют жестокие нравы, ложь и покорность? Вот вопрос, поставленный Островским. Он, как мы знаем, не нашел на него ответа, и это не его вина. Но заслуга Островского как драматурга в том, что он показал драму трагического несоответствия душевной чистоты, совести, красоты с тяжелой силой человеческого самодурства, лжи и нравственного притеснения.
В пьесе все подчинено раскрытию этой драмы не как частного случая, а как события, имеющего глубокий нравственный, психологический и общественный смысл.
Символично название пьесы - "Гроза". Это прежде всего гроза внутри человеческих общественных отношений. Один идет против другого, а все - против одного. В этом обществе господствует закон джунглей - каждый сам за себя. Никому в принципе нет дела до того, что творится вокруг. Люди начинают интересоваться окружающим только в том случае, если происходящее так или иначе касается их самих.
Практически на глазах всего бульвара Кабаниха ругается с сыном и невесткой, кричит на всю улицу, несправедливо обвиняя их чуть ли не во всех смертных грехах. И никому совершенно нет до этого дела. В доме Тихона всем заправляет его мать, а сам он ни ступить, ни молвить против нее не смеет. Практически такая же ситуация наблюдается в доме Дикого, который тиранит не только своих родных, но и наемных работников. Поэтому символ грозы приобретает здесь второе значение - это еще и гроза семейной жизни. В самом деле, жизнь Катерины в доме мужа наполнена ощущением приближающейся катастрофы. Еще до того, как она познакомилась с Борисом, Катерина чувствовала, что недолго задержится на этом свете, что и ее коснутся раскаты грозы, что над ее головой сгущаются тучи.
Наконец, третий смысл названия пьесы. Гроза - это еще и символ наказания за неправедное, с частным нарушением моральных законов, житие. Кроме того, это наказание Катерине за свершенный ею грех. Ведь, что там ни говори, но измена супружескому долгу всегда считалась на Руси грехом. А Катерина к тому же еще и очень религиозна. Поэтому она очень мучится своим поступком, что и составляет подлинную и неразрешимую драму.
Конечно, нам вполне понятен порыв молодой женщины, попытка яркой личности прорваться к светлому началу. Катерина пытается найти себя в любви к Борису и через это состояние ощутить хотя бы кусочек счастья. Но эта попытка сильной личности отстоять себя приводит к греху.
Утеснение со стороны жестокой человеческой среды порождает у даровитых натур желание преодолеть притеснение, отстоять свое право на счастье. Однако пути к его достижению оказываются ложными. В таком положении как раз и очутилась Катерина.
Ключ к разгадке характера Катерины, а с ним и символа грозы дает нам седьмое явление первого действия. Здесь еще совершается экспозиция, самая завязка драмы.
Вспомним знаменитый монолог Катерины ("Почему люди не летают...") и весь дальнейший разговор с Варварой. Этот эпизод раскрывает Катерину как натуру поэтическую, прекрасную, которая никак не согласуется с окружающим миром. И мы понимаем, что такую возвышенную душу так или иначе ждет беда. Возникает как бы предощущение грозы. Это ощущение укрепляется в нас после встречи Катерины с выжившей из ума барыней.
Катерина и без того осознает всю греховность своей любви, а тут еще эта сумасшедшая начинает обвинять ее в человеческом беспутстве, в опошлении красоты... Конечно, мы понимаем, что ее слова не относятся именно к Катерине, и раньше эта сцена воспринималась как характеристика темной, невежественной среды. Но при этом затмевался и символический смысл слов старухи.
Красота как средство удовлетворения личных интересов не только грех, но и разрушение человека. Такая красота бездуховна и приводит к трагической развязке.
Что касается Катерины, то она воспринимает старуху как олицетворение темной стороны судьбы. И потому девушка принимает решение покончить с собой, прежде чем ее постигнет расплата. Она хотела очиститься, а очищение она видела в приближении к Богу.
Может показаться странным, что Катерина отважилась на подобный поступок - ведь самоубийство не меньший грех, чем измена. Но мне кажется, что душа, любящая и много страдавшая в этой жизни, заслуживает прощения. И оказалось, что своим решительным движением, стремлением идти на судилище, героиня частично искупила свой грех.
Отсюда еще один смысл названия: гроза - это не только наказание, это и очищение. Ведь после грозы воздух становится свежее, земля чище. А значит, и порыв Катерины не остался незамеченным. Возможно, кого-то из жителей Калинова он заставит задуматься. А вместе с ними и нас.


название "Гроза" многогранно

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе. Гроза играет важную роль и в композиции драмы.

гроза и Катерина

Катерина искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не"рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...”

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого - не мужа.

Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).

Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) - и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.

Гроза - символ любви Бориса и Катерины

Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному.

Гроза в жизни Калинова

Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой?

В этом названии скрывается глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "... Недели две никакой грозы надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посылается", - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы, и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы боишься", - говорит ей Варвара. "Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина.- Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами..." Один лишь механик-самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь".

Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: "... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.

Слова с корнем -гроз- в "тёмном царстве"

А.Н. Островский назвал свою пьесу "Гроза". Сегодня слово "гроза" мы понимаем в первую очередь как "атмосферное явление - бурное ненастье с громом и молнией". Слово "гроза" используется тогда, когда речь идет "о чем-нибудь, наводящим ужас, внушающем сильный страх". В XIX веке В.И. Даль выпустил "Толковый словарь живого великорусского языка", через четыре года после создания "Грозы". В словаре было дано такое значение слова "гроза" - "угроза, острастка", далее - "опасность или беда, бедствие"; "строгость, строгий надзор, страх в значении кары, наказания"; "строгий, сердитый человек, каратель"; "гром и молния, туча с грозой, с громом, молнией и дождем или градом".

Как видим, во временя Даля и Островского слово "гроза" понималась значительно шире. Нетрудно убедиться, что слова с корнем -гроз- встречаются в речи персонажей с различными оттенками значений. Впервые оно звучит в пьесе в речи Кабановой: "Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уже и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?" - обращается она к сыну.

Здесь корень -гроз- выступает в значении "строгость, строгий надзор, страх". В этой реплике отражен взгляд Кабановой на внутрисемейные отношения.

Все в том же значении "карты, наказания" звучит корень -гроз- в устах Варвары, успокаивающей перепуганную появлением безумной барыни Катерину: "Вздор все... Чего сама-то боится, тем и других пугает. Даже все мальчишки в городе от нее прячутся, грозит на них палкой да кричит: "Все гореть в огне будете!"

Слово "грозит" выступает предвестником настоящей атмосферной грозы. И хотя Варвара говорит о действительно надвигающей грозе, ее реплики приобретают неожиданный оттенок - угрозы, наказания: "Что это братец нейдет, вон, никак гроза заходит". Варвара как будто бы намекает на последующее событие.

Это чувствуется и в другом ее высказывании: "Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то". Наконец,. Тема страха, наказания явственно слышится в словах: "Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь". Действие завешается ударом грома. В первом действии значение слова "гроза" - "кара, наказание" используется автором для выражения взглядов представителей "темного царства" на супружеские отношения. В четвертом действии это же значение слова проявляется на совершенно ином социальном уровне. Перед нами люди, не связанные родственными отношениями: Дикой и Кулигин. Дикой: Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну говори. Кулигин: Электричество. Дикой: Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами до рожнами какими-то, прости Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Дикой прекрасно понимает, что не переубедит Кулигина, но при их разговоре присутствуют свидетели из горожан, к ним-то и обращена эта вспышка гнева. С Кулигиным бесполезно спорить.

Во втором действии мы находим еще слово с корнем -гроз-. "Вот она теперь ему и надает приказов, - говорит Варвара о матери, - один другого грозней". Здесь слово "грозней" означает "угрозу, острастку". Уровень семейных отношений дома Кабановых еще ярче подчеркивается репликой Тихона, которую он произносит после беседы с маменькой: "Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет... так до жены ли мне?" Слов "гроза" в этом случае может быть отнесено, конечно, к Кабановой. Для Катерины, как и для Тихона, Кабанова - гроза дома. Интересно, что Островский не вкладывая в уста героини такого определения свекрови, ее словами рисует атмосферу, складывающуюся в семье: "Сделается мне так душно дома, что бежала бы" ; "Ну теперь тишина у нас в доме воцарится". Тишина и духота наблюдается перед грозой в природе. Это искусно использует Островский для характеристики персонажей. Называя Кабанову "грозой" лишь один раз в реплике Тихона, драматург разными способами подтверждает, что слово произнесено не случайно. Еще большее значение приобретает слов "гроза" при характеристики Дикого. Ведь если Кабнова - гроза семьи, то грозой всего Калинова является Дикой. "А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается!" - говорит о Дикой Кудряш. Слово "гроза" заменяется синонимом "беда". Кроме того, и Кабанова, и Кудряш, и Шапкин настойчиво называют Дикого воином. Ясно, что слово это употребляется иронически; это прозвище, оценивающее определенные качества персонажа: его стремление во всем одерживать верх, подчинять, командовать. В этом случае слово "воин" сближается со словом "гроза" в значении "строгий, сердитый человек, каратель".

Наконец, у героев пьесы Дикой вызывает ассоциации с природной грозой - атмосферным явлением. Как боится человек удара молнии во время грозы, так и Шапкин пугается приближающегося Дикого, поспешно предлагая Кудряшу: "Отойдем к стороне: еще привяжется, пожалуй". Борис вспоминает о том. Как на Волге, на перевозе, Дикого обругал гусар: "После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам". Первое появление Дикого на сцене создает атмосферу тревоги, напряжения аналогично тому, что переживает люди перед грозой. Его приближение замечает еще издали. Первая же его реплика напоминает раскат грома: "Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!" Итак, в пьесе Островского - три реальные грозы: Кабанова - для своей семьи, Дикой - для всего Калинова и, наконец, гроза в природе, которая по-разному воспринимается действующими лицами: для одних (Дикой, Кабанова) - это небесная кара, наказание; для других - благодать, радость. Именно через отношение Кулигина к грозе проявляется в пьесе и авторская точка зрения. "Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая травка теперь, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!" - обращается Кулигин калиновцам.

Если еще более расширить символическое название пьесы, то можно отнести слово "гроза" и к гибели Катерины. Ее самоубийство прозвучало "как вызов кабановским понятиям о нравственности", потрясло жителей города, поэтому это тоже можно назвать грозой - потрясением. Сила таланта Островского позволила расширить понятие слова "гроза" и тем самым углубить идейно-художественный смысл пьесы. Образная многозначность слова "гроза" помогла предельно лаконично и точно выразить понятное Островским конфликтное состояние русского общества начала 60-х годов XIX века, позволила раскрыть сложную, противоречивую, и напряженную борьбу разных мировоззрений, завуалировав под маской атмосферного явления остросоциальную направленность пьесы.

гроза - созидательная и разрушительная сила

Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...” Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...”

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому - она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы). Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”



Похожие статьи
 
Категории