Все о частушках в русском языке. Значение слова частушка

17.03.2019
Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки появились во II половине XIX века, они являются образцом поэтического примитива, в них соединены архаичные черты и новые идеи, они вытеснили многие жанры народного творчества. Ввёл этот термин в литературу Глеб Успенский, в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» он дал краткий анализ частушек и опубликовал первые тексты. На первых порах частушки в разных местах назывались по-разному. Частушка возникла на стуке между городом и деревней. Из литературы в частушку перешли рифма и форма строения.

Как миниатюра, частушка откликалась на самые разные события. Основная тема - любовная. Частушка показана изменившееся состояние молодёжи. Главные герои - молодые люди, юноши, девушки, подруги, друзья, соперницы. Взрослые остаются в стороне, над ними в частушками подсмеивались.

В XX веке появились частушки на социально-политические темы. Частушки популярны в течении двух столетий, они легко забываются/появляются, они текстуально устойчивы. Частушка - поэтический экспромт, она не поётся одна. При исполнении частушек исполнялись готовые формы. Частушка, как и пословица, афористична. В частушках нет ни одного лишнего слова, и особую роль в частушке играет подтекст.

Классификация частушек:

  1. 1) Лирические частушки (припевки) - 4х-строчная частушка на разные темы..
  2. 2) Плясовые - 4х-строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок , строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  3. 3) Страдания - 2х -строчные частушки на любовную тему. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  4. 4) «Семёновна » - 2х-строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. Они называются по имени главной героини, в частушках это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты/непорочности.

Сборники частушек:

  • - «Частушка в записи современного времени», сост. Власова З.И./Горелов А.А. Мск, 1968 г .,
  • - «Прикамские посиделки», «Уральские посиделки».

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова частушка

частушка в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

частушка

частушки, ж. (лит.). Произведение устной народной поэзии - четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

частушка

И, ж. Народная песенка - четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. Петь, играть частушки.

прил. частушечный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

частушка

ж. Произведение народной поэзии лирического, злободневного или шутливого содержания, исполняющееся на определенный напев и представляющее собою четверостишие или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

частушка

короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества 2-й пол. 19-20 вв.

Частушка

жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон ≈ мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. ≈ хореический, рифмовка ≈ перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже ≈ двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.

Изд.: Симаков В. И., Сборник деревенских частушек, Ярославль, 1913; Елеонская Е. Н., Сборник великорусских частушек, М., 1914; Частушка. Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, М.≈Л., 1966; Власова З. И. и Горелов А. А., Частушки в записях советского времени, М.≈Л., 1965.

Лит.: Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, ╧4≈5, М.≈Л., 1936; Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, ╧4; Лазутин С. Г., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960; Власова З. И., Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, Л., 1971; Буртин Ю., О частушках, «Новый мир», 1968, ╧ 1; Зырянов И. В., Поэтика русской частушки, Пермь, 1974.

С. Г. Лазутин.

Википедия

Частушка

Часту́шка (припевка, коротушка ) - жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки , свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность , неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

Примеры употребления слова частушка в литературе.

По-скотски -- Бродский и по-свински -- Басинский -- рифмы из частушки , сочиненной Викторией Волченко.

Смотри, Гавриил, какая цепочка выстраивается: появляется Иуда, и апостолы с Троицей устраивают Тайную Вечерю, на которой распевают антирелигиозные частушки и балуются отнюдь не амброзией или нектаром.

Сейчас Платон Николаев тихонько вытренькивал на балалайке немудрящий мотив, а Федя Апришко тоненьким голосом подпевал ему частушки : Шли япошки на Тигровку, батюшки, Но нарвались на дюймовку, матушки.

Порой частушкой , словно в коляде, Сознанья кратковременную вспышку Он вызывал, чтоб исчезать в нигде, Ах, только Ваш язык один, вот где Я мог бы длиться вечно, существуя В минуты те, когда по существу я Скорее, нежли тут, был на звезде.

До ночи оставалось много часов, солнце еще не устало, и люди не больно утомились за весь этот хлопотный, нескончаемо долгий день - их хватало и на работу, и на веселье, и на множество всяких других незаметных дел - должно быть, и прощавшееся с морем утомленное солнце, и немудрящие частушки пулеметчика Яши Лабойко, исполняемые хриплым баском под аккомпанемент балалайки, и шуточки, которые выпаливал Черненко между бритьем и намыливанием щек, были людям нужнее всего.

В основу музыкального коллажа войдут детские хоры, частушки , переплясы, церковные песнопения.

Вся музыка пронизана народным колоритом - рабочие, солдатские песни, частушки вспыхивают, сменяя друг друга, сочетаясь с главной темой, обрамляя ее.

Бытовая лирическая песня и горская частушка , эпические старинные мотивы и партизанские песни революционной эпохи, мужской монолог-раздумье, хоровые культовые песнопения, обрядовые танцевальные напевы, плачи-причитания - все это переплавилось в гибком мелосе и в драматургии оперы, свободной от традиционных внутренних членений, воссоздающей сам дух народных эпико-драматических повествований.

Его конкурентка с крикливым подвизгиванием выводила что-то веселое, разухабистое, наверное какие-то частушки .

Плясунья плавно отмахивала в стороны руками, дурашливо подкрикивала, смеялась над частушкой и над баянистом, который очень уж серьезно относился к своему делу.

Вдруг Дарья вскочила, подбоченилась и принялась выкрикивать веселую частушку , с плясом и прищелкиванием пальцами: Уходи-т-ка, парень, прочь, - Я разбойницкая дочь.

В ушах частушка ли, гармошка, луной в углу озарена скоропечатная иконка.

На этом близость с частушками и заканчивается, поэтому хайку ни в коем случае нельзя перевести в частушечном рифмованном виде, это не только опустит высокую поэзию до плебейского восприятия, но и погубит все то, что отличает человеческую сущность от животного братства.

Все обернулись на эту охрипшую частушку : по выгону к правлению двигалась толпа, человек двенадцать Кузькиных родичей и гостей, в основном баб, наехавших из окрестных околотков, и в середине сам Кузьма, поддерживаемый под левый закрылок Давыдкой, а под правый - своей бабой Степанидой.

(четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

хореем литературного языка . Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки .

Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора

«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

/материал из Википедии/.

Мне бы частушки задорно выкликать,
А тебе - на хриплой на гармошке играть.

А. Ахматова

"Её простое желание"

Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

В разных областях необъятной России есть свои частушки. Прочитав книгу "Частушки" (Библиотека народного фольклора, М.: Советская Россия, 1988-1992 гг.), я не нашла в ней ни одной частушки из тех, что пела моя мама. Поэтому я решила записать эти частушки. Некоторые из них были записаны при жизни мамы, другие записаны после её смерти по памяти.

Частушка как элемент народной речи имеет особенности, присущие этой речи. Например, частушки об измене милого в народе поются так:

Меня милый изменил

Хотя стилистически правильно было бы сказать: Мне милый изменил. Есть такие частушки в мамином репертуаре, например:

Меня милый изменил,

Думает, заплакала.
Я другого полюбила:
Любовь одинакова!

Можно, конечно, стилистически поправить первую строку в этой (и в подобных ей) частушке следующим образом: Мне милёнок изменил. Однако любая правка нарушает первозданность частушки, её близость к народной речи.

….частушки и в газете "Литературная Россия" (№ 10, 1985 г.):

Меня милый изменил,
Ласточку-касаточку.
На себе порвёт с тоски
Рубашку полосатую.

Часто в частушках для сохранения размера пропускаются буквы в словах. Вот примеры:

Не отдай меня, мамаша,
На чужую сторону,
Не умею блины печь,
Расколю я сков`роду.

Иногда наоборот добавляется лишняя буква, как например, в следующей частушке:

Не ходите, девки, замуж
Не за милыих дружков,
Лучше в речке утопиться
Со крутых со бережков!

(Русское народное поэтическое творчество.

Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1978)

А вот какая особенность отмечается в том же номере газеты "Литературная Россия": при литературном написании глагольная рифма многих частушек не полнозвучна. Вот, например, две такие частушки, одна из газеты, вторая из репертуара мамы (автор статьи):

Не ходи ты мимо двору
Пусть спокойно люди спят.
Меня маменька ругает,
Не велит с тобой гулять.

Почему же рифма не полнозвучна? Да потому что пели: "люди спять" и "перерубы лопнуть", и рифма была абсолютной.

Часто для сохранения рифмы в частушках искажаются слова. Вот ещё два примера:

Мой муж - арбуз,
А я его дыня.
Он меня вчера побил,
А я его - ныня.

Если записать последнюю частушку грамматически правильно, то получится следующее:

Меня мать ругает,
И отец ругает.
А за что же ругают?
Растёт пузо другое!

Исчезла рифма, а вместе с ней и вся поэтическая прелесть частушки.

Отмечается в газете и совершенно свободное обращение с ударением, когда это необходимо для рифмы и размера.

Как пример приводится ярославская частушка:

Что ты, милый, редко ходишь?
Редко, наредко, редко!
Через редкое свиданье
Позабыть тебя легко.

Такие частушки были и в мамином репертуаре. Вот, например:

Не спала я, так лежала
На перине пуховой.
Не стерпела, поглядела,
С кем гуляет милый мой.

Нельзя не отметить и вариантность частушек. Очень многие частушки в разных областях поются по-разному. Приведу два примера.

Частушка из репертуара мамы:

Ой, маменька, тошно,
Хвораю нарошно,
Пеки пышки на меду,
Я милого приведу.

Так она поётся в Саратовской области. В газете "Литературная Россия" (№ 22, 1986 г.)
воронежский вариант этой частушки:

О, мама, тошно!
Хвораю нарошно,
Вари кашу на меду,
Я милёнка приведу.

Другой пример. Мама пела такую частушку:

Мы сидели с милкой рядом,
Толковали горячо:
Она выбила мне зубы,
Я ей вывихнул плечо.

В упомянутой выше книге "Частушки" - такой вариант этой частушки:

Мы с милёночком сидели,
Обнимались горячо:
Я ему сломала руку,
Он мне вывернул плечо.

Регистрационный номер 0051432 выдан для произведения:

Часту́шка фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем , в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки фольклора , но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

«Любовно-бытовые» это обычно деревенско-колхозные будни.Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировался общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.

В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

/Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

ЧАСТУШКА

Короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию.


Название происходит от слова частый - быстрый, повторяющийся много раз. Оно отражает манеру исполнения частушки: ее поют быстрым говорком («часто»), причем одна и та же мелодия повторяется с разными вариациями.
Частушка получила широкое распространение во второй половине XIX в. и до наших дней является популярным жанром песенного фольклора.
Тематика частушек разнообразна. Большинство из них посвящены любовной и семейно-бытовой темам. Но нередко в них находят отражение и современная жизнь народа, те изменения, которые происходят в стране, содержатся острые политические намеки. Для частушки характерно шутливое отношение к своим героям, ирония, а иногда и острая сатира.
По форме частушка представляет собой четырехстрочную песенку, в которой рифмуются чаще всего вторая и четвертая строки: Хорошо тебе, калина: У тебя зеленый лист. Хорошо тебе, подруга: Тебя любит гармонист.
Частушка обычно построена по характерному для русского фольклора принципу психологического параллелизма: символическому образу из мира природы соответствует реальный факт из жизни человека. Например: Елочки-сосеночки, Зеленые, колючие. В Воронеже девчоночки Веселые, певучие.
Живой разговорный язык частушки отличается яркой образностью, экспрессивностью, меткими определениями. В частушках часто встречается диалектная лексика, нередки просторечные или даже нецензурные слова ().
Частушки поют весело, задорно. Исключение составляют исполняемые в лирической манере и в более медленном темпе страдания . Это разновидность частушек, в них рассказывается о несчастной любви, измене, разлуке.
Поют частушки в основном в деревне , на праздниках, свадьбах (см. ). Частушки вошли также в репертуар русских народных хоров. Частушки исполняются солистами или хором под аккомпанемент гармони , балалайки или оркестра русских народных инструментов. Иногда певцы поют попеременно, получается диалог двух девушек, или парня и девушки, или двух хоров - мужского и женского. Пение сопровождается пляской. Исполнение частушек становится своеобразным соревнованием: кто знает больше частушек, чьи частушки интереснее, веселее. Хорошие частушечницы , исполнительницы частушек, знают сотни их и обладают собственной манерой исполнения.
В каждой местности распространены свои частушки. Частушки какой-либо одной местности образуют целый цикл. Особенно известны воронежские, уральские частушки и особые - саратовские частушки, которые чаще называют страдания .
Поэтическую и музыкальную форму частушек использовали в своих произведениях поэты А.А. Блок , С.А. Есенин , В.В. Маяковский , Д. Бедный, А.Т. Твардовский , В.Ф. Боков, композитор Р.К. Щедрин .
Ансамбль частушечников:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЧАСТУШКА" в других словарях:

    частушка - припевка, запевка, песенка Словарь русских синонимов. частушка сущ. припевка запевка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    ЧАСТУШКА - короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества 2 й пол. 19 20 вв … Большой Энциклопедический словарь

    ЧАСТУШКА - ЧАСТУШКА, частушки, жен. (лит.). Произведение устной народной поэзии четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    ЧАСТУШКА - ЧАСТУШКА, и, жен. Народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Частушка - короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе рифмованная песенка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народно музыкального творчества 2 й пол. ХIХ – ХХ вв. Большой толковый словарь… … Энциклопедия культурологии

    Частушка - ЧАСТУШКА, короткая (обычно 4 строчная), исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка (припевка) преимущественно любовного, нередко злободневного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества последней трети 19 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Частушка - жанр русского словесно музыкального народного творчества, короткая (обычно 4 строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно… … Большая советская энциклопедия

    Частушка - Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

    частушка - и, род. мн. часту/шек, ж. Жанр русского словесно музыкального народного творчества, куплеты в две или четыре строки, распеваемые одним или попеременно несколькими исполнителями. Распевать частушки. За окном высокий женский голос лихо запел… … Популярный словарь русского языка

    частушка - жанр фольклора; двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куплеты песенно декламационного характера с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанры фольклора Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • Частушка , . Частушка - один из популярнейших жанров народного творчества. Сборник знакомит читателя с историей возникновения этого жанра (здесь приведены песни - предшественницы частушки и ранние…

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

Происхождение частушки

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот прием называется психологическим параллелизмом.

Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

О чем она, частушка?

Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яблочко".

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.

Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.

Частушка в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня зажег сердечко у меня", сегодня поют: "Без бензина, без огня...".

В отличие от песни частушка переделывается легко.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Поют частушки и школьники.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

И продолжение:

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/



Похожие статьи
 
Категории