Все о семье курагиных. Семья курагиных в романе "война и мир"

30.03.2019

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого - произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. У каждого героя романа своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения. В чем причина того или иного поступка человека? Не в том ли воспитании, что получено в детстве, не в том ли семейном укладе, из которого усвоены понятия о добре и зле, нравственном и безнравственном? Так в ткань романа с первых его страниц вплетается «мысль семейная».

Перед нами проходят жизни нескольких поколений совершенно разных семейных родов: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, Друбецких... Остановлюсь на двух из них.

В своем имении в Лысых Горах живет старый князь Николай Андреевич Болконский, глава древнего, знатного рода, отец семьи с патриархальным уклоном. Он славно послужил России, но теперь в опале. Этот величественный, гордый старик вдов, у него дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум». Главное условие деятельности для него - порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности».

У князя прекрасные дети: Андрей и Марья. Князь хотел воспитать их умными, благородными, честными. Дети выросли. Сын стал таким, как мечталось отцу, да еще и красивым. Правда, это не делает Андрея счастливым: он женат, но жену не любит. А дочь - отцовская боль. Всем хороша, но некрасива. Была бы красива - ее бы полюбили, а так посватаются, конечно, но посватаются за его знатный род и его деньги.

Николай Андреевич вряд ли осознает, насколько сильно он вмешивается в судьбы своих детей. Служа государству, старый князь был заметным деятелем при дворе. Отсюда его собственная и переданная Андрею знаменитая «болконская» гордость, убежденность в необходимости служить Отечеству. Князь Андрей верит в свое предназначение для подвига и величия. К тому же и столичная жизнь ему опостылела, и жена ему надоела, и он отправляется на войну в поисках «своего Тулона», т. е. славы. Раненный при Аустерлице, Андрей понимает призрачность славы и необходимость простого семейного счастья. Но этого счастья ему не дано испытать. Умирает во время родов маленькая княгиня, обвиняя своей смертью «болконскую» гордость и отвлеченность высоких стремлений. Драмой оборачивается и встреча с Наташей. Отец против нового брака сына. В глубине души этому противится и княжна Марья. По настоянию старого князя свадьба отложена на год, и это роковым образом рушит возможное счастье сына.

Но мог ли быть счастлив Андрей с Наташей? Вряд Ли. Очень уж по-разному они воспитаны. Так проста, открыта и непосредственна в своих желаниях и стремлениях Наташа, и так закрыт, эгоистичен Андрей, что между ними все время возникает некая отчужденность. Князь не понимает Наташу. Наверное, поэтому уязвленное самолюбие и не дает ему простить ее увлечения Курагиным, в котором есть и его вина.

Перед смертью Андрей снова встретит Наташу. Только теперь он «понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье» и впервые осознал жестокость своего разрыва с нею. Но Толстой не дает герою возможности что-либо исправить. Раньше вину перед женой не позволила загладить ее смерть, теперь, так и не узнав семейного счастья, умирает сам Андрей.

Дикарка от природы, княжна Марья вынуждена жить затворницей в Лысых Горах и не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец часто до боли жесток и бестактен по отношению к дочери. Хотя Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Казалось бы, смерть старого князя освобождает Марью, но одновременно в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Сказывается воспитание старого князя-дочь выросла сильной и активной женщиной.

Самопожертвование - вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея. Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обретает семейное счастье, лишь став графиней Ростовой. Ее семья крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, имеющей целью только «нравственное добро детей».

Семейство Курагиных - не просто антипод Болконских. Это, пожалуй, само воплощение безнравственности. Князь Василий Курагин -почти ровесник старого князя Болконского. Он тоже хочет счастья своим детям, только понимание счастья у двух стариков разное. Светский человек, популярный в высших слоях общества и привыкший к этому успеху, обычно Василий Курагин не обдумывал своих планов, как все подлые люди, он не обременял себя мыслями о долге, о правде, о полезных вещах для общества, его занимали только личные интересы.

Для князя Василия семья - это только взаимоподдержка и солидарность, круговая порука. Его сын Ипполит - дипломат в Австрии, уже пристроен, и теперь отец хлопочет, чтобы пристроить красавицу Элен. Бросив все дела, князь опекает и направляет «непутевого» Пьера: определяет его в камер-юнкеры, поселяет в своем доме. А тот, неблагодарный, так и не делает предложения дочери. Пришлось опять все брать на себя, чтобы соединить Пьера и Элен. Теперь дочь - графиня Безухова. Нравственен ли этот брак, счастлива ли дочь или нет - не так уж важно для ее отца. Главное, она пристроена, блистает в свете, богата.

У Элен с Пьером не складывается семья. Но это не волнует Элен. Она лжет мужу, разъезжается с ним, но, поняв в определенный момент, что в глазах света лучше иметь мужа, чем быть одной, настаивает на том, чтобы жить с Пьером под одной крышей, - так ей удобнее. Терзаться муками совести, считать себя виноватой Элен не способна, она всегда и во всем находит себе оправдание.

Но придет время, и она при живом муже будет выбирать одного-из двух претендентов на свою руку. А развод с мужем она затеет как раз в тот момент, когда на Бородинском поле будет решаться судьба России. К тому же она совершит предательство - перейдет в католическую веру, веру неприятеля. Смерть Элен окружена такой же ложью, какой была опутана вся ее жизнь.

Под стать ей и младший сын князя Василия Анатоль - беспутный красавец, кутила, мот и циник. Время военное, полк его выступил, он же, не стесняясь, говорит: «А я числюсь», не зная даже точно, где числится. Красота молодого повесы обольщает сначала княжну Марью. Строгое предупреждение отца («Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей») и стечение обстоятельств: княжна Марья случайно увидела, как приехавший свататься к ней Анатоль обнимал Бурьен, спасают ее от брака с безнравственным человеком.

Курагинскому натиску подвергнется не только княжна Марья, но и Наташа. Поэтическая Наташа и глупый Анатоль - казалось бы, что общего между этими людьми? Анатоль не думал ни о том, как его действия отразятся на других, ни о том, что может выйти из того или иного поступка. Это эгоист, который думает только о сиюминутном удовольствии, он полностью свободен в своем поведении, ощущая полную безнаказанность. В Наташе тоже есть чувство внутренней свободы. Но оно совсем другого рода: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих отношений между людьми. Но именно это ее «все можно» сводит ее с Анатолем. Пережитое помогает ей понять, что свобода человека не может быть вне морали.

Видя в семье предназначение женщины, гармонию и счастье, много рассуждая в своем романе о природе человеческой красоты - внешней и внутренней, Толстой убирает со страниц романа красавицу Элен и ее ослепительного братца и приводит к семейному счастью тех героев, чья красота духовна, - княжну Марью и Наташу.

Официальный постер мини-сериала BBC One "Война и мир", 2016 г

Лев Толстой явно никому не даёт покоя. Оно и понятно – яркий представитель литературной классики, звезда своего времени, мощь, сила, глубокая философия – что, спрашивается, ещё нужно для полного счастья? Именно поэтому зарубежные режиссёры нет-нет да и берутся, засучив рукава, за то или иное произведение в попытках постигнуть широкую русскую душу. Правда, пока выходит то..., что выходит. То красочная лента Кинга Виндора «Война и мир» с Одри Хёпбёрн в роли Наташи Ростовой, которая хоть и считается культурным наследием, в своё время не избежала громкого провала. То «Анна Каренина» Джо Райта, где дела обстоят ещё хуже, потому что вместо роковой красавицы зрителю является худосочная Кира Найтли с сугубо нерусским лицом. Не то чтобы наша публика имела что-то против заграничных черт, но всё-таки Каренину мы привыкли представлять как-то иначе. По крайней мере, в нашем понимании толстовская героиня, как минимум, должна быть одета, а не сверкать направо и налево обнажёнными частями тела.

Андрей Болконский (Джеймс Нортон)

Наташа Ростова (Лили Джеймс)

Как показывает опыт последних лет, британцы вообще тяготеют к эротике... и к русской литературе. Думаете, несовместимые понятия? Вы недооцениваете английских кинематографистов! «Анна Каренина», можно сказать, была только пробным камнем, впереди нас ждало настоящее откровение.

Подходит к концу трансляция шестисерийного фильма «Война и мир» (War and Peace), снятого режиссером Томом Харпером по сценарию Эндрю Дэвиса для канала BBC One. Мы уже практически у победного финала, а катарсиса так и не случилось, в отличие, скажем, от «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Хотя сравнивать английский «шедевр» с нашей киноэпопеей как-то даже неловко. Если в 1967-м Бондарчук задумывался о концепции, которая будет очевидна человеку начитанному, или, по крайней мере, осведомленному, что «Война и мир» - это для начала литературное произведение, а не сразу кино, то англичане пошли по простому пути.

Пьер Безухов (Пол Дано)

Княгиня Анна Павловна (Джиллиан Андерсон)

Толстовский непередаваемый подтекст, рефлексия персонажей (надо заметить, не только центральных) и, в конце концов, какая-то телесность, осязаемость героев, всё это оказалось в английской версии лишним. Англичане создавали свою экранизацию в расчёте на тех, кто, скорее всего, романа не читал, а готов довольствоваться только историей сценариста Эндрю Дэвиса, которая куда больше напоминает краткое перечисление событий монументального труда Льва Толстого. Когда-то Дэвис уже имел честь поработать с текстом романа – первый 20-серийный фильм с Энтони Хопкинсом в роли Пьера Безухова вышел еще в 1972 году и даже принес актеру премию BAFTA.

К чести создателя нового произведения по мотивам Толстого, стоит отметить, что все события соблюдены в строгом соответствии с первоисточником, правда, слегка приукрашены. И то верно, кому интересно будет смотреть на душевные терзания тюфяка Пьера Безухова (который в английской версии, увы, другого звания никак не заслуживает), лучше будет показать, как его жена Элен (кстати, в телесериале она куда больше напоминает развратную нимфоманку, нежели представительницу высшего общества) совокупляется с любовником и по совместительству родным братом Анатолем Курагиным. Как показывает многолетний опыт, для человека, далёкого от кинодраматургии да и от искусства в целом, обнажённые тела видеть как-то спокойнее, дескать, и у них, у персонажей то есть, всё как у людей.

Анатоль Курагин (Каллум Тернер)

Элен Курагина (Таппенс Мидлтон)

Толстой при написании оригинального текста, вероятно, сцену плотской любви брата и сестры Курагиных просто забыл расписать, зато Дэвис досадную несправедливость исправил. Кстати, опытные литературоведы считают, что Лев Николаевич на инцест всё-таки намекал, но тонко, мол, кто поймёт, тот поймёт. Создатели же фильма намёками предпочли не ограничиваться и показать загадочную русскую душу во всей красе: тут и сцены грязной любви, и батальоны голых мужчин во главе с Болконским, и практически наглядное руководство по принятию родов, и кишки, торчащие из трупов на поле боя, короче говоря, всё, чтобы у зрителей точно не возникло желания читать непосредственно сам роман.

Режиссёр и сценарист своих намерений не скрывают, мол, фильм для тех и задумывался, кто Толстого не собирается изучать прицельно. Да что там, сами актёры заветных четырех томов не держали в руках – говорят, такой объём мало кому по зубам, и времени, если честно, совсем нет.

Сцена купания русских солдат, кадр из 5-й серии, на переднем плане - персонаж актера Оскара Пирса

Так что совсем не удивительно, что, благодаря такому своеобразному продвижению классики в массы, в твиттере очень скоро образовалось сообщество, посвящённое новому хиту, в частности, на обсуждение выдвинуты вопросы: «Кого предпочтёт Наташа – Анатоля или Андрея?» (в финале зрителей ждёт невероятный сюрприз) и «Легально ли демонстрировать на экране мужские половые органы в праймтайм?» Вторая тема, кстати, затмила все иные обсуждения после показа пятой серии (в минувшие выходные). Твиттер взорвался комментариями один другого краше. Сериал тут же предложили переименовать в War and Penis.

Герои, стоит отметить, в английской версии «Войны и мира» сказочно хороши собой: Наташа (Лили Джеймс) много и звонко смеётся, Пьер (Пол Дано) хоть и тюфяк, но тюфяк симпатичный, Болконский в исполнении Джеймса Нортона и вовсе похож на волшебного принца, так что пережить его безвременную кончину неподготовленному зрителю будет тяжело.

Судя по всему, в новое произведение кинематографического искусства вложено колоссальное количество сил и средств – костюмы, локации (ради достоверности съёмочная группа даже зафиксировала разные планы Санкт-Петербурга), правда, от Толстого в сериале ничего не осталось кроме, разве что, названия. Так что «Война и мир» Харпера может стать отличным примером того, как снимать не нужно, а по-русски говоря: не умеешь – не берись. Ну или назови эту эротическую фантазию по мотивам русской классики как-нибудь иначе.

Наташа Ростова и Князь Андрей, кадр из сериала BBC One

«Война и мир» - одно из самых монументальных произведений русской литературы и, без сомнения, лучшее творение Л.Н. Толстого. Роман охватывает промежуток времени почти в десятилетие, показывает судьбы целых поколений, и особое внимание в нём уделяется портретам семей. Крайне интересным представляется сравнение Болконских и Курагиных .

Несмотря на то, что оба семейства выходцы из дворянского рода, понятия о том, что есть семья и истинные ценности у Болконских и Курагиных сильно разнятся. Однако сначала о сходствах - помимо очевидного благородного происхождения их объединяет тот факт, что главы семейства остались без своих жён. И Василий Курагин, и Николай Болконский были вынуждены заботиться о детях самостоятельно. Всё бремя родительской опеки легло на их плечи, и они изо всех сил старались сделать так, чтобы их отпрыски были счастливы. Правда, представления о благах у них абсолютно разные.

Семья Болконских в романе представлена Николаем Болконским, его сыном Андреем и дочерью Марьей. Николай - человек военный, строгих нравов и жёсткой дисциплины, что проявляется во всём. Он искренне любит своих детей, но часто просто не умеет показывать эту любовь. Потому хоть его слова порой глубоко ранят их, и Марья, и Андрей знают, что на самом деле отец готов жизнь за них отдать, так же как отдал бы и за Родину.

Отношение к России занимает особое место. Несмотря на то, что Николай Болконский давно отошёл от военной службы, он не перестаёт переживать за судьбу государства и народа. Для него истинные ценности - это долг Родине, отвага, честь, следование традициям и сохранение чувства собственного достоинства.

Очень похож на отца князь Андрей. Он не искал лёгкой славы и денег, поэтому хоть у него и была возможность пойти в армию в более высоком звании, чем адъютант, он ею не воспользовался. Привык, как и отец, всего добиваться своим трудом. Чувство патриотизма Болконского было так велико, что он попросил Кутузова направить его в отряд, получивший смертельно опасно задание. Не мог князь Андрей находиться в стороне, хотел быть на передовой и вершить судьбу своей страны самостоятельно.

Всего себя отдавая России, Болконский был несколько скуп в проявлении чувств с родными. Перед «маленькой княгиней», как часто называл в романе Л.Н. Толстой Лизу Болконскую - жену князя, Андрей чувствует вину. Она подарила жизнь его сыну и умерла при этом. Однако встреча с Наташей Ростовой будто возродила в князе погасший огонь жизнелюбия, правда, именно в отношениях с ней ещё больше подчёркивалась натура Болконского. Они были совершенно разными.

Марья Болконская всегда видела смысл жизни в том, чтобы устроить чужое счастье. На протяжении романа она совершает много поступков во благо других, в чём-то жертвуя собственными интересами. Однако в конце её чрезвычайная доброта, кротость и добрый нрав были вознаграждены, и она обрела истинное женское счастье с Николаем - братом Наташи Ростовой. Ещё Марья очень религиозна, она верит в Бога и живёт по его заповедям.

Если в семье Болконских сосредоточены лучшие человеческие качества, то Курагины совсем другие. Василий - чиновник, а потому высокомерное отношение для него является поведенческой нормой. Он любит интриги, искусно их плетёт, чему обучил и всех детей. Пороки сопровождают Василия Курагина и всю его семью.

Поучая детей, он делает их себе подобными - завистливыми, алчными и готовыми на всё ради достижения своей цели. Лишь один из его детей, а именно Ипполит не слишком сведущ в светском обществе. Он, так же как и другие родственники горд и самоуверен, но это сочетается с глупостью, поэтому Ипполит часто становится предметом насмешек.

Другие дети Василия - Элен и Анатоль имели гораздо больший успех в свете. Элен - настоящая красавица, но душа её крайне уродлива. Обманом она завлекает Пьера Безухова в сети брака, а после изменяет ему с его же товарищем. Единственное, что интересует её - это деньги и любование собственной персоной.

Элен - настоящая распутница и хотя об этом знает весь свет, её охотно принимали на раутах. Анатоль под стать сестре производил настоящий фурор своим появлением. Дамский угодник, нарцисс, видящий жизнь лишь как череду сплошных удовольствий - вот те слова, которые точно характеризуют его. Для него нет понятия чести, оно просто пустой звук.

Сначала он разбивает сердце княжне Марье, когда обещав жениться, заводит интрижку с её же горничной, а после увлекает Наташу Ростову, прекрасно зная о том, что она обещана другому. В той ситуации, где Андрей Болконский проявил бы уважение и сохранил не только свои честь и достоинство, но других причастных к ней, Анатоль поступает иначе. Он идёт на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.

В романе «Война и мир» не существует двух более разных семей, чем Курагины и Болконские. Одни ратуют за честь, справедливость, помощь ближнему, олицетворяя всё самое лучшее, что есть в России и русских людях, другие же есть воплощение порока, всего самого дурного. Л.Н. Толстой чётко даёт понять, что есть истинные ценности и как он относится к ним.

Это прослеживает по судьбам героев. Ни один из семьи Курагиных никогда не был счастлив по-настоящему, и Элен, и Анатоль постигла весьма трагичная участь, в то время как семья Болконских обрела счастье. Некоторые познали его уже на пороге смерти, но даже это великая честь.

Писатель не зря так ярко обозначил черты самого доброго и светлого и противопоставил их всему плохому, Л.Н. Толстой будто хотел показать, что и представил семьи Курагиных, и представитель семьи Болконских есть в каждом из нас. Однако кем быть решать только самому человеку. Стоит только помнить о том, что всякое зло наказуемо, а добро - вознаграждено.

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Семья Курагиных – это, скорее, формальность, группа духовно не близких людей, соединенных вместе хищническими инстинктами. Для Толстого род, дом и дети - это жизнь, счастье и смысл жизни. Но семья Курагиных – полная противоположность идеалу автора, ведь они пустые, эгоистичные и самовлюбленные.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Все дети Курагиных умеют только брать от жизни все, что только можно, и ни одного из них Толстой не посчитал достойным продолжить свой род.

Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их “выдержка”: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь, “который высоко носит красивую голову”. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума (“он вообще мало думал”) у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: “Где вы, там разврат и зло”.

Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины – эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: “Я не дура, чтобы рожать детей”, – говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.

Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: “душенька”, “дружок”, “голубчик”, “мой друг”. Василь Курагин тоже называет дочь “милое дитя мое”. Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: “Нет красоты там, где нет правды”.

В своем романе “Война и мир” Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеалпатриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”. Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье – в семье.

Семья-основа человеческого общества.Писатель выражает в Курагиных всю ту безнравственность,что господствовала в дворянских семьях в те времена.

Курагины – эгоистичные,лицемерные,корыстные люди.Они готовы идти на любые преступления ради богатства и славы.Все их действия совершаются для достижения своих личных целей.Они разрушают жизни других людей и пользуются ими,как хотят.Наташа Ростова,Ипполит,Пьер Безухов – все те люди,что страдали из-за “злобной семейки,”.Самих членов Курагиных связывают не любовь,теплота и забота,а чисто солидарные отношения.

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

JI . Н. Толстой в своем романе «Война и мир» любил «мысль семейную» не меньше, чем «мысль народную». Не много найдется в мировой литературе книг, где бы так много внимания уделялось семье. Семейные отношения, традиции, нравственные ценности формируют характеры главных персонажей романа, объясняют их поступки, влияют на судьбы.

Но и сама по себе семья у Толстого - явление интересное, многогранное и разно­образное. Мы говорим: Болконские, Ростовы, Безуховы, Курагины, Друбецкие... И за каждой фамилией - свой мир, свои беды и радости. Но, к сожалению, о настоящей семье можно говорить не всегда. Общий дом и родственные узы - это формальные призна­ки семьи. Главное - это атмосфера в доме, родство душ, любовь и взаимопонимание, сознание своего единения и ответственности. Все это есть в семье Ростовых. Толстой знакомит читателя с Ростовыми в день именин матери и младшей дочери, когда в доме празднично и многолюдно. Это ощущение праздника, полноты жизни, любви и сердеч­ности у читателя романа будет всегда связываться с изображением этой семьи.

Граф и графиня Ростовы в любви и согласии прожили свою жизнь, вырастили четверых детей. В дом Ростовых тянутся молодые люди и старики, здесь находит приют племянница Соня, здесь подолгу живет Борис Друбецкой и часто гостит его мать, получая щедрые подарки от графини. Ростовы живут открыто, весело и хлебосольно. Граф Илья Николаевич с искренней нежностью называет жену «графинюшкой», а вся молодежь влюблена. Весь дом заполнен любовью, дружбой, доверием и пониманием.

Но семья нужна человеку не только в счастливые минуты жизни. У Ростовых, как в любой семье, случаются и неприятности, и трудности. И настоящее горе их тоже не обходит стороной. Но в любой ситуации здесь ведут себя так, как должны поступать близкие люди. Когда старший сын Николай по молодости и легкомыслию проиграл в карты сорок тысяч, граф не упрекнул сына ни единым словом, хотя ему не просто было собрать нужную сумму. И это понимание отца стало для Николая самым сильным укором совести, он почувствовал свою вину перед семьей и дал себе слово постепенно вернуть все деньги.

Тяжело было пережить семье и ошибку Наташи, которая увлеклась красавцем Ана- толем и решилась бежать с ним. Но хуже всех было самой Наташе, и все понимали это, щадили ее чувства, старались сделать так, чтобы она скорее забыла обо всем и вернулась к прежней жизни.

Огромной потерей для всей семьи стала смерть Пети. Горе графини было беспре­дельно. И вся семья сплотилась вокруг матери. Они не могли заменить ей погибшего сына, но каждый хотел хоть что-нибудь сделать для матери, пытаясь любовью и заботой смягчить ее боль.

Любовь, отданная детям, не исчезает бесследно. Чувство долга перед семьей, перед родителями и перед Отечеством свойственно всем Ростовым. Во время войны сыновья Ростовых идут на войну, хотя родители могли бы уберечь их. А когда семья начинает разоряться и графиня обращается за помощью к старшему сыну, он оставляет службу, привычную жизнь и возвращается домой, чтобы заняться хозяйственными делами, хотя не чувствует к этому ни малейшей тяги.

Семья Ростовых прошла через испытания, обычные для всех людей. Выдержала их и осталась по-прежнему семьей, которая разрослась, как могучее дерево, соединившись с Болконскими и Безуховыми, в отличие от семейства Курагиных, которое к концу романа постепенно вырождается.

О князе Василии, его дочери Элен и двух сыновьях можно говорить как о семье лишь с большой натяжкой. Это просто люди, связанные родственными отношениями и нося­щие одну фамилию. Правда, родство их проявляется в сходстве характеров и поступков, в том, что Пьер назвал «подлой и бессердечной породой». Породе этой свойственны алчность, любовь к удовольствиям и деньгам, любовь к себе и безразличие к окружаю­щим. Князь Василий по-своему заботится о своих детях. Но эта забота сводится к тому, чтобы поскорее их куда-нибудь пристроить и сбросить бремя родительской любви. Князя можно понять: веселая и беззаботная жизнь Анатоля обходится ему в сорок тысяч в год, глупость Ипполита заставляет все время быть начеку. И с красавицей Элен тоже заботы: не продешевить бы с таким товаром. Сам князь Василий признается, что у него нет «шишки родительской любви», хотя для воспитания своих детей, по его словам, он сделал все, что может сделать отец. Но оба сына вышли дурни. «Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль - беспокойный», - жалуется он Анне Павловне Ше­рер. А красавица Элен на самом деле - просто «развратная женщина» с безупречными светскими манерами.

На всем протяжении романа мы не видим ни дома, ни семьи Курагиных. Иногда они объединяются для очередной подлости, чтобы чем-то заполнить свою пустую жизнь, где нет ни любви, ни долга, ни ответственности, а потому нет и счастья. Элен умирает «от неудобства выходить за двух мужей сразу», Анатоль теряет ногу в Бородинском сражении, а значит, теряет и свой прежний имидж красавца и любителя легкой жизни, князь Василий остается ни с чем. Порода обречена на вымирание. И вряд ли кто-то вспомнит о них добрым словом.

Думая о Ростовых и Курагиных, еще раз убеждаешься в том, что семья определяет не только атмосферу детских и юношеских лет, но и всю дальнейшую судьбу человека, выстраивает с детства его будущую жизнь.

Соединение таких разных семей невозможно и ненужно. Самовлюбленность, безду­шие и пустота Курагиных не совместимы ни с простотой и сердечностью Ростовых, ни с суровой нравственностью Болконских. Поэтому обе попытки Курагиных породниться с этими семьями у Толстого проваливаются.

В семье Наташи и Пьера, Николая и княжны Марьи подрастают дети, с ними растут и крепнут традиции и ценности семьи, родственные и человеческие отношения.



Похожие статьи
 
Категории