Зарождение и развитие греческой комедии. Античная комедия: понятие, история, особенности

24.02.2019

Определение

Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:

Древняя комедия

Основная статья: Древняя комедия

От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана , хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов . Наиболее ранняя из сохранившихся комедий - «Ахарняне » - была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана - цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами , зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках , действие завершалось всеобщим пиршеством .

Непристойные насмешки, которыми славились комедии V-IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.

Средняя комедия

Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу - т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность . Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи - гетеры , философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародирование сюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.

В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии .

Новоаттическая комедия

Основная статья: Новая комедия

Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма , последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму . В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.) .

О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы - Менандр , Филемон, Дефил - написали более сотни пьес каждый. Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтова комедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древнегреческая комедия" в других словарях:

    Аллегория комедии, Карл Ванло, 1752. У этого термина существуют и другие значения, см. Кинокомедия … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито микенский (3 2 е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11 9 вв. до н. э.); 3) архаический (8 6 вв. до н. э.); 4) классический… … Советская историческая энциклопедия

    Комедия древнегреческая - драм, жанр, получивший развитие в Др. Греции в V IV вв. Сами древние выделяли в ней 2 разновидности: дорийскую (или сицилийскую) К., лишенную хора и носившую преим. бытовой и пародийно мифолог. характер (Эпихарм), и аттическую, названную так… …

    Древнегреческая комедия (около 4 3 вв. до н. э.). Вследствие новых социальных условий, резко ограничивших сферу политической деятельности гражданина, Н. а. к. обратилась исключительно к частной жизни человека. В области сюжета испытала… …

    Древнегреческая комедия 4 в. до н. э. Характерная черта С. а. к. изображение повседневной жизни и бытовых типов (повара, торговцы рыбой, параситы прихлебатели и т.д.). Другой существенный признак С. а. к. пародия на миф либо на его… … Большая советская энциклопедия

    Дорийская комедия - см. Комедия древнегреческая … Античный мир. Словарь-справочник.

    Древнегреческая драма. Развилась из ритуального действа (драма слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

Это древнейшая из известных форм комедии, которая развивалась в Древней Греции V--III вв. до н. э. (главным образом в Аттике). Данное направление берет свои истоки от народных обрядовых действий, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей, которые, по мнению древнегреческого общества, были нужны для восхваления и ублажения производящих сил природы. Чаще всего комедийные представления устраивались во время праздников в честь Великого Дионисия. Они были завершающим этапом каждого из 3 дней празднества. Считается, что первым древнегреческим комедийным драматургом был Эпихарм (древнегреческий комедиограф, философ и поэт).

Последующий этап созревания заключался в развитии древней аттической комедии. Она уже обладала большей выразительностью и имела некоторые особенности и характерные черты. Например: Основу всего действия составлял какой-либо тезис. Он становился предметом споров и в конце представления доказывался.

Важной частью комедии являлась часть, которая состояла из обращения хора к публике.

Все сюжеты сценического действия брались из обычной повседневной жизни и раскрывали проблемы общественности. В древнегреческой комедии осмеивались не только сцены из жизни, но и реальные личности.

Существует множество общепринятых принципов классификации комедии, построенных на основе тех или иных структурных составляющих театрального произведения. Одним из них является классификация древнегреческой комедии в процессе ее развития. Всего выделено 3 периода:

  • 1. Древняя аттическая комедия - ранний вид литературной комедии в Древней Греции, получивший распространение в Аттике. Начало "древней" комедии восходит к сельским празднествам в честь бога Диониса. Первые сведения о древней аттической комедии относятся приблизительно к 5 до н. э. "Древняя" комедия носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Художественного расцвета древняя аттическая комедия достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им).
  • 2. Средняя аттическая комедия получила распространение в Афинах в IV в. до н. э. Характерной чертой средней аттической комедии являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, чужеземцев, и т. д. Ни одна средняя аттическая комедия не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (около 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.)
  • 3. Новая аттическая комедия (V-III вв. до н. э.) - заключительный этап развития древнегреческой комедии. Основные черты: сосредоточение интереса на частных конфликтах и любовной интриге; стремление к бытовому правдоподобию. Главные представители - Менандр и Филемон. Новая аттическая комедия оказала решающее влияние на римскую комедию, а через нее - на европейскую драматургию вплоть до Мольера.

Аристофан, комедия "Облака": С самого начала "Облака"- это авторская насмешка над тем увлечением софистикой, которое господствовало в Древней Греции в 50-40 гг. до н.э. В комедии "Облака" ставятся важные проблемы. Прежде всего, это проблема веры, причем, даже не столько верования в какие-то божества или силы, сколько проблема нравственности и религиозности. Творчество Аристофана завершает один из самых блестящих периодов в истории греческой культуры. Он дает сильную, смелую и правдивую, зачастую глубокую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в период кризиса демократии и наступающего упадка полиса. В кривом зеркале его комедии отражены самые разнообразные слои общества, мужчины и женщины, государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов. Простейшими приемами он достигает самых острых комических эффектов.

    Комедия - вид драмы (см.), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она: 1. не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон; … Литературная энциклопедия

    КОМЕДИЯ - (греч. komodia, от komos веселый, и ado пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Комедия - КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. По Бергсону («Смех»… … Словарь литературных терминов

    КОМЕДИЯ - КОМЕДИЯ, комедии, жен. [греч. komodia]. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров. || Представление на сцене такого произведения (театр.). В… … Толковый словарь Ушакова

    Комедия ТВ - ООО Развлекательное Телевидение … Википедия

    комедия - См. зрелище, обман ломать комедию... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. комедия зрелище, обман; умора, маскарад, фарс, тонадилья, лицемерие, актерство, лицедейство, комедь,… … Словарь синонимов

    КОМЕДИЯ - (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанную на хитроумной, запутанной интриге (Комедия… … Современная энциклопедия

    КОМЕДИЯ - (от греч. komodia) жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге (Комедия ошибок У … Большой Энциклопедический словарь

    комедия - и, ж., КОМЕДИ comédie f. устар. Здание театра, театр. Где королевское величество увидати: Она изволит часто в комеди пребывати. 1738. Фарсон 22. А для прекращения ссор и драк у оной комеди от команды поставить пекет. 1751. Пам. культ. 1986 154.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОМЕДИЯ - КОМЕДИЯ, и, жен. 1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к. 2. перен. Притворство, лицемерие в каких н. действиях. Ломать комедию (разг. неод.). 3. То же, что умора (разг.). | прил. комический, ая, ое (к 1 знач.) и… … Толковый словарь Ожегова

    КОМЕДИЯ - жен. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде. | * Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Комедия города Петербурга , Даниил Хармс. "Комедия города Петербурга" - это Театр Даниила Хармса, а именно - собрание драматургических творений автора (как стихотворных, так и прозаических), где каждый текст (всего их - 81) являет… Купить за 430 руб
  • Комедия. Трагедия , Борис Акунин. "Комедия. Трагедия" - литературный эксперимент, книга-перевертыш Бориса Акунина. В книгу входят две пьесы: "Зеркало Сен-Жермена" (" Комедия") и "Гамлет. Версия" (" Трагедия"),…

Термин «комедия» происходит от гр. «комос» - веселое ше­ствие, шумное гулянье, толпа, рой и т.д. и «оде» - песнь. Аристо­тель в «Поэтике» дает следующее определение: «Комедия... есть воспроизведение [мимесис] сравнительно дурных (характеров), впрочем, не в смысле абсолютной порочности, но поскольку смеш­ное есть часть безобразного: смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, чтобы недалеко ходить за примером, комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без (выражения) страдания». В этом определении (предварительном, так как вторая часть «Поэтики », посвященная комедии, не сохранилась) Арис­тотель не говорит о цели комедии. Можно предположить, что с помощью смеха (восходящего к священному смеху ритуальных ше­ствий в честь бога Диониса) достигается комический катарсис - очищение без посредства страха и сострадания. Коллективный смех так же объединяет людей, как совместное переживание ужаса и горя.

Рождение и эволюция комедии. Жанр комедии зародился из форм прославления бога Диониса. Аристотель связывал его истоки с за­певами фаллических песен, прославлявших плодородие и позво­лявших делать острые выпады (инвективы) в адрес каких-либо известных лиц. Первым комедиографом, чье имя и небольшие фраг­менты дошли до нас, был Эпихарм (2-я пол. VI - 1-я пол. V в. до н. э.), родоначальник дорийской (или сицилийской) комедии. Он придал ей законченность, афористичность, бытовой или пародийно-мифологический характер, ввел образ парасита (гр. - нахлеб­ник). Попав в Аттику, жанр преобразовался, в нем появился хор, Которого не было в сицилийской комедии. Постепенно сложилась форма древнеатгической комедии , которая состояла из большого, пролога, парода - входа хора из 24 человек, эписодиев , разделяемых песнями хора, агона - спора действующих лиц на важную, актуальную тему, эписодиев после агона , где показывались результаты победы одного из споривших, эксода - заключительной части, ухода хора и актеров за сцену. В комедию включалась также парабаса - прямое обращение хора к зрителям с изложением (иногда без связи c сюжетом) взглядов автора на проблемы жизни полиса. Во время исполнения парабасы хор снимал маски. Комедии писались в основном триметром (6-стопным ямбом). Эти черты комедии представлены в наиболее развитом виде у Аристофана.

Первая аттическая комедия была представлена на празднике Великих Дионисий в 486 г. до н. э. Известны имена, а также фрагменты произведений примерно 60 комедиографов - представи­телей древнеатгической комедии (V в. до н.э.), свыше 50 комедиографов - представителей среднеаттической комедии (404-323 до н.э., период кризиса жанра), около 60 комедиографов - представителей новоаттической комедии (эллинистический период). Но только некоторые комедии Аристофана и представителя новоаттической комедии Менандра дошли до нас полностью. Менандр (342 - 291 до н.э.) вводит пятиактное членение комедии с утрачивающими важную роль партиями хора между действиями. Он; широко применяет сложившийся в предыдущий период принцип использования комической маски как ограниченного амплуа (хвастливый воин, брюзга, влюбленные и т.д.), связывает сюжеты с перипетиями семейной, личной, а не гражданской жизни. В твор­честве Менандра утвердилось написание комедий 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем .


Аристофан. Аристофан (ок. 446 - ок. 385 до н. э.) - античный комедиограф, признанный «отцом» комедии. Из примерно 40 его комедий сохранилось 11. В них Аристофан поднимает актуальные общественные проблемы. Так, в комедии «Лисистрата» находит неожиданное рейение проблема войны и мира: женщины, договорившись между собой, отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят воевать и не заключат мира. В коме­дии «Облака» критикуются софисты, обучающие граждан тому, как с помощью ораторского искусства и ложного философствова­ния обманывать людей; в смешном виде выведен Сократ (хотя на самом деле Сократ был противником софистов). В комедии «Ля­гушки» осмеянию подвергается Еврипид, который, по мнению Аристофана, оказывал своими трагедиями дурное влияние на стра­сти и поступки современников.

Действие комедии разворачивается в подземном царстве, где Еври­пид спорит с Эсхилом о том, кто из них выше в искусстве трагедии. Аргументы каждой из спорящих сторон взвешиваются на весах. Победи­телем признается Эсхил, которого Дионис возвращает в мир живых, чтобы он возродил пришедшую в упадок трагедию, а Еврипид со своей легковесностью оказывается посрамленным.

Аристофан сыграл решающую роль в развитии жанра комедии в античную эпоху. Его влияние на этот жанр продолжает ощу­щаться вплоть до наших дней.

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос -поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос -поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельсьву Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - «козел» и одэ - «песнь», т.е. «песнь козлов»". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. «Комос» - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно - политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в.до н.э.).Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Греческую комедию 5 в. до н. э. называют древней аттымеской комедаей. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений -- все эти проблемы постоянно поднимались в комедиях. Острая карикатура, смелые нападки на реальных лиц, полет фантазии -- вот основные черты этой комедии. Театр был поистине школой афинских граждан!

Такая трагедия и тем более комедия могли существовать только в условиях подъема афинской рабовладельческой демократии, дававшей право участвовать в управлении государством, влиять на общественную жизнь, в том числе и на театр, всем свободным гражданам. Но демократия, основанная на труде рабов, предоставляла богатым и влиятельным людям большие возможности использовать это право по сравнению с бедным трудовым людом -- ремесленниками, крестьянами, рыбаками и т. д. Кроме того, чужеземцы, женщины и, конечно, рабы были абсолютно бесправны. Своего наивысшего расцвета театральное искусство в Афинах достигло в 5 в. до н. э.



Похожие статьи
 
Категории