Жанр и направление. II

22.02.2019
ГОРЕ ОТ УМА. ВЕЛИКИЙ ГРИБОЕДОВ

Автор бессмертной комедии "Горе от ума" Александр Сергеевич Грибоедов родился 220 лет назад, 15 января 1795 года в московском доме его матушки. Дом этот в 70-х годах прошлого века отреставрировали настолько капитально, что мало что оставили от прежней постройки.

Литературой стал заниматься очень рано. его хотя и была женщиной властной и старорежимной, но понимала, что без книг и настоящего образования в жизни достичь ничего порядочного невозможно.

С.Н.Багичев, армейский товарищ Грибоедова, вспоминал: "Тогда еще не были назначены лета для вступления в университет, и он вступил студентом тринадцати лет, знавши уже совершенно французский, немецкий и английский языки и понимавши свободно в оригинале всех латинских поэтов; в дополнение к этому имел необыкновенную способность к музыке, играл отлично на фортепиано и если б посвятил себя только этому искусству, то, конечно, сделался бы первоклассным артистом. Но на пятнадцатом году его жизни обозначилось уже, что решительное его призвание - поэзия". Вспоминал Багичев и о том, что однажды застал Грибоедова "…только что вставшим с постели: он, неодетый, сидел против растопленной печи и бросал в нее свой первый акт лист по листу. Я закричал: "Послушай, что ты делаешь?!!" - "Я обдумал, - отвечал он, - ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в голове моей". И через неделю первый акт уже был написан".

Однако точная дата начала написания комедии "Горе от ума" неизвестна. Скорее всего, Грибоедов начал писать её в Персии, куда в 1818 году откомандировали его в качестве секретаря российского посольства, продолжил в Тифлисе и закончил осенью 1824-го в Москве. Есть и свидетельства того, что задумал он её ещё совсем мальчиком, обнаружив, что родной его дядя - вылитый Фамусов.

Фаддей Булгарин, первым написавший и опубликовавший биографию Грибоедова, приводит якобы имевший место факт : "Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план "Горя от ума" и сочиняет несколько сцен первого акта. Комедия сия заняла все его досуги, и он кончил ее в Тифлисе в 1822 году. В марте 1823 года он получил отпуск в Москву и Петербург на 4 месяца. Приехав в Москву, Грибоедов стал посещать общества и в то же время почувствовал недостатки своей комедии и начал ее переделывать. Каждый выезд в свет представлял ему новые материалы к усовершенствованию своего труда, и часто случалось, что он, возвратясь поздно домой, писал целые сцены по ночам, так сказать, в один присест".

При жизни автора комедия "Горе от ума" ни на какой сцене никакого из отечественных театров поставлена не была и в полном напечатанном виде тоже нигде не вышла: цензура запретила. Но в рукописях разошлась. Тысячи переписанных от руки экземпляров стали достоянием читающей публики в Санкт-Петербурге и Москве, разлетевшись затем по всей необъятной России.


На следующий год Грибоедова арестовали по обвинению в связях с декабристами, но доказать ничего не смогли. В 1828-м, вопреки категорическому нежеланию и острому предчувствию беды, его назначили послом в Персию. Оттуда он вернулся в гробу. Похоронен в Тифлисе, на горе святого Давида. Пятнадцатилетняя Нина Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, стала его женой за несколько месяцев до гибели любимого мужа. Обстоятельства трагической смерти Грибоедова до сих пор не изучены во всей полноте, однако официально было в Петербурге сказано: "Сам виноват". И строжайше запретили распространяться на эту тему, делать какие-либо выводы и докапываться до чего-нибудь не очень официального.

Рукопись с прижизненной правкой комедии унаследовали его жена и сестра. Говорят, что именно этот текст и звучит с нынешних театральных подмостков, не всегда в точности соответствуя замыслу автора, но всегда и в самых авангардных вариантах с предельно острой сатирой "времени и нравов".

Цели своей драматург достиг с силой убийственной. Иная сила, варварская и стихийная, убила его самого. Создатель образов Чацкого, Фамусова, Софьи Андреевны, Лизы, Скалозуба, Молчалина, Репетилова и прочих был талантлив настолько, что вряд ли это нравилось тем, о ком в комедии сказано: "А судьи кто? - За древностию лет/ К свободной жизни их вражда непримирима,/ Сужденья черпают из забыты х газет/ Времён Очаковских и покоренья Крыма".

Сравнение его самого с Чацким верно, но лишь отчасти. Никогда не бывает так, чтобы автор в точности соответствовал образу, им же сочинённому. Верно отчасти и то, что времена те пропали где-то там, в "седой старине", и никаких нет давно ни Загорецких, ни Репетиловых, ни Молчалиных. Самих их, конечно же, нет ни в каких закоулках современной Москвы, а потомки есть и здравствуют. Не буквально, а как бы тихой сапой, чтобы не заподозрили их в причастности к "замыслам каким-то непонятным". Они руководят всей нашей жизнью, не "ведая стыда" и не торопясь "вписаться в полк шутов", но сами туда именно и вписываются.

Мы же при случае не откажемся "выбранить наш век беспощадно", мало помня о том, что проходили "Горе от ума" ещё в школе и обнаруживая в себе лишь мимолётные следы пройденного. Нам представляется, что Грибоедов - это какой-то странный человек , хорошего роста, глядящий в какую-то загадочную неизвестность, черноволосый и с тонкими губами. Совсем такой, как на позднем портрете кисти Крамского.

Так ли это? Нет, не так. Он был дуэлянт и насмешник, аристократ и великий храбрец. Он сочинил два вальса и несколько драматических пьес, написал множество стихотворений и создал целый трактат о том, как Грузию обустроить. Ушёл добровольцем на Отечественную войну 1812 года. Весело и звонко погулял в юности в Петербурге. Досконально исследовал московский высший свет и внёс затем в комедию существенные изменения и дополнения. Был другом декабристов и служил при генерале Ермолове на мятежном Кавказе. Но, когда он жил и всем этим занимался, знает лишь незначительный процент нынешнего населения. Некоторые не знают вообще о нём ничего ("Какая ж, боже, пустота вокруг!"), а многие полагают, что "Горе от ума" написал… Пушкин и что Александр Андреевич Чацкий был никакой не герой: он просто сошёл с ума на почве несчастной любви к Софье Павловне, и сразу после бала отвезли его в карете в Жёлтый дом…

Александр же Сергеевич Грибоедов, из фамусовской Москвы гениально заглянувший в далёкое будущее и за этот дар жестоко поплатившийся, укорял себя за то, что написал слишком мало: "Время летит, любезный друг, в душе моей горит , в голове рождаются мысли, а между тем я не могу приняться за дело, ибо науки идут вперед, а я не успеваю даже учиться, не только работать. Но я должен что-нибудь сделать..."

Владимир Вестер

Журнал Суперстиль

Тема : «Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Детство в изображении Л.Н Толстого. Повесть Л.Н Толстого «Детство» (главы из повести).

воспитывающие : воспитывать нравственные ценности: доброту, сочувствие, сопереживание.

Оборудование: предметная газета, портрет писателя, выставка книг писателя, рисунки уч-ся, «Литература 7 класс. учебник-хрестоматия.» Автор-составитель В.Я Коровина, презентация «Детство в изображении Л.Н. Толстого»

Методические приемы: выборочное чтение глав, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы узнаем некоторые сведения из биографии Л.Н.Толстого, в частности те, которые нашли отражение на страницах повести «Детство», обсудим главы этой повести, с которыми мы познакомились на страницах учебника, подумаем, чем интересен характер героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми.

III. Изучение новой темы.

    Чтение материала учебника (с. 305).

Рассмотрите внимательно портрет Л.Н. Толстого. Опишите его внешность (Высокий лоб, умные проницательные глаза, седые волосы, борода и усы, морщины на лбу.)

Какое представление складывается о писателе. Судя по его портрету? Какой это человек? (Это очень умный, мудрый человек, добрый и благородный).

Вы правы, ребята. Л. Н. Толстой был, действительно, очень мудрым и благородным человеком, сердечным, добрым, трудолюбивым.

Более подробно расскажут о Л. Н. Толстом ребята, которые подготовили сообщения о писателе.

Сведения из биографии Л.Н.Толстого. Краткий пересказ докладов.

Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии (портрет на доске или слайд). Лев Толстой - потомок двух старых дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских.

Толстой – необычный граф. Он увлекался земледелием, понимал и уважал крестьянский труд. Большую роль сыграла в жизни Толстого Ясная Поляна: там он научился видеть природу и простых людей, там написано множество произведений. (Репродукции на доске или слайды) В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, затем еще 20 школ в окрестных деревнях. Для ребят Толстой создал азбуку, арифметику, 4 книги для чтения, рассказы и сказки («Филипок», «Косточка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как мужик гусей делил», «Три медведя» и др.).

Анализируя эти произведения, можно заметить, что основное для Толстого - доброта, уважение к ребенку, умение видеть в нем личность. Он считал, что многие взрослые не понимают и не уважают ребенка, дают ему мало свободы.

Эта мысль – уважение к человеку, пусть даже самому маленькому, является главной для повести, которую мы сегодня рассмотрим.

– Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна? (Она колыбель, она познакомила с жизнью людей, с народными песнями, сказками, легендами, былинами. Она научила его любить.)

– Кто главный герой повести «Детство»? (Николенька Иртеньев.)

2. Слово учителя.

Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.)

О чём повесть «Детство»? (Эта повесть о взаимоотношениях детей и взрослых в дворянской семье.)

Кто главный герой повести? (Николенька Иртеньев).

Проследим по прочитанным главам характер главного героя. Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?

3.Словарная работа. На доске написаны слова: привязанность, самопожертвование, сочувствие, согласие.

Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? После обсуждения открываем слайды.

Привязанность - это чувство любви, привыкания к человеку, когда человек не мыслит себя без кого-либо или без чего-либо.

Самопожертвование - это когда человек жертвует собой (своим счастьем или жизнью) ради блага других людей.

Сочувствие - это, когда человек переживает чужое несчастье как своё, помогает людям в беде.

Согласие - взаимопонимание, добрые отношения, мир между людьми.

При обсуждении прочитанных глав пользуйтесь этими словами.

4. Чтение учителем главы «Маmаn»из повести «Детство» стр.308-310

5. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.

Какой представляется матушка Николеньке?

Найдите строки повести, описывающие внешность maman. («Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».) (с. 308)

– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)

– Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)

Что говорит Толстой о красоте лица? Найдите и прочитайте эти строки. (« Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».) (с. 309)

Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?

Вспомните, что ещё говорит герой, вспоминая улыбку матери? Найдите эти слова и прочитайте. («Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».) (с. 309)

О чём говорят эти слова?

Как мама называет Николеньку? (Мой ангел, моя душечка.)

Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?

– Как относилась матушка к слугам? («"Постойте на минутку, Мими", – сказала Марье Ивановне с улыбкой…» «"Наденьте, Карл Иванович", – сказала матушка, когда он поднял шапочку над головой». Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)

– Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я во сне плакал…» Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку. Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…)

6. Чтение учителем главы «Что за человек был мой отец?» С. 310–312.

7. Беседа по вопросам.

– Каков портрет отца? (С. 310.)

Каким был отец Николеньки и что характерно для него (взаимоотношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

– Как к нему относились окружающие? (Нравился он всем, в особенности же тем, кому хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Одним словом, отец автора – прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.

Вывод. отец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.

V. Подведение итогов урока.

– Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?

– Каким был отец и что было характерно для него (отношение его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Л.Н.Толстой. Глава «Классы».

Цели и задачи : раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать нравственные проблемы, поставленные автором.

Организационный момент (приветствие, сообщение целей, постановка задач).

Объяснение нового материала. Повесть «Детство» первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета (запись термина в рабочую тетрадь). Впервые она появилась в сентябрьском номере журнала «Современник» за 1852 год за подписью «ЛН». «Отрочество» печаталось в 1854 и было подписано «ЛНТ», «Юность» увидела свет в январе 1857 года, и стоявшее под ней имя «Граф Л.Н. Толстой» было уже широко известно в русской литературе.

Главный герой «Детства» Николенька Иртеньев воспитывается в крепостном поместье. В 19 веке обучение в лицеях и гимназиях дети начинали с 9-10 лет, а до этого их воспитывали гувернеры и домашние учителя, чаще всего иностранцы. Иногда домашнее образование продолжалось до тех пор, пока молодой человек не поступал в университет или пажеский корпус.

Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.

Работа с текстом произведения .

Учитель . И вот теперь Карл Иванович узнал, что ребята уезжают учиться в Москву, где располагались лучшие учебные заведения. Вот почему наш отрывок начинается словами: « Карл Иванович был очень не в духе». Прочитаем его.

Комментированное чтение главы «Классы» (стр.312-315).

1. Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (...)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (...)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска... Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

– Коротко передать содержание главы.

– Почему Карл Иванович был не в духе? (С. 313. «… т еперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

Найдите и прочитайте эпизод из главы «Классы», в котором герой рассказывает о том, как он был наказан. Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью»). (с. 313)

Николенька слышит разговор Карла Иваныча с Николаем. Карл Иваныч жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька?

– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)

– Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя?
(С. 314. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)

Найдите строки, описывающие чувства Николеньки и прочитайте.

Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие ».) (с. 314)

– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С. 314. «Я сочувствовал… между ними согласие».)

Вопросы классу:

Как отнесся Карл Иванович к известию об отъезде ребят?

Что он сказал дяде Николаю?

В чем выразилось негодование учителя на уроке?

Какое предложение продиктовал он ребятам?

Как мальчики отнеслись к разлуке с учителем?

Подведение итогов . Что хотел нам сказать Толстой, создавая образ Карла Ивановича? Что было для него главным? (Доброта, искренность, любовь к детям, привязанность, но самое главное – уважение. Только так можно воспитать личность).

Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство").

Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы; раскрыть образ Натальи Савишны, показать его место в повести и в жизни главного героя.

Ход урока

I. Викторина “Узнай героя по портрету”.

1) “Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…” (Отец Николеньки).

2) “… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня”. (Маман).

А о ком эти слова?

“Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!” (О Наталье Савишне.)

– Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу – “Наталья Савишна”. Почему целую главу? Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни рассказчика? Итак, тема урока: “История жизни и смерти Натальи Савишны”.

II. Беседа по тексту главы “Наталья Савишна”.

– Кто же такая Наталья Савишна?

    простая крепостная женщина,

    дворовая прислуга,

    крепостная крестьянка,

    няня матушки Николеньки,

    экономка.

– Кто такая экономка? (Женщина, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства.)

– Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через историю ее имени. Запишем:

– Почему меняется имя? (Растет уважение.)

– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”.)

– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь.)

– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”.)

– А Наталья Савишна? (Портрета нет.)

– Какой вы ее себе представляете? (В чепце и фартуке.)

– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась.)

– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ.) стр.316

– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

– Почему была возвращена к своим господам? («… н икто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест.)

– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне.)

– Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”.)

– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других.)

– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать.)

– Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную.)

– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать.)

– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).

– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?

– Обратимся к рисунку в учебнике. Почему так мало деталей? (У Толстого комната Натальи Савишны описана лаконично: “наполнена” сундуками.)

– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны?

– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)

– Как характеризуют Николеньку его мечты?

– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке.)

– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье.)

– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1,5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что?

– О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 319. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?

– Случай со скатертью: чтение по ролям .

– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына.)

– Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживания?

– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.

Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”.

– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи.)

– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения.)

– За что стало стыдно? (Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной.)

– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка.)

– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне.)

– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью.)

– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).

– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте.)

Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «детство»

Цели : раскрыть мир мыслей и противоречивых чувств главного героя; показать душевную щедрость любящих его людей; показать мастерство Толстого в изображении движений души.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (...) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри – как теперь помню – были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, – вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:

– Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, – прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».

В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но и с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение главы «Детство».

1. Комментированное чтение.

Задание: нарисовать устную картину (используя учебник) засыпающего за столом мальчика.

– Что видится ему сквозь дремоту? (Взгляд и улыбка.)

– Что чувствует? (Прикосновение «нежной руки», «чудесной нежной ручки», слышит «милый» голос.)

– Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, давала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и беспредельной потребности любви.)

О чём молится юный Иртеньев? Найдите эти строки и прочитайте.

После этого, как, бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку". )

(«Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи - единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать".)

Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».)

Как это его характеризует?

Итак, давайте охарактеризуем героя повести «Детство». Каким вам представляется Николенька Иртеньев?

Вывод (слово учителя): Николенька умён, наблюдателен, обладает живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания.

Николенька ошибается, анализирует свои поступки, страдает из-за совершенных ошибок.

Вывод. Л. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто … я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много».

– В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

– Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?

V. Подведение итогов урока.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает «беспощадным к самому себе».

– Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?

– А всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными» к самим себе?

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос-задание 4 (с. 322); прочитать статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой» (с.323).

В повести «Смерть Ивана Ильича» (1881 -1886), как и в «Холстомере», нравственная проблема сочеталась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего прошлого существования, воспринимается как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жизни, который он и все его окружающие воспринимали как нечто совершенно нормальное, общепринятое и абсолютно правильное.

О «прошедшей истории жизни Ивана Ильича», которая, по словам Толстого, была «самая простая, обыкновенная и самая ужасная», рассказывается в повести далеко не так подробно, как о трех месяцах его болезни. Только в самый последний период герой наделяется индивидуальными, личностными чертами, иными словами, проходит путь от чиновника к человеку, что и приводит его к одиночеству, отчуждению от семьи и вообще от всего ранее привычного для него существования. Время, еще недавно мчавшееся для Ивана Ильича чрезвычайно быстро, теперь замедлилось. С гениальным мастерством раскрыл Толстой запоздалое прозрение своего героя, безнадежное отчаяние одинокого человека, который только перед самой смертью понял, что вся его прошлая жизнь была самообманом. У Ивана Ильича открывается способность к самооценке, самоанализу. Всю жизнь он подавлял в себе все индивидуальное, неповторимое, личное. Парадоксальность ситуации заключается в том, что лишь ощущение близости смерти способствует пробуждению у него человеческого сознания. Только теперь он начинает понимать, что даже самые близкие, родные ему люди живут ложной, искусственной, призрачной жизнью. Один мужик Герасим, ухаживавший за Иваном Ильичом, приносил ему душевное успокоение.

В художественных произведениях, созданных после перелома, Толстой раскрывал весь ужас господствовавших в тогдашней жизни лжи, обмана, бездуховности, заставлявших наиболее чутких и совестливых людей мучаться, страдать и даже совершать преступления («Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий»). Наиболее полно и художественно новые настроения Толстого выразились в его романе «Воскресение».

Действительно великая, философская мысль Л.Н.Толстого передана через рассказ о самых неинтересных, самых типичных обывателях того времени. Глубина этой мысли идет через весь рассказ грандиозным фоном для незначительного, маленького театра кукол, какими являются герои этого произведения. Член Судебной палаты Иван Ильич Головин, женившись в свое время без любви, но весьма выгодно для собственного положения, делает очень важный шаг в жизни - переезд. Дела его на службе идут хорошо, и, на радость жены, они переезжают в более достойную и престижную квартиру.

Все хлопоты и переживания по поводу покупки мебели, обстановки квартиры занимают первое место в помыслах семьи: "Чтобы было не хуже, чем у других". Какие должны быть стулья в столовой, обить ли розовым кретоном гостиную, но все это должно быть непременно "на уровне", а другими словами, в точности повторить сотни таких же квартир. Так же это было во времена "застоя" - ковры, хрусталь, стенка; так и в наше время - евроремонт. У всех. Главное - престижно и достойно.

Но есть ли счастье у этих людей? Прасковья Федоровна, жена, постоянно "пилит" Ивана Ильича, чтобы тот продвигался по службе, как другие. У детей свои интересы. А Иван Ильич находит радость во вкусном обеде и успехах на работе.

Толстой пишет не о какой-то случайной семье. Он показывает поколения таких людей. Их большинство. В чем-то рассказ Толстого - это проповедь духовной мысли. Может быть, такой вот Иван Ильич, прочитав сегодня эту книгу, задумается, кто же он есть на самом деле: только ли чиновник, муж, отец- или есть у него более высокое предназначение?

Наш Иван Ильич только перед самой смертью обнаруживает это великое. А вот за все время болезни, да и вообще за всю жизнь не приходит ему такая мысль.

Украшая свое новое жилище, Иван Ильич подвешивал модную картину, но сорвался и упал с высоты. "Совершенно удачно упал", только немного повредил бок. Наш герой беззаботно смеется, но до читателя уже доносится грозная музыка, лейтмотив провидения, смерти. Сцена съеживается, герои становятся мультипликационными, ненастоящими.

Задетый бок время от времени стал напоминать о себе. Скоро даже вкусная еда перестала радовать члена Судебной палаты. После еды он стал испытывать ужасную боль. Его жалобы страшно раздражали Прасковью Федоровну. Никакой жалости, а тем более любви к мужу она не испытывала. Но зато чувствовала огромную жалость к себе. Ей, с ее благородным сердцем, приходится переносить все дурацкие капризы своего избалованного мужа, и только ее чуткость позволяет ей сдержать раздражение и благосклонно отвечать на его глупое нытье. Каждый сдержанный упрек казался ей огромным подвигом и самопожертвованием.

Не видя ласки, муж тоже старался не заводить речь о болезни, но когда, исхудавший, с постоянными болями, он уже не мог ходить на службу и различные бездарные врачи назначали ему припарки, все уже начали понимать, что дело серьезное. И в семье складывается еще более душная атмосфера, поскольку не совсем уснувшая совесть мешает детям и жене спокойно развлекаться, как раньше. еще более душная атмосфера, поскольку не совсем уснувшая совесть мешает детям и жене спокойно развлекаться, как раньше. Дети, в душе обиженные на отца, лицемерно спрашивают его о здоровье, жена тоже считает своей обязанностью поинтересоваться, но единственный, кто действительно сочувствует больному, - буфетный мужик Герасим. Он становится и сиделкой возле постели умирающе го, и утешителем в его страданиях. Нелепая просьба барина - держать его ноги, мол, так ему легче, не вызывает ни удивления, ни раздражения мужика. Он видит перед собой не чиновника, не хозяина, а прежде всего умирающего человека, и рад хоть как-то послужить ему.

Чувствуя себя обузой, Иван Ильич еще больше раздражался и капризничал, но вот наконец-то смерть-избавительница приблизилась к нему. После долгой агонии вдруг произошло чудо - никогда не задумывавшийся о том самом "великом", Иван Ильич ощутил неведомое для него чувство всеобъемлющей любви и счастья. Он больше не был обижен на черствость родных, напротив, он чувствовал к ним нежность и с радостью прощался с ними. С радостью же он и отправился в чудесный, сверкающий мир, где, он знал, его любят и встречают. Только теперь обрел он свободу.

Но остался его сын, встреча с которым после похорон мимолетна, но ужасающе конкретна: "Это был маленький Иван Ильич, каким Петр Иванович помнил его в Правоведении. Глаза у него были и заплаканные и такие, какие бывают у нечистых мальчиков в тринадцать-четырнадцать лет".

Каждый день на планете умирают тысячи Иванов Ильичей, но так же продолжают люди жениться и выходить замуж по расчету, ненавидеть друг друга и растить таких же детей. Каждый думает, что способен на подвиг. А подвиги кроются в самой обыкновенной жизни, если она освещена, пронизана любовью и заботой о ближних.

УДК 821.161.1

ПОВЕСТЬ Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ СТАРЦА ФЕДОРА КУЗМИЧА»

В.В.Лепахин

"THE POSTHUMOUS MEMOIRS OF THE STARETS FEODOR KUZMICH" BY L.N.TOLSTOY

Сегедский университет (Венгрия), [email protected]

Статья посвящена позднему произведению Льва Толстого, в котором он поддержал отождествление Александра I и Томского старца Фёдора Кузьмича, несколько лет назад причисленного к лику местночтимых святых. Основное внимание уделяется взаимосвязям этого произведения с более ранними рассказами, романами, автобиографической прозой Толстого. Также рассматривается вопрос о том, почему повесть осталась незаконченной.

Ключевые слова: Лев Толстой, император Александр, старец Фёдор Кузьмич, духовная жизнь, духовный кризис, святость

The article is devoted to a late work of Leo Tolstoy, in which he supported the theory of Alexander I and Feodor Kuzmich, recently canonized starets of Tomsk being the same person. A special attention is given to the relationship between this work and earlier stories, novels and autobiographical prose by Tolstoy. The article also examines why the story remained unfinished. Keywords: Leo Tolstoy, Emperor Alexander, starets Fyodor Kuzmich, spiritual life, spiritual crisis, sainthood

Полное название повести Льва Толстого звучит так: Посмертные записки старца Фёдора Кузмича умершего 20 января 1864 года в Сибири. Близ Томска на заимке купца Хромова. Замысел произведения возник у Толстого в 1890 году. В следующем году он рассказал о замысле тётке - А.А.Толстой, которая в ответ прислала писателю карточку старца Фёдора Кузьмича. В 1905 году Толстой приступил к работе над Посмертными записками, однако по разным причинам не закончил их.

В феврале 1912 года эти Записки были подго -товлены к печати отдельным номером журнала Русское богатство (с купюрами). Повесть была запреще-

на цензурой, номер конфискован, а редактору журнала В.Г.Короленко пришлось пережить судебное разбирательство. Впервые повесть опубликована в том же 1912 году в Берлине. В России Записки издали уже при советской власти в Москве в 1918 году. Как отмечено исследователями творчества писателя, при жизни он даже и не пытался напечатать «посмертные записки старца».

Повесть можно разделить на три части. Первая носит характер предисловия, в котором собраны ис-торические данные относительно отождествления императора и старца. Здесь Толстой приводит все доводы за и против. Во второй части излагается исто -

рия смерти и подмены тела Александра в Таганроге, рассказанная старцем Фёдором Кузьмичом, но увиденная как бы глазами самого императора. Наконец, третья часть, имеет собственное заглавие - Моя жизнь, она представляет собой собственно записки, дневник старца Фёдора Кузьмича. Первая запись датирована 12 декабря 1849 года, т.е. она сделана за пятнадцать лет до кончины (умер старец в 1864 году). Поскольку произведение осталось незаконченным, в Записках описывается лишь детство старца-императора.

Толстой не сомневался, что старец Фёдор Кузьмич был на самом деле Государем Александром I. В первой части произведения он перечисляет некоторые странные, вызывающие вопросы факты, связанные с кончиной Государя в Таганроге: «...Во-первых, ... Александр умер совершенно неожиданно, не болев перед этим никакой серьёзной болезнью, во-вторых, .умер он вдали от всех, в довольно глухом месте, Таганроге, в-третьих, . когда он был положен в гроб, те, кто видели его, говорили, что он так изменился, что нельзя было узнать его и что поэтому его закрыли и никому не показывали, в-четвёртых, Александр неоднократно говорил, писал (и особенно часто в последнее время), что он желает только одного: избавиться от своего положения и уйти от м1ра, в-пятых, - обстоятельство мало известное, - то, что при протоколе описания тела Александра было сказано, что спина его и ягодицы были багрово-сизо-красные, что никак не могло быть на изнеженном теле императора» .

Со времени Толстого исследователи кое-что уточнили, но принципиально нового не сказали, так что писатель был в курсе всех последних проблем, связанных со смертью императора.

Здесь же, в первой части, Толстой перечисляет пять доводов в пользу отождествления старца и императора. Эти доводы следующие: «.Во-первых, . старец был ростом, сложением и наружностью так похож на императора, что люди (камер-лакеи, признавшие Кузьмича Александром), видавшие Александра и его портреты, находили между ними поразительное сходство, и один и тот же возраст, и та же характерная сутуловатость; во-вторых, .Кузьмич, выдававший себя за непомнящего родства бродягу, знал иностранные языки и всеми приёмами своими величавой ласковости обличал человека, привыкшего к самому высокому положению; в-третьих, .старец никогда никому не открыл своего имени и звания, а между тем невольно прорывающимися выражениями выдавал себя за человека, когда-то стоявшего выше всех других людей; и в-четвёртых, .он перед смертью уничтожил какие-то бумаги, из которых остался один листок с шифрованными странными знаками и инициалами А. и П. (возможно, Александр Павлович. - В.Л.); в-пятых, .несмотря на всю набожность, старец никогда не говел. Когда же посетивший его архиерей уговаривал его исполнить долг христианина, старец сказал: "Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы; если же бы я сказал, кто я, удивилась бы земля"» .

Итак, у писателя нет сомнений, что старец и

царь Александр - одно лицо. Художественный замысел Толстого состоял в том, чтобы составить от имени старца-императора такие Записки, которые безоговорочно свидетельствовали бы о том, что знаменитый Томский старец в действительности есть Император Александр I. Предисловие Толстого к произведению завершается следующим утверждением относительно отождествления старца с императором: «Все догадки и сомнения эти перестали быть сомнениями и стали достоверностью вследствие найденных записок Кузьмича. Записки эти следующие» .

Как видим, своеобразная художественная игра писателя с читателем, многократно встречающаяся в истории литературы, состояла в том, что 1) Записки найдены Толстым (как повести Белкина найдены Пушкиным, например), 2) они представляют собой достоверный документ, 3) они написаны императором, прославившимся в Сибири как Фёдор Кузьмич, и старец сам раскрывает свою тайну, 4) эти Записки ставят последнюю точку в спорах о том, действительно ли Фёдор Кузьмич является бывшим императором. Отныне, согласно Толстому, (и это тоже художественный приём) никаких сомнений нет: старец - это император Александр I. Итак, Толстой писал Записки как окончательное подтверждение идентичности двух личностей.

Произведение осталось незаконченным. По каким причинам? С какими трудностями столкнулся писатель? Мы попробуем назвать некоторые очевидные и другие скрытые.

Писатель начал своё произведение слишком издалека - с детства императора. Но детство своих героев Толстой уже описал во многих произведениях, новых лирических находок в Записках нет. Перед читателем предстают привычные, уже использованные, толстовские приёмы в изображении детства, детской психологии, взаимоотношений детей и взрослых. Главный конфликт, который отравил детство Александра, согласно Толстому, это конфликт между императрицей Екатериной II и наследником Павлом I - отцом Александра I. Вся придворная жизнь у Толстого как бы замешана на стремлении Екатерины передать престол Александру, через голову его отца и законного наследника Павла.

Толстой в Записках часто сбивается на привычный стиль кающегося дворянина, как в романе Воскресение или в автобиографичной Исповеди. По стилю произведения не чувствуется, что Записки пишет уже святой старец, который покаялся в грехах, который почти пятнадцать лет ведёт жизнь странника, подвижника, очищает душу постом и молитвой. По сути, Толстой взял на себя задачу подделать записки святого человека. Но как можно подделать святость, как можно описать яблоко, если ты его ни разу не вкушал, а только видел на картинке?!

В древнерусской словесности автор жития святого обычно указывает на главную трудность своего задания: он, автор, далёкий от святости, берётся писать о святом человеке, т.е. пишет о том, чего не знает на собственном опыте, не знает по истине.

При написании Записок перед Толстым

встали трудности, связанные с упоминанием конкретных фактов из жизни сначала наследника, а потом царя Александра и из эпохи его царствования. Для придания достоверности фактологической стороне Записок, Толстой использовал известнейший в то время четырёхтомник военного деятеля и историка Н.К.Шильдера (Император Александр Первый. Его жизнь и царствование), устные рассказы А.Ф.Кони, но видно этого оказалось недостаточно, чтобы придать воспоминаниям о детстве царя убедительность, достоверность. В основном в Записках говорится о таких фактах из жизни двора того времени, которые известны каждому более или менее образованному человеку.

Почему Александр решает так резко, кардинальным образом изменить свою жизнь? Думается, что вряд ли найдётся в мире такой писатель, который смог бы убедительно в художественной форме описать такой душевный и духовный перелом. Если опять обратиться к древнерусской словесности, то нельзя не обратить внимания на то, что книжник того времени очень коротко и осторожно говорит о духовном переломе в душе человека. Как именно неверующий человек или даже разбойник встаёт на путь служения Богу и становится святым? И стоит ли вторгаться в эту тайну? Ведь это встреча человека с Богом. Толстой взял на себя непомерно трудную, если не сказать невыполнимую, задачу.

Итак, почему Александр совершает подмену и начинает вести жизнь странника? У Толстого находим несколько причин.

Первая. Александр осознал мерзость и греховность своей жизни. Как это часто бывает у Толстого в поздних произведениях, он ограничивается общей констатацией факта. Из грехов, которые более других мучают императора, названы убийство отца, разврат, приказы, которые ведут к массовой гибели людей.

Толстой не сомневается, в согласии с распространённым в то время убеждением, что Александр принимал непосредственное участие в убийстве отца , правда, о степени его виновности писатель умалчивает. Сам же факт причастности Александра к заговору нужен Толстому, чтобы показать угрызения совести, которые мучают автора Записок - сибирского старца, бывшего императора. В настоящее время осторожные историки полагают, что максимум, что можно приписать наследнику Александру, - это знание о готовившемся заговоре против отца.

Вторая причина. У Александра тяжёлые невыносимые отношения с супругой. В скобках заметим, что это не совсем так. В последние годы, а в Таганроге особенно, между ними установились, по многим свидетельствам современников, прежние тёплые отношения. Императрица Елизавета Алексеевна изображена Толстым глазами Александра в сверхкритическом ключе: «...Ограниченная, лживая, капризная, злая, чахоточная и вся притворство, она хуже всего отравляла мою жизнь. это был ад в приличных формах, притворный и ужасный» . Все известные нам данные, материалы о жизни и характере императрицы говорят о том, что эта характеристика в высшей степени несправедлива. Она была известной благотворительницей и женщиной

сложной, даже драматической судьбы.

В повести Толстого нет ни слова, например, о том, что так же, как старца Фёдора Кузьмича отождествляли с бывшим императором Александром I, точно так же народная молва говорила о том, что Вера Молчальница из Сыркова Девичьего монастыря Новгородской епархии является на самом деле супругой Александра I, императрицей Елизаветой Алексеевной, которая последовала подвигу мужа.

Бросается в глаза, что отношения императора Александра с женой описаны по толстовскому стереотипу его поздних произведений. Точно такие отношения встречаются в Смерти Ивана Ильича (1886) - у Ивана Ильича с женой, в Крейцеровой сонате (1890) - у Позднышева с женой, в романе Воскресение (1899) - у приятеля Нехлюдова Селенина с супругой. В Записках можно найти отголоски отношений Евгения со Степанидой в рассказе Дьявол (1889), имеются ситуативные и языковые (иногда дословные) совпадения с Дневниками: поздние отношения с женой самого Толстого. Ничего нового о семейных отношениях, так же, как и о детстве, Толстому в Записках старца Фёдора Кузьмича сказать не удалось. Он отделался повторами из своих прежних произведений, в которых описана психология семейной драмы.

Третья причина. Император стремится избавиться от похоти, поэтому он хочет оставить не только престол, но выйти из м1ра. Толстой включает в Записки некоторые довольно натуралистичные описания «блудных искушений» императора. Ночью в нём сливаются в одно чувство «похоть» к убитой Настасье (любовнице Аракчеева), к бывшей своей любовнице Марии Антоновне Нарышкиной, которая его бросила, и ненависть к постылой жене. Производит впечатление и достойная фрейдизма сцена совмещения мыслей о чувственно красивой любовнице Аракчеева (только что убитой!) и кровавом месиве на спине унтер-офицера, наказанного шпицрутенами, того именно человека, тело которого выдадут за тело якобы умершего императора. Сцена сама по себе сильная, но вряд ли столь натуралистично стал её описывать святой старец через пятнадцать аскетических лет после случившегося.

Ниже Толстой рассказывает и о плотских искушениях старца Фёдора Кузьмича: «Спал мало и видел нехорошие сны: какая-то женщина, неприятная, слабая, жмётся ко мне, и я не её боюсь, не греха, а боюсь, что увидит жена. И будут опять упрёки. Семьдесят два года, и я все ещё не свободен... Наяву можно себя обманывать, но сновидение даёт верную оценку той степени, до которой ты достиг... И это опять подтверждение той низкой степени нравственности, на которой я стою.» . Отметим здесь и мотив свободы, т.е. освобождения от страстей.

Четвёртой причиной или, скорее, последним толчком к решительному шагу - подмене тела - можно считать случайное сходство Александра с унтер-офицером Струменским. «Когда я вгляделся в лицо этого человека, - пишет Толстой от имени Александра, - я узнал его. Это был Струменский,

солдат, левофланговый унтер-офицер 3-й роты Семёновского полка, в своё время известный всем гвардейцам по своему сходству со мною. Его шутя называли Александром II» .

Пятая причина. Зрелище казни сильно подействовало на императора. Толстой следующим образом описывает ощущения Александра: «Главное чувство моё было то, что мне надо было сочувствовать тому, что делалось над этим двойником моим. Если не сочувствовать, то признавать, что делается то, что должно, - и я чувствовал, что я не мог. А между тем я чувствовал, что если я не признаю, что это так и должно быть, что это хорошо, то я должен признать, что вся моя жизнь, все мои дела - всё дурно, и мне надо сделать то, что я давно хотел сделать: всё бросить, уйти, исчезнуть» .

Это состояние характерно для многих героев Толстого периода религиозного кризиса, характерно для психологии кающегося дворянина. Подобные чувства, мысли, состояния многократно описаны писателем, например, в Анне Карениной, в Исповеди, в Дневниках, только в названных произведениях это состояние ведёт к мыслям о самоубийстве, здесь же оно порождает желание «уйти, исчезнуть». В этом смысле также можно говорить о том, что Толстой устами императора (и не забудем: устами старца одновременно) повторяет самого себя, воспроизводит отрывки из прежних произведений. Что же касается описания наказания шпицрутенами, то оно встречается у Толстого в написанном за два года до Записок рассказе После бала (1903).

Шестая причина. «Я делал и разделывал конституции в Европе, - пишет Толстой от имени Александра, - и что и кому от этого стало лучше? И главное, кто я, чтобы делать это? Главное было то, что вся внешняя жизнь, всякое устройство внешних дел, всякое участие в них - а уж я ли не участвовал в них и не перестраивал жизнь народов Европы - было не важно, не нужно и не касалось меня. Я вдруг понял, что всё это не моё дело. Что моё дело - я, моя душа. И все мои прежние желания отречения от престола, тогда с рисовкой, с желанием удивить, опечалить людей, показать им своё величие души, вернулись теперь, но вернулись с новой силой и с полной искренностью, уже не для людей, а только для себя, для души. Как будто весь этот пройденный мною в светском смысле блестящий круг жизни был пройден только для того, чтобы вернуться к тому юношескому, вызванному раскаянием, желанию уйти от всего, но вернуться без тщеславия, без мысли о славе людской, а для себя, для Бога. Тогда это были неясные желания, теперь это была невозможность продолжать ту же жизнь» . В этом отрывке наиболее точно и подробно старец-император рассказывает о своём душевном кризисе и переломе. К нему пришло сознание, что существует внешнее и внутреннее. Императорские обязанности предстали в другом свете. Они относятся к внешней жизни, наряду с ними существуют обязанности перед Богом, перед собственной душой.

Также выясняется, что Александр ещё в юности намеревался или, скорее, мечтал отречься от пре-

стола. Но тогда, согласно Толстому, он хотел покрасоваться перед людьми из тщеславия, ныне же он отрекается от престола для Бога, для души, по причине «невозможности» продолжать прежнюю жизнь. В данном отрывке духовный кризис Александра во многом совпадает с кризисом Константина Левина в романе Анна Каренина, который после мучительных исканий смысла жизни, находит его в простом ответе, подсказанном простым мужиком: жить надо для Бога, для души. Слышны и отголоски рассуждений на эту тему Нехлюдова.

Вот эти шесть причин ухода императора, его превращение в странника и старца названы Толстым в художественном контексте. Как нам кажется, их недостаточно для того, чтобы объяснить такой серьёзный и ответственный шаг, к которому готовятся годами. Мотивы ухода императора у Толстого описаны неубедительно. Гораздо более подробно и достоверно описана организация подмены тела императора на тело забитого насмерть унтер-офицера. Правда старец в своих Записках обещает ниже рассказать более подробно о самом духовном переломе. Интересно, что уход Александра Толстой называет освобождением. После рассказа о подмене тела, он констатирует: «И 17 ноября я был свободен» .

Читатель, хорошо знающий творчество Толстого, при чтении Записок не может отделаться от чувства, что многое в них уже знакомо по другим произведениям писателя - по Детству, Юности, Исповеди, Анне Карениной, Крейцеровой сонате, Воскресению, Дневникам, Воспоминаниям (1902), по Отцу Сергию, по рассказам После бала, Дьявол, Запискам сумасшедшего (1884-1903).

Вот что, например, он пишет в Записках: «Я родился и прожил сорок семь лет своей жизни среди самых ужасных соблазнов и не только не устоял против них, но упивался ими, соблазнялся и соблазнял других, грешил и заставлял грешить. Но Бог оглянулся на меня. И вся мерзость моей жизни, которую я старался оправдать перед собой и сваливать на других, наконец открылась мне во всём своём ужасе, и Бог помог мне избавиться не от зла - я ещё полон его, хотя и борюсь с ним, - но от участия в нём. Какие душевные муки я пережил и что совершилось в моей душе, когда я понял всю свою греховность и необходимость искупления (не веры в искупление, а настоящего искупления грехов своими страданиями), я расскажу в своём месте» .

Конечно, это не стиль Александра I, но и не старца Фёдора Кузьмича. Это типичный для многих произведений Толстого, стиль периода религиозного кризиса, периода духовного перелома в жизни и творчестве. И, конечно, налицо упоминавшийся мотив кающегося дворянина.

Далее Толстой пишет: «Я, величайший преступник, убийца отца, убийца сотен тысяч людей на войнах, которых я был причиной, гнусный развратник, злодей, верил тому, что мне про меня говорили, считал себя спасителем Европы, благодетелем человечества. Я считал себя таким, но Бог не совсем оставил меня, и недремлющий голос совести не пере-

ставая грыз меня. Всё мне было нехорошо, все были виноваты. Один я был хорош, и никто не понимал этого. Я обращался к Богу,.. но и к Богу я обращался только перед людьми, чтоб они любовались мною» .

А вот что говорится ранее в Исповеди (18771882): «Когда-нибудь я расскажу историю моей жизни - и трогательную и поучительную в эти десять лет моей молодости. Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, лю-бострастие, гордость, гнев, месть - всё это уважалось. Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувствовал, что мною довольны. Без ужаса, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах. Я убивал людей да войне, вызывал на дуэли, чтоб убить, проигрывал в карты, проедал труды мужиков, казнил их, блудил, обманывал. Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство... Не было преступления, которого бы я не совершал, и за всё это меня хвалили, считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком. Так я жил десять лет» . Как видим, в двух отрывках совпадения и смысловые, и языковые, и стилистические. Александр в Записках и главный персонаж Исповеди не только удивительно похожи, но и говорят одним языком, используют те же выражения, в них слышны похожие интонации.

«. Главное, - пишет Толстой от имени старца Фёдора, - прекратилось сонное духовное состояние, возобновилась возможность всей душой обращаться с Богом. Вчера ночью в темноте молился. Ясно сознал своё положение в мире: я - вся моя жизнь - есть нечто нужное Тому, Кто меня послал. И я могу делать это нужное Ему и могу не делать. Делая нужное Ему, я содействую благу своему и всего мира. Не делая этого, лишаюсь своего блага - не всего блага, а того, которое могло быть моим, но не лишаю м1р того блага, которое предназначено ему (м1ру. - В.Л.). То, что я должен бы был сделать, сделают другие. И Его воля будет исполнена. В этом свобода моей воли. Но если Он знает, что будет, если всё определено Им, то нет свободы? Не знаю. Тут предел мысли и начало молитвы, простой, детской и старческой молитвы: "Отче, не моя воля да будет, но Твоя. Помоги мне. При-иди и вселися в ны". Просто: "Господи, прости и помилуй"; да, Господи, прости и помилуй, прости и помилуй. Словами не могу сказать, а сердце ты знаешь, ты сам в нём» .

Ранее в Исповеди Толстой писал: «Жизнь м1ра совершается по чьей-то воле, - кто-то этою жизнью всего мира и нашими жизнями делает своё какое-то дело. Чтоб иметь надежду понять смысл этой воли, надо прежде всего исполнять её - делать то, чего от нас хотят. А если я не буду делать того, чего хотят от меня, то и не пойму никогда и того, чего хотят от меня, а уж тем менее - чего хотят от всех нас и от всего м1ра» . Подобная

мысль вложена ранее в уста Константина Левина в Анне Карениной.

Часто неубедительны у Толстого, как и в Отце Сергии, описания внутренней жизни старца и его общение с посетителями, с теми, кто верит в его молитву, духовную силу, святость. Старец записывает в дневнике: «Мне тяжелы эти посещения, но я знаю, что её огорчил бы отказ. И вот нынче она приехала. Полозья издалека слышно было, как визжали по снегу. И она, войдя в своей шубе и платках, внесла кульки с гостинцами и такой холод, что я оделся в халат. Она привезла оладей, масла постного и яблок. Она приехала спросить о дочери. Сватается богатый вдовец. Отдавать ли? Очень мне тяжело это их представление о моей прозорливости. Всё, что я говорю против, они приписывают моему смирению. Я сказал, что всегда говорю, что целомудрие лучше брака, но, по слову Павла, лучше жениться, чем разжигаться» .

Или такой пассаж о раздражительности от лица старца Фёдора: «Никанор Иванович - это великое для меня искушение. Не могу преодолеть антипатии, отвращения к нему. "Ей, Господи, даруй мне зрети прегрешения моя и не осуждать брата моего". А я вижу все его согрешения, угадываю их с проницательностью злобы, вижу все его слабости и не могу победить антипатии к нему, к брату моему, к носителю, так же как и я, Божественного начала» . Точно такое состояние души главного героя уже было описано Толстым в Отце Сергии.

Также в Записках Толстой повторяет свои мысли (из более ранних произведений) о чтении Евангелия, о молитве, об искушениях, о духовной борьбе, о гордости и тщеславии. Даже мотивы женоненавистничества используются почти в дословной форме.

Итак, повторимся, главная цель Толстого состояла в том, чтобы как можно убедительнее показать, что старец и император - одно и то же лицо, поэтому все остальные темы и мотивы носят в повести служебный характер. Вероятно, именно поэтому в произведении так много повторов из прежних рассказов, повестей, романов, в которых описываются детство, духовный перелом, попытки жить в Боге. Иногда просто бросается в глаза, что Записки составлены как доказательство главной идеи.

В заключение отметим, что уже в начале XXI века президент русского графологического общества Светлана Семёнова и ряд других почерковедов заявляли, что почерки Александра I и Фёдора Кузьмича идентичны . Тем самым уверенность Толстого в том, что старец - бывший император, получила ещё одно важное подтверждение. Вместе с тем, данный вопрос потерял свою остроту по той причине, что Томский старец Фёдор Кузьмич причислен к лику святых и к нему можно обращаться с молитвой. Если со временем найдутся стопроцентные доказательства идентичности царя и старца, то в церковном почитании всё равно останется преподобный Фёдор Томский, только в энциклопедиях и календарях рядом с именем старца в скобках будет указано: в миру - Александр Павлович Романов, император и самодержец Всероссийский Александр I (1801-1825).

1. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М.: Художественная литература, 1978-1985.

2. Графологическая экспертиза подтвердила идентичность почерков Александра I и старца Фёдора // Российская Газета. 23.07.2015.

1. Tolstoy L.N. Coll. of works in 22 vols. Moscow, 1978- 1985.

2. Grafologicheskaia ekspertiza podtverdila identichnost pocherkov Alexandra I i startsa Fedora . Rossiiskaia Gazeta, 2015, 23 of July.

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной . Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание . Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя . Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых . Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Похожие статьи
 
Категории