Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый». А

19.04.2019

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» - центральное про­изведение в раскрытии петровский темы в творчестве писате­ля. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шед­шая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибу­тами европейской цивилизации.

И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки наса­дить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укореня­лись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от ли­ца автора. В произведении действуют как вымышленные пер­сонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диало­ги, описание жилища, быта и портреты героев.

А. подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушисто- хвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взо­ром, - не было ей края».

В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует пре­жде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической герои­ни: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страш­нее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, - как на иконе». В этом лаконичном описании простой рус­ской женщины, по сути, раскрывается нелегкая чело­века допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Васи­лии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков е бо­лью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Ку- куй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, лю­ди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементар­ной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого раз­влечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь пред­ставителей царского двора все глубже входят европейские ма­неры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме - французская и итальянская изысканная мебель. Голи­цын подумывает об освобождении крестьянства, создании ака­демий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопиче­скую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддержи­вающее патриархальные традиции.

Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спас­ские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущает­ся имущественная пропасть в положении между высшей зна­тью и народом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со сво­им родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол­Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круг­лощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и вла­стный русский царь Петр впервые предстал перед своими под­данными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их мане­ры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфе- ниг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя не­мецких учителей: учиться математике и фортификации.

Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся ус­тои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать. Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчерки­вают напыщенную неестественность данной ситуации. Симво- личны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполага­лось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боят­ся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна, чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во вре­мя венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

Петр покорился воле матери, но это была одна из послед­них уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились...» - пишет А.Н. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева госу­даря, не желающего делать из своей жизни посмешище.

Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Пет­ра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой - не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную го­сударственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам...». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на каза­ков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Тол­стой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощни­ков - Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые чи­татель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоин­ство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

Видя презрение европейских капитанов к своему само­дельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра - это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

Автор романа открыто пишет о том, какие сложности под­стерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что по­ка царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России. О нем тоже ползут всякие нелепые слухи.

Российской хозяйственной разрухе в романе противопос­тавлена немецкая аккуратность. Вспоминая в Германии о Мо­скве, Петр от досады хочет сжечь ее. Он задумывает постро­ить новый город - истинный парадиз.

Первым помощником в деле сближения России с Европой у Петра становится Франц Лефорт, который с полуслова по­нимает его желания. Этот герой обладает в романе незауряд­ным умом, европейским лоском, трудолюбием, добродушным и веселым нравом. «Думали одним умом», - скажет про Ле­форта Петр, попрощавшись с мертвым другом. Однако не все были рады дружбе и сотрудничеству Петра с Лефортом. Неко­торые называли его «проклятым чужеземцем».

Образ невежественной России создается десятками сцен и эпизодов романа, описывающих пытки, колдовство, неопрят­ность, жестокие казни. Русский царь с варварской жестоко­стью подавляет любое сопротивление. А.Н. Толстой красно­речиво показывает это в сцене расправы над Цыклером, в описании стрелецкой казни.

Перемены в российской жизни А.Н. Толстой описывает на примере семьи Романа Борисовича Буйносова, а также судьбы Саньки Бровкиной, которая из крестьянской девки преврати­лась вдруг в знатную даму, даже при этом научилась читать. Петр побрил боярам бороды, обязал российскую знать немец­кое платье носить, пить по утрам кофе. Но все эти внешние перемены не дали качественно нового уровня хозяйствования в стране. Правда, Иван Бровкин создал заводик полотняный, который хорошую прибыль дает, а Василий Волков при царе состоит, строит русский флот.

Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее свой страны и желает ей державного могу­щества и экономического процветания.

Алексей Толстой в романе «Петр Первый» отдал дань образу Петра Великого, создав одноимённый роман. Приняв революционные события, Толстой выбрал для лучшего их понимания наиболее точную в русской истории аналогию — с эпохой Петра.

Произведения исторического жанра, особенно крупной формы, отличает наличие выраженного художественными средствами авторского представления о закономерностях истории, её движущих силах и конфликтах.

В отличие от романов 1920-1930-х годов, изображавших народные восстания и их руководителей («Разин Степан» и «Гулящие люди» А.Чапыгина, «Салават Юлаев»
С.Злобина, «Повесть о Болотникове» Г.Шторма и др.). А. Толстой поставил в центр произведения фигуру царя, деятеля исторического масштаба. В Петре писатель в первую очередь показал его преобразовательский гений, понимание необходимости коренных изменений в жизни страны («В России все нужно ломать — всё эаново»).

Историческая перспективность реформ уже не вызывает у автора сомнений. Смысл петровской эпохи в романе А.Толстого – это рывок из прошлого в будущее, от изоляции и патриархальности в число передовых держав мира, время резкого столкновения старого и нового. В этом Толстой видел созвучие между «трагической и творческой» эпохой Петра и революционной историей России.

Если для традиционного исторического романа характерна сосредоточенность на
изображении прошлого, то А.Толстой стремился воссоздать связь времён, раскрыть общие черты переломных исторических эпох. Такой подход стал принципиально новым явлением для исторической прозы.

«Становление личности в исторической эпохе» — так определил А.Толстой главный принцип изображения. Автор не просто воссоздаёт биографию Петра, он стремится показать, с одной стороны, как эпоха влияла на формирование личности героя, а с другой — каково было воздействие петровских
преобразований на судьбу страны.

С решением этой основной задачи связаны и все другие проблемы романа: вопрос об объективной необходимости и значении петровских преобразований; изображение острой борьбы нового со старым; «выявление двигающих сил эпохи», роль личности И народа в истории.

Замысел произведения определил особенности композиции и сюжета.

Произведение отличает эпический размах в изображении жизни страны рубежа XVII-XVIII веков. Основой сюжета являются реальные события краткого по продолжительности, но насыщенного содержанием периода с 1682 по 1704 год.

Первая книга романа (1930) представляет собой предысторию петровских преобразований. Это период детства и юности Петра, жестокие жизненные уроки, учёба у иностранцев, начало создания флота, военные «конфузим», подавление стрелецкого бунта.

Вторая книга (1934) включает описание начального периода Северной войны и
завершается строительством Петербурга.

Апогеем изображения государственной деятельности Петра должна была стать третья книга, но роман остался незавершённым. В опубликованных главах третьей книги (1943-1944), в соответствии с духом военного времени, когда она создавалась, основным стал мотив славных побед русского оружия (взятие Нарвы). В романе воссоздана живая, динамичная, многоплановая картина эпохи.

Первая глава представляет собой историческую экспозицию, рисующую жизнь допетровской России. Здесь акцентированы отрицательные стороны патриархальной российской жизни: «нищета, холопство, бездолье», отсутствие движения («кисли столетние сумерки»).

Всеобщее недовольство жизнью подчёркивают авторские отступления (начало гл. 2; гл. 5, подгл. 12; начало гл. 7). В них сформулирован общий вывод: «Что за Россия, заклятая страна, — когда же ты с места сдвинешься?».

Создавая образ ждущей пере мен России, автор использует кинематографический приём смены ракурсов. Действие, начавшееся в крестьянской избе Ивашки Бровкина, переносится в усадьбу Василия Волкова,
оттуда в Москву, не один раз задержится на дорогах России, приведёт в царские палаты, где у постели умирающего Фёдора Алексеевича решается, кому быть царём.

Местом действия становятся кабак на Варварке, где высказывается мнение простых людей, светлица царевны Софьи, площадь, где бунтуют стрельцы, Троице-Сергиева лавра, Переславль, Архангельск, Дон, Воронеж, Германия с Голландией, Нарва.

Многоплановая композиция дала автору возможность отобразить жизнь всех сословий и групп русского общества: от царской семьи, бояр, иностранцев до торговых и военных людей, крестьян, раскольников, каторжников, беглых. Наряду с реальными фактами и персонажами истории в романе важную роль играют вымышленные события и герои.

Можно особо отметить в этом плане тесно связанную с Петром- историю семьи Бровкиных, на примере которой показаны конкретные изменения жизни русских людей.

Быт, нравы, обычаи, сам дух прошедшей эпохи воссозданы в романе с опорой на документы, исторические труды и другие источники. Важнейшим из них стала книга профессора Н.Новомбергского «Слово и дело государевы», в которой содержатся акты Тайной канцелярии и Преображенского приказа. В этих «пыточных записях» «рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь» (XIII, с. 567-568).

Простой и точный разговорный язык XVII века лёг в основу языка романа А.Толстого. Это позволило придать произведению исторический колорит, живость и образность, при этом сделав его доступным современному читателю.

Язык произведения отражает дух петровских преобразований, в нём сочетаются народные слова и выражения, архаизмы, иностранные заимствования. Исследователи едины во мнении о романе Толстого как вершине речевого и изобразительного мастерства художника.

Образ Петра Первого.

Особенность изображения героя состоит в том, что писатель показывает Петра не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств.

Изображаемые события жизни страны становятся вехами личной биографии Петра, этапами его взросления. Толстой делает юного героя свидетелем
расправы стрельцов с его близкими, и эта память отзовётся в дальнейшем непримиримым конфликтом с сестрой Софьей и боярами в борьбе за власть и жестокой расправой над стрельцами.

Посещение Немецкой слободы пробуждает у Петра интерес к европейскому образу жизни. Поездка в Архангельск и вид иностранных кораблей укрепляет в сознании Петра мысль о необходимости преобразований.

Автор неоднократно использует приём парных эпизодов, показывая быстрые изменения в характере героя (к примеру, два заседания Боярской думы — до
Азовского похода (кн. 1, гл. 5, подгл. 20.) и после него (кн. 1, гл. 7, подгл. 1) — подчёркивают: Пётр теперь « … другой человек: зол, упрям, деловит».

В этих противопоставлениях раскрываются энергия и решительность главного героя, его готовность учиться у самых разных людей, извлекать уроки из поражений, его искренняя боль за нищету и отсталость страны, простота и отсутствие высокомерия.

Алексей Толстой показывает Петра сложной и противоречивой личностью (например, сцены крестного хода в Успенском соборе — кн. 1, гл. 4, подгл. 2; конец кн.1 — подавление стрелецкого мятежа; Пётр у курфюрстин — кн. 1, гл. 7, подгл. 8; в кузнице у Жемова — кн. 2. гл. 1, подгл. 10; Пётр под Нарвой — кн. 2, гл. 4, подгл. 3; кн. З. гл. 4, подгл. 1; Пётр В землянке — кн. 3, гл. 2, подгл. 5).

Он, пользуясь пушкинским определением, «рукой железной / Россию поднял на дыбы». Преобразования осуществляются за счёт жестокой эксплуатации, ценой тысяч жизней, из отсталости страна вырывается через массовые казни, пытки, насильственное введение элементов европейской культуры.

Но автор уравновешивает острый драматизм ситуации вниманием к изображению
результатов дела Петра (можно сравнить описание жизни крестьян в имении Волкова в годы правления Софьи (кн. 1, гл. 4, подгл. 1) и в имении Буйносова в период царствования Петра (кн. 2, гл. 1, подгл. 3); проследить за изменениями в жизни Ивашки Бровкина).

Пётр показан глазами разных людей: матери, Софьи, бояр, соратников: Меншикова, Бровкина, немца Лефорта, простых людей — кузнеца Жемова, художника Голикова, крестьян, строителей, солдат. Это позволяет передать полифонию мнений о главном содержании образа — деле Петра.

Писатель запечатлел уникальное для изображаемой эпохи явление: изменение традиционных социальных траекторий, выдвижение людей не по знатности рода, а по уму, деловитости, приверженности новому (Меншиков, Алёшка Бровкин и его сестра Санька, Демидов и др.).

Определяя взаимоотношения между персонажами, писатель располагает их между двумя полюсами: сторонники и противники петровских преобразований. По отношению ко всем персонажам, даже второстепенным, действует принцип многогранности изображения (например, образ боярина Буйносова).

В раскрытии психологии героя Толстой широко использует приём «внутреннего жеста». Речь идёт о передаче внутреннего состояния через внешнее проявление. через движение, жест. Писатель был убеждён, что «нельзя писать портрет героя на целых десяти страницах», «портрет героя должен проявиться из самого движения, борьбы, в столкновениях, в поведении») (XIII, с. 499)3. Именно поэтому движение и его выражение — глагол — являются основой создания образа.

Народ в романе « Пётр Первый».

Пётр В романе А.Н.Толстого предстаёт как ярчайшее воплощение русского национального характера. Поставив в центр произведения царя-реформатора, писатель уделил особое внимание изображению активной роли народа в петровских преобразованиях. В произведении постоянно слышна оценка происходящего народом, и для автора это является важнейшим критерием исторической справедливости дела Петра. В массовых сценах народ изображён не статично, а в столкновении противоречивых настроений. Толстой мастерски пользуется полилогом, выделяет в обобщённом образе народа отдельные фигуры.

Во второй и третьей книгах автор показывает нарастание народного недовольства, свидетельство чему — частое упоминание имени мятежного Степана Разина. Движение раскольников также трактуется Толстым как одна из форм протеста против усиления гнёта в петровскую эпоху.

Воплощением конфликта стали данные крупным планом образы Овдокима, пегобородого Ивана и Федьки Умойся Грязью. Символически звучит финал второй книги романа: угрюмый, клеймёный, закованный в кандалы мужик «Федька умойся Грязью, бросая волосы на воспалённый мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи … ». Здесь и подчёркнуты кровавые усилия, которыми создаётся проход из Ладоги в открытое море, и акцентируется угроза, которую несёт строительство новой столицы империи.

Рассказывая о жизни русского человека, А.Толстой подчёркивает его трудолюбие, талантливость (образы Кузьмы Жемова, Кондрата Воробьёва (кн. 2, гл. 5, подгл. 3); палехского живописца Андрея Голикова (кн. 2, гл. 5, подгл. 3; кн. 2, гл. 2, подгл. 5).

В сражениях, которые ведёт Пётр, ярко проявляются такие качества русского народа, как героизм и мужество. Благодаря взаимодействию образов Петра и народа автору удалось показать бурное противоречивое историческое движение России и раскрыть судьбу нации в переломный момент, на многие века определивший ход её истории.

Роман «Петр Первый» — это вершинное произведение Толстого, получившее признание и в России, и в русском зарубежье. Если историческую концепцию петровской эпохи приняли не все, то высочайшее мастерство изобразительности, живой язык, неиссякаемый юмор сделали роман классическим произведением русской литературы.

Война как испытание русского характера «В дни войны Алексей Толстой оказался на посту. Его слова приободряли, веселили, горячили бойцов, Толстой не ушёл в молчание, не ждал, не ссылался на отчуждённость муз от музыки боя. Толстой говорил в октябре 1941 года, и Россия этого не забудет», — писал Илья Эренбург.

Ведущая тема творчества Толстого — русский характер в его историческом развитии — в годы Великой Отечественной войны приобрела особую актуальность. Как и в исторической теме, центральным в произведениях военных лет стал образ родной земли, политой кровью предков, защищаемой «умными, чистыми, неторопливыми», «берегущими своё достоинство» русскими людьми. Характерное для общественного сознания и культуры периода Великой Отечественной войны обращение к героическим образам отечественной истории и культуры, подвигам отцов и дедов способствовало укреплению национального самосознания. Задачу литературы писатель видел в том, чтобы быть «голосом героической души
народа».

Анализ романа «Петр Первый»

5 (100%) 1 vote

Характеризуя начинания Петра, Толстой отмечает в нем дальновидность, государственную мудрость, настойчивость, простоту в обращении с людьми. Петр умеет правильно оценить создавшуюся обстановку. После поражения под Нарвой он трезво оценил ело- пившуюся ситуацию и, оставив армию, поехал укреплять Новгород и Псков. Настойчиво и упорно преодолевает Петр последствия нарвекого поражения.

Петр воплощает в себе лучшие черты русского национального характера. Однако Толстой нигде не абсолютизирует Петра, не затушевывает классовый характер его деятельности. Реформы Петра ложились тяжелым бременем на плечи трудового народа. Об этом прямо говорит царю большебородый мужик. Как характеризует Петра и его деятельность разговор мужиков в кабаке на Варварке?

Анализируя художественные приемы, которыми пользуется Толстой, создавая облик Петра, следует прежде всего остановиться на принципе контрастного изображения. Преобразовательская деятельность Петра противопоставлена деятельности князя Голицина. Важно выяснить, что сближает и что разделяет этих реформаторов. Голицын - умный, европейски образованный человек, прекрасно понимающий необходимость перемен. То, что он задумывается о будущем России, роднит его с Петром. Однако на путь преобразований Голицын встать не смог, так как ему не хватает твердости, решимости, упорства - всего того, что необходимо реформатору. Толстой сознательно сравнивает поведение князя во время Крымского похода с поведением, Петра под Азовом и Нарвой. Зная о тяжелом положении войска, Голицын и не пытается что-либо предпринять, он просто не думает о реальном положении. Поведение Петра - это поведение настоящего политика, дальновидного, находчивого, упорного в достижении своей цели.

Поскольку Толстой дает образ Петра в развитии, в романе отсутствуют развернутые портретные описания. Портретные характеристики разбросаны по всему произведению и вводятся автором лишь в тех случаях, когда ситуация или обстановка позволяют отметить в герое новые качества. Как правило, Толстой не дает нейтральных описаний, они всегда пропущены через восприятие других персонажей.

Важная роль в характеристике Петра отводится обрисовке его поступков и жестов. Узнав о воровстве подрядчиков и об отсутствии продовольствия в армии, Петр прискакал в Паншино.

    «Петр рванул дверь, загудели потревоженные мухи. На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Петр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина, не мог говорить от ярости, - плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом в старческий мягкий бок... Часто дыша, присел к столу, велел открыть ставни. Глаза выпучены. Под загаром гневные пятна на похудевшем лице. - Докладывай... Встань! - крикнул он Стрешнему. - Сядь. Подрядчиков повесил? Нет! Почему?»

Рисуя гнев и горячность, Толстой прибегает к указанию на действия и шесты. Первые отрывистые фразы также передают внутреннее состояние царя.

Речь служит не менее важным средством характеристики Петра. Речь царя отличается эмоциональностью, отражающей горячность и необузданность его натуры. В то же время она не лишёна образности.

«Петр Первый» - роман исторический, поэтому очень важно уяснить своеобразие принципов историзма у Толстого. Первое, на что здесь следует обратить внимание, - это то, что Толстой сумел раскрыть подлинный смысл исторических событий в динамике, в борьбе нового со старым, показать сложные классовые противоречия эпохи. Преобразовательная деятельностьг Петра показана как историческая необходимость и закономерность, а сама историческая личность тесно связана с эпохой, с борьбой определенных социальных сил.

Важной особенностью «Петра Первого» является и то, что роман обращен к современности, в нем четко выражена авторская концепция историзма, сказавшаяся в проблематике, трактовке образов и принципах освещения исторических событий, Щ

Необходимо обратить внимание и на особенности языка Толстого. Писатель далек от стилизации языка под Петровскую эпоху, не перегружает речь своих героев архаизмами. Очень умело вводит он в речь действующих лиц наиболее характерные для Петровской эпохи слова и выражения.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Анализ художественного своеобразия романа «Петр Первый» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.

Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.
  5. Главная мысль

    Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

    С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

    Чему учит?

    Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

    Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

    Критика

    Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

    И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

    В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

    Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

    В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

    Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

    Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Чтобы понять тайну русского народа, - писал Л.Н.Толстой, - нужно хорошо и глубоко узнать его про­шлое: нашу историю, коренные узлы ее...»

Отсюда становится понятным, почему именно эпоха Петра Первого, время бурных и решительных преобразо­ваний и перемен в России, могла так надолго приковать к себе творческое внимание А.Н.Толстого. Над историческим романом «Петр Первый», над подготовкой отдельных его томов Алексей Толстой, как известно, работал на протяжении примерно двух десятилетий.

В первой книге романа (1930) Петр как преобразова­тель показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Одновременно автор правдиво показывает, какой непосильной тяжестью ложились из­держки реформ на плечи простого народа. Царь-реформа­тор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в дина­мике, в развитии, в процессе сложного его формирования.

Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком в съехавшей набок Мономаховой шапке, когда по требова­нию бунтующих стрельцов царица показывает его с крыль­ца народу. Вот он - двенадцатилетний подросток, «маль­чик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит «хитрости» - продевать сквозь щеку иглу... Затем это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор притязаниям своей старшей сестры Софьи: во время торжественного крестного хода в соборе он всту­пает с нею в пререкания, в резкий спор за право нести икону.

Далее это нескладный долговязый юноша, с еле про­бивающимися усиками на загорелом лице, который нелов­ко и застенчиво пытается танцевать заморский танец с Анхен Монс на веселой вечеринке у Лефорта в Немецкой слободе. Затем это молодой царь, вернувшийся из поездки в Европу. С неукротимой яростью расправляется он с непокорными стрельцами в октябре 1698 года, участвуя сам в жестоких казнях.

В сюжете романа особо оттеняется, что юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр по­степенно набирает силы, накапливает опыт, переживает неизбежную стадию первых неудач и поражений и тогда лишь подходит вплотную к осуществлению намеченных им преобразований.

Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний - в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооруже­нию русского войска, в строительстве флота. Толстой по­казывает его в обстановке азартной работы на Воронеж­ской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость»:

Под Нарвой мы видим Петра, со спокойной делови­тостью заряжающего пушку; он метко стреляет, удачно попадая в стену крепостной башни шведов.

Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, - одна такая сцена исключает возмож­ность упрека в идеализирующей гримировке Петра.

Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.

В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, - он как будто вырас­тает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одно­го из сильнейших европейских государств... Особую ре­льефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников - правителей соседних го­сударств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.

Роман А.Толстого густо населен людьми, у каждого из которых не только свой облик, но и своя судьба. Но всех их объединяет поступательное и неуклонное движение вперед и вверх по жизненной лестнице. Толстой любуется тем, как выходец из незнатной среды Александр Меньши­ков становится первым сановником, правой рукой государя; как деревенская девчонка Санька Бровкина превраща­ется в знатную боярыню Волкову, а кабальный холоп Ивашка Бровкин вырастает в крупного негоцианта; как скромный иконописец из Палеха Андрюшка Голиков едет учиться своему ремеслу в саму Италию.

Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавер­шенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.

В романе писатель изображает широкий поток исто­рической жизни, целую панораму страны, судьбы не только отдельных героев, узкого круга лиц, но и всего народа в его большом движении. Этим определяется и ряд таких суще­ственных моментов художественной структуры всего про­изведения, как широкая масштабность рисунка; выдвижение на первый план исторических, а не вымышленных героев; наличие хроникальных элементов в развитии сю­жета; многоплановость композиции и т.п.

Содержание третьей книги - это успехи преобразова­ний, первые ощутимые плоды петровских реформ. Пока­зана сила петровской армии, крепнущая военная мощь России начала XVIII века, и вместе с тем рисуется культур­ный подъем в русском обществе, властное проникновение нового, светского начала в аскетический средневековый уклад старой Руси. Создававшаяся в годы Великой Отече­ственной войны третья книга «Петра Первого» особенно ярко развертывает тему славы русского оружия, тему геро­изма и подвигов русских солдат.

За всем этим стоит одно - заветная мечта царя сделать Россию богатой державой, а русского человека счастливым. В утверждении этой гуманистической идеи и нашел Тол­стой разрешение своих сомнений относительно правдивос­ти как прошлого, так и настоящего своей Родины. Любые, самые тяжкие, кровоточащие проблемы, считал он, обяза­ны отступить перед высшей истиной: «Цель всех усилий - человек, высшая творимая и творческая форма природы».



Похожие статьи
 
Категории