«Журавль и цапля» – сказка и ее мораль. Анализ сказки «Журавль и цапля

20.03.2019

Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.

Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.

Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.

У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.

Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное - ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»

Цели урока:

    формировать навыки анализа художественного произведения; обучающиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.

    формировать представление о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

    развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развернутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычное и интересное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. При подготовке к уроку мы разделились на группы. Представьте ваши группы.

1группа: Затейники.

2 группа: Знатоки.

3 группа: Художники.

4 группа: Сказочники.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Первая группа готовила считалки. Проверим ваши домашние заготовки. Итак, пожалуйста. (Все рассказывают считалки - 5 штук).

К какому жанру относятся ваши тексты?

Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?

Ответы (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.)

III. Актуализация знаний.

Прочитайте русские народные пословицы.

О чем говорится в каждой из них?

    Сказка складом, песня ладом красна (сказка ценится мудростью и добротой, а песня красивая, если у нее есть рифма)

    Согласие питает, раздор объедает (Согласие или дружба дает человеку, питает его как растение, а раздор - ссора отделяет, разделяет людей)

    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (присказка готовит к восприятию сказки, заинтересовывает)

Ребята еще раз прочитайте пословицы, подумайте, какие три цели мы ставим сегодня на уроке? В этом вам помогут наши пословицы.

    познакомиться с художественными особенностями сказок

    обсудить, что такое согласие и как можно достичь его

    подумать, чему учит нас сказка «Журавль и Цапля».

Итак, цели поставлены, давайте перейдем к их реализации.

IV. Организация познавательной деятельности.

Какой жанр устного народного творчества поможет нам в работе на уроке? (сказка, открываем учебник на ст. прочитайте тему урока)

А кто такие цапля и журавль?

Вторая группа «Знатоки» подготовила сообщение об этих птицах. Давайте их послушаем.

    Научные статьи о журавле и цапле. Выступление 2 группы.

Третья группа «Сказочники» расскажут нам сказку «Журавль и цапля»

    Первичное восприятие текста. Чтение текста (читают подготовленные ученики по ролям)

    Анализ текста.

Ребята напомните первую цель нашего урока: изучать художественные особенности сказок . Давайте вместе прочитаем еще раз сказку и найдем эти особенности.

    Прочитайте присказку?

    Прочитайте начало сказки?

    Какими словами начинается сказка? Как еще может начинаться сказка? (начало сказки называется зачин)

    Какие необычные выражения встретились? (семь вёрст болото месил, несолоно хлебавший)

Словарная работа

    Объясните значения слова долговязый, воротилась, свататься, по сию пору.

    Замените слово раздумалась другим словом?

    Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Окончание сказки последние слова называются концовкой, бывают другие я там был мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо).

Таблица художественные особенности народной сказки (слайд)

    Характеристика героев

Вспомните нашу вторую цель - обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

Сейчас мы поработаем в парах, и вы ответите на вопросы по тексту «Журавль и цапля» (таблица на листочках)

Работа в парах (выбор правильного ответа)

Прослушивание ответов.

Выводы.

    Совпадают ли желания журавля и цапли?

    Так почему же имея одинаковое желания они не смогли жить вместе, дружить? (не нашли общего языка, каждый любил себя, был очень гордый, не смогли договориться)

    Подведение итогов.

1. Перечитаем концовку сказки. Вспомните третью цель нашего урока.

Чему же учит нас сказка? Какие плохие черты героев показаны в этой сказки? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку?

Перед нами стояли три цели, достигли мы наших целей?

    Ребята из группы художников подготовили рисунки «Цапли и журавля». Дайте характеристику цапли и журавля словами из сказки.

    Рефлексия

Только ли о женитьбе эта сказка? Похожие ситуации бывают в жизни людей. Русская народная сказка цапля и журавль научила нас жить в согласии и мире. В каких известных нам авторских произведениях (баснях) звучала такая тема.

Подведем итоги нашей работы: Послушаем слова мудрых людей, как можно оценить поведение «Цапли и Журавля»? Прочитайте высказывание по группам. (Читают мудрые мысли).

Самооценка выберите слова для оценки работы на уроке.

Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных.

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

Откроем учебник на стр. 40. Мы сейчас послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику )

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1 ).

Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

А теперь немного отдохнём.

А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи (См. Приложение 2 ). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3 ).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

Совпадают ли желания журавля и цапли?

Что такое «согласие»?

Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

Почему птицы не пришли к согласию?

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. (И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3 ).

Каковы жанровые особенности сказки о животных?

К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

Вспомним цели нашего урока (слайд 2 ). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».
  • Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.
  • Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

  • Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на уроке.

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4 ).

Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Русская народная сказка "Журавль и цапля"

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки "Журавль и цапля" и их характеристика

  1. Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
  2. Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.
План пересказа сказки "Журавль и цапля"
  1. Болото, где живут Журавль и Цапля
  2. Журавль сватается
  3. Отказ Цапли
  4. Цапля передумала
  5. Отказ Журавля
  6. Повторение
Кратчайшее содержание сказки "Журавль и цапля" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили на болоте Журавль и Цапля.
  2. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
  3. Цапля передумала и просится замуж.
  4. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
  5. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
  6. Так и ходят они друг за другом бесконечно.
Главная мысль сказки "Журавль и цапля"
Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит сказка "Журавль и цапля"
Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв на сказку "Журавль и цапля"
Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Пословицы к сказке "Журавль и цапля"
Лад и согласие - первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Журавль и цапля"
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених - и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. "Нет, - отвечает, - теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла".
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: "Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!" И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Журавль и цапля"



Похожие статьи
 
Категории