Игра на развитие мышления. Материал на тему: игры на развитие мышления

13.05.2019

Предложенные игры развивают образное мышление, развивают произвольную память, учат анализу и синтезу.

Мышление — это высшая ступень познания. А мышление ребенка трех — лет наглядно-действенное. Что видит, то и осмысливает. Ему легче знакомиться со счетом в игре с игрушками, чем с цифрами. Прежде чем сделать какое- то открытие, ему надо потрогать, пощупать, увидеть, услышать. А что дальше? Нужно запомнить, «переварить», выстроить логическую цепочку: что это? что с ним делать?

Мышление четырехлетнего ребенка постепенно становится наглядно-образным: он проявляет интерес к схемам предмета, буквам, цифрам. Для того чтобы говорить о предмете, ему не обязательно его видеть. Если ребенок трех лет определяет, что игрушки — это вещи для игры, то четырехлетний ребенок скажет, что есть игрушки для прогулки, для воды и они сделаны из различного материала. В 4 года меняется и его отношение к другим людям — оно становится более осмысленным. С двухлетним братом он говорит сюсюкая, со взрослыми — использует «взрослую» речь.

Действуя в мире, ребенок становится творцом своих знаний. Его мышление поначалу включает в себя простые понятия, умозаключения, выводы, суждения. Именно в игре ребенок учится таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация. Логическое мышление формируется в течение всего дошкольного возраста. Это более сложный вид мышления, требующий операций со схемами в уме. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, можно ускорить процесс формирования логического мышления.

Дружные фигурки

Игра развивает образное мышление, произвольную память, готовит руку к письму.

◈ Как играем: вы в дороге и вам нечем занять ребенка? Нарисуйте на листе бумаги 7-8 любых фигур, какие придут вам на ум. Например: круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.

◈ Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много. А главное — ваш ребенок будет занят с пользой для вас и для него.

Пригласим на день рождения

Игра учит соотносить группы предметов по их количеству, развивает наглядно—образное мышление

Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.

◈ Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

◈ Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Делим - собираем

Игра учит вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)

◈ Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

◈ Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?..

◈ Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик), и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое.

Тук, тук, кто в домике живёт?

◈ Как играем: спросите ребенка, что снаружи, что внутри: котлета или сковорода, сок или кувшин, краска или ее тара, квартира или дом, мягкая игрушка или вата река или песок?

◈ Закрепляем: нарисуйте комнату — в ней мебель, банку с компотом — в ней фрукты и т. д.

Сортируем картинки

Игра учит классифицировать предметы

Необходимый инвентарь: вырезанные картинки из старых книг, журналов, фантики от конфет и т. д.

◈ Как играем: вместе с ребенком сложите картинки в коробочки и положите их в определенное место. Эти картинки вам пригодятся и для развития речи, и для игр по математике. И не надо покупать лото! В дождливую погоду достаньте коробки с карточками. Сами вернитесь к своим делам, а ребенок пусть занимается сортировкой карточек.

◈ Группировать и сортировать можно как угодно: цветы и кустарники, времена года, части суток, одежду и обувь, буквы и цифры и т. д. Есть картинки с игрушками и мебелью — разделите их на деревянные и на пластмассовые и т. д.

◈ Закрепляем: раскладывать можно зимнюю и летнюю обувь, тяжелые и легкие предметы, игрушки для зимы и для лета и т. д.

Квартирный счет

Игра учит сравнивать группы предметов по их количественному соотношению, формирует логическое мышление.

◈ Как играем: вы путешествуете с ребенком по квартире и выясняете, каких предметов в ней много, мало, один. Задаете вопросы, требующие логического объяснения: а может ли быть ваз, полок, холодильников больше, чем цветов, обуви, продуктов? Страниц меньше, чем книг? И т. д. Пусть ребенок обоснует свой ответ.

◈ Закрепляем: на улице сравниваем дома и людей, живущих в них, деревья и цветы, машины и пассажиров и т. д.

Нужные вещи

Игра знакомит с многофункциональностью некоторых вещей

◈ Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

◈ Поощряйте ребенка за интересные ответы: бумага для бумажного змея, кораблика.

◈ Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка».

◈ Чем интереснее ответы, тем лучше. А если завести альбом «Нужных вещей» и зарисовывать их? Поверьте, ребенку это понравится.

Сообразилки

Игра помогает формировать понятийное мышление - вычленять подгруппу из целой группы

◈ Как играем: путешествуем по квартире, по улице. Чего больше: столов или мебели, кастрюль или посуды, одежды или футболок, медведей или животных в лесу, рыбы или пескарей в реке?

◈ Закрепляем: посмеемся: чего больше — коров или молока, квартир или жильцов? Куриц или яиц?

◈ Такие вопросы развивают образное и логическое мышление.

Изображалки

Игра подводит к пониманию того, что схемой можно изобразить любые предметы

Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.

◈ Как играем: попытайтесь вместе изобразить на бумаге снег, ветер, дождь и даже настроение — радость, обиду. Вы говорите — ребенок изображает, и наоборот.

◈ Закрепляем: в кармашке погоды каждый день отображайте схемой ее явления.

◈ Задавайте больше заданий на абстрактные понятия — как изобразить тяжесть, верх, легкость и т. п.

◈ А если попробовать на одну изображенную схему найти как можно больше подходящих предметов?

Заколдованные сказки

Игра развивает наглядно-образное мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.

◈ Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

◈ Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируйте. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра», — остальное придумаете сами с ребенком или с членами семьи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ : развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК


Здравствуйте друзья! Скорее всего, каждому приходило желание размять мозги. Какими способами можно тренировать мозг? Как расширить объем памяти? Как сделать более эффективным умение концентрироваться? Добиться этого можно разными средствами, например, изучать научные дисциплины или поехать путешествовать. Если у вас нет желания учить физику и математику, нет возможности отправиться в кругосветку, всегда есть простой способ: игры на логику и мышление. В этой статье я подобрал лучшие занимательные забавы не только для детей, но и для взрослых.

Родителям на заметку!

Желание, чтобы ребенок рос умным, находчивым, типично для любого родителя. Однако эти качества с кашей не съешь. Как же их развивать? Регулярно и планомерно занимаясь. Поскольку для малышей игра – основной вид деятельности, то именно игры на мышление помогут воспитать логику и умение мыслить.

Необходимо помнить, что мышление начинает развиваться с раннего возраста. Этот процесс начинается через восприятие окружающих предметов и их признаков, заключается в отмечании простых связей межу ними. Дошкольник обладает наглядно-действенным типом мышления. Чтобы решить задачу, малышу потребуется посмотреть на предмет, взять его в руки, пощупать, попробовать разные действия. Если нужно решить, поместится ли мяч в коробку, то ребенку необходимо обязательно попробовать это, и только потом ответить на вопрос. И это нормально.

Чем больше разнообразных предметных действий ребенок выполняет, чем больше действий осваивает, тем скорее развивается его мыслительная активность.

Способность мыслить всегда осуществляется посредством речи. Поэтому, развивая мышление, не забываем о развитии также и речи!

Вот десятка отличных игр на развитие мышления для малышей:

  1. «Что каким бывает?»

Это упражнение научит сравнивать, обобщать признаки предметов, разделять предметы по группам на основе характерных свойств, познакомит с абстрактными понятиями (типа высоты, длины, ширины). Вопросы сначала задает взрослый, а когда ребенок привыкнет, втянется в игру, он может придумывать самостоятельно.

В игру можно включать любые понятия. Например:

  • Что может быть высоким? (дом, папа, дерево)
  • Что бывает пушистым? (котенок, носки, волосы)
  • Что бывает узким? (двери, ворот кофты, горлышко банки)
  • Что бывает красным? (флаг, стол, шапка)
  1. Придумай историю.

Взрослый задает несколько слов. Например, мальчик, лес, муравей. Задача: выстроить связный текст, используя заданные слова. Для детей постарше задача может усложниться тем, что нужно придумать стихотворение, используя данные слова.

  1. Сказка наоборот.

Детям предлагается придумать рассказ, начиная с конечной фразы, разворачивая последовательность действий в обратном порядке. Например, сказка начнется так: «И жили они вместе долго и счастливо». Нужно продолжить, что случилось с героями перед этим.

  1. Чудесные кляксы.

Соревновательная игра на несколько ребят. На середину листа выливается немного чернил или краски. Далее лист складывают, а потом разворачивают. Победит тот, кто придумает больше всего предметов, которые увидит в получившемся изображении.

  1. Необычное применение обычных предметов.

Называется обычный предмет. Нужно назвать максимальное количество его новых функций. Например, как использовать банановую кожуру?

  1. История с одной буквы.

Нужно составить самый длинное связное высказывание, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. К примеру: Веселый вор Валера ворчит вовремя вернувшемуся верзиле Вове.

  1. Инструкция.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, что успех дела зависит от грамотно поданной и понятной инструкции. Предложите детям составить последовательность действий для заведомо непростых ситуаций:

  • Как подрезать ногти кошке.
  • Как вывести из себя учителя.
  • Как помыть чистую посуду и т. д.
  1. Этикет.

В нашем обществе приняты определенные правила поведения: «Уважай старших», «Уступай место в транспорте», «Не обижай девочек» и другие – с которыми ребенок знакомится достаточно рано. Предложите детям написать свод правил, обязательных к выполнению в каких-нибудь неожиданных местах:

  • на вершине Эвереста,
  • в шкафу,
  • в морозильной камере…
  1. Расшифруй аббревиатуру.

Ребенка можно увлечь следующим упражнением на развитие мышления: представьте, что любое слово – это аббревиатура, задача – расшифровать ее.

  1. Вывески наоборот.

С этой игрой можно коротать время по дороге: читать вывески справа налево. Могут получаться очень занятные комбинации.

Играя с ребенком, взрослый также развивает свое мышление, этот процесс может стать любимым общим занятием. Взрослому человеку придется приложить немало смекалки и сообразительности, чтобы угнаться за гибким детским умом.



Игры для взрослых

Они могут прийтись по вкусу как зрелым людям, так и старшеклассникам.

  1. Данетки.

О сути игры можно догадаться из названия: чтобы сделать понятной странную ситуацию, ведущему задаются уточняющие вопросы, на которые можно получить три варианта ответа: «Да», «Нет» или «Не имеет значения», если вопрос уводит от решения задачи.

Игра сейчас очень популярна, интернет полон условиями данеток с ответами. А рьяные поклонники даже назначают встречи, где развлекаются с помощью данной словесной игры, заодно полезно проводя время.

  1. Банка.

Эта игра очень мобильна. Не требует никаких средств, условий. В ней могут принимать участие как двое, так и группа людей. Задача проста: на выбранную букву алфавита называются предметы, которые могут поместиться в трехлитровую банку, пройдя через ее горлышко.

  1. «Я возьму с собой в поход…»

Разновидность групповой игры на смекалку и сообразительность. Ведущий начинает игру словами: «Я возьму с собой в поход…» — и называет предмет. Участники по кругу тоже предлагают различные предметы. Исходя из того, что они предложат, ведущий отвечает, возьмет ли с собой участника. Принцип, по которому фильтруется ответ, может быть самым разнообразным. Например, предлагая очередной вариант, нужно сделать определенный жест, заметив его у ведущего. Задача всех участников раскусить правило и сделать так, чтобы ведущий взял их с собой.

  1. «Любовная история»

Похожа на предыдущую забаву тем, что здесь тоже работает определенный принцип. Двоих людей (желательно противоположного пола) просят выйти из помещения, предупреждая, что про них сейчас придумают историю. Их задача вернуться и с помощью наводящих вопросов выяснить подробности этой сплетни. Когда участники выходят, ведущий договаривается с оставшимися, что никакой рассказ они придумывать не будут, но договорятся, что будут отвечать «да» на любой вопрос, начинающийся с гласной буквы, «нет» — на вопрос с согласной (можно придумать любое другое правило). Задача – раскусить данное условие.

Как видите, игры на логическое мышление – прекрасный способ весело провести время. Попробуйте, надеюсь, что вам понравится.




С уважением, Александр Фадеев.



Похожие статьи
 
Категории