Упражнения-игры на развитие образного мышления. Упражнения для развития мышления

29.03.2019

Страница 1 из 7

Хорошо развитое мышление — один из главных факторов успешности в процессе школьного обучения. Дело в том, что мыслительные процессы способны выступать в качестве компенсаторов при слабом развитии других процессов, так, они играют важную роль в развитии процесса запоминания, различные мнемотехнические приемы основаны как раз на различных мыслительных процессах. Мышление же в свою очередь неразрывно связано с речью. Это два взаимозависимых процесса: развитие одного из них влечет за собой развитие другого.

Обобщение — нахождение общих существенных признаков предметов и их объединение. Движение мыслительной деятельности от частного к общему.

«Назови одним словом»

Ребенка просят назвать одним словом предложенную ему группу слов.

Осина, береза, тополь, дуб — лиственные деревья.

Ель, сосна — хвойные деревья

Клен, осина, липа, ель, сосна — деревья.

Весна, зима, лето, осень — времена года.

Январь, март, мая, август, декабрь — месяцы года.

Март, апрель, май — весенние месяцы.

Косынка, шляпа, шапка, кепка — головные уборы.

Подосиновик, подберезовик, сыроежка — грибы.

Яблоня, груша, вишня — плодовые деревья.

Тигр, барсук, лев, белка — дикие животные.

Лошадь, кошка, собака — домашние животные.

Тигр, лев, гиена, слон, жираф — дикие животные жарких стран.

Барсук, белка, волк, заяц — дикие животные холодных стран.

Скакалка, мячик, конструктор, кукла — игрушки.

Вася, Петя, Стас, Сережа — имена мальчиков.

Василий, Петр, Станислав, Сергей — мужские имена.

Таня, Катя, Ира, Оля — имена девочек.

Татьяна, Екатерина, Ирина, Ольга — женские имени

Герань, фикус, кактус — комнатные растения.

Шкаф, диван, тахта, стул, табурет — мебель.

Мама, бабушка, сестра, тетя — члены семьи — женщины,

Папа, брат, сын, внук — члены семьи — мужчины.

Дочь, дедушка, двоюродная сестра, племянник — члены семьи.

Жук, бабочка, гусеница, тля — насекомые.

Борщ, уха, солянка, рассольник — супы.

Котлета, пюре, уха, салат — еда.

Лимонад, компот, кисель, сок, морс — напитки.

Кроссовки, туфли, тапки, сапоги — обувь.

Морковь, свекла, томат, огурец — овощи.

Зеленый, красный, фиолетовый — цвета.

Дерево, стекло, фарфор, металл — материалы, из которых изготавливают какие-либо предметы.

Платье, колготки, рубашка, шорты — одежда.

Куртка, шуба, плащ, дубленка — верхняя одежда.

Ложка, вилка, тарелка, кастрюля — посуда.

Врач, учитель, воспитатель, медсестра — профессии.

Молоток, пила, поварешка, шприц — орудия труда.

Дятел, синица, воробей — зимующие птицы.

Сова, курица, страус, соловей, снегирь — птицы.

Журавль, цапля, свиристель, утка — перелетные птицы.

Индюк, петух, гусь — домашние птицы.

Плотва, треска, лещ, щука — рыбы.

Трамвай, самолет, корабль, автобус — транспорт.

Вертолет, самолет, воздушный шар — воздушный транспорт.

Автобус, метро, трамвай, троллейбус — городской транспорт.

Яблоко, банан, груша, апельсин — фрукты.

Киви, апельсин, банан, лимон — фрукты жарких стран.

Роза, фиалка, сирень, ромашка — цветы.

Смородина, рябина, крыжовник, малина, земляника — ягоды.

Пенал, мел, портфель, учебник — школьные принадлежности.

Другие игры и задания на развитие мышления читайте на следующей странице.

P.S. На сайте http://yapotrebitel.ru/c/newcollections вы найдете фотографии коллекционной одежды, обуви и аксессуаров ведущих марок как для детей, так и для взрослых.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развиваются у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимодействий, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака и т.д.

Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса дошкольников.

Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1. муха и бабочка

2. дом и избушка

3. стол и стулья

4. книга и тетрадь

5. вода и молоко

6. топор и молоток

7. город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления :

«Оканчивание слов»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

· Старый, дряхлый, маленький, ветхий

· Храбрый, злой, смелый, отважный

· Яблоко, слива, огурец, груша

· Молоко, творог, сметана, хлеб

· Час, минута, лето, секунда

· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

· Платье, свитер, шапка, рубашка

· Книга, телевизор, радио, магнитофон

· Мыло, метла, зубная паста, шампунь

· Береза, дуб, сосна, земляника

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. (см. Приложение).

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнения на развитие гибкости ума .

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных

· Назови, слова, обозначающие диких животных

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт

· Назови, слова, обозначающие овощи

· Назови, слова, обозначающие фрукты

· Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)

Игра

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

· Рисовать

· Писать

· Использовать, как палочку,

· Указка

· Градусник для куклы и т.д.

Игра

«Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

· Веселый – грустный

· Быстрый – медленный

· Красивый – безобразный

· Устой – полный

· Худой – толстый

· Умный – глупый

· Тяжелый – легкий

· Твердый – мягкий

· Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

Коррекционные упражнения на развитие мышления

1. Упражнения на развитие мыслительной операции:

" Сравнение предметов"
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня
Методика.
Ты видел муху? А бабочку?
Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи?
А чем отличаются друг от друга?
При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.
2. Упражнения на развитие скорости мышления:

"Оканчивание слов"
"Отгадай что я хочу сказать" (произносится первый слог слова). Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.
3. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
а) "Найди лишнее слово".
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
б) "Найди лишнюю картинку".
в) "Упражнения на развитие гибкости ума".
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)
- Назови слова, относящиеся к спорту
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие водный спорт.
- Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.
г) "Исключение лишнего"
д) "Последовательные картинки"
Предъявляется в беспорядке определенное количество изображений, которые имеют логическую последовательность. Задача ребенка - определить имеющуюся связь между картинками, последовательность событий, изображенных на картинках.
е) "Переструктирование слова"
Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.
ж) "Дедукция"
Предлагают мыслительные задачи такого типа: "Саша моложе Коли. Саша старше Вовы. Кто старше?"

з) "Обобщения"
1) Назвать одним словом предметы:
Вилка, ложка, нож - это...
Дождь, снег, мороз - это...
Рука, нога, голова - это...
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это....
Транспорт - это...

и) "Продолжить ряд цифр".
Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.
НАПРИМЕР:
1, 3, 5, 7 .......
1, 4, 7, .........
1, 3, 9, .........
12, 13, 15, 18 ...

4. Упражнения на беглость мышления

"Назвать слова с заданной буквой".
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".
3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".

5. Игры развивающие мышление, сообразительность

а) Игра. "Как это можно использовать".
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

б) Игра "Говори наоборот".
Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.
Худой - толстый
Умный - глупый
Пустой - полный и т.д.

в) Игра "Бывает - не бывает".
Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Зайчик пошел в кино. и т.д.

Коррекционные упражнения для развития речи и логического мышления

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением.

2. Расширять и активизировать словарный запас

Ход игрового упражнения.

Взрослый предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.

Взрослый:

Ребенок:

острая лопата

тупая лопата

домашние гуси

дикие гуси

гладкая бумага

мятая бумага

громкая музыка

тихая музыка

старая панама

новая панама

до дома близко

до дома далеко

иду направо

иду налево

Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».

Цель:1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

3. Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование : мяч.

Ход игрового упражнения.

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Взрослый:

Ребенок:

Взрослый:

Ребенок:

Но

нота

ба

баня

Ва

вата

ня

няня

Да

дата

ды

дыня

Ха ТА

хата

То НЯ

Тоня

Мя

мята

Аня

Би

бита

Ва

Ваня

Фа

фата

Та

Таня

Ка

Катя

иди

Пе ТЯ

Петя

бу ДИ

буди

муха.

Растёт, зеленеет (что?)

липа.

Играют, бегают, шалят (кто?)

дети.

Мыльная, белая (что?)

пена

Голубое, безоблачное (что?)

небо.

Мягкая, пушистая (что?)

вата.

Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель:

1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры1-го типа.

2. Развивать слуховое внимание.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Взрослый показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу:

У норы добычи ждет

Притаившись, серый кот .

Мышь осталась без хвоста,

Убегает от кота ,

А теперь и за версту

Не приблизится к коту .

Крыса старая, и та,

Видя грозного кота ,

Убежит скорее в дом,

Чтоб не встретиться с котом .

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте .

(Аналогично проводится работа со словом «вода».)

Грязнулю всегда выручает вода .

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… воды .

Гусь в любую непогоду

Торопится забраться в… воду .

Всегда и везде

Вечная слава… воде .

Упражнения-игры на развитие образного мышления стоит выполнять не только людям творческих профессий. Так, в отличие от упражнений для развития воображения, при которых доминирует правое полушарие, тренировкой образного мышления задействуются аналитические способности, а это – симбиоз двух полушарий. Упражнения на развитие образного мышления подойдут людям, которые хотят обладать острым умом и наладить взаимодействие двух полушарий.

Упражнения на развитие образного мышления

Упражнения на развитие образного мышления следует выполнять в спокойной, комфортной обстановке. Вы не должны куда-то спешить, в условиях отсутствия соревновательной мотивации и критики действий. При этом цениться не только количество ответов, но и их качество, а вернее – оригинальность.

Упражнение на развитие образного мышления №1. «Друдлы»

Американец Роджер Прайс придумал игру-головоломку «Друдлы», в основе которой – незаконченные картинки. Смысл этой головоломки заключается в том, чтобы придумать как можно больше версий и интерпретаций. Особенность упражнений на развитие образного мышления – отсутствие правильного ответа. Эти головоломки можно использовать в любом возрасте. Лучше начинать с простеньких фигур с минимальным количеством деталей.

Упражнение на развитие образного мышления №2. «Кляксы»

В отличие от предыдущего упражнения, где в основном используются линии, здесь предлагается работать со сплошными фигурами. Это могут быть кляксы, пятна, облака и прочие абстракции. Кляксы не должны обязательно быть монохромными.

Ознакомьтесь с циклом работы иллюстратора из Португалии Filipe dos Santos:

Упражнение для развития образного мышления №3

Суть упражнения заключается в выражении фразы или предложения в изображении. У этого занятия есть что-то общее с привычными для нас ребусами. Это упражнение помогает создавать непревзойденные логотипы.

Чтобы не тратить много времени на обдумывание той самой оригинальной и авторской фразы, легче использовать фразы из кинофильмов и песен, пословицы, афоризмы и иные известные выражения.

Также популярностью пользуются изображения словесных выражений-казусов а-ля «Медведь собирает грибки в лису», «Рыба пила», «Курицы – не сушки» и прочее.

Упражнение для развития образного мышления №4. «Поиск образных синонимов»

В этом случае нужно отыскать образные синонимы объекта или отдельных его частей. К примеру: скрипка – талия – бутылка.

Образная цепочка может быть трех видов:

  • Центрированная. Все синонимы вытекают из первоначального варианта.
  • Последовательная. Каждый новый синоним подбирается к предыдущему слову.
  • Хаотичная. Отсутствие какой-либо последовательности.

Чтобы немного усложнить задачу попробуйте составлять цепочки не только по образным характеристикам, но и функциональным, прикладным и так далее. Такая методика носит название «визуальная матрица».

Упражнение для развития образного мышления №5. «Калейдоскоп»

Суть игры заключается в жонглировании нашими проекциями на наблюдаемое. Нужно выписать свои варианты и изобразить свое видение привычных процессов и личностей.

Упражнения на развитие образного мышления очень просто выполнить – это занятие не только полезно, но и безумно интересно.



Похожие статьи
 
Категории