Абсент и творческие люди. Абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения

02.03.2019

Эрмитаж - Пикассо, Пабло - Любительница абсента

У Пикассо далеко не одна картина посвящена абсенту. В июне 1901 года гений продемонстрировал на суд ценителям прекрасного свою “Любительницу абсента”. В отличие от холстов других художников, знавших толк в абсенте, у Пикассо дама пьет полынный напиток с сахаром, а не просто разбавляя его водой. Осенью 1901 года Пабло Пикассо продолжает абсентную тему и создает другую “Любительницу абсента” (второе название картины “Аперитив”). Эта картина хранится в Эрмитаже.

Описание картины Пабло Пикассо «Любительница абсента»

Потрясающая картина «Любительница абсента» была нарисована Пабло Пикассо в 1901 году. Этот алкогольный напиток был достаточно популярен в обществе того времени, и художники достаточно часто его изображали на своих полотнах. Пикассо любил рисовать то, что волновало людей: женщины, войны, или как здесь - абсент.

По центру изображена женщина, немолодых лет, коротающая вечер в горьком одиночестве, попивая алкоголь. Пикассо любил погружать своих героев в воображаемый мир, так как и сам находился в нем всю свою сознательную жизнь. Есть предположение, что изображенная на картине женщина имеет непосредственное отношение к искусству, так как этот напиток имел высокую популярность среди работников творчества, в том числе.

От картины веет грустью и тоской. Женщина задумчива, ее взгляд устремлен вниз, она глубоко погружена в свои мысли. На столе изображены только два предмета: бутылка и рюмка. Ничего из сервировочных элементов нет, так же отсутствует какая-либо еда. Сама поза женщины кричит о своем драматизме. Ее правая рука, которой она обнимает саму себя, неестественно длинна в своем размере, как будто ей еще больше хочется себя обнять, и защитить от всех бед и несчастий.

Лицо женщине имеет угловатую форму. У нее достаточно тонкие брови и губы, за которыми если присмотреться скрывается некое подобие саркастической улыбки. Пикассо нарисовал фигуру полностью обездвиженной, женщина застыла в своей позе задумчивости и явно находится так уже долгое время. Об этом свидетельствует и отставленная в сторону рюмка.

У картины интересная цветовая гамма: преобладает коричневый и темно синий цвета. Такие краски выбраны художником не случайно. Автор хотел подчеркнуть разницу между ожидаемым и действительным, между человеческой жизнью и обстоятельствами.

Немного об абсенте.
Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.

Пабло Пикассо "Любительница абсента" (1901).
Холст, масло. 73 x 54 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий.

Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.

«Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название - «Аперитив». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d`abssinthe). Именно у Канвейлера купил эту работу наш соотечественник - Сергей Иванович Щукин. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Впервые он купил картину художника в 1909 г., а уже к 1914 г. в его коллекции было 51 произведение мастера. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 г., разделили между собой Эрмитаж и ГМИИ.

Название, англ. : The absinthe drinker.
Оригинальное название : La buveuse d"absinthe.
Год окончания : 1901.
Размеры : 73 × 54 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Картина написана в 1901 году, это период (1900—1904), когда мастер много ездит по маршруту Барселона-Париж, прежде чем окончательно перебраться во Францию. Он много работает, посещает выставки, знакомится с новыми людьми, в том числе и с артдиллерами.

Поддаваясь всеобщему настроению, художник, в своих работах, использует популярный в то время сюжет — одинокий посетитель кафе, к которому обращаются, также, импрессионисты.

Стоит отметить, что в этот период Пикассо не считает нужным изображать веселье, всеобщую радость, счастье, легкомыслие. Заброшенность человека в этом мире — вот основной мотив, который волнует молодого Пикассо.

«Любительница абсента» — это одинокая посетительница кафе, пьющая напиток, который погружает человека в мир своеобразных фантазий и галлюцинаций, ведь на рубеже веков абсент стал своеобразным фетишем Парижа. Ему приписывались даже некоторые мистические и магические свойства, побуждающие к творчеству и новому восприятию мира.

Впечатление, которое производит картина на зрителя — невероятное по своей эмоциональной нагрузке. Тут нет, как такового, повествования, присутствует лишь своеобразный сюжет — обнаженный психологический образ, а внешне — это угловатое, утомленное лицо, сумрачный, опустошенный взгляд, нервные руки, которыми героиня пытается защитить себя от окружающей действительности. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Но если долго смотреть на картину — кажется, что женщина смотрит в душу зрителю, внимательно изучая и о чем-то думая.

На губах — подобие улыбки, странный сарказм, выражающий обреченность и усталость. Мысли женщины далеко от этого столика, от этого кафе — пристанища таких же, как она — бесприютных. Да они никому и не нужны в этом мире. Она закрылась в себе, уединилась с собой, и только абсент разделяет ее существование.

Колористика полотна впечатляет. Контраст красок — как контраст жизненных ситуаций. Сочетание насыщенно-голубых и густо-бордовых цветов придают полотну атмосферу спокойствия, но, в то же время, внутренней борьбы. Черная полоса разделяет угол кафе, в котором оказалась героиня, а может это угол-тупик?

Картине присущ обостренный драматизм, который выражается в изображении гипертрофированной кисти правой руки. Женщина как будто пытается защитить себя от всего в этом неуютном мире. Пикассо специально искажает руки и пальцы, делая их чрезмерно длинными, плечи — более округлыми. Это не внешние, а скорее внутренние психологические характеристики образа, который выражает удивительную по силе драму одиночества. Пластика тела скованная, застывшая, словно окаменевшая.

Колорит полотна — это соединение зеленых, коричнево-красных, синих тонов, приближение плоскости стола и стены к зрителю, напоминает манеру Гогена, напряженностью полотно схоже с творчеством Ван Гога.

«Любительниц абсента» относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. Его картины выполнены в холодных тонах, доминируют голубовато-серые, синие оттенки. Основные сюжеты — это тема одиночества, нищеты, старости, смерти, упаднические настроения.

Пикассо написал не одну картину на тему абсента. В июне 1901 года мир увидел «Любительницу абсента» с кусочком сахара в руках. Осенью того же года было создано полотно под названием «Аперитив», или (по данным архива Канвейлера), «Женщина с бокалом абсента». Именно эту работу купил Сергей Иванович Щукин, а позже собрал в своей коллекции 51 произведение всемирно известного мастера. После революции его собрание было национализировано и разошлось по фондам Эрмитажа и ГМИИ.


Ты - яд, с амброзией в смешенье
Меня пьянит твой тонкий аромат!
Тебе поэт, внимал я в изумленье
Ты на на кресте мечтой своей распят!

С тобой опять тону в тумане мглистом
Язвим раскаяньем, снедаем пустотой
Любовь молю - зажгись звездой лучистой
В угрюмой бездне, над свинцовой тьмой!
Шарль Бодлер

Абсент сложно назвать просто алкогольным напитком. Несмотря на то, что он не обладает
такой многовековой историей, как, например, вино, абсент заслужил право называться
отдельным уникальным явлением в мировой культуре.

Портрет Пикассо, выполненный Хуаном Грисом (1912)

Во времена Прекрасной эпохи Зеленая фея - прозвище данное за его характерный цвет
- был излюбленным напитком богемы в Париже. Питье абсента было своеобразным
ритуалом, символизирующим переход в вечер.

Бокал абсента 1910 год

Эффект от употребления абсента может быть самый разнообразный: спокойное расслабление,
необыкновенная бодрость, эйфория, внезапный смех, агрессия, галлюцинации, нарушение
зрения, изменение цветов.


Пабло Пикассо Любительница абсента 1901

«Зеленую фею» (или, согласно Полю Верлену, «зеленую ведьму») воспевали в числе прочих
Артюр Рембо, Оскар Уайлд и Эрнест Хемингуэй, увековечивали на своих полотнах Эдгар
Дега, Эдуар Мане, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог и другие




Эдгар Дега Абсент (В кафе) 1873

Эдуар Мане Любитель абсента 1859



Анри де Тулуз-Лотрек Пьющая абсент в Гренель 1886




Винсент Ван Гог Натюрморт с абсентом 1887




Жан-Франсуа Рафаэлли Пьющие абсент 1881

Но все же, когда заходит речь об отношении этого напитка к живописи, на ум едва ли
не первой приходит «Любительница абсента» Пабло Пикассо.

Молодому испанцу посчастливилось жить в Париже в то время, когда здесь можно было в
полной мере вкусить все прелести богемной жизни, включая походы по борделям в компании
таких же полунищих художников и беспрепятственное употребление абсента.
Но во французскую столицу Пикассо переедет только в 1904 году, а пока же он постоянно
курсирует между Парижем и Барселоной, работая, как проклятый, и страдая от безденежья
и неустроенности. «Любительница абсента» появляется на свет именно в этот период,
который при всем желании нельзя назвать счастливым. В 1903 году Пикассо напишет
«Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», герой которого изображен за столиком перед
бокалом абсента.




Пабло Пикассо Портрет Анхеля Фернандеса де Сото 1903


В 1912 году художник вновь увековечит любимый напиток в
кубистической работе «Бутылка «Перно» и бокал».




Пабло Пикассо Столик в кафе


И, наконец, в 1914-м, за год до того, как «зеленая фея» была запрещена во Франции,
Пикассо создает скульптуру «Бокал абсента».




Пабло Пикассо Бокал абсента 1914 Бронза, Глина

До легализации напитка в европейских странах художник не дожил.

«Любительница абсента» не отличается оригинальным сюжетом. Одиноких людей за столиком
кафе до Пикассо и после него изображали многие живописцы. Однако именно в исполнении
испанского художника эта тривиальная сцена обретает отпечаток глубокой драмы.
На картинах «голубого периода» («Голубой период» считается первым в творчестве
Пикассо. Молодой художник приехал покорить Париж в 1901 и в этом же году потерял
своего близкого друга Карлоса Касамегаса, который покончил жизнь самоубийством.
Мрачная живопись с трагическими персонажами.) Пикассо неоднократно будет изображать
людей, похожих на героиню этого полотна


Пабло Пикассо Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты) 1901


Пабло Пикассо Абсент

а с другой – производит впечатление сжатой пружины. Окружающее пространство будто
бы стискивает ее со всех сторон, а сама она обхватывает себя неестественно длинными
пальцами, словно хочет занимать как можно меньше места. Этот эффект «невидимости»
только усиливает ощущение отверженности, одиночества среди толпы, которое хоть раз
в жизни испытывали большинство людей.

В левом углу картины Пабло Пикассо «Любительница абсента» рама зеркала и полуабстрактые отражения в нем - очень важная деталь, напоминающая о присутствии каких-то иных обитателей заведения, снующих перед глазами героини, в то время как сама она застыла в неподвижности и никого не замечает.

Одинокая женщина

В начале 1901 года Пабло Пикассо обращается к изображению женщины за рюмкой абсента, что приводит его к созданию целой серии из трех работ. Первой был «Абсент» (частное собрание), где женщине южного типа, скорее всего не парижанке, зашедшей в кафе с зимней улицы, Пикассо придает несколько хищный и настороженный вид.

Пабло Пикассо
Абсент
1901
Картон, масло. 67,3х52
Частная коллекция
Bridgeman / Fotodom

Левая рука приставлена к уху (она во что-то вслушивается), правой кладет кусочек сахара в рюмку с абсентом. Стиль напряженный, выдающий знакомство с искусством Винсента ван Гога . В том же году Пикассо снова обращается к этому образу, выбирая совершенно иной типаж героини. Женщина, на этот раз северного склада (все тянутся в Париж), показана на желтом, словно бы наэлектризованном фоне, где видны контуры танцующих, тесно сплетенных фигур.

Пабло Пикассо
Абсент
1901
Бумага, гуашь, пастель
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эта сцена второго плана происходит, по-видимому, не в реальном кафе, а в воспаленном сознании женщины (галюцинация, вызванная абсентом). Таким образом рюмка абсента на переднем фоне становится ключом к пониманию сюжета. Однако эта композиция не вполне удовлетворила художника. Ему предстояло сделать еще один шаг, чтобы достичь невероятной лаконичности и неожиданной живописной выразительности. Новая композиция, несомненно, была связана с «Кафе в Арле » Поля Гогена , находившемся тогда в галерее Амбруаза Воллара .

Знакомство с этой работой выдает сразу несколько деталей - синий сифон на переднем плане и коричневато-красный фон стены, прическа темноволосой женщины, однотонная темная одежда. Картина необыкновенна по жестикуляции. Одна рука «Любительницы абсента» поддерживает подбородок - эта деталь перенесена из предыдущей пастели, а другая судорожно обхватывает плечо, так что вся фигура кажется сжавшейся в комок. Женщина загнанна в угол буквально и метафорически. Физиономически она не походит на двух прежних «любительниц». В ее лице читается жесткость и упрямство. Жест правой руки, обхватывающей плечо, Пикассо, по всей вероятности, позаимствовал у своего испанского современника Сантьяго Русиньоля , который воспроизвел подобный жест в «Морфинистке» (1894, музей Кау Феррат, Ситхес), показывая страдания женщины, сходяшей с ума.

Много мифов ходит вокруг этого алкогольного напитка. Ему приписывают мистические свойства, его с удовольствием употребляют люди творческих профессий и черпают в нём своё вдохновение. В числе любителей абсента были такие знаменитые люди как Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Ги де Мопассан, Винсент Ван Гог и другие .Чем же так привлекателен этот крепкий алкогольный напиток с ароматом полыни?

Что такое абсент?

Во-первых, давайте выясним, что собой представляет абсент. Перевод слова absinthe с французского языка — «полынь». Этот напиток имеет в своём составе разнообразные травы, среди которых горькая полынь, фенхель, аир, мелисса, мята и т.д. В общей сложности в состав абсента входит около 30 разных трав.


Крепость абсента варьируется в районе 55-85 градусов. Как правило это 70 градусов. Но при употреблении внутрь его обычно разводят до оптимальной крепости. Эфирные масла полыни богаты веществом туйон , которое и определяет основные свойства абсента. В очень больших дозах туйон обладает свойствами сильнейшего яда, а в малых дозах вызывает веселящий эффект, в некоторых случаях даже галлюцинации. Цвет напитка варьируется от прозрачного или жёлтого до кроваво-красного и изумрудно-зелёного.

Как и где появился абсент

Этот напиток, сводящий с ума знаменитых художников и писателей, родился в западной Швейцарии. Мадам Энрио придумала лечебную настойку из полыни, которая вызвала интерес у французского доктора Пьера Ординьера. Он как раз занимался изучением полезных свойств дикорастущей полыни. Добавив в настойку некоторые травы, доктор стал давать напиток своим больным. Когда мадам Энрио скончалась, её дочери продали рецепт настойки французскому майору Дюбье , который впервые организовал промышленное предприятие по производству и распространению абсента.

Современный абсент существенно отличается от того напитка, который приводил в состояние экстаза парижскую интеллигенцию XVIII века. Если тот абсент, именуемый «Зелёная фея» , мог дарить вдохновение и лечить от болезней, то его современный аналог на это вряд ли способен. Хотя некоторые добросовестные производители не вносят больших корректировок в рецептуру напитка, и можно предположить, что это примерно тот же напиток, вдохновлявший Ван Гога и Пикассо на создание своих шедевров.


Абсент в творчестве знаменитых художников

Пожалуй, самым ярым поклонником абсента среди был Винсент Ван Гог . Никто доподлинно не знает, как долго он употреблял этот напиток. Но известно, что это случалось регулярно. Учёными доказано, что туйон , содержащийся в абсенте, положительно влияет на работоспособность человека. Однако его передозировка способна привести изменениям в восприятии. Окружающий мир видится в жёлтых красках. А одной из особенностей творчества Ван Гога как раз является изобилие жёлтых красок в полотнах.


Помимо Ван Гога к любителям абсента относят и многих других художников. Например, Эдуард Мане в 1859 году создал своё шедевральное полотно «Любитель абсента». Похожую картину в 1856 году написал и бельгиец Фелисьен Ропс . Знаменитый Дега раскрыл тему загадочного напитка в картине «Абсент» в 1876 году. Великий Пабло Пикассо даже создал причудливую и прекрасную скульптуру в виде бокала с абсентом. В 1901 году он написал свою знаменитую картину «Любительница абсента», которая выставлена в Эрмитаже.

Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент - гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний. Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»?

Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе. Доктор Ординер умер в 1821 году - к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка. Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.

Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.

Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку. После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.

Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) - это был респектабельный буржуазный обычай. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами. Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.

Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции. Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.

Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».

Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.

Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю - историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.

Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в «Фоли-Бержер»».

О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом. О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», - смертельное сочетание бренди и абсента. «Нужно пить помалу, но часто», - говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе «Ла Ми»».

«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», - однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см). К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма. В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.

Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам. А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом». На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.

О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному. Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то - что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери. Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В «Мулен Руж»».

А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.

В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.

В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра. Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы - любитель абсента. Это вы утратили нравственность». В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.

Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет «Абсент» произведением искусства», - писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.

Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», - писал он. Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо - справа.

С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать. После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.

В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.

В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив. Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены - в случившемся виноват абсент. Иллюстрация: «Абсент - это смерть».

Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году. Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне. Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).

После запрета абсент еще некоторое время сохранялся в Испании, Восточной Европе и на Кубе. С самой большой ностальгией о достоинствах этого напитка писал Эрнест Хемингуэй, который на тот момент жил во Флориде и продолжал пить абсент уже после французского запрета, получая его с Кубы. В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» одно из немногих утешений его главного героя - это абсент, возвращавший воспоминания о прекрасной и беззаботной парижской жизни, которой этот американский партизан оказался лишен.

«Одна такая кружка заменяла все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже цветут… словом, всё то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг и желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье». И еще: «Лучше абсента нет ничего», - пишет Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол». Иллюстрация: Жан Беро, «В кафе».

Абсент возродился относительно недавно - в 1990 году, когда его производство возобновилось в Чехии и напиток снова запустили на международные рынки под маркой Hill’s.

Французам и швейцарцам не слишком понравилось то, что где-то возродился хоть какой-то абсент: «Это отвратительная иностранная дрянь. Если бы Бодлеру и Рембо предложили это чешское пойло, они бы перевернулись в своих гробах».

Одним из самых ярых противников чешского абсента во Франции стала Мари-Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, которая в 1994 году открыла музей этого напитка в Овер-сюр-Уаз - местечке, где похоронен Винсент Ван Гог. В 2000 году при содействии Мари-Клод Делаэ была запущена новая марка абсента французского типа - La Fée («Фея»).

Вдохновляясь историями знаменитых абсентистов, современные художники и по сей день создают работы, посвященные абсенту. Иллюстрация: Елена Хотулева, «Абсент».

Возродившаяся «Зеленая фея» вновь вызывает жажду и будоражит воображение, как будто бы пробудив культурную память о таинственном, мучительном и таком важном напитке декадентского fin-de-siècle (конца XIX - начала XX века).



Похожие статьи
 
Категории