Апулей - биография, информация, личная жизнь. Луций Апулей: биография

16.02.2019

Биография

Основной источник биографических сведений об Апулее - его же собственная «Апология».

Родился в городе Мадавра (провинция Африка) в состоятельной семье видного африканского чиновника (неоднократно публично называл себя «полунумидийцем-полугетулом»). Учился сначала в Карфагене , затем в Афинах , где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона . «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии - этой бездонной нектарной чаши». Отсюда он переселился в Рим , где занимался некоторое время адвокатурой. Всё своё состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящён в различные мистерии .

Рукописи именуют Апулея философом-платоником из Мадавры - Apuleius Madaurensis Platonicus , так же называет себя и он сам, и позднейшие писатели.

Творчество

Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:

  1. «Метаморфозы » (Metamorphoseon libri, XI ), роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел» (Asinus Aureus )
  2. «Апология» (Pro se apud Gaudium Maximum proconsulem de magia liber, I )
  3. «Флориды» (Floridorum libri, IV ), представляющие собой сборник фрагментов речей и высказываний на разные темы
  4. диалог «О боге Сократа» (De deo Socratis ) - популярное изложение учения Платона о даймонах
  5. трактат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate ) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика

Издания и переводы

Главнейшие издания собраний его сочинений начаты Удендорпом и Рункеном, докончены Босша (3 т., Лейд., 1786-1823) и Гильдебрантом (2 т., Лейпц., 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 т., Альтенб., 1778) и Гильдебрантом (Лейпц., 1843). Французский перевод издан Бетоланом (Пар., 1835, 1862). «Apologia» и «Florida» изданы Крюгером (Берл., 1864-65), «Opuscula quae sunt de philosophia» Гольдбахером (Вена, 1876), «Метаморфозы» А. отдельно изданы Эйссенгардтом (Берл., 1869), отрывок об Амуре и Психе - Яном (Лейпц., 1856, 1873).

В серии «Loeb classical library » изданы только «Метаморфозы» в 2 томах (№ 44, 453).

В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 5 томах:

  • Apulée . Les Métamorphoses. T. 1-3.
  • Apulée . Apologie. Florides. Texte établi et traduit par P. Vallette. 4e tirage 2002. XLIII, 346 p.
  • Apulée . Opuscules philosophiques. Fragments. (Du Dieu de Socrate. - Platon et sa doctrine. - Du monde.) Texte établi, traduit et commenté par J. Beaujeu. 2e tirage 2002. IX, 350 p.

На русский язык «Метаморфозы» переводили Ермил Костров (1780-1781), Н. Соколов () и Михаил Кузмин (). Перевод Кузмина публиковался с редакторскими изменениями Пиотровского в 1930-1933 годах, под редакцией Маркиша в 1956 году, в издании 1988 года восстановлен оригинальный текст.

  • Луция Апулея платонической секты философа Превращение, или Золотой осел. / Перевел с латинского Имп. Московского университета бакалавр Ермил Костров. Ч. 1-2. М., 1780-1781. (переиздания: М., 1870; М., 1911)
  • Люций Апулей . Золотой осёл. / Пер. Н. М. Соколова. СПб.: 1895. 276 стр.
  • Апулей . Золотой осёл. (Превращения). В 11 кн. / Пер. М. Кузмина, статья и комм. Адр. Пиотровского. (Серия «Сокровища мировой литературы»). Л.: Academia. 1929. 343 стр. 5000 экз. (переиздавалась )
  • Апулей . Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. / Пер. М. А. Кузмина и С. П. Маркиша . (Серия «Литературные памятники»). М.: Издательство АН СССР. 1956. 435 стр. 30000 экз. (переиздания )
  • Апулей . «Метаморфозы» и другие сочинения. / Сост. М. Л. Гаспарова. Вступ. ст. Н. Григорьевой. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). М.: Худож. лит. 1988. 400 стр. 100000 экз. (включает новые переводы: «Апология, или О магии» Е. Рабинович [с.27-108]; «Флориды» Р. Урбан [с.303-332] и «О божестве Сократа» А. Кузнецова [с.333-349])
  • Апулей . Платон и его учение. / Пер. Ю. А. Шичалина. // Учебники платоновской философии. М.-Томск, 1995. С. 39-66.
  • Псевдо-Апулей . Асклепий. / Пер. Л. Ю. Лукомского. // Высокий герметизм. Гермес Трисмегист. СПб, Азбука. 2001. С. 185-267.

Примечания

Литература

  • Андерсон В. А. Роман Апулея и народная сказка. Т. 1. Казань, 1914.
  • И. Х. Несколько слов о Кострове и о переведенной им книге Апулея: Золотой осел // Русский архив, 1870. - Изд. 2-е. - М., 1871. - Стб. 709-718. . Архивировано
  • Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 150 с.
  • Кузнецов А. Е. Художественные принципы и мировоззрение Апулея . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. . Авт. дисс… к.фил.н. М., 1989.
  • Тоноян Л. Г. О логическом трактате Апулея. // Я.(А. Слинин) и Мы: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб., 2002. C. 519-527.
  • Левинская О. Л. Античная Asinaria: история одного сюжета. («Orientalia». Вып.21). М.: РГГУ, 2008.
  • Harrison, S. J. : Apuleius: A Latin Sophist (Oxford, Oxford University Press, 2000), 281 pp.

Ссылки

Древнеримская литература

Апулей

Биография

Апулей, римский поэт, родился около 124 г. в городе Мадавра, в Северной Африке, в богатой семье. Получил прекрасное образование в Карфагенском университете. Писал на греческом и латинском языках. Окончив университет, Апулей уехал в Афины, где изучал математику и философию, одновременно пробуя свои силы в музыке и поэзии. Здесь он стал ярым поклонником Платона. Будучи уже признанным писателем, добавлял к своему имени в заглавии произведений «платонин из Мадавра». Изучал оккультизм в Малой Азии, на острове Самос, в Египте и Сирии. Смесь платонизма с мистицизмом - главная черта его мировоззрения. Путешествовав по миру, отправился в Рим, где занялся (правда неудачно) адвокатской практикой. Огорченный, уехал в Африку и поселился в Карфагене, где и прожил до самой смерти.

Его мистической шедевр - роман в одиннадцати книгах «Метаморфозы» более известен под названием «Золотой осел». Апулей является автором сборника судебных речей и риторических декламаций, которые дошли до нас в отрывках.

Сказку об Амуре и Психее из романа «Золотой осел» в России перелагали И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков и другие писатели. Различные сюжеты романа заимствованы европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. Дата смерти неизвестна.

Апулей, древнеримский поэт, писатель. Родился в римской провинции, которая была расположена в Северной Африке, в г. Мадавра, около 124 г., в богатой семье. Образование получил в Карфагенском университете. После окончания университета, уехал в Афины. Там изучал математику и философию, увлекался музыкой и поэзией. Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском и греческом языках. В Греции его внимание привлекло творчество Платона. Будучи уже известным автором, взял себе псевдоним "платонин из Мадавра". Поэт исследовал оккультизм в Египте, Сирии, Малой Азии а также на острове Самос. Платонизм и мистицизм это были главными чертами мировоззрения писателя. Платонизм- это философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Мистицизм-это особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Апулей любил путешествовать по миру. Отправившись в Рим занялся адвокатурой. Однако эта практика не принесла никаких результатов. Разочаровавшись, он отправился в Карфаген, и прожил там остаток жизни.

Самый известный мистический роман, написанный Апулеем в одиннадцати книгах - «Метаморфозы». Также можно встретить его под названием «Золотой осел». Поэт написал сборник судебных речей и риторических декламаций, они сохранились до сего времени, но не в полном составе.

Многие русские писатели, а также И.Ф. Богданович, С. Т. Аксаков перелагали сказку об Амуре и Психее из романа «Золотой осел». Многие сюжеты романа «Золотой осел» заимствованы известными европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. К сожалению, дата смерти Апулея не известна.

Апулей - древнеримский писатель и поэт, философ, ритор - родился приблизительно в 124 г. в небольшом городе Мадавр (провинция Нумидия, Северная Африка). Его биография, как и информация о жизненном пути многих известных людей того времени, дошла до нас в виде отдельных фрагментов. В случае с Апулеем основным источником сведений является написанная им же самим «Апология».

Отцом его был знатный человек, крупный чиновник, и у семьи было достаточно средств, чтобы дать сыну самое лучшее образование. С младых ногтей юноша интересовался философией и риторикой, проявлял способности к их изучению. Штудировать науки Апулей продолжил в университете Карфагена – города, считавшегося африканским научным и культурным центром; позднее отправился на учебу в Афины. Здесь он не только грыз гранит разнообразных наук, но и делал первые шаги в поэзии, музыке. Однако излюбленным его увлечением стала философия, и учение Платона – в особенности. Став горячим его поклонником, он и впоследствии, будучи уже известным писателем, к имени обязательно прибавлял «платоник из Мадавра»; так его стали называть и другие. Платонизм навсегда остался частью эклектического, своеобразного мировоззрения Апулея.

Завершив обучение, Апулей какое-то время занимался адвокатской деятельностью в Риме, потом служил чиновником в родном Мадавре. Ум, образованность, харизма и красноречие способствовали успехам на этом поприще, однако самого молодого человека они оставляли равнодушными. От отца ему досталось внушительное состояние – оно и позволило Апулею отправиться в долгое путешествие по миру. Его маршрут пролегал через Малую Азию, Египет, Сирию, где его мировоззрение претерпело серьезные изменения из-за близкого знакомства с оккультизмом, культом египетской богини Исиды; мистицизм оказал огромное воздействие на его деятельность и творчество.

Репутация увлеченного магией человека едва не стоила Апулею жизни. Во время путешествия он остановился в городе Эа у знакомого, с которым они некогда учились в Афинах, приглянулся его матери, богатой вдове Пудентилле, и в итоге женился на ней, невзирая на разницу в возрасте (ей было 40, ему – около 25). До этого женщину близкие безуспешно пытались выдать замуж больше десятка лет. Родственники ее первого мужа подали на Апулея в суд, считая, что тот завладел сердцем вдовы (а заодно и ее состоянием, ведь ее сын, приятель Апулея, неожиданно скончался), применив колдовство. Апулею пришлось призвать на помощь все красноречие, гибкость ума, остроумие, чтобы опровергнуть обвинения, чреватые смертной казнью. Его публичная речь в свою защиту, благодаря которой он был оправдан, дошла до наших дней под названием «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии».

Следующим и последним пунктом в биографии Апулея стал Карфаген: истратив в путешествиях практически все состояние, пережив неприятные приключения, он поселился в этом почти родном для себя городе. Для соотечественников он был личностью чрезвычайно авторитетной, в его честь были установлены две статуи в Карфагене и Мадавре. Они почитали его не только как талантливого писателя и оратора, человека энциклопедических знаний, но и как мага, верховного жреца провинции. Считается, что он умер во второй половине II в., более точная дата неизвестна.

Апулей писал на греческом языке и на латыни, но его наследие сохранилось лишь частично. Так, в отрывках дошли до нас, кроме упомянутой выше «Апологии», философские труды («О Платоне и его доктрине», «О божестве Сократа»), выдержки из публичных речей («Флориды»), перевод трактата «О мире». Апулею принадлежит заслуга первого перевода на латынь «Введения в арифметику» Никомаха. Однако поистине всемирную известность римскому писателю принесли его «Метаморфозы» (более позднее и известное название – «Золотой осел») – роман в 11 книгах (новеллах). Сюжеты из него, особенно новеллы «Об Амуре и Психее», неоднократно заимствовались, пересказывались, интерпретировались в более поздних произведениях писателей разных эпох и стран, например, Дж. Боккаччо, Г. Филдинга, С. Аксакова и др.

Биография из Википедии

Апулей (?)
Конторниат (памятный медальон) IV-V веков.

Основной источник биографических сведений об Апулее - его же собственная «Апология». Несколько деталей биографии можно найти также в его «Флоридах».

Родился в городе Мадавре римской провинции Африка, расположенном на границе Нумидии и владений гетулов, отчего называл себя порой «полунумидийцем-полугетулом». Образование завершал в Афинах, где изучал греческий язык, литературу и философию. Как он сам говорит во «Флоридах»: «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии - этой бездонной нектарной чаши ». Оттуда он переселился в Рим, где занимался некоторое время написанием речей для судебных процессов. Однако жизнь в имперской столице показалась ему слишком дорогой, и он вернулся на родину.

Где-то в 155-158 годах предпринял путешествие в Александрию, но по пути заболел и задержался в городе Эе (на территории современного Триполи). Воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого соученика, богатая вдова Пудентилла, до того отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти снова замуж, влюбилась в Апулея и неожиданно дала согласие на брак. Раздосадованные родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в занятиях магией и в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой. Апулей сам защищал себя в суде и был оправдан, его «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии» дошла до наших дней.

Из отдельных упоминаний в отрывках его речей следует, что позднее Апулей переселился в Карфаген, где был верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй. Вероятно, являлся приверженцем культа Исиды, крайне негативно и саркастически изобразил в «Метаморфозах» жрецов Сирийской богини. Из упоминания в его поздних речах некоторых имён следует, что в 170-х годах он был ещё жив. Время и место его смерти неизвестны.

Августин Блаженный, который сам обучался в Мадавре, не раз упоминает Апулея в труде «О граде Божьем» и отдельных письмах, называя его «африканец, наиболее известный из наших африканцев» (лат. qui nobis Afris Afer est notior). Для Августина это маг, чьи чудеса в глазах противников христианства превосходили сотворённые Христом, а его «Метаморфозы» - повествование о действительно пережитом их автором превращении.

Творчество

Сохранились следующие сочинения Апулея (на латинском языке):

  • «Метаморфозы в XI книгах» (Metamorphoseon libri XI). Со времён блаж. Августина это сочинение называется также «Золотой осёл» (Asinus aureus), где эпитет «золотой» относится к художественным достоинствам произведения.
  • «Апология» (Apologia, заголовок неаутентичный; оригинальное название - Pro se de magia , чаще сокращённо - De magia). Традиционно считается речью, которую Апулей держал в свою защиту против обвинения в магии. Некоторые современные исследователи считают «Апологию» не столько реальной записью ораторского выступления Апулея, сколько литературной фикцией, сочинением «в жанре апологии».
  • «Флориды» (Florida). Фрагментарное собрание 23 речей и лекций Апулея. Античная традиция делит «Флориды» на 4 книги. Дошедший до нас текст представляет собой анонимную (предполагаемый автор обработки - ритор Крисп Салюстий, конец IV в.) конспективную обработку некогда масштабной книги.
  • «О божестве Сократа» (De deo Socratis). Рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми.
  • «О Платоне и его учении» (De Platone et eius dogmate). Изложение натурфилософии и этики Платона.
  • «О мире» (De mundo). Латинский пересказ трактата перипатетической школы (ранее приписывался Аристотелю).

Самостоятельную литературную ценность представляет «Сказка об Амуре и Психее», одна из 11 вставных новелл романа «Метаморфозы». Она неоднократно перелагалась в разных странах, в том числе в России (И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков) и была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, например у Рафаэля и Торвальдсена. Сюжеты из романа заимствовали Боккаччо, Сервантес, Филдинг, Смоллетт и многие другие.

Присциан и Фульгенций упоминают художественный роман Апулея «Гермагор» (Hermagoras ; не сохранился). По мнению Марии Грабарь-Пассек, именно в роли романиста Апулей раскрывает свой явный и яркий талант; во всём остальном, не исключая и стихов (примеры которых сохранились в «Апологии») он не превосходит уровень обычного ритора, свои же философские дарования он склонен переоценивать. Стихи Апулея сохранились фрагментарно.

Апулей активно способствовал ассимиляции греческой учёности в Риме. Он изложил по-латыни трактаты Аристотеля «Об истолковании» и «О мире» (авторство Аристотеля оспаривается), в отдельном большом труде пересказал философское учение Платона. Согласно Кассиодору, Апулей также перевёл на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Герасского.

Издания и переводы

Академическое издание собраний сочинений Апулея с переводом и комментариями на немецком было начато Удендорпом и Рункеном, закончено Босша (3 тома, Лейден, 1786-1823) и Гильдебрантом (2 тома, Лейпциг, 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 тома, Альтенбург, 1778) и Гильдебрантом (Лейпциг, 1843). В 1914-15 гг. Апулея издавали Батлер и Оуэн (H. E. Butler and A. S. Owen). Критические издания трудов Апулея были опубликованы в XX в. в немецком издательстве Teubner (под редакцией Рудольфа Хельма и Клаудио Морескини) и французском Les Belles Lettres (редакторы Дональд Робертсон, Поль Валетт и Жан Божé).

Тойбнеровское критическое издание:

  • Apulei Platonici Madaurensis opera quae supersunt. Teubner, Leipzig bzw. Stuttgart und Leipzig
    • Bd. 1: Metamorphoseon libri XI, ed. Rudolf Helm. Leipzig, 1955 (репринт издания 1931 г., на сс.297–301 addenda et corrigenda)
    • Bd. 2/1: Pro se de magia liber (Apologia), ed. Rudolf Helm. Leipzig, 1972
    • Bd. 2/2: Florida, ed. Rudolf Helm. Stuttgart; Leipzig, 1993. (репринт издания 1959 г.)
    • Bd. 3: De philosophia libri, ed. Claudio Moreschini. Stuttgart; Leipzig, 1991. (философские труды и фрагменты, включая те, в которых авторство Апулея оспаривается)

Парижское Les Belle Lettres (серия «Collection Budé») наряду с критическим изданием текста размещает также переводы (на французский) с комментариями:

  • Les Métamorphoses, ed. Donald Struan Robertson et Paul Vallette. Paris 1985, 1989, 2000.
    • Vol. 1 (lib. 1–3). Paris, 1989, (репринт 1-го изд. 1940 г.)
    • Vol. 2 (lib. 4–6). Paris, 2000. (репринт 7-го изд. 1992 г.)
    • Vol. 3 (lib. 7–11). Paris, 1985. (репринт 1-го изд. 1945 г.)
  • Opuscules philosophiques: Du dieu de Socrate, Platon et sa doctrine, Du monde. Fragments. 2e ed. Texte établi, traduit et commenté par Jean Beaujeu. Paris, 2002. (первое его же издание - 1973).
  • Apologie. Florides. Texte établi et traduit par P. Vallette. 3e ed. Paris, 1971.

В XXI в. издательство Oxford University Press опубликовало новое критическое издание «Метаморфоз»:

  • Apulei metamorphoseon libri XI, ed. Maaike Zimmerman. Oxford, 2012.

На русском языке

На русском языке «Метаморфозы» в переводе Ермила Кострова в первый раз опубликованы в 1781 году. Вероятно, именно об этом переводе говорится у Пушкина:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал
<...>

«Евгений Онегин», Глава 8

В 1895 году вышел перевод «Метаморфоз» Н. М. Соколова, а в 1929 году перевод М. А. Кузмина. Позднее перевод Кузмина переиздавался с вызванными цензурными требованиями редакторскими правками А. И. Пиотровского.

В 1956 году в академической серии «Литературные памятники» вышли «Метаморфозы» (в переводе Кузмина), «Апология» и «Флориды» (перевод С. П. Маркиша).

В 1988 году под редакцией М. Л. Гаспарова вышла книга «Апулей. „Метаморфозы“ и другие сочинения». В сборник помимо «Метаморфоз» (в старом переводе Кузмина) вошли «Апология» (перевод E. Рабинович), «Флориды» (перевод P. Урбан) и (впервые) «О божестве Сократа» (перевод А. Кузнецова).

Трактат «О Платоне и его учении» в переводе Ю. А. Шичалина вышел в 1995 году в антологии «Учебники платоновской философии».

Апулей - древнеримский писатель и поэт, философ, ритор - родился приблизительно в 124 г. в небольшом городе Мадавр (провинция Нумидия, Северная Африка). Его биография, как и информация о жизненном пути многих известных людей того времени, дошла до нас в виде отдельных фрагментов. В случае с Апулеем основным источником сведений является написанная им же самим «Апология».

Отцом его был знатный человек, крупный чиновник, и у семьи было достаточно средств, чтобы дать сыну самое лучшее образование. С младых ногтей юноша интересовался философией и риторикой, проявлял способности к их изучению. Штудировать науки Апулей продолжил в университете Карфагена – города, считавшегося африканским научным и культурным центром; позднее отправился на учебу в Афины. Здесь он не только грыз гранит разнообразных наук, но и делал первые шаги в поэзии, музыке. Однако излюбленным его увлечением стала философия, и учение Платона – в особенности. Став горячим его поклонником, он и впоследствии, будучи уже известным писателем, к имени обязательно прибавлял «платоник из Мадавра»; так его стали называть и другие. Платонизм навсегда остался частью эклектического, своеобразного мировоззрения Апулея.

Завершив обучение, Апулей какое-то время занимался адвокатской деятельностью в Риме, потом служил чиновником в родном Мадавре. Ум, образованность, харизма и красноречие способствовали успехам на этом поприще, однако самого молодого человека они оставляли равнодушными. От отца ему досталось внушительное состояние – оно и позволило Апулею отправиться в долгое путешествие по миру. Его маршрут пролегал через Малую Азию, Египет, Сирию, где его мировоззрение претерпело серьезные изменения из-за близкого знакомства с оккультизмом, культом египетской богини Исиды; мистицизм оказал огромное воздействие на его деятельность и творчество.

Репутация увлеченного магией человека едва не стоила Апулею жизни. Во время путешествия он остановился в городе Эа у знакомого, с которым они некогда учились в Афинах, приглянулся его матери, богатой вдове Пудентилле, и в итоге женился на ней, невзирая на разницу в возрасте (ей было 40, ему – около 25). До этого женщину близкие безуспешно пытались выдать замуж больше десятка лет. Родственники ее первого мужа подали на Апулея в суд, считая, что тот завладел сердцем вдовы (а заодно и ее состоянием, ведь ее сын, приятель Апулея, неожиданно скончался), применив колдовство. Апулею пришлось призвать на помощь все красноречие, гибкость ума, остроумие, чтобы опровергнуть обвинения, чреватые смертной казнью. Его публичная речь в свою защиту, благодаря которой он был оправдан, дошла до наших дней под названием «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии».

Следующим и последним пунктом в биографии Апулея стал Карфаген: истратив в путешествиях практически все состояние, пережив неприятные приключения, он поселился в этом почти родном для себя городе. Для соотечественников он был личностью чрезвычайно авторитетной, в его честь были установлены две статуи в Карфагене и Мадавре. Они почитали его не только как талантливого писателя и оратора, человека энциклопедических знаний, но и как мага, верховного жреца провинции. Считается, что он умер во второй половине II в., более точная дата неизвестна.

Апулей писал на греческом языке и на латыни, но его наследие сохранилось лишь частично. Так, в отрывках дошли до нас, кроме упомянутой выше «Апологии», философские труды («О Платоне и его доктрине», «О божестве Сократа »), выдержки из публичных речей («Флориды»), перевод трактата «О мире». Апулею принадлежит заслуга первого перевода на латынь «Введения в арифметику» Никомаха. Однако поистине всемирную известность римскому писателю принесли его «Метаморфозы» (более позднее и известное название – «Золотой осел») – роман в 11 книгах (новеллах). Сюжеты из него, особенно новеллы «Об Амуре и Психее», неоднократно заимствовались, пересказывались, интерпретировались в более поздних произведениях писателей разных эпох и стран, например, Дж. Боккаччо , Г. Филдинга , С. Аксакова и др.

Апулей - древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»). Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском языке.

Апулей Люций (II век) - древнеримский писатель, наиболее талантливый и яркий выразитель настроения образованных классов эпохи упадка Римской империи. Это была эпоха идеологических колебаний и исканий разочарованной, оторванной от масс интеллигенции, эпоха застоя творческой мысли, мистики и суеверий, философско-литературного эклектизма и архаизма, т. е. романтического возвращения к языку древнейших литературных образцов.

Апулей родился в г. Мадавре в Северной Африке и принадлежал к аристократическому роду. Получив в Карфагене блестящее образование, он много путешествовал по Востоку, Греции и Италии.

Апулей был поэт, ритор-софист, философ и даже слыл (особенно после смерти) магом и волшебником. Он считал себя мастером всех литературных жанров: писал стихи, диалоги, речи и т. д.; частично сохранился сборник его риторических декламаций на разные темы («Florida» - «Цветы»).

Философ-идеалист и эклектик, он популяризировал в своих сочинениях греческих философов, особ. Платона и Аристотеля (сохранились три его философских трактата). Суеверия эпохи ярко отразились в его сохранившейся до нас «Апологии», - речи, произнесенной им в свою защиту по поводу обвинения его в волшебстве.

Имя в мировой литературе Апулей приобрел своим романом - «Метаморфозы» или «Золотой осел»; здесь оккультизм эпохи сочетался с восточной фантастикой. Содержание романа - всевозможные приключения осла, в к-рого в доме одной волшебницы был обращен герой романа Люций. Самая яркая часть этого романа - большая новелла - сказка о любви Амура и Психеи, - о том, как сам бог любви Амур (см.) влюбился в смертную красавицу Психею и как после долгих перипетий состоялось на небе их бракосочетание. В основе всего романа лежит ионийская новелла; его стиль - витиеватый, так наз. «азианский» (азиатский) модный стиль эпохи, получивший в обстановке восточной роскоши господствующего класса еще больше изнеженности и слащавости; яз. архаизован в духе времени. Впоследствии сделалась особенно популярной сказка об Амуре и Психее; она вдохновляла и позднейших художников (Рафаэля, Канову и др.) и писателей разных стран. В Германии в XVIII в. ее переработал Виланд (и у Гёте «Амур и Психея»; несомненно и влияние образа Психеи на его Гретхен).



Похожие статьи
 
Категории