Почему татары живут именно в поволжье. Каков характер татар? Главные черты представителей данного этноса

28.02.2019

Говорят на казанском диалекте татарского языка кыпчакской группы тюркских языков. Этническую основу казанских татар составили тюркские (булгары , кыпчаки и др.) народы, а также представители именьковской культуры .

История

Ранняя история

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-XIX вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников X-XI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар XII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой , проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). - Уфа, 1979.
  • Ахмаров Г. Н. (татар.) русск. . Свадебные обряды казанских татар // Әхмәрев Г. Н. (татар.) русск. Тарихи-документаль җыентык. - Казан: “Җыен-ТатАрт”, “Хәтер” нәшрияты, 2000.
  • Дроздова Г. И. Погребальный обряд народов Волго-Камья XVI-XIX веков: по археологическим и этнографическим материалам / автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.06. - Казань: Ин-т истории имени Ш. Марджани АН РТ, 2007. - 27 с.

, финно-угры

История [ | ]

Ранняя история [ | ]

Погребальный обряд [ | ]

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-XIX вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников X-XI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар XII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда [ | ]

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар [ | ]

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой , проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар [ | ]

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). - Уфа, 1979.
  • Ахмаров Г. Н. (татар.) . Свадебные обряды казанских татар // Әхмәрев Г. Н. (татар.) Тарихи-документаль җыентык. - Казан: “Җыен-ТатАрт”, “Хәтер” нәшрияты, 2000.

Posted ПТ, 06/04/2012 - 08:15 by Кэп

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar ) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.

Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год). Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.

ПЕРЕЧЕНЬ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ В КАЗАНИ И ОКОЛО ГОРОДА ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОСЕЩЕНИЙ, А ТАКЖЕ СТАТЬИ ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:

булгарский воин

Герой Советского Союза и татарский поэт - Муса Джалиль

История этнонима

Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

МУЗЕЙ ТУКАЯ В ДЕРЕВНЕ КОШЛАУЧ - НА РОДИНЕ ВЕЛИКОГО ПОЭТА

Ранняя история

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к III—IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V—VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII—VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли булгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в IX—X веке создали государство — Булгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана), Волжская Булгария была окончательно захвачена монголами. Булгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось.

В XIII-XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая трансформация языка и культуры булгар.

Формирование

В XV—XVI веках происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари, касимовские татары, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар), астраханских, сибирских, крымских и других). Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века — русской культуры.

Гаяз Исхаки

Этногенез татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

булгаро-татарская теория

татаро-монгольская теория

тюрко-татарская теория.

Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская теория.

В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория.

ПРЕЗИДЕНТ РФ МЕДВЕДЕВ И ПРЕЗИДЕНТ РТ МИННИХАНОВ

И.ШАРИПОВА - ПРЕДСТАВЛЯЛА РОССИЮ НА МИСС МИРА - 2010

Субэтносы

Татары состоят из нескольких субэтносов - Самыми крупными из них являются:

Казанские татары (тат. Казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

(ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО КАЗАНЬ - ТУТ ).

Татары-мишари (тат. Мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.

Касимовские татары (тат. Кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

Сибирские татары (тат. Себер) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.

Астраханские татары (тат. Әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Астраханского ханства.

Татары-тептяри (тат. Типтәр) — этносословная группа татар, известная в Башкортостане.

одежда булгарских девушек

Культура и быт

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определенную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

У каждого народа есть свои национальные праздники. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм. Учёные считают, что это слово означает «весенняя красота», «весеннее торжество».

Религиозные праздники называются словом гает или байрам (Ураза-байрам (Рамазан) — праздник поста и Корбан-байрам — праздник жертвы). Мусульмансике праздники у татар - мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвовуют все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения. В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан-байрам — праздника жертвы старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться.

праздники татар

Боз карау

По старой-престарой традиции татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первый бэйрэм — «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — «смотреть лёд», боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители — от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни.

Янгер яу

Однажды ранней весной дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. А после такого пиршества дети играли, обливались водой.

Кызыл йоморка

Через некоторое время наступал день сбора крашеных яиц. Жителей села о таком дне предупреждали заранее и хозяйки с вечера красили яйца — чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными — от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета. Кроме того, в каждом доме пекли особые тестяные шарики — маленькие булочки, крендели, а также покупали конфеты.

Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы «двор не был пустым», то есть чтобы много на нём было живности.

Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!» Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами.

Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй - праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне - по окончании сева.

В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно - девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках. А молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.

На время сабантуя избирался совет из уважаемых аксакалов - к ним переходила вся власть в деревне, они назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.

Общественно-политические движения 1980—1990-х годов

На конец 80-х годов XX века приходится период активизации общественно-политических движений в Татарстане. Можно отметить создание Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), первый президент M. Мулюков, отделение партии «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане, во главе которой встала Ф.Байрамова.

В.В. ПУТИН ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО В ЕГО РОДУ БЫЛИ ТАТАРЫ!!!

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.photosight.ru/photos/

http://www.ethnomuseum.ru/glossary/

http://www.liveinternet.ru/

http://i48.servimg.com/

Википедия.

Закиев М.З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002.

Татарская энциклопедия

Р. К. Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, Дом печати 2001

Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949, С.145.

Татары (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001. — С.36.

http://firo04.firo.ru/

http://img-fotki.yandex.ru/

http://www.ljplus.ru/img4/s/a/safiullin/

http://volga.lentaregion.ru/wp-content/

  • 230376 просмотров

ТАТАРЫ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ (самоназвание – татар), народ, основное население Татарстана (1765 тыс. чел, 1992) Живут также в Республике Башкортостан – 1120,7 (1989), Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары), Астрахани и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) – 5,52 млн. чел. (1992) Общая численность – 6,71 млн. чел. татарский. Верующие татары – мусульмане-сунниты .Событием в жизни татар Башкирии стало открытие в 2005 году в селе Килим татарского историко-культурного центра – .

В качестве дополнения размещаю статью

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ *

А. П. Смирнов (Вопросы Этногенеза, № 2, 1946, стр. 37-50).

Теме формирования татар Поволжья посвящено немало работ. Все высказанные точки зрения могут быть сведены к следующим.

Часть исследователей считала татар Поволжья одним из турецких народов, получивших, свое имя от монгол и говорящих на одном из турецких языков. Эти исследователи полагают, что татары сложились из различных народов, попадавших в разное время в лесостепное Поволжье, и включили в свой состав местные финские племена. Процесс сложения этого народа начался с эпохи монгольского завоевания. Эту точку зрения разделяли многие историки, в том числе Губайдулин, Воробьев и Веселовский. Другие исследователи считали татар Поволжья в основном монголами, среди которых можно отметить некоторую струю тюркских элементов. К этой группе относятся Клапрот, Иакинф, Доссон, Вольф, Эрдман, Радлов, Бартольд. Наконец, была высказана третья теория, сторонники которой выводили татар от булгарских племен. Эту точку зрения отстаивали М. Г. Худяков, С. П. Толстов.

Древние авторы в большинстве своем считали татар тюрками.

Так, Рашид-Эддин-Джувейни отмечал, что татары называют себя монголами и это имя приняли многие турецкие роды; по происхождению же они были тюрками. На той же точке зрения стояли Махмуд Кашгарский, анонимный автор, Ибн-Батута и Абуль-Гази. При этом Ибн-Батута утверждал, что тюркский язык был не только народным языком, но в эпоху хана Узбека – языком правящей верхушки. Для правильного понимания этногенеза казанских татар недостаточно изучить исторический процесс, начиная с эпохи монгольского нашествия, а необходимо рассмотреть и более ранние эпохи.

Исторический процесс в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье достаточно хорошо изучен, начиная с I тысячелетия до н. э.

Это время (ананьинская культура) известно по материалу городищ и могильньков. Ряд сводных работ по памятникам этого времени, из которых от­мечу исследования А. Д. Спицина, А. М. Tallgren, А. В. Шмидта, дают основание утверждать, что культура этого времени генетически связана с культурой предшествующей эпохи, которая испытала воздействие южной – срубной культуры. Большой интерес представляет антропологический материал этого времени. При раскопках Луговского могильника было получено 36 черепов. Исследованиями Т. Д. Трофимовой установлен резко выраженный монголоидпый их характер; лишь на некоторых отмечена слабо проявленная европеоидная примесь. Т. А. Трофимова в своей работе отметила, что монголоидный тип, представленный в погребениях Луговского могильника, отличается относительно низким и очень плоским лицом с крайне слабо выступающим носом и обладает резкопокатым лбом с сильно развитым надбровьем.

Хазары несомненно и явились первыми владельцами того торжища, на месте которого позднее выросла международная ярмарка-город Булгар.

До половины Х в. булгары находились в зависимости от хазар. В записке Ибы-Фадлана приведено сообщение о том, что булгары платят дань хазарскому царю, приводятся сведения о военных походах хазар на булгар. Все это дает основание относить первое крупное проникновение тюркских элементов, которые сохранились в языке современных татар, к VI-Х векам.

Булгарское государство, возникшее в Х в. было многоплеменным.

Наряду с местными племенами, оставившими нам городища с рогожной керамикой, мы видим пришлую, булгарскую орду, из числа аланских племен, отмеченную выше, видим сильное влияние хазар и проникновение с ним и тюркского элемента. Наконец, мы встречаемся здесь с представителями многочисленных народов, осевших в Поволжье. Здесь, как и южнее, в памятниках Цимлянского городища, была сильна славянская струя. В Цимлянском городище раскопками последних лет открыто большое число чисто славянских погребений. О русских в Булгарии много говорят арабские источники. Повидимому, руссы, привлеченные торговлей с местными жителями, имели многочисленные колонии и в какой-то степени могли ассимилироваться с местным населением. Известно, что булгары также уходили в русские земли, в частности во Владимиро-Суздальское княжество.

Вторым путем ассимиляции с русскими явились войны и, как результат их, пленные.

В. В. Бартольд считает возможным отнести к волжским булгарам известие о «государе славян», к которому наравне с государями греков и хазар обратились в 852 г. с просьбой о помощи бежавшие, от арабов армяне. Наконец, в собственно Булгарии осели представители окрестных чудских племен. Это последнее хорошо прослеживается на археологическом материале.

Большую роль в формировании казанских татар сыграли половцы, принимавшие участие в политической жизни страны, о чем можно судить хотя бы по описанию в русской летописи под 1183 г. – годом похода русских на булгар.

В археологическом; материале булгар встречается немало половецких предметов, подтверждающих эти исторические сведения. Все приведенные материалы свидетельствуют, что процесс формирования народов Нижнего Прикамья в булгарскую эпоху был весьма сложным. Наконец, нельзя обойти молчанием прилив населения из Средней Азии. Из записки Ибн-Фадлана можно установить, что еще до приезда посольства халифа Муктадира в Булгарии проживали ремесленники из Средней Азии. После же установления связей, явившихся в результате посольства 922 г., количество мастеров разного рода увеличилось.

Монгольское завоевание внесло незначительные изменения в состав населения Булгарии.

Разгром 1236 г. коснулся в основном центральных районов. Татары не распространялись в глубь лесов. Разгромив города, монголы двинулись дальше, вторгнувшись в Рязанские земли в 1237 г. Русские летописи передают о втором погроме 1240 г., после чего между булгарами и завоевателями-монголами установились отношения, характерные и для Руси. Булгарские князья, как и русские, получили ярлыки на княжение; булгары, как и русские, были обложены данью. Можно ли говорить о какой-либо смене культуры и смене населения в Булгарии? Никаких оснований для этого нет. Изучение булгаро-татарской культуры показывает много общего между памятниками первого и второго периода.

Как показывают исследования антропологов, татары Среднего Поволжья представляют собой европеоидную группу с незначительной монголоидной примесью.

Среди татар встречаются: темный мезокефальный европеоидный тип (понтийская раса), напоминающий тип болгар и черкесов, светлые европеоидные типы и сублапоноидный тип – потомок древнего местного монголоидного населения ананьинской эпохи, широко распространенные среди окружающего финского и русского населения, и монголоидный – южносибирского облика, известный в южнорусских степях среди кочевников, как в дозолотоордынскую эпоху, так и среди племен, покоренных Золотой Ордой. Монголоидных типов центральноазиатского происхождения, собственно монгольских, среди татар Среднего Поволжья антропологами не установлено. Это доказывает, что татары, пройдя огнем и мечом волжскую Булгарию, не осели в Среднем Поволжье и во всяком случае не оказали заметного влияния на формирование физического облика современных татар.

После завоевания Булгарии монголами булгары еще долгое время сохраняли свое имя.

Их князья, как и русские, пользовались большой долей самостоятельности во внутренних делах, получая ярлыки от ханов на княжение. Под собственным именем булгар, а не татар, знает их и русская летопись. Так, в событиях 1311, 1366, 1370, 1374-1391 гг. булгары назывались или болгарами или (в Никоновской летописи) – казанцами или бесермянами, но нигде не обозначаются татарами.

Даже касаясь событий начала XV в., в частности похода князя Федора Пестрого, летопись называет булгар их именем. «В лето 6939… Того же лета от великого князя Василия Васильевича воевода князь Федор Давыдович Пестрой ходил на Болгары воевати да и взял». И позднее, перечисляя земли под русской короной, летописец сообщает: «Князь великий Иван Васильевич, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Югорский, Пермский, Болгарский, Смоленский и иных земель многих, царь и государь всеа Руси». Даже новая столица Булгарского царства, Казань, по свидетельству Нармухамета, сына Агмедзяна, называлась еще «Новый Булгар».

В XVI в. для русского летописца казанские татары были синонимом булгар.

Это мы значительно позже встречаем и у удмуртов, называющих татар бесерменами. Правда, в ряде мест слово бесерменин означает еще и «пришелец», «чужеземец». На. решение вопроса о принятии булгарами имени татар проливает свет Рашид-Эддин-Джувейни. Он пишет: «Они (татары) владычествовали и господствовали в древние дни большую часть времени над сильнейшими племенами и странами с могуществом, силою и совершенным почетом. Ради чрезвычайного величия и почтения их, другие роды турецкие, перемещению степеней, разрядов и имен их, стали известны под их именем и всех называли татарами. И те различные роды видели величие и достоинство свое в том, что относили себя к ним и стали известны под их именем». Так вместе с другими народами это имя получили и булгары. Сами булгары, повидимому, стремились сохранить свое имя довольно долго и в политическом отношении не сливались с Золотой Ордой, хотя в культурном отношении провести различие между булгарами и Золотой Ордой часто трудно. О стремлении булгар к самостоятельности и о желании татар окончательно подчинить булгар свидетельствует хотя бы событие 1370 г., когда русские с татарами ходили на булгар. Для соседей сходство культуры булгар и Золотой Орды могло с XIV в. привести к путанице племенных названий.

Перенесение центра Булгарского государства в Казань и «Новый Булгар» и переход власти к Улу-Магомету, давшему государству новую политическую и военную организацию, укрепили это положение.

С этого времени за населением Среднего Поволжья окончательно упрочилось наименование татар. Это было только сменой названия, а сами татары, да и их соседи продолжали называть себя булгарами. Такая связь с булгарами сохранилась до настоящего времени. Татары, особенно старики, считают себя потомками булгар. Памятники булгарской истории (архитектурные сооружения, могильные плиты) считают священными и тщательно охраняют. XIV век является временем расширения булгарского влияния на соседей. Это прекрасно видно по могильным памятникам, распространенным далеко за пределами основной булгарской территории. Мусульманская пропаганда под защитой ханов Золотой Орды приняла большой размах. Бесспорно и то, что разгромы основных центров Булгарии в конце XIV-начале XV в. (последний разгром – поход князя Ф. Пестрого в 1431 г.) привели к уходу населения в закамские леса, к ассимиляции местного финского населения и распространению булгарской культуры. Здесь можно поэтому говорить о вторичном скрещении и чудскими племенами. В свою очередь эти народы оказали свое влияние на культуру и физический облик татар-булгар.

При рассмотрении памятников материальной культуры отмечено, что культура булгар золотоордынского времени сложилась на базе местной культуры предшествующей эпохи.

Если провести сравнение культуры булгаро-татарской с культурой Казанского ханства и современных татар, то нетрудно убедиться в том, что булгарская культура явилась основой культуры казанских татар. Последняя за свой длительный исторический путь, как и культура всякого народа, впитала в себя большое число всякого рода влияний и ныне представляет собой сложный конгломерат. Рассмотрение культуры татар Поволжья лучше всего провести по ее отдельным элементам.

Значительное место занимают памятники архитектуры.

К сожалению, мы в настоящее время не знаем почти совсем архитектуры Казанского ханства, вследствие чего выпадает большой хронологический отрезок. Частично этот недостаток можно восполнить архитектурой Касимовского царства, дошедшей до нас в виде отдельных памятников. Татарская архитектура, в частности жилище, прототипом своим имеет памятники булгар. Жилище древних булгар достаточно полно выявлено раскопками развалин Сувара и Булгара; среди ряда домов, сохранившихся частично, были открыты здания, позволявшие точно установить, что тип жилища, существовавший в булгарскую эпоху, сохранился и в последующее время, хотя наряду с ним в XIII в. после монгольского завоевания появился и другой. Данные раскопок Сувара получили подтверждение у восточных писателей.

Древний булгарский дом –

или сруб или глинобитное сооружение, по плану близкое квадрату, с глинобитной печью, поставленной на некотором расстоянии от стены. Перед печью имеется лаз в подполье, с двумя ямами-зернохранилищами. Удалось установить, что глинобитные дома имели плоскую кровлю. Дома были окружены хозяйственными постройками. Интересен богатый кирпичный дом, открытый в центре Сувара, построенный в Х в., позднее разрушенный и неоднократно восстановленный. Первоначально это был дом почти квадратный в плане, с системой подпольного отопления; его окружали хозяйственные постройки и кирпичная стена.

Этот кирпичный дом по своему местоположению и инвентарю можно назвать дворцом. Повидимому, для Х в. это была довольно редкая постройка. План этого дома в основном повторяет рядовые дома горожан и весьма близок дому, открытому В. А. Городцовым при исследовании старой Рязани. Явилось ли это сходство результатом влияния булгар на русских или, наоборот, русских на булгар, трудно решить. Вероятнее всего, что на создание общего типа повлияли местные условия, одни и те же для племен, составивших Булгарское царство и Рязанское княжество.

Подобные дома продолжали существовать и в золотоордынскую эпоху.

Дворец же значительно изменился, он получил колонны и облицовку поливными изразцами. В XIII в. он представлял собой продолговатое здание с небольшой пристройкой-вестибюлем и имел, повидимому, два этажа. Этот тип дома позднее перешел в архитектуру Казанского ханства, о чем можно судить по материалу города Касимова, где отмечен дом, аналогичный по общему виду суварскому. Как можно судить по раскопкам золотоордынских городов Нижнего Поволжья, богатых кирпичных зданий было довольно много. Их отличительной чертой была многокомнатность и полихромия в обработке.

Если взять современную татарскую усадьбу, то мы увидим черты сходства с древними булгарскими жилищами. У татар, дом обычно ставился посреди усадьбы, на столбах и окружался хозяйственными постройками. Вся усадьба обнесена забором, выходящим на улицу, так, что улица представляет длинную глухую стену. Современный дом близок по плану к квадрату с печью посредине или ближе к глухой стене. В доме имеется деревянный пол. Наряду со срубом, в южных районах встречаются дома и бани, на половину врытые в землю и представляющие как бы землянку с накатом и плоской крышей, дома глинобитные, саманные. Рассматривая их, мы видим, что современные постройки получили развитие от древних булгарских. Древние глинобитные здания могут быть сопоставлены с современными саманными постройками.

В орнаментике татарского жилища основным элементом является не резьба, а богатая полихромная раскраска.

Как правило, на основном зеленом или желтом поле даются узкие планки белого цвета, перемежающиеся с синим и красным, Ворота также окрашиваются в зеленый тон; все же детали, как то планки и розетки, – в желтый и голубой тона.

Разбирая орнаментику татарского дома, невольно хочется вспомнить дома булгаро-золотоордынского периода, где мы встречаемся с отделкой здания полихромными изразцами, причем расцветка современных домов дает тона, аналогичные золотоордынским поливным изразцам. Данные, которыми мы располагаем, позволяют утверждать, что архитектура современных татар получила развитие от булгарской, от их городских построек и городской усадьбы.

Отдельные части татарской одежды имеют ту же форму, что и у других народов Прикамья.

Так, татарские рубахи аналогичны финским и отличаются от последних только тем, что шьются из широкого холста, а не из узкого, как у финнов Поволжья. Особый интерес представляет шапка. В настоящее время у татар имеется две разновидности: сферическая и цилиндрическая. Первая обычно шьется из сукна, драпа, почти всегда черного цвета. Эти сферические шапки носят обычно крестьяне и бедные горожане, особенно старики. Высота этих шапок 15-20 см. Этот тип сферической шапки в настоящее время является наиболее распространенным; эту форму надо считать специфической для татар, тогда как у других турецких народностей обычно употребляется коническая шапка с широкой опушкой из меха. Н. И. Воробьев считает, что «при детальном изучении можно с некоторой долей вероятия предположить, что полусферическая шапка произошла из того же источника, как и makja, т. е. из подшлемника, но никак не из персидского Калапуша». Другие исследователи полагают, что шапка эта заимствована от персов.

С этими гипотезами трудно согласиться. Изображение воина на плите из Ананьинского могильника передает тот же тип шапки, близкой к конической. Проще всего этот тип сферической шапки выводить из головного убора ананьинской эпохи. Там эта шапка имеет у основания две черты, которые, может быть, передают опушку. Эти данные, общность с чувашской одеждой и ананьинской эпохой свидетельствуют о глубоких местных корнях татарской культуры. Основой ее является булгарская, на которую за долгий промежуток времен наслоилось большое число всякого рода влияний.

Следует также помнить, что один из самых крупных пережитков древних форм у татар – остатки кочевого быта – опять-таки связывают их с древними булгарами, у которых в быту элементы кочевой жизни уже в Х в. существовали в качестве пережитка, как об этом можно судить по записке Ибн-Фадлана.

Наряду с пережитками кочевого быта, идущего от булгар, у татар сохранялось не мало элементов домусульманских верований, причем эти последние весьма близки к родовым религиозным верованиях других народов Поволжья.

Интересный материал, указывающий на глубокие местные корни, дает мифология казанских татар.

Несмотря на то, что мусульманство стало господствующей в крае религией еще со второй четверти Х в., все же в представлении татар сохранялось и до последнего времени много пережитков родовой религии, весьма сходных с представлениями других народов Поволжья и Прикамья.

В данном случае важна мифология, сохранявшаяся с глубоких времен в Вятско-Камском крае. Здесь прежде всего надо отметить веру в домового (ой-эйсе); в представлении татар – это старик с длинными волосами. Имеется у татар и хозяин хлевов (абзар-эйсе), показывающийся людям в виде человека или животного. Он имеет отношение к скоту. Ой-эйсе и абзар-эйсе весьма сходны с соответствующйми образами мифологии удмуртов.

Бичура, по мифологий татар,

маленькая женщяна ростом в 125 см, со старинным головным убором, живет в подполье или в бане. Из-за Бичуры иногда бросали дом, или же, наоборот, считали, что Бичура помогает хозяину разбогатеть. Близко стоит к ней Юртаве – богиня очага, дома из мордовского пантеона.

У всех народов Поволжья сохранились пережитки веры в лешего.

В татарской мифологии он под именем Шуряле живет в дремучих лесах, похож на человека, имеет длинные крепкие пальцы до 12 см длины и необычайно длинные сосцы, которые он закидывает через плечо. Он любит уводить прохожих в глубину леса, любит кататься верхом. Сохранилось предание, в котором описана Шуряле-женщина; она сидела на лошади нагая, задом наперед, голову имела маленькую с короткими волосами, груди висели, через плечо. Аналогичны Шурале-Алида, Чатчес-нюня и Нюлес-нюня – удмуртской мифологии или Вирь-аве – мордвы, или Арсури – чуваш.

Албасты –

злые существа, живущие в нежилых домах, на пустырях, на полях, и в логах, – являются людям в виде человека или большого воза, стога, скирда, елки. Албаст может задавить человека насмерть, причем выпивает из него кровь. Ближайшей аналогией ему по характеру и даже по имени является Албаст удмуртов, живущий по преимуществу в пустых домах и банях. Чтобы изгнать его оттуда, надо занятые им строения предать огню.

Ряд духов,

по представлениям татар, живет в воде: сыубабасы (водяной дед – главный хозяин), сыу-эясе – его сын; сыу-янасы аналогична русской русалке. Сыу-бабасы татар весьма близок Ву-мурту удмуртов.

Большой интерес представляет вера в Юху –

змею-девицу, с которой можно связать часть археологического материала, среди которого имеется большое количество предметов, отражающих этот раздел мифологии. По представлениям татар змей до 100 лет живет в своем виде; после 100 лет он превращается в человека-девицу (юху), но может принимать образ коровы, собаки, кошки.

В археологическом: материале Прикамья изображения змей идут с глубокой древности. Наиболее ранние из них найдены, в Гладеновском костище, начало которого относится к VI в. до н.э. Наряду со змеями весьма часты фигуры драконов; ряд их относится ко времени возникновения нашей эры, примером чего может служить могильник Ныргинда, где ажурная пластинка представляет дракона с сидящей на спине женщиной с ребенком. Отдельные фигуры драконов встречаются и в более позднее время, в так называемую ломаватьевскую эпоху. Эти изображения, в настоящее время трудно интерпретируемые, указывают на глубокую древность данных представлений у народов Прикамья. Они еще раз подтверждают местную основу татар Поволжья;

Особенно ярко связь с другими народами Поволжья сказалась в вере татар в керемети.

Кереметью называлось жертвенное место, где совершалось жертвоприяошение, а также и сам дух, обитающий в данном месте. Татары приносили керемети жертвы, для чего резали скот. Мусульманское духовенство вело упорную борьбу с этим верованием. Оно характерно для всех народов. Среднего Поволжья и Прикамья. Так, у чуваш кереметью или ирзамаа называлась четырехугольная площадь, отгороженная забором, где совершалось жертвоприношение. Кереметью назывался и сам дух. В жертву ему приносилось обычно животное, прошедшее особое испытание. Подобные представления существовали и уудмуртов, которые под. именем Кереметь или Шайтан, признавали злого бога, в противоположность, доброму Инмару. Кереметью же у удмуртов называли и жертвенное место, где обычно приносились жертвы этому злому духу. Существовало верование в Кереметя и у мордвы, хотя и не было распространено так, как у чуваш и удмуртов. У мордвы существовало Кереметь-сзек – моление Керемети. Это моление в старые годы происходило около Петрова дня и устраивалось в лесу около большой березы. На праздник собирались жители окрестных деревень и приносили с собой, хлеб, мясо, брагу и вино. Сначала молились, потом пировали и веселились.

Второе моление у мордвы, связанное с Кереметью, называлось Кереметь-озис-сабан – моление сохе-плугу.

В некоторых местах это моление называлось сабан-озис. Там, где поблизости от деревни сохранились леса или деревья, там и совершались моления, Каждая семья приносила петуха или селезня, которых резали, варили похлебку, совершали моление и съедали похлебку. Моление в роще было известно и у мари и связывалось с именем Кереметь-арка. Там на праздник резали скот.

Из приведенного материала видно, что вера в Кереметь в наиболее архаичной форме наблюдалась у чуваш и удмуртов, в меньшей мере – у мордвы. Несомненно, борьба мусульманского духовенства с верой в Кереметь привела и тому, что у татар остались только незначительные следы этих верований. Бесспорно, что к поволжским татарам это моление перешло от их предков. Полагать здесь заимствование от соседей нет никаких оснований.

Подводя итог, нужно сказать, что процесс формирования татар Поволжья весьма длителен и сложен. Его нельзя начинать с эпохи монгольского завоевания, как это обычно принято. Это время внесло меньше всего новых элементов в этногенез татар.

Публикуется на в сокращении.

По данным переписи 2010 г., в России насчитывается более 5 миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации – республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Но среди них есть те, которые хотят называть себя именно сибирскими татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи заявили об этом. И такая позиция имеет под собой основание.

Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же союзом близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие.

Нередко даже общее название - «татары» - многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя казанцами, сибирские – мусульманами. В русских источниках XVI века сибирских татар именовали «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIX века. В российской и западноевропейской практике татарами долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Язык

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары. Однако есть и противники такого мнения. По их версии, сибирско-татарский – это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры. Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько теорий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской версии. Согласно ей, казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татары» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань - суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийских, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды последних сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Этносы казанских и сибирских татар сложились примерно в одно и то же время – около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар (до 60%) внешне выглядят как европейцы. Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен – группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями. Сибирские татары более похожи на монголов – они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Обычаи

Сибирские и казанские татары - в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов. Хотя тот же обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ, сейчас почти забыт.

У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные ритуалы, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало в обрядности булгар.

В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло после того, как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства, а также под воздействием глобализации.



Похожие статьи
 
Категории