Что значит эллин в древней греции. Древние Греки

03.03.2019

Эллины

(греч. Hellenes )

самоназвание греков, распространившееся в античности. Впервые это слово встречается у Гомера, однако по отношению только к одному племени, заселявшему небольшую область в южной Фессалии - Элладу; Аристотель локализует его в Эпире. Согласно мифологии, родоначальником э. был Эллин, сын Девкалиона и Пирры. Впервые термин «э.» как название всех греков встречается у поэта Архилоха (VII в. до н.э.). В период Греко-персидских войн этот термин стал употребляться применительно к материковой Греции, а во времена А. Македонского распространился по всей территории, где обитали греки.

Фукидид считал, что до Троянской войны эта территория не имела названия: до Эллина, сына Девкалиона, подобного имени вообще не существовало. «После же того, как Эллин с сыновьями захватил власть во Фтиотиде, а другие города начали призывать их на помощь, отдельные племена одно за другим уже в силу близкого общения друг с другом мало-помалу стали называться эллинами, но во всеобщее употребление это название вошло лишь недавно. Наилучшее доказательство этому дает Гомер. Ведь Гомер, хотя он жил гораздо позже Троянской войны, нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет, кроме воинов дружины Ахиллеса из Фтиотиды - они-то и были первыми эллинами. Остальных же Гомер в своих поэмах именует данайцами, аргивянами или ахейцами; не употребляет он и слова «варвары», - очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем» (История, I, 3).

Язык э. подразделялся на три основных диалекта: эолийский, дорийский и ионийский. На первом диалекте разговаривали жители северо-зап. побережья Малой Азии, о-ва Лесбос, Беотии и Фессалии. Дорийский диалект был распространен среди племен, проживавших на юго-зап. побережье Малой Азии, на Пелопоннесе, о-вах Крите и Родосе, а также в колониях Южной Италии и Сицилии. Ионийский диалект был присущ племенам зап. побережья Малой Азии, Аттики и некоторых островов Эгеиды; из него образовался аттический диалект, ставший литературным языком Эллады.

Олива П. К вопросу о возникновении и развитии эллинской народности в древней Греции // ВДИ. 1954. № 4; Тюменев А.И. К вопросу об этногенезе греческого народа // ВДИ. 1953. № 4; 1954. № 4.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)


Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Эллины" в других словарях:

    ЭЛЛИНЫ - греки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНЫ древние греки, как они называли себя сами. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭЛЛИНЫ - (греческое Hellenes), самоназвание греков … Современная энциклопедия

    ЭЛЛИНЫ - (греч. Hellenes) самоназвание греков … Большой Энциклопедический словарь

    ЭЛЛИНЫ - ЭЛЛИНЫ, ов, ед. ин, а, м. Самоназвание греков (чаще классической эпохи). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Эллины - (вEllhneV). Впервые с именем эллинов небольшого племени,жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея, мы встречаемся у Гомера: Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами,упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    эллины - эллины, ов, ед. ч. эллин, а … Русский орфографический словарь

    Эллины - (греческое Hellenes), самоназвание греков. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Эллины - (от греч. Έλληνες) самоназвание греков. В современном русском языке обычно используется для обозначения жителей Древней Греции. Впервые небольшое племя эллинов в южной Фессалии упоминается у Гомера. Там же их помещали Геродот, Фукидид, Паросский… … Википедия

    эллины - ов; мн. [греч. Hellēnes] 1. Самоназвание греков. ● Впервые термин эллины для обозначения греков встречается у поэта Архилоха (7 в. до н. э.). 2. Древние греки. ◁ Эллин, а; м. Эллинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Эллинский, ая, ое. Э ая речь. Э … Энциклопедический словарь

    эллины - ов; мн. (греч. Héllēnes) см. тж. эллин, эллинка, эллинский 1) Самоназвание греков. Впервые термин эллины для обозначения греков встречается у поэта Архилоха (7 в. до н. э.). 2) Древние греки … Словарь многих выражений

Книги

  • Эллины и иудеи , Юрий Герт. Для Юрия Герта важнейшими всегда были темы антисемитизма, преодоления ассимиляционной безликости, осмысления собственной судьбы как части судьбы своего… Купить за 613 руб
  • Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины) , Вихнович В.Л. Книга известного петербургского ученого В. Л. Вихновича посвящена жизни и трудам последнего иудейского царя Ирода Великого (73–4 гг. до н. э.), имя которого в связи с упоминанием в…

Эллин

Само название Эллин или Еллин, восходит ещё к VIII веку до нашей эры. И берёт своё название от Эллады или по другому – древней Греции. Таким образом, Эллин – это «грек», или житель Греции, представитель греческого народа, этноса.

Надо сказать, что со временем, в I веке нашей эры, слово «Эллин», стало обозначать не только греков по национальности, но также представителей всего средиземноморья. Оно стало обозначать носителей греческой культуры, языка, и даже людей другой национальности, которые родились в Греции или соседних странах и ассимилировались там.

Со времён завоеваний Александра Македонского, греческая культура распространилась по всему тогдашнему миру. Греческие нравы, обычаи, греческий язык, проникли во все страны граничащие с Грецией, и стали в своём роде, интернациональными культурными ценностями. Вот почему весь мир тогда говорил по гречески. И даже римляне, которые пришли на смену грекам, переняли многое из того, что являлось по праву – греческой культурой.

Из всего выше сказанного, можно увидеть, что евреи под словом Эллин, подразумевали «язычника», представителем какого бы народа он не являлся. Если он не еврей, то, значит он Эллин (язычник).

Елленисты из книги Деяний 6:1

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
(Деян 6:1).

Как следствие, Апостолы поручили братьям назначить нескольких ответственных за удовлетворение потребностей вдов эллинистов.

«Ропот » в данном тексте это перевод греческого слова goggumos , которое означает «ворчание; бормотание»; «приглушенный разговор»; «выражение скрытого недовольства»; «жалоба».

«Еллинисты » это транслитерация слова helleniston , формы множественного числа родительного падежа от hellenistes. Hellas означает Эллада, Греция. В Новом Завете Hellas употребляется в отношении южной части Греции в отличие от Македонии на севере.

Слово «эллин», иначе грек, означало человека, не принадлежавшего к еврейскому народу, как, например, в Книге Деяний 14:1; 16:1, 16:3; 18:17; Послании к Римлянам 1:14.

1 В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов.
(Деян 14:1).

1 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин.
(Деян 16:1).

3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
(Деян 16:3).

17 А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.
(Деян 18:17).

14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
(Рим 1:14).

В Новом Завете слово hellenistes употребляется только три раза [Деян 6:1; 9:29; 11:20], и означает иудеев, говоривших на греческом языке. «Эллинисты» в Книге Деяний 6:1, это греко-говорящие евреи, которые следовали греческим обычаям и происходили из греко-говорящих стран.

29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
(Деян 9:29).

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
(Деян 11:20).

Вероятно, они представляли те народы [Деян 2:8-11], которые были в Иерусалиме в день Пятидесятницы, и вслед за воскресением Иисуса, обратившиеся в Господа Иисуса Христа.

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
(Деян 2:8-11).

ЭЛЛИНЫ ("›EllhneV). - Впервые с именем эллинов - небольшого племени, жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея, - мы встречаемся у Гомера: Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами, упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу. Кроме того имя Эллады, как южнофессалийской области, мы находим в нескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм. Этими данными эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот, Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь Аристотель, основываясь на Ил. XVl, 234-235. где упоминаются "жрецы Додонского Зевса Селлы, не моющие ног и спящие на голой земле", и отожествляя названия Селлов (подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир. Исходя из того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных греческих богов - Зевса и Дюны, Эд. Мейер ("Geschichte des Altertums". II т., Штуттгарт, 1893) полагает, что в доисторический период греки, занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в новые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, что упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном Девкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихся родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской амфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm, "History of Greece", I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, "история Греции", т. 1, стр. 216-217, М., 1897), что греки признавали тесную связь между союзом амфиктионов и именем Э., тем более, что в центре народов, входивших первоначально в состав союза, географически помещались фтиотийские ахейцы, тожественные с древнейшими эллинами. Таким образом члены амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало помалу привыкли называть себя эллинами и распространили это название по Северной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в. до Р. Хр., преимущественно на востоке, возникли соотносительные понятия варваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено уже вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена, говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленною жизнью. Как общенациональное название, имя Э., по имеющимся у нас сведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге; кроме того известно, что устроители Олимпийского празднества носили имя Гелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Хр. Потребность в создании общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так у Гомера греки носят обще-племенные имена данаев, аргивян, ахейцев, в противоположность троянцам. Аристотель и некоторые представители александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшее обще-этническое название народа - Graikoi ((= graeci, = гpeки), под которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и которое затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу спорных и нерешенных по настоящее время. Ср. Ed. Meyer, "Forschungen zur alten Geschichte" (Штуттгарт, 1892); В. Niese, "Ueber den Volkstamm der Graker" ("Hermes", T. XII, Б., 1877, стр. 409 и след.); Busolt, "Griechische Geschichte bis znr Schlacht hei Chaironeia" (I т., 2 ест., Гота, 1893); Энманн, "Из области древнегреческой географической ономатологии" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1899, апрель и июль). (c) Н. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЭЛЛИНЫ (греческое Hellenes), самоназвание греков.

Современный энциклопедический словарь

ЭЛЛИНЫ , -ов, ед. -ин, -а, м. Самоназвание греков (чаще классической эпохи). К ж. эллинка, -и. и прил. эллинскнй, -ая, -ое. Эллинская культура. Э. театр.

Эллины (" Έλληνες). - Впервые с именем эллинов - небольшого племени, жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея, - мы встречаемся у Гомера (Ил. II, 683, 684): Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами, упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу. Кроме того, имя Эллады как южнофессалийской области мы находим в нескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм (Ил. IX, 395, 447, XVI, 595; Од. 1,340, IV, 726, XI, 496). Этими данными эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот , Фукидид , Паросский Мрамор , Аполлодор ; лишь Аристотель , основываясь на Ил. XVI, 234-235, где упоминаются "жрецы Додонского Зевса Селлы, не моющие ног и спящие на голой земле", и отождествляя названия Селлов (подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир . Исходя из того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных греческих богов - Зевса и Дионы , Эд. Мейер ("Geschichte des Altertums", II т., Штуттгарт, ) полагает, что в доисторический период греки, занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в новые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, что упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном Девкалиона и Пирры , переживших великий местный потоп и считавшихся родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской амфиктионии . Отсюда можно вывести заключение (Holm "History of Greece", I, стр. 225 след; см. также Белох, "История Греции", т. I, стр. 236-217, M., ), что греки признавали тесную связь между союзом амфиктионов и именем Э., тем более, что в центре народов, входивших первоначально в состав союза, географически помещались фтиотийские ахейцы , тождественные с древнейшими эллинами. Таким образом, члены амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало-помалу привыкли называть себя эллинами и распространили это название по Северной и Средней Греции , а доряне перенесли его в Пелопоннес . В VII в. до Р. Х. преимущественно на востоке возникли соотносительные понятия варваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено уже вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена, говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленной жизнью. Как общенациональное название имя Э., по имеющимся у нас сведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге; кроме того, известно, что устроители Олимпийского празднества носили имя Гелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Х. Потребность в создании общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так, у Гомера греки носят общеплеменные имена данаев, аргивян, ахейцев, в противоположность троянцам. Аристотель и некоторые представители александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшее общеэтническое название народа - Γραιχοί (= graeci = греки), под которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и которое затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу спорных и не решенных по настоящее время.

Эллины (’ўEllhneV). - Впервые с именем эллинов - небольшого племени, жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея, - мы встречаемся у Гомера: Э. , вместе с ахеянами и мирмидонянами, упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу. Кроме того имя Эллады, как южно-фессалийской области, мы находим в нескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм. Этими данными эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот, Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь Аристотель, основываясь на Ил. XVl, 234 - 235. где упоминаются «жрецы Додонского Зевса Селлы, не моющие ног и спящие на голой земле» , и отожествляя названия Селлов (подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир. Исходя из того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных греческих богов - Зевса и Дюны, Эд. Мейер («Geschichte des Altertums». II т. , Штуттгарт, 1893) полагает, что в доисторический период греки, занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в новые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, что упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном Девкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихся родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской амфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm, «History of Greece», I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, «история Греции» , т. 1, стр. 216 - 217, М. , 1897), что греки признавали тесную связь между союзом амфиктионов и именем Э. , тем более, что в центре народов, входивших первоначально в состав союза, географически помещались фтиотийские ахейцы, тожественные с древнейшими эллинами. Таким образом члены амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало помалу привыкли называть себя эллинами и распространили это название по Северной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в. до Р. Хр. , преимущественно на востоке, возникли соотносительные понятия варваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено уже вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена, говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленною жизнью. Как общенациональное название, имя Э. , по имеющимся у нас сведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге; кроме того известно, что устроители Олимпийского празднества носили имя Гелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Хр. Потребность в создании общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так у Гомера греки носят обще-племенные имена данаев, аргивян, ахейцев, в противоположность троянцам. Аристотель и некоторые представители александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшее обще-этническое название народа - Graikoi((= graeci, = гpeки) , под которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и которое затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу спорных и нерешенных по настоящее время.



Похожие статьи
 
Категории