Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В

07.02.2019

Проверка читательских умений работать с литературным текстом

(входной контроль)

2 класс

Прочитай текст «Братишка» В. Вересаева.

БРАТИШКА

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(В. Вересаев)

*Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами.

Выполни задания.

1. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

а) городе; б) в парке; в) на даче.

2. На каком кусте сидели два молодых воробья?

а) на сирени; б) на бузине; в) на жасмине.

3. Какая стояла погода?

а) теплая; б) прохладная; в) жаркая.

4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.

а) клюв был разинут от жары;

Б) воробушку хотелось напиться; в) ярко светило солнце.

5. Подбери к словосочетанию «ободряет примером» близкие по значению фразы:

а) оказывает образец для подражания;
б) вселяет уверенность в собственных силах; в) хвастается своей ловкостью.

6. Восстанови последовательность действий воробья, ободряющего своим примером братишку.

а) захватывал воду; б) опускал клюв; в) прыгал; г) ронял её.

7. Подумай, в каком значении употребляется в тексте слово братишка.

Младший брат;
старший брат.

8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.


Поиск

Варианты слова: БРАТИШКУ, БРАТИШКОЙ

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Входимость: 1. Размер: 70кб.

Входимость: 1. Размер: 22кб.

Входимость: 1. Размер: 54кб.

Входимость: 1. Размер: 30кб.

Входимость: 1. Размер: 1кб.

Входимость: 1. Размер: 3кб.


Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Часть текста: "У угла моей дачи... " У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом - куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем еще молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-желтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и все поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой, чуть поменьше, с серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось - клюв был разинут от жары. И вдруг я ясно увидел: тот, первый,-- он уж давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва, и поглядывал на брата, и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать. И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Часть текста: домика. Алеша сильно осунулся, но от побоев совсем оправился. Он по-всегдашнему молчалив, не смотрит в глаза и застенчиво принимает мои заботы о нем. У меня много беготни и хлопот по району, редко приходится бывать дома. Алексей меня ни о чем не расспрашивает, со смешным, почтительным благоговением относится к тому таинственному, что я делаю; с суетливою предупредительностью встречает приходящих ко мне. Что-то есть в нем странно-детское, хоть он мне ровесник. Когда я иду куда-нибудь, где есть хоть маленький риск, он молча провожает меня любящими, беспокойными глазами. Очень мы разные люди, а ужасно я его люблю. Выпустили также многих товарищей. Выпустили, говорят, и Иринарха. Попался в сети, как лягушка среди карасей, а просидел три месяца. Всегда мне странно и смешно бывает, когда приходится зайти к Катре. Каждый раз в другом платье, необычном, каких никто не носит, как будто в маскараде, а между тем странно идет к ней. И прическа, и все. И думаешь: «Эге! Вот еще какая у тебя красота!» И думаешь: «Господи! Сколько на это трудов кладется! Вот тоже — труженица!» У нее сидел за кофе Иринарх. Расцеловались с ним. Он рассеянно положил себе горку сухарей и продолжал говорить: — Да, так вот… Ужасно было интересно в тюрьме. Я прямо жалел, когда выпустили. Эти мужички с недоумевающею мыслью в глазах. Рабочие, как натянутые струны. Огромнейшая книга жизни. Евграфову видел, — интересно. Бледная, с горящими глазами, настоящая христианская мученица, с огромною трагическою жизнью в душе. А заговорит, — боже мой! Любовь к людям, избавление их от страданий, социалистический строй… И чем бы она жить стала в этом будущем благолепии!.. Удивительно, как люди не...

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Часть текста: "По Новому шоссе... " По Новому шоссе близ Тимирязевской сельскохозяйственной академии неслась под гору легковая машина. Шофер с испуганным лицом давал непрерывные гудки и старался затормозить машину. Внизу, посреди неширокого моста, озорной мальчишка лет девяти, балуясь, удерживал на месте пятилетнего братишку и не давал ему убежать. Всем было ясно со стороны, что мальчишка с братом не успеют увернуться. Мать с воплем бежала к мосту. Гибель ребят была неминуема. Вдруг в последний момент шофер повернул руль - и машина вместе с шофером рухнула в овраг. Сбежался народ. Окровавленный шофер без чувств лежал в поломанной машине. Вызвали "скорую помощь". Люди в белых халатах вынесли раненого в носилках из оврага. У него были перебиты обе ноги. Затуманенные глаза раскрылись. Морщась и крепко закусив губы, чтобы не стонать, он смотрел на облака. Белая карета с красным крестом уехала. Народ взволнованно обсуждал случившееся. Пожилой человек в кепке авторитетно говорил: - Ничего бы ему не было, если бы раздавил ребят. Дело вполне ясное. Я сам шофер, знаю порядки. Вон сколько свидетелей кругом, все видели. Ничего бы не было! А он - и сам погиб, и машину поломал. Наверно, не знал законов.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Часть текста: Витю Смидовича, мне нечего тщеславиться его добродетелями, нечего стыдиться его пороков. И не из тщеславного желания оставить «потомкам» описание своей жизни пишу я эту автобиографию. Меня просто интересовала душа мальчика, которую я имел возможность наблюдать ближе, чем чью-либо иную; интересовала не совсем средняя и не совсем обычная обстановка, в которой он рос, тот своеобразный отпечаток, который наложила на его душу эта обстановка. Буду стремиться только к одному: передавать совершенно искренно все, что я когда-то переживал, — и настолько точно, насколько все это сохранилось в моей памяти. Встретится немало противоречий. Если бы я писал художественное произведение, их следовало бы устранить или согласовать. Но здесь, — пусть остаются! Помню я так, как описываю, а присочинять не хочу. Я сказал: для меня этот мальчик теперь почти совсем чужой. Пожалуй, это не совсем верно. Не знаю, испытывают ли что-нибудь похожее другие, но у меня так: далеко в глубине души, в очень...

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Часть текста: не хватало, как будто из него вынули какую-то очень светлую его часть и унесли далеко. Было сладко и тоскливо. В августе Плещеевы приехали а Тулу. В воскресенье мы были у них в гостях. С Машею встреча била неловкая и церемонная. Я почтительно расшаркался, она холодно подала мне руку. Про «ты» забыли и говорили друг другу «вы». За лето волосы у Маши отросли, она стала их заплетать в толстую и короткую косу. Вид был непривычный, и мне больше нравилось, как было. Володя увел нас с Мишею в свою комнату. Между прочим, он со смехом рассказал, что вчера зашел в комнату девочек и нашел на столе четвертушку бумаги; на ней рукою Маши было написано несколько раз: «Милый Витечка, скоро тебя увижу». Миша и Володя смеялись, я тоже притворялся, что мне смешно, в душе же была радость и гордость. А за чаем Маша не смотрела на меня, оживленно разговаривала с другими, а меня как будто и не было. Я тоже стеснялся. Пришли еще гости. После чаю были танцы. Мы дома учились танцам, умели танцевать и кадриль, и польку, и вальс. Однако в гостях танцевать нам еще ни разу не приходилось. Но все шло хорошо. Одно только меня удивило: первая же девочка, с которою я...

Юлия Селиверстова
Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка»

Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев)

Цель: учить составлять из частей текста единое целое.

Задачи:

1. Образовательные:

Учить анализировать каждую часть текста и выделять в ней главное;

Учить находить начало, середину и конец текста;

Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому;

Воспитывать внимательность и аккуратность.

3. Коррекционно-развивающие:

Развитие словарного запаса;

Коррекция и развитие мышления (синтез);

Развитие связной речи (пересказ с опорой на картинку).

Развитие интонационной стороны речи (ударение, темп речи, интонация)

Оборудование: Андрюхова Л. Л. «Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов)», карточки с абзацами, презентация (отображение содержания текста).

Ход урока:

1. Организационный момент

У: Здравствуйте, дети! Садитесь!

Записываем число и «классная работа».

2. Сообщение темы урока

У: Сегодня мы познакомимся с вами с рассказом В. В. Вересаева «Братишка». Вы что-нибудь знаете о В. В. Вересаеве? (слайд №1)

Посмотрите на фотографию. Это Викентий Викентьевич Вересаев (слайд №2)

Учитель кратко излагает биографию писателя.

3. Лексический разбор слов

У: Посмотрите на экран (слайд №3) Прочитаем (ученики читают)

Вы знаете, что такое кадка?

Ученики отвечают.

Учитель выводит изображение кадки на экран (слайд №4) и объясняет ее назначение.

Читаем следующее слово (ученики читают) Кто-нибудь знает, что такое бузина?

Ученики отвечают.

Учитель выводит изображение бузины на экран (слайд №6, №7) и объясняет назначение.

4. Первичное чтение

Учитель читает текст. Ученики слушают. (приложение 1)

У: Вам было понятно то, о чем я прочитала? (нет)

Почему? (не связно, спутано все)

Правильно! Наша с вами задача - восстановить текст, чтобы все было понятно. Но сначала посмотрите на экран (слайд №8, №9) Читаем слова по цепочке.

Подбадривать, к кадушке, перепорхнул, поглядывал.

Ученики читают.

5. Составление связного текста

Учитель раздает карточку с «1» абзацем. Один из учеников читает. (приложение 1)

У: Как вы думаете, этот абзац может быть началом нашего текста? (нет)

Почему? (ответы учеников)

С какого слова начинается абзац? (брат)

Мы можем понять, кто такой брат, когда начнем читать текст? Это человек или животное, например. Нам будет понятно? (нет)

Значит (это не начало). А о чем мы узнали из данного абзаца? Подчеркнем героев (брат, он, первый воробей, братишка)

Сколько всего героев нам понятно? (нет)

Учитель раздает «2» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)

У: А этот абзац может быть началом нашего текста? (да)

Почему? (ответы учеников)

Нам известно место действия? (да)

Какое? (у угла дачи)

Что было вокруг нам известно? (да, бузина)

Кто сидели на бузине? (два молодых воробья)

Известно нам теперь, сколько героев? (да, двое)

О чем мы узнаем? (один воробей полетел пить воду из кадки, а второй – нет)

Значит это (начало текста) Ставим в углу на карточке цифру 1. Откладываем в сторону.

Учитель раздает «3» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)

О чем мы узнали из этого абзаца? (первый воробей позвал брата, а второй пересилил страх и тоже полетел пить из кадки)

Как вы думаете - это середина или конец? (конец)

Почему? (ответы учеников)

Нам известна развязка? Чем все закончилось? (да)

Значит (это конец) Ставим цифру 3. И, значит, оставшаяся карточка будет номер… (2) То есть середина.

Теперь разложите абзацы в правильном порядке. У нас получился текст.

Учитель читает получившийся текст и отображает его содержание на экране. Ученики внимательно смотрят и слушают (слайд №10)

У: Вам понравился рассказ? (да)

Так какой из воробьев братишка? (черный воробей)

Правильно.

Учитель выводит изображение «братишки» на экран (слайд № 11)

У: Теперь еще раз читаем текст про себя, запоминаем. И будем пересказывать самостоятельно.

Ученики читают.

6. Самостоятельный пересказ текста

Учитель вызывает каждого ученика к компьютеру. Они пересказывают текст «Братишка» с опорой на картинки (анимации). Остальные смотрят и слушают.

7. Задание на дом.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

8. Итог урока

У: Вам понравился сегодняшний рассказ? (да)

О ком он был? (о воробьях)

Что они делали? (ответы учеников)

Братишка поборол свой страх в конце рассказа? (да)

Как это его характеризует? (ответы учеников)

Выставление оценок.

Приложение 1

Абзацы для составления связного текста.

Братишка.

1. Брат опасливо косился на кадушку. Он явно боялся лететь. Первый воробей напился и стал подбадривать другого, звать его. Братишка на ветке решился слетать к кадушке. Он коснулся лапками её края, испугался и полетел назад на бузину.

2. У угла нашей дачи стояла кадка. Она была полна воды. Рядом рос куст бузины. На бузине сидели два молодых воробья. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадки и стал пить. Он пил и поглядывал на брата.

3. Первый воробушек опять позвал брата. Пересилив страх, тот подлетел к кадке и неуверенно сел. Он разинул клюв и стал пить.

Публикации по теме:

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе описание животных. Рассказ по картинкам Цели: учить описывать дикое животное, составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к природе, расширять кругозор. Ход занятия: 1.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказ по картине «Кошка с котятами» Цель: Формировать умение внимательно рассматривать картину, составлять развёрнутый рассказ по картине (с помощью воспитателя). Активизировать.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке» Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга. Материал: игрушка заяц.

Тема: В. Вересаева «Братишка».

Цель: формировать сознательное, правильное чтение; умение разъяснять заглавие текста; умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; умение различать виды рассказов и стихотворений.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

Физминутка

Приветствие.

Чему мы учимся на уроках литературного чтения? Где это может пригодиться?

Покажите с помощью тучки и солнышка с каким настроением вы начинаете работу на уроке.

Составление плана урока.

Разминка (работа по скороговорке).

Для чего выполняем эту работу? Что такое «выразительность»?

Чтение скороговорки, выделение звуков, работа по орфограммам.

Повторение. 3 1 7 2

Сегодня мы отправляемся в поездку в Литературный городок и побываем в гостях.

1.Домик Айболита.

Что это за герой? Он любит узнавать что-то новое. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Познавательные, примеры.)

2.Домик Незнайки.

Что это за герой? Он не умеет себя вести. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Поучительные, примеры.)

3.Домик Матроскина.

Что это за герой? Он любит веселье. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Юмористические, примеры.)

4.Домик Леопольда.

Что это за герой? Он любит слушать стихи. Что вы ему можете предложить? (Прочитать стихотворение Ю. Мориц «Ворона». 1 7 1 2 2 1 )

Вопросы после чтения:

О чём же это стихотворение?

Почему Митя погладил лапки вороны? Как отнеслась к этому ворона? Обидел ли Митя ворону?

В сквере Митя встречается с кошкой и собакой. О чём просит Митю кошка? Почему?

Как вы думаете, понимает ли кошка, что Митя ищет не её? (Да, понимает, и она согласна помочь Мите найти ворону. Но при этом лапка кошки будет в руке Мити!)

Смогут ли Митя и кошка взобраться на облако?

Чтобы глубже понять это стихотворение, прочитаем его ещё раз.

Как поэтесса Юнна Мориц относится к героям своего стихотворения?

Почему она захотела, чтобы Митя погладил лапки пугливой вороне? (Митя гулял один, и ворона была одна...)

Почему не подружились два героя? (Они были слишком разные и не поняли друг друга.)

Кто понял Митино состояние? (Кошка, она предложила Мите свою лапку, ласково назвала его «крошка», утешила его, как могла.)

Рассуждение учителя. Ребята, мы можем только предположить, что заставило Юнну Мориц написать это стихотворение. Может быть, она гуляла однажды в сквере и увидела одиноко сидящего на скамейке мальчика, а рядом с ним – ворону. Возникло впечатление – и заработала фантазия поэта. Она захотела сдружить два одиноких существа – мальчика и ворону. Но одного её желания оказалось мало...

В этом стихотворении очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что мысли эти спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется «уметь читать между строк». Попробуем и мы прочитать между строчками это стихотворение.

Что вы чувствовали, когда читали это стихотворение?

Какие чувства у вас вызывает мальчик? А ворона? А кошка?

Как вы считаете, какая строчка в этом стихотворении самая важная? («Вдвоём веселее дорожка». Это стихотворение – об одиночестве.)

А теперь пора возвращаться.

«Киска».

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Физминутка

- Сегодня познакомимся еще с одним, на мой взгляд очень содержательным произведением.

Самостоятельная работа по чтению биографии.

Работа в парах – пересказ с дополнением друг друга. (1 пару проверить, заслушать.)

В. Вересаев «Братишка». 1 7 1 2 2 1

Работа с текстом до чтения.

Рассмотрите иллюстрацию (с. 161).

Соответствует ли иллюстрация названию рассказа – «Братишка»?

Почему вы так думаете?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать всё произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

Прослушивание текста (аудиозапись).

Понравился? Почему?

Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья?

Почему он решил написать о них рассказ?

Братская любовь пуще каменных стен.

Обсуждение с детьми смысла данной пословицы.

По ходу ведется словарная работа

1 часть.

(Бузина, бок о бок, кадушка, сквозящим, пазухи.)

Где происходит событие?

2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо косился)

Что нового узнали о наших героях?

Как вы, думаете, почему тот воробей, что поменьше, хотел пить, но не опустился на край кадушки?

3 часть (ободряет)

Почему так вел себя первый воробей?

4 часть (порхнул, трепыхая крылышками)

Почему братишка испуганно порхнул на бузину?

Чего он испугался?

Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки?

Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них?

Что вы, можете рассказать о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка?

старший младший

заботливый боязливый

внимательный нерешительный

терпеливый

бойкий

уверенный

Обсуждение главной мысли.

Теперь вам понятно, почему рассказ называется «Братишка»? Объясните.

Можно ли по этому описанию сказать, как писатель относится к живой природе?

«В лесу стоит избушка…»

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в группах. Распределить картинки в правильной последовательности по сюжету, зачитать к ним предложения.

Работа в парах. Озаглавливание частей.

ΙV . Итог.

Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Закончите предложенные фразы.

Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за хорошую работу, полные ответы.



Похожие статьи
 
Категории